УДК 351.745.5:343.5 ББК 67401.133.12+67.401 041
© 2016 г. А. А. Гайдуков,
преподаватель кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел Барнаульского юридического института МВД России. E-mail: [email protected]
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО УЧЕТА ЛИЦ, ДОПУСКАЮЩИХ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ СЕМЕЙНО-БЫТОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
В статье анализируются нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие деятельность полиции по осуществлению индивидуальной профилактической работы с лицами, допускающими правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений и состоящими на профилактическом учете. Автором выражается мнение о необходимости законодательного закрепления понятий «профилактический учет», «индивидуальная профилактическая работа», оснований постановки на учет, а также правового статуса лиц, состоящих на профилактическом учете.
Ключевые слова: профилактический учет, индивидуальная профилактическая работа, участковый уполномоченный полиции, правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений.
A. A. Gaidukov - Lecturer, Department of Administrative Law and Administrative Activity of Internal Affairs Bodies
of Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
ON SOME ISSUES OF LEGAL REGULATION OF PREVENTIVE REGISTRATION OF PERPETRATORS
OF OFFENSES IN THE SPHERE OF FAMILY-DOMESTIC RELATIONS
The article analyzes the Russian legislation and regulations governing the activities of the police for the implementation of individual preventive work with persons committing offenses in the sphere offamily relations and composed on preventive supervision. The author expresses his opinion on the need legislative consolidation of the concepts of «preventive registration», «individual preventive work» reason of registration, as well as the legal status of persons in the preventive supervision.
Key words: preventive account, individual preventive work, the district commissioners ofpolice, offenses in the sphere of family relations.
В настоящее время в России прослеживается устойчивая тенденция к увеличению количества правонарушений в сфере семейно-бы-товых отношений. Согласно статистике, насилие происходит в каждой четвертой семье [10, с. 52]. Только за 2015 год участковыми уполномоченными полиции было выявлено 73 526 преступлений, совершенных на бытовой почве. По данным МВД России, из общего числа убийств и причинения тяжкого вреда здоровью каждое четвертое совершается в сфере се-мейно-бытовых отношений. Данные ЦСИ ФКУ «ГИАЦ МВД России» свидетельствуют о том, что в 2015 году на профилактических учетах органов внутренних дел состояло 657 861 человек, из них 106 995 - допускающих правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений. Сложившаяся динамика правонарушений в рассматриваемой сфере общественных отношений привела к необходимости усиления индивидуальной профилактической работы полиции с лицами, склонными к совершению правонарушений и состоящими на профилактическом учете.
Индивидуальная профилактическая работа является составной частью предупреждения и пресечения правонарушений и наряду с выявлением причин и условий их совершения, а также принятием мер по их устранению формирует общую структуру профилактики. Анализ правоприменительной деятельности полиции показывает, что именно в этом направлении существует значительное количество правовых вопросов, требующих своего разрешения и законодательного закрепления. Одной из первоочередных проблем, с которыми сталкивается правоприменитель, является отсутствие закрепленных на законодательном уровне понятий «индивидуальная профилактическая работа» и «профилактический учет».
Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № З-ФЗ «О полиции» в п. 4 ч. 1 ст. 12 закрепил лишь общую тенденцию предупреждения правонарушений и обязанность полиции проводить индивидуальную профилактическую работу. Какого-то конкретного определения в нем не представлено. Однако понятие «инди-
видуальная профилактическая работа» встречается в ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Содержанием этого понятия является деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий. Вместе с тем оно не отражает особенности индивидуальной профилактической работы полиции с лицами, допускающими правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений, и другими «подучетными» категориями граждан, поэтому имеет узкоспециальную направленность. Проект федерального закона № 421465-6 «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» также не содержит понятия «индивидуальная профилактическая работа», тем не менее она осуществляется полицией ежедневно. Для основного субъекта профилактики правонарушений -участкового уполномоченного полиции -проведение индивидуальной профилактической работы с гражданами, состоящими на профилактическом учете, относится к основной форме несения службы. Такая же ситуация сложилась и в связи с понятием «профилактический учет».
