Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТКОВОГО УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СЕМЕЙНО-БЫТОВОЙ СФЕРЕ'

ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТКОВОГО УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СЕМЕЙНО-БЫТОВОЙ СФЕРЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
222
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИКА / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / СЕМЕЙНО-БЫТОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ОФИЦИАЛЬНОЕ ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ / УЧАСТКОВЫЙ УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПОЛИЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Аврутин Роман Юрьевич, Шихалов Алексей Олегович

В статье рассматривается алгоритм реагирования на сообщения о происшествиях в семейно-бытовой сфере, а также вынесения официального предостережения участковым уполномоченным полиции как меры индивидуальной профилактики. Автором анализируются нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность по индивидуальной профилактике правонарушений. Как итог, предлагается внести изменения в ведомственные нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность полиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Аврутин Роман Юрьевич, Шихалов Алексей Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF THE ACTIVITIES OF THE DISTRICT AUTHORIZED OFFICER FOR THE PREVENTION OF OFFENSES IN THE FAMILY AND HOUSEHOLD SPHERE

The article discusses the algorithm for responding to reports of incidents in the domestic sphere, as well as issuing an official warning to the district police officer, as a measure of individual prevention. The author analyzes the normative-legal acts regulating the activity of individual crime prevention. As a result, it is proposed to amend the departmental legal acts regulating the activities of the police.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТКОВОГО УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СЕМЕЙНО-БЫТОВОЙ СФЕРЕ»

100 лет на страже правопорядка (к юбилею службы участковых уполномоченных полиции)

Научная статья

УДК 342.95

особенности деятельности участкового уполномоченного по профилактике правонарушений в семейно-бытовой сфере

Аврутин Роман Юрьевич1, Шихалов Алексей Олегович2

1,2 Санкт-Петербургский университет МВД России, Санкт-Петербург, Россия

1 roman-967@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-1140-8194

2 a.shikhalov@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-5480-9695

Аннотация. В статье рассматривается алгоритм реагирования на сообщения о происшествиях в семейно-бытовой сфере, а также вынесения официального предостережения участковым уполномоченным полиции как меры индивидуальной профилактики. Автором анализируются нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность по индивидуальной профилактике правонарушений. Как итог, предлагается внести изменения в ведомственные нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность полиции.

Ключевые слова: профилактика правонарушений, индивидуальная профилактика, органы внутренних дел, семейно-бытовые отношения, официальное предостережение, участковый уполномоченный полиции

Для цитирования: Аврутин Р. Ю., Шихалов А. О. Особенности деятельности участкового уполномоченного полиции по профилактике правонарушений в семейно-бытовой сфере // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2023. № 2. С. 5-11.

Original article

Peculiarities of the activities of the district authorized officer for the prevention of offenses in the family and household sphere

Avrutin Roman Yu.1, Shikhalov Aleksey O.2

1,2 Saint Petersburg University of the Ministry of the Interior of Russia, Saint Petersburg, Russia

1 roman-967@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-1140-8194

2 a.shikhalov@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-5480-9695

Abstract. The article discusses the algorithm for responding to reports of incidents in the domestic sphere, as well as issuing an official warning to the district police officer, as a measure of individual prevention. The author analyzes the normative-legal acts regulating the activity of individual crime prevention. As a result, it is proposed to amend the departmental legal acts regulating the activities of the police.

Keywords: crime prevention, individual prevention, internal affairs bodies, family and domestic relations, official warning, district police officer

© Аврутин Р.Ю., Шихалов А.О., 2023

ВЕСТНИК УРАЛЬСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА МВД России

For citation: Avrutin R. Yu., Shikhalov A. O. Peculiarities of the activities of the district authorized officer for the prevention of offenses in the family and household sphere // Bulletin of the Ural Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia. 2023. № 2. Pp. 5-11.

Очевидно, что предмет профилактики различного рода правонарушений в нашей стране актуален и по сей день. Этот вопрос рассматривается в рамках деятельности субъектов профилактики правонарушений в Российской Федерации, перечень которых закреплен на федеральном уровне [1]. При этом не только учитываются достигнутые результаты совместной работы, но разрабатываются и принимаются меры по повышению эффективности данного вида деятельности правоохранительных органов.

