Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
253
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ / ЛЕГАЛИЗАЦИЯ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ / КОНТРОЛЬ / НАДЗОР

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Меньшикова Елена Алексеевна

В статье рассмотрены угрозы экономической безопасности в финансовой сфере. Обоснована необходимость совершенствования системы государственного контроля и надзора в России. Показана роль органов контроля и надзора в противодействии легализации преступных доходов. Систематизированы основные элементы контроля и надзора в сфере противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма. Приведены результаты анализа взаимодействия правоохранительных органов с органами государственного контроля и надзора в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF STATE FINANCIAL CONTROL AS A FACTOR OF ECONOMIC SECURITY OF RUSSIA

The article considers threats to economic security in the financial sphere. The necessity to improve the system of state control and supervision in Russia is substantiated. The role of control and supervision bodies in combating money laundering is shown. The article systematizes the basic elements of control and supervision in the sphere of combating money laundering and terrorism financing. The results of analysis of interaction between law enforcement bodies and state control and supervision bodies in Russia are given.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ»

УДК 338.001.25

DOI 10.23672/u3813-1061 -5814-j

Меньшикова Елена Алексеевна

кандидат экономических наук, доцент,

кафедра экономической теории и национальной экономики, Тихоокеанский

государственный университет menshikova.63@mail.ru

Elena A. Menshikova

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Economic Theory and National Economy, Pacific National University menshikova.63@mail.ru

Совершенствование

государственного финансового контроля как фактор обеспечения экономической безопасности россии

Improvement of state

financial control as a factor of economic security of russia

Аннотация. В статье рассмотрены угрозы экономической безопасности в финансовой сфере. Обоснована необходимость совершенствования системы государственного контроля и надзора в России. Показана роль органов контроля и надзора в противодействии легализации преступных доходов. Систематизированы основные элементы контроля и надзора в сфере противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма. Приведены результаты анализа взаимодействия правоохранительных органов с органами государственного контроля и надзора в России.

Ключевые слова: экономическая безопасность, государственный финансовый контроль, экономическое преступление, легализация преступных доходов, контроль, надзор.

Annotation. The article considers threats to economic security in the financial sphere. The necessity to improve the system of state control and supervision in Russia is substantiated. The role of control and supervision bodies in combating money laundering is shown. The article systematizes the basic elements of control and supervision in the sphere of combating money laundering and terrorism financing. The results of analysis of interaction between law enforcement bodies and state control and supervision bodies in Russia are given.

Keywords: economic security, state financial control, economic crime, money laundering, control, supervision.

В условиях развития рыночной экономики в Российской Федерации (далее - РФ) возникли такие угрозы экономической безопасности, как усиление структурных дисбалансов в экономике и финансовой системе, ограничение доступа к иностранным финансовым ресурсам, подверженность финансовой системы глобальным рискам, рост экономической преступности, увеличение доли теневой экономики [1]. Распространение коррупции, коммерческого подкупа, взяточничества и других экономических преступлений вызывает недоверие у населения к государственной власти. Эти крайне опасные явления ведут к развитию кризисных явлений в финансово-экономической сфере, к росту социальной напряженности, расшатывают государственную власть и криминализируют экономику. Неотложность нейтрализации угроз экономической безопасности требует разработки способов совершенствования государственного финансового контроля в целях реализации государственных мер, направленных на их преодоление и предотвращение появления новых рисков и угроз экономической безопасности.

В числе наиболее распространенных и опасных преступлений в финансово-экономической сфере - легализация преступных доходов, полученных в результате хищения государственных средств РФ. При этом государственные организации переводят деньги за якобы выполненные работы, оказанные услуги, поставленные товары в пользу фирм-однодневок, образующих первый слой, отделяющий денежные средства от источников их происхождения. Запутывание финансовых следов осуществляется посредством перевода денежных средств на счета второго слоя фирм-однодневок, аккумулирующих финансовые потоки. Платежи дробятся на более мелкие суммы, используются фиктивные договоры об оплате товаров, услуг, предоставления займов и др. Дальнейшее распределение теневых финансовых потоков происходит посредством перечисления денежных средств на счета компаний в банках, предоставляющих теневые услуги. При этом разбитые на небольшие суммы денежные средства, объединяются в крупные платежи. Опять используются фиктивные договоры, якобы связанные с предоставлением займов, покупкой ценных

бумаг, разнородных товаров и т.п. Пройдя по цепочке перечислений, денежные средства в конечном итоге поступают за рубеж на счета офшорных компаний либо физических лиц, обналичиваются, уходя в теневую сферу и скрывая финансовый след.

