ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗЕМЕЛЬНОГО НАДЗОРА С МУНИЦИПАЛЬНЫМ ЗЕМЕЛЬНЫМ КОНТРОЛЕМ НА ЗЕМЛЯХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ В
INTERACTION OF STATE LAND SUPERVISION WITH MUNICIPAL LAND CONTROL ON AGRICULTURAL LANDS IN KRASNOYARSK REGION
Мамонтова Софья Анатольевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры землеустройства и кадастров, ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет» (660049 Российская Федерация, Красноярск, ул. Мира, д. 90), [email protected] Пистер Дарья Юрьевна, обучающийся института землеустройства, кадастров и природообустройства, ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет», (660049 Российская Федерация, Красноярск, ул. Мира, д. 90), [email protected]
Колпакова Ольга Павловна, кандидат сельскохозяйственных наук, заместитель директора по научной работе, доцент кафедры землеустройства и кадастров, ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет» (660049 Российская Федерация, Красноярск, ул. Мира, д. 90), [email protected]
Ковалева Юлия Петровна, кандидат биологических наук, доцент кафедры землеустройства и кадастров, ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет» (660049 Российская Федерация, Красноярск, ул. Мира, д. 90), [email protected]
Иванова Ольга Игоревна, кандидат географических наук, доцент кафедры природообустройства, ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет» (660049 Российская Федерация, Красноярск, ул. Мира, д. 90), [email protected]
КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ
УДК 332.025.13 DOI:10.24411/2588-0209-2020-10242
Sofya A. Mamontova, candidate of economic sciences, assistant professor of the chair of land use planning and cadaster. Krasnoyarsk state agrarian university (90 Mira st., Krasnoyarsk, 660049 Russia); [email protected]. Daria Y. Pister, 4th year student of the institute of land use planning, cadastres and environmental management. Krasnoyarsk state agrarian university (90 Mira st., Krasnoyarsk, 660049 Russia), [email protected]
Olga P. Kolpakova, candidate of agricultural sciences, deputy director on scientific work, assistant professor of the chair of land use planning and cadaster. Krasnoyarsk state agrarian university (90 Mira st., Krasnoyarsk, 660049 Russia), [email protected]
Yulia P. Kovaleva, candidate of biological sciences, assistant professor of the chair of land use planning and cadaster. Krasnoyarsk state agrarian university (90 Mira st., Krasnoyarsk, 660049 Russia); [email protected]. Olga I. Ivanova, candidate of geographical sciences, assistant professor of the chair of environmental management. Krasnoyarsk state agrarian university (90 Mira st., Krasnoyarsk, 660049 Russia); [email protected]
Аннотация. В статье приведен анализ изменений в законодательстве Российской Федерации в области государственного земельного надзора. Приведены особенности введения риск-ориентированного подхода в системе надзора за соблюдением земельного законодательства, а также результаты проведения государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля в Красноярском крае. С введением риск-ориентированного подхода при снижении площади земель сельскохозяйственного назначения, на которых проводится земельный надзор, число проверок в 2019 году выросло. Кроме того, увеличилось количество материалов, поступивших на рассмотрение в отдел государственного земельного надзора Управления Росреестра по Красноярскому краю из органов муниципального земельного контроля. При этом наблюдается увеличение количества отказов в возбуждении дел об административных правонарушениях с 16% в 2016 году до 23% в 2019 году. Для снижения нагрузки на органы государственного земельного надзора, предлагается оставить в их компетенции полномочия по возбуждению дел об административных правонарушениях в отношении земельных участков, относящихся к категории среднего риска, а полномочия по возбуждению дел об административных правонарушениях в отношении земельных участков, относящихся к категории низкого и умеренного риска, передать органам муниципального земельного контроля.
