Научная статья на тему 'Впервые в России разработана технологическая платформа для создания портативных устройств на основе системы ГЛОНАСС'

Впервые в России разработана технологическая платформа для создания портативных устройств на основе системы ГЛОНАСС Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
250
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы —

Компания "М2М Телематика" разработала действующий навигационный ошейник трекер для домашних животных с устройством на базе технологии глонасс. проектные работы велись около трех месяцев. ошейник создан, в первую очередь, для демонстрации возможности и работоспособности системы глонасс. сейчас компанией проводятся маркетинговые исследования, по результатам которых будет принято решение о запуске серийного производства и начале продаж устройства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Впервые в России разработана технологическая платформа для создания портативных устройств на основе системы ГЛОНАСС»

Впервые в России

разработана технологическая платформа для создания портативных устройств на основе системы ГЛОНАСС

КОМПАНИЯ "М2М ТЕЛЕМАТИКА" РАЗРАБОТАЛА ДЕЙСТВУЮЩИЙ НАВИГАЦИОННЫЙ ОШЕЙНИК-ТРЕКЕР ДЛЯ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ С УСТРОЙСТВОМ НА БАЗЕ ТЕХНОЛОГИИ ГЛОНАСС. ПРОЕКТНЫЕ РАБОТЫ ВЕЛИСЬ ОКОЛО ТРЕХ МЕСЯЦЕВ. ОШЕЙНИК СОЗДАН, В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ, ДЛЯ ДЕМОНСТРАЦИИ ВОЗМОЖНОСТИ И РАБОТОСПОСОБНОСТИ СИСТЕМЫ ГЛОНАСС. СЕЙЧАС КОМПАНИЕЙ ПРОВОДЯТСЯ МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ, ПО РЕЗУЛЬТАТАМ КОТОРЫХ БУДЕТ ПРИНЯТО РЕШЕНИЕ О ЗАПУСКЕ СЕРИЙНОГО ПРОИЗВОДСТВА И НАЧАЛЕ ПРОДАЖ УСТРОЙСТВА.

Статья подготовлена по материалам компаний: ООО "М2М телематика" ЗАО "КБ НАВИС"

ФГУП "РНИИ КП"

В рамках работы над проектом автономного устройства мониторинга мобильных объектов компанией "М2М телематика" впервые в России разработана технологическая платформа для создания портативных устройств на основе системы ГЛОНАСС.

По словам Александра Гурко, генерального директора «М2М телематика», новая разработка открывает широкие возможности использования системы ГЛОНАСС в различных сегментах рынка. «Мы разработали несколько решений использования ГЛОНАСС в персональных автомобилях, грузовом, спец-, сельхоз- и пассажирском транспорте. Однако, выпуск устройства для индивидуального потребителя — это уникальный опыт в сфере телематики. Новая разработка позволит в дальнейшем использовать ее при создании массовых устройств, как для государственных учреждений, так и для обычного пользователя».

Ошейник-трекер предназначен для отслеживания перемещения собаки в реальном времени с помощью данных, поступающих на мобильные устройства владельца — КПК, ноутбук, коммуникатор.

Устройство, вмонтированное в ошейник, позволяет непрерывно определять координаты питомца при помощи встроенного малогабаритного навигационного модуля, разрабо-

танного "КБ Навис". Он принимает сигналы ГЛОНАСС и передает эти данные на специальный сервер через каналы сотовой связи GSM. Информация о местоположении доступна через коммуникатор или КПК. Нужно зайти на сайт www.m2m-t.ru в специальный раздел доступа CyberWeb®. Более подробную информацию можно получить при помощи персонального компьютера или ноутбука с установленной специальной программой CyberFleet®.

Устройство выпускается в нескольких модификациях, которые отличаются емкостью встроенного аккумулятора и временем автономной работы.

Навигационный ошейник содержит ряд уникальных технических решений, не имеющих аналогов. Например, встроенный трехосевой акселерометр, позволяющий улучшить пользовательские качества. Кроме того, владелец устройства имеет возможность отслеживать траекторию перемещения собаки в реальном времени.

Ошейник-трекер — это уже второе работающее с системой ГЛОНАСС устройство, разработанное компанией "М2М телематика". Уже более года серийно производится на отечественном предприятии первый в России терминал M2M-Cyber GLX (GSM/ГЛО-НАСС/GPS), работающий на базе двух

спутниковых систем. Такие терминалы установлены и успешно функционируют в транспортной системе городов Сочи, Санкт-Петербурга, Норильска, Архангельска, Можайска и в ряде других. Уже сейчас клиенты компании в короткие сроки могут получить со склада несколько сот комплектов работающих ГЛОНАСС-терминалов.

