Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАТРУЛЬНО-ПОСТОВОЙ СЛУЖБЫ ПОЛИЦИИ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАТРУЛЬНО-ПОСТОВОЙ СЛУЖБЫ ПОЛИЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
153
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МВД РОССИИ / ПОЛИЦИЯ / СОТРУДНИКИ ПОЛИЦИИ / НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОХРАНА ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА / ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ГРАЖДАН / ПАТРУЛЬНО-ПОСТОВАЯ СЛУЖБА ПОЛИЦИИ / ДЕНЕЖНОЕ ДОВОЛЬСТВИЕ / MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA / POLICE / POLICE OFFICERS / DIRECTIONS OF ACTIVITY / PROTECTION OF PUBLIC ORDER / ENSURING SAFETY OF CITIZENS / PATROL SERVICE OF POLICE / MONETARY ALLOWANCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шегало Дмитрий Дмитриевич

В настоящее время перед системой МВД России стоит глобальная задача - повысить качество работы по всем направлениям, которые находятся в компетенции Министерства, оптимизировать качественноколичественный состав полиции, внедрить в ее практическую деятельность современные технические и информационные средства. Разработать универсальные критерии эффективности работы полиции в целом и сотрудников патрульно-постовой службы в частности достаточно сложно, поскольку их деятельность носит весьма разносторонний характер. Деятельность подразделений патрульно-постовой службы полиции строится в соответствии с принципами соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, беспристрастности, открытости и публичности, общественного доверия и поддержки граждан, взаимодействия и сотрудничества, использования достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем. Проанализировав правовые нормы в части организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции и Приказы МВД России о денежном довольствии сотрудника полиции, автор статьи пришел к выводу о необходимости внесения дополнений в нормативные правовые акты, которые должны положительно повлиять на эффективность работы сотрудников патрульно-постовой службы полиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERFECTION OF ACTIVITY PATROLNO-POSTOVYY SERVICE POLICE

Currently, the system of the Ministry of internal Affairs of Russia faces a global task - to improve the quality of work in all areas that are within the competence of the Ministry, to optimize the qualitative and quantitative composition of the police, to introduce modern technical and information tools into its practical activities. It is diffi to develop universal criteria for the effectiveness of the police in General, and patrol offi in particular, because their activities are very diverse. Analyzed the legal norms in the organization of the activities of combat units of the patrol service of the police and the Orders of the Ministry of internal Affairs of Russia on the monetary allowance of the police offi , the author came to the conclusion that it is necessary to make additions to the normative legal acts, which should positively affect the effiof employees patrulno-sentry duty of police.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАТРУЛЬНО-ПОСТОВОЙ СЛУЖБЫ ПОЛИЦИИ»

УДК 342.9

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАТРУЛЬНО-ПОСТОВОЙ СЛУЖБЫ ПОЛИЦИИ

Шегало Дмитрий Дмитриевич,

оперуполномоченный 3 ОРЧ«М», e-mail: oy_sh@list.ru, ОУР УВД по СЗАО ГУ МВД России по г. Москве, г. Москва

В настоящее время перед системой МВД России стоит глобальная задача - повысить качество работы по всем направлениям, которые находятся в компетенции Министерства, оптимизировать качественно-количественный состав полиции, внедрить в ее практическую деятельность современные технические и информационные средства. Разработать универсальные критерии эффективности работы полиции в целом и сотрудников патрульно-постовой службы в частности достаточно сложно, поскольку их деятельность носит весьма разносторонний характер. Деятельность подразделений патрульно-постовой службы полиции строится в соответствии с принципами соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, беспристрастности, открытости и публичности, общественного доверия и поддержки граждан, взаимодействия и сотрудничества, использования достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем. Проанализировав правовые нормы в части организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции и Приказы МВД России о денежном довольствии сотрудника полиции, автор статьи пришел к выводу о необходимости внесения дополнений в нормативные правовые акты, которые должны положительно повлиять на эффективность работы сотрудников патрульно-постовой службы полиции.

Ключевые слова: МВД России, полиция, сотрудники полиции, направления деятельности, охрана общественного порядка, обеспечение безопасности граждан, патрульно-постовая служба полиции, денежное довольствие

PERFECTION OF ACTIVITY PATROLNO-POSTOVYY SERVICE POLICE

Shegalo D.D.,

operative of 3 ORCh "M", e-mail: oy_sh@list.ru, ESD ATC in the North-East Administrative District of the Ministry of Internal Affairs of Russia in Moscow, Moscow

Currently, the system of the Ministry of internal Affairs of Russia faces a global task - to improve the quality of work in all areas that are within the competence of the Ministry, to optimize the qualitative and quantitative composition of the police, to introduce modern technical and information tools into its practical activities. It is difficult to develop universal criteria for the effectiveness of the police in General, and patrol officers in particular, because their activities are very diverse. Analyzed the legal norms in the organization of the activities of combat units of the patrol service of the police and the Orders of the Ministry of internal Affairs of Russia on the monetary allowance of the police officer, the author came to the conclusion that it is necessary to make additions to the normative legal acts, which should positively affect the efficiency of employees patrulno-sentry duty of police.

