УПРАВЛЕНЕЦ № 1/41/ 2013
j і
іМ
^ лЕГотиН Федор яковлевич
Доктор экономических наук, профессор кафедры экономики предприятий
Уральский государственный экономический университет 620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной воли, 62/45 тел.: (343) 221-17-84
irk
^ АхМЕГОвА Айман Бейбутовна
Аспирант кафедры экономики предприятий
Уральский государственный экономический университет 620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной воли, 62/45 тел.: (343) 221-17-84 E-mail: [email protected]
Ключевые слова
угольныЕ месторождения
карагандинская область
технологии переработки угля
финансово-экономические
механизмы
инновационная политика в угольной отрасли
Совершенствование финансово-экономических механизмоввнедрения новыхтехнологийпереработки угля
Аннотация
Рассмотрены направления совершенствования финансовых механизмов, способных активизировать научно-исследовательские работы по созданию инновационных технологий в Республике Казахстан. На примере угольной промышленности анализируется схема инновационного развития, главным принципом которой является потребность и перспективность продукции.
Финансирование инновацион-
ной деятельности представляет собой направление и использование денежных средств на проектирование, разработку и организацию производства новых видов продукции, услуг, на создание и внедрение новой техники, новой технологии, разработку и внедрение новых организационных форм и методов управления.
Важно обеспечить последовательное финансирование всех этапов инновационной деятельности (НИОКР, разработки опытного образца, создания головного образца, серийного производства новых видов товаров). Решению этой задачи способствуют разработка и финансирование инновационных программ, проектное финансирование, создание специальных организаций, финансирующих инновационную деятельность, инновационных фондов, инновационных банков и венчурных фондов.
При этом основными задачами финансирования в области инновационной деятельности служат:
• создание необходимых предпосылок для быстрого и эффективного внедрения технических новинок во всех звеньях народно-хозяйственного комплекса страны, обеспечения ее структурно-технологической перестройки;
• сохранение и развитие стратегического научно-технического потенциала в приоритетных направлениях развития;
• создание необходимых материальных условий для сохранения кадрового потенциала науки и техники, предотвращения его утечки за рубеж.
В экономической литературе авторы не имеют единой точки зрения, определяя инновации как конечный результат, изменение или процесс. Базируясь на выводах терминологических исследований В.Л. Попова, Д.М. Степаненко, Р.А. Фат-хутдинова, следует детализировать признаки «инновации» как: прогрессивного, улучшающего нововведения; реализованного, внедренного новшества; конечного результата внедрения совокупности новых знаний, принесших положитель-
ный эффект, обеспечивших социальноэкономический прогресс [1-3].
Таким образом, необходимо разграничивать научную (творческую) и инновационную (результативно-внедренческую) деятельность, следующие друг за другом в соответствии с фазами инновационного цикла (научной, производственной и эксплуатационной).
Научные изыскания не могут рассматриваться как инновации, поскольку не предполагают объективно полезного результата даже на стадии завершения исследований. Наука предшествует инновациям, является фазой инновационного цикла, конституирующей «новизну как главный атрибутивный признак инновации», который, по мнению А.В. Маркова, на последующих стадиях постепенно утрачивается. Результаты научных исследований являются основой инновационных проектов, предполагающих радикальные инновации. В то же время представляется важным определение инновационного цикла не только как ряда последовательных обособленных мероприятий (стадий, этапов) в рамках трех основных фаз, но и как комплекса взаимообусловленных действий: фундаментальные, прикладные исследования, опытно-конструкторские работы, маркетинг, коммерциализация. Именно в этом случае «совокупность сменяющих и дополняющих друг друга циклов инноваций составляет непрерывный инновационный процесс».
Согласно исследованиям Н.И. Богдан и Д.М. Степаненко инновационная идея может возникать на любой стадии («цепная модель инновационного процесса») [1; 4]. Это означает, что идея, возникшая в сфере производства или маркетинга, может не предполагать проведение специальных научных исследований. Однако, по мнению А.В. Маркова, подобный «неполный инновационный цикл» позволяет создавать лишь улучшающие инновации (модификационные аналоги продукции, модельные ряды и др.).
Реализация каждой стадии инновационного цикла требует определенных
Improvement of Financial-Economic Mechanisms to Introduce New Coal Processing Technologies
инвестиционных затрат, прежде всего денежных вложений. При этом источники и способы финансирования на различных стадиях неоднородны, различается также степень их доступности для реализации проектов.
Представляется важным разграничение направлений финансирования по составляющим инновационного цикла:
• финансирование инвестиций в науку (научную деятельность) - этап разработки и научного обоснования идеи, лабораторной и экспериментальной проверки, формирования пакета научнотехнической документации; объект - интеллектуальная собственность;
• финансирование инвестиций в инновации - этап коммерциализации полезных новшеств, покупки инновационной техники, патентов, технологий; объект - основной капитал (внеоборотные активы - основные средства и нематериальные активы).
