УДК 797.215 DOI:
10.24412/2305-8404-2021-10-79-88
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ
ПЛОВЦОВ В ЛАСТАХ СРЕДСТВАМИ АКВАФИТНЕСА
П.П. Дудченко, С.А. Шепеленко
Представлены результаты экспериментальной работы по оптимизации дви-
гательной подготовленности пловцов в ластах 12–13 лет на основе подбора средств
аквафитнеса. Предложены упражнения аквафитнеса, включенные в содержание
за-
нятий экспериментальной группы с целью улучшения физической
подготовленности
спортсменов, доказана их эффективность.
Ключевые слова: пловцы в ластах, аквафитнес, физическая подготовленность,
пловцы 12–13 лет.
IMPROVEMENT OF THE PHYSICAL
READINESS OF THE SWIMMERS
IN FINS AQUAFITNESS MEANS
Dudchenko P.P., senior lecturer, pasith@
mail.ru, Russia, Tula, Tula State Lev Tolstoy
Pedagogical University,
Shepelenko S.A., candidate of pedagogical
sciences, associate professor, shepelenko
[email protected], Russia,Tula, Tula State Lev
Tolstoy Pedagogical University
The article presents the results of experimental
work on the optimization of the motor readi-
ness of swimmers with fins 12–13 years old
on the basis of the selection of aquafitness
means. Exercises of aquafitnessare offered,
included in the content of the lessons of the
experimental group in order to improve the
physical fitness of athletes, their effectiveness
is proved.
Key words: swimmers with fins, aquafitness,
physical fitness, swimmers 12–13 years old.
Дудченко Павел Павлович, старший препода-
ватель, [email protected], Россия, Тула, Тульский государст-
венный педагогический университет имени Л.Н. Тол-
стого,
Шепеленко Светлана Алексеевна, канд. пед.
наук, доц., [email protected], Россия, Тула, Тульский
государственный педагогический университет имени
Л.Н. Толстого
В настоящее время подводный
спорт, как массовый спорт, активно раз-
вивается в Российской Федерации. Дис-
циплины подводного спорта привлека-
тельны тем, что полученные навыки под-
водного плавания являются жизненно
необходимыми и могут сохранить жизнь
в экстремальных ситуациях.
На сегодняшний день в группу
спортивных дисциплин подводного
спорта входят: плавание в ластах, фридайвинг, акватлон, дайвинг, подвод-
ное ориентирование, спортивная подводная стрельба, подводная охота,
подводная фотосъемка и подводные игры, регби и хоккей [1].
Самой массовой и популярной спортивной дисциплиной подвод-
ного спорта является плавание в ластах, которое развивается более чем в
72 странах мира и является наиболее перспективной дисциплиной подвод-
ного спорта для вхождения в Олимпийскую программу. Плавание в ластах
представлено такими видами, как плавание в моноласте на дистанциях от
50 до 1500 м в бассейне и на открытой воде на дистанциях от 2 до 12 км,
плавание в классических ластах на дистанциях от 50 до 400 м в бассейне и
на открытой воде на дистанциях от 1 до 3 км, подводное плавание в моно-
ласте на 50 м на задержке дыхания и на 100 и 400 м с аквалангом [1].
Важнейшими критериями развития системы подготовки спортив-
ного резерва в нашей стране являются количество и квалификационный
уровень спортсменов, занимающихся в учреждениях спортивной подго-
товки.
По данным Федерации подводного спорта России на 2019 г., под-
водным спортом занимаются более 26 тыс. спортсменов, более 2 тыс. чел.
из них участвовали во всероссийских соревнованиях, более 400 чел. – в
международных [1].
В Тульской области (Центральный федеральный округ), которая
является одним из базовых регионов развития подводного спорта страны,
на сегодняшний день занимаются около 150 чел., из них большую часть
составляют юные пловцы 12–13 лет [2].
«Совершенствование системы подготовки спортивного резерва,
вовлечение максимально возможного числа детей, подростков и молодежи
в систематические занятия подводным спортом» является одним из при-
оритетных направлений развития подводного спорта как в стране в целом,
так и в регионе в частности [1].