Keywords: the Ministry of internal Affairs of Russia, police, police officers, directions of activity, protection of public order, ensuring safety of citizens, patrol service of police, monetary allowance

DOI 10.21777/2587-9472-2019-2-68-72

Правопорядок и безопасность являются залогом нормальной жизнедеятельности людей, существования общества и его развития. Качество поддержания правопорядка в общественных местах - это, с одной стороны, процесс, а с другой - результат реализации норм, значительная часть которых является административно-правовыми.

Обеспечение порядка в общественных местах можно определить как «деятельность уполномоченных субъектов по надзору за соблюдением действующего в этой сфере законодательства и непосредственной защите жизни, здоровья, чести, достоинства человека и гражданина, собственности, других прав и свободы физических и юридических лиц, интересов общества и государства от преступных и административно наказуемых посягательств, а также общественно опасных событий» [1, с. 33].

Функция охраны общественного порядка и обеспечения безопасности граждан носит общий характер. Указанное направление деятельности присуще всем подразделениям и службам органов внутренних дел. Однако существуют специальные подразделения, непосредственно специализирующиеся на ее решении, основным среди которых является патрульно-постовая служба полиции.

Патрульно-постовая служба полиции - одна из давних служб по обеспечению общественного порядка. Юридическое закрепление деятельность охраны правопорядка получила в 1649 году, во введенном Алексеем Михайловичем Романовым «Наказе о градском благочинии», впоследствии распространившемся на крупные поселения Руси. Претерпев реформирование, знакомое для нас понятие «полицейская постовая служба» упоминается в утвержденном в 1838 году «Положении о столичной полиции», уже на тот момент выполняющая различные функции для поддержания порядка в поселениях и городах внутри страны [2, с. 25]. 2 сентября 1923 года приказом Центрального административного управления НКВД РСФСР № 4 утверждена «Инструкция постовому милиционеру». Эту дату принято считать днем образования патрульно-постовой службы, основной задачей которой является охрана общественного порядка. Увеличение роста уличных преступлений и разделений постов (участков) патрульно-постовой службы 20 октября 1930 года приводит к реорганизации районных административных отделений милиции в Управления рабоче-крестьянской милиции и уголовного розыска. Таким образом, патрульно-постовая служба и служба уголовного розыска получили схожие задачи, что оказало негативное влияние на распределение функций.

В настоящее время строевые подразделения патрульно-постовой службы полиции входят в состав подразделений полиции, осуществляющих деятельность по охране общественного порядка. При выполнении своих служебных обязанностей патрульно-постовая служба полиции руководствуется Приказом МВД России № 80 от 29.01.2008 года (ред. от 12.02.2015 г.) «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции» вместе с «Уставом патрульно-постовой службы полиции»1. Однако, на наш взгляд, в условиях практической деятельности, организация работы данного подразделения требует корректировки.

Предложения, рассмотренные ниже, направлены на решение таких задач, как улучшение оперативной обстановки на территории отдельно взятого района, повышение результатов административной практики за счет замотивированности сотрудников, изменение критерия учета и оценки результатов деятельности патрульно-постовой службы полиции.

Согласно Приказу № 80 от 29.01.2008 года (ред. от 12.02.2015 г.) «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции», основными задачами подразделений ППСП являются:

1. Обеспечение правопорядка на улицах, объектах транспорта и в других общественных местах [8, с. 7].

2. Обеспечение безопасности личности, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на постах и маршрутах патрулирования [3, с. 1058; 4, с. 26; 6, с. 31].

3. Выявление на постах, маршрутах и задержание лиц, совершивших преступления и скрывающихся от следствия и суда.

4. Оказание содействия подразделениям полиции, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в исполнении возложенных на нее обязанностей [5, с. 197; 7].

В учет и оценку результатов деятельности патрульно-постовой службы полиции, согласно п. 6.3 и п. 132.3 Приказа МВД России № 80 от 29.01.2008 года (в ред. Приказа МВД России от 12.02.2015 г.), вхо-

1 Приказ МВД России от 29.01.2008 № 80 (ред. от 12.02.2015) «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции» (вместе с «Уставом патрульно-постовой службы полиции») // СПС «Консультант-Плюс».

