Научная статья на тему 'О контрольно-надзорных мероприятиях в отношении земель сельскохозяйственного назначения на территории Новосибирской области'

О контрольно-надзорных мероприятиях в отношении земель сельскохозяйственного назначения на территории Новосибирской области Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
84
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗЕМЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ / AGRICULTURAL LAND / КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАДЗОР / STATE LAND SUPERVISION / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ / MUNICIPAL LAND CONTROL / РИСК-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / RISK-ORIENTED APPROACH / ПЛАНОВЫЕ ПРОВЕРКИ / PLANNED INSPECTIONS / ВНЕПЛАНОВЫЕ ПРОВЕРКИ / UNSCHEDULED INSPECTIONS / CONTROL AND SUPERVISORY ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Репотецкая Милена Юрьевна, Покидова Юлия Сергеевна

В статье рассматривается система контрольно-надзорных органов в сфере земельных ресурсов. Проведен анализ нарушений земельного законодательства, выявляемых надзорными органами в отношении земельных участков. Исследовано применения риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий. Изучена практика, выявлены проблемы и указаны рекомендации по совершенствованию законодательства в области земельного надзора и контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON CONTROL AND SUPERVISORY ACTIVITIES WITH REGARD TO AGRICULTURAL LANDINGS ON THE TERRITORY OF THE NOVOSIBIRSK REGION

The article examines the system of control and supervisory bodies in the sphere of land resources. The analysis of violations of land legislation, identified by the supervisory authorities in respect of land plots, is analyzed. The application of the risk-oriented approach in the implementation of control and supervisory activities was investigated. The practice was studied, problems were identified and recommendations for improving legislation in the field of land supervision and control were indicated.

Текст научной работы на тему «О контрольно-надзорных мероприятиях в отношении земель сельскохозяйственного назначения на территории Новосибирской области»

УДК 349.414

О КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ В ОТНОШЕНИИ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Милена Юрьевна Репотецкая

Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, обучающийся, тел. (383)344-31-73, e-mail: ru-milena@mail.ru

Юлия Сергеевна Покидова

Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, обучающийся, тел. (383)344-31-73, e-mail: pokidova93@bk.ru

В статье рассматривается система контрольно-надзорных органов в сфере земельных ресурсов. Проведен анализ нарушений земельного законодательства, выявляемых надзорными органами в отношении земельных участков. Исследовано применения риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий. Изучена практика, выявлены проблемы и указаны рекомендации по совершенствованию законодательства в области земельного надзора и контроля.

Ключевые слова: земли сельскохозяйственного назначения, контрольно-надзорные мероприятия, государственный земельный надзор, муниципальный земельный контроль, риск-ориентированный подход, плановые проверки, внеплановые проверки.

ON CONTROL AND SUPERVISORY ACTIVITIES WITH REGARD TO AGRICULTURAL LANDINGS ON THE TERRITORY OF THE NOVOSIBIRSK REGION

Milena Yu. Repotetskaya

Siberian State University of Geosystems and Technologies, 10, Plakhotnogo St., Novosibirsk, 630108, Russia, Student, Department of Cadastre and Territorial Planning, phone: (383)344-31-73, e-mail: ru-milena@mail.ru

Yulia S. Pokidova

Siberian State University of Geosystems and Technologies, 10, Plakhotnogo St., Novosibirsk, 630108, Russia, Student, Department of Cadastre and Territorial Planning, phone: (383)344-31-73, e-mail: pokidova93@bk.ru

The article examines the system of control and supervisory bodies in the sphere of land resources. The analysis of violations of land legislation, identified by the supervisory authorities in respect of land plots, is analyzed. The application of the risk-oriented approach in the implementation of control and supervisory activities was investigated. The practice was studied, problems were identified and recommendations for improving legislation in the field of land supervision and control were indicated.

Key words: agricultural land, control and supervisory activities, state land supervision, municipal land control, risk-oriented approach, planned inspections, unscheduled inspections.

Земли сельскохозяйственного назначения являются важнейшим природным ресурсом и подлежат особой охране. От состояния и плодородия земель зависит способность региона развивать отрасли сельского хозяйства и обеспечивать население продуктами питания, выходить на международные продовольственные рынки и обеспечивать экономический рост государства [1].

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением [1-3]. Однако не все правообладатели добросовестно выполняют свои обязанности.

Рациональное использование земельных участков, их охрана во многом зависят от эффективной работы контрольно-надзорных органов, которые являются важным элементом механизма обеспечения правопорядка в данной сфере [4-9].

Несмотря на положительные стороны проведения реформы контрольно-надзорной деятельности в части земельных отношений, возникают сложности при взаимодействии органов, осуществляющих государственный земельный надзор, с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль, сложности при выявлении и привлечении к административной ответственности лиц, виновных в нарушении земельного законодательства, создание единого информационного обеспечения для контрольно-надзорных органов, несовершенна система внеплановых проверок и др.

В этой связи совершенствования государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля является актуальным, как одно из направлений государственной земельной политики.

Целью исследования является выработка предложений по совершенствованию контрольно-надзорных мероприятий.

