Научная статья на тему 'Государственная поддержка инвестиций в сельское хозяйство Воронежской области'

Государственная поддержка инвестиций в сельское хозяйство Воронежской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
75
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Сельское хозяйство / государственная поддержка / инвестиции / источники финансирования / сельскохозяйственная техника / внеоборотные активы / Agriculture / governmental support / investments / sources of financing / agricultural machinery / fixed assets

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сабетова Т. В., Захарова Н. А.

Статья посвящена проблеме государственной поддержки инвестиционной деятельности в сельском хозяйстве. Воронежская область является индустриальноаграрным регионом, доля сельского хозяйства в создании валового регионального продукта Воронежской области устойчиво растет и в 2015 году составила 15,3%. Между тем, концентрация основных фондов в данной отрасли ниже – лишь 8,8%, а в сумме инвестиций в основной капитал на долю сельского хозяйства региона приходится 9,7%. Инвестиционные процессы в сельском хозяйстве области отличаются некоторыми особенностями, их состояние далеко от удовлетворительного. По наблюдениям автора, стоимость основных средств за последние 5 лет росла наиболее интенсивными темпами по тем их группам, которые получали государственную поддержку. Автор делает вывод о том, что увеличения притока инвестиций в сельское хозяйство можно ожидать лишь в случае реализации масштабной государственной поддержки. Часть мер государственной поддержки аграрных предприятий, реализуемых в Воронежской области, направлена именно на инвестиционную составляющую, например, часть мероприятий по поддержке отраслей растениеводства и животноводства, техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие, возмещение части процентной ставки по кредитам и займам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE SUPPORT FOR INVESTMENT IN AGRICULTURE OF THE VORONEZH REGION

The article concerns the problem of governmental support of investment activity in agriculture. Voronezh region is an industrial-agrarian area, the share of agriculture in the gross regional product creation is steadily growing and reached 15,3% in 2015. Meanwhile, the concentration of the fixed assets in this branch is considerably lower – only 8,8%; agriculture has 9,7% on the total investments into the fixed capital of the region. Investment processes in agriculture are marked with specific features and their state is far from satisfactory. According to the author’s observations, the amount of the fixed capital during the last 5 years was growing most intensively for those groups of them which received governmental support. The authors conclude that one may only expect the increase of the investment inflow in the agriculture in case of implementation of large-scale governmental support. Several means of governmental support for agricultural enterprises implemented in the Voronezh region is aimed specifically at the investment component, for example, some measures to support the crop and livestock sectors, technical and technological modernization, innovative development, reimbursement of interest rates on loans and borrowings.

Текст научной работы на тему «Государственная поддержка инвестиций в сельское хозяйство Воронежской области»

DOI https://doi.org/10.18551/rjoas.2017-09.12

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИНВЕСТИЦИЙ В СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

STATE SUPPORT FOR INVESTMENT IN AGRICULTURE OF THE VORONEZH REGION

Сабетова Т.В.*, Захарова Н.А., кандидаты экономических наук Sabetova T.V., Zakharova N.A., Candidates of Economic Sciences Воронежский государственный аграрный университет, Воронеж, Россия

Voronezh State Agrarian University, Voronezh, Russia *E-mail: tsabetova@mail.ru

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена проблеме государственной поддержки инвестиционной деятельности в сельском хозяйстве. Воронежская область является индустриально-аграрным регионом, доля сельского хозяйства в создании валового регионального продукта Воронежской области устойчиво растет и в 2015 году составила 15,3%. Между тем, концентрация основных фондов в данной отрасли ниже - лишь 8,8%, а в сумме инвестиций в основной капитал на долю сельского хозяйства региона приходится 9,7%. Инвестиционные процессы в сельском хозяйстве области отличаются некоторыми особенностями, их состояние далеко от удовлетворительного. По наблюдениям автора, стоимость основных средств за последние 5 лет росла наиболее интенсивными темпами по тем их группам, которые получали государственную поддержку. Автор делает вывод о том, что увеличения притока инвестиций в сельское хозяйство можно ожидать лишь в случае реализации масштабной государственной поддержки. Часть мер государственной поддержки аграрных предприятий, реализуемых в Воронежской области, направлена именно на инвестиционную составляющую, например, часть мероприятий по поддержке отраслей растениеводства и животноводства, техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие, возмещение части процентной ставки по кредитам и займам.

