Научная статья на тему 'Совершенствование государственной поддержки инвестиционной деятельности в сельском хозяйстве'

Совершенствование государственной поддержки инвестиционной деятельности в сельском хозяйстве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
315
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник аграрной науки
ВАК
AGRIS
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / КОМПЕНСАЦИЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ЛИЗИНГА / STATE SUPPORT FOR AGRICULTURE / INVESTMENT ACTIVITIES / BUDGET FINANCING / COMPENSATION FOR THE ACQUISITION OF AGRICULTURAL MACHINERY / STATE SUPPORT FOR LEASING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дударева А. Б.

Сложившаяся система государственной поддержки сельского хозяйства многопланова и предполагает выделение государственных финансовых ресурсов на развитие отрасли по многим направлениям в рамках федеральных и региональных целевых программ. В каждом субъекте РФ, в том числе и в Орловской области, существуют региональные программы, предусматривающие финансирование направлений государственной поддержки сельского хозяйства за счет средств региональных бюджетов. Таким образом, государственная поддержка осуществляется из бюджетов различных уровней. Система агропромышленного лизинга не может эффективно существовать без достаточной государственной поддержки, которая является объективным условием устойчивого развития сельского хозяйства и агропромышленного комплекса в целом. Объём всех форм государственной поддержки отрасли в 2017 г. составил 1,8% расходов бюджета или 0,6% ВВП. В то время как по оценкам экспертов требуется сумма в 3-3,5% ВВП. На 2018 г. на поддержку АПК выделено 242 млрд руб. из федерального бюджета, субсидии на инвестиционную активность составят 85,5 млрд руб. Объективная необходимость привлечения бюджетного финансирования обусловлена специфическими особенностями экономического развития сельского хозяйства в рыночных условиях, определяющими невозможность участия в усилившейся межотраслевой и международной конкурентной борьбе. Кроме того, сельское хозяйство является, пожалуй, единственной отраслью, подверженной сильному воздействию факторов неопределенности природной среды. Это обусловливает наличие в данной отрасли максимальных производственных и коммерческих рисков. Поэтому сельское хозяйство во многих странах мира поддерживается государством. Опыт зарубежных стран показывает, что роль государства в оживлении инвестиций заключается не в том, чтобы самому быть главным инвестором, а в том, чтобы создать институты, которые задают стимулы для инвестиций и сбережений, координируют хозяйственные решения. И здесь особенно важно образование равного партнерства государства и частного сектора, которое может существовать в многообразных организационных формах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING PUBLIC SUPPORT INVESTMENT IN AGRICULTURE

The current system of state support for agriculture is multifaceted and involves the allocation of state financial resources for the development of the industry in many areas within the framework of federal and regional target programs. In each constituent entity of the Russian Federation, including the Oryol region, there are regional programs that provide for financing the areas of state support for agriculture at the expense of regional budgets. Thus, state support is provided from budgets of various levels. The agro-industrial leasing system cannot exist effectively without sufficient state support, which is an objective condition for the sustainable development of agriculture and the agro-industrial complex as a whole. The volume of all forms of state support for the industry in 2017 amounted to 1.8% of budget expenditures or 0.6% of gross domestic product. While, according to experts, an amount of 3-3.5% of gross domestic product is required. In 2018, 242 billion rubles were allocated for agricultural support, from the federal budget; subsidies for investment activity will amount to 85.5 billion rubles. The objective need to attract budget financing is due to the specific features of the economic development of agriculture in market conditions that determine the impossibility of participation in the intensified intersectoral and international competition. In addition, agriculture is perhaps the only industry exposed to the strong influence of environmental uncertainties. This leads to the presence of maximum production and commercial risks in this industry. Therefore, agriculture in many countries of the world is supported by the state. The experience of foreign countries shows that the role of the state in revitalizing investments is not to be the main investor, but to create institutions that provide incentives for investment and savings coordinate economic decisions. In addition, here it is especially important to form an equal partnership between the state and the private sector, which can exist in diverse organizational forms.