Основными задачами исследования являются:

- исследование системы контрольно-надзорных органов в отношении земельных ресурсов;

- проведение анализа нарушений земельного законодательства, выявляемых надзорными органами в отношении земельных участков;

- исследование применения риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий;

- изучение практики и проблем применения законодательства в области земельного надзора и контроля.

В работе применялись методы системного и сравнительного анализа, индукция и дедукция.

В Российской Федерации под государственным земельным надзором понимается деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, которая направлена на предупреждение, выявление и пресечение нарушений, установленных земельным законодательством, посредством проведения проверок, и деятельность указанных уполномоченных органов по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения этих требований [1].

Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством РФ и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов РФ, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений ст. 72 ЗК РФ [1].

На рис. 1 представлена система контрольно-надзорных органов в отношении земельных ресурсов.

Рис. 1. Система контрольно-надзорных органов в отношении

земельных ресурсов

В целях повышения эффективности проведения государственного земельного надзора на территории Новосибирской области в 2013 г. заключены соглашения о взаимодействии между Управлением Росреестра по НСО и Управлением Россельхознадзора по НСО и Департаментом Росприроднадзора по СФО, в которых установлены обязанности сторон, организация сотрудничества, ответственность сторон и др.

На рис. 2 представлены нарушения земельного законодательства, выявляемые надзорными органами в отношении земель сельскохозяйственного назначения.

В отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, являющихся правообладателями земельных участков, плановые проверки осуществляются в зависимости от категории риска с периодичностью: для земельных участков, отнесенных к категории среднего риска, - не чаще чем

1 раз в 3 года; для земельных участков, отнесенных к категории умеренного риска, - не чаще чем 1 раз в 5 лет. Плановые проверки, отнесенные к категории низкого риска, не проводятся.

Рис. 2. Нарушения земельного законодательства, выявляемые надзорными органами в отношении земель сельскохозяйственного назначения

На рис. 3 представлены основные категории рисков [7].

— Категории рисков

Категория среднего риска

Земельные участки, кадастровая стоимость которых на 50 и более процентов превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу)

Мелиорируемые и мелиорированные земельные участки

Земельные участки, смежные с земельными участками, на которых расположены комплексы по разведению сельскохозяйственной птицы (с проектной мощностью 40 тыс. птицемест и более)

Земельные участки, смежные с земельными участками, на которых расположены комплексы по выращиванию и разведению свиней (с проектной мощностью 2 000 мест и более), свиноматок (с проектной мощностью 750 мест и более)

Категория умеренного риска

Земельные участки, смежные с земельными участками из земель промышленности и земель иного специального назначения

Земельные участки, в границах которых расположены магистральные трубопроводы

Земельные участки, смежные с земельными участками, на которых расположены комплексы по разведению сельскохозяйственной птицы (с проектной мощностью менее 40 тыс. птицемест)

Земельные участки, смежные с земельными участками, на которых расположены комплексы по выращиванию и разведению свиней (с проектной мощностью менее 2 000 мест), свиноматок (с проектной мощностью менее 750 мест)

Категория низкого риска

Иные земельные участки, не отнесенные к критериям категорий среднего или умеренного риска

Рис. 3. Категории рисков при осуществлении плановых проверок

В рамках осуществления государственного земельного надзора сотрудниками Управления Россельхознадзора по Новосибирской области за 12 месяцев 2017 г. проведено контрольно-надзорных мероприятий 1 100, выявлено нарушений 611 [10].

В 2017 г. на территории Новосибирской области сотрудниками Управления Росреестра по Новосибирской области в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий в рамках осуществления государственного земельного надзора проведено 1299 проверок, выявлено нарушений 748, в том числе выявлено 82 нарушения на землях сельскохозяйственного назначения, общей площадью - 13 га [11].

Наиболее распространенные нарушения земельного законодательства на территории Новосибирской области являются самовольное занятие земельного участка и неиспользование земельного участка или его использование не по целевому назначению.

На рис. 4, 5 представлен земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения (далее - ЗУ1), разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, который не используется по целевому назначению, зарастает сорными растениями, кустарниками, частично залесен.

В целях повышения эффективности и усовершенствования процедуры земельного надзора в территориальных органах Росреестра начала работу информационная система АИС «Госземнадзор» [11].

Данная система позволяет автоматизировать процессы государственного земельного надзора, связанные с планированием и проведением проверок, административных обследований с использованием данных дистанционного зондирования Земли, повысить оперативность рассмотрения дел об административных правонарушениях, а также оптимизировать работу со статистическими данными.

ПУБЛИЧНА

КАДАСТРОВАЯ КАРТА

. :

О, Участки - 54:07:057411:1003 Земельные участки

1. 54:07:057411:1003 обл. Новосибирская, р-н Искитимский

\ Информация Услуги

Тип: Земельный участок

Кад. номер: 54:07:057411:1003

Кад. квартал: 54:07:057411

Статус: Учтенный

Адрес: обл. Новосибирская, р-н Искитимский

Категория земель: Земли сельскохозяйс ггвенного назначения

Форма собственности:

Кадастровая стоимость: 579 800,00 руб.