ABSTRACT

The article concerns the problem of governmental support of investment activity in agriculture. Voronezh region is an industrial-agrarian area, the share of agriculture in the gross regional product creation is steadily growing and reached 15,3% in 2015. Meanwhile, the concentration of the fixed assets in this branch is considerably lower - only 8,8%; agriculture has 9,7% on the total investments into the fixed capital of the region. Investment processes in agriculture are marked with specific features and their state is far from satisfactory. According to the author's observations, the amount of the fixed capital during the last 5 years was growing most intensively for those groups of them which received governmental support. The authors conclude that one may only expect the increase of the investment inflow in the agriculture in case of implementation of large-scale governmental support. Several means of governmental support for agricultural enterprises implemented in the Voronezh region is aimed specifically at the investment component, for example, some measures to support the crop and livestock sectors, technical and technological modernization, innovative development, reimbursement of interest rates on loans and borrowings.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Сельское хозяйство, государственная поддержка, инвестиции, источники финансирования, сельскохозяйственная техника, внеоборотные активы.

KEY WORDS

Agriculture, governmental support, investments, sources of financing, agricultural machinery, fixed assets.

Исследование проблем инвестиций всегда находилось в центре внимания экономической науки, поскольку они затрагивают основы хозяйственной деятельности, определяя процесс расширенного воспроизводства и экономического роста в целом. Что же касается инвестиций в сельское хозяйство, то эти вопросы выходят далеко за рамки отраслевых проблем. Динамично растущие инвестиции, трансформирующиеся в инновации, в новые конкурентоспособные производства, повышают количественные и качественные показатели хозяйственной деятельности сельскохозяйственных организаций, всего аграрного комплекса в целом, решают вопросы продовольственной безопасности страны [10].

Роль инвестиций как на уровне всего народнохозяйственного комплекса, так и на уровне отдельных субъектов хозяйствования весьма значительна. Что касается отдельных видов деятельности, то здесь имеются свои особенности. Например, в сельском хозяйстве в условиях формирования социально-ориентированной рыночной экономики центральное место должно отводиться человеку с его потребностями при одновременном сохранении и увеличении производительных свойств земли.

Постановка проблемы. Государственная поддержка инвестиционной деятельности может проводиться путем использования различных регуляторов -субсидирования процентной ставки по инвестиционным кредитам; возмещения части инвестиционных затрат; стимулирования привлечения средств частных инвесторов введением для них льготных условий деятельности; несвязанной поддержки всех инвестиций, включая собственные; проектного управления и финансирования.

В настоящее время механизм инвестиционной поддержки развития сельского хозяйства в рамках реализации Государственной программы характеризуется:

1) Изменением структуры субсидирования по используемым формам господдержки. В прошедшем году особенно значительной трансформации подверглась поддержка региональных экономически значимых программ. Так, если в предшествующий период в их состав были включены развитие молочного и мясного скотоводства, производство овощей и картофеля, свеклосахарное производство и др., то в 2015 г. - лишь развитие льноводства, рисоводства и мясного скотоводства. Минсельхозом РФ рассматривался вопрос о включении в 2015 г. в состав экономически значимых программ таких новых направлений, как развитие коноплеводства, производства хлопка, хмеля, а также конкурентоспособной продукции овцеводства (шерсть). В соответствии с указанным прогнозом будет осуществляться снижение уровня кредитной поддержки (доля субсидирования процентной ставки по кредитам составит к 2020 г. менее 30% против 50% в 2012 г.) в пользу финансирования прозрачных и легко администрируемых инструментов.

