Научная статья на тему 'Совершенствование государственного регулирования инновационной деятельности фармацевтических предприятий'

Совершенствование государственного регулирования инновационной деятельности фармацевтических предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
893
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / СТРУКТУРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ / INNOVATIONS / INNOVATIVE ACTIVITY / PHARMACEUTICAL COMPANIES / STATE REGULATION / STRUCTURAL TRANSFORMATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мысаченко Виктор Иванович

В статье рассматривается влияние технологических инноваций на структурные изменения и возможные методы, инструменты, стимулирующие активность предприятий по внедрению технологических инноваций. Определяются направления государственной инновационной политики, обеспечивающие прогрессивные структурные преобразования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Improvementof State Regulation of Pharmaceutical Enterprises’ Innovative Activity

The paper deals with the impact of technological innovations on structural changes as well as possible tools and methods, which stimulate the activity of enterprises for the implementation of technological innovations. The author outlines some trends of the state innovation policy that provide progressive structural changes.

Текст научной работы на тему «Совершенствование государственного регулирования инновационной деятельности фармацевтических предприятий»

Совершенствование государственного регулирования инновационной деятельности фармацевтических предприятий

В. И. Мысаченко (Национальный институт бизнеса, г. Москва)

В статье рассматривается влияние технологических инноваций на структурные изменения и возможны/е методыы, инструменты!, стимулирующие активность предприятий по внедрению технологических инноваций. Определяются направления государственной инновационной политики, обеспечивающие прогрессивные структурны/е преобразования.

Ключевы/е слова: инновации, инновационная активность, фармацевтические предприятия, государственное регулирование, структурны/е преобразования.

Фармацевтика выступает одной из важнейших высокотехнологичных отраслей промышленности. Структурные преобразования в фармацевтической отрасли находятся под постоянным воздействием со стороны новых технологических процессов. Инновационный сектор рассматриваемой отрасли может развиваться лишь в том случае, если будет создана обновленная, прогрессивная структура отечественной фармацевтической промышленности (Мысаченко, Елисаветченко, 2012: 23). Ключевым элементом, от которого зависит успех структурных преобразований в фармацевтической отрасли и ее инновационного развития, выступает инновационная активность предприятий. Согласно исследованиям Мин-

обрнауки и Высшей школы экономики инновационная активность России за последние 15 лет не испытывала ни взлетов, ни падений: доля предприятий, осуществляющих технологические инновации, колеблется в пределах 9-11%, что является невысоким уровнем не только на фоне развитых стран (Германия — 70%; Канада — 65%; Бельгия — 60%; Ирландия, Дания и Финляндия — 55-57%), но и большинства государств Центральной и Восточной Европы, где этот показатель находится в интервале 20-40%. Кроме того, Россия заметно проигрывает на международном рынке по экспорту высокотехнологичных продуктов. Доля России на этом рынке — всего четверть процента. Эксперты отмечают и интересную особен-

ность инновационности нашей страны: существует прямая зависимость инновационной активности от размера предприятий. Так, среди организаций с численностью работников до 49 человек доля технологических инноваторов составила 1,2%, в группе от 50 до 99 человек — 4,6%, от 5000 до 9999 человек — до 70,1% и свыше 10 тыс. человек — 76,6% (Инновационный рейтинг России, 2011: Электр. ресурс).

Применяемые в фармацевтике инновационные технологии играют ведущую роль в совершенствовании производственного процесса, обновлении ассортимента и номенклатуры фармацевтической продукции, снижении ее себестоимости, введении новых прогрессивных принципов управления, т. е. создают основные конкурентные преимущества. Инновационные технологии влияют на конкурентное положение фармацевтических предприятий и отрасли в целом. Во-первых, смена технологии снижает издержки или вызывает возможности их дифференциации. Во-вторых, изменение технологии вызывает сдвиг структуры издержек в пользу предприятия или дает ему возможность производства уникальной продукции. В-третьих, совершенствование технологии обновляет структуру фармацевтической отрасли.

Стремление фармацевтических компаний совершенствовать технологии производства может оказать существенное влияние на их инновационную активность, способность создавать долгосрочные конкурентные преимущества в динамично изменяющейся внешней среде и на активизацию структурных преобразований в фармацевтической отрасли в целом.

Под инновационной активностью предприятия мы понимаем степень участия предприятия в осуществлении инновационной деятельности в целом или отдельных ее видов в течение определенного периода времени.

Стимулирование инновационной активности предприятий нацелено на рост восприимчивости предприятий к техническим и организационным новшествам, повышение интенсивности осуществляемых действий по созданию, внедрению и коммерциализации новшеств, а также мобилизацию ресурсного, финансового, научно-технического и кадрового потенциала предприятий.

Стимулирование инновационной активности фармацевтических компаний приводит к росту следующих важнейших показателей их инновационной деятельности:

— доля затрат на НИОКР в общем объеме затрат компании;

— доля инновационной продукции компаний в объеме отгруженной продукции;

— доля научно-технического персонала в структуре персонала компании;

— эффективность затрат компании на НИОКР.

