вая связь не всегда доступна. Учитывая огромную площадь Красноярского края, можно понять, почему он является лидером в России по внедрению ГЛО-НАСС-технологий на пассажирском автотранспорте. А их предстоит применять более широко и на речных судах и на воздушных. В совокупности такие меры повысят безопасность передвижения.
Так как аппаратура ГЛОНАСС позволяет отслеживать, где находится транспортное средство, она помогает снижать расход топлива путём оптимизации маршрутов. В ряде регионов страны отмечено, что благодаря такому оснащению автотранспорта удалось уйти от практики «левых» рейсов, а значит, повысить эффективность экономической деятельности предприятий. В нашем крае подобный проект впервые был реализован на территории Бирилюсского района в 2008 году, его результат - 30 % экономии бюджета.
Однако следует отметить, что конечное оборудование потребителей для работы с системой ГЛО-НАСС, т. е. попросту говоря, навигаторы, не имеют ярко выраженных конкурентных преимуществ перед западными аналогами, работающих с системой GPS. Среди автовладельцев, большинство отдают предпочтение GPS-навигаторам по причине их доступности и удобства в эксплуатации.
Государство в свою очередь, для обеспечения конкурентоспособности отечественных изделий, объявило о повышении пошлин на ввоз аппаратуры GPSв Россию. Эффект от таких мер продвижения системы ГЛОНАСС и защиты отечественного рынка, естественно, будет разным. Меры по защите российского навигационного рынка надо вводить продуманно, чтобы повышение пошлин на ввозимые GPS-устройства стало позитивным фактором, стимулирующим производителей готовых изделий к использованию ГЛОНАСС, а розничные торговые сети - к продаже аппаратуры на базе приемников ГЛОНАСС.
Поскольку российский рынок спутниковой навигации составляет менее 1 % мирового, особое значение следует принять снижению или отмене экспортных пошлин на аппаратуру ГЛОНАСС, а также ввозных пошлин на комплектующие для нее. Это поддержит отечественного производителя и приведет к сни-
жению цен на выпускаемую продукцию за счет увеличения объемов выпускаемых серий [3].
За последние годы был сделан серьезный рывок вперед в части технологий, но он еще не скомпенсировал то отставание, которое было накоплено за годы кризиса. Полностью конкурентоспособной элементная база, позволяющая использовать технологии ГЛОНАСС, станет в 2012-2014 годах, когда будет освоен выпуск навигационных приемников по современным технологическим нормам. Так, АФК «Система» анонсировала выпуск микрочипов по 45-нанометровой технологии, которые необходимы для создания массовой навигационной аппаратуры потребителей. Начинается серийное производство навигационных приемников ГЛОНАСС/GPS «ГеоС», создаваемых совместно компаниями РНИИ КП, «М2М телематика» и КБ «ГеоСтар навигация», есть перспективные продукты и в производственных планах концерна «Алмаз-Антей». Профессионалы раньше других поняли, что две системы лучше, чем одна, как с точки зрения увеличения количества спутников, с которых принимаются сигналы, так и в плане повышения помехоустойчивости [4].
Да и в других областях применения со стороны иностранных заказчиков проявляется устойчивый интерес к двухсистемной аппаратуре ГЛОНАСС/GPS. Многие государства рассматривают возможность парирования политических, экономических и технических рисков, связанных с использованием только GPS.
Так что ГЛОНАСС - это по определению глобальная система.
Библиографические ссылки
1. Официальный сайт ОАО ИСС. URL: http://www.iss-reshetnev.ru.
2. Википедия. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/глонасс.
3. Сайт федерального космического агентства. URL: http://www.federalspace.ru.
4. Сайт информационно-аналитического центра. URL: http://www.glonass-ianc.rsa.ru.
© Колесников Д. С., Сачек А. А., 2012
УДК 339.13
Н. А. Крымова Научный руководитель - В. А. Богомолов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнёва, Красноярск
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «НОВЫЙ ГОРОД» С ПОМОЩЬЮ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Представлен результат анализа внутренней и внешней среды ООО «Новый город» и на его основе предложены стратегии, способствующие достижению целей компании. Разработана миссия компании.
