эти цели из федерального бюджета направлено 95 млн руб. и 54 млн руб. - из краевого.
Для их реализации постановлением Администрации края от 07.11.2007 г. № 507 в крае принята ведомственная целевая программа «О государственной поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае на 20082010 годы». Общий объем финансирования программы за счет средств краевого бюджета составит 174,1 млн. руб. [2]
Создан Алтайский краевой бизнес-инкубатор и при его участии и участии органов местного самоуправления и Общественных советов по развитию предпринимательства при главах сельских районов края создаются информационноконсультационные центры. Наиболее эффективно их работа осуществляется в Ребрихинском, Немецком национальном, Родинском, Кулундинском районах, городах Бийске и Яровом.
Однако Мониторинг реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в 2008-2012 гг. в Алтайском крае (проводился с 20 по 31 октября 2008 г. рабочей группой в составе сотрудников Алтайского филиала ГНУ СибНИИЭСХ СО Россельс-хозакадемии) показал, что только объемы финансирования не решают проблем отрасли.
Приведем лишь результаты экспертного опроса, в котором приняли участие заместители начальника главного управления сельского хозяйства края, депутаты краевого законодательного собрания, представители от регионального представительства «Росагролизинг», региональных офисов «Россельхозбанка» и «Сбербанка» и их районных офисов, краевого Агропромсоюза, краевого союза сельских потребительских кооперативов, научноисследовательских институтов Сибирского отделения Россельхозакадемии, главы администраций и начальники районных управлений сельского хозяйства, представители районных средств массовой информации. Всего 28 человек, среди которых было 2 доктора экономических наук, 2 заслуженных экономиста РФ. На вопрос анкеты: «Как Вы оцениваете мероприятия Госпрограммы в 2008 году?» При общем положительном отношении к ней они отметили целый ряд недостатков: большая часть краевых целевых программ, кроме программы технического перевооружения и компенсации стоимости отдельных ресурсов, носят точечный характер, позволяя развиваться и без того финансово устойчивым хозяйствам, имеющим залоговую базу для кредитования; в Программе нет глубины, основополагающего
подхода; пассивность и отстраненность отдельных чиновников на местном уровне от реализации тех разделов программы, которые не имеют непосредственного отношения к сельхозпроизводству; низкие ставки субсидий и их несвоевременная выплата, в результате технического и технологического перевооружения отрасли - обострение проблемы сбыта произведенной продукции.
28.02.2008 г. между Администрацией Алтайского края и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации заключено Соглашение о реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг., в рамках которого краем принят ряд обязательств по увеличению валового производства продукции в среднем за год на 3,6%, в том чтсле мяса - на 18%, молока -на 7,4%, и объема инвестиций ежегодно в среднем - на 10,3% [2]. Аналогичные соглашения заключены между регионом и каждым сельским муниципальным районом. Однако эти соглашения носят достаточно формальный характер, ибо не обеспечены организационным механизмом реализации произведенной продукции, т.е. не включен механизм государственного заказа. И если такого механизма нет на уровне Федерации, значит, его реально не может быть и на уровне регионов и муниципальных образований, без чего не может быть и активной аграрной политики. Значит, все попытки разработки программ социально-экономического развития сельских территорий практически превращаются в формальность, ибо в них отсутствует главное - определение позиции территорий на тех или иных товарных рынках, прогнозных объемов реализации на них своей продукции, а значит, заказа на этот объем производства своим товаропроизводителям.
Источники
1. Данные Главного управления сельского хозяйства Алтайского края.
2. Экономика Алтайского края. - 2008. - № 4.
3. Экономическое поведение сельского населения в условиях сокращения занятости [Текст]: монография / М. Л. Акишина [и др.]; под ред. А. М. Зубахина, В. А. Бородина; М-во сел. хоз-ва Рос. Федерации, ФГОУ ВПО «АГАУ». -Барнаул: Изд-ва АГАУ, 2007 (Азбука). - 136 с.
4. Этим гордится Алтай: Агропромышленный комплекс Алтая / Е.М. Ельникова, Н.Н. Чистяков, А.И. Овсиенко и др. Под общ. ред. д.т.н. проф. М.П. Щетинина, Барнаул. - 2008. - 191 с.
