Научная статья на тему 'Перспективы развития сельских территорий Крайнего Севера'

Перспективы развития сельских территорий Крайнего Севера Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
341
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ КРАЙНЕГО СЕВЕРА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА / РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ / THE FAR NORTH RURAL TERRITORIES / GOVERNMENT REGULATION OF AGROINDUSTRIAL SECTOR / RURAL TERRITORIES RESOURCES POTENTIAL

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Галай О. Ю., Фиголь Н. В.

В статье рассматриваются перспективы развития сельских территорий Крайнего Севера на примере Ямало-Ненецкого автономного округа. Дана оценка ресурсного потенциала, проанализированы основные направления занятости и организация производства в районах, где проживают малочисленные народы Крайнего Севера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Галай О. Ю., Фиголь Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development prospects of the Far North rural territories

In the article the authors consider rural territories development perspectives on the basis of Yamal-Nenets Autonomous Area. The authors assessed the resources potential, analyzed the employment basic trends and industrial engineering where the far north smaller group live.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития сельских территорий Крайнего Севера»



О. Ю. Галай, соискатель, Н. В. Фиголь, соискатель, кафедра экономики и управления, Уральский институт

Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Екатеринбург, Россия, nadejda.rygas@uapa.ru

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ КРАЙНЕГО СЕВЕРА

В России, как и во всем мире, аграрное производство является крупнейшей жизнеобеспечивающей сферой народнохозяйственного комплекса. Его состояние и экономическая эффективность функционирования оказывают решающее влияние на уровень продовольственного обеспечения и благосостояния народа, а также на развитие сельских территорий.

Агропромышленный комплекс (АПК) в значительной мере определяет состояние всей экономики страны, поскольку он тесно взаимодействует экономически, ресурсно и производственно с другими отраслями народного хозяйства и коренным образом влияет на развитие сельских территорий, где проживает свыше 38 млн. человек или 27 % жителей России.

Государственная политика РФ в области устойчивого развития сельских территорий строится на принципах:

— развития сельской местности как единого территориального исторически сложившегося комплекса, выполняющего производственно-экономическую, социально-демографическую, культурную, природоохранную, рекреационную и другие общенациональные функции;

— обеспечения конституционных прав сельских граждан на труд с достойной оплатой, а также доступность качественного образования, медицинской помощи и других социальных услуг;

— гарантирования сельским территориям государственной поддержки, обеспечивающей полное использование и развитие их природного и социально-демографического потенциала;

— партнерства между государством, органами местного самоуправления, бизнесом и сельским населением в целях достижения устойчивого развития сельских территорий;

— расширения и углубления связей села с городом, интегрирования села в единую общеэкономическую систему на основе агропромышленной интеграции и кооперации, развития рекреационных зон для горожан, дорожно-транспортных коммуникаций, современных форм связи и создания единых систем социального обслуживания населения;

— использования потенциала развития всех сельских населенных пунктов с выделением центров межселенного обслуживания;

— развития на селе местного самоуправления, институтов гражданского общества, всех форм кооперации, повышения участия сельского населения в принятии решений, связанных с доступом к природным ресурсам, социальным услугам, а также с перспективами развития сельских поселений.

Для достижения целей государственной политики в области устойчивого развития сельских территорий предусмотрено решение приоритетных задач, в числе которых: стимулирование демографического роста и создание условий для переселения в сельскую местность, диверсификация сельской экономики и расширение источников формирования доходов сельского населения, улучшение жилищных условий сельского населения и создание современной социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры в сельской местности1.

Одним из основных инструментов решения стратегической задачи по повышению уровня и качества жизни на селе должна стать федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», проект которой разрабатывается в соответствии с основными направлениями Концепции устойчивого развития сельских территорий.

Результаты реализации федеральной целевой программы позволят стабилизировать численность сельского населения, поднять уровень занятости и доходов, приблизить условия жизнедеятельности на селе к городскому уровню.

В совокупности достижение к 2020 г. предусмотренных программой целевых индикаторов и показателей должно способствовать укреплению основ для устойчивого и эффективного разви- -

тия сельского хозяйства и обеспечения агропро-довольственной безопасности России.

Существенное влияние на развитие сельских территорий и АПК России окажет принятие федерального закона «Об особо значимых аграрных территориях», проект которого в настоящее время проходит процедуру обсуждения и согласования в федеральных органах власти.

В числе правовых проблем в области регламентации вопросов природопользования для нужд сельского хозяйства — проблемы, связанные с традиционным природопользованием и традиционными отраслями хозяйствования коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, которые составляют основу АПК в ряде субъектов Российской Федерации. Предусмотренные нормы зачастую не содержат механизмов их реализации и мер ответственности за их нарушение, либо вступают в противоречие с действующим законодательством.