Abstract. The article provides an analysis of changes of legislation in the field of state land supervision in the Russian Federation. The features of introducing a risk-oriented approach in the system of supervision over compliance with land legislation and the results of the state land supervision and municipal land control in the Krasnoyarsk Territory are presented. With the introduction of a risk-based approach while the area of agricultural land under land supervision reduced, the number of inspections has increased in 2019. In addition, the number of materials submitted for consideration to the department of state land supervision of the Office of Rosreestr in the Krasnoyarsk Territory from the bodies of municipal land control has increased. At the same time, there is an increase in the number of refusals to initiate cases of administrative offenses from 16% in 2016 to 23% in 2019. To reduce the burden on the state land supervision bodies, it is proposed to leave in their competence the powers to initiate cases of administrative offenses in relation to land plots belonging to the medium risk category, and the powers to initiate proceedings on administrative offenses in relation to land plots classified as low and of moderate risk, transferred to the municipal land control authorities.
Ключевые слова: государственный земельный надзор, муниципальный земельный контроль, земли сельскохозяйственного назначения, рациональное использование земли, государственный инспектор, риск-ориентированный подход.
Keywords: state land supervision, municipal land control, agricultural land, rational use of land, state inspector, risk-based approach.
Введение. Одним из основных механизмов обеспечения продовольственной безопасности страны должно быть обеспечение рационального использования и охраны земель, в особенности земель сельскохозяйственного назначения, создание условий для сохранения их полезных свойств. Целью данной работы является анализ организации взаимодействия в системе государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля на землях сельскохозяйственного назначения в Красноярском крае.
Объектом исследования выступают земельные ресурсы Красноярского края. Предметом исследования является процесс организации и осуществления надзора и контроля за использованием и охраной земель Красноярского края.
Методика исследования. В процессе исследования использованы Законы Российской Федерации, Указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, нормативные документы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее Росреестр), Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор), Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), акты арбитражных
судов и судов общей юрисдикции, земельно-учетная, статистическая информация, специальная научная литература.
Научная новизна работы заключается в уточнении основных теоретических и методических положений системы надзора и контроля за использованием и охраной земель с использованием риск-ориентированного подхода, предложениях по перераспределению полномочий в системе государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля. Практическая значимость исследования состоит в том, что внедренные в практику сформулированные выводы и предложения позволят улучшить организацию управления земельными ресурсами в Красноярском крае.
Результаты и обсуждение. Проблема эффективности государственного земельного надзора за использованием и охраной земель должна рассматриваться не изолированно, а как составная часть общей проблемы эффективности сельскохозяйственного производства.
Определяющим документом, урегулировавшим объекты и субъекты государственного земельного надзора, процедуру взаимодействия между ними, функции и перечень должностных лиц, выполняющих обязанности по государственному земельному надзору, их права и другие вопросы, является Положение о государственном земельном надзоре [1, 2].
В соответствии со статьей 71 Земельного кодекса Российской Федерации под государственным земельным надзором понимаются [ 1]:
- деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений субъектами земельных отношений (органами власти, юридическими и физическими лицами) требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных субъектов, принятия предусмотренных законодательством по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений;
- деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении субъектами земельных отношений своей деятельности [1].
На основании Постановления Правительства Российской Федерации №1 от 02.01.2015 года «Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре», государственный земельный надзор осуществляется тремя важнейшими федеральными службами: Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр); Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор); Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) [2].
Государственный земельный надзор осуществляется в форме проверок, проводимых в соответствии с планами, а также внеплановых проверок с соблюдением прав и законных интересов организаций и граждан, которые проводятся:
- для проверки исполнения предписаний об устранении ранее выявленных нарушений земельного законодательства;
- в случае получения от органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан документов и иных доказательств, свидетельствующих о наличии признаков нарушений земельного законодательства.
Плановые проверки осуществляются Росреестром и Россельхознадзором и их территориальными органами в соответствии с ежегодными планами проведения плановых проверок, а Росприроднадзором и его территориальными органами - в рамках ежегодных планов проведения плановых проверок при осуществлении федерального государственного экологического надзора.
В 2015 году произошли существенные изменения в земельном законодательстве Российской Федерации. В Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» была введена статья 8 «Применение риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора)» [3]. Риск-ориентированный подход служит для оптимизации действий уполномоченных органов, осуществляющих государственный земельный надзор. Его основная задача в подразделении земельных участков на различные категории риска и классы опасности в соответствии с Постановлением Правительства №806 от 17.08.2016 года [4].