5. http://www.gks.ru - сайт Федеральной службы государственной статистики.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БЮДЖЕТНОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
С.А. Пахомчик, к.э.н., проф. Тюменского нефтегазового университета, Е.Г. Канев, гл. спец. управления экономики Администрации г. Салехарда, Р.В. Фракин, асп. Тюменской сельскохозяйственной академии
Аграрному сектору Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) уделяется достаточно большое внимание со стороны региональных органов власти, которое выражается в реализации программ развития отрасли и финансовой, правовой и организационной поддержке [1, 5].
Внимание к проблемам сельского хозяйства и его субъектам определяется не чьими-либо субъективными желаниями, а продиктовано самой жизнью.
Магистральным направлением поддержки аграрного сектора является то обстоятельство, что оно имеет этносохраняющее значение для коренных народов Севера проживающих на территории округа. Основная часть занятых в отрасли сельского хозяйства территории (оленеводство, охотопро-мысел, рыболовство, пушное звероводство) это представители малочисленных народов Севе-ра(ненцы, ханты, селькупы, коми-зыряне) [6].
Переход экономики на рыночную основу в аграрном секторе северных территорий России принес тяжелые производственные и финансовые потрясения для традиционных сфер занятий северных народов [2].
Оленеводство как одна из основных отраслей сельского хозяйства Севера пережило тяжелые времена. Поголовье северных оленей за последние 15-20 лет сократилось наполовину. Депрессия в большей степени проявилась в северо-восточных районах и таежной зоне России. Например, на территориях Чукотки, Якутии (Саха Республика), Таймыре, Камчатской и Магаданской областях произошел обвальный процесс сокращения оленеводства. В Сибирском федеральном округе оленеводство вплотную приблизилось к пропасти окончательного исчезновения. В Читинской области, в Бурятской республике поголовье насчитывает менее 1 тыс. голов, в Томской области исчезло совсем.
Единственным субъектом федерации в России, где поголовье оленей в последние годы стабильно и имеет тенденцию к росту это ЯНАО.
Если в 1990 г. здесь насчитывалось немногим более 490 тыс. гол. То по результатам сельскохозяйственной переписи 2006 г. оно уже составило 731 тыс., или 44% от общероссийского (1664,7 тыс.) и более четверти от общемирового поголовья северного оленя [3].
Многие склонны связывать это обстоятельство лишь с уровнем господдержки со стороны региона, имея в виду профицитный бюджет и то, что ЯНАО один из основных доноров федерального бюджета. Но дело не только в этом. К примеру, в соседнем Ханты-Мансийском автономном округе (ХМАО) - Югре в период с 1990 по 2000 г. поголовье оленей сократилось почти в половину. Хотя бюджет территории не менее благополучный, чем на Ямале. Этот факт демонстрирует особый региональный подход к поддержке северного сельского хозяйства.
В сфере агропромышленного комплекса ЯНАО занято более 13 тыс. человек, из них 90% представители коренных малочисленных народов Севера.
Региональная политика по отношению к сельскому хозяйству, включая его основную отрасль оленеводство, ориентируется на «этническое оленеводство» и соответствующую правовую, организационную и финансовую поддержку со стороны местных органов власти. В регионе принят закон ЯНАО «Об оленеводстве» (подобный федеральный закон до сих пор не принят и погряз в многочисленных обсуждениях). Разработана и реализована целевая программа сохранения оленеводства в ЯНАО на 2002-2005 гг., целевая программа «Охрана оле-непастбищ от лесных и тундровых пожаров на 2002-2005 гг.», принят региональный закон о факториях и т.д.
Сохранение и дальнейшее развитие оленеводства и других традиционных отраслей сельского хозяйства требует со стороны органов управления: формирования механизмов самоуправления с учетом традиционного уклада жизни северных народов; развития кооперативных форм хозяйствования, включая родовые общины, фактории и другие производственные и обслуживающие кооперативные формирования. Направленность этих действий должна быть ориентирована на восстановление механизмов традиционного природопользования, реорганизацию системы воспитания и обучения молодежи, подготовку национальных кадров для условий рыночной экономики.
В процессе обсуждения « Концепции государственной политики Российской Федерации в районах Севера» В.В. Путиным поручено Правительству РФ, разработать мероприятия по оптимизации численности проживающих на северных территориях в течение 2005-2010 г.г. путем создания условий и закрепления квалифицированных кадров и выезда нетрудоспособных лиц.