Текст научной работы на тему «Совершенствование государственной поддержки инвестиционной деятельности в сельском хозяйстве»

УДК / UDC 338.246.027:330.322.14:63

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

IMPROVING PUBLIC SUPPORT INVESTMENT IN AGRICULTURE

Дударева А.Б., кандидат экономических наук, доцент Dudareva A.B., Candidate of Economic Sciences, Associate Professor ФГБОУ ВО «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина», Орел, Россия

Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Education "Orel State Agrarian University named after N.V. Parakhin", Orel, Russia

E-mail: dudareffa@mail.ru

Сложившаяся система государственной поддержки сельского хозяйства многопланова и предполагает выделение государственных финансовых ресурсов на развитие отрасли по многим направлениям в рамках федеральных и региональных целевых программ. В каждом субъекте РФ, в том числе и в Орловской области, существуют региональные программы, предусматривающие финансирование направлений государственной поддержки сельского хозяйства за счет средств региональных бюджетов. Таким образом, государственная поддержка осуществляется из бюджетов различных уровней. Система агропромышленного лизинга не может эффективно существовать без достаточной государственной поддержки, которая является объективным условием устойчивого развития сельского хозяйства и агропромышленного комплекса в целом. Объём всех форм государственной поддержки отрасли в 2017 г. составил 1,8% расходов бюджета или 0,6% ВВП. В то время как по оценкам экспертов требуется сумма в 3-3,5% ВВП. На 2018 г. на поддержку АПК выделено 242 млрд руб. из федерального бюджета, субсидии на инвестиционную активность составят 85,5 млрд руб. Объективная необходимость привлечения бюджетного финансирования обусловлена специфическими особенностями экономического развития сельского хозяйства в рыночных условиях, определяющими невозможность участия в усилившейся межотраслевой и международной конкурентной борьбе. Кроме того, сельское хозяйство является, пожалуй, единственной отраслью, подверженной сильному воздействию факторов неопределенности природной среды. Это обусловливает наличие в данной отрасли максимальных производственных и коммерческих рисков. Поэтому сельское хозяйство во многих странах мира поддерживается государством. Опыт зарубежных стран показывает, что роль государства в оживлении инвестиций заключается не в том, чтобы самому быть главным инвестором, а в том, чтобы создать институты, которые задают стимулы для инвестиций и сбережений, координируют хозяйственные решения. И здесь особенно важно образование равного партнерства государства и частного сектора, которое может существовать в многообразных организационных формах. Ключевые слова: государственная поддержка сельского хозяйства, инвестиционная деятельность, бюджетное финансирование, компенсация приобретения сельскохозяйственной техники, государственная поддержка лизинга.

The current system of state support for agriculture is multifaceted and involves the allocation of state financial resources for the development of the industry in many areas within the framework of federal and regional target programs. In each constituent entity of the Russian Federation, including the Oryol region, there are regional programs that provide for financing the areas of state support for agriculture at the expense of regional budgets. Thus, state support is provided from budgets of various levels. The agro-industrial leasing system cannot exist effectively without sufficient state support, which is an objective condition for the sustainable development of agriculture and the agro-industrial complex as a whole. The volume of all forms of state support for the industry in 2017 amounted to 1.8% of budget expenditures or 0.6% of gross domestic

product. While, according to experts, an amount of 3-3.5% of gross domestic product is required. In 2018, 242 billion rubles were allocated for agricultural support, from the federal budget; subsidies for investment activity will amount to 85.5 billion rubles. The objective need to attract budget financing is due to the specific features of the economic development of agriculture in market conditions that determine the impossibility of participation in the intensified intersectoral and international competition. In addition, agriculture is perhaps the only industry exposed to the strong influence of environmental uncertainties. This leads to the presence of maximum production and commercial risks in this industry. Therefore, agriculture in many countries of the world is supported by the state. The experience of foreign countries shows that the role of the state in revitalizing investments is not to be the main investor, but to create institutions that provide incentives for investment and savings coordinate economic decisions. In addition, here it is especially important to form an equal partnership between the state and the private sector, which can exist in diverse organizational forms.

Key words: state support for agriculture, investment activities, budget financing, compensation for the acquisition of agricultural machinery, state support for leasing.

Государственная поддержка сельского хозяйства в различных формах осуществляется по направлениям и отраслям в соответствии с выбранными, на федеральном и региональном уровнях, приоритетами развития аграрного сектора экономики. Одним из преобладающих направлений государственной поддержки является субсидирование части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на выплату процентов по кредитам. При этом компенсируются затраты на выплату процентов как по краткосрочным, так и по долгосрочным кредитам, которые используются для финансирования инвестиционных проектов и других капитальных вложений. Таким образом, государственная поддержка воспроизводственных процессов в сельском хозяйстве осуществляется через приоритеты развития соответствующих отраслей сельского хозяйства [2].

На рис. 1 представлены основные сложившиеся формы государственной поддержки АПК на основе бюджетного финансирования отрасли.