За счет рационального отнесения деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска и классу опасности, изменилось соотношение интенсивности количества плановых проверок в отношении данных участников земельных отношений. К примеру, если потенциальный участник земельных отношений относится к чрезвычайно-высокой категории риска 1 класса опасности, интенсивность проверок в отношении него увеличится до одной проверки ежегодно, в то время как до введения риск-ориентированного подхода проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей были возможны плановые проверки только по истечению трех лет с момента проведения последней плановой проверки или государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, ежегодная фиксация факта неиспользования земельного участка, без нарушения установленных законом требований, была не выполнима.
Из всех категорий земель, на которых проводится государственный земельный надзор, земли сельскохозяйственного назначения имеют особую значимость для экономики страны и выступают как основное средство для производства сельскохозяйственной продукции. Несоответствующая эксплуатация земель сельскохозяйственного назначения влечет за собой изменение в структуре почвы, приводит к снижению качеств её плодородия, а также оказывает негативное влияние на окружающую среду.
Именно поэтому органам, осуществляющим государственный земельный надзор за исполнением требований земельного законодательства, следует регулярно проводить исследования состояния земель сельскохозяйственного назначения, ведь данная поднадзорная деятельность способствует сохранению плодородия почв на таких землях, тем самым обеспечивая продовольственную безопасность страны.
На сайте Управления Росреестра по Красноярскому краю размещена информация об осуществлении государственного земельного надзора. В разделе №2 «Сведения о проверках соблюдения земельного законодательства» на основании материалов из годовых
отчетов по форме 10-К приводятся данные о проверках земельного законодательства по категориям земель. В таблице 1 отражены проверки по землям сельскохозяйственного назначения на территории Красноярского края в период с 2016 по 2019 года [5].
Таблица 1 - Выявленные нарушения на землях сельскохозяйственного назначения при взаимодействии с ОВД, прокуратурой, органов, осуществляющих муниципальный земельный контроль
Наименование показателя 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.
Площадь (га) 11558,5 386,3 1046,0 199,8
Количество (ед.) 57 77 90 119
В 2017 году резко снизилась площадь территории, на которых осуществляется деятельность государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля, при увеличении в 2018 году, площадь территориального охвата в 2019 году еще уменьшается, но несмотря на это, количество проверок продолжает расти. Этот факт является свидетельством применения риск-ориентированного подхода - плановые проверки сокращаются, ресурсы органов земельного надзора направлены на внеплановые проверки. Таким образом новый подход к подразделению земельных участков на категории риска успешно применяется. Затраченное время на плановые проверки снижается, что положительно сказывается на количестве внеплановых проверок на землях сельскохозяйственного назначения.
Как видно из таблицы 1, нарушения земельного законодательства на землях сельскохозяйственного назначения выявляются в том числе во взаимодействии с органами, осуществляющих муниципальный земельный контроль. Вопросам взаимодействия земельного надзора и муниципального земельного контроля в различных субъектах Российской Федерации посвящено достаточное количество научных работ [6-13]. Кроме того, исследователи в России и за рубежом уделяют внимание земельному контролю отдельных категорий земель, в том числе земель сельскохозяйственного назначения [1417].
Под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением субъектами земельных отношений в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, за нарушение которых предусмотрена административная и иная ответственность [1].
В отличие от других видов земельного контроля муниципальный земельный контроль ориентирован не на то, чтобы отслеживать действия определённых субъектов по соблюдению земельного законодательства и привлекать их к ответственности за земельное правонарушение, а на постоянное наблюдение за использованием земель как природного ресурса и природного объекта в целях проверки их состояния. Главной особенностью муниципального земельного контроля, является отсутствие у органов местного самоуправления полномочий по возбуждению дел об административных правонарушениях в части нарушения требований земельного законодательства, рассмотрению данных дел и привлечению виновных лиц к административной ответственности. Этими полномочиями наделены только органы государственного земельного надзора.
Органы государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля тесно взаимодействуют друг с другом по вопросам соблюдения требований земельного законодательства, действуя каждый в рамках своей компетенции. Порядок взаимодействия органов государственного земельного надзора с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль, установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 г. № 1515 «Об утверждении правил взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор, с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль» [18, 19].
В случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, органы муниципального земельного контроля в течение 3 рабочих дней со дня составления акта проверки направляют копию акта проверки с указанием информации о наличии признаков выявленного нарушения в структурное подразделение территориального органа федерального органа государственного земельного надзора по соответствующему муниципальному образованию.