Рост инновационной активности предприятий, осуществляющих реструктуризацию, приводит к наращиванию их инновационного потенциала.

Под инновационным потенциалом предприятия следует понимать совокупность его материальных, финансовых, кадровых, информационных, организационных и технических ресурсов, необходимых для организации инновационной деятельности. Инновационный потенциал предприятий в значительной степени обусловлен инновационностью и креативностью персонала, т. е. способностью работников разрабатывать и эффективно реализовывать как свои, так и сторонние новые идеи и проекты.

Инновационный потенциал предприятия характеризуют следующие показатели:

1) квалификация кадров, их восприимчивость к нововведениям, творческий подход к решению стоящих перед ними задач, постоянное стремление к поиску и внедрению инноваций в своей профессиональной сфере;

2) оснащенность предприятия современными технологиями, оборудованием, компьютерной техникой, растущие затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки;

3) соответствие организационно-правовой структуры предприятия, его системы управления уровню решения научно-технических проблем, наличие на предприятии эффективной системы мотивации и стимулирования инновационной деятельности персонала;

4) количество изобретений, полученных патентов, приобретенных и реализованных предприятием новых образцов техники и оборудования;

5) уровень производительности труда, на-укоемкости выпускаемой продукции.

Успешная реструктуризация предприятий во многом зависит от их инновационного потенциала. В этой связи сформированный на предприятиях инновационный потенциал является важным фактором, который позволяет поддерживать высокий уровень устойчивости и конкурентоспособности предприятий.

Непрерывные технологические, отраслевые, трудовые и институциональный преобразования объективно вызывают изменения в структуре фармацевтической отрасли, производственных отношениях и экономической конъюнктуре, уровне квалификации работников, а также косвенно влияют на динамику всей социально-политической сферы и духовной жизни общества. Поэтому в решении задачи оценки инновационной деятельности важнейшая роль принадлежит совершенствованию реструктуризации хозяйственных систем. Предпочтение должно отдаваться гибким и динамичным структурам и объектам, отличающимся ярко выраженной инновационной направленностью своей деятельности, а также формирующим условия для обеспечения устойчивого инновационного развития, создания благоприятной инновационной среды.

На эффективность инновационной деятельности фармацевтических предприятий существенное влияние может оказать активизация государственного регулирования, и прежде всего использование косвенных методов стимулирования высокотехнологичного производства лекарственных средств. Поэтому следует расширять спектр применяемых косвенных методов и инструментов госрегулирования инновационной активности предприятий (Мысаченко, Стаурин, 2013: 225). К косвенным и прямым методам стимулирования инновационной активности фармацевтических компаний можно отнести следующие.

1. Бюджетно-налоговое регулирование:

— освобождение от налогообложения части прибыли, идущей на освоение новой техники;

— освобождение от налогообложения всех затрат предприятий на НИОКР, модерниза-

цию производства и внедрение современных технологий;

— предоставление существенных налоговых льгот инновационно активным малым предприятиям, функционирующим в рамках инкубаторов, технологических партнеров и технополисов;

— существенное увеличение объема государственных ассигнований на поддержку инновационной активности высокотехнологичных фармацевтических предприятий, финансирование фундаментальных научных исследований и НИОКР;

— обеспечение бюджетного финансирования целевых инновационных программ;

— субсидирование расходов организаций и предприятий по защите прав интеллектуальной собственности на отечественные изобретения и разработки за рубежом;

— субсидирование функционирования опытных производств и стендов экспериментальных установок;

— субсидирование импорта перспективных современных технологий.

2. Предоставление таможенных преференций тем отечественным фармпроизводителям, которые на основе реструктуризации производства осуществляют выпуск новейших видов лекарственных средств.

3. Осуществление эффективной амортизационной политики, при которой большая часть стоимости приобретенных основных средств списывается в начальный период их эксплуатации.

4. Совершенствование тарифного и нетарифного регулирования с целью защиты отечественного производителя от иностранной конкуренции, государственной поддержки продвижения продукции на мировом рынке. Предоставление преференций тем отечественным фармпроизводителям, которые на основе реструктуризации производства осуществляют выпуск новейших видов лекарственных средств. С этой целью следует не только активно использовать таможенный тариф, но и применять (с учетом правил ВТО) нетарифные методы регулирования.

5. Бюджетное дотирование: предоставление целевых бюджетных дотаций предприяти-

ям, осуществляющим перспективные разработки и производство наукоемкой продукции для государственных нужд.

6. Нормативно-правовое регулирование и администрирование:

— предприятиям с высокотехнологичным производством, находящимся в государственной собственности, разрешить реализацию в установленном порядке излишних ликвидных запасов технологического оборудования и площадей в целях собственного развития;

— предоставление отсрочек по уплате налогов в случае задержки оплаты выполненного государственного заказа;

— вытеснение устаревших технологий производства лекарственных средств с помощью установления государством или регионами нормативных сроков их использования, исходя из целей ресурсосбережения, экологии и т. п.;

— изменение действующего порядка процедуры банкротства и прекращение процедуры банкротства в отношении высокотехнологичных предприятий и производств, прежде всего работающих в интересах фармпроиз-водства, поскольку это разрушает сложившуюся технологическую кооперацию;

— формирование и стимулирование платежеспособного спроса на препараты как основы восстановления финансового, кадрового и научно-производственного потенциала высокотехнологичных производств;

— расширение области использования финансовых технологий, таких, например, как лизинг, венчурные фонды и т. п.

