ISSN 2311-8725 (Online) ISSN 2073-039X (Print)
Инвестиционный анализ
ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ В РЕГИОНАЛЬНОМ АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ
Юлия Евгеньевна КЛИШИНА^, Ольга Николаевна УГЛИЦКИХь
а кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, кредита и страхового дела, Ставропольский государственный аграрный университет, Ставрополь, Российская Федерация [email protected]
ь кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, кредита и страхового дела, Ставропольский государственный аграрный университет, Ставрополь, Российская Федерация [email protected]
• Ответственный автор
История статьи:
Принята 04.02.2016 Одобрена 04.03.2016
УДК 330.322:338.436.33 (470.630)
JEL: Е22, G00, 013, R19
Ключевые слова: инвестиции, агропромышленный комплекс, проект, кредит, государственное регулирование
Аннотация
Предмет. Развитие инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе характеризуется нестабильностью, противоречивостью законодательной базы, отсутствием механизма управления рынком инвестиций, системности в применении методического инструментария по оценке инвестиционных процессов. Кроме того, на усугубление ситуации влияет низкий уровень доходности аграрных предприятий, а нередко и их убыточность. В связи с этим возникает необходимость проведения исследования возможного повышения объема инвестиций, уровня их результативности.
Цели. Изучение инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе Ставропольского края и проведение оценки реализованных проектов для выявления особенностей и факторов, влияющих на инвестиционную привлекательность аграрного региона.
Методология. Методологической основой стали систематизация и анализ теоретико-методологических положений и информационных материалов министерства сельского хозяйства Ставропольского края, Федеральной службы государственной статистики, работ отечественных ученых и исследователей по проблемам оценки инвестиционной активности в региональном агропромышленном комплексе.
Результаты. Рассмотрены факторы, тенденции, методы и механизмы регулирования инвестиционной деятельности, формирующие и определяющие инвестиционную активность регионального агропромышленного комплекса. Дана оценка уровня инвестиционной привлекательности АПК Ставропольского края.
Применение. Результаты исследования могут быть использованы министерством сельского хозяйства Ставропольского края для составления рейтингов инвестиционной привлекательности в аграрном секторе экономики, а также для конкретизации элементов инвестиционно-инновационной инфраструктуры аграрного сектора.
Выводы и значимость. В условиях кризиса особенно актуальными становятся проблемы развития инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе России в целом и ее регионов. Выделены основные проблемы развития отрасли в условиях санкций. Рассмотрены методы и показатели, позволяющие выбрать наиболее эффективные направления вложения средств.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016
Развитие современного агропромышленного комплекса как важнейшей составляющей российской экономики в значительной мере определяется уровнем инвестиционной активности. Обладая высокой фондоемкостью, АПК функционирует в условиях низкой материально-технической оснащенности, что обостряет проблему финансового обеспечения инвестиционных процессов в отрасли и обеспечения ее экономического роста [1]. Недостаточное внедрение прогрессивных технологий, современного оборудования, финансовых ресурсов, а также уровня государственной поддержки в значительной
степени затрудняют процесс реформирования аграрного сектора России.
При высоких темпах развития научно-технического прогресса необходимым требованием является ориентация государства на развитие инвестиционной деятельности в различных отраслях [2]. Для дальнейшего развития экономики государства необходимо максимальное использование инвестиционных ресурсов, привлечение как российских, так и иностранных инвестиций, инновационных подходов к увеличению и ускорению их оборота. Разрабатывая инновационные подходы, следует
учитывать не только количество поступающих инвестиций на развитие государственных инвестиционных проектов, но и инвестиционный потенциал регионов, что будет являться гарантом финансовой и социальной стабильности [3].
Рассматривая инновации как элемент развития экономики аграрного сектора, следует учитывать научно-техническую политику государства, основанную на формировании и развитии инновационного механизма, который включает:
• технологическую модернизацию АПК;
• организацию комплексной системы информационного обеспечения инфраструктуры агропромышленного комплекса, содержащей инновационные разработки;
• формирование финансово-экономического механизма функционирования АПК, основанного на инновационных разработках и направленного на их внедрение;
• разработку государственных и региональных инновационных программ развития агропромышленного комплекса;
• подготовку высококвалифицированных кадров, которая будет направлена на развитие и повышение инновационной активности сельскохозяйственных организаций [4].
