УДК 338.434:631.1 (470.63)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА АГРАРНОГО СЕКТОРА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Л.Р. ОГАНЯН, научный сотрудник Ставропольский НИИСХ Россельхозакадемии, Россия, Ставропольский край, г. Михайловск, ул. Ни-конова, 49
E-mail: [email protected]
Резюме. В результате выполненных исследований на основе изучения условий функционирования отечественной аграрной отрасли, определена важная роль совершенствования государственной поддержки развития агропромышленного комплекса. Проведен анализ состояния господдержки сельского хозяйства в Ставропольском крае за последние 5 лет и сделана попытка оценить ее в перспективе. С 2008 по 2012 гг. объем государственной поддержки аграрного сектора края вырос в1,5 раза идостигуровня 5,6 млрд руб., в целом по стране объем субсидий увеличился за этотже период с 238до 276млрд руб., или на 16%. Господдержка сельхозтоваропроизводителей края осуществляется в недостаточном объеме (4,3 млрд руб. в год в среднем за2008-2012гг.). Кроме того, она отличается структурным несовершенством (основная часть приходится на федеральный бюджет, более 40% общего объема средств выделяется на стимулирование кредитования), что не обеспечивает условий для эффективной работы аграрной отрасли региона. Коэффициент эффективности государственной поддержки в сельскохозяйственных предприятиях Ставропольского края сократился с 1,143 в 2008 г. до 1,037в 2012г., или на 9,3%. В целом за пять лет реализации Государственной программы прирост валовой продукции составил 27,8%, однако эффективность использования государственных средств на поддержку агропромышленного комплекса в регионе в среднем была равна 1,117. Для обеспечения к2020г. задекларированного в Госпрограмме уровня рентабельности аграрного сектора в размере 15%, по нашим расчетам, потребуется увеличение объемов финансирования на 1 га пашни (с учетом инфляции на уровне 7%) с 3,0 тыс. руб. в 2013 г. до 4,9 тыс. руб. в2020г. против 2,3 тыс. руб. в среднем за2008-2012гг. и 2,5 тыс. руб., запланированных в среднем на 2013-2020 гг. Ключевые слова: государственная поддержка сельского хозяйства, Государственная программа, субсидии, ВТО.
В современных условиях возрастающей конкуренции на мировом продовольственном рынке государственная поддержка сельского хозяйства - один из ключевых инструментов повышения эффективности аграрного сектора экономики.
Решение этой проблемы особенно важно для такого крупного сельскохозяйственного региона юга России, как Ставропольский край [1]. При доле его территории в общей площади нашей страны 0,39% в 2013 г. в крае было произведено 3,3% валовой продукции сельского хозяйства Российской Федерации, в том числе 14,6% озимой пшеницы, 32,9 - озимого ячменя, 7,1 - кукурузы, 4,2 -подсолнечника, 3,1 - мяса (в живом весе), 2,2 - молока, 1,9 - яиц, 13,3% - шерсти.
Цель нашего исследования - экономическая оценка государственной поддержки сельскогохозяйства Ставропольского края и анализ эффективности её использования в современных условиях
Условия, материалы и методы. Для достижения поставленной цели был проведен анализ государственной поддержки края в 2008-2012 гг., а также оценка её эффективности с учетом финансовых возможностей Госпрограммы на 2013-2020 гг. и требований ВТО; выявлены особенности региональной господдержки и тенденции её развития.
Методологическую основу исследования составили научные труды ведущих отечественных и зарубежных экономистов-аграрников, нормативно-правовые акты органов исполнительной и законодательной власти в области сельского хозяйства.
Информационная база исследований основана на материалах Росстата, в том числе его территориального органа в Ставропольском крае, оперативных данных Министерства сельского хозяйства РФ и Ставропольского края.
Оценку эффективности государственной поддержки осуществляли с использованием методики Всероссийского научно-исследовательского института экономики, труда и управления в сельском хозяйстве.
Результаты и обсуждение. Государственная поддержка агропромышленного комплекса - одно из важнейших экономических условий расширенного воспроизводства отрасли, что связано с такими специфическими особенностями, как зависимость от природно-климатических факторов, использование биологических объектов в производственно-хозяйственной деятельности и др.
