Enhancement of financial control of the russian government Alekseev A. (Russian Federation)
Совершенствование государственного финансового контроля Алексеев А. С. (Российская Федерация)
Алексеев Антон Сергеевич /Alekseev Anton - аспирант, кафедра налогов и налогообложения,
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования Саратовский социально-экономический институт Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, филиал, г. Саратов
Аннотация: в статье проанализирована актуальность совершенствования государственного финансового контроля. Определены направления совершенствования системы государственного финансового контроля. Предложен принцип формирования состава Счетной палаты РФ. Определены требования к нормам государственного финансового контроля. Определены основные направления совершенствования финансового контроля в сфере управления государственной собственностью.
Abstract: the article analyzes the relevance of the financial control improvements of the Russian government. There are determined directions of enhancement of the state financial control system. The author proposes the new principle of organization of the Audit Chamber of the Russian Federation. The article defines requirements to the standards of the state financial control. Also, attention is paid to the main directions of improvement of financial control in the sphere of management of state property.
Ключевые слова: государственный финансовый контроль, Счетная палата РФ, управление объектами государственной собственности.
Keywords: government, financial control, audit chamber of the Russian Federation, management of state property.
Реализация современной государственной политики предполагает выделение государственных средств для осуществления социально-экономических, культурных, образовательных и других значимых для гражданского общества программ. В ряде случаев достижение заложенной государством цели осуществления этих мероприятий зависит от полноты государственного финансирования, которое, в свою очередь, обеспечивается поступлениями средств в бюджет государства. Одним из основных источников наполнения государственного бюджета являются поступления от внешнеэкономической деятельности. Институт финансового контроля призван обеспечить не только использование выделенных средств по назначению, но и пополнение государственного бюджета - источника этих средств.
В современных условиях институт финансового контроля приобретает особую актуальность по следующим причинам:
- поступление значительных средств в бюджет требует применения таких методик контроля, которые бы позволяли отследить малейшее злоупотребление;
- постоянно возрастает роль государственной интеграции с корпоративными структурами, что требует пристального внимания к управлению данными процессами;
- современная бюджетная концепция страны основана в том числе на результате деятельности таможенных и налоговых органов в сфере внешнеэкономической деятельности.
Все это требует совершенствования механизма финансового контроля и системы его методов в сфере внешнеэкономической деятельности.
В настоящее время понятие финансового контроля в нормативных документах не определено; содержание финансового контроля формировалось в нашей стране под воздействием следующих условий:
а) объективной необходимости комплексного подхода к разработке основных направлений создания эффективной целостной системы государственного финансового контроля, построенной на единых организационных и методических принципах;
б) при курсе модернизации российской экономики с инновационными качествами возникает необходимость усиления контроля за эффективностью использования государственных средств;
в) такие важнейшие направления государственной политики, как борьба с коррупцией, снижение административного пресса, сложно реализовать без взаимодействия контрольных органов, четкой регламентации их деятельности;
г) перспективы роста участия государства в деятельности корпораций в рамках частно-государственного партнерства требуют новых подходов к управлению и контролю за государственными средствами с учетом масштабов передаваемых корпорациям ресурсов и важности решаемых ими задач.
Основные принципы осуществления государственного финансового контроля заложены в Федеральном законе от 5 апреля 2013 г. № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации»: внешний государственный аудит (контроль) осуществляется на основе принципов законности, эффективности, объективности, независимости, открытости и гласности [3].
Полагаю, что первым должен быть принцип независимости. Необходимо отметить, что в России создана смешанная модель финансового контроля, сочетающая в себе административную и парламентскую модели. С одной стороны, созданы органы финансового контроля, подчиненные законодательной и исполнительной ветвям власти, а с другой стороны, в качестве главного органа финансового контроля выступает Счетная палата, подотчетная парламенту. Положительной стороной такой практики является возможность участия всех ветвей власти в формировании главного органа финансового контроля. Отрицательной - дублирование проводимых контрольных мероприятий.
Считаю целесообразным, например, и при формировании Счетной палаты также использовать тот же принцип: 50 % состава аудиторов должны формироваться самим парламентом, а остальные 50 % -утверждаться Федеральным собранием РФ по представлению Правительства РФ. Такой порядок формирования позволит: во-первых, сделать Счетную палату независимым органом (независимым как от представительной, так и от исполнительной власти), во-вторых, аудиторы, представленные разными ветвями власти, работая совместно, смогут более оперативно принимать необходимые решения (в настоящее время проводятся совместные проверки Счетной палаты и других ведомств, что требует дополнительных согласований и долгосрочного планирования совместной работы), в-третьих, формирование Счетной палаты на основе паритета исполнительной и законодательной ветвей власти позволит исключить полномочия других органов по проведению внешнего финансового контроля. Это сделает систему органов, полномочных на проведение внешнего финансового контроля, более понятной и прозрачной.
Счетная палата также должна быть наделена правоохранительной функцией, включая право на проведение предварительного расследования по фактом финансовых нарушений. Именно этому органу должно быть дано право квалифицировать то или иное нарушение, как противоправное деяние, нарушающее интересы государства. В настоящее время предварительным следствием по всем делам занимается Следственный комитет при Прокуратуре РФ. При этом нельзя наделять Счетную палату судебными полномочиями, так как это нарушит баланс между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти.