В настоящее время каждым субъектом Российской Федерации разработана стратегическая программа развития на среднесрочную перспективу, в которой предложены реальные варианты изменения территориальной и отраслевой структуры производства с учетом численности населения региона [5]. Информационно-эмпирической основой для разработки программы послужила информация, полученная на основе анализа существующего ресурсного потенциала и изучения современного состояния социально-экономической ситуации региона. Вместе с тем стремительное развитие внешней и внутренней среды приводит к тому, что региональный анализ необходимо осуществлять систематически, чтобы вложения были приоритетными и обоснованными.
В 2011-2015 гг. инвестиционная активность агропромышленного комплекса Ставропольского края характеризовалась следующими показателями: реализовано 74 инвестиционных проекта; в стадии реализации - 63 проекта; планировалось к реализации - 49; приостановлено 15 проектов; для 21 инвестиционного проекта
реализация не планировалась; реализация 1 инвестиционного проекта прекращена.
Для изучения инвестиционной активности Ставропольского края рассмотрим более подробно реализованные проекты за анализируемый период.
Активную инвестиционную позицию по реализованным проектам занимают Георгиевский, Благодарненский, Новоселицкий и Петровский районы. На их территории реализовано 33 инвестиционных проекта.
В разрезе отраслей сельского хозяйства лидирующие позиции занимает логистическая инфраструктура. Здесь реализовано
14 инвестиционных проектов. В сфере переработки сельскохозяйственного сырья реализовано 11 проектов, в птицеводстве - 10 проектов, в козоводстве, кролиководстве, рыбоводстве, свиноводстве, семеноводстве, хлопководстве и цветоводстве реализованных проектов за исследуемый период не было (табл. 1).
Оценка ситуации, сложившейся в АПК, свидетельствует о том, что развитие инвестиционной деятельности невозможно без финансовой поддержки и поэтапного восстано вления се льскохозяйственного производства. Финансирование инвестиционных проектов проводилось за счет собственных, заемных и привлеченных средств.
Динамика показателей, характеризующих социальную и финансовую составляющие инновационных проектов, представлена в табл. 2.
В целом с 2011 по 2015 г. на развитие сельского хозяйства выделено 18 387,77 млн руб. и планируется создать 2 820 рабочих мест, 95 из которых - сезонные.
Элементами системы финансирования инвестиционной деятельности АПК являются разнообразные источники. Основными
источниками инвестиций в агропромышленном комплексе являются:
• собственные финансовые средства сельскохозяйственных товаропроизводителей;
• средства специально организованных внебюджетных фондов;
• средства государственного, регионального, местных бюджетов;
• коммерческие и государственные кредиты;
• денежные средства финансовых институтов;
• денежные средства населения;
• зарубежные инвестиционные вложения [6].
Государственная поддержка инвестиционной деятельности сельхозтоваропроизводителей предполагает косвенные и прямые формы воздействия на предприятия [7].
Так, косвенные методы, которые включают элементы амортизационного, таможенного, кредитно-денежного и налогового регулирования являются более предпочтительными и оказывают меньшее влияние на изменение рыночного механизма, при этом налоговое регулирование является одним из основных эффективных инструментов государственного стимулирования развития инновационной деятельности и включает ускоренную амортизацию, налоговые кредиты, налоговые льготы [8].
Для предприятий, производящих
сельскохозпродукцию, осуществляющих вложения в научные исследования и опытно-конструкторские разработки, необходимо снижать налоговую нагрузку, предоставлять возможность воспользоваться инвестиционным налоговым кредитом. Также следует создавать финансовые условия для реализации различных институциональных форм высокотехнологичных проектов в инновационных интеграционных формированиях с учетом того, что срок становления интеграционной структуры (агротехнопарка, бизнес-инкубатора и пр.) составляет около трех лет [9].
Существующую практику начального финансирования инвестиционных проектов в форме субвенций в части финансовой поддержки продвижения новых продуктов к рынку в различных формах необходимо расширить. При бюджетном финансировании таких инвестиционных проектов необходимым условием является долевое финансирование проекта из внебюджетных фондов.
В результате реализации инвестиционных проектов при бюджетной поддержке на рынке должна появляться новая высокотехнологичная продукция. Доходность проекта должна в несколько раз превосходить бюджетные вложения, и не позже чем через три года после начала реализации проекта бюджетный кредит должен быть погашен [10].