Органы внутренних дел всецело участвуют в профилактической деятельности, а по факту занимают лидирующую позицию в организации и проведении работы с населением. И это связано не только с «первой» позицией в перечне субъектов профилактики как федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а в большей степени с возложенными обязанностями по обеспечению защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействию преступности, охране общественного порядка и собственности, обеспечению общественной безопасности [2].

Ведущая роль в проведении профилактической работы в системе МВД России отведена полиции, различным службам и подразделениям, входящим в ее состав, что неоднократно отмечалось на самых высоких уровнях власти. Среди таковых названы подразделения участковых уполномоченных, по делам несовершеннолетних, патрульно-постовой службы, безопасности дорожного движения, по вопросам миграции и др., в задачах которых четко закреплены профилактические направления деятельности.

К примеру, в Инструкции по исполнению участковым уполномоченным полиции служебных обязанностей на обслуживаемом административном участке [3] (далее - Инструкция) закреплена обязательность решения задач не только по принятию мер, направленных на предупреждение и пресечение преступлений и иных правонарушений, но и по проведению индивидуальной профилактической работы.

Несмотря на имеющиеся теоретические проблемы, требующие решения в части определения сущности предупреждения правонарушений и преступлений, а также их профилактики, при наличии различных подходов к их пониманию [4, с. 78-88], следует рассмотреть деятельность участкового уполномоченного полиции по принятию превентивных мер, направленных на снижение риска совершения преступлений лицами, в том числе имеющими непогашенную (неснятую) судимость, уделяя особое внимание выявлению деяний, содержащих признаки так называемых «превентивных составов» преступлений, а также преступлений бытового характера или направленности.

Как определено основным для участковых уполномоченных ведомственным нормативно-правовым актом, одной из форм несения службы является индивидуальная профилактическая работа [3]. А с учетом того, что узкая сфера деятельности для участкового определена как жилой сектор, то и сама индивидуальная профилактическая работа проводится с лицами, состоящими на профилактическом учете по определенным категориям.

Особое место в перечне профилактируемых лиц для участкового уполномоченного занимают граждане, допускающие правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений [3]. Данная категория является специфичной, а основной объем профилактического воздействия лежит именно на службе участковых уполномоченных. Однако сама профилактическая работа начинается только после выявления девиантно-го поведения в сфере семейно-бытовых отношений, обычно после совершения каких-либо противоправных деяний в указанной области.

Инструкция по исполнению участковым уполномоченным полиции служебных обязанностей на обслуживаемом административном участке определяет основания постановки на учет и проведения профилактической работы с категорией «бытовых правонарушителей».

Во-первых, основанием для проведения индивидуальной профилактической работы с «бытовиками» является привлечение лица к административной ответственности по ст. 6.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовной ответственности по ст. 112, 115, 116, 116.1, 117, 119 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также принятое решение об отказе в возбуждении уголовного дела или прекращении уголовного дела по основаниям, предусмотренным п. 5 ч. 1 ст. 24, ст. 25 и 25.1, ч. 1 и 5 ст. 319 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Во-вторых, участковый уполномоченный полиции должен не реже одного раза в квартал посещать лиц, допускающих правонарушения в семейно-бытовой сфере, по месту их жительства или пребывания.

В-третьих, индивидуальная профилактическая работа с указанными лицами проводится в течение одного года с момента принятия решения о ее проведении.

В-четвертых, поступившее в отношении них заявление (сообщение) о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии при подтверждении, допущенного ими факта правонарушения, является основанием для продления срока индивидуальной профилактической работы [3].

На наш взгляд, изложенные положения не полностью отражают учет иных возможных обстоятельств, при которых могут быть зафиксированы правонару-

шения семейно-бытового характера, и не предлагают алгоритм выявления «бытовиков» участковым уполномоченным в повседневной деятельности и тем более взаимодействия с другими службами и подразделениями органов внутренних дел, а также иными субъектами профилактики в данной области.

По нашему мнению, имеющиеся нормативные положения возможно усовершенствовать, используя опыт профилактической работы, успешно применявшийся в г. Санкт-Петербурге.