В сложившейся системе государственной поддержки приоритеты выделения финансовых ресурсов могут меняться и корректироваться, особенно на региональном уровне. Это приводит к тому, что в различных регионах РФ фактически формируются разные условия государственной поддержки воспроизводства материально-технической базы сельского хозяйства. Дифференциация регионов усиливается из-за разного уровня их финансового состояния и способности выделять бюджетные средства на развитие сельского хозяйства. Это является следствием реализации принципа обязательного долевого участия региональных бюджетов в программах государственной поддержки [3]. С одной стороны, это является положительным моментом, с точки зрения повышения ответственности региональных органов управления АПК, с другой - приводит к необоснованной дифференциации регионов по уровню государственной поддержки. Фактически, в сложившейся системе регионы со слабыми бюджетами, не способные выделять необходимые средства на поддержку сельского хозяйства, не могут рассчитывать на получение значительной поддержки и из федерального бюджета, несмотря на острую объективную необходимость.

Сложившаяся в настоящее время практика распределения бюджетных средств, предназначенных для финансирования договоров лизинга, между лизингополучателями в регионах и недостаточная нормативно-правовая база обусловливают низкую эффективность данной меры государственной поддержки, недостаточно высокую возвратность лизинговых платежей.

Рисунок 1 - Формы государственной поддержки АПК на основе бюджетного финансирования

Не совсем обоснованной в настоящее время является приоритетная поддержка кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей. Поддержка инвестиционных кредитов и кредитов на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования фактически конкурирует с поддержкой агропромышленного лизинга [10].

Сельскохозяйственным товаропроизводителям приходится выбирать между кредитной и лизинговой формой финансирования капиталовложений и этот выбор во многих случаях бывает сделать непросто. Ситуация усложняется тем, что в качестве факторов выбора иногда необходимо учитывать и прямые формы государственной поддержки тех или иных отраслей, которые могут присутствовать в некоторых регионах.

В настоящее время целесообразно было бы сформировать единую систему государственной поддержки воспроизводства основных фондов в сельском

хозяйстве, поскольку это одна из ключевых проблем современного аграрного сектора экономики России. На протяжении последних 20 лет большинство сельскохозяйственных товаропроизводителей фактически не имели возможности осуществлять воспроизводственный процесс, что привело в настоящее время к образованию значительного разрыва между уровнями технического оснащения и энерговооруженности российских и зарубежных производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия [5].

Недостаточная техническая оснащенность отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей является главной причиной технологического отставания и тормозом в осуществлении инновационной модернизации сельского хозяйства. Во многих малых формах хозяйствования наблюдается даже технологическая деградация сельскохозяйственного производства, поскольку они вынуждены использовать устаревшие физически и морально сельскохозяйственную технику и оборудование. Сложившаяся ситуация является крайне опасной не только с точки зрения невозможности дальнейшего развития сельского хозяйства, но и с точки зрения выполнения задачи обеспечения продовольственной безопасности государства, не говоря даже о необходимости обеспечения конкурентоспособности российского агрокомплекса на международном рынке.

Государственную поддержку воспроизводственных процессов в сельском хозяйстве необходимо выделить и оформить в обособленную целевую программу, реализуемую на федеральном и региональном уровнях по единым подходам и принципам. По нашему мнению, в основу государственной поддержки приобретения сельскохозяйственной техники, оборудования и других основных фондов должен быть заложен компенсационный механизм поддержки, обеспечивающий обоснованное формирование и использование фондов государственной поддержки, в том числе и лизингового фонда, формируемого, как предлагалось ранее, за счет федерального и региональных бюджетов [6].

Компенсационный механизм поддержки воспроизводства материально-технической базы в значительной степени зависит от научного обоснования соответствующей региональной системы нормативов. Затраты на приобретение новой сельскохозяйственной техники представляют собой часть общих производственных затрат. Необходимо дифференцирование компенсационной ресурсной поддержки в зависимости от вида сельскохозяйственной техники. Базовая система региональных нормативов компенсационной поддержки приобретения сельхозтехники приведена в таблице 1.

Предлагаемая система региональных компенсационных нормативов включает в себя три уровня их дифференциации:

1) компенсация доли общих производственных затрат, осуществляемая с учетом географического и территориального размещения, природно-климатических и почвенных условий и специализации предприятий;

2) компенсация платежей, осуществляемая с учетом приоритетов государственной региональной политики поддержки воспроизводственных процессов в сельском хозяйстве;

3) компенсационные платежи по конкретным видам сельскохозяйственной техники и оборудования.

Уровень компенсаций третьего уровня обосновывается конъюнктурой рынка сельскохозяйственной техники и финансового рынка региона; приоритетами ценовой государственной (федеральной и региональной) политики в регулировании рынка сельскохозяйственной техники; приоритетами поддержки новых систем земледелия и технологий.

