Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗЕМЕЛЬНОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ГИС'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗЕМЕЛЬНОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ГИС Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
202
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАДЗОР / РИСК-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / КАТЕГОРИИ РИСКА / ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК / ЗЕМЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬ / РОССЕЛЬХОЗНАДЗОР / ГЕОИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Москояни Д. С., Барсукова Г. Н., Шеуджен З. Р., Лебедева Д. С.

В статье рассмотрен порядок проведения государственного земельного надзора за использованием земельных участков сельскохозяйственного назначения, обоснована его актуальность. Приведена динамика изменения и установлено значительное уменьшение площади земель категории сельскохозяйственного назначения за анализируемый период в Республике Адыгея, Краснодарском крае, Республике Крым. В существующем регламенте проведения земельного надзора выявлены значительные недостатки, которые затрудняют или не позволяют проводить контрольно-надзорные мероприятия - отсутствие основания для проведения контрольно-надзорных мероприятий на земельных участках низкой категории риска, отсутствие требования об обязательном информировании органов надзорной деятельности о регистрации новых предприятий. В статье приведены показатели проведения проверок, установлено, что сохраняется положительная тенденция уменьшения нарушений. Представлен порядок проведения плановых проверок с применением риск-ориентированного подхода. Предложены пути совершенствования государственного земельного надзора путем применения в работе современных геоинформационных системы. Приведен пример использования ГИС для получения достоверных сведений о фактическом использовании конкретного земельного участка. Рассмотрены достоинства, недостатки и возможности применения программы «SAS Planet» в государственном земельном надзоре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Москояни Д. С., Барсукова Г. Н., Шеуджен З. Р., Лебедева Д. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT STATE LAND SUPERVISION FOR THE USE OF AGRICULTURAL LAND USING MODERN GIS

The article considers the procedure for conducting state land supervision over the use of agricultural land, justifies its relevance. The dynamics of change is given and a significant decrease in the area of agricultural land for the analyzed period in the Republic of Adygea, Krasnodar Krai, and the Republic of Crimea is established. Significant shortcomings have been identified in the existing regulations on land supervision, which make it difficult or impossible to carry out control and supervisory measures - the absence of a basis for carrying out control and supervisory measures on low-risk land plots, the absence of a requirement to inform the supervisory authorities about the registration of new enterprises. The article presents the indicators of inspections, it is established that there is a positive tendency to reduce violations. The procedure for conducting scheduled inspections using a risk-based approach is presented. The ways of improving the state land supervision through the use of modern geoinformation systems in the work are proposed. An example of using GIS to obtain reliable information about the actual use of a particular land plot is given. The advantages, disadvantages and possibilities of using the "SAS Planet" program in state land supervision are considered.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗЕМЕЛЬНОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ГИС»

Научная статья Original article УДК 332.37

DOI 10.55186/25876740_2022_6_6_23

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗЕМЕЛЬНОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ГИС

IMPROVEMENT STATE LAND SUPERVISION FOR THE USE OF AGRICULTURAL LAND USING MODERN GIS

Д.С. Москояни, Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина, Краснодар, Россия

Г.Н. Барсукова, Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина, Краснодар, Россия

З.Р. Шеуджен, Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина, Краснодар, Россия

Д.С. Лебедева, Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина, Краснодар, Россия

D.S. Moskoyani, Kuban State Agrarian University named after I. T. Trubilin, Krasnodar, Russia

G.N. Barsukova Galina Nikolaevna, Kuban State Agrarian University named after I. T. Trubilin, Krasnodar, Russia

Z.R. Sheudzhen, Kuban State Agrarian University named after I. T. Trubilin, Krasnodar, Russia

D.S. Lebedeva, Kuban State Agrarian University named after I. T. Trubilin, Krasnodar, Russia

Аннотация. В статье рассмотрен порядок проведения государственного земельного надзора за использованием земельных участков сельскохозяйственного назначения, обоснована его актуальность. Приведена динамика изменения и установлено значительное уменьшение площади земель категории сельскохозяйственного назначения за анализируемый период в Республике Адыгея, Краснодарском крае, Республике Крым.