Инновационный проект может включать проведение научных исследований либо базироваться на результатах научно-исследовательских работ, всегда охватывает стадии «внедрение-производство» и является инвестиционным, в то время как обратное утверждение требует уточняющих характеристик для инвестиционного проекта.
Основываясь на выводах Г.А. Унтура и А.В. Евсеенко [5], можно отметить, что инновационные проекты, как правило, предполагают постадийное финансирование (если только инвестором не является государство или венчурный фонд), причем «первоначально происходит вложение средств в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы как в неосязаемые активы». После получения экспериментального образца продукта (или технологии), его апробации проект приобретает традиционные черты с возможностью вероятностной оценки коммерческого или иного эффекта от его реализации.
Таким образом, инновационный проект может затрагивать несколько стадий инновационного цикла, для реализации
которых могут привлекаться различные источники финансирования.
Как видно из рис. 1, финансовое обеспечение развития наукоемкого сектора Казахстана предполагает рассмотрение всех логических последовательностей формирования инвестиционных ресурсов на многоканальной основе и вложения их в определенные подсистемы наукоемкого сектора. В качестве источников финансирования научной деятельности в Республике Казахстан выступают: собственные средства организаций, выполняющих исследования; средства организаций-заказчиков (в том числе иностранных); средства бюджетов и внебюджетных фондов; средства целевых бюджетных фондов (в том числе инновационных); средства социальнопредпринимательской корпорации СПК «СарыАрка», а также средства институтов развития Фонда национального благосостояния ФНБ «Самрук-Казына». Финансирование инвестиций в инновации предполагает более широкий перечень источников, включение в их число заемных средств, привлекаемых на принципах возвратности и платности. Важно отметить взаимосвязи источников финансирования инвестиций, что определяет необходимость уточнения признаков классификации с точки зрения их однородности.
Развитие наукоемкого сектора в Казахстане в первую очередь предполагает развитие сферы наукоемкого производства и формирование полноценной инновационной инфраструктуры, способной коммерциализировать разработки отечественных ученых из научно-исследовательской сферы. Исходя из этого основную часть инвестиционного обеспечения предполагается направить в организацию наукоемких производств.
С учетом этих положений базисным условием инновационного развития угольной промышленности Республики Казахстан является проведение ускоренной модернизации технических средств и технологий, как на основе национальных научных разработок, так и за счет
^ Fyodor Ya. LEGoTiN
Dr. Sc. (Ec.), Prof. of Enterprises Economics Dprt.
Urals State University of Economics
620144, RF, Ekaterinburg,
ul. 8 Marta/Narodnoy Voli, 62/45
Phone: (343) 218-32-35
E-mail: [email protected]
^ Aiman B. AKHMETOVA
Postgraduate of Enterprises Economics Dprt.
Urals State University of Economics 620144, RF, Ekaterinburg, ul. 8 Marta/Narodnoy Voli, 62/45 Phone: (8701) 263-10-53 E-mail: aiman [email protected]
Key words
coalfields
KARAGANDA oBLAST
coal processing technologies financial-economic mechanisms innovation policy in coal industry
Summary
The perspective directions to improve financial mechanisms meant for stimulating scientific and research works on development of innovative technologies in the Republic of Kazakhstan are considered. The authors analyse the scheme for innovative development of the coal industry with its main principle of demand and potential of the product.
UPRAVLENETS № 1/41/ 2013
УПРАВЛЕНЕЦ № 1/41/ 2013
ФИНАНСИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В ЭКОНОМИКЕ КАЗАХСТАНА
I
Средства из государственного бюджета
“I
Частный капитал
АО «Фонд науки»
МОН РК МИТ РК
1 f ) f
Министерства и ведомства
Акиматы
областей
Частные
инвесторы
Банки и другие финансово-кредитные учреждения
Иностранные
инвесторы
АО «ФНБ «Самрук-Казына»
СПК
Региональные инновационные фонды
Рынок ценных бумаг
У У У
1. Возникновение новой технической, технологической, управленческой идеи
2. Научные исследования, лабораторная и экспериментальная проверка
3. Проектно-конструкторские и технологические разработки
4. Экспериментальное производство новой техники
5. Серийное и массовое производство новой продукции
Рис. 1. Схема финансового обеспечения инновационных проектов Казахстана
Источники
1. Степаненко Д.М. Инновационная политика Республики Беларусь. Минск: Право и экономика, 2005.
2. Фатхутдинов РА Инновационный менеджмент. М., 2000.