Так, утратившим на сегодняшний день свою силу приказом Главного управления внутренних дел Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 5 октября 2004 г. № 1251 было утверждено «Наставление по организации работы органов внутренних дел с лицами, состоящими на профилактических учетах у участковых уполномоченных милиции», которое конкретизировало, разъясняло и дополняло действующий на тот момент приказ МВД России от 16 сентября 2002 г. № 900 «О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции».

Так, существовало несколько критериев, по которым «бытовым правонарушителем» признавалось лицо:

- в отношении которого были сообщения дежурному наряду отдела (отделения) милиции (три и более раза в течение года) о бытовых конфликтах по месту жительства с составлением «сигнальных карточек» (образец прилагался);

- совершившее в течение года два и более мелких хулиганства в быту;

- в отношении которого имеются прекращенные уголовные дела, постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по фактам хулиганства, нанесения телесных повреждений, истязаний, угроз убийством, имевшие место в бытовой сфере.

Указанный приказ от 5 октября 2004 г. № 1251 предусматривал заведение так называемой «сигнальной карточки», бланк которой представлял собой документ формата А5 из картона или плотной бумаги. Вверху карточки располагалось название «СИГНАЛЬНАЯ КАРТОЧКА», а ниже информация: дата и время поступления информации; регистрационный номер сообщения; данные инициатора сообщения; адрес места происшествия; телефон для связи; краткое содержание сообщения; данные сотрудников выезжавших по сообщению; результаты предварительной проверки, с указанием участников, причин и места конфликта; приняты меры по результатам выезда; кому поручена дальнейшая проверка; сроки исполнения.

Непосредственная работа с «бытовыми» правонарушителями определялась как особенно важная, ввиду того, что семейно-бытовые конфликты являются основной причиной преступлений на бытовой почве, а ее проведение выглядело следующим образом: участковый уполномоченный милиции не реже одного раза в месяц должен был посещать адрес проживания лица, состоящего на учете как «бытовой» право-

нарушитель, и проводить с ним профилактические беседы, а в случае, если правонарушения в быту носили системный характер, то посещение адреса осуществлялось в зависимости от ситуации в квартире.

Как мы видим, основные положения профилактической работы с лицами, допускающими правонарушения в семейно-бытовой сфере, в большей части сохранились и по сей день, однако есть и отличия.

Отличительной чертой приведенного профилактического алгоритма являлось то, что был определен порядок организации работы при выездах на бытовые конфликты, когда по всем выездам дежурного наряда на сообщения о бытовых конфликтах сотрудникам дежурной части необходимо было заполнять «сигнальные карточки», о которых упоминалось выше.

Очевидно, что вопрос получения своевременной информации о правонарушениях в семейно-бытовой сфере начинался с приема и регистрации обращений граждан.

После составления «сигнальная карточка» предоставлялась дежурным дежурной части руководству отдела (отделения) милиции при приеме-сдаче дежурства, где соответствующий руководитель определял с учетом территориальности и закрепленности административных участков участкового уполномоченного, которому предстояло провести необходимые проверочные действия. Поручение оформлялось в виде резолюции на самой карточке. Этой процедурой руководство отдела (отделения) милиции осуществляло контроль по данному направлению деятельности.

Далее, как правило, заместитель начальника отдела (отделения) милиции (по службе) на инструктаже при заступлении участковых уполномоченных на службу под подпись вручал «сигнальные карточки» для проведения проверки.

Учет составленных «сигнальных карточек» производился в специальном зарегистрированном журнале в алфавитном порядке. В этом же журнале ставилась отметка о том, когда и какому участковому уполномоченному милиции была поручена работа по проверке адреса возможного «бытового» правонарушителя. Срок для проверочных мероприятий не должен был превышать трех суток.

Сам участковый уполномоченный при получении «сигнальной карточки» для исполнения связывался определенными обязательствами. Во-первых, он должен был уточнить обстоятельства происшествия и с этой целью выйти в адрес, что осуществлялось как правило самостоятельно, а при наличии возможности, совместно с внештатным сотрудником и (или) дружинником.

Во-вторых, участковый был обязан опросить участников и очевидцев конфликта, при необходимости принять меры по изоляции правонарушителя и доставлении его в территориальный отдел (отделение) милиции для привлечения к установленной законом ответственности, если правонарушитель не был задержан дежурным нарядом ранее.