В существующем регламенте проведения земельного надзора выявлены значительные недостатки, которые затрудняют или не позволяют проводить контрольно-надзорные мероприятия - отсутствие основания для проведения контрольно-надзорных мероприятий на земельных участках низкой категории риска, отсутствие требования об обязательном информировании органов надзорной деятельности о регистрации новых предприятий. В статье приведены показатели проведения проверок, установлено, что сохраняется положительная тенденция уменьшения нарушений. Представлен порядок проведения плановых проверок с применением риск-ориентированного подхода. Предложены пути совершенствования государственного земельного надзора путем применения в работе современных геоинформационных системы. Приведен пример использования ГИС для получения достоверных сведений о фактическом использовании конкретного земельного участка. Рассмотрены достоинства, недостатки и возможности применения программы «SAS Planet» в государственном земельном надзоре.

Abstract. The article considers the procedure for conducting state land supervision over the use of agricultural land, justifies its relevance. The dynamics of change is given and a significant decrease in the area of agricultural land for the

analyzed period in the Republic of Adygea, Krasnodar Krai, and the Republic of Crimea is established.

Significant shortcomings have been identified in the existing regulations on land supervision, which make it difficult or impossible to carry out control and supervisory measures - the absence of a basis for carrying out control and supervisory measures on low-risk land plots, the absence of a requirement to inform the supervisory authorities about the registration of new enterprises. The article presents the indicators of inspections, it is established that there is a positive tendency to reduce violations. The procedure for conducting scheduled inspections using a risk-based approach is presented. The ways of improving the state land supervision through the use of modern geoinformation systems in the work are proposed. An example of using GIS to obtain reliable information about the actual use of a particular land plot is given. The advantages, disadvantages and possibilities of using the "SAS Planet" program in state land supervision are considered.

Ключевые слова: земельный надзор, риск-ориентированный подход, категории риска, земельный участок, земли сельскохозяйственного назначения, использование земель, Россельхознадзор, геоинформационные системы.

Keywords: land supervision, risk-oriented approach, risk categories, land plot, agricultural land, land use, Rosselkhoznadzor, geoinformation systems.

Введение

Государственный земельный надзор на территории Российской федерации является важным элементом в системе управления земельными ресурсами [6, 7]. Осуществление функций по государственному земельному надзору за землями сельскохозяйственного назначения выполняет Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, за землями иных категорий - Федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии, Федеральная служба по надзору в

сфере природопользования. В процессе надзора земельные участки всех категорий рассматриваются, прежде всего, как объекты гражданских прав.

Главными принципами осуществления государственного земельного надзора являются законность, приоритет мер предупреждения правонарушений в области земельных отношений, неотвратимость наказания за совершенные нарушения земельного законодательства, восстановление нарушенных прав собственников земельных участков и землепользователей, недопустимость злоупотребления правом, соблюдение охраняемой законом тайны, открытость и доступность информации об организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, оперативность при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля [1].

Государственное регулирование в сфере земельных отношений и эффективного использования земельных участков, осуществляемое Россельхознадзором, направлено на предупреждение, выявление и пресечение нарушений, исполнение мер пресечения нарушений земельного законодательства Российской Федерации, устранение нарушений на землях сельскохозяйственного назначения, выполнение систематического мониторинга, анализа и прогнозирования состояния исполнения требований земельного законодательства.

Осуществление государственного земельного надзора ориентирует землепользователей на рациональное использование земельных участков в соответствии с их целевым назначением и условиями предоставления, соблюдение установленных законодательством требований. Восстанавливать нарушенные земельные участки, а также нарушенные законные права на пользование земельным участком, возвращать участки в хозяйственный оборот позволяет законодательно установленная возможность привлечения нарушителей к административной ответственности, возможность возложения обязанностей по рекультивации земель в судебном порядке [10].

Методы и методология исследований

Цель исследования заключается в обосновании предложений по совершенствованию государственного земельного надзора за использованием земель сельскохозяйственного назначения с применением современных информационных технологий.

Для достижения цели сформулированы задачи:

- изучить порядок проведения государственного земельного надзора;

-проанализировать показатели проведения государственного

земельного надзора в Республике Адыгея, Краснодарского края, Республике Крым;

- выделить недостатки при проведении надзорной деятельности;

- предложить пути совершенствования государственного земельного надзора;

- рассмотреть возможность применения ГИС при проведении земельного надзора, выделить преимущества и недостатки.

В статье использованы данные Федеральной службы государственной статистики, информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. С использованием программы SAS Planet были изучены, сопоставлены и выявлены нарушения земельного законодательства в области государственного земельного надзора.

В результате исследования применялись аналитический, расчетно -конструктивный, абстрактно-логический, статистический методы исследования.