Анализ законодательства свидетельствует о том, что профилактический учет обладает внутриведомственным характером и является прерогативой органов внутренних дел. Федеральный закон «О полиции» в п. 16 ч. 3 ст. 17 наделил полицию полномочиями по ведению банка данных о гражданах, состоящих на профилактических учетах. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в п. 5 ч. 2 ст. 21 закрепил за подразделениями по делам несовершеннолетних право на ведение учета несовершеннолетних, совершивших правонарушения и антиобщественные действия.
Приказ МВД России от 17 января 2006 года № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» определил постановку на профилактический учет лиц, имеющих намерение совершить преступление, в качестве одной из основных задач органов внутренних дел по предупреж-
дению преступлений. В п. 63.1-63.6 Наставления по организации деятельности участкового уполномоченного полиции, утвержденного приказом МВД России от 31 декабря 2012 года № 1166 «Вопросы организации деятельности участкового уполномоченного полиции», зафиксированы категории граждан, подлежащие постановке на профилактический учет. Несмотря на это, данные нормативные правовые акты не содержат определения рассматриваемого понятия.
Единое представление о профилактическом учете отсутствует и в академической среде. Например, А. Е. Шалагин рассматривает профилактический учет только как меру индивидуальной профилактики [15, с. 46]. А. В. Равнюшкин полагает, что профилактический учет является одним из средств воздействия полиции на граждан, совершивших ранее и (или) вновь склонных к совершению правонарушений [12, с 78]. По мнению ряда исследователей, профилактический учет -это урегулированный административно-процессуальными нормами специальный порядок деятельности по разрешению однородных индивидуально-конкретных дел либо совершения иных юридически значимых административно-правовых действий вне рамок каких-либо административных производств [3, с. 6]. Как представляется, профилактический учет представляет собой форму индивидуальной профилактики правонарушений, целью которой является предупреждение совершения (возможного совершения) правонарушений [7, с. 56].
Анализ содержания понятия «профилактический учет» встречается и в региональных законах о профилактике правонарушений. В законах республик Башкортостан, Бурятия, Крым, Саха (Якутия), а также Забайкальского, Краснодарского краев, Архангельской, Воронежской и Нижегородской областей профилактический учет рассматривается как форма или мера индивидуальной профилактики, содержанием которой являются: наблюдение за поведением лица, поставленного на учет; изучение условий и образа его жизни; воспитательное воздействие на него; пресечение антиобщественного поведения; устранение условий, способствующих совершению им правонарушений; проведение проверки по месту его жительства, работы, учебы [1].
В свою очередь, проект федерального закона «Об основах системы профилактики пра-
вонарушений в Российской Федерации» содержит иное определение понятия «профилактический учет» - система мер по регистрации и обработке данных о лицах, в отношении которых имеются основания для применения мер по индивидуальной профилактике правонарушений. Данное определение указывает на информационную и статистическую стороны профилактического учета, при этом не отражает цели и содержание рассматриваемой формы индивидуальной профилактики. Очевидно, что при принятии законопроекта необходимо учесть опыт регионального нормотворчества. Важно четкое закрепление и разграничение полномочий между субъектами профилактики в этом направлении. Кроме того, в законе целесообразно закрепить административную процедуру постановки на профилактический учет, которой будут руководствоваться должностные лица органов внутренних дел; необходимые положения, связанные с регистрацией и обработкой данных о лицах, ведением служебной документации, отражающей персональные данные граждан, информацию о дате постановки и сроке нахождения гражданина на учете, сведения о событиях совершенного преступления или административного правонарушения. Результаты индивидуальной профилактической работы следует проработать и внести в нормативные правовые акты МВД России. В свою очередь, иные органы системы профилактики правонарушений в пределах их полномочий и в соответствии с российским законодательством, координируя свои действия с органами внутренних дел, совместно займутся непосредственным профилактическим воздействием на граждан в целях предупреждения правонарушений.