Красноярск - административная столица одноименного края и крупнейший экономический центр Центральной и Восточной Сибири. При площади в 348 кв. км город обладает жилым фондом в 63 млн. кв. метров. Вместе с тем наиболее активно жилищное
строительство в городе ведется на левом берегу Енисея, так как в данной части под строительство пригодно 70-80 % побережья, а в правой части - не более трети имеющейся земли. Строительный рынок города представлен более чем 30 застройщиками, в число
Секция «Маркетинги коммерциализация космоса»
которых входит ООО «Новый город».
ООО «Новый Город» - компания, которая входит в девелоперскую группу «СМ.СИТИ» и занимается реализацией проекта жилого комплекса (ЖК) «Южный Берег». Для ООО «Новый город», как и для любой организации, действующей в условиях рынка актуальна сегодня проблема выживаемости и обеспеченности непрерывности развития. Эта проблема решается различными организациями по-своему, но в основе ее лежит трудоемкая работа по созданию и реализации конкурентных преимуществ, содержание и организацию которой раскрывает концепция стратегического планирования. Стратегическое планирование — это набор действий, решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий (всесторонних комплексных планов), предназначенных для достижения целей и осуществления миссии организации [3].
Общепринятый процесс стратегического планирования складывается из следующих компонентов [3]: определение миссии компании; анализ внешней сре-
ды; анализ внутренних возможностей компании; изучение стратегических альтернатив и выбор стратегии; разработка организационной структуры компании (если ее не было); реализация стратегии; оперативное планирование и управление; контроль за реализацией стратегии.
Миссия компании ООО «Новый город» разработана на основе стратегического видения и миссии предприятия при комбинированном подходе, она представлена в табл. 1.
ООО «Новый город» ставит перед собой долгосрочную цель - стать одним из самых успешных игроков на рынке недвижимости города Красноярска.
Краткосрочные цели компании: своевременная сдача в эксплуатацию строящихся объектов, привлечение денежных средств дольщиков, уменьшение издержек производства, снижение себестоимости 1 м2.
Для достижения поставленных целей фирме необходимо разработать стратегию на основе анализа внутренней и внешней среды. Результаты данной работы представлены в табл. 2.
Таблица 1
Миссия компании
Стратегическое видение предприятия: Быть лучшей строительной и реализующей (жилую) недвижимость компанией в городе Красноярске
Миссия предприятия при комбинированном подходе: Создание для людей комфортных условий для жизни, посредством использования новых технологий квартальной застройки территорий по западным стандартам
Окончательная формулировка миссии: Не просто строить квадратные метры, а создавать комфорт домашнего уюта, благоустраивать дворы, задавать стиль жилого комплекса и обеспечивать жильем население по демократичным ценам
Матрица SWOT-анализа компании ООО «Новый город»
Таблица 2
Внутренняя среда Сильные стороны Слабые стороны
1. Доля рынка 2. Реклама 3. Соотношение заемных и собственных средств 4. Скорость строительства 1. Рентабельность (прибыльность) 2. Эффективный контроль за издержками, возможность их снижения 3. «Рабочий» капитал, гибкость структуры капитала. 4. Стоимость сырья и его доступность, отношение с поставщиками
Внешняя среда Возможности Угрозы
1. Регулирование занятости населения (увеличение числа работающих людей) 2. Увеличение доходов населения 3. Стиль жизни, обычаи, привычки, традиции (стремление приобрести собственную жилую недвижимость) 4. Рост социальной мобильности населения 1. Стабильность налоговой политики и законодательства (нестабильность) 2. Снижение уровня жизни населения 3. Рост процентных ставок по кредитам 4. Появление новых технологий у конкурентов
По результатам составления SWOT-анализа компании ООО «Новый город» предложены следующие стратегии:
1. Стратегия захвата рынка позволит расширить границы рыночной доли компании.
2. За счет превышения собственных средств ООО «Новый город» над заемными и увеличения доходов населения возможна реализация стратегии дифференциации продукции (строительство особых, нестандартных домов повышенной комфортности).
3. Стратегия установления среднерыночных цен предполагает регулярный мониторинг рынка, благодаря чему компания достигает маркетинговой цели -использование существующего положения на рынке и знает цены конкурентов, их динамику.
4. Стратегия концентрической диверсификации -строительство панельных домов (эконом класса). Позволит выйти на новый сегмент рынка и увеличить рыночную долю компании.