3. Марков А.В. Стратегия и механизм реализации инновационной политики Беларуси: автореф. дис. ... д-ра экон. наук: 08.00.05 / Ин-т экономики НАН Беларуси. Минск, 2006.
4. Богдан Н.И. Региональная инновационная политика. Новополоцк: Полоцкий гос. ун-т, 2000.
5. Инвестиционное сопровождение инноваций / Г.А. Унтура и др.; под ред. Г.А. Унтура. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2006.
активного использования возможностей конкуренции на основе инвестиций (предполагающей покупку нового оборудования, технологий, патентов за рубежом).
Использование только собственных источников требует постепенного накопления значительных финансовых ресурсов, а следовательно, делает практически невозможными инвестиции в инновации в части создания новых крупных производств.
Финансирование предприятий реального сектора за счет привлечения иностранных инвестиций в настоящее время затруднено в связи с низкой прибыльностью ряда производств, высокими рисками, значительными сроками окупаемости инвестиций в основной капитал.
Инвестиционные кредиты банков могут являться непосредственной компонентой в инновационном процессе (инновационные кредиты).
Кредитование инвестиций без инноваций, жилищное кредитование, кредитование развития бизнеса могут
способствовать усилению потребности предприятий в разработке и внедрении новшеств, создавать условия для привлечения научно-технических кадров (содействие инновациям).
Нами разработана концептуальная циклическая модель инновационного развития угольной промышленности Республики Казахстан (рис. 2), которая отражает взаимозависимость источников финансирования инновационного процесса и достигаемого социально-экономического эффекта.
Благодаря инвестициям в науку и инновации возможно существенное улучшение экономических показателей организаций, рост производительности труда, повышение конкурентоспособности производимой продукции на внутреннем и внешнем рынках.
Повышение рентабельности в реальном секторе, увеличение доходов населения обусловят благоприятные социально-экономические последствия, укрепление экономической безопасности страны, а также будут выступать
Инвестиции в науку
Научно-исследовательские, опытно-конструкторские, опытно-технологические работы. Развитие академической и вузовской науки
Инвестиции в инновации
Новые предприятия, новые производства на действующих предприятиях; технологическое перевооружение, новая техника, патенты, ноу-хау
Источники финансирования
Бюджетные ассигнования. Средства ФНБ «Самрук-Казына». Средства министерств, ведомств, объединений. Собственные средства организаций. Средства нерезидентов. Банковские кредиты
/ N
Государственная инвестиционная и инновационная политика
Законы, нормативные правовые акты. Научно-технические программы. Приоритеты и льготы.
Гарантии нерезидентам. Государственная экспертиза проектов. Поиск деловых предложений и проектов
\_______________________________________у
Экономические показатели организаций
Ресурсосбережение и развитие глубокой переработки угля. Конкурентоспособность угольной продукции на внутреннем и внешнем рынках.
Рост производительности труда. Увеличение рентабельности. Увеличение заработной платы (доходов) работников
А\ Инвестиционно-финансовый
I \---1 потенциал экономики
Трансформация сбережений в инвестиции. Трансформация источников финансирования науки и инноваций. Благоприятный инвестиционный и предпринимательский климат. Финансово-промышленная интеграция
Конкурентоспособность
экономики
Увеличение наукоемкое™ ВВП. Экономическая и энергетическая безопасность.
Рост экспортного потенциала. Устойчивый трансферт технологий из сферы НИОКР в производство
Рис. 2. Циклическая модель инновационного развития угольной промышленности Республики Казахстан
факторами улучшения предпринимательского климата. В свою очередь, это приведет к существенной трансформации источников финансирования инвестиций, постепенному переходу от государственных бюджетных ассигнований (характерных для начальных стадий жизненного цикла инновации, отличающихся высокими рисками вложений) к широкому привлечению средств нерезидентов, развитию банковского кредитования при реализации инвестиционных инновационных проектов.
References
1. Stepanenko D.M. Innovation policy in the Republic of Belarus / D.M. Stepanenko. Minsk: Pravo i ekonomika, 2005.
2. Fartkhutdinov R.A. Innovative management. Moscow, 2000.
3. Markov A.V. Strategy and implementation mechanisms of innovation policy in the Republic of Belarus: abstract of Dis. ... Dr. Sc. (Ec.): 08.00.05; Institute of Economics (National Academy of Sciences of Belarus). Minsk, 2006.
4. Bogdan N.I. Regional innovation policy / N.I. Bogdan. Novopolotsk: Polotsk State University, 2000.
5. Investment support of innovations / G.A. Unture and others; ed. by G.A. Untura. Novosibirsk: Institute of Economics and Organization of Industrial Production (Siberian branch of the Russian Academy of Sciences), 2006.
UPRAVLENETS № 1/41/ 2013