Так, федеральные законы «О плате за землю», «О территориях традиционного природопользования коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ», «О гарантиях прав коренных малочислен-

Результаты реализации федеральной целевой программы

позволят стабилизировать численность сельского населения, поднять уровень занятости и доходов, приблизить условия жизнедеятельности на селе к городскому уровню.

ных народов РФ» установили право данной категории граждан на безвозмездное пользование участками и природными объектами, для реализации которого нет специального правового регулирования в отраслевых законах (Земельном, Лесном, Водном кодексах РФ и федеральных законах, детализирующих сферу применения прав пользования землями различных категорий). То же касается рыболовных участков и участков для охоты.

Преимущественное право на использование живых ресурсов дают коренным народам постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении положения о Федеральном агентстве по рыболовству», «О квотах на вылов (добычу) водных биологических ресурсов», «О концепции государственной поддержки экономического и социального, развития районов Севера», «О федеральной целевой программе "Экономическое и социальное развитие коренных народов Севера до 2011 года"», «Об утверждении правил добывания объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу = РФ», «О реформировании системы государственной поддержки районов Севера». В то же время проблема приоритетных прав коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России на пользование биоресурсами не в полной мере отражена в действующем федеральном законодательстве. До настоящего времени не приняты законы «О северном оленеводстве», «Об охоте», «О рыболовстве».

Таким образом, в сфере АПК в Российской Федерации сформирована обширная законодательная база, совершенствование и развитие которой будет способствовать повышению эффективности государственного регулирования отрасли и развитию ее потенциала.

Ресурсный потенциал сельских территорий ЯНАО включает в себя широкий перечень природных, демографических и экономических ресурсов, рациональное и эффективное использование которых может обеспечить устойчивое социально-

экономическое развитие, эффективную занятость, высокие уровень и качество жизни сельского населения (табл. 1).

Территория ЯНАО на начало 2011 г. составила 76,9 млн. га, из которых 31,5 млн. га (41 %) составляют земли лесного фонда, 30,6 млн. га (39,7 %) — земли сельскохозяйственного назначения.

Земли водного фонда в общей площади территории автономного округа занимают 10,1 %, земли запаса — 6,5 %, земли природоохранного назначения — 2 %. Земли населенных пунктов составляют 0,3 %.

Основной отраслью сельского хозяйства и традиционным занятием коренного населения округа, напрямую связанным с использованием земельных ресурсов, является оленеводство. Общая площадь зе-

мель, пригодных для использования в качестве оленьих пастбищ, составила 49 млн. га. Из всех земель, пригодных для использования в качестве оленьих пастбищ, предприятиям, организациям и гражданам для ведения северного оленеводства предоставлено более 45 млн. га.

С целью развития сельских территорий в округе разрабатывается проект развития международного туризма. Это обосновывается тем, что туристские ресурсы сельских территорий ЯНАО, обладающих уникальным социокультурным потенциалом, включают природные красоты Полярного и Приполярного Урала3, особо охраняемые природные территории, богатые фауну и флору, самобытный уклад жизнедеятельности малочисленных народов Севера, местные

Таблица 1

Характеристика ресурсного потенциала сельских территорий ЯНАО, 2010 г.2

Вид ресурса Количественная оценка

Земельные ресурсы

Общая площадь земель, млн. га 76,9

— сельскохозяйственного назначения, млн. га 30,6

— лесного фонда, млн. га 31,5

— населенных пунктов 0,20

— природоохранного назначения 1,50

— водного фонда 7,80

Площадь оленьих пастбищ, тыс. га 48,9

Демографические ресурсы

Численность сельского населения, тыс. чел. 83,6

из них: КМНС, тыс. чел. 37,765

Численность кочующего населения, тыс. чел. 14,744

Численность сельского населения в трудоспособном возрасте, тыс. чел. 53,8

Биологические ресурсы

Поголовье оленей, тыс. голов 659,6

Объемы вылова рыбы, тыс. тонн 9,2

Объемы пушного звероводства (голов), в т. ч.:

песца 400

лисицы 415

Рекреационно-туристические ресурсы

Общая площадь заповедников, тыс. га 2 383,7

Земельная площадь санаторно-курортных организаций, тыс. м2 69,4

Число музеев, ед. 8

Транспортные ресурсы

Протяженность автомобильных дорог сельских поселений, км 453,1

В т. ч. по типам поселений:

административные 50,9

агропромышленные 65,9

депрессивные 45,9

историко-краеведческие музеи. Известность в стране получили туристские бренды: «Полярный круг» и «Ямал». В основном туристические ресурсы сосредоточены на сельских территориях автономного округа.