Таким образом, разработка и закрепление на законодательном уровне понятий «индивидуальная профилактическая работа» и «профилактический учет» позволят, во-первых, разграничить меры общей и индивидуальной профилактики; во-вторых, конкретизировать деятельность полиции по адресному воздействию на «подучетное» лицо; в-третьих, установить пределы индивидуального профилактического воздействия.
Другим важным с научной и практической точек зрения является вопрос о правовых основаниях постановки на профилактический учет лиц, допускающих правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений. Отсут-
ствие этих оснований в федеральном законе противоречит содержанию ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, так как содержанием полицейской деятельности выступает соблюдение и защита прав и свобод человека, установленных Основным законом страны [6, с. 96]. Это подтверждается тем, что постановка на профилактический учет осуществляется должностными лицами в процессе осуществления ими своих обязанностей без согласия и вопреки воле поставленного на профилактический учет. Поэтому следует поддержать мнение В. А. Плешакова о том, что постановка лица на профилактический учет предполагает определенное ущемление его прав, в связи с этим категории лиц и виды их антиобщественного поведения должны специально указываться в нормативных актах [9, с. 123].
Данная позиция находит свое подтверждение при осуществлении индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних и лиц, подвергнутых административному надзору полиции. Основания постановки на учет и порядок проведения с указанными лицами индивидуальной профилактической работы установлены федеральными законами. Однако при решении вопроса о постановке на учет лиц, допускающих правонарушения в сфере семейно-быто-вых отношений, правоприменитель вынужден действовать в рамках административного усмотрения, исходя из обязанностей, возложенных на полицию, необходимости и целесообразности, в порядке, предусмотренном ведомственным приказом.
Анализ действующих нормативных правовых актов показал, что только приказ МВД России «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» в п. 14.3 и 18.3 содержит два основания, по которым лицо может быть поставлено на профилактический учет, иных правовых оснований нормативный акт не предусматривает. К этим основаниям относится избрание в отношении гражданина меры пресечения, не связанной с лишением свобод, а также прекращение уголовного преследования по не-реабилитирующим основаниям.
Вопрос о правовых основаниях постановки на учет остается открытым и дискуссионным. По мнению Ч. Н. Ахмедова, основаниями постановки гражданина на профилактический учет является совершение лицом трех и более правонарушений в сфере семейно-
бытовых отношений, двух и более мелких хулиганств в быту в течение года; вынесение по материалу проверки постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по факту угрозы убийством; причинение телесных повреждений на бытовой почве [4, с. 235].
В настоящее время совершение лицом трех и более правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений может расцениваться контролирующими и следственными органами как халатное отношение полиции к выполнению обязанностей по предупреждению преступлений и административных правонарушений и вызвать подрыв доверия граждан. Примером может служить убийство в Нижнем Новгороде О. Беловым матери, жены и шестерых детей, получившее большой общественный резонанс. Кроме того, стоит отметить, что в Кодексе об административных правонарушениях РФ не предусмотрена административная ответственность за мелкое хулиганство в быту.
Выступая на страницах журнала «Вестник Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России», В. И. Акулов и Е. В. Кашкина высказали мысль о том, что основаниями для постановки на профилактический учет лиц, допускающих правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений, является совокупность проверенных данных, свидетельствующих о наличии в деянии лица признаков состава преступления при отсутствии оснований для возбуждения уголовного дела, а также неоднократность совершения лицом административных правонарушений в рассматриваемой сфере [2, с. 14].
В свою очередь, по мнению разработчиков «Настольной книги участкового уполномоченного полиции», основанием постановки на учет служит совершение лицом преступления или более двух административных правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений [11, с. 116]. Общий критерий для постановки лиц на профилактический учет представлен В. А. Плешаковым. С точки зрения ученого, факты противоправного поведения гражданина дают право для его постановки на профилактический учет [9, с. 123]. Каждая из этих позиций базируется на правоприменительной практике и подтверждает предположение об административном усмотрении в деятельности полиции. Однако, как представляется, они нуждаются в небольшой корректировке.
