ИННОВАЦИИ И ИНВЕСТИЦИИ
1 (34) - 2009
проблемы формирования и развития национальной инновационной системы республики Казахстан
л. п. стеблякова,
кандидат экономических наук, доцент Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Современный этап социально-экономического развития Казахстана, нацеленный на вхождение республики в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира, обусловливает необходимость активизации инновационных процессов, формирования национальной инновационной системы. К сожалению, экономика Казахстана в настоящее время базируется на промышленности, представленной главным образом отраслями добычи и первичной переработки природных (в том числе сельскохозяйственных) ресурсов. В казахстанской экономике проявляются явные признаки «голландской болезни», которая ведет к деиндустриализации экономической системы. Это, в свою очередь, приводит к сдерживанию инновационного развития, подавлению инновационной активности, ограничению производства продукции с высокой добавленной стоимостью вследствие оттягивания ресурсов в сырьевой сектор. Перелом в сложившейся ситуации возможен только в результате перевода страны на инновационный путь развития.
Концепция национальной инновационной системы разрабатывалась в 1980-1990-е гг. практически одновременно большой группой авторов. Общепризнанными лидерами этого направления стали Б. -О. Лундвалл (Швеция), К. Фримен (Великобритания), Р. Нельсон (США). Н. И. Иванова, обобщая определения основоположников концепции, отмечает следующее: «Национальная инновационная система — это совокупность взаимосвязанных организаций (структур), занятых производством и коммерческой реализацией научных знаний и технологий в пределах национальных гра-
ниц (мелкие и крупные компании, университеты, гослаборатории, технопарки и инкубаторы). Другая, не менее важная, часть национальной инновационной системы — это комплексы институтов правового, финансового и социального характера, обеспечивающие взаимодействие научных и предпринимательских структур и имеющие прочные национальные корни, традиции, политические и культурные особенности» [1, с. 10].
Поскольку мы говорим о создании национальной инновационной системы, то, соответственно, подразумевается, что она должна обладать свойствами системы. То есть национальную инновационную систему можно представить как целостное множество взаимосвязанных элементов — субъектов инновационной деятельности (государственных, частных, общественных организаций, которые занимаются созданием, хранением, распространением или коммерциализацией новых знаний и технологий), а также механизмов осуществления этих взаимосвязей через различные институты (правовые, финансовые, социальные). При этом обеспечивается взаимодействие между наукой, производством и обществом, а инновации служат основой социально-экономического развития.
Схема национальной инновационной системы Республики Казахстан приведена на рис. 1.
Предпринимательская среда — это среда национальной инновационной системы, в которой формируется спрос на инновации. Именно спрос является той движущей силой, которая определяет развитие инновационных процессов в экономической системе в целом. Спрос на инновации возникает
Среда, производящая знания
Национальная академия наук РК; Национальная инженерная академия РК;
национальные научные
центры;
научно-
исследовательские институты различных форм собственности; научно-
исследовательские подразделения вузов и т.д.
ЗЕ
Механизм обеспечения взаимодействия сред и передачи знаний
Проведение фундаментальных и прикладных исследований
Законодательное регулирование; система государственной поддержки и
регулирования, в т.ч. через Комитет по науке, Высшую научно-техническую комиссию, Международный экспертный совет, АО «Национальный научно-технологический холдинг «Самгау»», АО «Фонд национального благосостояния «СамрукКазына»», формирующий через институты развития инновационную инфраструктуру; инновационная инфраструктура: АО «Национальный центр научно-технической информации», технопарки, научные парки, бизнес-инкубаторы; различные фонды, в т.ч. региональные инновационные, инвестиционные фонды, венчурные фонды; прочие финансово-кредитные организации и т.д.
и
Предпринимательская среда
Государственное регулирование и поддержка, информационное обеспечение, облегчение доступа к инвестиционным ресурсам, активизация трансферта технологий и т.д.
------— Слабые связи
Рис. 1. Схема национальной инновационной системы Республики Казахстан
тогда, когда существует конкуренция. Без конкуренции никаких стимулов к улучшению, к инновациям, как бы их ни определяли, не будет, так как не бывает инноваций «по доброй воле». В Казахстане сложилась непростая ситуация. Так, крупные предприятия оказались в иностранной собственности. Они не заинтересованы в развитии цепочек добавленной сто-
имости, а, следовательно, и в инновациях. Менее крупные предприятия зачастую занимают свои маленькие «ниши» на внутреннем рынке, являясь там монополистами. Естественно, что и эти предприятия не станут заниматься инновационной деятельностью. В России, например, около 20 % предприятий обрабатывающей промышленности работают на таких «нишевых» рынках [2, с. 4]. Схожая ситуация наблюдается и на казахстанских рынках. Также очень высока отраслевая монополизация. Следовательно, здесь обнажается проблема развития конкуренции на внутреннем рынке путем активизации возникновения новых предприятий, а также совершенствования антимонопольного законодательства.
Как отмечают многие исследователи, в Казахстане большинство организаций, потенциальных субъектов национальной инновационной системы, не заинтересованы в участии в НИС. Многие бизнес-организации предпочитают классические механизмы получения дохода, а наукоемкие исследования и разработки являются для них излишне рискованными. Вот такая незаинтересованность и определяет низкий спрос на инновации со стороны предприятий производственной сферы. К этому можно добавить недостаточное и не адаптированное под потребности спроса предложение знаний со стороны отечественных научных организаций, разрывы в «технологическом коридоре», обеспечивающем их передачу и коммерциализацию, слабость государственной инновационной политики в целом,
- 61
Транснациональные корпорации, определяющие наличие ключевых инноваций в экономике страны, формирующие глобальные цепочки добавленной стоимости, взаимодействующие с малыми и средними предприятиями; крупные национальные компании, работающие на внутреннем и внешнем рынках, имеющие свои научно-исследовательские подразделения; малые и средние инновационно активные предприятия, формирующие кластеры конкурентоспособности, являющиеся преимущественно генераторами добавочных инноваций и взаимодействующие с ТНК через глобальные производственные цепочки;
отраслевые проектные и проектно-конструкторские организации.
ж
Проектирование, освоение и производство
наукоемкой и высокотехнологичной продукции, а также внедрение инноваций в традиционные сферы деятельности и использование ГГ-технологий в сфере услуг
формирующей институциональное поле для взаимодействия предпринимательской среды и среды, производящей знания.
Все это приводит к низкой инновационной активности предпринимательской среды. В табл. 1 представлена численность инновационно активных предприятий, т. е. «предприятий, осуществляющих разработку и внедрение новых и усовершенствованных продуктов, технологических процессов и иные виды инновационной деятельности» [3, с. 323].