ВЕСТНИК УРАЛЬСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА МВД России

Итоговые результаты проверки по факту бытового конфликта докладывались руководству отдела (отделения) милиции. В дальнейшем участковый принимал все имеющиеся меры по урегулированию конфликтной ситуации в квартире.

Следует отметить, что участковые уполномоченные могли осуществлять профилактическое воздействие на семейные отношения в следующих формах:

- непосредственное воздействие на семью и ее членов;

- косвенное воздействие на семью, например, через государственные и общественные структуры, в том числе отделы социального обеспечения, занятости, образования и т. п.;

- ситуативное воздействие на семью, имеющее целью урегулирование специфических ситуаций.

После проведения необходимых проверочных мероприятий «сигнальные карточки» сдавались заместителю начальника территориального отдела (отделения) милиции (по службе) для концентрации. Документальное подтверждение проведенных мероприятий отражалось на оборотной стороне этой карточки и подтверждалось подписью участкового уполномоченного. Кроме журнала «сигнальные карточки» учитывались и хранились в картотеке в алфавитном порядке для контроля и анализа правонарушений на «бытовой» почве.

Постановку же и снятие с учета «бытовых» правонарушителей ежемесячно осуществлял заместитель начальника территориального отдела (отделения) милиции (по службе).

Действовавший алгоритм позволял снизить ла-тентность таких явлений, как «бытовое» хулиганство и «бытовое» насилие, а также обеспечивал контроль участкового уполномоченного милиции за ситуацией на закрепленном административном участке. Подчеркнём, что даже если участковый уполномоченный по объективным причинам (выходной, болезнь и т.п.) отсутствовал на службе, то по возвращению, вся информация «бытового» характера была в его распоряжении без дополнительного изучения суточных сводок и иных материалов о происшествиях.

Институт «сигнальных карточек» позволял не оставлять без внимания любые конфликтные ситуации, даже если на момент вызова наряда милиции тот или иной конфликт был улажен, а лица, первоначально сообщившие о конфликте, просили отменить вызов.

Семейное насилие - наиболее острая конфликтная форма взаимоотношений индивидов в семье, оно может включать в себя:

- физическое насилие (причинение телесных повреждений, побои, дергание за волосы, щипание и др.);

- сексуальное насилие;

- психическое или вербальное насилие (угрозы, крики, брань, оскорбления, скандалы);

- экономическое насилие (создание условий полной или частичной экономической зависимости, ли-

шение средств для нормального существования, в том числе лишение жилища, пищи);

- ограничение свободы (заточение в доме, препятствия в общении с кем-либо);

- иное воздействие, угрожающее жизни, здоровью, половой свободе, половой неприкосновенности, иным защищаемым правам и интересам личности.

Проведение проверочных мероприятий даже после пика конфликта, установление первопричин, послуживших поводом для обращения за помощью в правоохранительные органы, не только позволяли выявить признаки правонарушений, которые в первоначальном обращении не были явны, но и купировать дальнейшие конфликты, а возможно и выявить иные направления профилактической работы.

Следует отметить, что схожие положения отражены и в приказе УМВД России по Архангельской области от 19 ноября 2012 г. № 946 «Об организации выездов сотрудников полиции по сообщениям граждан семейно-бытового характера».

Еще один аспект деятельности участкового уполномоченного по профилактике правонарушений в семейно-бытовой сфере, на который следует обратить внимание, связан с принятием решения об отказе в возбуждении уголовного дела или прекращении уголовного дела по основаниям, предусмотренным п. 5 ч. 1 ст. 24, ст. 25 и 25.1, ч. 1 и 5 ст. 319 УПК РФ, по факту допущения лицом правонарушения в семейно-быто-вой сфере [3].

Участковый уполномоченный проводит проверочные мероприятия, получая объяснения по факту случившегося от потерпевшего лица, свидетелей, очевидцев и лица, чьи действия послужили поводом для обращения граждан в органы внутренних дел. Кроме получения письменных показаний участковый уполномоченный для принятия объективного и законного решения собирает характеризующий материал на участников событий. После чего в отведенный законом срок по факту обращения принимается решение, на которое в первую очередь влияет наличие или отсутствие признаков преступления или административного правонарушения.