Условия и формы предоставления финансовой поддержки определяются Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации, организациями поддержки и развития малого предпринимательства агропромышленного комплекса [11].
В 2015 г. на Программу по поддержке инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования1, было выделено 240 млрд руб. В рамках программы в этом году отобрано 42 проекта, из них 12 проектов в сфере АПК на общую сумму кредитов порядка 46 млрд руб. (около 20% от общей суммы кредитов по отобранным проектам).
Финансовая поддержка активных инвесторов Ставропольского края отражена в табл. 3, 4.
Всего на развитие животноводства и растениеводства было выделено около 19 млн руб. Большая часть краткосрочных инвестиционных кредитов направлена на отрасли животноводства, растениеводства, переработки сельскохозяйственной продукции и молочного скотоводства.
В 2015 г. Ставропольским краем заявлено 105 инвестиционных проектов на общую сумму кредитных средств 9 643,7 млн руб.
Следует отметить, что в заявках на краткосрочные кредиты отсутствовали инициаторы проектов по переработке продукции растениеводства и животноводства.
При существующем механизме господдержки сельскохозяйственных товаропроизводителей следует разработать новые методы и инструменты финансового обеспечения инновационного развития агропромышленного комплекса [12]. В Ставропольском крае реализуется долгосрочная программа развития АПК до 2020 г., в рамках которой предусмотрено финансирование 7 целевых программ минсельхоза края и 36 отдельных направлений, стимулирующих региональный агробизнес.
В настоящее время в Ставропольском крае реализуются следующие меры государственной поддержки, представленные на рис. 1.
1 Об утверждении Программы поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования: постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2014 № 1044.
Основой финансового обеспечения выступает механизм финансовой поддержки инвестиционной деятельности, сущность которого заключается в создании фондов материальной поддержки развития сельскохозяйственных предприятий [13]. При этом средства фондов носят накопительный характер, что позволяет избавиться от ряда недостатков бюджетного распределения средств через систему казначейства. Также эти фонды могут выделять средства на гранты прикладных разработок.
В целях наполнения агропродовольственного рынка продукцией собственного производства, повышения занятости и самозанятости населения путем создания новых рабочих мест, развития инфраструктуры сельских те рриторий министе рством се льского хозяйства Ставропольского края реа лизуе тся государственная программа «Развитие сельского хозяйства», которая состоит из экономически значимых программ по развитию мясного и молочного скотоводства, овощеводства защищенного грунта, поддержке начинающих фермеров и развитию семе йных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств, подпрограмм по мелиорации и устойчивому развитию сельских территорий. В то же время реализовать основные направления региональной аграрной политики позволит отраслевая стратегия [14].
Министерство сельского хозяйства Ставропольского края определило приоритеты развития агропромышленного комплекса региона в рамках наращивания производства продукции дефицитной группы. Меры экономического стимулирования будут направлены на развитие мелиорации, мясомолочного животноводства, производства плодоовощной продукции, в том числе в закрытом грунте, а также на создание перерабатывающих производств, модернизацию и увеличение мощностей. Это позволит обеспечить подъем убыточных производств некоторых видов продукции, потребности региона в инфраструктурных объектах
агропродовольственного рынка, стимулировать технологическую модернизацию ряда подотраслей производства и переработки агропромышленного комплекса края.
В частности, в рамках принимаемых мер развитие получит инфраструктура первичной переработки и хранения плодоовощной продукции. Одновременно планируется уве личить производственные площади плодов и овощей,
в том числе закрытого грунта. Кроме того, в рамках принимаемых мер в отрасли растениеводства в регионе планируется создание селекционно-генетических центров. Меры также коснутся переработки и продвижения на рынок говядины.
Кроме того, власти региона намерены содействовать расшире нию доступности краткосрочных и инвестиционных кредитов для агробизнеса и развитию сельскохозяйственной потребительской кооперации.
На инвестиционную активность в АПК, влияют две группы факторов.
Позитивные факторы, направленные на развитие инновационной деятельности:
• отход от административного управления экономикой;
• рынок сбыта сельскохозяйственной продукции;
• многообразие форм хозяйствования;
• сохранившийся научно-образовательный и производственный потенциал;
• использование нанотехнологий;
• повышение внутреннего спроса на продовольствие.
