Научная статья на тему 'Суверенные инвестиционные фонды как стабилизаторы национальных экономик'

Суверенные инвестиционные фонды как стабилизаторы национальных экономик Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
911
254
Поделиться
Область наук
Ключевые слова
СУВЕРЕННЫЕ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ФОНДЫ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ИНВЕСТИЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ / АНТИКРИЗИСНАЯ ПОЛИТИКА / ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС / GENERAL GOVERNMENT (NATIONAL) DEBT / SOVEREIGN WEALTH FUND / STRATEGIC INVESTMENTS / ANTI-RECESSIONARY POLICY / FINANCIAL CRISIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Левченко Анна Викторовна

В статье раскрыто понятие суверенного инвестиционного фонда, приведена функциональная классификация суверенных инвестиционных фондов, осуществлён анализ выполнения фондами функции стабилизации в период 2007-2010 гг., содержатся рекомендации по дальнейшему использованию российских суверенных инвестиционных фондов. Выявлено, что в среднем за анализируемый период на стабилизационные меры было потрачено более трети среднегодовой стоимости фондов, причём Россия занимает лидирующие позиции по расходованию средств суверенных фондов.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Левченко Анна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Sovereign Wealth Funds as National Economy Stabilisers

The article contains definition of a sovereign wealth fund and provides classification of the sovereign wealth funds based on the functions they perform. Analysis is made of the stabilization function performed by the said funds during 2007-2010. Recommendations on how to make further use of Russian wealth funds are put forward. The authors argues that in the period under study the stabilisation measures involved over a third of the average annual value of the sovereign fund asset value, with Russia retaining a leading position in the use of sovereign funds.

Текст научной работы на тему «Суверенные инвестиционные фонды как стабилизаторы национальных экономик»

ВАК 08.00.10 А.В. ЛЕВЧЕНКО

заместитель начальника отдела Финансового инжиниринга ОАО «ИК ,,Еврофинансы"»

СУВЕРЕННЫЕ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ФОНДЫ КАК СТАБИЛИЗАТОРЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИК

В условиях нестабильности мировой финансовой системы в целом и национальных экономик в частности, в 2007-2010 гг. повышенное внимание привлекли суверенные инвестиционные фонды (фонды национального благосостояния). С одной стороны, их активные действия в качестве крупных инвесторов способствовали разрешению проблем с ликвидностью зарубежных стран-реципиентов инвестиций, с другой, - успев аккумулировать значительные финансовые ресурсы, фонды смогли пройти «тест на прочность» по выполнению заложенной в них стабилизационной функции в национальной экономике.

Понятие и классификация суверенных инвестиционных фондов

Суверенный инвестиционный фонд (далее -СИФ) - обособленный фонд, учреждённый и находящийся в собственности политической единицы, обладающей конституционно-правовым статусом, бенефициары которого не определены1. СИФ инвестирует свои финансовые активы на преимущественно долгосрочный период и выполняет, как минимум, одну из следующих функций: инвестиционную, сберегательную, среднесрочной макроэкономической стабилизации, развития.

Видами СИФ являются (табл. 1):

- развития, цель - проведение инвестиционной политики, способствующей развитию национальной экономики;

- стабилизационные (фонды-буферы), цель -макроэкономическая стабилизация: накопленные фондом финансовые ресурсы в благоприятные периоды для государственного бюджета должны использоваться в период снижения государственных доходов;

- резервные (сберегательные фонды, фонды благосостояния), в частности, суверенные резервные пенсионные фонды являются финансовым резервом, расходование которого будет осуществляться в долгосрочной перспективе;

- стратегические суверенные, цель - более эффективное использование государственных финансовых активов; в основном, это фонды азиатских государств, осуществляющие активные прямые и портфельные инвестиции, конечная цель использования средств которых точно не определена.

Один и тот же фонд может выполнять несколько функций в зависимости от ситуации в экономике, этапа формирования фонда и объёма накопленных средств. При этом может осуществляться как смена (расширение) выполняемых функций во време-

1 Конечным бенефициаром фонда являются не отдельные лица, а либо правительство страны (региона), либо граждане страны (региона) в целом, либо бенефициары вовсе не определены.