дит количество задержанных лиц, скрывавшихся от следствия и суда, что, по нашему мнению, требует отмены. Осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших является одной из основных задач оперативных подразделений на основании ст. 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1998 года № 1442. Поэтому задача по задержанию лиц, скрывавшихся от следствия и суда патрульно-постовыми службами, вносит разлад с подразделениями, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. Оперативные подразделения осуществляют свою деятельность негласно. Например, сотрудники патрульно-постовой службы при задержании лица, скрывающегося от следствия и суда, могут быть не осведомлены о «разработке» данного лица оперативными подразделениями, с целью задержания в условленное время и проведение следственных действий в сроки, установленные УПК РФ.

На основании изложенного, считаем, что исключение п. 132.3 и изменение п. 6.3 Приказа МВД России от 29.01.2008 года № 80 (ред. от 12.02.2015 г.) не только избавит патрульно-постовую службу от решения несвойственных для нее задач, но и увеличит показатели в данном направлении деятельности оперативных подразделений.

Отметим, что на момент реорганизации районных административных отделений милиции в Управления рабоче-крестьянской милиции и уголовного розыска, полномочия патрульно-постовой службы и ГИБДД на тот момент не разделялись. Так, своевременное пресечение правонарушений, предусмотренных ст. 12.1 КоАП «Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, транспортным средством, не прошедшим государственного технического осмотра» или ст. 12.8 КоАП «Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения» способствует снижению причинения вреда здоровья третьим лицам или пресечению готовящихся преступлений с использованием транспортного средства.

После распределения функций между ППС и ГИБДД, при выявлении сотрудниками патрульно-постовой службы полиции одного из вышеперечисленных административных правонарушений, для составления административного материала необходимо вызывать подведомственные службы - сотрудников ГИБДД Однако, из-за высокой загруженности такая «передача» правонарушения может затянуться на три и более часов, что может обернуться нарушением положений ст. 27.5 КоАП «Сроки административного задержания».

Таким образом, легитимное возвращение сотрудникам патрульно-постовой службы права оформления ряда правонарушений способствует экономии времени службам ППС и ГИБДД, повышению результатов служебной деятельности ППСП и улучшению оперативной обстановки на участке (посту).

Также отметим, что составление административного материала сотрудниками полиции за совершенные гражданами административные правонарушения на территории обслуживания, такие как ст. 20.20 КоАП «Потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах либо потребление наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ в общественных местах», ст. 20.21 КоАП «Появление в общественных местах в состоянии опьянения» требует проведения больших мероприятий, нежели иные. Так, для оформления указанных правонарушений необходимо не только составление материала для привлечения к административной ответственности, но и направление гражданина на медицинское освидетельствование с целью установления факта опьянения. Данное мероприятие занимает значительную часть времени. Именно поэтому подобные правонарушения и многие другие остаются невыявлен-ными. В то же время указанные случаи относятся к коррупционной составляющей в подразделениях патрульно-постовой службы полиции.

Отметим, что денежное довольствие сотрудника полиции устанавливается:

- Приказом МВД России № 65 от 31 января 2013 года «Об утверждении порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)3;

2 Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «Об оперативно-розыскной деятельности» // СПС «Консуль-тантПлюс».

3 Приказ МВД России от 31.01.2013 № 65 (ред. от 12.11.2018) «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // СПС «КонсультантПлюс».

- Приказом МВД России № 314 от 21 мая 2018 года «О размерах надбавки к должностному окладу сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время»4;

- Приказом МВД России № 522 от 25 июля 2017 года «Об утверждении Перечня должностей сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, при замещении которых выплачивается ежемесячная надбавка за особые условия службы, и размеров надбавки по этим должностям»5.

Соответственно, при ежемесячной выплате денежного довольствия сотрудник полиции довольствуется фиксированной суммой, которая не зависит от количества выявленных им административных правонарушений. В этой связи сотрудники патрульно-постовой службы полиции, как уже было сказано, могут оставить без внимания правонарушения, которые требуют повышенного внимания и затрат времени на сбор административного материала. К тому же, невыявленные правонарушения создают возможность приумножить личный бюджет, за счет непривлечения лица к административной ответственности. Так как же замотивировать сотрудника полиции не только выявлять административные правонарушения, но и отказаться от мысли получения «денежного вознаграждения» за невыявленные правонарушения?

На основании изложенного, предлагаем внести некоторые изменения в Приказ № 65 «Об утверждении порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации», и «.. .установить надбавку сотрудникам патрульно-постовой службы за выявленные административные правонарушения в размере 50% от суммы штрафа».