Опираясь на исследования ученых [1, 4], а также на результаты собственного анализа, охарактеризуем состояние предпринимательской среды в Казахстане с точки зрения инновационной активности предприятий:
1) предпринимательская активность в области инноваций очень низкая, хотя наблюдается рост доли инновационно активных предприятий;
2) низка доля инновационной продукции (не более 1,5 % в объеме ВВП); средний уровень наукоем-кости инновационной продукции также невысок;
3) недостаточен уровень затрат на технологические инновации (менее 1 % от ВВП);
4) высока доля объема инновационной продукции (более 50 %), поставленной за пределы РК, что свидетельствует о недопоставке инновационной продукции на внутренний рынок либо ее невостребованности на внутреннем рынке;
5) инновационно активные предприниматели, как правило, не стремятся к выходу на конкурентные зарубежные рынки. Они не ориентированы на подхват (catching-up) современных зарубежных технологий;
6) наиболее инновационно активными являются малые и средние предприятия, при этом эффективность их в инновационной деятельности также оказывается более высокой, хотя большее количество инноваций, несомненно, приходится на долю крупных предприятий;
7) крупные предприятия стремятся к подавлению конкуренции вокруг себя. Как следствие, это вызывает смещение их предпринимательских предпочтений, во-первых, к сохранению рыночной власти на прежнем рынке, а не к открытию новых рынков сбыта; во-вторых, к модернизации и совершенствованию прежней продукции вместо ее замены на технологически новую;
8) наиболее эффективными в инновационной деятельности являются предприятия, имеющие частную форму собственности. При этом «вливание» в частную форму государственной или иностранной собственности увеличивает предпринимательскую активность организаций в области инноваций. Предпринимательская и инновационная пассивность в Казахстане предприятий иностранной собственности является подтверждением факта отсутствия в стране активной рыночной среды;
9) в качестве основных факторов, препятствующих повышению инновационной активности предприятий, можно выделить:
• неприемлемые условия инвестирования и кредитования;
• недостаточную платежеспособность заказчиков;
• высокую стоимость нововведений;
• недостаточность собственных финансовых средств;
• слабую финансовую поддержку со стороны государства.
На состоянии инновационной системы Казахстана очень негативно отразился кризис переходного периода, который, во-первых, проявился в резком сокращении спроса на инновации (катастрофически сократился государственный спрос, крайне подавленным оказался инвестиционный и потребительский спрос на товары с высокой добавленной стоимостью); во-вторых, наблюдалось резкое сокращение предложения инноваций, вызванное
Таблица 1
Основные показатели инновационной активности предприятий Республики Казахстан
Показатель 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.
1. Количество предприятий, имеющих технологические инновации 148 184 352 505 526
2. Уровень инновационной активности предприятий, % 2,1 2,3 3,4 4,8 4,8
3. Объем инновационной продукции, млн. тенге 65020,3 74718,5 120408,3 156039,8 152500,6
4. Объем инновационной продукции, поставленной за пределы РК, млн. тенге 43944,8 48076,0 65686,1 81149,9 82841,7
5. Общие затраты на технологические инновации, млн. тенге 26933,1 35360,3 67088,9 79985,9 83523,3
Источник: таблица составлена на основе данных Агентства по статистике Республики Казахстан.
неадекватным государственным регулированием, в том числе финансовой, налоговой и таможенной политикой, изменениями в структуре собственности, внешнеэкономической деятельности.
Тем не менее переход к рыночной экономике в Казахстане, несмотря на «провалы» рынка, создал определенную основу инновационного развития. Инновационный процесс в рыночной экономике должен рассматриваться во взаимосвязи с институциональными и структурными факторами, в свою очередь связанными с перераспределением ресурсов в соответствии с критериями наиболее полного удовлетворения текущего и перспективного платежеспособного спроса, а соответственно и сложившейся структуры общественных потребностей. Именно рыночный отбор, по мнению Н. И. Ивановой [1, с. 187], в условиях открытой высококонкурентной экономики обеспечивает предпосылки сбалансированного экономического роста, в рамках которого происходит распределение экономического эффекта НТП между создателями и потребителями нововведений. Рыночный механизм способствует взаимной увязке технологических, экономических и отчасти социальных параметров инновационного роста, обеспечивая становление новой структуры экономической системы. А «провалы» рынка должно нивелировать государство...
Инновационное развитие неразрывно связано с совершенствованием научно-технического потенциала страны, который определяется уровнем финансирования науки, материально-техническим состоянием научной сферы, эффективностью полученных результатов. Научно-технический потенциал формируется в среде, производящей знания (рис. 1).
Как известно, различают фундаментальные и прикладные научные исследования. Несомненно, что фундаментальные исследования — это те, которые не имеют коммерческой ценности на первоначальной стадии. Прикладные исследования же намеренно проводятся с ориентацией на полезный (коммерческий) результат. Как следствие фундаментальная наука финансируется в основном государством. Без фундаментальной науки не может быть прогресса. Хотя многие экономисты считают, что фундаментальная наука — это «удел богатых экономик» [5, с. 1]. И ряд стран, такие как Финляндия, Ирландия, Япония, страны Юго-Восточной Азии, построили свои экономики как основанные на знаниях, практически без фундаментальной науки.
В Казахстане также наметилась тенденция к снижению удельного веса фундаментальных исследований. Так, если в 1994 г. (год начала госу-
дарственной регистрации в Национальном центре научно-технической информации) распределение работ по видам было следующим: 32,2 % — фундаментальные, 66,2 % — прикладные, 1,6 % — разработки, то в 2006 г. структура НИОКР по видам уже существенно изменилась: 8,4 % — фундаментальные, 90,3 % — прикладные, 1,3 % — разработки. Для сравнения: в США это соотношение составляет 13: 22: 65, в Японии — 13: 21: 66 [6, с. 44].
Из приведенных данных видно, что в развитых странах преобладают разработки. В Казахстане же их удельный вес ниже уровня развитых стран практически в 50 раз (!). Скорее всего, это связано с тем, что стадия разработок является наиболее дорогостоящей. Как следствие, одной из характерных черт казахстанской науки является тот факт, что основная часть финансовых средств (71 %) идет на финансирование прикладных исследований. Расходы на фундаментальную науку составляют 21 %. И лишь 8 % финансовых средств выделяется на проведение опытно-конструкторских работ.
Фундаментальные исследования, базирующиеся на государственной поддержке, финансируемые за счет средств государственного бюджета, также должны развиваться. Следовательно, перед Казахстаном стоит проблема оптимизации структуры НИОКР по видам. И ключевым фактором здесь является увеличение финансирования научных исследований вообще, в том числе за счет бюджетных средств.
Динамика затрат на научные исследования и разработки в Республике Казахстан по годам и источникам финансирования представлена в табл. 2.
Как видно из таблицы, объем ВВП за период 2000 — 2007 гг. вырос в 4,9 раза. За тот же период объем выполненных научно-технических работ увеличился в 6,2 раза. Как следствие доля затрат на НИОКР увеличилась с 0,18 % в 2000 г. до 0,28 % в 2005 г., однако в 2007 г. она упала до 0,21 % от ВВП. Согласно «Государственной программе развития науки в Республике Казахстан на 2007 — 2012 годы», данный показатель в развитых странах составляет: в Швеции — 3,8 %, Финляндии — 3,5 %, Японии — 3,04 %, Швейцарии — 2,73 %, США—2,84 %, Германии — 2,44 %. Несомненно, что это свидетельствует о крайне низком уровне финансирования научной сферы в Казахстане.
Пороговое значение расходов на научные исследования и разработки по отношению к ВВП как одного из показателей экономической безопасности страны принято считать равным 2 %. Согласно Программе развития науки в РК на 2007— 2012 гг., а также Стратегии индустриально-инновационного развития, предполагается доведение доли затрат на
- 63
Таблица 2
Динамика затрат на исследования и разработки в Республике Казахстан
Показатель 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.