сионный фонд Ирландии, Катарское и Кувейтское инвестиционное бюро (стратегические суверенные инвестиционные фонды).

Финансирование стабилизационных мероприятий

Источником средств, направляемых на реализацию стабилизационных мероприятий в период кризиса (антикризисные меры, покрытие дефицита государственного бюджета), могут являться как собственные средства фондов, так и переданные им бюджетные ассигнования (табл. 2).

Таблица 1

Характеристика существующих суверенных инвестиционных фондов

№ Страна Наименование фонда Активы на конец 2009 г (млрд долл.) Вид фонда

1 2 3 4 5

1. Австралия Australian Government future fund 43,7 Резервный фонд

2. Азербайджан State Oil Fund 14,9 Фонд развития, стабилизационный фонд

3. Алжир Fund for the Regulation of Receipts 67 Стабилизационный фонд

4. Бахрейн Bahrain Mumtalakat Holding Company BSC 7,7 Стратегический фонд

5. Бахрейн Future Generations Reserve Fund 0,18 Резервный фонд

6. Ботсвана Pula Fund 6,5 Резервный фонд

7. Бразилия Sovereign Fund of Brazil (Fundo Soberano do Brasil) 9 Стабилизационный фонд

8. Бруней General Reserve Fund of the Government (под управлением Brunei Investment Agency) 30 Стратегический фонд

9. Восточный Тимор Petroleum Fund of Timor-Leste 5,4 Стабилизационный фонд

10. Вьетнам State Capital Investment Corporation 0,6 Стратегический фонд

11. Индонезия Government Investment Unit - Indonesia (Pusat Investasi Pemerintah) 0,6 Фонд развития

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Иран Oil Stabilization Fund (National Development Fund с 2010 г.) n/a Стабилизационный фонд, фонд развития

13. Ирландия National Pension Reserve Fund 32,1 Резервный фонд

14. Казахстан National fund of the republic of Kazakhstan 30,31 Стабилизационный фонд

15. Казахстан Samruk-Kazyna 32,0 Фонд развития

16. Катар Qatar Investment Authority 65 Стратегический фонд

17. Кирибати Revenue Equalization Reserve Fund 0,4 Стабилизационный фонд

18. Китай China Investment Corporation 320 Стратегический фонд

19. Китай China-Africa Development Fund 3 Фонд развития

20. Китай National Social Security Fund 113,7 Резервный фонд

21. Китай (Гонконг) SAFE Investment Company (Hong Kong) State Administration of Foreign Exchange 300 Стратегический фонд

22. Китай (Гонконг) Exchange Fund Investment Limited (Investment Portfolio) 138 Стратегический фонд

23. Кувейт Future Generation Fund и General Reserve Fund под управлением Kuwait Investment Office (дочерняя компания Kuwait Investment Authority) 2772 Резервный и стабилизационный фонды

24. Ливия Libyan Investment Authority 653 Стратегический фонд

1 Данные Министерства финансов Республики Казахстан (www.minfin.kz).

2 На 31 марта 2010 г.

3 Из них 38,6 млрд долл. - вне Центрального банка Ливии.

ни (например, использование средств Национального пенсионного резервного фонда Ирландии на поддержку национальной банковской системы), так и выполнение нескольких функций в рамках одного фонда (например, Казахстан - стабилизационная и сберегательная).

Стабилизационная функция стала особенно актуальна в период кризиса. Даже фонды, не предусматривавшие ранее расходование средств на стабилизационные мероприятия, осуществляли в период кризиса поддержку национальной экономики, например, Национальный резервный пен-

Окончание табл.

