Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПОЛИЦИИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ПРЕСЕЧЕНИЮ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СЕМЕЙНО-БЫТОВОЙ СФЕРЕ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПОЛИЦИИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ПРЕСЕЧЕНИЮ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СЕМЕЙНО-БЫТОВОЙ СФЕРЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
80
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА / ПОЛИЦИЯ / УЧАСТКОВЫЕ УПОЛНОМОЧЕННЫЕ ПОЛИЦИИ / СЕМЬЯ / ПРАВОНАРУШЕНИЯ / ПРЕСЕЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хабибова Луиза Дантесовна

В статье проводится анализ правовых основ деятельности сотрудников полиции по противодействию правонарушениям в семейно-бытовой сфере. Даются рекомендации по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных полиции в указанной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Хабибова Луиза Дантесовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE ACTIVITIES OF DISTRICT POLICE COMMISSIONERS FOR THE PREVENTION AND SUPPRESSION OF ADMINISTRATIVE OFFENSES IN THE FAMILY AND HOUSEHOLD SPHERE

The article analyzes the legal foundations of the activities of police officers to counteract offenses in the family and household sphere. Recommendations are given on improving the activities of district police commissioners in this area.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПОЛИЦИИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ПРЕСЕЧЕНИЮ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СЕМЕЙНО-БЫТОВОЙ СФЕРЕ»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_8_116 УДК 351.745.078:342.924.03(470)

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ

ПОЛИЦИИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ПРЕСЕЧЕНИЮ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СЕМЕЙНО-БЫТОВОЙ СФЕРЕ

IMPROVING THE ACTIVITIES OF DISTRICT POLICE COMMISSIONERS FOR THE PREVENTION AND SUPPRESSION OF ADMINISTRATIVE OFFENSES IN THE FAMILY AND HOUSEHOLD SPHERE

ХАБИБОВА Луиза Дантесовна,

заместитель начальника кафедры административно-правовых дисциплин Уфимский юридический институт МВД России. 450091, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Максинова, 2. E-mail: niluda77@inbox.ru;

HABIBOVA Luisa Dantesovna,

Deputy Head of the Department of Administrative and Legal Disciplines Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 450091, Republic of Bashkortostan, Ufa, Maksinova str., 2. E-mail: niluda77@inbox.ru

Краткая аннотация: В статье проводится анализ правовых основ деятельности сотрудников полиции по противодействию правонарушениям в семейно-бытовой сфере. Даются рекомендации по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных полиции в указанной сфере.

Abstract: The article analyzes the legal foundations of the activities of police officers to counteract offenses in the family and household sphere. Recommendations are given on improving the activities of district police commissioners in this area.

Ключевые слова: профилактика, полиция, участковые уполномоченные полиции, семья, правонарушения, пресечение.

Keywords: prevention, police, district police officers, family, offenses, suppression.

Для цитирования: Хабибова Л.Д. Совершенствование деятельности участковых уполномоченных полиции по предупреждению и пресечению административных правонарушений в семейно-бытовой сфере // Право и государство: теория и практика. 2023. № 8(224). С. 116-118. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_8_116.

For citation: Habibova L.D. Improving the activities of district police commissioners for the prevention and suppression of administrative offenses in the family and household sphere // Law and state: theory and practice. 2023. No. 8(224). pp. 116-118. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_8_ 116.

Статья поступила в редакцию: 29.06.2023

Деятельность полиции по предупреждению и пресечению правонарушений в семейно-бытовой сфере играют важную роль в обеспечении безопасности и защите прав граждан. Как показывает практика, не всегда семейные отношения, да и семья в целом строится на принципах уважения, взаимопонимания, доверия и т.д. Часто бывает так, что по истечении определенного промежутка времени семья сталкивается с се-мейно-бытовыми конфликтами, при этом часто переходящими и в регулярное бытовое насилие, на почве которых совершаются преступления.

Любая группа общественных отношений, в том числе и тех, которые складываются в сфере семейно-бытовых отношений, требует детальной правовой регламентации. Необходимо отметить, что рассматриваемые общественные отношения регламентируются достаточно большой группой нормативных правовых актов из разных сфер правового регулирования.

Конституция РФ согласно принципу приоритетности законодательства лежит фундаментом во всей системе нормативно-правовых актов Российской Федерации. В ее положениях отражены правоспособность и компетенция сотрудников полиции по вопросам их служебной деятельности, которые выступают гарантом по защите законных прав и свобод граждан. Следует заметить, что именно с этой целью участковые уполномоченные полиции уполномочены осуществлять профилактику противоправного поведения в семейно-бытовой сфере.

Следующей не менее важной группой нормативных правовых актов, которые воздействуют на рассматриваемые общественные отношения, следует считать федеральные законы. Одним из основных таких законов выступает федеральный закон о полиции [1], ставший основным руководящим нормативным правовым актом для всех служб и подразделений полиции. Отметим, что названный федеральный закон обеспечивает реализацию профилактического воздействия, осуществляемого участковыми уполномоченными полиции, в том числе в сфере семейно-бытовых отношений. Так в пункт 2 ч. 1 ст. 2 названного закона, закреплено положение, регулирующее основное направление деятельности полиции, а именно предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений.