Как известно, лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность [5], а для привлечения виновного лица к ответственности требуется установление всех элементов состава правонарушения, т. е. субъекта, субъективной стороны, объекта и объективной стороны. На практике, при видимой очевидности правонарушения, не всегда возможно доказать вину лица и соответственно привлечь его к ответственности. А если проведение проверки связано с событиями семейно-бытового характера, когда конфликты происходят без свидетелей и очевидцев, вопрос привлечения к ответственности остается открытым, не говоря уже о возможности продолжения противоправного поведения и, как следствие, безнаказанности.

В подобных случаях участковый уполномоченный вынужден выносить постановление об отказе в воз-

буждении уголовного дела, руководствуясь не п. 5 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, а п. 1 или 2 в зависимости от ситуации.

С целью профилактического влияния на действия, создающие условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения лица в случае невозможности привлечения к уголовной или административной ответственности несостоявшемуся правонарушителю может быть объявлено официальное предостережение о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, административных правонарушений, разрешение которых отнесено к компетенции полиции Федеральным законом от 16 октября 2019 г. № 337-ф3.

Порядок реализации предоставленного права определен нормативно-правовым актом МВД России [6], где указан не только перечень категорий должностных лиц системы МВД России, уполномоченных объявлять официальное предостережение, к которым относятся и участковые уполномоченные, но и порядок подготовки, объявления и хранения такого предостережения.

Считаем, что при условии учета приведенных примеров из практики документирования и проверки сообщений о бытовых правонарушениях с использованием «сигнальных карточек» и вынесения официального предостережения внесение изменений в действующее нормативно-правовое обеспечение деятельности соответствующих служб и подразделений органов внутренних дел будет способствовать повышению эффективности деятельности участковых уполномоченных полиции в сфере профилактики правонарушений в семейно-бытовой среде. Кроме того, это обеспечит более тесное взаимодействие между подразделениями при реагировании на сообщения и заявления о происшествиях в быту.

Полагаем, что само формирование «сигнальных карточек» с учетом развития Единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России возможно в Сервисе обеспечения деятельности дежурных частей, что позволит не только упростить, ускорить и систематизировать сам процесс такой деятельности, но и обеспечить в дальнейшем обмен информацией и результатами проверочных действий совместно с Сервисом обеспечения охраны общественного порядка [7].

Список источников

1. Федеральный закон РФ от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» // КонсультантПлюс: сайт. ШЬ: http://www.consultant.ru (дата обращения: 27.01.2023).

2. Указ Президента РФ от 21 декабря 2016 г. № 699 (ред. от 30.09.2022) «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации» //

КонсультантПлюс: сайт. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 27.01.2023).

3. Приказ МВД России от 29 марта 2019 г. № 205 «О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности» // Консультант-Плюс: сайт. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 27.01.2023).

4. Малков В. Д. Предупреждение и профилактика преступлений и иных правонарушений в системе борьбы с преступностью. Вестник МГЛУ. 2014. № 25 (711). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ preduprezhdenie-i-profilaktika-prestupleniy-i-inyh-pravonarusheniy-v-sisteme-borby-s-prestupnostyu/ viewer.

5. Федеральный закон Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» // КонсультантПлюс: сайт. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 27.01.2023).

6. Приказ МВД России от 4 марта 2020 г. № 119 «О некоторых вопросах объявления органами внутренних дел Российской Федерации официального предостережения (предостережения) о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, административных правонарушений, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения» // КонсультантПлюс: сайт. URL: http:// www.consultant.ru (дата обращения: 27.01.2023).

7. Приказ МВД России от 11 января 2016 г. № 1 «Вопросы эксплуатации программного обеспечения для реализации Сервиса обеспечения охраны общественного порядка» // КонсультантПлюс: сайт. URL: http:// www.consultant.ru (дата обращения: 27.01.2023).

References

1. Federal Law of the Russian Federation of June 23, 2016 No. 182-FZ «On the fundamentals of the crime prevention system in the Russian Federation» // ConsultantPlus: website. URL: http://www.consultant.ru (date of access: 01/27/2023).

2. Decree of the President of the Russian Federation of December 21, 2016 No. 699 (as amended on September 30, 2022) «On approval of the Regulations on the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation and the Model Regulations on the territorial body of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation for the subject of the Russian Federation» // ConsultantPlus: website. URL: http://www.consultant.ru (date of access: 01/27/2023).

3. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated March 29, 2019 No. 205 «On the service of a district police officer in a serviced administrative area and the organization of this activity» // ConsultantPlus: website. URL: http://www.consultant.ru (date of access: 01/27/2023).

4. Malkov V. D. Prevention and prevention of crimes and other offenses in the system of combating

ВЕСТНИК УРАЛЬСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ

crime. Vestnik MSLU. 2014. No. 25 (711). URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/preduprezhdenie-i-profilaktika-prestupleniy-i-inyh-pravonarusheniy-v-sisteme-borby-s-prestupnostyu/viewer.

5. Federal Law of the Russian Federation of December 30, 2001 No. 195-FZ «Code of the Russian Federation on Administrative Offenses» // ConsultantPlus: website. URL: http://www.consultant.ru (date of access: 01/27/2023).

6. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated March 04, 2020 No. 119 «On some issues of the announcement by the internal affairs bodies of the Russian Federation of an official warning (warning) about the inadmissibility of actions that create conditions for the commission of crimes. administrative offenses, the resolution of which is within the competence of the police, or the inadmissibility of continuing antisocial behavior» // ConsultantPlus: website. URL: http://www. consultant.ru (date of access: 01/27/2023).

7. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated January 11, 2016 No. 1 «Issues of operating software for the implementation of the Service for Ensuring Public Order» // ConsultantPlus: website. URL: http://www.consultant.ru (date of access: 01/27/2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиографический список

1. Федерал ьный закон от 16 октября 2019 г. № 337-ФЗ «О внесении изменений в ст. 13 Федерального закона "О полиции"» // КонсультантПлюс: сайт. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 27.01.2023).

2. Федеральный закон РФ от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (ред. от 21.12.2021) «О полиции» // КонсультантПлюс: сайт. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 27.01.2023).

3. Приказ МВД России от 28 июня 2021 г. № 495 «Об утверждении Наставления об организации служебной деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции территориальных органов МВД России» // КонсультантПлюс: сайт. URL: http:// www.consultant.ru (дата обращения: 27.01.2023).

4. Приказ МВД России от 12 сентября 2013 г. № 707 «Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации» // КонсультантПлюс: сайт. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 27.01.2023).

5. Приказ МВД России от 29 августа 2014 г. № 736 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях» // КонсультантПлюс: сайт. URL: http://www. consultant.ru (дата обращения: 27.01.2023).

6. Приказ МВД России от 16 сентября 2002 г. № 900 «О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции» (утратил силу) // КонсультантПлюс: сайт. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 27.01.2023).

7. Приказ Главного управления внутренних дел Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 5 октября 2004 г. № 1251 «Об утверждении Наставления по организации работы органов внутренних дел с лицами, состоящими на профилактических учетах у участковых уполномоченных милиции» (утратил силу).

8. Бондаренко, М. В. Институт официального предостережения как форма профилактического воздействия, применяемая органами исполнительной власти / М. В. Бондаренко // URL: https://cyberleninka. ru/article/n/institut-ofitsialnogo-predosterezheniya-kak-forma-profilakticheskogo-vozdeystviya-primenyaemaya-organami-ispolnitelnoy-vlasti/viewer.

9. Долгова, С. И. Органы внутренних дел (полиция) в системе профилактики административных правонарушений в семейно-бытовой сфере / С. И. Долгова, С. Г. Костин. - Москва: Академия управления Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2022. - 132 с. - ISBN 978-5-907530-42-3. - EDN BSMQSH.

10. Барышников, М. В. Деятельность участковых уполномоченных полиции по осуществлению профилактики правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений / М. В. Барышников, Д. В. Вислобокова // Современная наука. - 2022. - № 1. - С. 57-59. - EDN HHZONJ.

11. Потапенкова, И. В. Актуальные проблемы осуществления участковыми уполномоченными полиции индивидуальной профилактики с лицами, допускающими правонарушения в семейно-бытовой сфере / И. В. Потапенкова, Е. Н. Ярмонова // Актуальные проблемы деятельности участкового уполномоченного полиции на современном этапе: сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 30 ноября 2021 г. / сост. А. В. Константинов. - Москва: Московский университ, 2021. - С. 154-160. - EDN NBSOBF.