1 2 3 4 5

25. Мавритания National Hydrocarbon Revenue Fund 0,03 Стабилизационный фонд

26. Малайзия Khazanah Nasional BHD 26,9 Стратегический фонд, фонд развития

27. Малайзия IMalaysia Development BERHAD 2,8 Фонд развития

28. Мексика Oil Revenues Stabilization Fund of Mexico 5,7 Стабилизационный фонд

29. Новая Зеландия New Zealand Superannuation Fund 11,5 Резервный фонд

30. Норвегия Government Pension Fund - Global 457 Резервный фонд

31. ОАЭ Emirates Investment Authority n/a Стратегический фонд

32. Оман Oman Investment Fund n/a Стратегический фонд

33. Оман State General Reserve Fund (State General Stabilization Fund) 8,21 Стратегический фонд

34. Палау Compact Trust Fund 0,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

35. Палестина Palestine Investment Fund 0,8 Стратегический фонд, фонд развития

36. Россия Фонд национального благосостояния 91,6 Резервный фонд

37. Россия Резервный фонд 60,5 Стабилизационный фонд

38. Саудовская Аравия Public Investment Fund n/a Фонд развития

39. Саудовская Аравия Sanabil al-Saudia 5,3 Стратегический фонд

40. Сингапур Singapore Investment Corporation >200 Стратегический фонд

41. Сингапур Temasek Holdings (Private) Limited 1332 Стратегический фонд

42. Тайвань National Development Fund, Executive Yuan 6 Фонд развития

43. Тонга Tonga Trust Fund n/a Стабилизационный фонд

44. Тринидад и Тобаго Heritage and Stabilization Fund 3 Стабилизационный фонд

45. Тувалу Tuvalu trust Fund 0,1 Стабилизационный фонд

46. Тувалу Falekaupule Trust Fund <0,1 Фонд развития

47. Франция France's Fonds StraWgique d'Investissement 28 Фонд развития

48. Чили Economic and Social Stabilization Fund 11,3 Стабилизационный фонд

49. Чили Pension Reserve Fund 3,4 Резервный фонд

50. Южная Корея Korea Investment Corporation 30,1 Стратегический фонд

Региональные фонды

51. ОАЭ (Эмират Абу-Даби) Abu Dhabi Investment Council n/a Стратегический фонд

52. ОАЭ (Эмират Абу-Даби) Abu Dhabi Investment Authority 625 Стратегический фонд

53. ОАЭ (Эмират Абу-Даби) Mubadala Development Company (MDC) 13,3 Стратегический фонд

54. ОАЭ (Эмират Абу-Даби) International Petroleum Investment Company (IPIC) 15,3 Стратегический фонд

55. ОАЭ (Эмират Дубаи) Investment Corporation of Dubai 19,6 Стратегический фонд

56. Канада (Альберта) Alberta Heritage Savings Trust Fund 13,7 Резервный фонд

57. США (Аляска) Alaska Permanent Fund (APF) 34,7 Резервный фонд

58. США (Алабама) Alabama Trust Fund 3,3 Стабилизационный фонд

59. США (Вайоминг) Permanent Mineral Trust Fund 4,4 Стабилизационный фонд

60. Ниуэ (Новая Зеландия) Niue Trust Fund 0,032 Стабилизацонный фонд

Источники: Данные официальных сайтов фондов, отчёты фондов, сообщения информационных агентств.

1 Данные Sovereign Wealth Fund Institute (www.swfinstitute.org/).

2 На 31 марта 2009 r.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 2

СИФ, участвующие в макроэкономической стабилизации национальной экономики в 2007-2010 гг.

Источник средств Субъект\^ финансиру-^\. ющий конечного\^^ получателя средств^\^ Суверенный инвестиционный фонд Центральное правительство Смешанное финансирование

Суверенный инвестиционный фонд - Фонд национального благосостояния РФ; - Фонд стратегических инвестиций (Франция); - Катарское инвестиционное бюро; - Кувейтское инвестиционное бюро; - Китайская инвестиционная корпорация. - ФНБ «Самрук- Казына» (Казахстан) - Ирландский Национальный пенсионный резервный фонд

Центральное правительство - Национальный фонд республики Казахстан; - Резервный фонд РФ; - Фонд экономической и социальной стабилизации (Чили); - Резервный фонд выравнивания доходов (Кирибати); - Нефтяной фонд Восточного Тимора; - Государственный нефтяной фонд (Азербайджан).