Под господдержкой АПК следует понимать совокупность научно обоснованных правовых, социально-экономических, финансовых и организационных мер, устанавливаемых государством с целью активного воздействия на развитие сельскохозяйственного производства и сельских территорий [1]. В Российской Федерации на сегодняшний день они осуществляются в соответствии с ФЗ «О развитии сельского хозяйства» [2] и утвержденной Правительством РФ «Государственной программой развития сельского хозяйства и регу-
Таблица 1. Основные индикаторы реализации Госпрограммы 2008-2012 г. в России и Ставропольском крае (в сопоставимых ценах; к предыдущему году), %
Индикатор Российская Федерация Ставропольский край
план факт план I факт
Индекс производства продукции сельского
хозяйства в хозяйствах всех категорий 104,1 95,3 101,1 80,4
Индекс производства продукции животно-
водства 105,1 103,3 101,4 102,4
Индекс производства продукции расте-
ниеводства 103,1 88,0 101,0 71,2
Индекс физического объема инвестиций в
основной капитал сельского хозяйства 107,1 97,1 107,1 100,6
Располагаемые ресурсы домашних хо-
зяйств в сельской местности (руб./мес. на
1 члена хозяйства) 11821,0 13517,1 9317 10552,1
Коэффициенты обновления основных видов
сельскохозяйственной техники
в сельскохозяйственных организациях, %:
тракторы 10,3 4,2 10,3 2,6
комбайны зерноуборочные 13,0 5,0 13,0 5,4
комбайны кормоуборочные 11,6 5,7 11,6 2,2
Энергообеспеченность сельскохозяй-
ственных организаций, л.с./100 га посев-
ной площади 168 211 186 244
лирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг.» [3].
В Ставропольском крае реализацию мероприятий Госпрограммы 2008-2012 гг. осуществляли в рамках Соглашения, заключенного между Министерством сельского хозяйства РФ и Правительством края [4]. Меры по решению финансово-экономических проблем аграрной отрасли, предпринятые в ее рамках, положительно отразились лишь на отдельных показателях работы сельхозтоваропроизводителей.
Например, из девяти основных индикаторов реализации Госпрограммы, несмотря на то, что ее профинансировали на 118,4% (653 млрд руб. вместо запланированных 551,3 млрд руб.), в Ставропольском крае были достигнуты только три, в целом по стране - два (табл. 1). При этом в среднем за 2008-2012 гг. на субсидирование процентных ставок по кредитам приходилось 43% (в 2013 г. - 46,9%) всего ресурсного обеспечения Государственной программы из федерального бюджета [5].
С 2008 по 2012 гг. размеры господдержки сельского хозяйства Ставропольского края выросли в 1,5 раза и достигли уровня в 5,6 млрд руб., по Российской Федерации объем субсидий увеличился с 238 до 276 млрд руб., или на 16% (табл. 2).
Таблица 2. Экономическая оценка государственной поддержки АПК в России и Ставропольском крае за 2008-2012 гг.
* СК — Ставропольский край
Следует отметить, что основная часть в структуре государственного финансирования сельского хозяйства Российской Федерации приходится на региональные бюджеты (в среднем за пять лет около 65%), тогда как в Ставропольском крае государственная поддержка сельхозтоваропроизводителей осуществляется преимущественно за счёт средств федерального бюджета (70%). При этом если вклад аграрного сектора региона в общероссийское производство валовой продукции сельского хозяйства в среднем за 2008-2012 гг. составил 3,0%, то доля федеральных средств на его поддержку была равна 2,3%.
В 2012 г. наибольшая доля в структуре государственной поддержки сельского хозяйства из краевого бюджета приходилась на следующие статьи:
возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам и займам, полученным на срок от 2 до 10 лет, — 33,2%, до одного года - 12,5%;
компенсация части затрат на страхование урожая сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений -11,5%, на приобретение средств химизации - 7,9%;
поддержка экономически значимых региональных программ - 9,7%, племенного животноводства - 5,5%.
При этом основную часть субсидий получали креп-нотоварные сельхозпредприятия. На малые формы хозяйствования приходилось менее 10% общего объема господдержки, тогда как их доля в структуре валовой продукции составляла почти 40%.