2) Совершенствованием действующих форм инвестиционного субсидирования в направлении повышения эффективности их применения с позиции окупаемости бюджетных средств, упрощения механизма, оптимизации сроков получения господдержки сельхозтоваропроизводителем и др. Например, переход к так называемому авансированию товаропроизводителя в рамках используемой меры субсидирования процентных ставок по инвестиционным кредитам и др.

3) Введением новых государственных регуляторов инвестиционной деятельности в АПК, таких как субсидирование на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов агропромышленного комплекса, проектное финансирование наиболее крупных инвестиционных проектов. Развитие проектного финансирования предусмотрено планом Правительства РФ по повышению производительности труда и стимулированию развития экономики. В рамках программы проектного финансирования в 2015 г. (по состоянию на июнь 2015 г.) в состав отобранных 13 проектов были включены шесть проектов АПК на общую сумму кредитов 30,4 млрд. рублей, в том числе по птицеводству, свиноводству, молочному скотоводству и производству сахара. Кроме того, для рассмотрения в межведомственную комиссию направлено два новых проекта по тепличному овощеводству.

Обсуждение результатов. На рисунке 1 представлены объем и доля инвестиций в основной капитал в сельском хозяйстве Воронежской области. Здесь мы не наблюдаем столь устойчивой тенденции к росту, как в целом по объему инвестиций в областной экономике.

Инвестиции в основной капитал сельскохозяйственны х организаций (в фактических ценах), млн.руб.

Рисунок 1 - Инвестиции в основной капитал по сельскому хозяйству

Оценить состояние инвестиционных процессов в сельском хозяйстве Воронежской области позволят следующие аспекты:

1. Объем и динамика внеоборотных активов на балансе аграрных предприятий области. лишь основные средства аграрных предприятий области демонстрируют устойчивый рост. Следует отметить, что ежегодный рост достаточно существенен, и хотя мы оценивали все значения в текущих ценах, можно предположить, что в постоянных ценах динамика также была бы положительной.

С другой стороны, мы видим, что другие группы внеоборотных активов демонстрируют неустойчивую динамику, причем никак не коррелирующую с кризисными явлениями 2014-2016 гг. Снижение стоимости нематериальных активов на балансе началось уже в 2013 году, а доходных вложений - лишь в 2015 году. Если же рассматривать динамику финансовых вложений, то они, напротив, росли ежегодно, начиная с 2013 года.

2. Динамика основных средств в разрезе их видов. За последние пять лет суммарная стоимость основных средств в сельскохозяйственных организациях Воронежской области возросла почти на 89%, хотя рост этот неравномерно распределялся по отдельным группам основных средств.

Так, стоимость зданий и сооружений за рассматриваемый период выросла на 161%, машин и оборудования - на 117%. С другой стороны, стоимость транспортных средств увеличилась менее значительно, лишь на 72%, производственного и хозяйственного инвентаря - на 69%, рабочего скота - всего на 62%, хотя последнее вполне объяснимо в точки зрения замены использования гужевого транспорта и других способов использования животных машинами, которые, очевидно, стали несколько более доступными для предприятий. В наибольшей степени за период увеличилась стоимость продуктивного скота - на 290% и многолетних насаждений - на 300%, т.е. практически в 4 раза. Эти факты связаны с государственной поддержкой соответствующих отраслей сельского хозяйства, возможностями компенсации расходом на приобретение или создание именно этих групп основных средств.

3. Источники финансирования инвестиций в сельскохозяйственных организациях области [1].

Таблица 1 - Региональные программы поддержки сельского хозяйства в Воронежской области

Объем В т.ч. из

Год Направление / программа финансирования, тыс. руб. регионального бюджета

Субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и займам 2822222 484352

Господдержка отраслей животноводства 1222970 1077600

Господдержка отраслей растениеводства 720867 68839

2012 Субсидии на компенсацию части затрат по страхованию урожая с/х культур, урожая и посадок многолетних насаждений 282000 14100

Господдержка экономически значимых региональных 743783 282000

программ

Всего 6209275 2085736

Возмещение части затрат на уплату страховой премии 148768 12859

Оказание несвязанной поддержки с/х товаропроизводителям в области растениеводства 1098650 197962