Вливание финансовых средств в национальную экономику в период мирового финансового кризиса осуществлялось суверенными фондами в следующих формах (табл. 3):

- финансирование общих расходов бюджета (часть средств суверенных фондов является дополнительным источником дохода государственного бюджета);

- рекапитализация участников национальной финансовой системы (участие в капитале национальных банков);

- покупка пакетов акций на открытом рынке с целью поддержки фондового рынка;

- размещение части средств на возвратной основе на банковских депозитах в целях предоставления дополнительной ликвидности финансовому сектору (на условиях установленных направлений расходования предоставленных средств).

Оценка эффективности выполнения

стабилизационной функции суверенными инвестиционными фондами в период кризиса

Количественный анализ объёма осуществлённых в течение кризисных 2007-2009 гг. финансовых вливаний суверенных инвестиционных фондов в национальную экономику представлен в таблице 4.

В среднем в 2007-2009 гг. было потрачено более трети среднегодовой стоимости фондов на стабилизационные меры1 при достаточно неравномерном распределении расходов по странам.

Наиболее активными фондами по реализации стабилизационной функции, преимущественно в форме предоставления финансирования государственному бюджету, являлись Фонд экономической и социальной стабилизации (Чили), Фонд национального благосостояния и Резервный фонд (Россия); Нефтяной фонд Восточного Тимора, Государственный нефтяной фонд (Азербайджан).

В ряде случаев использование средств стабилизационных фондов являлось альтернативой привлечению внешних источников заимствования, объёмы использования средств суверенных фондов отрицательно коррелируют с ростом государственного долга. Для стран, использовавших средства суверенных фондов в период кризиса, характерны уровни заимствования ниже среднемировых (см. гр. 9 и 10 табл. 4). Исключение составляет Катар, привлекший значительные долговые ресурсы в 2009 г. на цели реализации крупных инвестиционных проектов.

Россия являлась лидером как по абсолютным объёмам средств, направленных из суверенных фондов в национальную экономику, так и по доле расходования от общей стоимости суверенных фондов в период кризиса (после Казахстана и Азербайджана2). С одной стороны, это свидетельствует о значимости накопленных средств в кризисный для экономики страны период для балансировки государственного бюджета, с другой - о нерационально быстром расходовании накопленных «стабилизационных» средств.

1 В отношении фондов, осуществивших расходование средств на стабилизационные меры в период кризиса.

2 Использование Государственного нефтяного фонда Азербайджана носит бюджетный характер: в среднем более половины поступивших средств расходуются в течение года (в частности, в 2006 г объём израсходованных средств превысил объём поступивших в фонд средств). Таким образом, фонд выполняет роль буфера при перераспределении средств в экономике.

Таблица 3

Реализация суверенными инвестиционными фондами функции по стабилизации национальной экономики в период кризиса

Название фонда Период Предпринимаемые меры по стабилизации

1 2 3

Государственный нефтяной фонд (Азербайджан) Постоянно с 2003 г Финансирование общих расходов бюджета осуществляется с 2003 г Особенностью фонда является наличие небольшого постоянного капитала фонда (соотносительно с размером средств, ежегодно поступающих в бюджет фонда). Доля финансирования расходов бюджета в общей структуре расходов фонда была достаточно высока до начала кризиса (55-60% в 2006-2007 гг.) и значительно возросла с 2008 г. (88-91 % в период 2008-2010 гг.)1.

Нефтяной фонд Восточного Тимора С 2007 г. Финансирование общих расходов бюджета: в течение 2007-2009 гг. перечисления средств фонда составляли 55-86% бюджетных расходов2.

Национальный пенсионный резервный фонд (Ирландия) Март-май 2009 г Рекапитализация Bank of Ireland, Allied Irish Banks plc. (покупка дополнительных выпусков привилегированных акций).