Краткое описание технологической платформы, использованной в проекте

Основными компонентами этой платформы являются:

— малогабаритный экономичный модуль приемника ГЛОНАСС/ОРБ СН-4706 производства ЗАО "КБ НАВИС";

— микромеханический трехосевой акселерометр (вместе с необходимым математическим аппаратом), позволяющий независимо от навигационного приемника определять наличие или отсутствие движения. Благодаря этому навигационный приемник может быть выключен при отсутствии движения для экономии энергии;

— специальное программное обеспечение, позволяющее при работе со стандартными ОБМ-модемами получить устойчивую связь и минимальное энергопотребление в любых условиях.

— совокупность технологий для использования литий-полимерных аккумуляторов с максимально достижимой на сегодня удаленной плотностью энергии.

Устройства, построенные на основе этой платформы, имеют следующие функциональные возможности:

• определение координат движения объекта при помощи систем ГЛОНАСС/GPS (ГЛОНАСС имеет приоритет);

• передача данных на центральный сервер при помощи GSM-связи (технология GPRS);

• отображение информации об объекте наблюдения на GSM-коммуникаторе, КПК, персональном компьютере;

• автоматический мониторинг с информированием дежурного диспетчера о выходе параметров за заданные пределы.

Технологическая платформа позволяет выпустить на рынок ряд устройств как для индивидуального, так и для промышленного применения. Устройство, работающее в автономном режиме до нескольких месяцев, могут использоваться для решения задач мониторинга различных видов транспорта: автомобильного, речного, морского и железнодорожного, в том числе для контейнеров.

Задачи мониторинга в данном случае: определение местоположения опасных/ценных грузов, а также людей и служебных животных в интересах МВД, МЧС, ФСИН, Гос-наркоконтроля, Министерства обороны и обеспечение личной безопасности пожилых людей и людей с ограниченными возможностями.

Отличительными чертами технологической платформы являются:

• программное обеспечение (как для микроконтроллеров, так и для персональных компьютеров) разработано в России ("М2М телематика" владеет всеми исходными текстами программного обеспечения);

• ГЛОНАСС-приемник российского производителя;

• все компоненты готовых изделий используют стандартные интерфейсы и могут быть заменены аналогами, в том числе отечественного производства;

• при построении системы использовались только общепринятые международные стандарты, проверенные на практике.

Технические характеристики устройства Приемник сигналов спутниковых навигационных систем:

• поддерживаемые стандарты — ГЛОНАСС, GPS (ГЛОНАСС имеет приоритет),

• точность определения координат —10 м;

• время определения координат — не более 90 с;

• встроенная керамическая антенна, с узкополосным фильтром и малошумящим усилителем;

• коэффициент усиления МШУ — 25 dB;

• коэффициент шума МШУ — 2,0 dB.

Канал связи с телематическим сервером:

• стандарт связи — GSM;

• способ передачи данных — GPRS, EDGE;

• частотные диапазоны — 850/900/ 1800/1900 МГц.

• встроенная гибкая антенна;

• коэффициент усиления — 0 dB.

Специальные характеристики:

• встроенный архив данных основного блока ("черный ящик") — 60 000 точек;

•интервал определения координат и параметров движения (программируется) — от 30 с до 1 ч;

• время автономной работы от втсроен-

ных источников питания — от 6 до 48 ч, в зависимости от варианта исполнения и режима работы.

Конструктивные характеристики:

•габариты (основной блок, вариант с облегченным аккумулятором) — 120х70,5х25 мм, (вариант с усиленным аккумулятором) — 120х70,5х39 мм;

• масса (основной блок, вариант с облегченным аккумулятором) — 140 г, (вариант с усиленным аккумулятором) — 220 г;

• класс защиты — 1Р67;

• допустимая температура окружающей среды (при эксплуатации) — от -30 до +50оС, (при зарядке аккумулятора) — от 0 до + 40оС.