Результаты исследования и их обсуждение

Исследование динамики земель категории сельскохозяйственного назначения в Республике Адыгея, Краснодарском крае, Республике Крым в период 2005-2021 гг. показало устойчивую тенденцию уменьшения земель сельскохозяйственного назначения (табл.1, рис.1).

Таблица 1. Земли категории сельскохозяйственного назначения Республики Адыгея, Краснодарского края, Республики Крым в период 2005-2021 гг., тыс. га

Table 1. Agricultural lands of the Republic of Adygea, Krasnodar Territory, the Republic of Crimea in the period 2005-2021, thousand hectares

Земли с.-х. назначения 2005 г. 2010 г. 2015 г. 2021 г.

Республика Адыгея 344,5 342 334,1 330,2

Краснодарский край 4764 4750,5 4727,9 4685,6

Республика Крым 1860 1857,2 1450,3 1532,5

Итого: 6968,5 6949,7 6512,3 6548,3

6000

5000

4764

4750,5

4727,9

4685,6

4000

£ 3000

2000

1000

1860

857,2

2005 2010 2015 2021

Республика Адыгея Краснодарский край ■ Республика Крым

0

Рисунок 1. Динамика изменения площади категории сельскохозяйственного назначения Республики Адыгея, Краснодарского края, Республики Крым Figure 1. Dynamics of changes in the area of the agricultural category of the Republic of Adygea, Krasnodar Territory, the Republic of Crimea

Следует отметить, что за 16 лет количество земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края уменьшилось на 78,4 тыс. га, или 2 %, республики Адыгея - на 14,3 тыс. га , или 4 %, в республике Крым сокращение составило 327,5 тыс. га или 17 %. Общее сокращение площади земель сельскохозяйственного назначения по разным причинам в трех регионах составило 6 %. Это можно объяснить ежегодным увеличением населения регионов за счет миграции, происходящей урбанизации городов [4] и расширением границ Краснодара, Симферополя, Майкопа как центров субъектов РФ, быстрым развитием курортных городов, таких как Геленджик, Сочи, Анапа, Алушта, Ялта, Каменномостский и других.

С каждым годом все более острой становится проблема сохранения имеющихся земель сельскохозяйственного назначения и их использования в соответствии с целевым назначением [3]. Особая роль в решении этой проблемы отводится государственному земельному надзору, в круг компетенций которого входит наблюдение:

-за самовольным снятием, перемещением и уничтожением плодородного слоя почвы, а также за порчей земель в ходе сельскохозяйственной деятельности, в том числе нарушением использования пестицидов, агрохимикатов и иных опасных для здоровья людей и окружающей среды веществ и отходов производства и потребления;

-за выполнением обязательных мероприятий, направленных на улучшение земель и охрану почв от ветровой, водной эрозии и предотвращение иных процессов, нарушающих качественное состояние земель;

-за требованиями, связанными с обязательным использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного

производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности;

-за требованиями в области мелиорации земель, при выявлении нарушения которых рассмотрение дел об административных правонарушениях осуществляют органы государственного земельного надзора;

-за обязательным проведением рекультивации земель при осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей [2].

Анализ осуществления Южным межрегиональным управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по государственному земельному надзору за землями сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края, Республики Адыгея, Республики Крым в 2021 году свидетельствует о снижении количества правонарушений в ходе проведения контрольных (надзорных) мероприятий с учетом сравнения показателей эффективности с аналогичными показателями, полученными за предыдущие пять лет (рисунок 2).

Исследованы основные проблемы, возникающие при проведении контрольных (надзорных) мероприятий.

При реализации надзора за земельными участками сельскохозяйственного назначения для плановых проверок используется риск-ориентированный подход, в ходе которого, согласно Постановления правительства РФ от 30.06.2021 N 1081 (ред. от 07.02.2022) "О федеральном государственном земельном контроле (надзоре)", каждому участку присваивается одна из трех категорий риска [2].

International agricultural journal 6/2022

646

535

Количество нарушений

700 600 500 400 300 200 100

Рисунок 2. Общее количество правонарушений, выявленных в результате контрольных (надзорных) мероприятий на территории Краснодарского края, Республики Адыгея, Республики Крым (единиц), 2016-2021 гг.) Figure 2. The total number of offenses detected as a result of control (supervisory) measures on the territory of the Krasnodar Territory, the Republic of Adygea, the Republic of Crimea (units), 2016-2021.)

В таблице 2 представлены критерии отнесения земельных участков к категории риска.