Национальный фонд республики Казахстан 2007-2010 гг. 1) Гарантированный трансферт в гос. бюджет на покрытие расходов бюджета развития (не связан с кризисом, запланирован государственным законом на 2007-2009 гг.); 2) Целевой трансферт в государственный бюджет: - в 2008 г на увеличение уставного капитала АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» для реализации мер по обеспечению конкурентоспособности и устойчивого развития национальной экономики (20% среднегодовой стоимости средств фонда); - в 2009 г для обеспечения занятости, недопущения существенного роста уровня безработицы и создания условий для устойчивого посткризисного развития (9% среднегодовой стоимости средств фонда). Общая сумма трансфертов в бюджет составила 24% среднегодовой стоимости средств фонда3.

АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына»4 2008-2010 гг. 1) Поддержка финансового сектора: выкуп простых акций банков (75,1% АО «БТА Банк»; 20,9% АО «Народный банк Казахстан»; 21,2% АО «Казкоммерцбанк») (в течение 5 лет планируется обратный выкуп акций банков по цене не ниже покупки) и предоставление двум последним банкам средств на цели кредитования экономики; 2) Поддержка малого и среднего бизнеса: создан АО «Фонд развития предпринимательства «Даму» (единственный акционер фонда - ФНБ «Самрук-Казына»), предоставляющий льготные кредиты банкам второго эшелона для кредитования малого и среднего бизнеса; 3) Поддержка долевого строительства (размещение депозитов фонда в банках второго уровня с целью рефинансирования существующих ипотечных займов); 4) Финансирование стратегических инвестиционных проектов (на стадии оценки).

Катарское инвестиционное бюро Июнь 20082009 гг. Приобретение 20% акций каждого из пяти национальных банков, имеющих котировки на национальной фондовой бирже (5,3 млрд долл.)5. В частности, были осуществлены инвестиции в банки The Commercial Bank of Qatar, Ahli Bank, Al Rayan Bank, Qatar International Islamic Bank, Doha Bank, Qatar Islamic Bank.

Резервный фонд выравнивания доходов (Кирибати) Постоянно с 2003 г. Суверенный фонд Кирибати является полностью интегрированным в бюджет: при профиците бюджета средства направляются в фонд, при дефиците - из фонда в бюджет. При дефицитных бюджетах 2004-2008 гг. средства постоянно направлялись из фонда на расходы бюджета, причём максимальный объём перечислений наблюдался в 2007 г. (как в абсолютном выражении, так и относительно совокупного объёма фонда и ВВП страны)6.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Расчёты на основании годовых отчетов Государственного нефтяного фонда за 2001-2008 гг., законов о федеральных бюджетах для 2009-2010 гг., размещённых на официальном сайте фонда (http://www.oilfund.az).

2 Расчёты на основании International Monetary Fund (IMF) 2009, Timor-Leste: Staff Report for the 2009 Article IV Consultation, Washington DC.

3 Расчёты на основании отчётов о поступлениях и использовании Национального фонда республики Казахстан (за период 2007 - 1 полугодие 2010 г.).

4 Составлено на основании информации о деятельности фонда (http://www.samruk-kazyna.kz/), Годового отчёта 2008 г. Самрук-Казына.

5 IMF Qatar Staff Report for the 2008 Article IV Consultation. December 30, 2008.

6 Расчёты на основании International Monetary Fund (IMF) 2009, Kiribati: Selected Issues and Statistical Appendix, Washington D.C.

Продолжение табл.

1 2 3

Китайская инвестиционная корпорация 2007-2010 гг. Инвестиции в национальные банки, осуществляемые через дочернюю инвестиционную корпорацию - Central Huijin Investments Ltd: 1) точечные приобретения на открытом рынке акций (с целью поддержки котировок банков и уровня цен на фондовом рынке в целом); 2) приобретение крупных пакетов акций: на бирже - Industrial and Commercial Bank of China, Bank of China, China Construction Bank, разовая покупка мажоритарных пакетов акций China Development Bank и China Everbright Bank, Agricultural Bank of China, The International Far Eastern Leasing Company.

Кувейтское инвестиционное бюро Сентябрь 2008 г 1) Приобретение 20% долей в ряде инвестиционных фондов1;

Декабрь 2008 г - январь 2009 г. 2) Рекапитализация одного из крупнейших национальных банков - Gulf Bank (приобретение 32% нового выпуска акций на сумму 0,42 млрд долл.)2; 3) Создание фонда, предоставляющего ликвидность национальному фондовому рынку (5,4 млрд долл.)3.