В Совете Федерации РФ рассмотрен ход реализации « Концепции государственной поддержки экономического развития районов Севера».
До недавнего времени большинство вопросов северного сельского хозяйства приходилось решать исключительно за счет собственных окружных средств.
Ситуация изменилась к лучшему, начиная с 2007 г., когда в рамках реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» оленеводство дополнительно было включено в состав приоритетных отраслей животноводства, наравне с ранее отнесенными к ним. Было определено, что на господдержку оленеводческих хозяйств начнут выделять средства из федерального бюджета в размере 252 руб. на каждую голову оленя. Кроме того в ЯНАО, для стимулирования отрасли дополнительно добавлена окружная субсидия в сумме 600 рублей на одну голову оленя.
Инновации в оленеводстве, по мнению большинства специалистов, сегодня следует распространять не на начальные элементы технологических и организационных процессов: выпас животных, транспортировку, отстрел, отлов и прочее, а на конечные стадии хранение, переработку, маркетинг и др.
В последние годы в округе пристальное внимание уделяется вопросам модернизации в развитии более глубокой переработки сельскохозяйственного сырья. В Ямальском районе, имеющем наибольшее поголовье оленей, по сравнению с другими районами округа уже пять лет действует современный, сертифицированный по европейским стандартам убойно-перерабатывающий комплекс производства финской фирмы «Кометос» (на базе ГУП «Ямальские олени»). Начато строительство подобного комплекса в Тазовском районе округа на полуострове Гыдан, где выпасается более 200 тыс. оленей. Создание современной базы переработки оленеводческой продукции, сертификация предприятий и оленепастбищ в соответствии с европейскими стандартами создали основу для экспорта оленеводческой продукции в европейские страны [4, 5].
Активная работа по ознакомлению потенциальных потребителей оленеводческой продукции на российских и международных выставках-ярмарках, включая «Золотую осень» г. Москва, «Зеленую неделю» г. Берлин с образцами ямальских производителей создало основу для экспорта этой продукции [1].
В начале 2008 г. на «Зеленой неделе» в Берлине подписан первый контракт на продажу олене-продукции ГУП «Ямальские олени» с немецкой компании «Бродерсен энд Ковер» на 50 т продукции. Создан первый пример выхода нового вида сельскохозяйственной продукции России на европейский рынок. Он открывает перспективу для дальнейшего развития оленеводства в ЯНАО. В прошедшем году на господдержку оленеводства ЯНАО выделено 346 млн руб. или в 3 раза больше. Чем в предшествующие годы. Дополнительные средства, в основном были вложены в новые технологии заготовки и переработки продукции, совершенствование санитарной работы и ветеринарной
профилактики. Что приносит свой эффект в виде повышения качества и увеличения количества оленеводческой продукции.
Сегодняшние успехи в оленеводстве ЯНАО можно расценивать как прорыв ямальского оленеводства на новый экономический, технологический и социальный уровень. Сельское хозяйство ЯНАО претендует в последние годы на роль племенного репродуктора в российском оленеводстве. В ряде передовых ямальских оленеводческих хозяйствах начата работа по совершенствованию породных качеств оленей, подготовлен пакет необходимых документов по племенной работе, проведена соответствующая экспертиза. В настоящее время предприятия округа вошли в перечень племенных репродукторов Российской Федерации по оленеводству.
В 2008 г. из бюджета округа в сферу АПК выделено 1 млн руб., из них более 1/3 в отрасль оленеводства. Привлечение дополнительных средств за два года реализации приоритетного национального проекта и включение их в состав Комплексной программы развития сельского хозяйства на период 2008-2012 гг. позволили увеличить производство мяса оленей в округе на треть, а поголовье оленей на 17%. Если эти тенденции сохранятся, то ЯНАО способен обеспечить Россию еще одним видом экс-
портной продукции, и к своим 90% российского природного газа добавить 100% оленины.
Источники
1. Байчибаев К. Ямал - это 90 процентов газа и 100 процентов оленины/ Ямальский мередиан, 2008. - № 7. -С. 22-26.
2. Канев Е.Г., Пахомчик С.А. Аграрный протекционизм об-
щественного сектора производства в Ямало-Ненецком автономном округе / Аграрный вестник Урала, 2008. -№ 5 (47). - С. 84-86.
3. Основные итоги Всероссийской переписи 2006 г. / Эконо-
мика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 2008. - № 10. - С. 76-80.