Негативные факторы, сдерживающие инновационное развитие:
• риск инновационной деятельности в АПК;
• ослабление научного потенциала аграрной науки;
• сокращение государственного финансирования научно-исследовательских программ;
• сложность и особенности сельскохозяйственного производства;
• тяжелое финансовое состояние аграрных формирований;
• сложно сть систе мы кр едитования инновационно-инвестиционных проектов;
• усиление монополизации перерабатывающей промышленности в АПК;
• увеличение доли импорта в продовольственном фонде [15].
Оживление инвестиционной активности сельскохозяйственных товаропроизводителей требует взаимоувязанного решения следующих задач:
• повышения эффективности управления (финансового) на предприятиях и укрепление их инвестиционного потенциала за счет повышения эффективности хозяйствования;
• разработки новых подходов к амортизационной политике;
• ослабления налогового бремени для предприятий [16].
Повышение эффективности хозяйственной деятельности и укрепление инвестиционного потенциала предприятий могут стать следствием углубления встречного процесса мобилизации внутренних резервов и применения адекватных сложившимся социально-экономическим условиям методов государственного регулирования [17]. Среди правительственных мер по стабилизации экономики и финансов отмечаются снижение цен и тарифов в отраслях сельского хозяйства; снижение бремени долгов за счет той их части, которая накоплена не столько по вине предприятий, сколько из-за аномально высоких, практически на порядок превышающих текущий уровень ставки рефинансирования, штрафных санкций за несвоевременную уплату налогов; реструктуризация оставшейся части бюджетной задолженности под жесткое требование своевременной уплаты текущих платежей. Большое значение имеют и такие меры по формированию эффективного собственника, как подготовка квалифицированных внешних управляющих, предусмотренная правовым обе спечением процедур банкротства; раскрепление пакетов акций акционерных обществ, не имеющих стратегического значения и находящихся в государственной собственности, на конкурсной основе; переход к оплате труда сельскохозяйственных предприятий с учетом эффективности их работы [18].
Система мер позволит не только мобилизовать дополнительные инвестиционные ресурсы внутри предпр иятия, но и по высить его привлекательность для сторонних стратегических инвесторов. Рассмотренные меры инвестиционной политики государства направлены на обеспечение прироста собственного инвестиционного потенциала сельскохозяйственных предприятий. Между тем, не меньшее значение имеет
расширение инвестиционных возможностей за счет увеличения объемов использования заемных и привлеченных средств.
Это также требует совершенствования инструментов госрегулирования.
Проблема государственного регулирования аграрного сектора имеет два взаимосвязанных аспекта - теоретический и практический. Первый позволяет определить принципы государственного регулирования воспроизводства в сельском хозяйстве, второй - направления и инструменты
[19].
Сущность государственного регулирования и поддержки эффективного аграрного производства раскрывается в его функциях (рис. 2). Важнейшей функцией государства должно стать формирование и воспроизводство эффективных субъектов рыночных отношений -реальных собственников, предпринимателей, менеджеров, работников, продавцов, покупателей и пр. Роль государства должна сводиться к тому, чтобы с помощью научно обоснованных форм, методов, рычагов, подготовки и переподготовки кадров создать благоприятную среду для устойчивого воспроизводства эффективных субъектов рыночных отношений в АПК России, ее регионах, предпринимательских структурах [20].
Для защиты и экономической поддержки отечественного товаропроизводителя государство должно формировать и поддерживать систему цен, обеспечивающую стимулирование устойчивого предложения и платежеспособного спроса на продовольственные и другие товары. Эффективность выполнения этой функции зависит от стратегии преодоления сложившегося диспаритета цен, неблагоприятного воздействия монопольных структур на сельское хозяйство. В рамках ведомственного мониторинга инвестиционных площадок данные о свободных зе ме льных участках для р еализации инвестиционных проектов представили 23 района края. Об отсутствии таких площадок на территории района заявляют Нефтекумский, Изобильненский, Арзгирский районы.
Таким образом, в настоящее время агропромышленный комплекс Ставропольского края является объектом повышенного интереса со стороны институциональных и частных инвесторов. Основные инвестиции направлены в птицеводство, молочное и мясное скотоводство, хранение растениеводческой продукции и строительство тепличных комплексов.
Таблица 1
Инвестиционная активности отраслей сельского хозяйства Ставропольского края в 2011-2015 гг.
Сфера деятельности 2011 2012 2013 2014 2015 Всего...