По результатам рассмотрения указанной копии акта принимается решение о возбуждении дела об административном правонарушении либо об отказе в возбуждении дела. Только убедившись в наличии достаточных данных, указывающих на признаки административного правонарушения, орган государственного земельного надзора возбуждает дело об административном правонарушении и привлекает нарушителя к административной ответственности. Рассмотрение административных дел в случае необходимости проходит с участием сотрудников органов муниципального земельного контроля. По обращению органов муниципального земельного контроля проводятся совместные выездные мероприятия с применением геодезического спутникового оборудования [20].
В Управлении Росреестра проводится анализ и обобщение результатов осуществления государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля на территории Красноярского края. Открытые статистические данные можно проследить, начиная с 2016 года в отчете по форме 10-К «Надзор за соблюдением земельного законодательства». Отчет был доработан и к предыдущим разделам добавили раздел № 4 «Сведения о проведении административного обследования и взаимодействии с органами муниципального земельного контроля». Диаграмма, отражающая увеличение интенсивности взаимодействия Управления с органами муниципального земельного контроля представлена на рисунке 1.
Как видно из рисунка 1, количество материалов проверок, предоставленных органами муниципального контроля в отдел государственного земельного надзора Управления Росреестра по Красноярскому краю, с 2016 по 2019 гг. увеличилось в 1,5 раза.
Однако с увеличением количества материалов проверок увеличилось и количество отказов в возбуждении по ним дел об административных правонарушениях (таблица 2). Если в 2016 году число отказов составляло 16%, в 2017, 2018 годах - 14%, то в 2019 году количество отказов выросло до 23%. При этом по 74 делам из 413 на конец 2019 года решение все еще не было принято, хотя на конец 2017 и 2018 гг. таких дел не было.
287
233
450 -413
400 -
350 -
300 -276
250 -
200 -
150 -
100 -
50 0
2016 2017 2018 2019
Рисунок 1 - Количество представленных материалов проверок соблюдения земельного законодательства должностными лицами, осуществляющими муниципальный земельный контроль в отдел государственного земельного надзора Управления Росреестра по Красноярскому краю [6]
Таблица 2 - Количество материалов, поступивших из органов муниципального земельного контроля на рассмотрение в отдел государственного земельного надзора Управления Росреестра по Красноярскому краю в период с 2016 по 2019 гг.
Наименование показателей 2016 г., 2017 г., 2018 г., 2019 г.,
(ед.) (ед.) (ед.) (ед.)
Предоставлено материалов проверок 276 233 287 413
органами, осуществляющих
муниципальный земельный контроль
Возбуждено дел об административном 201 200 246 243
правонарушении
Отказано в возбуждении дел об 45 33 41 96
административном правонарушении
Количество материалов, находящихся на 30 0 0 74
рассмотрении
На наш взгляд, снижение эффективности муниципального земельного контроля (увеличение процента отказов в возбуждении дел об административном правонарушении, наличие нерассмотренных дел на конец отчетного периода) свидетельствует об общем увеличении нагрузки на органы государственного земельного надзора в Красноярском крае, обусловленного увеличением общего числа проверок (таблица 1) и числа материалов, поступающих от органов муниципального земельного контроля.
Выводы. Обобщив анализ изменений нормативно-правовой базы, результатов осуществления государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля на территории Красноярского края, можно сделать вывод о достаточно высокой интенсивности взаимодействия органов государственного надзора и муниципального контроля, что влечет за собой увеличение нагрузки на органы государственного надзора.
На наш взгляд, оптимизации сложившейся ситуации в рамках риск-ориентированного подхода способствовало бы наделение должностных лиц,
осуществляющих муниципальный земельный контроль, полномочиями по возбуждению дел об административных правонарушениях (составлению соответствующих протоколов). В соответствии отнесением земельных участков к определенной категории риска, полномочия по возбуждению дел об административных правонарушениях в отношении земельных участков, относящихся к категории среднего риска, должно остаться в компетенции органов государственного земельного надзора. Полномочия же по возбуждению дел об административных правонарушениях в отношении земельных участков, относящихся к категории низкого и умеренного риска, к которым в том числе относятся земли сельскохозяйственного назначения и граничащие с ними земли, рекомендуется передать органам муниципального земельного контроля.