Возмещение части процентной ставки по кредитам и займам 4354292 595740

2013 Господдержка отраслей животноводства 1299557 434662

Господдержка отраслей растениеводства 68623 5359

Господдержка экономически значимых региональных программ (развитие растениеводства, животноводства, в т.ч. мясного скотоводства) 1600659 663769

Всего 9002224 2129511

Оказание несвязанной поддержки с/х товаропроизводителям в области растениеводства 1153353 424000

Возмещение части затрат на уплату страховой премии 393193 68476

Возмещение части процентной ставки по кредитам и займам 6281844 1197990

2014 Господдержка отраслей животноводства 969016 551055

Господдержка отраслей растениеводства 73139 12765

Господдержка экономически значимых региональных программ (развитие животноводства, в т.ч. мясного скотоводства) 126342 78068

Всего 9436663 2575961

Возмещение части затрат на уплату страховой премии 219251 15565

Оказание несвязанной поддержки с/х товаропроизводителям в области растениеводства 1017268 154970

Возмещение части процентной ставки по кредитам и займам 6267784 1058301

2015 Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие 136930 6847

Господдержка отраслей животноводства 521242 85445

Господдержка отраслей растениеводства 261498 38964

Господдержка экономически значимых региональных программ (развитие животноводства, в т.ч. мясного скотоводства) 327555 70010

Всего 9337594 1683690

Оказание несвязанной поддержки с/х товаропроизводителям в области растениеводства 1014418 139100

Возмещение части затрат на уплату страховой премии 227706 13399

Возмещение части процентной ставки по кредитам и займам 5076107 1159625

Господдержка отраслей животноводства 766368 292741

2016 Господдержка отраслей растениеводства 313202 44086

Господдержка экономически значимых региональных программ (развитие животноводства, в т.ч. мясного скотоводства) 626672 73600

Возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов АПК 699742 36065

Всего 9219241 1969239

Конкретно в Воронежской области на настоящий момент (2017 год) действуют следующие программы, предполагающие финансовую поддержку сельского хозяйства:

1. Направление «Развитие отраслей АПК»: оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства; повышение продуктивности в молочном скотоводстве; содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса («Единая субсидия»).

2. Направление «Стимулирование инвестиционной деятельности»: поддержка инвестиционного кредитования в агропромышленном комплексе; компенсация прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов агропромышленного комплекса, а также на приобретение техники и оборудования.

3. Федеральная целевая программа «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020 годы».

4. Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года»

Однако перечень данных программ и направлений весьма существенно варьирует по годам. Рассмотрим основные региональные программы, реализация которых финансировалась за последние 5 лет (табл. 1).

Как видим из таблицы 1, часть мер государственной поддержки аграрных предприятий направлена именно на инвестиционную составляющую, например, часть мероприятий по поддержке отраслей растениеводства и животноводства, техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие, возмещение части процентной ставки по кредитам и займам. Важно подчеркнуть, что общие суммы финансирования не столь сильно колебались в течение последних 4 лет.

Порядок получения субсидий един для всей страны и включает следующие действия и этапы:

1. Сельскохозяйственные товаропроизводители выбирают необходимую им субсидию и оценивают условия ее получения.

2. Сельскохозяйственные товаропроизводители подготавливают заявку и документы, необходимые для получения субсидии, и предоставляют их в региональный орган управления АПК согласно утвержденным нормативно-правовым актам.

3. После предоставления сельскохозяйственными товаропроизводителями заявки и документов региональный орган управления АПК рассматривает предоставленные документы в течении установленного нормативно-правовыми актами времени.

4. После рассмотрения документов региональный орган управления АПК принимает решение о предоставлении субсидии или отказе от предоставления субсидии и сообщает сельскохозяйственному товаропроизводителю о принятом решении.

5. При принятии региональным органом управления АПК решения о предоставлении субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям перечисляются средства, предусмотренные на оказание государственной поддержки.