Виноградарство - - - - 1 1
Животноводство 1 - 2 2 1 6
Инновационная деятельность - 2 - - - 2
Козоводство - - - - - -
Кролиководство - - - - - -
Логистическая инфраструктура 1 3 6 3 1 14
Овощеводство 1 - 2 4 - 7
Переработка сельскохозяйственного сырья 1 2 3 2 3 11
Плодоводство - - 1 - - 1
Производство продуктов питания - 1 2 - - 3
Птицеводство 2 2 - 2 4 10
Растениеводство 1 - - - 1 2
Рыбоводство - - - - - -
Свиноводство - - - - - -
Семеноводство - - - - - -
Скотоводство - - 2 5 1 8
Тепличные комплексы 3 1 - 1 2 7
Хлопководство - - - - - -
Цветоводство - - - - - -
Овцеводство - - 2 - - 2
Итого... 10 11 20 19 14 74
Источник: данные министерства сельского хозяйства Ставропольского края Таблица 2
Инвестиционная активность в отраслях сельского хозяйства Ставропольского края по финансовой и социальной составляющим в 2013-2015 гг.
Сфера деятельности 2013 2014
Объем инвестиций, млн руб. Количество созданных рабочих мест Объем инвестиций, млн руб. Количество созданных рабочих мест
Птицеводство 631,02 108 1 349 175
Переработка сельскохозяйственного сырья 53 23 10 5
Скотоводство 2 169,7 130 36,6 6
Овощеводство 376,7 66 201,7 30
Производство продуктов питания 300 28 0 0
Логистическая инфраструктура 152 26 0 0
Растениеводство 6,2 6 2 400 80
Тепличные комплексы 0 0 1 400 178
Растениеводство (системы орошения) 0 0 112 130
Виноградарство 0 0 0 0
Итого... 3 688,62 387 5 509,3 604
Продолжение таблицы
Сфера деятельности 2015 Всего...
Объем инвестиций, млн руб. Количество созданных рабочих мест Объем инвестиций, млн руб. Количество созданных рабочих мест
Птицеводство 2 614,88 105 4 594,9 1 388
Переработка сельскохозяйственного сырья 14,98 4 77,98 32
Скотоводство 0 0 2 206,3 136
Овощеводство 0 0 578,4 96
Производство продуктов питания 0 0 300 28
Логистическая инфраструктура 600 60 652 86
Растениеводство 0 0 2 406,2 86
Тепличные комплексы 1 700 270 3 100 348
Растениеводство (системы орошения) 0 0 112 130
Виноградарство 53,4 0 53,4 0
Итого... 4 983,26 439 14 081,18 2 330
Источник: данные министерства сельского хозяйства Ставропольского края
Таблица 3
Инвестиционные кредиты в отрасли сельского хозяйства Ставропольского края
Направление государственной поддержки
Показатель Животноводство Растениеводство Мясное скотоводство Молочное скотоводство
Заявленная потребность на 01.07.2015, млн руб. 915,9 445,2 2,5 68,8
Выделено распоряжениями от 16.06.2015* и от 18.08.2015**, млн руб. 558,1 319,7 2,5 68,8
Выделено распоряжениями от 24.10.2015***, млн руб. 726,7 431,9
Освоено средств федерального бюджета, % 97,34 86,94 44,07 47,28
* О распределении субсидий, предоставляемых в 2015 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств, связанных с возмещением части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на строительство и реконструкцию объектов мясного скотоводства: распоряжение Правительства Российской Федерации от 16.06.2015 № 1109-р;
О распределении субсидий, предоставляемых в 2015 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств, связанных с возмещением части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие растениеводства: распоряжение Правительства Российской Федерации от 16.06.2015 № 1110-р.
** О распределении субсидий, предоставляемых в 2015 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств, связанных с возмещением части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие растениеводства: распоряжение Правительства Российской Федерации от 16.06.2015 № 1110-р.
Об утверждении распределения субсидий, предоставляемых в 2015 году на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с возмещением части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие растениеводства, переработки и развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции растениеводства, и распределения субсидий, предоставляемых в 2015 году на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с возмещением части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие животноводства, переработки и развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции животноводства: распоряжение Правительства Российской Федерации от 18.08.2015 № 1587-р;
О распределении в 2015 году субсидий субъектам Федерации по инвестиционным кредитам на строительство и реконструкцию объектов молочного скотоводства: распоряжение Правительства Российской Федерации от 18.08.2015 № 1588-р.