Государственный пенсионный фонд Глобальный (Норвегия) 2007-2009 г. Норвежский фонд является интегрированным с государственным бюджетом: в него поступает большая часть нефтяных государственных доходов и одновременно осуществляется изъятие части средств в государственный бюджет (на покрытие не нефтяного дефицита). Нормативно установлено, что сумма ежегодных изъятий на покрытие структурного дефицита бюджета не должна превышать среднего ожидаемого реального дохода фонда, оцениваемого в 4%. Предусматривается возможность превышения данного уровня в отдельные годы при соблюдении указанного соотношения в среднесрочном плане4. Таким образом, ежегодно ещё до начала кризиса небольшая сумма средств фонда перечислялась в государственный бюджет, а в отдельные годы, в частности, в 2009 г., указанная выше планка 4% была превышена.

Государственный фонд будущих поколений (Австралия) Финансовый 2007-2008 год Приобретение долгосрочных долговых обязательств австралийских банковских институтов5.

Государственный инвестиционный фонд (Саудовская Аравия) Март 2009 г Расширил уровень финансирования, увеличил срок погашения выданных кредитов, предоставил заёмщикам 5-летний льготный период («grace period») (фонд имеет право предоставлять заёмные средства только компаниям, акциями которых он владеет)6.

Инвестиционная корпорация Правительства Сингапура Январь 2009 г Было решено за счёт средств корпорации профинансировать пакет мер по восстановлению экономики на сумму 13 млрд долл. (поддержка занятости, инвестиций, кредита и ликвидности национальной экономики)7.

Резервный фонд (Россия) 2009-2010 гг. Направление средств на финансовое обеспечение сбалансированности федерального бюджета (2009-2010 гг.)8, финансирование дефицита Фонда социального страхования (2010 г.) 9.

1 Raymond H. Sovereign Wealth Funds as Domestic Investors of Last Resort During Crises. University of West Paris - Nanterre. Working Paper 2010-12. May 2010. (доступно по ссылке http://economix.u-paris10.fr/pdf/dt/2010/WP_EcoX_2010-12.pdf)

2 Kuwait: 2010 Article IV Consultation - Staff Report and Public Information Notice on the Executive Board Discussion. Country Report №. 10/236. July 29, 2010.

3 Там же.

4 Report № 29 to the Storting (2000-2001) on Guidelines for Economic Policy. Recommendation by the Ministry of Finance of 29 March 2001, Approved by the Council of State the Same Day.

Memorandum on the Structural Non-oil Budget Deficit. May, 2010. Royal Ministry of Finance.

5 2007-2008 Australia Future Fund Annual Report (Хотя эта мера не декларировалась как стабилизационная мера поддержки австралийской банковской системы, по сути, она являлась таковой, см. Raymond H. Sovereign Wealth Funds as Domestic Investors of Last Resort during Crises. May 2010).

6 Raymond H. Sovereign Wealth Funds as Domestic Investors of Last Resort during Crises. May 2010.

7 Ibid.

8 Распоряжение Правительства РФ от 10.03.2009 № 271-р, Распоряжение Правительства РФ от 16 июля 2009 г. № 974-р (с изменениями от 3 октября, 15 декабря 2009 г.), Распоряжения Правительства Российской Федерации от 19 января 2010 г. № 23-р «О направлении средств Резервного фонда на финансовое обеспечение сбалансированности федерального бюджета», Распоряжения Правительства Российской Федерации от 19 января 2010 г. № 23-р «О направлении средств Резервного фонда на финансовое обеспечение сбалансированности федерального бюджета».

9 Распоряжение Правительства РФ от 18.12.2010 № 2329-р «О направлении в 2010 году средств Резервного фонда на предоставление межбюджетных трансфертов бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации на покрытие дефицита бюджета этого Фонда».

Окончание табл.