Выявление и предотвращение столь сложных и запутанных схем экономических преступлений требует совершенствования системы финансовых расследований, особую роль в которой играют подразделения финансовой разведки (далее - ПФР), в России - это Федеральная служба по финансовому мониторингу РФ (далее - Рос-финмониторинг). Контроль и надзор в сфере легализации доходов, полученных преступным путем, имеют особое значение при проведении борьбы с экономическими преступлениями. Сведения о процессах отмывания доходов, полученных преступным путем, позволяют оценить масштабы и особенности незаконных операций, выявить физических и юридических лиц, предоставляющих услуги преступникам. Контроль и надзор в сфере легализации преступных доходов повышает результативность борьбы правоохранительных органов с экономическими преступлениями, позволяет конфисковать доходы, полученные незаконным путем.

Контроль и надзор в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма (далее -ПОД/ФТ), в сочетании с расследованиями экономических преступлений, являющихся источниками преступных доходов, позволяет правоохранительным органам лишать преступников незаконно приобретенного имущества, что, безусловно, сдерживает развитие преступности. Е.В. Зайцева подчеркивает, что подразделения Росфинмониторинга при работе с запросами правоохранительных органов сосредотачивают максимальные ресурсы на высокорисковых сферах преступной деятельности: кредитно-финансовой и бюджетной сфере, коррупции, незаконном обороте наркотиков, финансировании терроризма [2].

Особое внимание законодательство РФ уделяет контролю за отмыванием денег на стадии их размещения в финансовых организациях, так как эта стадия легализации преступных доходов является наиболее уязвимой для государственного контроля. Эффективность контроля за отмыванием денег зависит от того, в какой мере обеспечивается финансовая прозрачность деятельности организаций финансового и нефинансового сектора экономики для уполномоченных органов. Несмотря на сохранение в деятельности финансового сектора роли банковской тайны и налоговой конфиденциальности, в последние годы отмечена тенденция роста прозрачности финансовой системы. Этому способствовали разоблачения коррумпированных банкиров, сотрудничавших с торговцами наркотиками, оружием и другими группами организованной преступности. Контроль за размещением преступных доходов в систему финансовых институтов включает, прежде всего, следующие требования: обязательные сообщения в уполномоченные органы

(Центральный банк России, Росфинмониторинг и ФНС России) обо всех сделках, превышающих определенную сумму наличными или их эквивалента; сообщения о подозрительных сделках, требующие, чтобы банки учитывали некоторые или все крупные валютные сделки, но сообщали властям о тех, которые вызывают подозрение; запрет крупных сделок с наличными, минуя законного финансового посредника. Обязательному контролю и надзору в сфере ПОД/ФТ подлежат все организации по оказанию финансовых услуг. Кроме того, обязаны выявлять подозрительные операции, потенциально связанные с легализацией преступных доходов, такие лица нефинансовых профессий, как нотариусы, адвокаты, бухгалтеры, аудиторы. Они обязаны сообщать о подозрительных лицах, операциях на сумму свыше 600 тыс. р., расходных операциях для НКО на сумму свыше 100 тыс. р., операциях с недвижимостью стоимостью более 3 млн р. [3].

В настоящее время сложность контроля за отмыванием денег возрастает в связи с развитием систем электронных платежей и виртуальных валют. Способы регистрации операций в системах электронных платежей облегчают отмывание денег и уклонение от уплаты налогов. Большинство применяемых мер против отмывания денег основано на использовании регистрации переводимых сумм и реквизитов отправителей и получателей банками и другими финансовыми организациями. При использовании электронных денег такие записи практически не ведутся. Некоторые системы позволяют переводить крупные суммы денег, не оставляя следов ни на бумаге, ни в компьютере. Вышеизложенное объясняет необходимость анализа, оценки и повышения результативности функционирования системы финансового контроля и надзора в целях противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем.