Безусловно, указанные В. И. Акуловым и Е. В. Кашкиной основания имеют место в практической деятельности полиции, тем не менее авторы не учли наличие уже совершенных лицом преступлений небольшой и средней тяжести, таких как побои и угроза убийством, и возможностей их совершения в будущем. Кроме того, исследователи не конкретизируют составы административных правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений, предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях РФ.
Анализ зарегистрированных в 2015 году в УМВД России по г. Барнаулу сообщений о се-мейно-бытовых конфликтах свидетельствует о том, что основным способом их разрешения является привлечение граждан к административной ответственности за мелкое хулиганство или появление в общественном месте в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность. Правоприменительная практика прошлых лет также указывает на то, что «семейных скандалистов» привлекали к административной ответственности за аналогичные составы и раньше [13, с. 257]. Также авторы не учли, что административная ответственность за «бытовое дебоширство», «семейно-бытовое дебоширство», «создание конфликтных ситуаций в семейно-бытовых отношениях», «нарушение условий проживания в семье» предусмотрена лишь в отдельных субъектах Российской Федерации - республики Алтай, Башкортостан, Бурятия, Мордовия, Чувашия, а также Калужская, Кировская, Магаданская, Мурманская, Нижегородская, Пензенская, Саратовская, Тамбовская области.
Кроме того, осталось без внимания огромное количество обращений, поступающих в органы внутренних дел, по поводу семейно-бытовых конфликтов, скандалов, ссор, аморального и опасного поведения близких и родственников. В основной массе обращений сведения о преступлениях или административных правонарушениях отсутствуют, поэтому они списываются в специальное номенклатурное дело. Другие обращения содержат просьбы оказания разового профилактического воздействия на своих супругов и родственников без привлечения их к юридической ответственности. Тем не менее это поступившие в полицию сигналы. В случае нереагирования на них могут наступить необратимые для семьи последствия в виде тяжких и особо тяж-
и 1 Л и
ких преступлений. В этой связи интересна позиция О. Ю. Таибовой, полагающей, что основанием постановки на профилактический учет и применения предупредительных мер будет являться не правонарушение, а наступление особых условий, которые могут способствовать его совершению [14, с. 48].
При разработке оснований постановки на учет лиц, допускающих правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений, необходимо принять во внимание не только мнения ученых, но и специфику правоприменительной деятельности участкового уполномоченного полиции, чья профессиональная компетенция позволяет выявлять лиц, от которых можно ожидать совершения правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений [8, с. 51].
В настоящее время назрела необходимость законодательного закрепления правовых оснований постановки на профилактический учет лиц, допускающих правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений. Это в свою очередь приведет к урегулированию общественных отношений между субъектом профилактического воздействия - органами внутренних дел - и лицами, в отношении которых оно будет направлено, снизит вероятность нарушения законности и ущемления прав «подучетных» лиц, членов их семей и родственников. Но самым главным последствием станет проведение сотрудниками полиции индивидуальной профилактической работы в соответствии с требованиями закона. Закрепление на законодательном уровне оснований постановки на учет откроет полиции возможности для применения всего арсенала мер профилактического воздействия, основанных на методах убеждения и принуждения. При этом гражданин, поставленный на учет, не сможет уклониться от обязательного профилактического воздействия. Это будет возможным только после решения вопроса о закреплении прав, обязанностей и ответственности лиц, состоящих на профилактическом учете.
В настоящее время правовое положение лиц, допускающих правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений и состоящих на профилактическом учете, не урегулировано. Индивидуальная профилактическая работа с этими лицами проводится условно, а они только числятся на учете. Причем узнать об этом граждане могут совершенно случайно,
например при получении каких-либо государственных услуг, трудоустройстве на работу либо при оформлении кредита. Нередки случаи, когда для поддержания показателей профилактической деятельности на учет ставятся самые незащищенные социальные слои населения.