1. Объем ВВП, млрд. тенге 2599,9 3250,6 3776,3 4612,0 5870,1 7590,6 10213,7 12763,2
2. Объем выполненных научно-технических работ, млрд тенге 6,1 9,2 13,8 14,4 18,5 29,6 35,6 37,0
3. Внутренние затраты на НИОКР, млрд тенге 4,7 7,1 9,6 11,6 14,6 21,5 24,8 26,8
4. Удельный вес расходов на НИОКР в ВВП, % 0,18 0,22 0,25 0,25 0,25 0,28 0,24 0,21
5. Затраты на НИОКР из бюджета, млрд тенге 1,9 2,8 4,0 4,9 7,3 11,0 14,2 15,6
6. Доля бюджетных средств в общем объеме внутренних затрат, % 41,4 39,0 41,3 41,9 50,0 51,2 57,2 58,3
Источник: таблица составлена на основе данных Агентства по статистике Республики Казахстан.
науку к 2010 г. до 2 % от ВВП, а к 2015 г. — до 2,5 % от ВВП. Причем в соответствии с Программой, до 2012 г. должна быть обеспечена следующая структура расходов на НИОКР:
1) по видам исследований: на фундаментальные исследования — 20 %, на прикладные исследования — 30 %, на опытно-конструкторские разработки — 50 % от всех средств, направляемых на развитие и поддержку науки;
2) по источникам финансирования: госбюджет — 45—50 %, частный и предпринимательский сектор — 45—50 %, зарубежные инвестиции — 5 % (раздел 5.4).
Таким образом, в программе ставится задача формирования структуры сферы науки с параметрами, характерными для стран с развитой экономикой. А поскольку материально-техническая база научной сферы Казахстана сильно устарела, морально и физически изношена, постольку необходимо значительные финансовые ресурсы направить для ее обновления.
Конечно, в условиях финансового кризиса решение поставленных задач может быть несколько отодвинуто во времени, тем не менее некоторые аналитики считают, что кризис — это как раз время реализации новых возможностей. Именно сейчас наступило время для реализации мегапроектов, так как экономику можно обновить дешевле, используя «уникальную возможность низких мировых цен» [7, с. 4].
Обобщая результаты исследования в Казахстане среды, производящей знания, можно сделать определенные выводы относительно основных факторов, тормозящих развитие науки, среди которых можно выделить:
• крайне низкий уровень расходов на научные
исследования и разработки по отношению к
ВВП (намного ниже порогового значения как
одного из показателей экономической безопасности страны);
неоптимальность структуры научных исследований и разработок по видам и источникам финансирования;
отсутствие дифференцированного подхода к организации НИОКР в зависимости от их вида и направленности;
высокий уровень моральной и физической изношенности материально-технической базы организаций, проводящих исследования и разработки;
проблемы кадрового характера, выражающиеся в недостатке квалифицированных научных кадров, их старением;
неразвитость рынка интеллектуальных продуктов, низкий уровень патентуемости как следствие несовершенства законодательства в сфере защиты интеллектуальной собственности; отсутствие эффективной системы внедрения полученных научных результатов в производственную сферу вследствие недостаточной развитости механизмов и инфраструктуры передачи научных достижений в реальный сектор экономики, а также предкоммерческой недо-работанности научных результатов, которые оказываются недовведенными до уровня рыночного товара;
проблемы в информационном сопровождении научно-технической деятельности, причем это касается как самой научной сферы, так и предпринимательского сектора; отсутствие доверия между государством и бизнесом и, как следствие, неразвитость между ними партнерских отношений; слабый менеджмент в государственных структурах, связанных с управлением научной де-
ятельностью, а также в самих научных организациях, что не способствует росту «рыночного сознания» и усилению связи науки с производством;
• преобладание в научном сообществе консервативных и патерналистских настроений, тормозящих обновление и повышение конкурентоспособности отечественной науки, и другие. Особенности «научного производства» обусловливают необходимость высокой степени государственного регулирования сферы научных исследований, направленного на устранение «провалов» рынка. Чаще всего для этого используются такие механизмы, как:
1) прямое участие государства в производстве знаний на основе созданных государственных научных организаций (центров, лабораторий, исследовательских институтов и т. д.);
2) предоставление финансовых средств на проведение научных исследований ученым различных университетов или негосударственных исследовательских организаций;
3) обеспечение благоприятных условий для производства научных знаний в предпринимательском секторе (в том числе за счет налоговых послаблений и использования различных финансовых механизмов);
4) совершенствование механизмов передачи знаний из сферы науки в предпринимательскую среду.
Указанные механизмы тесно взаимосвязаны с законодательным, программным обеспечением, а также совершенствованием структуры управления научно-технической сферой.
Можно с уверенностью сказать, что законодательные основы формирования и развития национальной инновационной системы в Республике Казахстан в целом созданы. Причем работа по совершенствованию данного законодательства, по разработке соответствующих стратегий и программ продолжается.
Важную роль в формировании национальной инновационной системы Республики Казахстан играет реализация соответствующей «Программы по формированию и развитию национальной инновационной системы Республики Казахстан на 2005—2015 гг.». Основными задачами программы являются: развитие научного потенциала страны; формирование и поддержка развития инновационной предпринимательской среды; формирование и развитие многоуровневой инновационной инфраструктуры; создание и развитие элементов и механизмов финансовой инфраструктуры в части расширения видов предоставляемых грантов и
создания венчурных фондов; обеспечение эффективного взаимодействия между элементами национальной инновационной системы; совершенствование нормативной базы. Реализация программы предполагается в четыре этапа. Первый этап (2005 — 2007 гг.) — формирование НИС с активным участием государства — вполне успешно пройден: определены приоритеты научно-технического развития с принятием соответствующих программ, создаются условия развития инновационной бизнес-среды, началась реализация системных инновационных проектов (в том числе в рамках реализации Программы «Тридцать корпоративных лидеров Казахстана», принятой в 2007 г.), формирующих ядра кластеров конкурентоспособности; началось активное создание и развитие основных элементов инновационной инфраструктуры (научных центров, технопарков, бизнес-инкубаторов, научных лабораторий и т. д.); проведена работа по созданию и развитию основных элементов финансовой инфраструктуры, в том числе по созданию венчурных фондов с отечественными и зарубежными инвесторами, инвестированию в передовые зарубежные венчурные фонды с целью перенимания опыта и привлечения зарубежных квалифицированных специалистов для управления отечественными венчурными фондами.
Таким образом, можно утверждать, что многие элементы НИС созданы. Но НИС — это, прежде всего, система, которая должна работать как система. Однако нужно сказать, что механизм системы пока еще не запущен, хотя поставленные задачи первого этапа вполне успешно решены. В настоящее время началась реализация второго этапа программы. Конечно, есть определенные просчеты, сбои, но, тем не менее, намеченные мероприятия уже реализуются.
Ожидаемые результаты Программы достаточно амбициозны, тем не менее при правильной государственной политике, сопровождающейся дальнейшим совершенствованием нормативно-правовой и законодательной базы, а также жесткого обеспечения реализации намеченных мероприятий, поставленные цели вполне достижимы.
В 2000 г. была подготовлена Программа сотрудничества с Всемирным банком, которая включала, во-первых, программу поддержки научных центров превосходства; во-вторых, учреждение информационного центра, доступного всем заинтересованным исследователям; в-третьих, расширение программ трансферта технологий, коммерциализации результатов НИОКР и оказания консалтинговых услуг; в-четвертых, большее сосредоточение на
- 65
группах исследователей, нежели на научных организациях, что подчеркивает важность развития личности. Программа Всемирного банка, носящая рамочный характер, нашла отражение в принятой в
2007 г. «Государственной программе развития науки Республики Казахстан на 2007 — 2012 гг.». Хотелось бы также отметить амбициозность этой программы, трудности ее реализации — особенно в условиях экономического кризиса. Тем не менее, определенный задел уже сделан, и при значительных усилиях программа вполне реализуема.