Основа будущих спортивных результатов закладывается на ранних
этапах специализации и зависит от качества подготовки резерва. Для того
чтобы показывать высокий результат в современном спорте, необходимо
владеть хорошей техникой, высоким уровнем развития скоростно-силовых
качеств, хорошими функциональными возможностями, а также иметь дос-
таточный запас общей и специальной выносливости [3, 4].
Анализ научно-методической литературы показал эффективность
применения традиционных средств и методов в подготовке пловцов-под-
водников. В основном все методические подходы были разработаны еще в
советское время и, как правило, для взрослых спортсменов. При этом в
современной науке ощущается явный недостаток работ, посвященных под-
готовке юных пловцов в ластах [5]. Также ощущается явный недостаток
исследований с применением нетрадиционных средств и методов, в част-
ности, средств современных оздоровительных технологий в подготовке
пловцов-подводников.
Среди ученых–исследователей, занимающихся проблемами подго-
товки пловцов-подводников, особо выделяются работы А.А. Красникова,
А.Ю. Вязигина, Н.В. Молчановой, О.Н. Московченко, А.Д. Шумкова,
В.П. Попова, Г.Л. Аракелян, В.П. Яковлевой, П.П. Дудченко и др.
Поиск современных средств и методов с целью повышения общей и
специальной подготовленности является важной частью современной сис-
темы подготовки юных пловцов в ластах. В связи с этим, актуальным
представляется оптимизация физической подготовленности юных плов-
цов-подводников путем применения современных средств и методов оздо-
ровительной физической культуры (аквафитнес).
Аквафитнес – это высокоэффективный вид выполнения упражне-
ний в воде в сочетании с оздоровительным плаванием, группировками,
переворотами, бегом, аквааэробикой, гребковыми движениями, специаль-
ными упражнениями для ног, спины, рук с применением фитнес-оборудо-
вания, интервального и фронтального методов тренировки, под музыкаль-
ное сопровождение в темпе 132–145 музыкальных акцентов [5, 6].
Аквафитнес является хорошей альтернативой тренировке на суше,
особенно ввиду отсутствия возможности тренироваться в «сухом» зале.
Тренировки в воде, направленные на улучшение общей двигательной под-
готовленности пловцов, в силу физических свойств воды, способны снять
нагрузку с суставов, что резко снижает травматизм, даже при выполнении
сложных ударных упражнений, способствуют улучшению мышечного
тонуса, усиливают эффект за счет преодоления дополнительного сопро-
тивления, а при использовании специального инвентаря, способствует
росту мышечной массы [7, 8].
Выполнение упражнений аквафитнеса, особенно методом перемен-
ного упражнения, способствуют тренировке сердечно-сосудистой и дыха-
тельной систем, а также повышению общей и специальной выносливости
организма спортсменов [9, 10].
Педагогическое исследование проводилось с целью подбора
средств аквафитнеса и проверки их эффективности в целях улучшения
физической подготовленности пловцов в ластах 12–13 лет, состоящих в
тренировочных группах Тульской областной комплексной спортивной
школы олимпийского резерва (ОКСШОР).
В эксперименте приняли участие 30 спортсменов-подводников:
20 юношей и 10 девушек. Все участники эксперимента проходили кон-
трольные испытания по виду спорта «плавание в ластах» и имеют одина-
ковый стаж занятий и близкие по значениям результаты специальной и
общей физической подготовок.
Эксперимент проводился в течение 6 мес. (октябрь 2020 – март
2021 г.) в 50-метровом бассейне и «сухом» зале. Тренировочные занятия в
контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) группах проводились по
стандартным планам подготовки тренировочных групп ОКСШОР. В со-
держание занятий экспериментальной группы были включены комплексы
специальных упражнений аквафитнеса с целью повышения показателей
физической подготовленности, которые проводились три раза в неделю в
конце основной тренировки продолжительностью в среднем 20 мин с при-
менением методов переменного упражнения (переменно-непрерывного
упражнения, переменно-интервального упражнения, круговой трени-
ровки). Сначала тренировки проводились на мелкой части бассейна, затем
– по мере подготовленности на глубокой.