1 2 3

Фонд национального благосостояния (Россия) 2008-2010 гг. Размещение средств на депозитах в ГК «Внешэкономбанк», которые были направлены на следующие цели: предоставление субординированных кредитов (займов) российским кредитным организациям, кредитование субъектов малого и среднего предпринимательства (через ОАО «РосБР»)1, поддержка фондового рынка (2008 г.), а также размещение валютных депозитов в ГК «Внешэкономбанк» в 20092010 г.

Фонд экономической и социальной стабилизации(Чили) С марта 2009 г. ежемесячно до конца года На целевое финансирование расходов бюджета было направлено более 50% среднегодовой стоимости активов фонда2. Направлениями расходования средств являлись: программа государственных инвестиций, субсидии малообеспеченным слоям населения, компенсация выпадающих доходов из бюджета в связи со снижением налоговых ставок и поступлений от добычи меди; дополнительный взнос в капитал Codelco (государственной компании, осуществляющей добычу меди); погашение государственного долга.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нефтяной стабилизационный фонд (Иран) Постоянно с 2002/2003 г.3 Ежегодно средства фонда направлялись на цели финансирования инвестиционных проектов (development projects) (в 2005-2009 гг. - 60-80% общей суммы расходов фонда). Также значительная часть средств фонда была использована на текущие расходы: финансирование поставок газа для сельских районов, школьное образование, субсидии нефтедобывающим и дефицитным регионам, импорт базовых товаров, компенсации в связи с засухой и морозами и т.п.4

В то же время, как источник финансирования в структуре государственных расходов и в масштабах экономики страны (относительно ВВП), роль суверенных инвестиционных фондов находилась на среднем, по сравнению с другими странами, уровне (гр. 6 и 7 табл. 4).

Поддержка приоритетных отраслей экономики

Большинство фондов развития развивающихся стран в период кризиса продолжали осуществлять свою основную функцию развития национальной экономики в форме финансовой поддержки инвестиционных проектов. Фонды развития вводили более льготные условия предоставления финансовых средств: увеличение срока погашения кредитов, введение длительного льготного периода (Государственный инвестиционный фонд (Саудовская Аравия)), предоставление дополнительных финансовых средств дочерним кредитным структурам холдинга на цели кредитования реального сектора, организаций малого и среднего бизнеса (ФНБ «Самрук-Казына»).

Ориентация на поддержку внутреннего рынка проявляется также в возникновении суверенных инвестиционных фондов развития в развитых странах, а именно, французского Фонда стратегических инвестиций (конец 2008 г.).

Инвестиционная стратегия фонда основана на принципах приобретения миноритарных пакетов акций, обязательного привлечения соинвесторов, участия в управлении компаний, отбора компаний только в стратегически важных для национальной экономики секторах5.

Анализ осуществлённых в период 2008 - март 2010 гг. инвестиций Фондом стратегических инвестиций6 выявил достаточно широкий спектр форм осуществления вложений: приобретение акций (дополнительных выпусков, покупка на рынке, обратный выкуп при участии в создании холдинговой структуры-держателя акций компании, находящейся под угрозой банкротства), конвертируемых облигаций, преимущественных подписных прав; создание совместных предприятий, частно-государственных инвестиционных фондов.

1 Сведения о размещении средств Фонда национального благосостояния на депозитах в государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» // http://www1.minfin.ru/ru/nationalwealthfund/ statistics/vnesheconombank.

2 Расчёты на основе годовых, ежеквартальных и ежемесячных отчётов фондов за 2008, 2009 гг., размещённых на официальном сайте фонда (http://www.hacienda.cl/fondos).

3 В Иране бюджетный год начинается с 21 марта.

4 Годовые отчёты Центрального банка Ирана (доступны на официальном сайте www.cbi.ir), Islamic Republic of Iran: 2009/ Article IV Consultation. IMF Country Report No. 10/74. March 2010.

5 Инвестиционная стратегия фонда стратегических инвестиций (Les Orientations Straffigiques du Fonds Straffigique d'Investissement).

6 На основании информации официального сайта Фонда стратегических инвестиций (www.fonds-fsi.fr), CDC Enterprises (www.cdcentreprises.fr), публикаций в новостных лентах.