Уточненная площадь: 260 ООО кв. м

Разрешенное использование: Для сельскожозяйств енного производства

по документу:

для сельскохозяиств' енного производства

Кадастровый инженер: ООО "Агентство кадастровых работ"

Дата постановки 03.05.2011

Дата изменения сведений в ГКН: 09.01.2017 ■

Дата выгрузки 04.04.2017

Ш^щт - •«* -

> V.' •» : •

Л-.'

* " % Щк АККл»

Рис. 4. Земельный участок ЗУ1 не используется по целевому назначению (с использование Публичной кадастровой карты)

Рис. 5. Земельный участок ЗУ1 не используется по целевому назначению (данные АИС «Учет и мониторинг сельскохозяйственных земель НСО)

АИС «Госземнадзор», являясь модулем ФГИС ЕГРН, позволяет использовать все необходимыми данные из единого государственного реестра недвижимости об объектах земельных отношений, создать единый реестр сведений о возложенных штрафов за нарушение земельного законодательства, а также связать их с государственной информационной системой государственных муниципальных платежей [11].

В рамках проведения реформы контрольно-надзорной деятельности внесены законодательные изменения: заработал единый реестр проверок, до конца 2018 г. действует мораторий на проверки субъектов малого бизнеса, продолжает внедряться риск-ориентированный подход при проведении плановых проверок.

Госдума в первом чтении приняла законопроект о государственном земельном надзоре и муниципальном земельном контроле, который более 2 лет разрабатывался в формате Открытого правительства [12].

В данном законопроекте определяются органы государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля, устанавливается перечень основных понятий и видов госконтроля. Надзорные органы будут обязаны принимать положения о каждом виде надзора и контроля и утверждать перечни обязательных требований, в случае отсутствия проводить какие-либо проверки будет невозможно.

Также законопроект вводит общие подходы к оценке эффективности и результативности государственного и муниципального надзора и контроля, устанавливает требования к информационным ресурсам в сфере госконтроля.

Главным инструментом снижения избыточного давления на добросовестный бизнес является переориентация контроля на объекты повышенного риска и на граждан и организации, систематически допускающих грубые нарушения законодательства. Предприятия, отнесенные к низкой категории риска и добро-

совестно соблюдающие законодательство, будут освобождены от плановых проверок.

Однако не все правообладатели земельных участков, отнесенных к низкой категории, добросовестно соблюдают законодательство.

Существует необходимость перехода на модель единого цифрового пространства для всех поднадзорных объектов в части взаимоотношений с контролем и надзором.

Замена выездных проверок объективным дистанционным контролем, осуществляющимся на основании индикаторов и профилей риска, автоматики, технологий сквозной прослеживаемости объектов и вовлечения граждан в выявление нарушений через специальные приложения.

Таким образом, исследована система контрольно-надзорных органов в сфере земельных ресурсов; проведен анализа нарушений земельного законодательства, выявляемых надзорными органами в отношении земельных участков; исследовано применения риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий.

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

- необходимо совершенствование контрольно-надзорных мероприятий;

- отмена моратория на проверки субъектов малого бизнеса;

- совершенствование системы внеплановых проверок в отношении земельных участков;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- разработка на территории региона правил взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор, с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль на территории Новосибирской области, а также с органами прокуратуры;

- единое цифровое пространство для всех органов, осуществляющих государственный земельный надзор и муниципальный земельный контроль, в части земельных ресурсов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Земельный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 31.12.2017). - Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс». - Режим доступа : http://www.consultant.ru.

2. Об обороте земель сельскохозяйственного назначения [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ (ред. от 03.07.2016). - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». - Режим доступа : http://www.consultant.ru.

3. Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Новосибирской области [Электронный ресурс] : Закон Новосибирской области от 30.12.2003 № 162-ОЗ. -Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». - Режим доступа : http://www.consultant.ru.

4. Об утверждении Правил взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор, с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль [Электронный ресурс] : Постановление Правительства РФ от 26.12.2014 № 1515. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». - Режим доступа : http://www.consultant.ru.

5. Об утверждении Правил проведения административного обследования объектов земельных отношений [Электронный ресурс] : Постановление Правительства РФ от 18.03.2015 № 251. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». - Режим доступа : http://www.consultant.ru.

6. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 27.11.2017). - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». - Режим доступа : http://www.consultant.ru.

7. Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре [Электронный ресурс] : Постановление Правительства РФ от 02.01.2015 N 1 (ред. от 08.09.2017). - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». - Режим доступа : http://www.consultant.ru.

8. Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей [Электронный ресурс] : Постановление Правительства РФ от 30.06.2010 № 489 (ред. от 09.09.2016). - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». - Режим доступа : http://www.consultant.ru.

9. Об установлении Порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории Новосибирской области [Электронный ресурс] : Постановление Правительства Новосибирской области от 02.11.2015 № 392-п. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». - Режим доступа : http://www.consultant.ru.

10. Официальный сайт Россельхознадзора по Новосибирской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://rshn-nso.ru.

11. Официальный сайт Росреестра [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://rosreestr.ru.

12. Официальный сайт Открытого Правительства [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://open.gov.ru.

© М. Ю. Репотецкая, Ю. С. Покидова, 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.