Кроме того, в 2008-2012 гг. наблюдалась значительная дифференциация уровня субсидирования по районам края. Например, на Шпаковский и Кочубеевский районы, доля которых в производстве сельскохозяйственной продукции края составляет 14,5%, приходилось более 25% выделенных средств.
За рассматриваемый период расходы бюджета на поддержку аграрного сектора края выросли на 51,4%, а затраты на производство сельскохозяйственной продукции - на 47,1% (см. табл. 2). В расчете на одного сельскохозяйственного работника размер субсидий в регионе увеличился на 8,5 тыс. руб., или в 1,5 раза, на одну сельхо-зорганизацию - на 164,8 тыс. руб., или в 1,7 раза, что обусловлено сокращением числа предприятий с 14,7 тыс. ед. в 2008 г. до 13,4 тыс. ед. в 2012 г. Аналогичная тенденция характерна и в целом для Российской Федерации.
По нашим расчетам, господдержка на 1 руб. продукции, произведенной сельхозтоваропроизводителями России, в 2012 г. составила 9 коп., Ставропольского
края - 6 коп., в то время как в странах ЕС субсидии достигают 45.. .50% стоимости товарной продукции, в Японии и Финляндии - 70%.
Любая государственная поддержка должна обеспечивать получение ожидаемых результатов, то есть ее необходимо экономически обосновать. Для этого нужна система критериев и показателей оценки эффективности [6]. Результаты нашего анализа свидетельствует, что коэффициент эффективности государственной поддержки сельскохозяйственных предприятий Ставропольского края снизился с 1,143 в 2008 г. до 1,037 в 2012 г., или на 9,3%. В целом за пять лет реализации Государственной программы прирост валовой продукции в регионе достиг 27,8%, однако эффективность государственных средств, затраченных на поддержку агропромышленного комплекса края, за этот период в среднем составила всего 1,117 (табл. 3).
Особую актуальность вопросы бюджетной поддержки сельского хозяйства России приобрели в свете вступления в ВТО, что связано как с ограничением общего объема субсидирования, так и с изменением его направлений.
Таблица 3. Эффективность использования государственной поддержки в сельхозпредприятиях Ставропольского края за 2008-2012 гг.
Год Сумма государственной поддержки в расчете на
1 га сельхозугодий, руб. 1 руб. произведенной сельскохозяйственной продукции, коп 1 сельскохозяйственную организацию, тыс. руб. 1 сельскохозяйственного работника, тыс. руб.
РФ I СК* РФ I СК РФ I СК РФ I СК
2008 1080 639 9,7 5,5 1072,9 251,9 35,7 17,2 2009 1266 622 11,1 5,2 1344,4 251,9 43,6 16,9 2010 1190 691 10,1 4,8 1356,3 282,8 40,6 18,6 2011 1220 760 8,2 4,3 1493,6 324,0 40,8 20,4 2012 1256 968 8,7 5,9 1632,2 416,7 42,8 25,7
Показатель 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2012 г. к 2008 г., % В среднем за 5 лет
Объем государственной под-
держки - всего, млрд руб. 3,7 3,6 4,0 4,4 5,6 151,4 4,3
Валовая продукция, млрд
руб. 47,4 39,2 49,4 65,0 60,6 127,8 52,3
Затраты на производство ва-
ловой продукции, млрд руб. 39,7 39,9 43,4 52,8 58,4 147,1 46,8
Прирост валовой продукции
от господдержки, млрд руб. 4,2 3,5 4,6 5,4 5,8 138,1 4,7
Эффективность господ-
держки 1,143 0,983 1,144 1,231 1,037 90,7 1,117
На финансирование сельского хозяйства в рамках Госпрограммы на 2013-2020 гг. с учетом корректив выделено 2302,4 млрд руб., в том числе за счет средств федерального бюджета - 1525,6 млрд руб. (в предыдущей редакции госпрограммы - 1509,7 млрд руб.), или 66% всех расходов. В годовом исчислении предполагается увеличение финансирования с 277,7 млрд руб. в 2013 г. до 338,6 млрд руб. в 2020 г. (табл. 4).