Таблица 1 - Система региональных нормативов компенсации приобретения сельскохозяйственной техники

Уровень компенсации Факторы дифференциации

1. Доля производственных затрат, подлежащих компенсационной государственной поддержке Почвенно-климатические условия, хозяйственная специализация, территориальное размещение

2. Доля компенсационного платежа, выделяемого для приобретения сельскохозяйственной техники, в общем компенсационном платеже Приоритеты государственной региональной политики поддержки воспроизводственных процессов

3. Доля компенсационного платежа по видам сельскохозяйственной техники в компенсационном платеже по п. 2. Экономические условия рынка сельскохозяйственной техники и финансового рынка региона. Приоритеты ценовой государственной (федеральной и региональной) политики в регулировании рынка сельскохозяйственной техники. Приоритеты поддержки новых систем земледелия и технологий

Система нормативов определяет величину компенсационного платежа Кп для приобретения /-того вида техники в зависимости от норматива затрат Нз сельхозпроизводства:

Кт = Нз*К1*К2*Кз1 (1)

где К1 - доля производственных затрат, подлежащих компенсационной поддержке;

К2 - доля компенсационного платежа, выделяемого для приобретения новой сельскохозяйственной техники;

^ - дифференцированная по видам сельскохозяйственной техники доля поддержки приобретения ьтого вида техники (/ = 1,..., п).

Критерием обоснования нормативов компенсационных платежей, обеспечивающих компенсацию части затрат на приобретение новой сельскохозяйственной техники, следует принять показатель рентабельности производства, нормативный уровень которого может быть выбран одинаковым по хозяйствам региона. По различным источникам, уровень рентабельности по основному производству в сельском хозяйстве рекомендуется поддерживать 1,4 равным, то есть чистая прибыль в среднем в каждой социально-экономической зоне по всем главным культурам не должна быть ниже 40% производственных затрат. Аналитические показатели свидетельствуют, что такого уровня прибыли достаточно для воспроизводства сельскохозяйственной техники, поддержания плодородия сельхозугодий, решения проблем минимальной поддержки социальной сферы села и пр. [11].

Единый компенсационный платеж включает в себя компенсации текущих затрат на производство и средства на обновление материально-технической базы в случае использования лизингового механизма при ее приобретении, поскольку лизинговые платежи осуществляются за счет производства и реализации продукции. Компенсационный механизм позволяет создать основу для развития дилерских и дистрибьюторских сетей, негосударственных лизинговых компаний и иных элементов инфраструктуры.

Для реализации компенсационной государственной поддержки лизингового субсидирования, отражающей интересы всех участников лизингового соглашения можно предложить следующую схему государственной поддержки лизинга в аграрном секторе экономики (рис 2).

Рисунок 2 - Схема государственной поддержки лизинга в АПК

Реализация компенсационного механизма государственной поддержки развития лизинговых отношений позволит:

- обеспечить прибыльность сельскохозяйственного производства (достигается формированием системы соответствующих нормативов компенсации части затрат);

- обеспечить возвратность платежей по аграрному лизингу (страхование, использование консолидированной ответственности и залоговой ценности лизингового имущества);

- обеспечить целевое использование компенсационных платежей лизингополучателями (расчет компенсационных платежей производится в зависимости от площади обрабатываемых земель, нормативной урожайности и объема госзаказа по норме, соответствующей выбранной амортизационной политике, выплачивается по факту приобретения сельхозтехники).

Выводы. Таким образом, совершенствование государственной поддержки воспроизводственных процессов в сельском хозяйстве должно быть основано на использовании компенсационного механизма с научно обоснованной системой нормативов компенсации затрат на приобретение материально-технических ресурсов. Отдельным направлением государственной поддержки должно являться стимулирование создания кооперативных машинно-технологических станций, объединяющих малые хозяйства и позволяющих им использовать современную высокопроизводительную технику. Такие кооперативные объединения могут выступать реальными лизингополучателями и полноценно участвовать в системе агропромышленного лизинга.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Алентьева Н.В. Основные направления государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в современных условиях // Вестник аграрной науки. 2018. № 4 (73). С. 106-110.

2. Борхунов Н.А., Сапронова А.Б. Бюджетная поддержка государства и воспроизводство в сельскохозяйственных организациях Орловской области // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2007. № 5. С. 20-22.

3. Бритик Э.В., Владимиров В.В., Шулдиков А.В. Совершенствование мер государственного стимулирования инвестиционной активности в сельском хозяйстве // Вестник университета. 2019. № 1. С. 151-157.