Таблица 2. Критерии отнесения земельных участков сельскохозяйственного назначения к категории риска

Table 2. Criteria for assigning agricultural land plots to the risk category

0

Категория среднего риска 1. Земельные участки, кадастровая стоимость которых на 50 и более процентов превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району; 2. Мелиорируемые и мелиорированные земельные участки; 3. Земельные участки, смежные с комплексами по разведению сельскохозяйственной птицы (с проектной мощностью 40 тыс. птицемест и более); 4. Земельные участки, смежные с комплексами по выращиванию и разведению свиней (с проектной мощностью 2000 мест и более), свиноматок (с проектной мощностью 750 мест и более).

Категория умеренного 1. Земельные участки, смежные с земельными участками специального назначения;

риска 2. Земельные участки, в границах которых расположены магистральные трубопроводы; 3. Земельные участки, смежные комплексами по разведению сельскохозяйственной птицы (с проектной мощностью менее 40 тыс. птицемест); 4. Земельные участки, смежные с комплексами по выращиванию и разведению свиней (с проектной мощностью менее 2000 мест), свиноматок (с проектной мощностью менее 750 мест).

Категория низкого риска Земельные участки, не отнесенные к категории среднего или умеренного риска.

Из анализа критериев можно сделать вывод, что к категории среднего риска относятся земли особо ценные, которые имеют очень высокий уровень плодородия, а также земли, расположенные рядом с особо крупными животноводческими комплексами - свиноводческими, птицеводческими.

К категории умеренного риска относятся земли, которые граничат с землями промышленности или трубопроводами, такая близость может быть причиной вредных сбросов и загрязнения участков вследствие аварий, или с животноводческими комплексами с меньшей проектной мощностью.

К категории низкого риска относятся земельные участки, которые не относятся к категориям умеренного или среднего. Фактически законодатель ускоряет деятельность по присвоению соответствующей категории, позволяя провести необходимую работу с ограниченным количеством таких участков и автоматически относя оставшиеся участки к категории низкого риска.

Для каждой категории риска существует временной регламент проведения проверок. Периодичность проведения проверок для различных категорий риска приведена в таблице 3.

Анализ периодичности проведения проверок показывает, чем выше категория опасности, тем чаще необходимо проводить контрольно-надзорные мероприятия, соответственно, земельные участки, которые представляют минимальную возможность причинения вреда, в проведении плановых проверок практически не нуждаются.

Таблица 3. Периодичность проведения проверок различных категорий риска Table 3. Frequency of inspections of various risk categories

Категория рисков Класс опасности Особенности п доведения плановых проверок

Для федерального надзора Для регионального надзора

Средний риск 4 класс плановая проверка проводится не чаще 1 раза в период, установленный федеральным органом плановая проверка проводится не чаще 1 раза в 4 года и не реже 1 раза в 5 лет

Умеренный риск 5 класс плановая проверка проводится не чаще 1 раза в 6 лет и не реже 1 раза в 8 лет

Низкий риск 6 класс Плановые проверки не проводятся

Установлено, что проведение контрольных (надзорных) мероприятий за земельными участками низкой категории риска может проводиться только посредством внеплановых проверок. Следует отметить, что внеплановые проверки, как правило, проводятся на основании жалоб собственников соседних участков. Если на земельном участке низкой категории риска будет построена животноводческая ферма с большим поголовьем скота, Россель-хознадзор узнает об этом только при поступлении информации от заинтересованных лиц, до поступления этой информации на земельном участке проверки проводиться не будут.

Для решения проблемы невозможности проведения необходимого контроля Россельхознадзора за земельными участками низкой категории риска предлагается введение дополнительного основания для проведения внеплановой проверки. В качестве этого основания возможно использование программы SAS Planet, в которой содержатся актуальные данные аэрофотосъемки местности.

Программа является бесплатной и позволяет выполнять большой объем работ, сделать вычисление площадей, измерение расстояний, выполнить формирование карты путем создания слоев. Эти функции позволят посмотреть области на карте, уже загруженные в кэш или, наоборот, кото-

рые отсутствуют, сохранить части карты в одно изображение, которое можно просмотреть и обработать в любом графическом редакторе, а также использовать в других ГИС-приложениях. Карта обзора поможет легко узнать о местоположении территории, которую вы просматриваете, а также быстро перейти к любому другому участку на карте. Просмотр карты осуществляется в полноэкранном режиме, что особенно удобно при невысоком разрешении экрана. Имеются и многие другие функции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На рисунке 3 и в таблице 4 представлены сведения о земельном участке с кадастровым номером 23:22:0601005:487 из публичной кадастровой карты.