Еще одним не менее важным нормативным правовым актом в структуре федеральных законов, которые имеют прямое отношение к регулированию вопросов деятельности участковых уполномоченных полиции в сфере семейно-бытовых отношений, следует признать федеральный закон об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации [2]. Положения рассматриваемого федерального закона в полной мере охватывает деятельность участковых уполномоченных полиции в системе профилактики в семейно-бытовой сфере.

Следующие нормативные правовые акты в рассматриваемой сфере общественных отношений являются федеральный закон об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [3] и федеральный закон об основных гарантиях прав ребен-

Публично-правовые (государственно-правовые) науки

ка в Российской Федерации [4]. Указанные нормативные правовые акты имеют важное значение, так как потерпевшими от семейно-бытовых правонарушений часто являются несовершеннолетние. Закон определил основные задачи и принципы деятельности по профилактике безнадзорности несовершеннолетних.

Кроме того, элементами правового регулирования предупредительной деятельности в сфере семейно-бытовых отношений следует признать нормативные правовые акты, которые закрепляют ответственность за совершение таких правонарушений (УК РФ и КоАП РФ). Это обусловлено тем, что наказания за преступление или административное правонарушение несут в себе функцию профилактики дальнейшего противоправного поведения.

Немаловажное место в структуре нормативных правовых актов, регулирующих профилактическую деятельность участковых уполномоченных полиции, в целом, и в сфере семейно-бытовых отношений, в частности, занимают приказы Министерства внутренних дел Российской Федерации. Так, деятельность участковых уполномоченных полиции регламентируется положениями Инструкции по исполнению участковым уполномоченным полиции служебных обязанностей на обслуживаемом административном участке [5]. Указанный ведомственный нормативный правовой акт возложил на участковых уполномоченных полиции обязанности, наделил различными правами, закрепил в себе различные алгоритмы действий, определила лиц, допускающих правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений, как одну из категорий, в отношении которой должен устанавливаться профилактический учет.

В основе нормативного регулирования профилактической работы участкового уполномоченного полиции также достойное место занимают и иные источники, регламентирующие общественные отношения, которые возникают в процессе деятельности участковых уполномоченных полиции по предупреждению противоправных деяний, в том числе регулирующие взаимодействие заинтересованных служб МВД России и иных органов государственной власти и местного самоуправления.

Следует согласиться с теми исследователями, которые оценивают объем нормативных правовых источников, регулирующих профилактическую работу участковых уполномоченных полиции, достаточно широко [6]. Действительно, участковый уполномоченный полиции обязан осуществлять свою профилактическую деятельность только в соответствии с действующей системой нормативных правовых актов, которые ее регулируют, что закреплено в ст. 6 Закона о полиции и других нормах. Пренебрежение нормами законодательства повлечет установленную ответственность, в том числе, уголовную. В связи с этим, детальное знание участковыми уполномоченными полиции рассмотренных нормативных правовых актов будет способствовать снижению нарушений прав и свобод граждан в процессе профилактической деятельности, а также оградит самих участковых от нарушений законодательства, связанных с отсутствием компетенции.

Таким образом, существующая система нормативных правовых актов, регулирующих профилактическую деятельность участкового уполномоченного полиции в целом и в сфере предупреждения семейно-бытовых правонарушений, достаточна для того, чтобы эффективно снижать их уровень. Вместе с тем, с целью повышения эффективности работоспособности механизма предупреждения преступлений и административных правонарушений необходимо комплексно применять указанные нормы.

По нашему мнению, следует обратить первостепенное внимание на категории субъектов, в отношении которых устанавливается профилактическое воздействие в семейно-бытовой сфере. На сегодняшний день, постановка на профилактический учет осуществляется только в отношении лиц, которые совершили определенные административные правонарушения или преступления в сфере семейно-бытовых отношений. Вместе с тем, указанная сфера общественных отношений характеризуется весьма высокой латентностью таких противоправных деяний, основная часть из которых остается вне поля зрения правоохранительных органов. Необходимо выработать и закрепить и иные основания постановки граждан на профилактический учет, допускающих такие правонарушения, к примеру лиц, допускающих правонарушения по законам субъектов Российской Федерации. Безусловно, это поможет не только снизить их количество, но и позволит предупредить более серьезные преступления, которые являются следствием совершаемых правонарушений семейно-бытового характера.

Осуществление пресечения и предупреждения противоправных деяний в семейно-бытовой сфере осуществляется различными средствами, среди которых уголовно-правовые, административные, психологические и иные. Участковые уполномоченные полиции реализуют полный спектр административных средств пресечения и предупреждения правонарушений, которые совершаются в семейно-бытовой сфере. Среди таких средств следует учитывать реализацию профилактических форм несения службы, производство по делам об административных правонарушениях, применение мер административно-правового принуждения к виновным лицам.