12. Равнюшкин, А. В. Риск-ориентированный подход при осуществлении государственного надзора (контроля), осуществляемого территориальными органами МВД России: вопрос расширения сферы его применения / А. В. Равнюшкин // Административное право и процесс. - 2018. - № 11. - С. 20-24. - EDN YMHMDZ.

Bibliographic list

1. Federal Law of October 16, 2019 No. 337-FZ «On Amendments to Article 13 of the Federal Law "On Police"» // ConsultantPlus: website. URL: http://www. consultant.ru (date of access: 01/27/2023).

2. Federal Law of the Russian Federation of February 7, 2011 No. 3-FZ (as amended on December 21, 2021) «On the Police» // ConsultantPlus: website. URL: http:// www.consultant.ru (date of access: 01/27/2023).

3. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated June 28, 2021 No. 495 «On approval of the Manual on the organization of official activities of combat units of the patrol and guard service of the police of the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of

Russia» // ConsultantPlus: website. URL: http://www. consultant.ru (date of access: 01/27/2023).

4. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated September 12, 2013 No. 707 «On approval of the Instruction on the organization of consideration of citizens' appeals in the system of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation»// ConsultantPlus: website. URL: http://www.consultant.ru (date of access: 01/27/2023).

5. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated August 29, 2014 No. 736 «On approval of the Instruction on the procedure for receiving, registering and authorizing in the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation applications and reports on crimes, administrative offenses, and incidents» // ConsultantPlus: website. URL: http://www. consultant.ru (date of access: 01/27/2023).

6. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated September 16, 2002 No. 900 «On measures to improve the activities of district police officers» (lost force) // ConsultantPlus: website. URL: http://www. consultant.ru (date of access: 01/27/2023).

7. Order of the Main Department of Internal Affairs of St. Petersburg and the Leningrad Region dated October 05, 2004 No. 1251 «On Approval of the Manual on the Organization of the Work of the Internal Affairs Bodies with Persons Registered with Precinct Police Commissioners» (lost force).

8. Bondarenko, M. V. The institution of official warning as a form of preventive action used by executive authorities / M.V. Bondarenko // URL: https://cyberleninka. ru/article/n/institut-ofitsialnogo-predosterezheniya-kak-forma-profilakticheskogo-vozdeystviya-primenyaemaya-organami-executivepower/viewer.

9. Dolgova, S. I. Internal affairs bodies (police) in the system of prevention of administrative offenses in the family and domestic sphere / S. I. Dolgova, S. G. Kostin // Moscow: Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 2022. - 132 p. -ISBN 978-5-907530-42-3. - EDN BSMQSH.

10. Baryshnikov, M. V., Vislobokova D. V. Activities of precinct police officers for the implementation of crime prevention in the sphere of family and domestic relations / M. V. Baryshnikov, D. V. Vislobokova // Modern Science. -2022. - No. 1. - P. 57-59. - EDN HHZONJ.

11. Potapenkova, I. V. Actual problems of the implementation of individual prevention by district police officers with persons committing offenses in the family and household sphere / I. V. Potapenkova, E. N. Yarmonova // Actual problems of the activity of the district police officer at the present stage: Collection of scientific papers of the All-Russian Scientific and Practical Conference, Moscow, November 30, 2021 / Comp. A. V. Konstantinov. - Moscow: Moscow University, 2021. - P. 154-160. - EDN NBSOBF.

12. Ravnyushkin, A. V. Risk-based approach in the implementation of state supervision (control) carried out by the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia: the issue of expanding the scope of its

application / A. V. Ravnyushkin // Administrative law and process. - 2018. - No. 11. - P. 20-24. - EDN YMHMDZ.

Вклад авторов

Все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов

Contribution of the authors

The authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests

Информация об авторах

Аврутин Роман Юрьевич - кандидат юридических наук

Information about the authors

Avrutin Roman Yu. - Candidate of Law

Статья поступила в редакцию 07.02.2023; одобрена после рецензирования 21.02.2023; принята к публикации 24.05.2023

The article was submitted 07.02.2023; approved after reviewing 21.02.2023; accepted for publication 24.05.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.