При этом в соответствии с протоколом Соглашения с ВТО размер господдержки сельхозтоваропроизводителей в 2012 и 2013 гг. зафиксирован на уровне в размере 9 млрд долл. США в год, а далее к 2018 г. предусмотрено ее поэтапное сокращение до 4,4 млрд долл. США. Сравнение 8-летней динамики обязательств по максимальному размеру поддержки сельского хозяйства в рамках ВТО и средств Госпрограммы развития сельскохозяйственной отрасли на 2013-2020 гг. свидетельствует о противоположной направленности их изменения в течение рассматриваемого периода. Это обусловливает необходимость маневрировать объемами внутренней поддержки сельского хозяйства в соответствии с правилами Всемирной торговой организации по «корзинам».
В связи требованиями ВТО в экономический механизм реализации Госпрограммы на 2013-2020 гг. введен ряд новшеств. Прежде всего, речь идет о «несвязанной» поддержке сельскохозтоваропроизводителей в области растениеводства, которая заменит ряд прежних мер, включая субсидии на приобретение минеральных удобрений и средств защиты растений, субсидии на горючее, субсидии на проценты по кредитам на посевные и уборочные работы, а также небольшие дотации на производство льна и конопли. Этот вид поддержки по классификации ВТО отнесен к «зеленой» корзине.
Объем выделения средств из федерального бюджета на подобные субсидии конкретному региону зависит от размеров посевной площади за прошлый год, уровня плодородия почвы и урожайности сельскохозяйственных культур. При прочих равных условиях субъекты с более высокой урожайностью получают большее финансирование в расчете на 1 га. В рамках такой поддержки из средств федерального бюджета в 2013 г. было выделено
24,4 млрд руб., в том числе Ставропольскому краю -1,3 млрд руб., или 5,1% от общероссийской суммы [7]. В 2014 г. на эти цели предусмотрено выделение 14,4 млрд руб. [8], что составляет 59,0 % от уровня 2013 г.
По нашим расчетам, средняя ставка субсидий из федерального бюджета в 2013 г. по стране в расчете на 1 га посевной площади (без ЛПХ) составила 346 руб., в СКФО величина этого показателя превышала сред-
нюю по стране на 24% и достигала 429 руб./га (от 337 руб. в Республике Ингушетия до 516 руб. в Республике Северная Осетия-Алания).
Помимо несвязанной поддержки среди «новшеств» Госпрограммы - субсидии на 1 л (кг) реализованного товарного молока. Средства предоставляются сельхозтоваропроизводителям ежеквартально, исходя из объемов реализации в предыдущем квартале, подтверждаемых Федеральной службой государственной статистики и молокоперерабатывающими предприятиями, при условии сдачи продукции не ниже высшего сорта с содержанием молочного жира и белка в 2014 г. не ниже 3,7 и 3,0% соответственно; в 2015 г. - не ниже 3,7 и 3,1%, в 2016-2020 гг. - не ниже 3,8 и 3,2% [9,10].
На выполнение этого направления Госпрограммы из средств федерального бюджета в 2013 г. выделили 12,7 млрд руб., в том числе на долю Ставропольского края пришлось 0,8%, или 99,7 млн руб., СКФО - 3,5%.
Таким образом, усложнение условий деятельности аграрного сектора после присоединения к ВТО требует совершенствования экономического механизма хозяйствования. Позиционируя рентабельность в качестве основного критерия его оценки, мы попытались определить размеры государственной поддержки для обеспечения к 2020 г. задекларированного в Госпрограмме уровня рентабельности аграрного сектора, который после секвестрования на 1 трлн руб. был снижен с 25 до 15%.
Причем, на наш взгляд, при такой величине этого показателя условия расширенного воспроизводства отрасли в целом отсутствуют и, соответственно, полное достижение целей, определенных Доктриной продовольственной безопасности невозможно. Согласно результатам проведенных расчетов, при средней за
Таблица 5. Возможности рентабельного ведения отрасли с учетом прогнозируемого уровня господ-
держки сельхозтоваропроизводителей в расчете на 1 га пашни, руб.
Уровень рентабельности, % 20082012 гг. 2013 г. 2015 г. 2018 г. 2020 г.