Такие изменения в системе взаимодействия органов государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля будут способствовать повышения эффективности ее функционирования, что в свою очередь благоприятно отразится на развитии земельных отношений на территории Красноярского края и Российской Федерации в целом.
Литература
1. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 №136-Ф3 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_33773/ (дата обращения 20.11.2020).
2. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре» от 02.01.2015 г. №1 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_173212/ (дата обращения 21.11.2020).
3. Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_83079 (дата обращения 15.11.2020).
4. Постановление Правительства РФ «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» от 17.08.2016 г. №806 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». URL: http://www.consultant.ru/ document/ cons_doc_LAW_203819/ (дата обращения 22.11.2020).
5. Государственный земельный надзор Красноярского края с 2016 по 2019 гг. [Электронный ресурс]: Статистика и аналитика, открытая служба Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии // URL: https://rosreestr.gov.ru/site/open-service/statistika-i-analitika/24-gosudarstvennyy-zemelnyy-nadzor/ (дата обращения 13.11.2020).
6. Задорожная К.А., Курочкина Е.В. Правовые вопросы осуществления государственного земельного контроля и надзора // Синергия Наук. 2018. № 23. С. 824-828.
7. Ибрагимов Ш.М. Теоретические и практические проблемы осуществления государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля (на примере Красноярского края) // Научно-образовательный потенциал молодежи в решении актуальных проблем XXI века. 2017. № 9. С. 267-271.
8. Иванов В.А. Проблемы реализации государственного надзора и муниципального контроля в области земельных отношений // Аллея науки. 2018. Т. 3. № 1 (17). С. 322-325.
9. Калагина Ю.М., Махт В.А Результаты осуществления государственного земельного надзора и муниципального контроля в Омском районе Омской области // Современные проблемы землеустройства, кадастров и природообустройства. Материалы Национальной научной конференции. 2020. С. 50-53.
10. Летягина Е.А. Актуальные изменения действующего законодательства в области государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля // Наука и образование: опыт, проблемы, перспективы развития. Материалы международной научно-практической конференции. 2020. С. 54-58.
11. Мамонтова С.А., Ярмухаметова Л.Д. Проблемы государственного земельного контроля в городе Красноярске // Инновационные тенденции развития российской науки. Материалы VI Международной научно-практической конференции молодых ученых. 2013. С. 224-227.
12. Оюн А.М., Вараксин Г.С. Состояние государственного земельного надзора и муниципального контроля в Республике Тыва // Современные проблемы землеустройства, кадастров и природообустройства. Материалы Национальной научной конференции. 2019. С. 238-241.
13. Романова Т.Г., Вараксин Г.С. Опыт государственного земельного надзора и муниципального контроля в Республике Саха (Якутия) // Наука и образование: опыт, проблемы, перспективы развития. Материалы международной научно-практической конференции. 2016. С. 8-11.
14. Bai Y. и др. Evolution of Policy Concerning the Readjustment of Inefficient Urban Land Use in China Based on a Content Analysis Method // Sustainability. 2020. Т.12. № 3. С.797.
15. Tu F., Yu X., Ruan J. Industrial land use efficiency under government intervention: Evidence from Hangzhou, China // Habitat International. 2014. Т. 43. С. 1-10.
16. Горбунова Ю.В., Лидяева Н.Е., Сафонов А.Я. Осуществление муниципального земельного контроля в части использования и охраны сельскохозяйственных земель Красноярского края // Строительство и природообустройство. Сборник научных трудов. 2016. С. 29-34.
17. Горбунова Ю.В., Лидяева Н.Е., Сафонов А.Я. Муниципальный контроль как средство обеспечения рационального использования земель сельскохозяйственного назначения // Эпоха науки. 2015. № 3. С. 7.
18. Распоряжение администрации г. Красноярска «Об утверждении Административного регламента осуществления муниципального земельного контроля на территории города Красноярска» от 30.12.2016 №381-р [Электронный ресурс]. // URL: http://docs.cntd.ru/document/444971975 (дата обращения 20.11.2020).
19. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор, с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль» от 26.12.2014 №1515 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». URL: http://www. consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_173067/ (дата обращения 18.11.2020).
20. Административный регламент Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по осуществлению государственного земельного
надзора от 18.06.2019 г. № П/ 0240 [Электронный ресурс]. // URL: https://rosreestr.gov.ru/site/activity/ gosudarstvennyy-nadzor/gosudarstvennyy-zemelnyy-
kontrol-nadzor/ administrativnyy-reglament/ (дата обращения 21.11.2020).
References
1. Zemel'nyj kodeks Rossijskoj Federacii [The Land Code of the Russian Federation] of 25 October 2001 No. 136-FZ. Available at: http://www.consultant.ru/ cons_doc_LAW_33773/ (accessed 20 November 2020).
2. "Ob utverzhdenii Polozheniya o gosudarstvennom zemel'nom nadzore" ["On Approval of the Regulation on State Land Supervision"] Decree of the Government of the Russian Federation of 2 January 2015 No. 1. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173212/ (accessed 21 November 2020).
3. "O zashchite prav yuridicheskih lic i individual'nyh predprinimatelej pri osushchestvlenii gosudarstvennogo kontrolya (nadzora) i municipal'nogo kontrolya" ["On the Protection of the Rights of Legal Entities and Individual Entrepreneurs in the Exercise of State Control (Supervision) and Municipal Control"] Federal Law of 26 December 2008 No. 294-FZ. Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_83079 (accessed 15 November 2020).
4. "O primenenii risk-orientirovannogo podhoda pri organizacii otdel'nyh vidov gosudarstvennogo kontrolya (nadzora) i vnesenii izmenenij v nekotorye akty Pravitel'stva Rossijskoj Federacii" ["On the application of a risk-based approach when organizing certain types of state control (supervision) and amending some acts of the Government of the Russian Federation"] Decree of the Government of the Russian Federation of 17 August 2016 No. 806. Available at: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_203819/ (accessed 22 November 2020).
5. Gosudarstvennyj zemel'nyj nadzor Krasnoyarskogo kraya s 2016 po 2019 gg. [State land supervision of the Krasnoyarsk Territory from 2016 to 2019]. Available at: https://rosreestr.gov.ru/site/open-service/statistika-i-analitika/24-gosudarstvennyy-zemelnyy -nadzor / (accessed 13 November 2020).
6. Zadorozhnaya, K.A. & Kurochkina, E.V. (2018) Pravovye voprosy osushchestvleniya gosudarstvennogo zemel'nogo kontrolya i nadzora [Legal issues of the implementation of state land control and supervision]. Sinergiya Nauk, no 23, pp. 824-828.
7. Ibragimov, Sh.M. (2017) Teoreticheskie i prakticheskie problemy osushchestvleniya gosudarstvennogo zemel'nogo nadzora i municipal'nogo zemel'nogo kontrolya (na primere Krasnoyarskogo kraya) [Theoretical and practical problems of the implementation of state land supervision and municipal land control (on the example of the Krasnoyarsk Territory)]. Nauchno-obrazovatel'nyj potencial molodezhi v reshenii aktual'nyh problem XXI veka, no 9, pp. 267-271.
8. Ivanov, V.A. (2018) Problemy realizacii gosudarstvennogo nadzora i municipal'nogo kontrolya v oblasti zemel'nyh otnoshenij [Problems of the implementation of state supervision and municipal control in land relations]. Alleya nauki, vol. 3, no 1 (17), pp. 322-325.
9. Kalagina, Yu.M. & Makht, V.A. (2020) Rezul'taty osushchestvleniya gosudarstvennogo zemel'nogo nadzora i municipal'nogo kontrolya v Omskom rajone Omskoj oblasti [Results of the implementation of state land supervision and municipal control in the Omsk district of the Omsk region]. Sovremennye problemy zemleustrojstva, kadastrov i prirodoobustrojstva (materials of the national scientific conference), pp. 50-53.
10. Letyagina, E.A. (2020) Aktual'nye izmeneniya dejstvuyushchego zakonodatel'stva v oblasti gosudarstvennogo zemel'nogo nadzora i municipal'nogo zemel'nogo kontrolya [Actual changes in the current legislation in the field of state land supervision and municipal land control]. Nauka i obrazovanie: opyt, problemy, perspektivy razvitiya (materials of the international scientific and practical conference), pp. 54-58.