При осуществлении предупреждения правонарушений в сфере бытовых отношений участковый должен найти правильный подход как к лицам, допускающим такие правонарушения, так и к потерпевшим от таких правонарушений.

Таким образом для совершенствования деятельности участковых уполномоченных полиции по предупреждению и пресечению административных правонарушений в семейно-бытовой сфере можно принять следующие меры:

1. Обучение и подготовка: Повышение уровня знаний и навыков УУП в области семейного права и административного права. Это поможет им более эффективно разбираться в ситуациях, связанных с семейно-бытовыми правонарушениями, и принимать соответствующие меры.

2. Расширение компетенций: Дать УУП дополнительные полномочия и возможности для решения конфликтных ситуаций в се-мейно-бытовой сфере. Это может включать в себя право на осуществление медиации, консультирование семей и оказание помощи в решении конфликтов, а также сотрудничество с другими специалистами, такими как социальные работники или психологи.

3. Превентивные меры: Проводить информационные мероприятия для населения с целью привлечения внимания к пробле-

мам семейно-бытовых правонарушений и их последствиям. Предоставлять семьям информацию о доступных ресурсах и услугах для разрешения конфликтов и поддержке в сложных ситуациях. Это может включать организацию лекций, семинаров и раздачу информационных материалов о правах и ответственности в семье.

4. Сотрудничество с другими органами: Установление тесного сотрудничества с социальными службами занимающимися защитой семей и детей, такими как как центры социального обслуживания, органы опеки и попечительства, юридические консультации и другие службы, чтобы обеспечить комплексную помощь семьям, находящимся в сложных ситуациях. Взаимодействие между полицией и этими органами позволит эффективнее выявлять и реагировать на случаи правонарушений в семейно-бытовой сфере.

5. Обеспечение ресурсов: Предоставление участковым уполномоченным полиции необходимых ресурсов, включая финансирование, персонал и современное оборудование. Это поможет им более эффективно выполнять свои обязанности по предотвращению правонарушений в семейно-бытовой сфере.

Библиография:

1. О полиции : Федер закон Рос. Федерации от 07 февраля 2011 г. № З-ФЗ : принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 28 января 2011 г.: ободр. Советом Федерации. Собр. Рос. Федерации 02 февраля 2011 г. // Собр. Законодательства Рос. Федерации. 2011. № 7, ст. 900.

2. Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации : Федеральный закон Российской Федерации от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ. Доступ из официального интернет-портала правовой информации : [сайт]. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 22.06.2023).

3. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних : Федеральный закон Российской Федерации от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ. Доступ из официального интернет-портала правовой информации : [сайт]. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 22.06.2023).

4. Об основах гарантиях прав ребенка в Российской Федерации : Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ. Доступ из официального интернет-портала правовой информации : [сайт]. URL: http://www.pravo.gov.ru://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 22.06.2023).

5. О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности (вместе с Инструкцией по исполнению участковым уполномоченным полиции служебных обязанностей на обслуживаемом административном участке, Наставлением по организации службы участковых уполномоченных полиции): приказ МВД России от 29 марта 2019 г. № 205. Доступ из официального интернет-портала правовой информации : [сайт]. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 22.06.2023).

6. Гайдуков А. А. Административно-правовое регулирование деятельности участковых уполномоченных полиции по предупреждению и пресечению правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений: учебное пособие. Барнаул, 2021. С. 21.

References:

1. About the police: Feder Law Grew. Federation dated February 07, 2011 No. 3-FZ : adopted by the State Duma Feder. Sobr. Grew. Federation January 28, 2011 : encouraging. By the Federation Council. Sobr. Grew. Federation 02 February 2011 // Sobr. Legislation grew. Federation. 2011. No. 7, art. 900.

2. On the basics of the system of crime prevention in the Russian Federation: Federal Law of the Russian Federation No. 182-FZ of June 23, 2016. Access from the official Internet portal of legal information: [website]. URL: http://www.pravo.gov.ru (accessed: 22.06.2023).

3. On the basics of the system of prevention of neglect and juvenile delinquency: Federal Law of the Russian Federation No. 120-FZ of June 24, 1999. Access from the official Internet portal of legal information: [website]. URL: http://www.pravo.gov.ru (accessed: 22.06.2023).

4. On the basis of guarantees of the rights of the child in the Russian Federation: Federal Law of the Russian Federation No. 124-FZ of July 24, 1998. Access from the official Internet portal of legal information: [website]. URL: http://www.pravo.gov.ru://www.pravo.gov.ru (accessed: 22.06.2023).

5. On the performance of service by the district police commissioner in the serviced administrative area and the organization of this activity (together with the Instructions for the performance by the district police commissioner of official duties in the serviced administrative area, Instructions on the organization of the service of the district police commissioners): Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated March 29, 2019 No. 205. Access from the official Internet portal of legal information: [website]. URL: http://www.pravo.gov.ru (accessed: 22.06.2023).

6. Gaidukov A. A. Administrative and legal regulation of the activities of district police commissioners for the prevention and suppression of offenses in the field of family and household relations: a textbook. Barnaul, 2021. p. 21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.