6. На всех уровнях предоставления государственной поддержки осуществляется контроль за выполнением условий и требований, установленных при предоставлении субсидий, а также за целевым использованием субсидии.

В целом мы уже отметили, что структура расходования средств государственной поддержки существенно влияет на направления инвестиционной деятельности сельскохозяйственных организаций. Несмотря на то, что далеко не все средства государственного финансирования напрямую или косвенно используются для развития инвестиционной деятельности, все же наблюдается и существенная корреляция между объемом выделенного государственного финансирования и объемом инвестированных средств.

В частности, мы можем указать, что за период с 2012 по 2015 годы совокупный объем государственного финансирования составил 33 985 756 тыс. рублей. За тот же

период совокупная стоимость основных средств в собственности сельскохозяйственных организаций Воронежской области возросла на 44 582 286 тыс.рублей. Причем с момента начала сокращения объемов поддержки в 2014 году произошел перелом и в динамике стоимости основных средств.

В результате инвестиционной активности предприятий, в частности, сложилась динамика количества техники в сельскохозяйственных организациях, представленная в таблице 2.

Таблица 2 - Наличие техники в сельскохозяйственных предприятиях (без КФХ) Воронежской

области, всего, на конец года, ед.

Показатели Годы Баз. темп роста, %

2011 2012 2013 2014 2015

Тракторы всех марок 8864 9109 8571 8828 8658 97,7

Тракторные прицепы 2425 2515 2513 2625 2540 104,7

Сеялки и посевные комплексы 4341 4261 3866 3999 3912 90,1

Сенокосилки тракторные 913 970 923 1000 1009 110,5

Комбайны всего 2904 2881 2668 2739 2648 91,2

Дождевальные и поливальные машины 136 158 260 269 275 202,2

Жатки 897 824 751 906 948 105,7

Доильные установки и агрегаты 687 679 619 706 738 107,4

Кормораздатчики и смесители всего 480 519 571 614 548 114,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Транспортеры для уборки навоза 1038 1092 969 963 933 89,9

Автомобили грузоперевозящие 5239 5382 20161 23187 4867 92,9

Данные таблицы 2 демонстрируют неоднозначные тенденции. Так, за рассматриваемый период в хозяйствах области возросло количество такой техники, как: тракторные прицепы - на 4,7%; сенокосилки тракторные - на 10,5%; жатки - на 5,7%; доильные установки и агрегаты - на 7,4%; кормораздатчики - на 14,2%; дождевальные и поливальные машины - на целых 102,2%.

С другой стороны, одновременно сократилась численность основных наименований техники хозяйств: тракторов всех марок - на 2,3%; сеялок - на 8,9%; комбайнов - на 8,8%; грузовых автомобилей - на 7,1%.

Отчасти такая замена связана с более рациональным использованием техники, ее заменой на более производительные экземпляры, что следует признать позитивной тенденцией. Однако если бы данный фактор отвечал за всю имеющуюся динамику, она была бы стабильно понижающейся, а подходящего тренда нет, пожалуй, ни по одной из названных групп.

Только по тракторам всех марок наблюдается тенденция, объяснимая с этой точки зрения: хозяйства приобретают новую технику, испытывают ее, наблюдают ее повышенную производительность, затем списывают старую технику, ставшую просто лишней. Результат - волнообразные колебания.

По всем остальным группам, где наблюдается общее снижение, очевидно, действуют и другие, неблагоприятные факторы.

Невозможность обеспечения сельскохозяйственных предприятий необходимой сельскохозяйственной техникой обусловлена двумя причинами: недостатком собственных финансовых ресурсов; труднодоступностью заемных средств.

В этих условиях, по мнению некоторых исследователей, одним из важнейших направлений решения проблемы оснащения предприятий сельскохозяйственной техникой является лизинг.