Рисунок 3. Земельный участок 23:22:0601005:487 Figure 3. Land plot 23:22:0601005:487

По данным публичной кадастровой карты было определено, что земельный участок относится к низкой категории риска, так как в его грани-

цах не расположены особо ценные земли, участок не имеет смежных границ с животноводческими фермами и землями промышленности.

Таблица 4. Сведения из ЕГРН на участок 23:22:0601005:487 Table 4. Information from the EGRN on the site 23:22:0601005:487

Тип сведений Вид

Кадастровый номер

Адрес

Площадь

Статус

Категория земель Разрешенное использование Кадастровая стоимость

Сведения

Земельный участок 23:22:0601005:487

Краснодарский край, р-н. Новопокровский

85 050 кв.м.

Учтенный

Земли сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства 399 735 руб.

На рисунке 4 представлен снимок земельного участка 23:22:0601005:487 в программе SAS Planet.

Рисунок 4. Космоснимок SAS Planet земельного участка низкой категории риска

Figure 4. SAS Planet satellite image of a low-risk land plot

Из представленных снимков можем сделать вывод, что использование программы SAS Planet при проведении государственного земельного надзора, может позволить дистанционно получать сведения об использовании земельных участков. Космоснимок из программы SAS Planet земельного участка демонстрирует зарастание его территории древесно-кустарниковой растительностью, можно сделать вывод, что земельный участок не используется по св оему назначению, это является грубым нарушение земельного законодательства. С помощью SAS Planet определена площадь зарастания участка древесно-кустарниковой растительностью - 3,2 га.

Работа в программе повышает эффективность работы, так как публичная кадастровая карта выполняет большое количество функций и не редко является перегруженной. Использование программы SAS Planet позволит получать актуальные снимки земельных участков и не перегружать публичную кадастровую карту.

В таблице 4 представлены преимущества и недостатки использования программы SAS Planet при проведении земельного надзора. Таблица 4. Преимущества и недостатки использования программы SAS Planet при проведении земельного надзора

Table 4. Advantages and disadvantages of using the SAS Planet program during land supervision

Преимущества Недостатки

1. Позволяет получать актуальные сведения о земельных участках 1. Снимки занимают большое количество памяти компьютера

2. Позволяет определить площадь нарушения

3. Программа является бесплатной 2. Сложность внесения основания для проверки в нормативно правовую базу

4. Проста в использовании

При строительстве животноводческих ферм на смежных участках предлагаем внести обязательное требование по предоставлению Россельхознадзору информации о вновь зарегистрированных лицах, которые

занимаются сельскохозяйственным производством. Это позволит Россельхознадзору иметь актуальные сведения об использовании земельных участков, которым будет своевременно присвоена соответствующая категория риска и станут возможными плановые проверки земельных участков.

Выводы

-Вне дрение в государственный земельный надзор современных геоинформационных систем для получения необходимой информации, которая будет основанием для проведения проверок Россельхознадзора, позволит решить проблему использования гражданами и юридическими лицами земель не по целевому назначению. Это будет способствовать более эффективному использованию земель сельскохозяйственного назначения, неиспользуемые ранее или используемые с нарушениями земельные участки будут вовлекаться в сельскохозяйственный оборот.

-Использование геоинформационных систем для получения необходимой информации повысит эффективность и производительность труда инспекторов [10], которые смогут дистанционно отслеживать современное состояние земельного участка, контролировать исправление нарушений.

-Обязательное информирование Россельхознадзора о строительстве и регистрации объектов новых животноводческих ферм позволит иметь актуальные данные об использовании земель сельскохозяйственного назначения и проводить своевременно контрольно-надзорные мероприятия.

-Проведение государственного земельного надзора должно максимально мотивировать граждан к использованию земельных участков под сельскохозяйственными угодьями по целевому назначению, не допуская их зарастания, загрязнения, деградации [5].

Литература

1. Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ (ред. от 06.12.2021) "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

2. Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1081 (ред. от 07.02.2022) "О федеральном государственном земельном контроле (надзоре)" (вместе с "Положением о федеральном государственном земельном контроле (надзоре)").

3. Волков С. Эффективное управление земельными ресурсами - основа продовольственной безопасности России / С. Волков, Д. Шаповалов, П. Клюшин // Международный сельскохозяйственный журнал. - 2017. - № 4. - С. 12-15.

