УДК 658.5.114.1:656.2.078
С. Н. ВНУКОВА (РЦП УЗ), Н. В. ГНЕННЫЙ, Т. В. ТЕСЛЕНКО (ДИИТ)
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В РАСЧЕТАХ ЗА МЕЖДУНАРОДНЫЕ ГРУЗОВЫЕ ПЕРЕВОЗКИ
Запропоновано внести змши в Правила Комплексних Розрахунк1в, що застосовуються державами-учасницями Спiвдружностi Незалежних Держав та Держав Балти в розрахунках за мiжнароднi вантажнi пе-ревезення.
Предложено внести изменения в Правила Комплексных Расчетов, которые применяют государства-участницы Содружества Независимых Государств и Государств Балтии в расчетах за международные грузовые перевозки.
It is suggested to bring in changes into the Rules of Complex Payments applied by the states-participants of the Commonwealth of Independent States and the Baltic States in payments for international freight transportations.
ВВЕДЕНИЕ
Разработка и применение эффективной системы экономической ответственности за несвоевременное проведение платежей за международные грузовые перевозки в современных экономических условиях позволит повысить финансовую дисциплину железнодорожных администраций, и, как результат - стабильность работы предприятий и государств.
ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
Совершенствование отдельных элементов механизма, регулирующего экономическую ответственность за несвоевременное проведение платежей за международные грузовые перевозки.
РЕЗУЛЬТАТЫ
В условиях современных рыночных отношений большое значение имеет соблюдение финансовой дисциплины всеми участниками международных железнодорожных перевозок при проведении взаиморасчетов за выполненные железнодорожные перевозки и предоставленные услуги. Финансовая дисциплина является необходимым условием стабильности не только предприятий, но и государств. Она предполагает финансовую ответственность за полное и своевременное выполнение финансовых обязательств перед государством (бюджетом), банками, вышестоящими организациями и контрагентами (поставщиками, подрядчиками и т.д.), перед персоналом, занятым в данной структуре, а также обеспечение эффективной работы самой структуры.
Международной практикой и законодательством многих государств при заключении хозяйственных договоров закреплен принцип полного возмещения должником кредитору
убытков в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, а также применение штрафных санкций за нарушение исполнения взятых обязательств, в том числе и за несвоевременную оплату причитающихся сумм.
Штрафные санкции охватывают понятия «штраф» и «пеня», которые отличаются по своей природе, но оба направлены на обеспечение своевременного и надлежащего исполнения обязательства и недопущение наступления убытков. При этом «штраф» является одноразовой денежной санкцией, направленной на недопущение нарушения вообще, а «пеня» -санкцией, направленной на наиболее быстрое прекращение нарушения обязательства, поскольку ее размер постоянно увеличивается.
Убытки кредитора определяются видами потерь, а именно: потеря или повреждение его имущества; неполученные доходы, которые кредитор получил бы в случае надлежащего исполнения обязательства дебитором; вынужденные расходы, связанные с неисполнением договорных обязательств.
Учитывая, что в данной работе рассматривается один из элементов системы финансовой ответственности, а именно - своевременность получения денежных средств за выполненные грузовые и пассажирские перевозки и связанные с ними услуги — отсрочку платежа целесообразно рассматривать как вынужденное кредитование дебитора, т. к. денежные средства отвлекаются из оборота кредитора.
Размер банковских ставок кредитования напрямую зависит от межбанковской процентной ставки. Межбанковская процентная ставка -средняя ставка по краткосрочным банковским кредитами, которая формируется на межбанковском денежном рынке. В международной практике для этого используют ставку ЫЬог
© Внукова С. Н., Гненный Н. В., Тесленко Т. В., 2010
(London Interbank Offered Rate), которая является базовой ставкой для установления другими банками своих кредитных процентных ставок. Для кредитования юридических и физических лиц банки к базовой ставке добавляют проценты и ставка кредитования выглядит так: LIBOR плюс проценты, где проценты - это, фактически, прибыль банка.