Комплексы упражнений экспериментальной группы в основном
были направлены на укрепление мышц всего тела. На первом этапе приме-
нялись упражнения низкой интенсивности и низкой координационной
сложности в основном на мелкой воде. На втором этапе использовались
упражнения средней интенсивности, повышалась координационная слож-
ность движений, работа велась на мелкой и глубокой частях бассейна с
поддерживающими устройствами. На третьем этапе применялись в основ-
ном упражнения высокой интенсивности на глубокой воде без поддержи-
вающих устройств.
Комплекс упражнений аквафитнеса состоял из трех блоков упраж-
нений: первый – «ноги», второй – «пресс–спина», третий – «руки». Каж-
дый блок включал 3–4 упражнения, выполнялось от двух до трех серий. На
начальном этапе в течение 30 с выполнялась интенсивная работа с после-
дующим отдыхом в 1 мин. В дальнейшем время отдыха сокращалось.
Упражнения выполнялись в темпе выше среднего. При составлении ком-
плексов использовали упражнения на основные рабочие группы мышц
пловцов и учитывали режимы работы мышц. Также применялись упраж-
нения на растягивание, расслабление и восстановление.
Один раз в неделю использовался протокол «Табата» для проведе-
ния тренировки, в которой чередовались высокоинтенсивные упражнения
с минимальными паузами отдыха. Данный метод был разработан для про-
фессиональных спортсменов с целью повышения порога анаэробного
обмена. Тренировка состояла из 8 сетов, длительность каждого составляла
20 с, отдых между сетами – 10 с. Выполнялось от двух до четырех раундов.
В табл. 1 представлены упражнения аквафитнеса, включенные в
содержание занятий экспериментальной группы.
Таблица 1
Используемые упражнения аквафитнеса
№
п/п
1
2
Основные движения
Ходьба (мелкая вода)
Бег (мелкая вода и глубокая вода) –
стопа на себя, различная работа рук
Варианты исполнения
– на месте
– вперед/назад
– в сторону
– по диагонали
– вокруг себя
– на месте
– вперед/назад
– в сторону
– по диагонали
– вокруг себя
Окончание табл. 1
№
п/п
3
4
5
6
7
8
Основные движения
Подъемы и удары ногами
(мелкая вода и глубокая вода)
«Кросс-кантри» (мелкая вода и глубокая
вода) – одновременное разведение ног
вперед – назад
Прыжки (мелкая вода и глубокая вода) –
одновременное разведение ног в стороны
«Велосипед» (глубокая вода) – имитация
езды на велосипеде
Группировки и перекаты (глубокая вода)
Выталкивания (глубокая вода) –
выход из воды до уровня пояса и удержание
положения
Варианты исполнения
– вперед/назад
– в сторону
– по диагонали
– на месте и в движении
– с поворотом
– на месте
– в движении
– с наклоном
– с поворотами
– на месте
– в движении
– с поворотами вокруг
– на месте и в движении
– лежа на боку
– в положении «сидя»
– на месте
– с боку на бок
– вперед и назад
– на месте
– в движении
– с поворотами вокруг
Для усиления эффекта упражнений использовались следующие
специальные приспособления, позволяющие выполнять в воде различные
упражнения, прорабатывающие определенные группы мышц:
– аквапояс (позволяет удерживать тело в вертикальном положении
на глубокой воде);
– акваперчатки (увеличивают сопротивление воды при работе
руками);
– нудл (используется как средство дополнительного сопротивле-
ния);
– аквагантели (используются как средство дополнительного сопро-
тивления при выполнении жимов, тяг);
– отягощения для рук и ног.
При составлении комплексов использовали упражнения на основ-
ные рабочие группы мышц пловцов и учитывали режимы работы мышц.
Также применялись упражнения на растягивание, расслабление и восста-
новление.
В табл. 2 представлены результаты контрольной и эксперименталь-
ной групп в течение экспериментального периода.