4. Г. Н. Барсукова Управление земельными ресурсами: учебник / Г. Н. Барсукова, Е. В. Яроцкая, К. А. Юрченко. - Краснодар: КубГАУ, 2021. -288 с

5. Государственный земельный надзор: проблемы повышения эффективности / О. А. Самончик // Аграрное и земельное право. - 2019. - № 6 (174). - С. 12-17.

6. Государственный земельный надзор за нецелевым использованием земельных участков / К. А. Становова, Д. В. Пархоменко // Интерэкспо Гео-Сибирь. - 2019. - Т. 7. - С. 276-281.

7. Л. П. Карпенко Проблемы реализации полномочий органов государственного земельного надзора / Л. П. Карпенко, И. С. Соколов // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). - 2019. - № 1 (53). - С. 163168.

8. С. А. Липски Современные проблемы формирования и реализации государственной земельной политики / С. А. Липски // Методическое пособие - Москва, - 2020.

9. С. А. Липски Состояние и использование земельных ресурсов россии: тенденции текущего десятилетия / С. А. Липски // Проблемы прогнозирования. - 2020. - № 4 (181). - С. 107-115.

10. Ю. В. Горбунова Государственный земельный надзор как способ охраны земель / Ю. В. Горбунова, А. Я. Сафонов // Вестник КрасГАУ. -2022. - № 2 (179). - С. 41-47.

Literatura

1. Federal'nyi zakon ot 31.07.2020 N 248-FZ (red. ot 06.12.2021) "O gosudarstvennom kontrole (nadzore) i munitsipal'nom kontrole v Rossii-skoi Federatsii".

2. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 30.06.2021 N 1081 (red. ot 07.02.2022) "O federal'nom gosudarstvennom zemel'nom kontrole (nadzore)" (vmeste s "Polozheniem o federal'nom gosudarstvennom ze-mel'nom kontrole (nadzore)").

3. Volkov S. Ehffektivnoe upravlenie zemel'nymi resursami - os-nova prodovol'stvennoi bezopasnosti Rossii / S. Volkov, D. Shapovalov, P. Klyushin // Mezhdunarodnyi sel'skokhozyaistvennyi zhurnal. - 2017. - № 4. - S. 12-15.

4. G. N. Barsukova Upravlenie zemel'nymi resursami: uchebnik / G. N. Barsukova, E. V. Yarotskaya, K. A. Yurchenko. - Krasnodar: KuBGAU, 2021.

- 288 s

5. Gosudarstvennyi zemel'nyi nadzor: problemy povysheniya ehffek-tivnosti / O. A. Samonchik // Agrarnoe i zemel'noe pravo. - 2019. - № 6 (174).

- S. 12-17.

6. Gosudarstvennyi zemel'nyi nadzor za netselevym ispol'zovaniem ze-mel'nykh uchastkov / K. A. Stanovova, D. V. Parkhomenko // Interehkspo Geo-Sibir'. - 2019. - T. 7. - S. 276-281.

7. L. P. Karpenko Problemy realizatsii polnomochii organov gosu-darstvennogo zemel'nogo nadzora / L. P. Karpenko, I. S. Sokolov // Vest-nik Universiteta imeni O.E. Kutafina (MGYUA). - 2019. - № 1 (53). - S. 163-168.

8. S. A. Lipski Sovremennye problemy formirovaniya i realizatsii gosudar-stvennoi zemel'noi politiki / S. A. Lipski // Metodicheskoe poso-bie - Moskva, - 2020.

9. S. A. Lipski Sostoyanie i ispol'zovanie zemel'nykh resursov ros-sii: ten-dentsii tekushchego desyatiletiya / S. A. Lipski // Problemy progno-zirovaniya. - 2020. - № 4 (181). - S. 107-115.

10. YU. V. Gorbunova Gosudarstvennyi zemel'nyi nadzor kak sposob okhrany zemel' / YU. V. Gorbunova, A. YA. Safonov // Vestnik KraSGAU. -2022. - № 2 (179). - S. 41-47.

© Д.С. Москояни, Г.Н. Барсукова, З.Р. Шеуджен, Д.С. Лебедева, 2022. International agricultural journal, 2022, № 6, 1017-1034.

Для цитирования: Д.С. Москояни, Г.Н. Барсукова, З.Р. Шеуджен, Д.С. Лебедева Совершенствование государственного земельного надзора за использованием земель сельскохозяйственного назначения с использованием современных ГИС// International agricultural journal. 2022. № 6, 1017-1034.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.