В этой связи необходимо закрепление на законодательном уровне прав и обязанностей лиц, состоящих на профилактическом учете. Это требуется для того, чтобы гражданин, поставленный на профилактический учет, и в отношении которого осуществляется индивидуальная профилактическая работа, мог знать основания постановки на профилактический учет; порядок установления, продления, прекращения профилактического учета; сроки нахождения на учете; обращаться к должностным лицам органов внутренних дел с заявлением о досрочном прекращении индивидуальной профилактической работы и снятии с профилактического учета; обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органов внутренних дел при осуществлении индивидуальной профилактической работы.
В свою очередь, граждане, в отношении которых осуществляется индивидуальная профилактическая работа, обязаны своевременно прибыть по вызову должностных лиц органов внутренних дел, осуществляющих индивидуальную профилактическую работу; допускать сотрудников органов внутренних дел в жилое или иное помещение, являющееся местом жительства либо пребывания, в дневное время суток в целях проведения индивидуальной профилактической работы; участвовать во всех профилактических мероприятиях, проводимых должностными лицами органов внутренних дел; пройти курс медицинской и психологической реабилитации в случаях, когда правонарушения были совершены на фоне злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами.
Лица, состоящие на профилактических учетах, не соблюдающие возложенные на них законом обязанности, должны привлекаться к административной ответственности. Принимая во внимание значимость индивидуальной профилактической работы в предупреждении правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений, необходимо включить в Кодекс об административных правонарушений РФ норму, устанавливающую ответственность за не-
соблюдение обязанностей лица, состоящего на профилактическом учете. В связи с этим предлагаем дополнить ст. 19.24.1 КоАП РФ следующим содержанием:
«Статья 19.24.1 Несоблюдение лицом обязанностей в связи с нахождением на профилактическом учете
1. Несоблюдение лицом, состоящим на профилактическом учете, обязанностей, возложенных на него федеральным законом, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей.
2. Неоднократное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет обязательные работы на срок до сорока часов либо административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток».
Литература
1. Закон Забайкальского края от 3 июля 2009 года № 199-ЗЗК «О профилактике правонарушений в Забайкальском крае». URL: http: // docs.cntd.ru/document/ 922220212
2. Акулов В. И., Кашкина Е. В. Некоторые аспекты профилактической работы участковых уполномоченных милиции с лицами, допускающими правонарушения в сфере семей-но-бытовых отношений // Вестн. Всерос. инта повышения квалификации сотрудников МВД России. 2011. № 1 (17).
3. Анохина С. Ю., Бачурин А. Г., Левин П. Н., Семенов В. М. Административные процедуры в деятельности участкового уполномоченного полиции. Барнаул, 2015.
4. Ахмедов Ч. Н. Участковый уполномоченный милиции: генезис института и специфика организации деятельности. СПб., 2007.
5. Бекетов О. И., Майле А. Д. Профилактические меры полицейского воздействия в системе мер противодействия домашнему насилию в государствах Европейского сообщества // Вестн. Воронеж. гос. ун-та. Сер.: Право. 2009. № 1.
6. Бучакова М. А., Дизер О. А. Международные гарантии обеспечения прав человека и основных свобод в деятельности полиции // Вестн. Омск. ун-та. Сер.: Право. 2015. № 1.
7. Гайдуков А. А. Административно-правовая деятельность полиции по предупреждению правонарушений в сфере семейно-бы-
Российское законодательство в сфере предупреждения правонарушений семейно-бы-тового характера должно предоставлять полиции необходимые полномочия, направленные на защиту жертв (потерпевших) и контроля над поведением семейных агрессоров [5, с. 430]. Принятие проекта федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» полностью урегулирует процесс взаимоотношений между субъектами и объектами профилактического воздействия и позволит полиции осуществить полноценную индивидуальную профилактическую работу при помощи разнообразных мер профилактического воздействия, не нарушая права и свободы лиц, состоящих на профилактическом учете.