Обладая значительным и своеобразным туристско-рекреационным потенциалом, ЯНАО занимает весьма скромное место на рынке туристских услуг. В настоящее время в сфере организации туризма работает 17 организаций, ориентированных, в основном, на выездные туры. Сфера въездного, внутреннего и социального туризма находится в начальной стадии развития.

Территория ЯНАО — исконная среда обитания, ведения традиционного образа жизни, традиционного хозяйствования коренных малочисленных народов Севера (КМНС). По результатам Всероссийской переписи населения 2002 г. численность КМНС ЯНАО составила 36,1 тыс. человек, увеличившись с 1959 г. на 78,4 %.

За последние три года численность КМНС в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности составила 36 765 человек, что составило порядка 7 % от общей численности населения округа. (В т. ч. 11 265 человек (30 %) в Ямальском, 7 576 человек (21 %) — в Тазовском, 5 731 (15 %) — в Приуральском, 531 (14 %) - в Шурышкарском, 2 293 (8 %) -в Пуровском, 2 105 (6 %) — в Надымском).

Кочевой образ жизни ведут 14 744 человека (3 135 семей) или около 40, 2 % от всех КМНС автономного округа. Из них женщин 6 852 человека, мужчин — 1 852 человека. С 2003 по 2010 гг. численность кочующего населения в автономном округе выросла на 14 % и составила 14 704 человека (13 283 чел.) — 39 % или 5 747 человек — в Ямальском районе, 36 % или 5276 человек — в Та-зовском районе, 12 % или 1773 человека — в Приуральском. В остальных районах доля кочующего населения незначительна — 7 % или 988 человек — в Пуровском районе, 3 % или 576 человек в Надымском районе, 1,5 % или 216 человек — в Красноселькупском районе4.

В тундре вместе с родителями проживают более 4 000 детей, из них до года — более 500 человек. ЯНАО входит в пятерку регионов России — лидеров по рождаемости в сельской местности, которая обеспечива-

ется естественным приростом, в основном за счет коренных народов Севера.

Вместе с тем, средняя продолжительность жизни среди КМНС ЯНАО на 7,5 лет ниже, чем в среднем по РФ (58 лет к 65,5 лет).

Ямало-Ненецкий автономный округ — уникальный регион, крупнейший российский и мировой оленеводческий центр. Стадо домашнего северного оленя в округе на начало 2010 г. насчитывало 659,6 тыс. голов, что составляет около 53 % общероссийского и более одной трети мирового поголовья одомашненных северных оленей. В последнее десятилетие в ЯНАО наблюдается устойчивый рост поголовья оленей: так, с 1998 г. по 2010 г. поголовье оленей увеличилось на 26 %, или на 140 тыс. голов. Рост поголовья в основном произошел за счет увлечения поголовья оленей в хозяйствах населения.

Оценивая современное состояние оленеводства, следует отметить, что в отрасли происходит неконтролируемое увеличение поголовья оленей, в основном за счет частного сектора. Это ведет к снижению продуктивности пастбищ и даже к их полному уничтожению. Особо остро стоит проблема с перевыпасом в Приуральском, Ямальском, Надымском и Тазовском районах, здесь численность оленей значительно превышает оленеемкость пастбищ, что негативно сказывается на отрасли оленеводства в целом. Соотношение оленеемкости пастбищ и фактического поголовья оленей на 01.01.2011 г. представлено в табл. 2.

Обширные площади лесов в автономном округе играют также важную роль в развитии сельских территорий. Помимо ланд-шафтно-стабилизирующих функций, лесные ресурсы обеспечивают сельское населе-

Таблица 2

Оленеемкость пастбищ и фактического поголовья оленей на 01.01.2011 г.

Район Площадь пастбищ, га Годовая норма на одного оленя, га Поголовье оленей, голов Оптимальная оленем-кость пастбищ, голов Отклонение (+, -) от оптимальной оленеемкости пастбищ, голов

Шурышкарский 2 730 829 96,2 20 218 24 043 3 825

Приуральский 4 128 335 90,8 92 016 40 200 - 51 816

Ямальский 10 601 574 87,1 287 052 109 365 - 177 687

Надымский 3 551 443 50,3 37 354 36 870 - 484

Пуровский 5 683 784 50,8 25 218 39 157 13 939

Красноселькупский 2 054 842 66,0 2 777 17 830 15 053

Тазовский 8 772 820 88,6 178 728 121 780 - 56 948

ИТОГО: 38 523 627 — 634 302 389 245 - 254 118

ние дровами, материалом для строительства жилищ, местом для охоты и промысла, сбора дикоросов и т. д.