В сельском хозяйстве лизинг осуществляется в основном с участием государства. Указанный вид лизинга характеризуется тем, что лизингодателем является специализированная лизинговая компания, которой на осуществление лизинга сельхозтехники и племенного скота ежегодно выделяются средства из федерального бюджета. Номенклатура продукции, закупаемой этой компанией для передачи в лизинг, ежегодно утверждается Министерством сельского хозяйства РФ. Сельскохозяйственным лизингом в России занимается одна государственная компания

ОАО «Росагролизинг» и несколько самостоятельных компаний. Доля на рынке компании «Росагролизинг» за последние годы колеблется на уровне свыше 90%.

Согласно данным 2013-14 гг., по лизингу в АПК в целом по России поступало лишь 22-32 процента от общего количества приобретаемой сельскохозяйственной техники, племенного скота и животноводческого оборудования. В 2015 году произошел ощутимый спад рынка лизинга, который коснулся и сельского хозяйства, и в 2016 году рынок не отыграл позиций. О лизинговом буме 2010-2011 годов сейчас практически ничто не напоминает. Несмотря на рост государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей, лизинг как инструмент для обновления техники и оборудования используется слабо.

Государственная политика в области лизинга стимулирует использование высокопроизводительной техники и оборудования. Суть большинства госпрограмм заключается в том, что сельхозпроизводители получают технику или оборудование по договору лизинга с определенной скидкой, которая потом субсидируется государством.

Наши наблюдения по развитию лизинга в сельском хозяйстве Воронежской области позволили нам сделать достаточно пессимистичные выводы (табл. 3).

Таблица 3 - Параметры развития лизинга в аграрной сфере Воронежской области

Показатель Годы

2011 2012 2013 2014 2015

Поступило тракторов всех марок, всего, шт. 866 1020 845 829 626

- в т.ч. по лизингу, шт. 17 26 62 43 16

- в т.ч. по лизингу, % 2,0 2,5 7,3 5,2 2,6

Поступило комбайнов всего, шт. 321 281 359 349 250

- в т.ч. по лизингу, шт. 12 9 27 19 10

- в т.ч. по лизингу, % 3,7 3,2 7,5 5,4 4,0

Поступило автомобилей грузоперевозящих всего, шт. 433 383 408 3279 319

- в т.ч. по лизингу, шт. 29 8 12 24 14

- в т.ч. по лизингу, % 6,7 2,1 2,9 0,1 4,4

В целом по области следует отметить не только крайне небольшой объем поступления основных видов сельскохозяйственной техники за счет лизинга (всего порядка 5% единиц приобретаемой техники для отрасли растениеводства), но и неустойчивость этой доли. Колебания по годам за последние пять лет были очень сильными.

Основным источником финансирования инвестиций в сельском хозяйстве региона, как и страны в целом, остаются собственные средства компаний, складывающиеся из накопленной амортизации (теоретически предназначенной лишь для простого воспроизводства основных средств) и нераспределенной прибыли.

Основные источники финансирования инвестиций в сельскохозяйственных организациях Воронежской области рассмотрены в таблице 4.

Таблица 4 - Источники финансирования инвестиций, сельскохозяйственные предприятия (без КФХ) Воронежской области, всего, на конец года, тыс. рублей

Показатели Годы

2011 2012 2013 2014 2015

Уставный капитал 11547981 10452754 9631439 9689483 10298925

Резервный капитал 803870 1174348 1235300 1284312 1509837

Итого привлеченные 12351851 11627102 10866739 10973795 11808762

Нераспределенная прибыль 15917476 21243710 22951280 32482422 47806291

Накопленная амортизация на конец года 13319788 16379069 21681020 28222982 35131012

Итого собственные 29237264 37622779 44632300 60705404 82937303

Долгосрочные заемные средства 31415919 43468912 46161654 49925819 53685222

Итого 73005034 92718793 101660693 121605018 148431287

Таким образом, данные таблицы 4 позволяют нам заключить, что источники финансирования деятельности, в том числе инвестиционной, сельскохозяйственных организаций Воронежской области прирастают существенными темпами, причем

лидирующие позиции здесь занимают собственные источники. За пятилетний период объем собственных источников увеличился почти в три раза, долгосрочных заемных -на 71%, а привлеченных - на 96%.