Так, штраф за совершение административного правонарушения, предусмотренного по ч. 1 ст. 20.20 КоАП «Потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах либо потребление наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ в общественных местах» составляет от 500 до 1000 руб., по ч. 2 - от 4000 до 5000 руб., по ч. 3 - от 4000 до 5000 руб., по ст. 20.21 КоАП «Появление в общественных местах в состоянии опьянения» - от 500 до 1500 руб. К примеру, при выявлении за пятнадцать рабочих дней пятнадцати административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 20.20 КоАП «Потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах либо потребление наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ в общественных местах», при условии наложения штрафа в размере 500 руб., надбавка будет составлять 3750 руб.

Таким образом, внесение предложенных дополнений в Приказ № 65 будет не только мотивировать сотрудника полиции работать, но и значительно снизит уровень коррупционной составляющей в подразделениях полиции. Ведь если сотрудник полиции будет понимать, что при усиленной и честной работе его труды будут вознаграждены законным способом, то прибегать к мелкому взяточничеству не будет необходимости. С увеличением работоспособности сотрудников бюджет страны увеличится, а 50% от суммы штрафа будет взиматься, как и сам штраф, с гражданина, допустившего административное правонарушение.

В заключение отметим, что при практическом применении нововведений ожидается улучшение оперативной обстановки на территории обслуживания, повышение результатов административной практики, пресечение тяжких и особо тяжких преступлений, снижение коррупционной составляющей.

Список литературы

1. Аврутин О.Е. К вопросу об административно-правовом режиме обеспечения общественного порядка // Административное право и процесс. - 2013. - № 7. - С. 32-36.

4 Приказ МВД России от 21.05.2018 № 314 «О размерах надбавки к должностному окладу сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, и утверждении Перечня должностей сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, при замещении которых устанавливается надбавка к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время» // СПС «КонсультантПлюс».

5 Приказ МВД России от 25.07.2017 № 522 (ред. от 04.12.2018) «Об утверждении Перечня должностей сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, при замещении которых выплачивается ежемесячная надбавка за особые условия службы, и размеров надбавки по этим должностям» // СПС «КонсультантПлюс».

2. Административная деятельность полиции / под ред. А.К. Дубровина. - Иркутск: ФГКОУ ВПО ВСИ «МВД России», 2013. - 304 с.

3. Адмиралова И.А. Правовое регулирование повышения эффективности административной деятельности полиции в механизме обеспечения прав и свобод граждан // Административное и муниципальное право. - 2014. - № 10. - С. 1055-1066.

4. Адмиралова И.А. Правовое регулирование методов убеждения и принуждения в деятельности полиции как средств обеспечения прав и свобод граждан // Административное и муниципальное право. -2015.- № 1. - С. 18-31.

5. Владимиров С.И. К вопросу о дефиниции «содействие граждан оперативным подразделениям органов внутренних дел» // Актуальные проблемы российского права. - 2017. - № 6. - С. 195-201.

6. Грищенко А.Н. К вопросу об охране и защите прав и свобод граждан в деятельности полиции // Современное право. - 2017. - № 8. - С. 29-34.

7. Смирнов М.П. Комментарии законодательного регулирования оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации и за рубежом (постатейный). - 5-е изд., расширенное и перераб. // СПС «Кон-сультантПлюс».

8. Упорникова-ПивовароваИ.В. Профессионально-психологическая подготовка сотрудников специальных подразделений органов внутренних дел к действиям в экстремальных условиях // Юридическая психология. - 2010. - № 4. - С. 5-8.

References

1. Avrutin O.E. On the issue of administrative and legal regime of public order // Administrative law and procedure. - 2013. - № 7. - Рр. 32-36.

2. Administrative activities of the police / ed. A. K. Dubrovin. - Irkutsk: FGKOU VPO ALL "MIA of Russia", 2013. - 304 p.

3. Admiralova I.A. Legal regulation of increase of efficiency of administrative activity of police in the mechanism of ensuring the rights and freedoms of citizens // Administrative and municipal law. - 2014. -№ 10. - Pp. 1055-1066.

4. Admiralova I.A. Legal regulation of methods of persuasion and coercion in the activities of the police as a means of ensuring the rights and freedoms of citizens // Administrative and municipal law. - 2015. - № 1. -Pp. 18-31.

5. Vladimirov S.I. To the question of the definition of "assistance of citizens to operational units of the internal Affairs bodies" // Actual problems of Russian law. - 2017. - № 6. - Pp. 195-201.

6. Grishchenko A.N. On the protection and protection of the rights and freedoms of citizens in the activities of the police // Modern law. - 2017. - № 8. - Pp. 29-34.

7. Smirnov M.P. Comments on the legislative regulation of investigative activities in the Russian Federation and abroad (article). - 5-e izd., expanded and reworked // SPS "ConsultantPlus".

8. Upornikova-Pivovarova I.V. Professional psychological training of employees of special units of internal Affairs bodies to act in extreme conditions // Legal psychology. - 2010. - № 4. - Pp. 5-8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.