ООО "М2М телематика" (торговая марка Ви$іпе$$Мауіда№г(І>) —

холдинговая компания, представленная на российском рынке с 2002 г. Специализация и основной вид деятельности — разработка и внедрение систем мониторинга и управления транспортом предприятия, региональных навигационно-информационных систем

в интересах управления транспортным комплексом муниципальных образований и субъектов РФ, систем мониторинга технологических процессов, телематических решений для различных отраслей и секторов экономики, а также систем мониторинга и охраны транспорта и недвижимости.

"М2М телематика" — поставщик программно-аппаратных комплексов и абонентского оборудования для государственных и корпоративных заказчиков. Все решения, предлагаемые компанией, строятся на базе телематической платформы и клиентского программного обеспечения собственной разработки с использованием передовых информационно-телекоммуникационных технологий: сотовой связи GSM (GPRS/SMS), спутниковой связи Inmarsat, Iridium, спутниковой навигации (GPS/ГЛОНАСС) и позиционирования в сотовых сетях (MPS/LBS).

Стратегия компании на 2008 г. — создание, внедрение и развитие региональных навигационно-информационных систем транспортного комплекса, обеспечивающих контроль и управление всеми видами транспорта региона (пассажирские перевозки, ЖКХ, особо опасные грузы, скорая помощь, службы реагирования на криминальные и чрезвычайные ситуации и др.), а также развитие партнерской и дилерской сети в России и СНГ

Партнерская программа "Региональный Диспетчерский Центр "М2М Business Solution" (РДЦ). РДЦ представляет собой решение "под ключ" для организации самостоятельного бизнеса компании — телематического оператора по поставке автоматизированных систем мониторинга и управления подвижными и стационарными объектами, предоставления комплекса телематических услуг корпоративным пользователям в регионах. Решение строится на базе телематической платформы BN™-Complex.

Сегодня функционируют и готовятся к запуску РДЦ в Архангельске (с филиалами в Усинске, Сыктывкаре, Ухте, Нарьян-Маре и Котласе, представительствами в Плесецке, Северодвинске, Новодвинске, Инте и Воркуте), Березниках (Пермская обл.), Бузулуке (Оренбургская обл.), Владивостоке (с филиалами в Находке, Уссурийске), Владикавказе, Вологде, Екатеринбурге, Костанае (Казахстан), Красноярске, Магадане, Магнитогорске (Челябинская обл.), Новом Уренгое, Но-

рильске, Нижнем Новгороде, Пятигорске, Ростове-на-Дону, Сургуте, Самаре, Саратове, Сочи, Сургуте, Тольятти, Туле, Хабаровске, Чистополе (Татарстан), Череповце (Вологодская обл.), Якутске и других городах.

Основные разработки компании:

• Телематическая платформа BN™-Complex — фундамент для построения телематической системы любой сложности — представляет собой полностью законченное решение для организации автоматизированных систем мониторинга и управления подвижными и стационарными объектами.

• Автоматизированные системы мониторинга и управления транспортом семейства BusinessNavigator® (решения для мониторинга состояния удаленных подвижных объектов для компаний, имеющих собственный парк транспортных средств).

• Многофункциональное клиентское программное обеспечение CyberFleet®, предназначенное для контроля и оперативного управления подвижными объектами различного назначения в "он-лайн" режиме.

• Автоматизированная система управления перевозочным процессом M2М-CityBus (решение для организации управления и планирования перевозочного процесса в пассажирских автотранспортных предприятиях).

• Типовое программно-техническое решение "Информационная система поддержки оказания органами государственной власти субъектов РФ государственных услуг транспортного комплекса региона" (РИС ТК).

• Система охраны и мониторинга недвижимости M2М Охранные Системы.

• Абонентские телематические терминалы М2М-Cyber GLX (ГЛОНАСс/gPS/ GPRS) и М2М-Cyber GX (GPS/GPRS) — электронные устройства, устанавливаемые на транспортные средства для контроля состояния, местоположения и управления рядом параметров и различные периферийные устройства.

Все технические решения компании "М2М телематика" построены на базе телематической платформы BN™-Complex. Широкие возможности платформы позволяют наряду с готовыми системами предлагать заказчикам разработку телематических решений, максимально соответствующих потребностям их бизнеса. Гибкость программного обеспечения, наличие собственного штата

разработчиков позволяют реализовывать самые сложные проекты для различных отраслей промышленности.

В рамках Федеральной целевой программы "Глобальная навигационная система", важнейшим направлением деятельности компании является разработка навигационно-информационных систем на основе применения ГЛОНАСС, а также расширение ее коммерческого использования.