Роль собственных средств в финансировании инвестиций оказывается все выше, так как краткосрочные займы и кредиторскую задолженность невозможно напрямую использовать для финансирования инвестиций, например, в средства производства, долгосрочных по самой своей природе.

Однако средства, находящиеся в краткосрочном пользовании компании, или, напротив, в пользовании других участников рынка в обмен на долговые обязательства, могут быть преобразованы в иные формы и таким образом инвестированы. Примером такой трансформации могут служить факторинговые операции. Факторинг представляет собой разновидность торгово-комиссионной операции, связанной с кредитованием оборотных средств. Факторинговые компании покупают у продавца платежные документы со скидкой 2-4% от их номинала, обеспечивая его таким образом «реальными» деньгами. Кроме того, они обычно предоставляют целый комплекс финансовых услуг: гарантийных, учетных и др.

С другой стороны, в России, и в Воронежской области в частности, факторинг пока не получил достаточного распространения из-за высоких рисков в финансовой сфере и высокой цены. Также имеются другие варианты финансирования инвестиционной деятельности, недостаточно или вовсе не используемые в отраслях сельского хозяйства Воронежской области:

1. Форфейтинг - представляет собой кредитование продавца путем покупки векселей, акцептованных покупателем.

2. Проектное финансирование - это форма долгосрочного кредитования, при котором сам проект является способом обслуживания долговых обязательств, то есть за финансирование предоставляется право на участие в разделе резервов реализации проекта.

3. Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии соответствующих оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах снизить свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

4. Государственное финансирование инвестиций в инновации может осуществляться на возвратной, безвозвратной или смешанной основе.

В целом мы не можем указать на высокий уровень развития инвестиционной активности в сельское хозяйство Воронежской области, что связано, с одной стороны, со спецификой данной отрасли, а с другой - с особенностями сложившегося инвестиционного климата в регионе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По данным Министерства сельского хозяйства Российской Федерации Воронежская область заняла второе место по объему инвестиций в основной капитал в аграрном секторе по итогам 2015 года с объемом частных вложений в 17,4 млрд. рублей, уступив только Краснодарскому краю, в АПК которого было вложено 21,1 млрд. рублей. В тройке лидеров также Тамбовская область с показателем в 15,8 млрд. рублей. В первом полугодии 2016 года инвестиции в сельское хозяйство Воронежской области уже составили 12 млрд. рублей, что позволяет судить об увеличении инвестиционной привлекательности и о благоприятном инвестиционном климате в регионе в целом.

Администрацией Воронежской области поставлены следующие задачи для привлечения инвестиций в формирование конкурентоспособных кластеров в АПК:

- содействовать увеличению объемов привлекаемых финансовых ресурсов коммерческих банков, лизинговых компаний к инвестированию в модернизацию существующих предприятий АПК области;

- привлекать инвестиционные ресурсы с целью модернизации, реконструкции, а также создания новых предприятий в областном АПК, предоставлять инвесторам максимально возможный комплекс мер господдержки;

- обеспечивать создание необходимой инженерной и бизнес-инфраструктуры для предприятий АПК области.

Целью инвестиционной политики нашего региона является кратное увеличение объема инвестиций в экономику Воронежской области для обеспечения пропорционального ускоренного роста ВРП до 2020 года.

Одной из задач инвестиционной стратегии Воронежской области является обеспечение привлечения инвестиционных ресурсов для развития агропромышленных производств и предоставление инвесторам максимально широкого спектра мер государственной поддержки.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Алехина А.Ю., Федулова И.Ю. Сущность и значение инвестиций в основной капитал предприятия и отдельные его элементы // Социально-экономическое обеспечение развития хозяйственных формирований. Воронеж, 2016. С. 28-31.

2. Asmara R., Hanani N., Fahriyah F. Farmers' Welfare Level Based On Farmer's Terms Of Trade (FTT) Index // Russian Journal of Agricultural and Socio-Economic Sciences. 2016. №12. С. 33-38.