Как известно, использование средств государственного бюджета является главным финансовым инструментом научно-технической политики. В качестве положительного фактора стоит отметить множество источников госбюджетного финансирования науки в Казахстане. Во-первых, это грантовые программы АО «Фонд науки». Во-вторых, специальные государственные ресурсы на поддержку национальных научных лабораторий и лабораторий инженерного профиля. В-третьих, государственные средства, выделяемые на поддержку и модернизацию исследовательской инфраструктуры. В-четвертых, средства МОН РК, выделяемые на реализацию грантовых программ в сфере фундаментальных исследований. В-пятых, средства институтов развития АО «Фонд устойчивого развития «Казына»», который влился в АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына», созданный при Министерстве индустрии и торговли РК. При этом хотелось бы подчеркнуть высокую степень капитализации ФУР «Казына» (в
2008 г. она составила около 2 млрд долл.) и разнообразие применяемых механизмов научно-технического финансирования.
АО «ФУР «Казына»» включает несколько институтов развития. Основные аспекты их деятельности связаны, во-первых, с финансированием крупных прорывных проектов, в т. ч. в рамках реализации Программы Президента «Тридцать корпоративных лидеров Казахстана»; во-вторых, финансированием проектов малого и среднего бизнеса; в-третьих, развитием национальной инновационной системы путем трансферта технологий, грантового финансирования, развития инновационного предпринимательства, финансирования инновационных проектов; в-четвертых, участием в консолидации бизнес-активов; в-пятых, содействием диверсификации экономики.
Особенно хотелось бы остановиться на двух институтах развития — АО «Национальный инновационный фонд» и АО «Центр инжиниринга и трансферта технологий».
66
Согласно постановлению Правительства РК «О создании АО «Национальный инновационный фонд»» (АО «НИФ»), целью его деятельности является повышение общей инновационной активности в стране, в том числе содействие развитию высокотехнологичных и наукоемких производств. Основными задачами АО «НИФ» являются: создание венчурных фондов совместно с отечественными и иностранными инвесторами, участие в формировании механизмов и инфраструктуры венчурного финансирования инновационных проектов; финансирование прикладных научных исследований и опытно-конструкторских работ, направленных на создание новых технологий, товаров, работ, услуг, являющихся потенциально перспективными с точки зрения коммерческого эффекта и технологического развития экономики путем предоставления грантов; финансирование внедрения инноваций путем долевого неконтрольного участия в уставном капитале инвестируемых компаний; участие в создании специализированных субъектов инновационной инфраструктуры (технопарков, технологических бизнес-инкубаторов; в настоящее время функции координирования их деятельности переданы АО «Центр инжиниринга и трансферта технологий» (АО «ЦИТТ»), первоначально являющегося дочерним предприятием АО «НИФ»); участие в формировании рынка научно-технической продукции; развитие международного сотрудничества в области «переноса, заимствования и наращивания инновационных технологий», их коммерциализации и внедрения.
Поставленные задачи АО «НИФ» в основном решает. А в современных условиях финансового кризиса для многих отечественных предпринимателей венчурные фонды, в том числе создаваемые при участии НИФ, выступают в качестве единственно возможного финансового партнера. Как известно, венчурный капитал — это долгосрочный, рисковый капитал, инвестируемый в акции новых и быстрорастущих компаний с целью получения высокой прибыли после регистрации этих компаний на фондовой бирже. Вопреки распространенному мнению, венчурный капитал редко участвует в финансировании ранних стадий развития технологий, отдавая предпочтение более поздним стадиям роста новой фирмы. И мировая практика является этому подтверждением. В Казахстане проекты стадии «Seed» (НИОКР) финансируются в основном Фондом науки. АО «НИФ» и АО «ЦИТТ» охватывают стадии «Start-up», «Early», «Expansion», активно участвуя в создании венчурных фондов, тем самым, во-первых, снижая риски для фондов, во-вторых, давая финансовый рычаг для инвестирования.
В мировой практике венчурный капитал предоставляется формальным и неформальным секторами. Формальный сектор представлен венчурными фондами, неформальный — бизнес-ангелами. В Казахстане, согласно закону «Об инвестиционных фондах», венчурные фонды могут создаваться либо в форме акционерного инвестиционного фонда, либо в форме паевого инвестиционного фонда.
Начиная с 2004 г. с участием АО «НИФ» в Казахстане создано шесть венчурных фондов, причем все в форме АО. В соответствии с законодательством РК, существуют определенные лимиты участия НИФ в уставном капитале создаваемых фондов (до 10 млн тенге, но не выше 49 % от уставного капитала венчурного фонда). С целью перенимания опыта успешного функционирования венчурных фондов, а также осуществления трансферта иностранных технологий в РК АО «НИФ» стал акционером пяти зарубежных венчурных фондов, а с 2007 г. занимается инвестированием в зарубежные высокотехнологичные «Start-up» компании (в Израиле, Германии, США и других странах).
Таким образом, АО «НИФ» выполняет в Казахстане роль «фонда венчурных фондов». Через него государство проводит целенаправленную политику в области развития рынка венчурного капитала, рассматривая НИФ в качестве одного из механизмов экономического роста. На сегодняшний день уровень капитализации венчурного бизнеса в Казахстане оценивается в 110 млн долл. [8]. По инициативе АО «НИФ» в Казахстане создана ассоциация венчурного капитала и прямых инвестиций «Kaz-Venture», основными задачами которой являются [8]:
1) лоббирование интересов венчурных фондов и фондов прямых инвестиций на законодательном уровне;
2) увеличение транспарентности проектов и самих фондов;
3) увеличение размера отечественных венчурных фондов и фондов прямых инвестиций, которое возможно с привлечением иностранных инвесторов (сегодня в фондах присутствуют только НИФ и казахстанские инвесторы).
Указанные задачи могут рассматриваться и как проблемы, связанные с функционированием венчурных фондов в Казахстане. Еще одной важной проблемой является то, что на сегодняшний день казахстанские венчурные фонды не освоили около 60 % средств. Это связано, прежде всего, с низким уровнем отечественных разработок. То есть, как бы хорошо ни была выстроена инновационная инфраструктура, если в стране не будет хороших
разработок, то и коммерциализировать будет нечего. Нужно самым активным образом поднимать казахстанскую науку.
В целом структура финансирования инновационных проектов в Казахстане выглядит следующим образом. Научно-технические разработки финансируются Фондом науки. Далее инициатор, пройдя конкурс, зачисляется в бизнес-инкубатор (сеть их создается в Казахстане на базе технопарков и ведущих вузов) и получает там пакет бесплатных услуг для подготовки своего проекта к запуску. Далее, пройдя второй конкурс, получает финансирование из венчурного фонда на формирование компании. Причем в технопарке (бизнес-инкубаторе) разработку будут доводить до опытно-промышленного образца с последующим запуском серийного производства. С выходом компании на рынок фонд и инкубатор продают ей свои доли. Принята следующая схема распределения долей: 30 % — инициатор проекта, 30 % — бизнес-инкубатор, 40 % — венчурный фонд.