Таблица 2
Результаты контрольной и экспериментальной групп
в течение экспериментального периода
№ До эксперимента
После эксперимента
п/п
Тесты
Х ±σ
КГ ЭГ
Х ±σ
t Р КГ ЭГ
1 Челночный бег
4×9 м, с
2 Бег 1000 м,
мин, с
Прыжок в длину
3 с места, см
Бросок
4 набивного
мяча 1 кг, м
Прыжки
5 через скакалку
за 1 мин, раз
Сгибание
и разгибание рук
6 в упоре лежа,
раз
Поднимание
туловища
7 из положения
лежа на спине,
за 1 мин, раз
10,24
±0,46
252,73
±24,38
180,93
±11,13
438,53
±59,61
78,67
±9,71
26,87
±7,65
36,07
±4,51
10,17
±0,41
249,67
±17,11
179,93
±10,05
433,07
±58,26
78,60
±9,08
27,53
±10,18
37,20
±4,77
0,44
0,40
0,26
0,25
0,02
0,20
0,67
>0,05
>0,05
>0,05
>0,05
>0,05
>0,05
>0,05
9,82
±0,30
241,33
±26,51
191,87
±10
445,80
±58,04
83,60
±9,68
30,40
±7,95
42,53
±4,19
9,81
±0,31
244
±24,70
193,80±7,
87
490,80±2
4,28
89,60
±9,32
39,93
±10,57
47,80
±4,71
0,09
0,29
0,59
2,77
1,64
2,79
3,24
>0,05
>0,05
>0,05
<0,01
>0,05
<0,01
<0,01
Тестирование проводилось на начальном этапе исследования и по
окончании реализации экспериментальной программы с целью определе-
ния общей физической подготовленности пловцов-подводников 12–13 лет.
В программу тестирования вошли тесты, показывающие уровень развития
тех мышечных групп, которые задействованы в процессе плавания в лас-
тах и классических ластах. В основном оценивались силовая и скоростно-
силовая подготовленность, специальная выносливость, координационные
способности. Достоверность результатов оценивалась с использованием
стандартных методов статистической обработки данных с определением
t-критерия Стьюдента.
На начальном этапе исследования статистически значимых разли-
чий в результатах опытных групп не обнаружено, что говорит об однород-
ности состава. Анализ среднегрупповых результатов в конце эксперимента
показал рост показателей физической подготовленности в обеих группах,
однако в экспериментальной группе удалось достичь более существенных
результатов по трем показателям. Достоверные различия (Р <0,01) были
зафиксированы в тесте на силу рук (бросок набивного мяча, сгибание и
разгибание рук в упоре лежа), а также в тесте на силовую выносливость
(поднимание туловища из положения лежа на спине за 1 мин).
Так, на начальном этапе исследования средний результат в броске
набивного мяча в КГ составил 438,53 см, в ЭГ – 433,07 см. По окончании
эксперимента результат в КГ изменился незначительно и составил
445,80 см, в ЭГ произошли более значительные изменения, результат
в
среднем составил 490,80 см. Различия оказались статистически досто-
верными. Также достоверными оказались результаты в тесте на силовую
выносливость, определяемую числом сгибаний рук в упоре лежа за 1 мин.
На начало эксперимента средний результат в ЭГ составил 27,53 раза, в КГ
– 26,87 раза. К концу эксперимента среднее значение в КГ увеличилось до
30,40 раза, в ЭГ результат оказался более существенным и
составил
39,93 раза. По нашему мнению, полученные данные являются результатом
выполнения в экспериментальной группе комплекса специальных упраж-
нений на силу рук с применением отягощений и аквагантелей.
Достоверные значения наблюдались и в тесте на силовую выносли-
вость (поднимание туловища из положения лежа на спине за 1 мин).
Сравнивая значения обеих групп можно отметить, что на начальном
этапе исследования, результаты в обеих группах находились примерно на
одном уровне. Так, пловцы КГ за 1 мин смогли выполнить данное тестовое
задание в среднем 36,07 раза, пловцы ЭГ – 37,20 раза. По истечении экспе-
риментального периода контрольная группа улучшила результат в подни-
мании туловища в среднем на 6 раз, в экспериментальной группе про-
изошли более значительные изменения – средний результат был улучшен в
среднем на 10 раз. Достоверное улучшение показателей в эксперименталь-
ной группе можно объяснить акцентированным вниманием на проработку
мышц живота при выполнении группировок, перекатов и их сочетаний,
выполняемых в разных направлениях.