3. Avrashkov L.Y., Grafov A.V., Grafova G.F. Innovative Entrepreneurship And Assessment Of The Effectiveness Of Investments In Innovations // Russian Journal of Agricultural and Socio-Economic Sciences. 2016. №12. С. 91-99.

4. Волкова А.Г., Сабетова Т.В. Формирование кластеров на субрегиональном уровне как инструмент преодоления кризиса на территории // Стратегическое развитие АПК и сельских территорий РФ в современных международных условиях: Материалы Международной научно-практической конференции, посвящённой 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. 2015. С. 184-187.

5. Danilov K.D. Economic Growth And Welfare Of The Population In Russia: Historical Overview And Management Solutions // Russian Journal of Agricultural and SocioEconomic Sciences. 2016. №12. С. 39-46.

6. Efimov A.B., Sabetova T.V. Economic And Social Issues Of Achieving Food Security Of Russia // Russian Journal of Agricultural and Socio-Economic Sciences. 2016. №11. С. 10-17.

7. Iskenderov R., Gulaliyev M., Nasirova O. Assessment Of Major Factors Of Food Security // Russian Journal of Agricultural and Socio-Economic Sciences. 2016. №10. С. 128-138.

8. Лебедев А.В., Сабетова Т.В. Некоторые особенности конкуренции в сельском хозяйстве // Институциональные и инфраструктурные аспекты развития различных экономических систем: Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2015. С. 258-261.

9. Moiseev V.V., Ogneva V.V., Polyanin A.V. Government Policy Of Import Substitution As A Factor Of Russian Economy Development // Russian Journal of Agricultural and SocioEconomic Sciences. 2016. №10. С. 36-44.

10. Novikova I.I. The Investment Activity State In The Voronezh Regional Agriculture // Russian Journal of Agricultural and Socio-Economic Sciences. 2016. №11. С. 185-191.

11. Otinova M.E. Theoretical And Methodological Aspects Of The Interaction Of Agrarian Business And The State // Russian Journal of Agricultural and Socio-Economic Sciences. 2016. №11. С. 30-37.

12. Сабетова Т.В. Диверсификация экономики сельских территорий и ее обеспечение ресурсами // Актуальные проблемы социально-экономического развития региона: сборник научных трудов по материалам Всероссийской научно-практической конференции. 2016. С. 191-195.

13. Сабетова Т.В. Оценка эффективности государственной поддержки сельского хозяйства и устойчивого развития сельских территорий // Совершенствование

учета, анализа и контроля как механизмов информационного обеспечения устойчивого развития экономики. 2016. №2. С. 280-286.

14. Федулова И.Ю., Шевцова Н.М. Лизинг как инструмент обновления парка сельскохозяйственной техники // Сельскохозяйственные науки и агропромышленный комплекс на рубеже веков. 2016. №13. С. 187-192.

15. Шевцова Н.М., Федулова И.Ю. Конкурентоспособность областей Центральночерноземного региона РФ // Экономика и предпринимательство. 2016. №2-1 (67-1). С. 265-268.

16. Шевцова Н.М., Федулова И.Ю. Экономическая оценка конкурентоспособности областей ЦЧР // Политэкономические проблемы развития современных агроэкономических систем: Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня образования кафедры экономической теории и мировой экономики. 2014. С. 73-77.

17. Шевцова Н.М., Сабетова Т.В. Сотрапэоп of central black-soil area regions in terms of competitiveness // Институциональные и инфраструктурные аспекты развития экономических наук: Сборник статей Международной научно-практической конференции. - Уфа, 2015. С. 217-220.

18. Zagvozkin M.V., Sabetova T.V. Consideration of the Price Fluctuations In Companies' Planning And Public Control Of The Agricultural Product Market // Russian Journal of Agricultural and Socio-Economic Sciences. 2016. №9. С. 58-66.

ffcc^ ® 1 © 7 by the authors- Licensee RJOAS, Orel, Russia. This article is an open access article distributed under the terms and conditions of the Creative Commons Attribution (CC BY) license: http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.