Схематически система контроля и надзора в сфере ПОД/ФТ в РФ представлена на рисунке 1.

В соответствии с № 115-ФЗ в поднадзорных организациях, приведенных на рис. 1, необходимы проведение внутреннего контроля и передача информации о подозрительных операциях в Рос-финмониторинг и другие органы контроля и надзора в трехдневный срок [3]. Далее, органы контроля и надзора аккумулируют информацию, анализируют ее, осуществляют проверки организаций, при этом тесно сотрудничают с правоохранительными органами, обеспечивая их необходимой информацией. Как отмечает А.А. Лопатина, выявление экономических преступлений обеспечивается тесным взаимодействием структурных подразделений МВД России с Росфинмониторин-гом. При этом ссылается на анкетирование более 150 сотрудников УЭБиПК МВД России, в результате которого установлено, что важным источником информации о незаконной деятельности является именно Росфинмониторинг. По мнению ряда оперативных сотрудников, информация Росфинмониторинга позволяет без утечки информации задокументировать организации, участвующие в преступной схеме по незаконному обналичиванию денежных средств [4].

Росфинмониторинг, совершенствуя свою деятельность, руководствуется методическими рекомендациями ФАТФ, тесно взаимодействует с ПФР других стран, причем в настоящее время сотрудничество России с другими странами по линии ПОД/ФТ продолжается, несмотря на

введенные ограничения и санкции в отношении российской экономики. Особенно тесное взаимодействие происходит со странами-членами ЕАГ, которые периодически проводят взаимные оценки на предмет соответствия страны и деятельности ее ПФР рекомендациям ФАТФ.

Контрольные и надзорные органы в сфере ПОД ФТ

4- + +

Росфинмониторинг Банк России Федеральная налоговая служба Пробнрная палата России Рос ком-надзор

1' 1 * 1 1

- лизинговые компании;

- риэлтеры, посредники в сделках с недвижимостью, в том числе индивидуальные предприниматели;

- факторинговые компании;

- операторы по приему платежей

- профучастники рынка ценных бумаг;

- страховые организации,

страховые брокеры;

- кредитные организации;

- мпкрофпнансовые организации;

- кредитные потребительские кооперативы;

- ломбарды;

- негосударственные пенсионные фонды

- тотализаторы, букмекерские конторы, лотереи и иные основанные на риске игры (в т. т1. в электронной форме)

- организации, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие сделки с драгоценными металлами и камнями

- организации федеральной почтовой связи;

- операторы подвижной связи

Рисунок 1 - Система контроля и надзора в сфере ПОД/ФТ в РФ

О результатах совместной работы Росфинмони-торинга и правоохранительных органов по противодействию отмыванию преступных доходов в

РФ свидетельствуют показатели таблице 1, составленной на основании данных отчета о взаимной оценке РФ, утвержденного ФАТФ в 2019 г. [5].

Таблица 1

Результаты использования правоохранительными органами РФ аналитических материалов Росфинмониторинга, касающихся отмывания денег

Уголовные дела, связанные с отмыванием денег (ОД) 2014 2016 2018 Темп роста, %

Количество преступлений ОД, выявленных Росфинмониторингом, ед., всего, в том числе: - ст. 174.1 (самоотмывание) - ст. 174 (отмывание через третьих лиц) 774 695 79 818 794 24 993 968 25 128,3 139,3 31,6

Расследования правоохранительными органами ОД по основным статьям, ед., всего, в том числе: - ст. 174.1 (самоотмывание) - ст. 174 (отмывание через третьих лиц) 618 533 85 679 655 24 712 696 16 115,2 130,6 18,8

Доля преступлений ОД по основным статьям, расследованных правоохранительными органами, % 79,8 83,0 71,7 89,8

Расследования ОД правоохранительными органами на основании информации Росфинмониторинга, ед. 274 405 348 127,0

Доля расследований правоохранительными органами на основании информации Росфинмониторинга, % 35,4 49,5 35,0 98,9

Судебные преследования за ОД по основным статьям, ед. 531 621 613 115,4

Судебные преследования за ОД на основании информации Росфинмониторинга, ед. 85 141 191 224,7

Доля судебных преследований за ОД на основании информации Росфинмониторинга, % 16,0 22,7 31,2 195,0