Однако и при таком, казалось бы, неплохом раскладе есть свое «но». На сегодня выход из проекта остается проблемным вопросом. Начинающие компании сложно продать, так как выход на внутренний фондовый рынок в Казахстане пока затруднен. Поэтому в настоящее время отечественные венчурные фонды ориентируются на стратегических инвесторов. Тем не менее у АО «НИФ» уже есть удачный опыт выхода из проектов.
АО «Центр инжиниринга и трансферта технологий» выступает координатором развития создаваемой в Казахстане сети технопарков, технологических бизнес-инкубаторов и других субъектов инновационной инфраструктуры. Также в задачи АО «ЦИТТ» входит осуществление инжиниринга и трансферта технологий.
Отправной точкой современного витка развития технопарков в Казахстане стала «Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003 — 2015 гг.». Далее последовало принятие еще шести законодательных актов, стимулирующих и регулирующих развитие именно технопарков, технополисов и бизнес-инкубаторов. Важным законодательным документом, закрепляющим статус субъектов инновационной инфраструктуры, является Закон Республики Казахстан «О государственной поддержке инновационной деятельности». К сожалению, в данном законе не разделены понятия национального и регионального технопарка, хотя фактически такое деление существует. Создание и развитие национальных и региональных технопарков различаются по источ-
никам финансирования, налоговому и таможенному режимам предпринимательской деятельности.
В Республике Казахстан формируется двухуровневая система технопарков. Причем национальные парки имеют отраслевую направленность, а региональные ориентируются на деятельность промышленных предприятий регионов, научные и академические организации. Их деятельность направлена на развитие инновационного потенциала конкретного региона и содействие удовлетворению потребности экономики региона в инновационной продукции. Региональные технопарки располагаются в основном в крупных городах, имеют смешанную собственность (как правило, учредителями выступают АО «ЦИТТ» и Акимат данного региона). В настоящее время наблюдается тенденция к образованию специализированных, а не универсальных технопарков.
Сеть технопарков является одним из основных элементов создаваемой в республике НИС. Предоставляя в пользование инициаторам инновационных проектов производственные площади и коллективные бизнес-услуги, технопарки должны обеспечивать благоприятные условия для коммерциализации результатов научных исследований и разработок. К сожалению, в Казахстане пока результаты деятельности технопарков далеки от достижения решения поставленных задач. Во-первых, это проявляется в том, что указанные выше проблемы с экспертизой бизнес-проектов затягивают процесс принятия решений о предоставлении услуг со стороны технопарков. Во-вторых, зачастую сами технопарки используются не по назначению. Яркий пример тому СЭЗ «Парк информационных технологий», где известные компании, работающие в сфере 1Т-технологий, зарегистрировав предприятия на территории парка и пользуясь предоставляемыми льготами, используют предоставленные им площади как складские помещения, не развивая производственной деятельности. То есть здесь явно встает проблема мониторинга целевого использования технопарков, отслеживания результатов деятельности компаний, использующих предоставляемые технопарком площади и услуги.
На базе технопарков создаются бизнес-инкубаторы и учебные центры, которые должны способствовать коммерциализации результатов исследований и разработок, укреплению связи науки с производством. Как известно из мировой практики, бизнес-инкубаторы занимаются «взращиванием» высокотехнологичных компаний с самых ранних этапов их зарождения. Однако нужно отметить, что в Казахстане основную долю клиентов занимают предприятия,
68 -
занятые в традиционных секторах экономики, а также работающие в сфере услуг и лишь 2 % — занимаются высокотехнологичным бизнесом [9]. И здесь опять мы сталкиваемся с проблемой нецелевого использования данных инфраструктурных элементов.
Важным условием эффективного функционирования инновационной инфраструктуры, успешного осуществления коммерциализации результатов научной деятельности является информационное обеспечение ее деятельности. Для решения этой проблемы АО «ЦИТТ» инициировал проект «Виртуальный технопарк», реализация которого должна обеспечить эффективное взаимодействие участников инновационного процесса путем использования Единой информационной системы. Предполагается, что систематизация данных, находящихся в настоящее время в ведении разных организационных структур, позволит создать целостную картину инновационного потенциала Казахстана, уровня научно-технического развития, процессов разработки и регистрации инновационных проектов и т. д. Однако здесь закономерно встает вопрос доступа к данным Виртуального технопарка, который, понятно, должен быть открыт для заинтересованных исследователей.
В качестве отрицательного фактора хотелось бы также отметить проблемы организационного характера, которые проявляются как на уровне институтов развития, так и на уровне управления научно-технической сферой Республики Казахстан в целом. Так, АО «ФУР «Казына» постоянно подвергается реорганизации. К настоящему времени в его состав вошло множество новых институтов, деятельность которых не всегда согласуется с назначением Фонда. Институты, входящие в ФУР, в свою очередь, создают дочерние компании. Какие-то институты, не успев создаться, упраздняются (например, АО «Социальные инновационные технологии»). Как следствие, в последнее время Фонд стал непомерно разрастаться, сильно увеличивается штат, который и так не был высококвалифицированным. В 2008 г. об этом уже говорилось выше, АО «ФУР «Казына»» вошел в состав еще более мощной структуры — АО «Фонд национального состояния «СамрукКазына»», объединившись с государственным холдингом «Самрук». Проявившиеся в последнее время процессы приводят к тому, что, во-первых, Фонд становится трудноуправляемым, во-вторых, структура его теряет устойчивость. А территориальная разобщенность институтов усугубляет данную проблему. Конечно, в определенной степени эта проблема решается путем размещения всех институтов в одном центре и создания
единого информационного пространства, в том числе в рамках Виртуального технопарка. Тем не менее правительству стоит задуматься над проблемой оптимизации организационной структуры и придания устойчивого характера работе такого важного субъекта НИС, как АО «Фонд национального благосостояния «СамрукКазына»» и его важнейшей составной части ФУР «Казына».
Таким образом, можно сделать следующие выводы!: в Казахстане ведется очень активная работа по созданию инновационной инфраструктуры. Однако в процессе ее создания возникает множество проблем законодательного, организационного характера, которые, не будучи решенными, оказывают тормозящее, а зачастую и блокирующее действие.
Эффективная национальная инновационная система является ключевым механизмом развития наукоемкого сектора и формирования качественно новой экономики, базирующейся на инновациях. Однако, и это вполне понятно, эффективность НИС зависит от эффективности финансовых механизмов, обеспечивающих наиболее полное и своевременное инвестирование инновационного процесса с охватом всех его стадий. В Республике Казахстан, как уже было отмечено выше, применяется очень широкий спектр финансовых инструментов, поддерживающих инновационный процесс. Активную роль здесь играют институты развития.
На рис. 2 представлена схема инвестиционного обеспечения функционирования НИС. Как видно, инвестиционные потоки распределяются достаточно оптимально. Закономерно, что большая часть ресурсов направляется в предпринимательскую среду, причем здесь активную роль играют частные и иностранные стратегические инвесторы, банки и другие финансово-кредитные организации, а также портфельные инвесторы, покупающие акции на рынке ценных бумаг.
Среда, производящая знания, в основном поддерживается за счет средств государственного бюджета, ну и, естественно, за счет собственных средств предприятий и средств заказчиков.