7. Страхование рисков (включение в стоимость инновационного проекта разработки новых лекарственных средств страховых взносов, как платы за риски при его реализации).

Стимулирование инновационной активности отечественных фармацевтических компаний должно осуществляться на всех этапах их реструктуризации и производства наукоемкой фармацевтической продукции. С этой целью государству следует использовать весь арсенал эффективных методов и инструментов регулирования, а также умело применять имеющийся опыт государственно-частного партнерства.

Только на стимулирование организации производства фармацевтических субстанций на территории Российской Федерации на 2009-2020 гг. предусматривается выделение 177620 млн руб. (в ценах февраля 2009 г.), в том числе по направлению «Повышение квалификации кадров и создание инфраструктуры» — 35 220 млн руб.; по направлению «Переход на GMP» — 36 000 млн руб.; по направлению «Разработка лекарственных средств» — 106400 млн руб. (Паспорт стратегии развития...: Электр. ресурс).

Источниками финансирования расходов являются федеральный бюджет, средства коммерческих и общественных организаций и иные внебюджетные средства. Предусматривается активное привлечение ключевых институтов развития, таких как ГК «Роснанотех» и ОАО «РВК» (создание корпоративных венчурных фондов), ГК «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» (инвестиционное финансирование) и ГК «Ростехнологии» (содействие разработке и производству лекарственных препаратов) (там же).

Таким образом, инновационная активность фармацевтических компаний во многом будет зависеть от успешного структурного обновления фармацевтической отрасли. Несмотря на усилия, предпринятые в последнее время для реструктуризации фармацевтических предприятий, проблема модернизации фармацевтического производства остается во многом открытой. В проведении реструктуризации отечественной фармацевтической отрасли не обойтись без активного государственного регулирования на мезо- и микроэкономическом уровнях. Госрегулирование должно осуществляться как в сфере разработки, производства лекарственных средств, так и в сфере их реализации. При этом особое значение приобретает расширение спектра применяемых инструментов и методов государственного регулирования инновационной активности фарм-предприятий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Инновационный рейтинг России (2011) [Электр. ресурс] // Ассоциация инновационных регионов России. URL: http://www.i-regions.org/

events/Reiting3.doc [архивировано в WebCite] (дата обращения: 14.07.2013).

Мысаченко, В. И., Елисаветченко, И. В. (2012) Структурные сдвиги в фармацевтической отрасли и ее реструктуризация // Представительная власть — XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. № 4. С. 20-23.

Мысаченко, В. И., Стаурин, Г. Н. (2013) Стимулирование инновационной активности машиностроительных предприятий // Бизнес в законе. № 2. С. 223-226.

Паспорт Стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года [Электр. ресурс] // Фарма 2020: Стратегия развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года. Экспертная площадка открытого обсуждения. URL: http://www.pharma2020. ru/ [архивировано в WebCite] (дата обращения: 14.07.2013).

Дата поступления: 15.08.2013 г.

THE IMPROVEMENTOF STATE REGULATION OF PHARMACEUTICAL ENTERPRISES’ INNOVATIVE ACTIVITY V. I. Mysachenko (The National Institute of Business, Moscow City) The paper deals with the impact of technological innovations on structural changes as well as possible tools and methods, which stimulate the activity of

enterprises for the implementation of technological innovations. The author outlines some trends of the state innovation policy that provide progressive structural changes.

Keywords: innovations, innovative activity, pharmaceutical companies, state regulation, structural transformations.

BIBLIOGRAPHY (TRANSLITERATION)

Innovatsionnyi reiting Rossii (2011) [Elektr. resurs] // Assotsiatsiia innovatsionnykh regionov Rossii. URL: http://www.i-regions.org/events/ Reiting3.doc [arkhivirovano v WebCite] (data ob-rashcheniia: 14.07.2013).

Mysachenko, V. I., Elisavetchenko, I. V. (2012) Strukturnye sdvigi v farmatsevticheskoi otrasli i ee restrukturizatsiia // Predstavitel’naia vlast’ — XXI vek: zakonodatel’stvo, kommentarii, problemy. № 4. S. 20-23.

Mysachenko, V. I., Staurin, G. N. (2013) Stimulirovanie innovatsionnoi aktivnosti mashinos-troitel’nykh predpriiatii // Biznes v zakone. №2.

S. 223-226.

Pasport Strategii razvitiia farmatsevticheskoi promyshlennosti Rossiiskoi Federatsii na period do 2020 goda [Elektr. resurs] // Farma 2020: Strategiia razvitiia farmatsevticheskoi promyshlennosti Ros-siiskoi Federatsii na period do 2020 goda. Ekspert-naia ploshchadka otkrytogo obsuzhdeniia. URL: http://www.pharma2020.ru/ [arkhivirovano v Web Cite] (data obrashcheniia: 14.07.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.