5. Стратегия сокращения затрат на сырье и материалы будет способствовать снижению издержек, соответственно, снижению цен за 1 м2 (на квартиры в целом).
Стратегическое планирование - набор действий и решений, которые ведут к разработке специфических стратегий. Эти стратегии предназначены помогать фирме подстраиваться под быстро изменяющиеся условия внешней среды, достигать поставленных целей и добиваться осуществления миссии.
Библиографические ссылки
1. Южный берег [Электронный ресурс]. URL: http://www.bereg-city.ru/company/.
2. Устав компании ООО «Новый город» от 10. 01. 2010 года.
3. Шкардун В. Д. Маркетинговые основы стратегического планирования // Теория, методология, практика. 2-е изд. М. : Дело, 2009. 376 с.
© Крымова Н. А., 2012
УДК 338.242
М. А. Лапшина Научный руководитель - Ю. В. Данильченко Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ РОССИИ
Проведено исследование современного состояния нефтегазовой отрасли России, определено положение, занимаемое отраслью в современном экономическом пространстве. Также рассмотрены перспективы дальнейшего развития нефтегазового сектора экономики. Определены направления концентрации усилий для эффективного развития.
В настоящее время нефтяной сектор топливно-энергетического комплекса России является одним из наиболее устойчиво работающих производственных комплексов российской экономики, он обеспечивает значительный вклад в формирование положительного торгового баланса и налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. На его долю приходится более 16 % произведённого ВВП России, четвёртая часть налоговых и таможенных поступлений в бюджеты всех уровней, а также более трети поступающей в Россию валютной выручки [1].
Такие высокие показатели связаны со значительным ресурсным и производственным потенциалом нефтяной отрасли. В недрах России сосредоточено около 13 % разведанных запасов нефти. Эти ресурсы расположены в основном на суше. Примерно 60 % ресурсов нефти приходится на долю районов Урала и Сибири, что создаёт потенциальные возможности экспорта, как в западном, так и в восточном направлениях. Экономика страны потребляет лишь менее трети добываемой нефти [3].
Таким образом, нефтяная промышленность играет огромную роль в экономике России. Стратегической задачей развития нефтяной отрасли является плавное и постепенное наращивание добычи со стабилизацией её уровня на долгосрочную перспективу.
Инвестиционная привлекательность российских нефтяных компаний определяется прежде всего мировыми ценами на нефть. Если они будут находиться на высоких уровнях, тогда корпорации смогут показать хорошие прибыли и выплатить акционерам большие дивиденды.
Как говорят участники рынка, для того чтобы у нефтяников не возникало проблем с инвестиционными ресурсами для собственного развития, цены на сырье должны держаться выше 16 долл./барр. Снижение до
этого уровня, конечно, тоже не будет означать «мгновенной смерти» отрасли, просто вложения в разведку и разработку новых месторождений придется урезать, а с поглощениями, возможно, вообще повременить [4].
Акции нефтяных компаний изначально были лидерами рынка. «Нефтянка» превосходит другие сектора и по капитализации, и по ликвидности. Такое положение объясняется исключительной важностью этой отрасли для экономики страны и появлением нефтяных компаний-гигантов, которые превосходят по размерам любые другие российские компании.
Важным фактором, оказывающим влияние на состояние внутреннего рынка РФ, как показала статистика наблюдений за рынком в течение многих лет, стал фактор, который для удобства можно назвать так: «уровень мировых цен на сырую нефть». Средневзвешенные значения вычисляются через нефтяные биржи, а высокая цена на нефть «вытягивает» вверх и цены на продукты ее переработки, в первую очередь мазут и дизельное топливо/
Система работает следующим образом: при резком повышении цен на нефтепродукты и нефть российские компании стремятся «вылить» на экспорт больше нефти и нефтепродуктов при этом потребности внутреннего рынка в расчет не берутся, далее на внутреннем рынке вырастает цена на нефть, дорогую нефть «завели» на переработку, экспортируемые объемы уже нефтепродуктов оголяют рынок и ситуация приводит к росту цен.
Анализируя колебания мировых цен на нефть за год, решений правительства по регулировке таможенных пошлин и динамику индексов цен внутреннего рынка, специалисты центра выявили очевидную корреляцию между ними. Причем временной лаг при резком росте или падении цен на нефть обычно составляет от 10 до 14 дней [2].