Инновационная инфраструктура, поскольку она в Казахстане создается практически с нуля, в настоящее время поддерживается практически исключительно за счет средств государственного бюджета. Активная роль в формировании НИС отводится институтам развития, которые наделяются государством финансовыми ресурсами, необходимыми для финансирования в реализацию инновационных проектов, для участия в формировании уставных капиталов вновь создаваемых и модернизируемых предприятий обрабатывающей промышленности и
инновационной инфраструктуры. Институты развития выполняют роль «локомотива» инновационного развития Казахстана, осуществления структурной перестройки экономической системы на базе увеличения доли производств с высокой добавленной стоимостью, повышения уровня инновационности традиционных секторов экономики, способствуя повышению конкурентоспособности экономики Казахстана в целом.
С точки зрения финансового обеспечения очень важно рассмотрение распределения потоков финансовых средств по стадиям инновационного процесса. Исследователи выделяют несколько этапов инновационного процесса [10]:
1-й этап — получение новых фундаментальных и прикладных знаний;
2-й этап — «доказательство принципа» (изобретения), т. е. возможности приложения результатов 1-го этапа к решению определенной проблемы;
3-й этап — ранняя стадия разработки технологии (разработка рабочей модели продукта с привязкой к рынку; определяются процессы производства, приведенные к практике);
4-й этап — налаживание производства продукции с выводом продукта на рынок, т. е. возникновение инновации;
5-й этап — производство и реализация продукта, появление устойчивой прибыли.
По мнению российских ученых, второй и третий этапы попадают в так называемую «долину смерти» (термин введен американским сенатором В. Ехлерсом), которая разделяет этап фундаментальных и прикладных исследований, в результате которых появляется изобретение, и этап налаживания производства с выводом продукта на рынок. «Долина смерти» представляет собой своего рода инвестиционный вакуум, в который попадает научная идея по пути ее материализации.
В Республике Казахстан схема распределения финансовых ресурсов по стадиям инновационного процесса будет иметь вид, приведенный на рис. 3. Как видно из рисунка, проблема перехода «долины смерти» в Казахстане решается государством с помощью специально созданных институтов развития, которые, в свою очередь, обеспечивают создание элементов «инновационной инфраструктуры» и заполнение инвестиционного вакуума, образующегося в «долине смерти». Активную роль в формировании инновационной инфраструктуры в Казахстане, как уже отмечалось выше, играют такие институты развития, как АО «Национальный инновационный фонд» и АО «Центр инжиниринга и трансферта технологий».
- 69
Потоки финансовых ресурсов, направляемые на развитие инновационного сектора экономики Республики Казахстан
Л
Госбюджетные средства
I
МОНРК
I
МИТРК
АО «Самгау»
АО «Фонд науки»
I
Др. министерства и ведомства
АО «ФНБ «СамрукКазына»»
АО «ЦИТТ»
АО «НИФ»
Акиматы
Л
Частный капитал
I
Частные инвесторы
I
спк
Региона. 1ь-ные иннова фондь:
Венчурные фог да
Банки и др. финансово-кредитные учреждения
1
Иностранные инвесторы
Рынок ценных бумаг
Инновационный сектор
Среда, производящая знания
• Национальная
академия наук РК;
• Национальная
инженерная
академия РК;
• национальные
научные центры;
• научно-
исследовательские
институты
различных форм
собственности;
• научно-
исследовательские
подразделения вузов
и т.д.
Инновационная инфраструктура
национальные и
региональные
технопарки;
технологические
бизнес-инкубаторы
и другие субъекты
инфраструктуры
<с
о
Предпринимательская среда
транснациональные
корпорации;
крупные
национальные
компании;
малые и средние
инновационно
активные
предприятия, в том числе «старт-ап» компании; отраслевые проектные и проектно-конструкторские организации, тесно взаимосвязанные с предприятиями
— Потоки финансовых ресурсов
>- Горизонтальные связи между средами инновационного сектора, включающие финансовые, трудовые, информационные потоки
Рис. 2. Потоки финансовых ресурсов, направляемые на развитие инновационного сектора Республики Казахстан
Таким образом, можно сделать выводы о достаточно активных мерах, предпринимаемых со стороны государства, в целях обеспечения финансирования научных исследований, а также поддержания трансферта технологий практически на всех этапах инновационного процесса. Тем не менее успешность коммерциализации результатов исследований и разработок в Казахстане остается низкой. Ос-
70 -
новная причина заключается в том, что трансферт технологий будет успешным только в том случае, если существует платежеспособный спрос потребителей на технологические инновации. В связи с этим критически важным является вовлечение потребителей на ранних этапах НИОКР как за счет увеличения госбюджетного финансирования исследований и разработок частного сектора, так и за
счет увеличения расходов самого частного сектора на проведение НИОКР. И здесь важную роль играет, например, налоговое стимулирование.
Кроме указанных выше, требуют решения и такие проблемы, как повышение квалификации научных кадров; усиление связи между образованием, наукой и производством; расширение международного сотрудничества казахстанских и зарубежных ученых в рамках выполнения совместных научных проектов и др.
Подводя итог, можно сказать, что в целом казахстанская инновационная политика все больше становится сходной с политикой развитых стран. Тем не менее процесс становления национальной инновационной системы в Казахстане еще далек от завершения. В заключение проведем SWOT-анализ государственной политики инновационного развития Казахстана (табл. 3).
Проведенный анализ свидетельствует о том, что в национальной инновационной системе, в проводимой государством научно-технической, инновационной политике имеется множество проблем, которые усугубляются в условиях современной кризисной ситуации и которые требуют их скорейшего решения.
Говоря об инновационной составляющей экономического роста, о необходимости структурной перестройки экономической системы с использованием инновационного механизма, мы закономерно ставим вопрос об обеспечении приоритетности инновационной политики среди направлений государственной политики.
Как уже неоднократно отмечалось, формирование инновационной политики происходит путем широкого заимствования зарубежного опыта. С одной стороны, это необходимо, поскольку существует множество универсальных, проверенных в различных странах элементов государственной политики. Однако, с другой стороны, необходимо учитывать национальные условия, поскольку не все заимствованные институты могут прижиться в инородной
а ц
и
бли
абТ
а н а т с
ахс
з
а Ка
я и т и в з
а р
2
о н н о
и ц
а в о н н и
и т и л о п й о н н е в т
с р
а
дау
с
е
з и
н -а
н
I
1П
-с £
« а 8 « 5 о 3 я
о &
к
си
Щ
а £
й я
а Й
^ &
¡а
я ^
3 с
К 1-е
св ч
н ^
0 ч
^ Я
& о
2 &
се м
& »
X „'
1 ^ Й ю
н :>я
% §
8 я к
я I
§ ё 2 о
й 3
« ^
& о Е «
О 8
« к
о
§ з
а &
0 «
2 §
г «
х
о
^ Я
& К
О 8
О 8
® 3
л Я
0 й § §
в §
§ §
1 §
^ СС
я о
К Ч
у £
§ 2 ю
° а
« к
§ £
15 £
я 8
ч 8
о ж
к м
>я Й
о «
я 3
к в я
х д
н ^
а &
& 5?
й 3
х
Я -Я £
ч « Р у й я
се се &
о К
3
се ^
и «
К
0
1
к
0 к я
се
1 &
о
«
В «
й ^
^ ю
§ °
§ &
к 5
о се
14 я
о н
2 5"
& 2
се
И
и
х
0 м
се =
Я
я
1 &
я
о
ь-О
се &
о
о К К о я я се х
0
1 I я о
«
о м
ч
X
я &
я к
я &
о се
я
М
О „
ч «
Ю X
а к
2 я
& я
Я 'Я
ю
о
1-е ^
Й я
н к
Я «
О м
§ я
. ю
т о
О ° ° я
2 М
§ я а
" к
сЗ ^
£ ^
В х
& I
я "
5 Я О о
^ 3
6 й
о &
я
о -
о к • £ а а
ЙхЯн
п ч ч
х
«- о
я а
х я
53 |
& я
о
1-1 Я
к ^.