Таблица 4

Сравнительная характеристика объёмов средств, направленных на цели кратко- и среднесрочной макроэкономической стабилизации национальной экономики, в предоставлении которых участвовали суверенные инвестиционные фонды

Наименование фонда Период Среднегодовая стоимость инвестиционного портфеля, млн долл. Объём средств, направленных на стабилизационные меры, млн долл. Соотношение средств, направленных на стабилизационные меры, и средних (%): Справочно(%)

стоимости инвестиционного портфеля ВВП государственных расходов Среднегодовая стоимость фонда к ВВП страны Прирост гос. долга за период к ВВП Прирост мирового гос. долга к мировому ВВП за аналогичный период

Катарское инвестиционное бюро 2008-2009. 56 500 1 368 2,42 1,31 5,13 54,06 25,72 13,30

Китайская инвестиционная корпорация 2007-2009 249 587 65 052 26,06 1,50 7,19 5,76 11,07 18,58

Национальный пенсионный резервный фонд (Ирландия) 2009 31 492 9 725 30,88 4,37 8,92 14,16 12,68 5,14

Фонд экономической и социальной стабилизации (Чили) 2009-2010 15 748 8 441 53,60 5,22 20,08 9,74 0,74 5,14

Фонд будущих поколений и Главный резервный фонд под управлением Кувейтского инвестиционного бюро 2008 264 400 6 666 2,52 4,50 28,19 178,63 1,17 8,08

Фонд национального благосостояния и Резервный фонд (Россия) 2008-2010 189 753 121 846 64,21 8,41 22,74 13,09 1,61 13,30

Национальный фонд республики Казахстан 2007-2010. 24 195 19 094 78,92 16,53 64,51 20,94 5,53 18,58

Государственный нефтяной фонд (Азербайджан) 2007-2010. 7 163 11 245 156,99 27,53 88,77 17,54 7,50 18,58

Резервный фонд выравнивания доходов (Кирибати) 2007-2010 523 59 11,21 44,58 37,11 397,52 п/а 18,58

Нефтяной фонд Восточного Тимора 2007-2010 3 159 1 208 38,24 266,88 258,24 697,89 п/а 18,58

Государственный пенсионный фонд Глобальный (Норвегия) 2007-2010 365 570 25 156 6,88 0,40 11,01 160,01 0,75 18,58

со гл

q

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

з 2

ЗС

6

Примечание. Расчёты произведены на основании данных за 2007-2009 гг. (для Нефтяного фонда Восточного Тимора - за 2007-2008 гг. в связи с отсутствием информации по 2009 г.). Источники: Данные официальных сайтов фондов, отчёты фондов, сообщения информационных агентств, IMF World Economic Outlook Database October 2010 (ВВП и государственные расходы).

Выводы и предложения по дальнейшему функционированию суверенных инвестиционных фондов в России

В условиях кризиса средства многих суверенных фондов были использованы в целях стабилизации национальных экономик (в среднем, более трети среднегодовой стоимости фондов), что служило альтернативой привлечению внешних источников заимствования. По сравнению с зарубежными суверенными фондами, российские были использованы максимальным образом.

На наш взгляд, можно предложить следующие основные рекомендации по дальнейшему использованию российских суверенных фондов.

1) Придать большее значение «инвестиционной» составляющей СИФ, а именно: внедрению более рисковой и, соответственно, высокодоход-

ной стратегии управления финансовыми активам суверенных инвестиционных фондов.

2) В условиях посткризисного восстановления национальной экономики актуально внедрение элементов «развития» в деятельность фонда - вложения активов российских суверенных фондов не только на внешнем, но и на внутреннем рынке. При проработке конкретных инструментов вложения средств целесообразно использовать международный опыт. Так, в дополнение к инструментам прямого акционерного финансирования, средства СИФ могут предоставляться в целях создания совместных частно-государственных инвестиционных фондов, а также в форме сочетания долгового и долевого финансирования.

3) Внедрение в практику раздельных инвестиционных моделей Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.