Ставка Libor устанавливается для валют тех государств, банки которых являются членами Британской Банковской Ассоциации (British Bankers' Association - BBA). Ставка Libor вычисляется для следующих валют: австралийский доллар, датская крона, доллар США, евро, канадский доллар, новозеландский доллар, фунт стерлингов, шведская крона, швейцарский франк, японская иена. В пределах одного государства рассчитывается соответствующая ставка для национальной валюты.
В Украине основную межбанковскую процентную ставку представляет учетная ставка Национального банка, откорректированная с учетом уровня кредитного и инфляционного рынка, а также величины банковской маржи. Валюты стран СНГ и Балтии имеют свои внутренние - национальные межбанковские ставки.
Значение LIBOR ставки для евро редко используется на практике - более важную роль играет EURIBOR. Европейская межбанковская ставка предложения (EURIBOR) (англ. European Interbank Offered Rate, Euribor) -средневзвешенная процентная ставка по межбанковским кредитам, предоставляемым в евро. Определяется при поддержке Европейской банковской федерации, представляющей интересы 4500 банков стран Евросоюза, а также Исландии, Норвегии, Швейцарии и Ассоциации финансовых рынков. Расчет и публикация котировки ставки выполняется компанией Reuters ежедневно в 11:00 по Центрально-европейскому времени (СЕТ) на основании данных, предоставляемых несколькими десятками банков с первоклассным рейтингом. Перечень котируемых банков регулярно пересматривается на соответствие высоким рейтинговым требованиям. Подсчет ставки выполняется для различных сроков - от 1 недели до 12 месяцев.
Ставка рефинансирования (учетная ставка) - процентная ставка, которую использует центральный банк при предоставлении кредитов коммерческим банкам в порядке рефинансирования. Учетная ставка используется для определения стоимости привлеченных или размещенных денежных средств, в том числе для начисления процентов за пользование чужими деньгами и начисления пени за несвоевременное выполнение финансовых обязательств.
Сравнительные данные об имеющихся действующих на 17 июля 2008 г. ставках рефинансирования (учетных ставках) для национальных валют стран СНГ и Республик Балтии приведены в табл. 1.
Таблица 1
Ставки рефинансирования (учетные ставки), установленные центральными банками государств, действующие на 17 июля 2008 г.
Название государства Учетная ставка (%)
Азербайджан 14
Армения 7,25
Беларусь 10,25
Грузия 12
Казахстан 10,5
Киргизстан
Молдова 18,5
Россия 10,75
Таджикистан
Туркменистан
Узбекистан 14
Украина 12
Латвия 6
Литва 4,4...6,8
Эстония 4,5...7
Природа кредитного договора обуславливает необходимость имущественной ответственности ее участников за выполнение принятых на себя обязательств. При кредитовании решающее значение имеет согласование таких характеристик, как обеспечение займа, срок кредитования, размер процентной ставки за пользование кредитом, ответственность сторон за невыполнение принятых на себя обязательств и с целью соблюдения финансовой дисциплины: увеличенный процент за пользование просроченной суммой кредита; возмещение в полном объеме убытков сверх неустойки (штраф, пеня), предусмотренной договором; размер пени (как правило, это максимальная ставка, предусмотренная законодательством государства, действовавшей в период, за который начисляется пеня). Например, для Украины максимальной ставкой пени является удвоенная учетная ставка национального банка Украины.
Основными стимулирующими мотивами кредитных договоров со стороны кредитора является получение дохода в виде процента за
пользование займом, а со стороны заемщика -покрытие недостачи собственных ресурсов и получение дохода в результате использования заемной стоимости.