*** Об утверждении распределения субсидий, предоставляемых в 2015 году из федерального бюджета на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с возмещением части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие животноводства, переработки и развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции животноводства: распоряжение Правительства Российской Федерации от 24.10.2015 № 2163-р;
О распределении субсидий, предоставляемых в 2015 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств, связанных с возмещением части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие растениеводства: распоряжение Правительства Российской Федерации от 24.10.2015 № 2164-р (ред. от 25.12.2015).
Источник: данные министерства сельского хозяйства Ставропольского края
Таблица 4
Краткосрочные кредиты, предоставленные на развитие отраслей агропромышленного комплекса Ставропольского края
Направление государственной поддержки
Показатель Животноводство Растениеводство Переработка Молочное скотоводство
Заявленная потребность на 01.07.2015, млн руб. 1 348,3 1 826,6
Заявленная потребность на 01.11.2015, млн руб. 164,1 707,9 94,2 81,9
Выделено распоряжениями от 15.02.2016*, млн руб. 62,2 449,8
Выделено распоряжением 08.06.2015**, млн руб. 534,9
Выделено распоряжениями от 25.08.2015***, млн руб. 164,1 707,9 94,2 2,1
Освоено средств федерального бюджета, % 76,56 93,49 13,52 100
* О распределении субсидий, предоставляемых в 2016 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств, связанных с возмещением части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на строительство и реконструкцию объектов мясного скотоводства: распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.02.2016 № 224-р;
Об утверждении распределения субсидий, предоставляемых в 2016 году из федерального бюджета на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с возмещением части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие животноводства, переработки и развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции животноводства: распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.02.2016 № 225-р.
** Об утверждении распределения субсидий, предоставляемых в 2015 году на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с возмещением части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие растениеводства: распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.06.2015 № 1051-р.
*** Об утверждении распределения субсидий, предоставляемых в 2015 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с возмещением части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие молочного скотоводства: распоряжение Правительства Российской Федерации от 18.08.2015 № 1585-р;
Об утверждении распределения субсидий, предоставляемых в 2015 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с возмещением части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на переработку продукции растениеводства и животноводства: распоряжение Правительства Российской Федерации от 18.08.2015 № 1585-р;
Об утверждении распределения субсидий, предоставляемых в 2015 году на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с возмещением части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие животноводства: распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.08.2015 № 1632-р;
Об утверждении распределения субсидий, предоставляемых в 2015 году на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с возмещением части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие растениеводства: распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.08.2015 № 1636-р.
Источник: данные Министерства сельского хозяйства Ставропольского края
Рисунок 1
Меры государственной поддержки, применяемые министерством сельского хозяйства Ставропольского края
Источник: авторская разработка Рисунок 2
Основные функции государственного регулирования и поддержки развития аграрного производства
Источник: авторская разработка
Список литературы
1. Иванова В. Инвестиционная деятельность в АПК России // АПК: экономика, управление. 2011. № 4. С. 10-11.
2. Дмитриченко Н. Повышать инвестиционную привлекательность сельского хозяйства // Экономика сельского хозяйства России. 2010. № 2. С. 69-75.
3. Бурса И.А. Развитие инвестиционных процессов в аграрном секторе экономики // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2011. № 7. С. 268-273.
4. Гончаров В.Д., Рау В.В. Повышение инвестиционной и инновационной активности в АПК России // Инвестиции в России. 2013. № 12. С. 30-33.
5. Зимин В.А. Инвестиционный климат регионов Российской Федерации, его основные показатели // Теория и практика общественного развития. 2013. № 5. С. 296-298.
6. Кузьмин В.Н., Чепик Д.А. К вопросу оценки инвестиционной привлекательности // Экономика сельского хозяйства России. 2014. № 2. С. 41-43.
7. Крутиков В.К., Петров А.В. Поддержка инвестиционных процессов в АПК региона // АПК: экономика, управление. 2011. № 11. С. 71-76.
8. Кравченко Н.П., Бурса И.А. Проблемы развития инвестиционных процессов в аграрном секторе экономики // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2011. № 1. С. 29-32.
9. Ильина Е. Интегральный показатель оценки инвестиционной привлекательности агропредприятий // Экономика сельского хозяйства России. 2012. № 11. С. 49-56.