Для решения задачи коммерциализации системы ГЛОНАСС компания инвестирует средства в конкретные проекты:

• разработка (дизайн и проектирование) и организация производства телематических терминалов ГЛОНАСС/GPS/GSM;

• разработка и организация производства телематических терминалов ГЛОНАСС/ GPS/INMARSAT D+;

• разработка и организация производства телематических терминалов ГЛОНАСС/ GPS/IRIDIUM;

• финансовая и консультационная поддержка разработчиков чипа ГЛОНАСС/ GPS;

• участие в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах по созданию навигационно-информационных систем в интересах различных потребителей (силовых структур, администраций субъектов и муниципальных образований РФ, транспортных, торговых и промышленных компаний) с применением технологии ГЛОНАСС;

• участие на правах экспертного партнера в подготовке и проведении ежегодного международного Форума по спутниковой навигации, ориентированного, прежде всего на продвижение российской системы ГЛО-НАСС (сайт www.glonass-forum.ru), проводимого при поддержке Роскосмоса, Министерства информационных технологий и связи РФ, Правительства Москвы;

• участие в работе некоммерческой организации — Ассоциации разработчиков, производителей и потребителей оборудования и приложений на базе системы ГЛО-НАСС "ГЛОНАСС/ГНСС ФОРУМ".

В рамках реализации Федеральной целевой программы "Электронная Россия"

"М2М телематика" является головным разработчиком типового программно-технического решения "Информационная система под-

Модуль

GNSS

Модуль

СН4701

держки оказания органами государственной власти субъектов Российской Федерации государственных услуг транспортного комплекса региона".

ЗАО "Конструкторское бюро навигационных систем "НАВИС"

является разработчиком и изготовителем навигационных систем военного и гражданского назначения, использующих сигналы спутниковых радионавигационных систем ГЛО-

НАСС, GPS, GALILEO и их функциональных дополнений (SBAS).

Технологии и оборудование, приборы, датчики и системы, разработанные и производимые ЗАО "КБ НАВИС" применяются для определения навигационных параметров различных наземных и надводных, подводных и даже (правда, с известной долей допущений) подземных объектов. Широкий ассортимент продукции используется на стационарных, подвижных и высокоскоростных объектах для определения навигационных

параметров, их коррекции, а так же при разработке и проверке навигационных систем и комплексов: от маяков и систем точного времени до навигационных приборов транспортных систем.

ЗАО "КБ НАВИС" широко сотрудничает с разработчиками систем мониторинга и управления транспортом, с системными интеграторами телематических услуг, например "М2М-Телематика".

Для компании "М2М-Телематика" поставляются навигационные датчики модульного исполнения. Специально для такого применения компания ведет разработку линейки малогабаритных навигационных датчиков. В настоящее время на рынке представлены продукты — "NAVIOR-24" одноплатный, полнофункциональный, 24-х канальный навигационный приемник (в зависимости от исполнения может назваться "Модуль СН-4701"),

— "СН-4706" — одноплатный миниатюрный 24-х канальный навигационный приемник.

Данные приемники предназначены для интегрирования в различные системы в качестве навигационного датчика, обеспечивают определение навигационных параметров объекта: текущих значений координат (широты, долготы, высоты), вектор скорости потре-бителя,текущее время по сигналам СНС ГЛОНАСС, GPS и SBAS. Приемники разра-

Наименование параметра Модуль GNSS СН4701 СН4706 БМ2008 SDR

Количество каналов 24 ГЛОНАСС/GPS/ WAAS LI (СА/СТ) 24 ГЛОНАСС/GPS/ WAAS LI (СА/СТ) 24 ГЛОНАСС/GPS/ WAAS L1 (СА/СТ) 48 ГЛОНАСС/GPS/ WAAS/ГАЛИЛЕО L1 (СА/СТГ) 24...48 ГЛОНАСС/GPS/ W А AS/ГАЛИЛЕО LI/L2/L3/L5 (СА/СТ/ВТ)

Режимы работы Автономный Дифференциальный Автономный Дифференциал ьн ы й Автономный Дифференциальный Автономный Дифферен циальны й Assisted Автономный Дифференциальный Assisted

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Чувствительность, дБВт -165 -165 -163 -185 -185

Точность определения координат/высоты в автономном режиме, м 7/12 5/8 5/8 3/5 3/5

Время начального определения <<холодный»/«теплый»/«горячий» старт, с 90/50/15 90/50/- 60/40/15 30/5/1 30/5/1

Дискретность выдачи навигационной информации, Гц 1...10 1,2,5 1, 10 1, 10 1. 10

Рабочая температура окружающей среды -55...+75 -40...+75 -40...+75 -40...+75 -40...+75

Потребляемая мощность/ напряжение питания, Вт/В 2,0/3,3 1,5/3,3 1,0/3,3 0,3/3,0 1.5/3.3

Габаритные размеры модуля/ вес модуля, мм/г 90*96/200 75*50/35 35*35/8 35*35/25 105*85/200

Стоимость модуля, у.е. 1200 250 100 30 ??