Кроме того, все нормы, регулирующие осуществление государственного финансового контроля, должны быть кодифицированы в одном законодательном акте, в котором будет четко прописано:
- какие органы в России наделены полномочиями осуществлять государственный финансовый контроль и пределы их полномочий,
- к какой ветви власти эти органы относятся и в чьем ведении находятся, должна быть четко указана их субординация,
- права и обязанности лиц, проводящих проверку и проверяемых,
- правила проведения контрольных мероприятий,
- перечень финансовых нарушений, проверка по которым будет осуществляться органами финансового контроля, а также указание на подведомственность тех или иных нарушений определенному органу финансового контроля,
- меры ответственности за финансовые нарушения.
Реализация этих положений позволит более полно внедрить основы Лимской декларации руководящих принципов контроля в российский государственный финансовый контроль [1].
Целью государственного финансового контроля является обеспечение законности и эффективности использования государственных бюджетных и внебюджетных финансовых средств и государственной собственности [5].
Так как бюджетные финансовые средства неотделимы от государственной собственности, то на первый план выходит необходимость управления объектами государственной собственности. Место и роль управления государственной собственностью может определяться следующими характеристиками:
Во-первых, это конкретный вид деятельности, имеющий функциональную и компетенционную специфику. Государственное управление - это прерогатива специально уполномоченных государственных органов исполнительной власти.
Во-вторых, в основе данной деятельности лежит исполнение нормативных правовых актов, так как управление государственной собственность можно обозначить как деятельность исполнительнораспорядительного характера.
В-третьих, государственное управление - это подзаконная деятельность, осуществляемая на основе законодательных актов, то есть она вторична по отношению к законодательной деятельности.
В процессе управления государственной собственностью исследователи выделяют два основополагающих аспекта: 1) учет объектов государственной собственности; 2) контроль за использованием объектов государственной собственности (в том числе и финансовый контроль). Ряд исследователей рассматривает следующую систему функций государственного управления, реализуемых, в том числе, и в сфере управления государственной собственностью: а) функции, влияющие на объекты управления; б) функции управления, реализуемые в отношении самой системы управления [4, 6].
Финансовый контроль является функцией управления государственной собственностью. К функциям, влияющим на объекты управления, относятся: функция прогнозирования, которая в отношении объектов государственной собственности имеет первоочередное значение, т. к. позволяет получить представление о
развитии того или иного процесса как результата принятого решения; функция планирования, позволяющая определить необходимые ресурсы для осуществления того или иного процесса. В отношении управления государственной собственностью проявляется, например, в формировании планов приватизации государственного имущества; функция регулирования, подразумевающая установление общих требований к государственной управленческой деятельности; контроль, позволяющий обеспечить соответствие действий субъектов управления требованиям нормативных правовых актов. Это может быть административный контроль, таможенный и, конечно, финансовый контроль.
К функциям управления, реализуемым в отношении самой системы управления, относятся: организационная функция, подразумевающая формирование системы государственных органов, осуществляющих управление государственной собственностью; координирующая функция, обеспечивающая согласованность деятельности всех государственных органов; контроль, обеспечивающий соответствие действий субъектов управления требованиям нормативных правовых актов. Здесь также можно выделить финансовый контроль.
Исходя из функций управления государственной собственностью определены основные направления совершенствования финансового контроля в сфере управления государственной собственностью.
Во-первых, должно совершенствоваться нормативное правовое регулирование всей системы государственного финансового контроля в сфере управления государственной собственностью, включая финансовый контроль на региональном и муниципальном уровнях.
Во-вторых, в отношении государственной собственности основные акценты финансового контроля должны концентрироваться не только на финансовых потоках от продажи или использования объектов государственной собственности, но на эффективности управления этими объектами. При этом необходимо исследовать экономический и социальный эффект по бюджетным затратам по объектам государственной собственности.
В-третьих, в объекты финансового контроля должны включаться все субъекты, использующие бюджетные средства и объекты государственной собственности, в том числе госкорпорации.
Литература
1. Лимская декларация основополагающих принципов аудита, принятая IX Конгрессом ИНТОСАИ в 1977 г. (The Lima Declaration of Guidelines on Auditing Precepts). // Международная организация высших контрольных органов (INTOSAI). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.intosai.org/.
2. Федеральный закон от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ «Об экспортном контроле». // Российская газета, № 146, 29.07.1999.
3. Федеральный закон от 05.04.2013 N 41-ФЗ (ред. от 04.11.2014) «О Счетной палате Российской Федерации». // Российская газета, № 77, 10.04.2013.
4. Ерёмин С. Г. Актуальные вопросы управления государственной и муниципальной собственностью: учебное пособие. - М., Юстицинформ, 2014.
5. Левакин И. В. Актуальные проблемы государственного и муниципального финансового контроля: сборник научных статей. / под ред. И. В. Левакина, Т. В. Ярыгиной, О. Н. Кряжковой. - М.: НИИ СП, 2013.
6. Мухаев Р. Т. Система государственного и муниципального управления: учебник. - М., Юнити-Дана, 2012.
7. Прокушев Е. Ф., Костин А. А. Внешнеэкономическая деятельность. - М., Юрайт, 2013.