10. Берсенева Н.С., Смекалов П.В. Инвестиционные проекты: анализ и оценка эффективности управления на основе системного подхода. СПб.: СПбГАУ, 2012. 170 с.
11. Кузьмина Э.В. Проблемы финансирования инвестиционной деятельности в АПК // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 2. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view? id=12388.
12. Геращенкова Т.М. Особенности реализации инновационно-инвестиционных процессов в агропромышленном комплексе // Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. 2012. № 29. С. 73-80.
13. Эльдиева Т.М., Эльдиева М.Д. Современная инвестиционная политика в сфере АПК // Экономика сельского хозяйства России. 2012. № 7. С. 25-39.
14. Ефремов И. Роль инвестиционной политики государства в повышении продовольственной безопасности России // Международный сельскохозяйственный журнал. 2011. № 2. С. 29-32.
15. Зубков В. Инвестиционная привлекательность агропромышленного комплекса России // Экономика сельского хозяйства России. 2010. № 9. С. 20-23.
16. Питерская Л.Ю., Погодаева И.В., Шиянов С.Е. Инвестиционная деятельность в отраслях региона: вопросы теории и практики. Ставрополь: СКСИ, 2007. 351 с.
17. Шилова Н.П. Организационно-экономические аспекты развития интегрированных агропромышленных формирований. Воронеж: Воронежский ГАУ, 2013. 244 с.
18. Петрова Т.А. Оценка инвестиционной привлекательности // АПК: экономика, управление. 2011. № 10. С. 89-93.
19. Ковыршин М.А. Совершенствование механизма аграрной инвестиционной политики: региональный аспект // Аграрный научный журнал. 2011. № 9. С. 65-67.
20. Жуков С.А. Мировой опыт формирования инвестиционной политики АПК // Инновации и инвестиции. 2010. № 3. С. 135-139.
ISSN 2311-8725 (Online) Investment Analysis
ISSN 2073-039X (Print)
EVALUATION OF INVESTMENT ACTIVITY IN REGIONAL AGRIBUSINESS Yuliya E. KLISHINAa', Ol'ga N. UGLITSKIKHb
a Stavropol State Agrarian University, Stavropol, Russian Federation [email protected]
b Stavropol State Agrarian University, Stavropol, Russian Federation [email protected]
• Corresponding author
Article history:
Received 4 February 2016 Accepted 4 March 2016
JEL classification: E22, G00, O13, R19
Keywords: agribusiness, agricultural sector, investment, investment loan, government regulation
Abstract
Importance Development of investment activity in agribusiness is characterized by instability, contradictory legal framework, absence of a mechanism to manage the investment market and consistency in applying methodological tools to assess investment processes. There is a need to investigate possible increase in the volume and performance of investment.
Objectives The study's objective is to review investing activities in the agro-industrial complex of the Stavropol Krai and evaluate implemented investment projects to unveil factors impacting the investment appeal of the agrarian region.
Methods The study rests on systematization and analysis of theoretical and methodological tenets and information materials of the Ministry of Agriculture of the Stavropol Krai, the Federal State Statistics Service, works of domestic scientists and researchers on problems related to investment activity assessment in the regional agro-industrial complex.
Results We reviewed factors, trends, methods and mechanisms of investment activity regulation that shape and determine the investment activity of regional agriculture. The paper evaluates the level of investment appeal of the Stavropol Krai's agribusiness.
Conclusions Investment activity development in the agricultural sector, both in Russia as a whole and in its regions is especially important during the crisis. The paper highlights major challenges to the sector under sanctions, considers basic methods and indicators helping to choose the most efficient areas of investment. The findings may be useful for the Ministry of Agriculture of the Stavropol Krai to produce ratings of investment attractiveness in the agricultural sector and specify the elements of the sector's investment and innovation infrastructure.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2016
References
1. Ivanova V. [Investment activity in the agrarian and industrial complex of Russia]. APK: ekonomika, upravlenie = AIC: Economy, Management, 2011, no. 4, pp. 10-11. (In Russ.)
2. Dmitrichenko N. [To increase the investment appeal of agriculture]. Ekonomika sel'skogo khozyaistva Rossii = Economics of Agriculture of Russia, 2010, no. 2, pp. 69-75. (In Russ.)