11. Mamontova, S.A. & Yarmukhametova L.D. (2013) Problemy gosudarstvennogo zemel'nogo kontrolya v gorode Krasnoyarske [Problems of state land control in the city of Krasnoyarsk]. Innovacionnye tendencii razvitiya rossijskoj nauki (materials of the VI international scientific and practical conference of young scientists), pp. 224-227.
12. Oyun, A.M. & Varaksin, G.S. (2019) Sostoyanie gosudarstvennogo zemel'nogo nadzora i municipal'nogo kontrolya v Respublike Tyva [The state of state land supervision and municipal control in the Republic of Tyva]. Sovremennye problemy zemleustrojstva, kadastrov i prirodoobustrojstva (materials of the national scientific conference), pp. 238-241.
13. Romanova, T.G. & Varaksin, G.S. (2016) Opyt gosudarstvennogo zemel'nogo nadzora i municipal'nogo kontrolya v Respublike Saha (Yakutiya) [Experience of state land supervision and municipal control in the Republic of Sakha (Yakutia)]. Nauka i obrazovanie: opyt, problemy, perspektivy razvitiya (materials of the international scientific and practical conference), pp. 8-11.
14. Bai, Y., Zhou, W., Guan, Y.J., Li, X., Huang, B.H., Lei, F.C., Yang, H. & Huo, W.M. (2020) Evolution of Policy Concerning the Readjustment of Inefficient Urban Land Use in China Based on a Content Analysis Method. Sustainability, vol. 12, no 3, P. 797. doi: 10.3390/su12030797.
15. Tu, F., Yu, X. & Ruan, J. (2014) Industrial land use efficiency under government intervention: Evidence from Hangzhou, China. Habitat International, vol. 43, pp. 1-10. doi: 10.1016/j.habitatint.2014.01.017.
16. Gorbunova, Yu.V., Lidyaeva, N.E. & Safonov, A.Ya. (2016) Osushchestvlenie municipal'nogo zemel'nogo kontrolya v chasti ispol'zovaniya i ohrany sel'skohozyajstvennyh zemel' Krasnoyarskogo kraya [Implementation of municipal land control in use and protection of agricultural land in the Krasnoyarsk Territory]. Stroitel'stvo i prirodoobustrojstvo (collection of scientific papers), pp. 29-34.
17. Gorbunova, Yu.V., Lidyaeva, N.E. & Safonov, A.Ya. (2015) Municipal'nyj kontrol' kak sredstvo obespecheniya racional'nogo ispol'zovaniya zemel' sel'skohozyajstvennogo naznacheniya [Municipal control as a means of ensuring the rational use of agricultural land]. Epoha nauki, no 3, P. 7.
18. "Ob utverzhdenii Administrativnogo reglamenta osushchestvleniya municipal'nogo zemel'nogo kontrolya na territorii goroda Krasnoyarska" ["On approval of the Administrative regulations for the implementation of municipal land control in the city of Krasnoyarsk"] Order of the Krasnoyarsk city administration of 30 December No. 381-r. Available at: http://docs.cntd.ru/document/44 (accessed 20 November 2020).
19. "Ob utverzhdenii Pravil vzaimodejstviya federal'nyh organov ispolnitel'noj vlasti, osushchestvlyayushchih gosudarstvennyj zemel'nyj nadzor, s organami, osushchestvlyayushchimi municipal'nyj zemel'nyj kontrol" ["On approval of the Rules of interaction of federal executive bodies exercising state land supervision with bodies exercising municipal land control"] Decree of the Government of the Russian Federation of 26 December, 2014 No. 1515. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173067/ (accessed 18 November 2020).
International agricultural journal 6/2020
20. Administrative regulations of the Federal Service for State Registration, Cadastre and Cartography for the implementation of state land supervision of 18 June 2019, No. P/0240 Available at: https://rosreestr.gov.ru/site/activity/ gosudarstvennyy-nadzor/gosudarstvennyy-zemelnyy-kontrol-nadzor/ administrativnyy-reglament / (accessed 21 November 2020).