4. Государственная поддержка и механизмы её реализации в АПК (теория, методология, расчёты) // И.Г. Ушачев [и др.]. М.: ООО «НИПКЦ Восход-А», 2008. 224 с.

5. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы // URL: http://www.gosprog.ru/gp-razvitiya-selskogo-hozyaystva/ (дата обращения: 04.02.2020).

6. Дударева А.Б. Условия повышения инвестиционной привлекательности России // Проблемы и перспективы развития аграрного сектора экономики: взгляд молодых: материалы научно-практической конференции молодых ученых. Орел, 2015. С. 143-148.

7. Финансово-инвестиционное обеспечение воспроизводственных процессов в агропромышленном комплексе / Н.Ю. Кожанчикова, А.А. Полякова, А.Б. Дударева, А.А. Сидорин // Russian Journal of Agricultural and Socio-Economic Sciences. 2017. № 11 (71). С. 357-361.

8. Неганова В.П., Дудник А.В. Совершенствование государственной поддержки АПК региона // Экономика региона. 2018. № 2. С. 651-653.

9. Попова Л.В., Досова А.Г. Совершенствование системы государственной поддержки технического потенциала сельского хозяйства // Известия НВ аУк. 2016. № 2. С. 297-302.

10. Сапронова А.Б. Концептуальные подходы к исследованию эквивалентности в воспроизводственном процессе // Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 14 (195). С. 20-26.

11. Финансовое обеспечение инвестиционных процессов в АПК: проблемы и пути решения / О.В. Сидоренко, М.К. Чистякова, И.В. Ильина, А.Б. Дударева, Н.В. Алентьева // Орел, 2019. 188 с.

REFERENCES

1. Alenteva N.V. Osnovnye napravleniya gosudarstvennoy podderzhki selskokhozyaystvennykh tovaroproizvoditeley v sovremennykh usloviyakh // Vestnik agrarnoy nauki. 2018. № 4 (73). S. 106-110.

2. Borkhunov N.A., Sapronova A.B. Byudzhetnaya podderzhka gosudarstva i vosproizvodstvo v selskokhozyaystvennykh organizatsiyakh Orlovskoy oblasti // Ekonomika selskokhozyaystvennykh i pererabatyvayushchikh predpriyatiy. 2007. № 5. S. 20-22.

3. Britik E.V., Vladimirov V.V., Shuldikov A.V. Sovershenstvovanie mer gosudarstvennogo stimulirovaniya investitsionnoy aktivnosti v selskom khozyaystve // Vestnik universiteta. 2019. № 1. S. 151-157.

4. Gosudarstvennaya podderzhka i mekhanizmy ee realizatsii v APK (teoriya, metodologiya, raschety) // I.G. Ushachev [i dr.]. M.: OOO «NIPKTs Voskhod-A», 2008. 224 s.

5. Gosudarstvennaya programma razvitiya selskogo khozyaystva i regulirovaniya rynkov selskokhozyaystvennoy produktsii, syrya i prodovolstviya na 2013-2020 gody //URL: http://www.gosprog.ru/gp-razvitiya-selskogo-hozyaystva/ (data obrashcheniya: 04.02.2020).

6. Dudareva A.B. Usloviya povysheniya investitsionnoy privlekatelnosti Rossii // Problemy i perspektivy razvitiya agrarnogo sektora ekonomiki: vzglyad molodykh: materialy nauchno-prakticheskoy konferentsii molodykh uchenykh. Orel, 2015. S. 143-148.

7. Finansovo-investitsionnoe obespechenie vosproizvodstvennykh protsessov v agropromyshlennom komplekse / N.Yu. Kozhanchikova, A.A. Polyakova, A.B. Dudareva, A.A. Sidorin // Russian Journal of Agricultural and Socio-Economic Sciences. 2017. № 11 (71). S. 357-361.

8. Neganova V.P., Dudnik A.V. Sovershenstvovanie gosudarstvennoy podderzhki APK regiona // Ekonomika regiona. 2018. № 2. S. 651-653.

9. Popova L.V., Dosova A.G. Sovershenstvovanie sistemy gosudarstvennoy podderzhki tekhnicheskogo potentsiala selskogo khozyaystva // Izvestiya NV AUK. 2016. № 2. S. 297-302.

10. Sapronova A.B. Kontseptualnye podkhody k issledovaniyu ekvivalentnosti v vosproizvodstvennom protsesse // Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2010. № 14 (195). S. 20-26.

11. Finansovoe obespechenie investitsionnykh protsessov v APK: problemy i puti resheniya / O.V. Sidorenko, M.K. Chistyakova, I.V. Ilina, A.B. Dudareva, N.V. Alenteva // Orel, 2019. 188 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.