Недостоверные различия (Р<0,05) зафиксированы в тестах
«Прыжки через скакалку»,«Прыжок в длину с места»,«Челночный бег
4×9 м», «Бег на 1000 м». Несмотря на отсутствие достоверности, следует
отметить значительный прирост показателей в экспериментальной группе
в отличие от контрольной в тесте «Прыжки через скакалку». Так, средний
результат экспериментальной группы по окончании эксперимента соста-
вил 89,60 раза, в контрольной – 83,60 раза (t-кр. = 1,64). Средние значения
в тесте на скоростно-силовую подготовку, оцениваемую с помощью
прыжка в длину, увеличились в обеих группах, однако в экспери-
ментальной группе прирост составил в среднем 13,87 см, а в контрольной –
10,94 см. В беге на 1000 м средние значения в обеих группах как на этапе
«до», так и на этапе «после» находились примерно на одном уровне, тем не
менее, положительная динамика результатов наблюдалась. Средние значе-
ния координационных способностей также примерно одинаковы в обеих
группах, прослеживается положительная динамика, но результат по окон-
чании эксперимента недостоверен.
Таким образом, помимо заметных улучшений в показателях физи-
ческой подготовленности пловцов экспериментальной группы, к положи-
тельным моментам проведения упражнений аквафитнеса в сравнении с
выполнением упражнений на суше, можно отнести следующее:
– отсутствие травмирующих факторов ввиду отсутствия осевых и
ударных нагрузок;
– увеличение прилагаемых усилий с целью преодоления сопротив-
ления водной среды, особенно при наличии дополнительного оборудова-
ния;
– улучшение настроения и эмоционального состояния спортсменов
при выполнении упражнений под музыкальное сопровождение;
– использование разнообразного инвентаря, позволяющего прора-
батывать как отдельные группы мышц, так и мышцы всего тела в целом.
Анализ полученных данных позволяет предположить, что примене-
ние комплексов специальных упражнений аквафитнеса, применяемых по
типу переменного упражнения, способствовало улучшению физической
подготовленности пловцов в ластах и повышению их функциональных
возможностей.
Список литературы
1. Программа «Развитие подводного спорта в Российской Федера-
ции» (утв. приказом Минспорта России от 24.12.2020 г. № 963) // Федера-
ция подводного спорта России [Электронный ресурс]. URL: http://
www.ruf.ru / assets / files / doc_sport/2020/programma_razvitiya_20202024.pdf
(дата обращения: 28.08.2021).
2. Приказ Минспорта России «Об утверждении перечня базовых
видов спорта» от 26 декабря 2019 г. № 1117 [Электронный ресурс]. URL:
https: // minsport.gov.ru / 2019/doc/prikaz1117-261219.pdf (дата
обращения:
28.08.2021).
3. Котляров А.Д., Довнар А.Ю. Специальная физическая подготовка
пловцов-подводников 15–16 лет // Научно-спортивный вестник Урала и
Сибири. 2016. № 3 (11). С. 3–7.
4. Дьякова Е.Ю., Миронов А.А. Адаптационные особенности сер-
дечно-сосудистой системы спортсменов, занимающихся подводным пла-
ванием в ластах // Теория и практика физической культуры. 2016. № 12.
С. 82–84.
5. Дудченко П.П., Аксенов В.П., Шепеленко С.А. Современные
подходы к определению содержания подготовки юных пловцов в ластах в
годичном макроцикле с учетом их моноустойчивости // Физическая куль-
тура: воспитание, образование, тренировка. 2017. № 4. С. 18–20.
6. Шаравьева А.В. Физическая подготовленность и работоспособ-
ность женщин, занимающихся аквафитнесом // Теория и практика физиче-
ской культуры. 2015. № 3. С. 43.
7. Колганова Е.Ю. Влияние занятий аквааэробикой на состояние
организма женщин разного возраста: автореф. дис канд. пед. наук.
Малаховка, 2007. 24 с.
8. Федорова О.Н. Комплексное применение средств пилатеса и
аквааэробики на занятиях с женщинами второго периода зрелого возраста:
автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб., 2012. 23 с.