я & ■
2 я
я Я
Я се
Я я
Я о
Я ^г
Э В а й
л ^
з £ « .
о
0 я
1
я
X о
2 К
н ^о
О о
Iё
Я
& 3 й ^ В <о
2 я я
ч
X
о я
ю о
м &
о я я о я я
я
н о
X
я я
О -
о я
й
я &
я
се ч ю
о Я т
о
я
н о о я
х
я
§
«
о Я
я о я я се х о я я я к я я се х
о &
Я
ч
ч се
Ё5
& я
Я ^н
13 с«
т
53 ^^
о а ^
я &
8 2
о п ^
►«й -Ч Я
« а о
се
3
ж се о х
м 8 -
се & ^
ЙЗ^
о Я а ^ Я Е5
Е?
и-1 ^ ^ ^
л
N
о ч
V
я Я
с Да«
Я £ ос
Я К
И О
3
я
• 3
я 3
о х
& й
О й
8 о
5 ^^
¡3 ^
Я <а
Я я
3 С
& - а
се се & я
^ се о н
&
„ о
^ о
се ьЦ
& о О -Н
си Щ
О ^ Я
Я -н
о я
-с
се
ц
О . м се с^ се Я '— п
г %
О «
Продолжение табл. 3
К
s s
о во
К> J3 S S
К
а ее
CD
О
S
в
К К
Сильные стороны
Слабые стороны
Я >
J=l Я
о я
tr
я
к
я Я
я
1-3
м ■ч и га
Б
я ■о
S
о ■е s
-а
CD
-а Е
о з
8 S
о о >4 В"
10. Создание институтов развития с высокой степенью капитализации, призванных выполнять роль «локомотива»
инновационного развития Казахстана.
11. Активное создание и развитие основных элементов инновационной инфраструктуры (научных центров, технопарков, бизнес-инкубаторов, научных лабораторий и т.д.).
12. Создание технопарков в СЭЗ с соответствующими льготами в целях обеспечения развития приоритетных секторов экономики.
13. Проведение определенной работы по созданию и развитию основных элементов финансовой инфраструктуры в части расширения видов предоставляемых грантов и создания венчурных фондов.
14. Нацеленность на решение проблем коммерциализации результатов исследований и разработок с помощью специально созданных институтов развития.
15. Реализация некоторых мер, направленных на совершенствование системы высшего образования и укрепление его связи с наукой. Проведение работы по созданию новых научных и образовательных комплексов, которые должны стать мостом, связующим образование, исследования и коммерческие интересы.
16. Возможность интеграции исследовательской, образовательной и производственной деятельности в рамках создания учебно-научных и научно-про-изводственных консорциумов.
17. Реализация программ подготовки квалифицированных кадров за рубежом, организация зарубежных стажировок для молодых преподавателей, ученых.
18. Рассмотрение мероприятий по созданию условий для возвращения в страну ученых-соотечественников, а также привлечения зарубежных ученых
необходимого условия эффективного использования бюджетных средств. Слабое применение эффективных методов оценки, экспертных исследований и обзоров политики. Слабое использование прогнозных исследований.
13. Наличие проблем организационного характера, как на уровне институтов развития, так и на уровне управления научно-технической сферой РК в целом. Слабая отлаженность системы координации функций субъектов НИС.
14. Поддержание инновационной инфраструктуры практически исключительно за счет средств госбюджета.
15. Неурегулированность вопросов целевого использования инфраструктурных элементов.
16. Слабость созданной инновационной инфраструктуры, которая «поставляет» технологии и проводит местную экспертизу.
17. Возможность финансовых потерь в связи с неэффективным функционированием объектов инновационной инфраструктуры.
18. Несовершенство законодательства в области регулирования прав на интеллектуальную собственность, в т. ч. относительно прав собственности на результаты НИОКР, финансируемые из госбюджета.
19. Недостаточное стимулирование связи науки и образования.
20. Слабое стимулирование молодых специалистов к работе в научно-технической сфере: низкая заработная плата, устаревшая материально-техническая база, нерешенность жилищных проблем.
21. Недостаточный уровень решения проблем информационного обеспечения научно-тех-нических работников: определенные ограничения доступа к INTERNET (недостаточная скорость, высокая стоимость), к международным журналам, недостаточные возможности для принятия участия в международных конференциях, собраниях, выставках, что служит препятствием для исследователей в использовании в своих интересах многих международных достижений науки и технологий
Возможности
Угрозы
1. Увеличение транзитных возможностей Казахстана в восточном направлении (проект ТРАСЕКА), что потребует определенной ориентации научно-технической и инновационной политики в данном направлении.
2. Повышение возможностей развития сельского хозяйства в условиях экономического кризиса и роста цен на продовольственные товары. В этой ситуации необходима продуманная политика государства, направленная на стимулирование переработки сельскохозяйственной продукции и вывоза ее на внешние рынки. Оправдано выделение государством средств (135 млрд. тенге) на развитие импортозамещающих производств.
3. Сформированная НИС Казахстана при правильной научно-технической и инновационной политике государства и оживлении экономики после выхода из кризиса позволит восстановить рост ВВП и создать предпосылки для перехода на новую модель развития экономики.
4. Развитие интеграционных процессов между Казахстаном и зарубежными странами, позволяющих реализовывать крупные проекты, в т. ч. инноваци-
1. Мировой финансовый кризис, затянувший в «воронку» и Казахстан, выход из которого продлится несколько лет и потребует решения проблем социального характера, восстановления финансового сектора, остановки падения производства, несколько оттесняя проблемы инновационного развития на задний план (подтверждением тому служит наказ Президента РК в Послании народу Казахстана «до преодоления проблем в финансовом секторе сократить расходы по всем направлениям и программам, кроме социальных»).
2. Обвальное падение котировок акций и ожидание рецессии в США привело к обвалу курса акций иностранных компаний, в структуры которых входят активы казахстанской нефтегазовой отрасли, цветной и черной металлургии, энергетики и т. д., на зарубежных фондовых рынках, а также казахстанских предприятий на казахстанской фондовой бирже, что снизило их стоимость на 40-50 %. Сложившееся положение может привести к банкротству предприятий, что, естественно, ставит перед предприятиями во главу угла проблему выживания вообще, а не вопросы инновационного развития.
3. Сворачивание западными банками кредитных программ для третьих лиц, «бегство» из страны спекулятивного капитала, резкое увеличение отрицательного сальдо торгового
со
DO О
о со
о £
X К
о я
8 °
си 5
о И
^ ^ м
Я й
« м я
т И- ^
i ё
1 м о СО
а ^
и
8 о
ш
ей«?
о н
^ ^ ьЧ
X " ^ фОД
й й
«
^ и е ; К Д О
I К | т
• §
МЛ й УО
среде, а трансплантация требует соответствующей подготовки «среды вживления».
В настоящее время возрастает селективность инновационной политики, которая проявляется в поддержке со стороны государства не широкой сети научно-исследовательских и образовательных организаций, а отдельных, наиболее перспективных, результативных, дающих максимальную отдачу организаций, исследовательских коллективов и отдельных ученых.