Перевозки пассажиров и грузов в международном сообщении осуществляются на основании международных соглашений СМГС, СМПС и Конвенции КОТИФ/COTIF. В соответствии с указанными документами, накладные на перевозку грузов и проездные документы на перевозку пассажиров в международном сообщении являются международным договором на выполнение перевозки между сопричастными железными дорогами. Порядок проведения взаиморасчетов между железными дорогами регламентирован международными правилами о проведении расчетов (Правила о расчетах, Правила комплексных расчетов, Памятка МСЖД № 311). Поэтому эти правила следует классифицировать как международный договор.
В указанных правилах для снижения рисков возможных неплатежей предусмотрено начисление процентов за просрочку платежа. В частности, на основании п. 4.8 Правил комплексных расчетов (далее ПКР), регламентирующих порядок проведения расчетов между железнодорожными администрациями государств СНГ и Балтии, за просрочку платежей сторона-дебитор оплачивает стороне-кредитору 6 % годовых (простые несложные проценты) за все дни просрочки со всей суммы несвоевременно поступающих платежей.
Т.к. оплата за международные перевозки во взаимоотношениях между железными дорогами осуществляется на 2...3 месяца позже, чем выполнена перевозка и получены денежные средства от пассажиров, грузоотправителей/грузополучателей, экспедиторских компаний, нарушение договорных обязательств по срокам оплаты увеличивает потери железных дорог от ликвидности и недополученные доходы.
Поэтому порядок начисления процентов за просрочку платежей целесообразно рассматривать как плату за пользование средствами кредитора за тот период, в котором дебитор неправомерно ими пользовался, т.е. как вынужденный денежный кредит в отношениях между железными дорогами.
А поскольку само понятие кредитования предусматривает получение дохода в виде процентов за пользование заемными средствами, базовая процентная ставка для начисления процентов за все время пользования чужими денежными средствами должна быть не ниже средневзвешенной месячной ставки LIBOR по предоставлению межбанковского кредита для платежей в швейцарских франках или ставки
рефинансирования (учетной ставки) национальных банков государств, железные дороги которых являются участниками соответствующих правил о взаиморасчетах. При этом к базовой процентной ставке, действующий в период, за который начисляются проценты, должна быть установлена фиксированная надбавка в несколько пунктов с учетом уровня кредитного и инфляционного рынка и маржи.
ВЫВОДЫ
Для внесения изменений и дополнений в ПКР необходимо, в первую очередь, привести в соответствие с международными и законодательными нормами порядок применения экономических санкций в отношениях между железными дорогами. А именно:
- начислять проценты за каждый день просрочки на всю сумму просроченного платежа, а не на сумму несвоевременно поступающих платежей, как это предусмотрено ПКР;
- применять процент для начисления пени за просрочку платежей с учетом действующих на международном валютном рынке процентных ставок кредитования с установленной в несколько пунктов надбавкой (по примеру Памятки МСЖД 311 и Регламента ВСС);
- взыскание процентов должно быть безакцептным, и начисление процентов должно осуществляться за все дни просрочки на всю сумму платежного сальдо, т.е. сложные проценты;
- ввести взимание штрафа за нарушение исполнения договорных обязательств, размер которого установить в зависимости от сроков невыполнения обязательств.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Хозяйственный кодекс Украины [Текст]. - Х.: ООО «Одиссей», 2004. - 232 с.
2. Правила комплексных расчетов между железнодорожными администрациями государств-участников Содружества Независимых Государств, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики (в редакции с изменениями и дополнениями от: 20.11.1996 г., 07.03.2001 г., 01.10.2003 г., 11.06.2004 г., 25.02.2005 г., 13.04.2006 г., 13.10.2006 г., 23.11.2007 г.) [Текст] : Утверждены на 12-м заседании Совета по железнодорожному транспорту 10 декабря 1994 г.
3. Правила пользования вагонами в международном сообщении (1111В) [Текст]. Приложение № 1 к Договору о 1111В. Действуют с 1 ноября 1951 г. (переиздано с изменениями и дополнениями на 1 июня 2004 г.).
Поступила в редколлегию 14.01.2010.
Принята к печати 19.01.2010.