Bibliography
1. The law of Zabaykalsk Region of July 3, 2009 № 199-ZZK «About prevention of offenses in Zabaykalsky Region». URL: http://docs.cntd.ru/doc-ument/922220212
2. Akulov V. I., Kashkina E. V. Some aspects of scheduled maintenance of district militia officers with the persons allowing offenses in the sphere of the family and household relations // The Bulletin of the All-Russian institute of professional development of police officers of Russia. 2011. № 1 (17).
3. Anokhina S. Y., Bachurin A. G., Levin P. N., Semenov V. M. Administrative procedures in activity of the district police officer. Barnaul, 2015.
4. Akhmedov C. N. District militia officer: genesis of institute and specifics of the organization of activity. St. Petersburg, 2007.
5. Beketov O. I., Maile A. D. Preventive measures of police influence in system of measures of counteraction to domestic violence in the states of the European community // Messenger of the Voronezh state university. Series: Right. 2009. № 1.
6. Buchakova M. A., Deeser O. A. The international guarantees of ensuring human rights and fundamental freedoms in activity of police // Bulletin of Omsk university. Series : Right. 2015. № 1.
7. Gaydukov A. A. Administrative and legal activities of police for the prevention of offenses in the sphere of the family and household relations // The Altai legal messenger. 2015. № 11.
8. Grishakov A. G. Individual prevention in activity of the district police officer during the modern period // Messenger of St. Petersburg of Ministry
товых отношений // Алтайск. юрид. вестн. 2015. № 11.
8. Гришаков А. Г. Индивидуальная профилактика в деятельности участкового уполномоченного полиции в современный период // Вестн. СПб. ун-та МВД России. 2014. № 3.
9. Кикоть В. Я. Предупреждение преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел. М., 2012.
10. Куянова А. В. Профилактика семейно-бытовых конфликтов, домашнего насилия и предупреждение преступлений, совершаемых на бытовой почве // Административное право и процесс. 2015. № 9.
11. Настольная книга участкового уполномоченного полиции: метод. пособие. М., 2013.
12. Равнюшкин А. В. О профилактическом учете в территориальных органах МВД России лиц, допускающих правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений (на основе сравнительного анализа российского и белорусского законодательства) // Алтайск. юрид. вестн. 2015. № 12.
13. Соловей Ю. П. Правовое регулирование деятельности милиции в Российской Федерации. Омск, 1993.
14. Таибова О. Ю. Проблемы правоприменительной практики в деятельности органов внутренних дел // Науч. поиск. 2015. № 15.
15. Шалагин А. Е. Актуальные направления профилактической деятельности органов внутренних дел на современном этапе // Вестн. Казан. юрид. ин-та МВД России. 2014. № 2.
of Internal Affairs university of Russia. 2014. № 3.
9. KiKot V. Y. Prevention of crimes and administrative offenses law-enforcement bodies. Moscow, 2012.
10. Kujanova A. V. Prevention of the family and household conflicts, domestic violence and the prevention of the crimes committed on the household soil // Administrative law and process. 2015. № 9.
11. Reference book of the district police officer: methodical grant. Moscow, 2013.
12. Ravnyushkin A. V. About the preventive account in territorial authorities of the Ministry of Internal Affairs of Russia the persons allowing offenses in the sphere of the family and household relations (on the basis of the comparative analysis of the Russian and Belarusian legislation) // The Altai legal messenger. 2015. № 12.
13. Solovey Y. P. Legal regulation of activity of militia in the Russian Federation. Omsk, 1993.
14. Taibova O. Y. Problems of law-enforcement practice in activity of law-enforcement bodies // Scientific search. 2015. № 15.
15. Shalagin A. E. The actual directions of preventive activity of law-enforcement bodies at the present stage // The Bulletin of the Kazan legal institute Ministry of Internal Affairs of Russia. 2014. № 2.