Основные характеристики навигационных датчиков

ботаны с учетом требований массового производства.

Модуль СН-4706 (в отличие от СН-4701^АУЮ^') реализован в малогабаритном исполнении с использованием БМТ-мон-тажа, что позволяет нашей компании серийно выпускать их в достаточном количестве для отечественного и зарубежного рынка.

Модуль СН-4706 — одноплатный миниатюрный 24-х канальный навигационный приемник ГЛОНАСС/ОРБ позволяет определять навигационные параметры динамических объектов, движущихся со скоростью до 500 м/с, на высоте до 18 км, с точностью не ниже:

— плановых координат в автономном/дифференциальном режиме 3/2 м соответственно;

— высоты: 5 м;

— скорости: 0,05 м/с;

— времени: 50 нс.

Что особенно важно для потребителя, малая потребляемая мощность (не более — 0,9 Вт) и массогабаритные характеристики (35х35х6 мм, вес 20 г).

В настоящее время в ЗАО "КБ НАВИС" завершаются работы по разработке нового сумбиниатюрного приемника навигационных сигналов. В июне 2009 г. планируется проведение презентации этого продукта.

Головная роль ФГУП "РНИИ КП"

ФГУП "РНИИ КП" определен головной организацией отрасли по созданию и модернизации Единого государственного наземного автоматизированного комплекса управления; по созданию, развитию и целе-

вому использованию глобальной навигационной системы ГЛОНАСС, включая функциональные дополнения, аппаратуру потребителей и наземный комплекс управления этой системы; российскому сегменту системы КОСПАС-САРСАТ, а также в сфере применения космических технологий мониторинга состояния критически важных и (или) опасных объектов и грузов Российской Федерации.

Институтом создаются на основе современной элементной базы и новейших технологий системы и аппаратура для наземного комплекса управления космическими аппаратами, бортовых ретрансляторов спутников связи, командно-измерительных систем космических аппаратов, радиотелеметрических систем для разгонных блоков и ракет-носителей, комплексов дистанционного зондирования земли, радиотехнических комплексов для обеспечения исследований Солнечной системы, астероидной безопасности и "космического мусора".

Направления деятельности института

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25 апреля 2006 г. на базе ФГУП "РНИИ КП" завершается формирование крупной интегрированной структуры ОАО "Российская корпорация ракетнокосмического приборостроения и информационных систем".

Приоритетными направлениями деятельности института являются:

1. Разработка, изготовление, ввод в эксплуатацию и обеспечение эксплуатации комплексов, систем и приборов наземного комплекса управления космическими аппаратов и орбитальными группировками.

2. Создание спутниковых систем связи и ретрансляции.

3. Создание бортовых командно-измерительных систем для:

• автоматических космических аппаратов на низких, средних и высоких орбитах;

• пилотируемых космических аппаратов;

• космических аппаратов научного назначения для исследования дальнего космоса.

4. Создание, развитие и целевое использование глобальной навигационной системы ГЛОНАСС, включая функциональные дополнения, аппаратуру потребителей и наземный комплекс управления этой системы.

5. Создание космических навигационных и геодезических систем.

6. Создание федеральной системы мониторинга критически важных и (или) опасных объектов и грузов.

7. Создание космических систем для дистанционного зондирования Земли.

8. Создание бортовых и наземных радиотелеметрических средств для космических аппаратов, ракет-носителей и разгонных блоков.

9. Головная роль в модернизации космической системы спасания КОСПАС.

10. Создание целевых космических систем на базе наноспутников.

11. Создание наземной инфраструктуры обеспечения вывода и функционирования космических аппаратов, космодромов "Байконур", "Плесецк", "Свободный".

12. Тестирование и сертификация электрорадиоэлементов для космического приборостроения.

13. Создание магнито-лазерной медицинской техники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.