9. Шибалкина М.Г. Использование средств гидроаэробики в про-
цессе занятий оздоровительным плаванием: автореф. дис. … канд. пед.
наук. СПб., 2004. 28 с.
10. Горшкова А.Н. Технология оздоровительных занятий аквааэро-
бикой с женщинами 36–45 лет: автореф. дис. … канд. пед. наук. Челя-
бинск, 2013. 24 с.
References
1. Programma «Razvitie podvodnogo sporta v Rossijskoj Federacii» (utv.
prikazom
Minsporta Rossii ot 24.12.2020 g. № 963) [The program "Development of
underwater sports
in the Russian Federation" (approved by order of the Ministry of
Sports of Russia from
24.12.2020, No. 963)] // Federaciya podvodnogo sporta Rossii
[Federation of Underwater
Sports of Russia] [Electronic resource]. URL:
http://www.ruf.ru/assets/files/doc_sport/2020/
programma_razvitiya_20202024.pdf (date accessed: 28.08.2021).
2. Prikaz Minsporta Rossii «Ob utverzhdenii perechnya bazovyh vidov
sporta» ot
26 dekabrya 2019 g. № 1117 [Order of the Ministry of Sports of Russia "On
approval of the
list of basic sports" dated December 26, 2019 No. 1117] [Electronic
resource]. URL:
https://minsport.gov.ru/2019/doc/prikaz1117-261219.pdf (date of access:
28.08.2021).
3. Kotlyarov A.D., Dovnar A.Yu. Special'naya fizicheskaya podgotovka
plovcov-
podvodnikov 15–16 let [Special physical training of submariners aged
15–16] // Nauchno-
sportivnyj vestnik Urala i Sibiri [Scientific and sports bulletin of the Urals
and Siberia]. 2016.
No. 3 (11). P. 3–7.
4. D'yakova E.Yu., Mironov A.A. Adaptacionnye osobennosti serdechno-sosudistoj
sistemy sportsmenov, zanimayushchihsya podvodnym plavaniem v lastah [Adaptive
features
of the cardiovascular system of athletes engaged in diving with fins] //
Teoriya i praktika fizi-
cheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2016. No. 12. P.
82–84.
5. Dudchenko P.P., Aksenov V.P., Shepelenko S.A. Sovremennye podhody k opre-
deleniyu soderzhaniya podgotovki yunyh plovcov v lastah v godichnom makrocikle
s uche-
tom ih monoustojchivosti [Modern approaches to determining the content of
training young
swimmers in fins in the annual macrocycle, taking into account their
monostability] // Fizi-
cheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka [Physical culture:
education, education,
training]. 2017. No. 4. P. 18–20.
6. Sharav'eva A.V. Fizicheskaya podgotovlennost' i rabotosposobnost'
zhenshchin,
zanimayushchihsya akvafitnesom [Physical fitness and performance of
women involved in
aqua fitness] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and
practice of physical cul-
ture]. 2015. No. 3. P. 43.
7. Kolganova E.Yu. Vliyanie zanyatij akvaaerobikoj na sostoyanie
organizma
zhenshchin raznogo vozrasta [The influence of water aerobics classes on the
state of the body
of women of different ages]: author. dis cand. ped. sciences. Malakhovka,
2007. 24 p.
8. Fedorova O.N. Kompleksnoe primenenie sredstv pilatesa i akvaaerobiki na
zanya-
tiyah s zhenshchinami vtorogo perioda zrelogo vozrasta [Complex use of
Pilates and aqua
aerobics in the classroom with women in the second period of adulthood]:
author. dis cand.
ped. sciences. SPb., 2012. 23 p.
9. Shibalkina M.G. Ispol'zovanie sredstv gidroaerobiki v processe
zanyatij ozdoro-
vitel'nym plavaniem [The use of hydroaerobics in the process of
recreational swimming]:
author. dis cand. ped. sciences. SPb., 2004. 28 p.
10. Gorshkova A.N. Tekhnologiya ozdorovitel'nyh zanyatij akvaaerobikoj s zhensh-
chinami 36–45 let [Technology of recreational water aerobics for women 36–45
years old]:
author. dis cand. ped. sciences. Chelyabinsk, 2013. 24 p.