Обвинительные приговоры за ОД по основным статьям 248 412 426 171,8

Обвинительные приговоры за ОД на основании информации Росфинмониторинга 53 96 100 188,7

Доля обвинительных приговоров за ОД на основании информации Росфинмониторинга, % 21,4 23,3 23,5 109,8

Количество лиц, которым предъявлено обвинение в ОД, ед. 448 596 619 138,2

Количество осуждённых лиц за ОД, ед. 248 412 426 171,8

Доля осуждённых лиц за ОД, % 55,4 69,1 68,8 124,2

Как следует из таблицы 1, за рассматриваемый период временно заметно возросло количество преступлений по самоотмыванию преступных доходов, выявленных Росфинмониторингом. Однако доля преступлений по отмыванию преступных доходов, расследованных правоохранительными органами, значительно ниже числа преступлений, выявленных Росфинмониторингом. Еще меньше доля судебных преследований за отмывание преступных доходов на основании информации Росфинмониторинга (немногим более 30 % в 2018 г.). Во многом недостаточно высокая доля судебных преследований и приговоров от общего числа выявленных преступлений связана с отсутствием доказательств, которые могут быть предъявлены в процессе судебных разбирательств. Кроме того, серьезную проблему вызывает необходимость доказательства совершения предикатного преступления по отношению к легализации преступных доходов.

Таким образом, несмотря на обработку Росфинмониторингом огромного массива данных о подозрительных финансовых операциях, результаты деятельности, выражающиеся в санкциях за нарушение антиотмывочного законодательства РФ, к сожалению, недостаточно высоки. Несмотря на то, что государственный контроль и надзор в РФ в последние годы достиг заметного прогресса, необходимо внедрение новых инструментов финансового контроля и надзора, в числе которых- развитие риск-ориентированного подхода в деятельности служб экономической безопасности организаций, систем внутреннего контроля, а также комплаенс-контроля деятельности организаций в РФ, предполагающего приведение показателей и направлений деятельности, связанной с финансовыми операциями, в соответствие с требованиями антиотмывочного законодательства.

Литература:

1. Стратегия экономической безопасности РФ на период до 2030 года: утверждена Указом Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208. URL : http:// consultant.ru/ (дата обращения 15.05.2022).

2. Зайцева Е.В. К вопросу об организации взаимодействия правоохранительных органов с Росфинмониторингом / Е.В. Зайцева // Евразийский юридический журнал. 2019. № 8(135). С. 270-272.

3. О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма : федер. закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ. URL : http://www.consul tant.ru/ (дата обращения 15.05.2022).

4. Лопатина А.А. Проблемные аспекты взаимодействия сотрудников правоохранительных органов с Росфинмониторингом при выявлении, раскрытии и расследовании незаконной банковской деятельности / А.А. Лопатина // NOVAUM.RU. 2019. № 17. С. 245-247.

5. Меры по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма : отчет о взаимной оценке Российской Федерации. 2019 год. URL : https://www.fatf-gafi.org/publications/mutualevaluati ons/documents/mer-russian-federation-2019.html (дата обращения 15.05.2022).

Literature:

1. Strategy of economic security of the Russian Federation for the period up to 2030: approved by Presidential Decree of May 13, 2017 № 208 URL : http: // consultant.ru/ (date of reference 15.05.2022).

2. Zaitseva E.V. On the organization of interaction between law enforcement bodies and Rosfinmonitor-ing / E.V. Zaitseva // Eurasian law journal. 2019. № 8(135). P. 270-272.

3. On counteraction to legalization (laundering) of proceeds of crime and financing of terrorism : federal law of 07.08.2001 № 115-FZ. URL : http://www.con-sultant.ru/ (date of reference 15.05.2022).

4. Lopatina A.A. Problem aspects of interaction between law enforcement officers and Rosfinmonitoring in revealing, uncovering and investigating illegal banking activities / A.A. Lopatina // NO-VAUM.RU. 2019. № 17. P. 245-247.

5. Measures to combat money laundering and Terrorism financing : a mutual evaluation report of the Russian Federation. 2019. URL : https://www.fatf-gafi.org/publications/mutualevaluations/documents/ mer-russian-federation-2019.html (date of application 15.05.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.