Следующим важным элементом государственной инновационной политики является развитие кластерных инициатив как одного из возможных направлений решения проблем инновационного развития и структурных изменений на региональном уровне. Кластерный подход также позволяет решать проблемы реализации приоритетных направлений инновационной политики путем согласования интересов субъектов инновационного процесса.
Проблема коммерциализации результатов научных исследований и разработок предполагает развитие государственно-частного партнерства, которое может осуществляться в различных формах. Это, в свою очередь, требует совершенствования нормативно-правовой, законодательной базы, механизмов финансирования, развития инновационной инфраструктуры и т. д.
Проблема коммерциализации результатов исследований и разработок предполагает также повышение инновационной активности предпринимательской сферы, стимулирование спроса на научные результаты. Это, в свою очередь, возможно вследствие повышения конкуренции, стимулирования инвестиций в НИОКР частного сектора, а также развития связей между предпринимательским сектором и исследовательскими организациями уже на ранних этапах проведения исследований.
1. Фундаментальные и прикладные исследования
Активизация спроса на научные результаты закономерно предполагает создание стимулирующих условий для развития научной сферы, научного потенциала страны, повышения престижности научной деятельности, повышения квалификации научно-исследовательского персонала, а также развития связи науки и образования.
Важным условием реализации инновационной политики является развитие института экспертизы, а также осуществление мониторинга и оценки результатов.
Кроме того, необходимо уделить внимание решению проблемы совершенствования модели управления научно-технической сферой Республики Казахстан. И здесь речь идет, во-первых, о развитии горизонтальных связей; во-вторых, о четком разделении функций между двумя ключевыми министерствами — Министерством образования и науки РК и Министерством индустрии и торговли РК, в том числе и в решении финансирования проектов.
Совершенствование нормативно-правовой базы эффективного функционирования НИС предполагает:
• урегулирование прав собственности на результаты научных исследований, созданных с использованием бюджетных средств (например, упор должен быть сделан на передачу прав собственности от государства научно-исследовательским организациям и на участие изобретателей-ученых в доходах от коммерциализации; также должно быть осуществлено стимулирование передачи прав на интеллектуальную собственность от научных организаций и университетов в промышленность для осуществления ее коммерциализации);
• снятие ограничений на создание университетами «спин-офф» компаний, играющих активную роль в коммерциализации результатов исследований и разработок;
• стимулирование (налоговое и неналоговое) создания и функционирования «старт-ап» компаний;
• усовершенствование правовой основы создания и функционирования инфраструктурных организаций;
2. Доказатель- 3. Ранняя 4. Разработка 5.Производство
ство стадия продукта и и реализация
принципа разработки -N вывод его на -I продукта с
(изобретения) технологии рынок получением устойчивой поибыли
АО «Фонд Институты Технопарки, Венчурные
науки» развития бизнес- фонды, в т.ч.
(проектное АО «ФНБ Бизнес- инкубаторы, в созданные при
финансиро- «Самрук т.ч. созданные участии
вание), минис- Казына»», ангелы институтом института
терства (гос- корпорации развития АО развития АО
заказ) «ЦИТТ» «НИФ»
Корпорации, частные и иностр. инвесторы (стратегические и портфельные), банки и др. финансово-кредитные учреждения, СПК, институты
развития АО «ФНБ «Самрук Казына»»
—► - Частые потоки финансовых ресурсов ___- Редкие потоки финансовых ресурсов
Рис. 3. Схема распределения финансовых ресурсов по стадиям инновационного процесса в НИС Республики Казахстан
• обеспечение условий для развития конкуренции в предпринимательском секторе за счет сдерживания монополистических тенденций и ограничения недобросовестной конкуренции и т. д. Одним из основных аспектов обеспечения эффективного функционирования национальной инновационной системы является совершенствование финансовых инструментов, в том числе:
• увеличение государственных расходов на проведение исследований и разработок;
• совершенствование системы грантового финансирования и применения государственного заказа;
• использование множества источников финансовых средств для поддержки различных стадий инновационного процесса;
• решение проблемы квалифицированной оценки результатов научно-технических исследований, финансируемых государством, в том числе разработка оценочных стандартов;
• использование налоговых мер для стимулирования частного сектора к инвестированию в НИОКР, а также в обновление исследовательской материально-технической базы;
• налоговая поддержка малых инновационных компаний;
• развитие системы венчурного финансирования, а также создание условий для выхода из проектов, в том числе за счет решения вопроса
облегчения начинающим компаниям осуществления IPO и выхода на внутренний фондовый рынок Казахстана.
Поскольку наиболее инновационно активными являются малые и средние предприятия, то необходимо активизировать меры государственной поддержки этих предприятий (налоговое стимулирование, гран-товое финансирование, кредитование через фонд «Даму», обеспечение доступа к лизингу, оказание помощи при выходе на зарубежные рынки и т. д.).
Информированность субъектов инновационного процесса способствует улучшению связей между исследовательским и предпринимательским секторами, снятию неопределенности в инновационной деятельности. Следовательно, необходимо обеспечить доступ к информационным базам, касающимся информации о патентовании, международной системе стандартов качества, информации о состоянии тех или иных рынков, о новых разработках. Доступ к этой информации должен быть обеспечен через национальный портал.
Так как человеческий потенциал — это основа любого инновационного процесса, необходимо проводить дальнейшую работу по подготовке кадров, в том числе в области экспертизы, трансферта технологий, специалистов по коммерциализации результатов исследований и разработок и т. д.
Также государству необходимо проводить политику по поддержке и стимулированию международного сотрудничества, в том числе поддерживать участие казахстанских исследователей на международных выставках, симпозиумах, конференциях и т. д., а также инициировать и поддерживать реализацию совместных с зарубежными исследователями проектов.
Решение проблем, связанных с созданием и развитием национальной инновационной системы как движущего механизма трансформации экономики Казахстана на инновационной основе, позволит обеспечить рост конкурентоспособности
экономической системы и перевод ее на более высокую ступень развития.
ЛИТЕРАТУРА
1. Иванова Н. И. Национальные инновационные системы / Н. И. Иванова — М.: Наука, 2002. — 244 с.
2. http://www. ng. ru/science/2008-03-12/17_ metrika. html#
3. Статистический ежегодник Казахстана. Статистический сборник /Под ред. А. Е. Мешимбаевой /Агентство Республики Казахстан по статистике — Астана, 2007. — 516 с.
4. Национальная инновационная система России: состояние и пути развития /О. Г. Голиченко; Отделение общественных наук РАН, Российский научно-исследовательский институт экономики, политики и права в научно-технической сфере. — М.: Наука, 2006. — 396 с.
5. http://www. polit. ru/lectures/2005/12/26/ saltykov. html
6. О состоянии и перспективах развития науки и технологий в Республике Казахстан (Отчет Национального центра научно-технической информации Республики Казахстан и Национальной академии наук США о проведенной государственной научно-технической экспертизе отечественного научно-технического потенциала и приоритетных направлений развития науки (аудит науки)). — Ал-маты, 2006. — 170 с.
7. Воробьев А. Переломить хребет кризису // Известия, 2008. Ноябрь, 28 — 30. С. 4.
8. Раев Н. Венчурные фонды готовы делить риски вместе с бизнес-партнерами — Режим доступа: http://www. avc. kz/149
9. О развитии технологических парков в Казахстане — Режим доступа: http://www. kazakhemb. org. il/?CategoryID=216&ArticleID=255
10. Branscomb L. M, Auerswald Ph. E. Between Invention and Innovation. — NIST, 2002.