7* 10 7 10 7 10 7 10
1 188 201 207 230 251 282 334 323 404
15 2825 3023 3108 2461 3761 4240 5006 4854 6057
25 4709 5039 5180 5769 6268 7067 8343 8090 10094
40 7535 8062 8288 9231 10029 11308 13348 12947 16151
60 11302 12093 12432 13845 15043 16961 20022 19419 24227
Таблица 4. Государственная поддержка сельского хозяйства России на период до 2020 г.
Год Госпрограмма развития сельского хозяйства на 2013-2020 гг. (всего), млрд руб. В том числе Доля федерального бюджета, % Обязательства РФ по максимальному размеру поддержки сельского хозяйства по ВТО (желтая корзина), млрд руб.* Соотношение средств Госпрограммы и обязательств по ВТО, %
федеральный бюджет, млрд руб. региональный бюджет, млрд руб.
2013 277,7 197,7 80,0 71,2 288,0 96,4
2014 245,0 170,1 74,9 69,4 275,4 89,0
2015 253,5 165,7 87,8 65,4 244,8 103,6
2016 258,8 164,7 94,1 63,6 214,2 120,8
2017 294,2 194,7 99,5 66,2 183,6 160,2
2018 310,5 203,6 106,9 65,6 149,6 207,6
2019 324,1 211,2 112,9 65,2 149,6 216,6
2020 338,6 217,9 120,7 64,4 149,6 226,3
Итого 2302,4 1525,6 776,8 66,3 1654,8 139,1
*2013 г. курс 1 $=32руб., 2014-2020 гг. - 1 $=34 руб.
*среднегодовая инфляция, % Достижения науки и техники АПК, №9-2014
2008-2012 гг. урожайности озимой пшеницы в Ставропольском крае на уровне 3,3 т/га и производственных затратах на ее выращивание 14,2 тыс. руб./га (с учетом современных технологий и цен на материально-технические ресурсы) расширенное воспроизводство возможно при цене зерна 6,0.6,6 тыс. руб./т, то есть, начиная с 40 %-ного уровня рентабельности.
Для обеспечения к 2020 г. уровня рентабельности аграрного сектора в размере 15% (с учетом инфляции не более 7%) потребуется увеличения объемов финансирования с 3,0 тыс. руб./га пашни в 2013 г. до 4,9 тыс. руб./га в 2020 г., а для формирования условий для расширенного воспроизводства (при 40 %-ном уровне рентабельности) - соответственно от 8,1 до 12,9 тыс. руб./га против 2,3 тыс. руб./га в среднем за 2008-2012 гг. и 2,5 тыс. руб./га, запланированных в среднем на 2013-2020 гг. (табл. 5).
Выводы. Результаты анализа свидетельствуют о недостаточном объеме (4,3 млрд руб. в год в среднем за 2008-2012 гг.) и структурном несовершенстве (основная часть приходится на федеральный бюджет, стимулирование кредитования занимает более 40% общего объема выделенных средств, только 10% субсидий приходится на развитие малых форм хозяйство-
вания, которые производят 40% валовой продукции отрасли) господдержки сельхозтоваропроизводителей Ставропольского края.
Коэффициент эффективности государственной поддержки в сельхозпредприятиях Ставропольского края сократился с 1,143 в 2008 г. до 1,037 в 2012 г., или на 9,3%. В целом за 5 лет реализации Государственной программы прирост валовой продукции достиг 27,8%, однако эффективность государственных средств, затраченных на поддержку агропромышленного комплекса края, за указанный период в среднем составила всего 1,117. Это, на наш взгляд, связано с отсутствием учета степени окупаемости вкладываемых средств при их распределении.
Дальнейшее развитие господдержки сельского хозяйства Ставропольского края должно осуществляться на основе анализа экономической эффективности и уровня развития регионального аграрного сектора.
Обеспечение к 2020 г. уровня рентабельности аграрного сектора в размере 15% (с учетом инфляции не более 7%) потребует увеличения объемов финансирования с 3,0 тыс. руб./га пашни в 2013 г. до 4,9 тыс. руб./га в 2020 г. вместо запланированных в среднем на 2013-2020 гг. 2,5 тыс. руб./га
Литература
1. Квасова Ю.Н., Удовыдченко В.И. Повышение устойчивости сельскохозяйственного производства на основе совершенствования экономического механизма хозяйствования. Ставрополь: СевКавГТУ, 2008. 76 с.