4. Пахомчик С.А., Бабин Н.А., Сараев А.Я. К вопросу конку-
рентноспособности оленеводческой продукции Ямала на мировом рынке. - В кН.: Агропродовольственная политика и вступление России в ВТО. - М.: Энциклопедия Российских деревень, ВИАПИ, 2003. - С. 154-255.
5. Пахомчик С.А., Бабин Н.А. Состояние, проблемы и перспективы оленеводства в Ямало-Ненецком автономном округе - В кн. : Аграрная наука - сельскохозяйственному производству Сибири, Монголии, Казахстана и Кыргызстана. - Труды 8-й Межд. науч.-практ. конф. (Барнаул, 26-28 июля 2005 г.) / РАСХН, Сибирское отделение -Новосибирск, 2005. - Т. 2. -С. 170-174.
6. Южаков А.А., Мухачев А.Д. Этническое оленеводство Западной Сибири: ненецкий тип. - Новосибирск, РАСХН, Сибирское отделение, Ямальская СХОС, НИИ сельского хозяйства Крайнего Севера, 2001. - 112 с.
АГРАРНЫЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА В РЕГИОНЕ
А.В. Белокопытов, д.э.н., проректор Смоленской государственной сельскохозяйственной академии
Необходимым условием для эффективной хозяйственной деятельности предприятий является ведение расширенного воспроизводства ресурсного потенциала, при этом предприятие не только восстанавливает в полном объеме израсходованные ресурсы, но и инвестирует средства на увеличение своего потенциала. В современных условиях одним из основных направлений адаптации сельскохозяйственных предприятий к изменяющимся условиям ведения производства становится реструктуризация производственных систем. При этом выход на оптимальные параметры функционирования невозможен без инвестиций, обеспечивающих необходимые структурные изменения.
В последние годы в Российской Федерации наблюдается устойчивый рост инвестиций в основной капитал. На протяжении 2000-2007 гг. ежегодный прирост инвестиций в отрасли экономики в сопоставимых ценах составил от 2,8 до 21,1%. В Смоленской области инвестиционная активность носит неустойчивый характер, размер инвестиций колеблется по годам. Основным источником финансирования инвестиций в настоящее время являются привлеченные средства. Если в 1995 г. предприятия Смоленской области имели возможность обновлять и расширять свой ресурсный потенциал за счет собственных средств (прибыли и амортизационных отчислений) при незначительном привлечении заемного капитала, на долю которого приходилось лишь 31% общего объема инвестиций, то к 2007 г. удельный вес привлеченных средств составил 60,6%. В тоже время удельный вес бюджетных средств в финансировании капиталовложений увеличился 5,3 до 25,7%.
Низкая инвестиционная активность в сельском хозяйстве вызвана, прежде всего, сложившейся неэквивалентностью в товарообмене сельского
хозяйства с ресурсообеспечивающими отраслями, и как следствие, неплатежеспособностью сельскохозяйственных товаропроизводителей. Нерегулируемый диспаритет цен отрицательно влияет на рынок ресурсов, приводит к спаду сельскохозяйственного производства и лишает сельскохозяйственные предприятия возможностей дальнейшего развития.
Сложное финансовое положение сельскохозяйственных предприятий сделало их непривлекательными с точки зрения сторонних инвесторов, а собственные средства для долгосрочных вложений из-за отсутствия прибыли ограничивались лишь амортизацией, сумма которой неуклонно снижалась в связи с превышением выбытия основных средств по сравнению с их вводом в эксплуатацию. Вследствие чего резко снизились инвестиционные возможности, так как теперь собственные средства предприятий являются основным источником финансирования инвестиции в основной капитал.
Сложившуюся ситуацию можно определить именно как кризис, потому что возникло противоречие между необходимостью структурной перестройки АПК, для которой нужны инвестиции, и низким уровнем инвестиций (и крайне высокой ценой на инвестиционные ресурсы), которые делают практически любое финансовое вложение средств невыгодным, исходя из текущих оценок.
В этих условиях необходимо усиление государственной поддержки функционирования аграрного сектора экономики. В последние годы только благодаря дотациям на производство продукции и прочим компенсациям сельскохозяйственные предприятия Смоленской области сокращали убытки от реализации продукции и, начиная с 2005 г., стали наращивать рентабельность своей финансовохозяйственной деятельности (табл. 1).