3. Bursa I.A. [Developing investment processes in the agricultural sector]. Sovremennye tendentsii v ekonomike i upravlenii: novyi vzglyad = Current Trends in Economy and Management: A Fresh Approach, 2011, no. 7, pp. 268-273. (In Russ.)
4. Goncharov V.D., Rau V.V. [Increasing the investment and innovative activity in the agrarian and industrial complex of Russia]. Investitsii v Rossii = Investments in Russia, 2013, no. 12, pp. 30-33. (In Russ.)
5. Zimin V.A. [Investment climate of regions of the Russian Federation, its main indicators]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya = Theory and Practice of Social Development, 2013, no. 5, pp. 296-298. (In Russ.)
6. Kuz'min V.N., Chepik D.A. [On investment appeal assessment]. Ekonomika sel'skogo khozyaistva Rossii = Economics of Agriculture of Russia, 2014, no. 2, pp. 41-43. (In Russ.)
7. Krutikov V.K., Petrov A.V. [Support to investment processes in the agrarian and industrial complex of a region]. APK: ekonomika, upravlenie = AIC: Economy, Management, 2011, no. 11, pp. 71-76. (In Russ.)
8. Kravchenko N.P., Bursa I.A. [Problems of developing the investment processes in the agrarian sector],
Ekonomika sel'skokhozyaistvennykh i pererabatyvayushchikh predpriyatii = Economy of Agricultural and Processing Enterprises, 2011, no. 1, pp. 29-32. (In Russ.)
9. Il'ina E. [An integrated index of assessing the agro-enterprises' investment appeal]. Ekonomika sel'skogo khozyaistva Rossii = Economics of Agriculture of Russia, 2012, no. 11, pp. 49-56. (In Russ.)
10. Berseneva N.S., Smekalov P.V. Investitsionnyeproekty: analiz i otsenka effektivnosti upravleniya na osnove sistemnogopodkhoda [Investment projects: the analysis and assessment of management efficiency based on a systems approach]. St. Petersburg, SpbSAU Publ., 2012, 170 p.
11. Kuz'mina E.V. [Problems of financing the investment activity in the agrarian and industrial complex]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, 2014, no. 2. (In Russ.) Available at: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=12388.
12. Gerashchenkova T.M. [Specifics of implementing innovative and investment processes in the agricultural sector]. Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta = Bulletin of Saint-Petersburg State Agrarian University, 2012, no. 29, pp. 73-80. (In Russ.)
13. El'dieva T.M., El'dieva M.D. [Modern investment policy in the agricultural sector]. Ekonomika sel'skogo khozyaistva Rossii = Economics of Agriculture of Russia, 2012, no. 7, pp. 25-39. (In Russ.)
14. Efremov I. [Role of investment policy of the state in increase of food security of Russia]. Mezhdunarodnyi sel'skokhozyaistvennyi zhurnal = International Agricultural Magazine, 2011, no. 2, pp. 29-32. (In Russ.)
15. Zubkov V. [Investment appeal of the agro-industrial complex of Russia]. Ekonomika sel'skogo khozyaistva Rossii = Economics of Agriculture of Russia, 2010, no. 9, pp. 20-23. (In Russ.)
16. Piterskaya L.Yu., Pogodaeva I.V., Shiyanov S.E. Investitsionnaya deyatel'nost' v otraslyakh regiona: voprosy teorii i praktiki [Investment activity in the industry of a region: theory and practice]. Stavropol', North Caucasian Social Institute Publ., 2007, 351 p.
17. Shilova N.P. Organizatsionno-ekonomicheskie aspekty razvitiya integrirovannykh agropromyshlennykh formirovanii [Organizational-and-economic aspects of integrated agricultural enterprises' development]. Voronezh, Voronezh State Agricultural University Publ., 2013, 244 p.
18. Petrova T.A. [Evaluation of investment attractiveness]. APK: ekonomika, upravlenie = AIC: Economy, Management, 2011, no. 10, pp. 89-93. (In Russ.)
19. Kovyrshin M.A. [Improving the mechanism of agricultural investment policy: a regional dimension].
Agrarnyi nauchnyi zhurnal = Agricultural Academic Journal, 2011, no. 9, pp. 65-67. (In Russ.)
20. Zhukov S.A. [International experience in shaping the investment policy of the AIC]. Innovatsii i investitsii = Innovation and Investment, 2010, no. 3, pp. 135-139. (In Russ.)