2. Федеральный закон от 29.12.2006 N 264-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О развитии сельского хозяйства».
3. Постановление Правительства РФ от 14.07.2012г. № 446 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы». [Электронный ресурс]. -URL: http://www.mcx.ru/navigation/docfeeder/show/342.htm (дата обращения: 07.07.2014).
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007г. № 446 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» [Электронный ресурс]. -URL: http://www.mcx.ru/documents/document/v7_show/1364.146.htm (дата обращения: 08.07.2014).
5. Национальный доклад «О ходе и результатах реализации в 2012году государственной программ развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012годы» [Электронный ресурс]. uRL: http://agroobzor.ru/downloads/NatsDoklad.pdf (дата обращения: 18.07.2014).
6. Барышников Н.Г., Самыгин Д.Ю. Анализ и особенности оценки эффективности использования субсидий в сельском хозяйстве //Аудит и финансовй анализ. 2008. №5. С. 10-15.
7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2013 г. N 2440 «Распределение субсидий, предоставляемых в 2013 году из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на софинансирование расходных обязательств субъектов РФ на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства» [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2013/08/05/rastenievodstvo-site-dok.html(дата обращения: 25.07.2014).
8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 января 2014 г. N 45-р «Распределение субсидий, предоставляемых в 2014 году из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на софинансирование расходных обязательств субъектов РФ на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства» [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2014/01/23/rastenievodstvo-site-dok.html(дата обращения: 16.06.2014).
9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2013 г. N 2441-р «Распределение субсидий, предоставляемых в 2013 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с возмещением части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на 1 литр (килограмм) реализованного товарного молока» [Электронный ресурс]. URL: http://www. rg.ru/2013/12/24/moloko-site-dok.html(дата обращения: 16.06.2014).
10. О проекте правил представления субсидий из федерального бюджета на 1 кг реализованного молока. [Электронный ресурс]. URL: http://www.souzmoloko.ru/news/news_1247.html?&curpos=24 (дата обращения: 25.07.2014).
STATE SUPPORT FOR THE AGRICULTURAL SECTOR OF THE STAVROPOL REGION IN THE WTO
L.R. Oganyan
Stavropol Research linstitute of Agriculture Russian Academy of Agricultural Sciences, Russia, str. Nikonova, Stavropol territory, Mikhailovsk, 49
Summary. As a result of the research, based on the study of conditions of the domestic agricultural sector in the WTO, to identify the important role of improving the state support in the development of the agro-industrial complex. We analyzed the status of state support of agriculture in the Stavropol region in the last 5 years, and attempted to give it a grade in the future. Determined that for the period from 2008 in 2012 amount of state support to the agricultural sector Territory increased by 1,5 times and reached the level of 5,6 billion rubles., Russia increased the amount of subsidies for the same period from 238 to 276 billion. rubles or 16%. Results of the study of state agricultural edge testify to its insufficient (4,3 bn. rubles average for 2008-2012), Structural imperfections (the bulk of the state support of agriculture edge comes from the federal budget, stimulating lending takes more than 40% of the total allocations), which does not provide the conditions for the effective functioning of the agricultural sector of the Stavropol Territory. By our analysis on the regional level for 2008-2012 demonstrated that the effectiveness of public support in the agricultural enterprises of Stavropol Territory decreased by 9,3% to 1,143 in 2008 to 1,037 in 2012. In general, within five years of implementation of the State program was obtained growth of gross output by 27,8%, but the efficiency of public funds to support agribusiness edge was only 1,117. Positioning profitability as the main criterion for improving the economic mechanism we have attempted to determine the amount of state support to ensure by 2020. declared in the State program level of profitability of the agricultural sector 15%. According to our calculations for the conditions of expanded reproduction of the agrarian sector in Russia (at 25% level of profitability) will require taking into account the most unfavorable factors (annual 10% - tion rate of inflation), increased funding per 1 ha of arable land from 5,2 in 2013 to 10,2 thousand rubles in 2020 compared to 2,3 thousand the average for 2008-2012. Keywords: state support for agriculture, the State program, subsidies, WTO.