Наибольшими общими и удельными запасами пищевых дикоросов в ЯНАО обладает Пуровский район. По запасам лекарственных растений лидирует Надымский район. Значительные запасы голубики имеются в Ямальском районе. Возможный годовой объем заготовок ягод (клюква, голубика, черника, брусника) по Таркосалин-скому лесничеству оценивается в 15,7 тыс. тонн и 70,9 тыс. тонн различных грибов.

Особая ценность лесов округа заключается и в том, что они являются базой обитания ценных диких животных, которые представляют собой охотничий ресурс, а также используются для выпаса оленей (лесное оленеводство) и являются основой уклада жизни КМНС, преимущественно хантов и селькупов. Основная доля лесного фонда в автономном округе предоставлена во временное пользование оленеводческим хозяйствам под оленьи пастбища — 20,8 млн. га (66 % земель лесного фонда).

На начало 2011 г. в ЯНАО осуществляют деятельность 130 сельскохозяйственных организаций, более 50 национальных общин, 3 000 частных оленеводческих хозяйств.

Сельскохозяйственное производство автономного округа ведется в экстремальных природно-климатических условиях, при большой удаленности северных регионов от центров производства и поставки основных материально-технических ресурсов

и продовольствия, разобщенности предприятий по территории, неразвитости транспортных связей. Активное промышленное освоение месторождений углеводородов на территории автономного округа оказывает значительное, в том числе отрицательное влияние на состояние и перспективу развития АПК региона.

Организации АПК ЯНАО являются социально-значимыми и градообразующими в сельской местности, их финансово-экономическое состояние во многом определяет уровень доходов и качество жизни сельского населения, где значительную долю составляют представители коренных народов Севера.

Реализация приоритетного национального проекта и Государственной программы развития сельского хозяйства способствовали укреплению аграрного сектора экономики. В течение ряда лет отмечается устойчивая тенденция к росту основных производственных показателей. Так, объем производства сельскохозяйственной продукции за 2008-2010 гг. составил более 4,5 млрд. руб., производство скота в живом весе — 21,2 тыс. тонн, молока — 5,4 тыс. тонн. Объем добычи рыбы за последние три года превысил 26 000 тонн.

За последние три года поставлено на экспорт более 900 тонн экологически чистого оленьего мяса. В 2011 г. реализовано в Европу уже 430 тонн оленины (Финляндию, Германию). В настоящее время на базе МП «Ямальские олени» осуществляется строительство цеха по переработке крови.

Продукция предприятий пользуется повышенным спросом и реализуется в торговых сетях городов Тюмени, Екатеринбурга, Москвы, Ижевска, а также на территории ЯНАО, в гг. Салехард, Ноябрьск, Тар-ко-Сале, Муравленко, Лабытнанги, Харп. Продажа продукции осуществляется через дилеров и розничные сети, собственные торговые точки.

С учетом имеющегося опыта, потребности российского и международного рынков на Тазовском и Гыданском полуострове ведется строительство комплексов глубокой переработки продукции оленеводства. Реализация проекта позволит значительно увеличить объем производимой продукции за счет привлечения к сдаче мяса не только крупных, но и малых хозяйств, в которых содержится более 60 % всех оленей, создать новые рабочие места, преимущественно для лиц коренной национальности, обеспечить качество продукции и ее конкурентоспособность за счет инноваци- -онных технологий и повысить уровень доходов сельского населения.

Сохраняя и поддерживая традиционные для Ямала отрасли: оленеводство, рыболовство, звероводство, в округе предполагается развивать и другие направле- = ния сельхозпроизводства — тепличное хозяйство, молочное животноводство, переработку молока, а также развитие искусственного воспроизводства ценных пород рыб.

На решение этих проблем будет направлен комплекс мер в рамках окружной долгосрочной целевой программы «Социально-экономическое развитие сельских территорий и агропромышленного комплекса на 2013—2017 годы» и Инвестиционной программы развития АПК ЯНАО, проекты которых разрабатываются Правительством автономного округа.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, задачи по повышению уровня жизни в сельской местности и развитию сельских территорий округа требуют создания организационных основ через оптимизацию системы управления в данной сфере. С учетом имеющегося опыта министерства сельского хозяйства РФ, где функционирует Департамент по развитию

В настоящее время в сфере организации туризма работает 17 организаций, ориентированных, в основном, на выездные туры. Сфера въездного, внутреннего и социального туризма находится в начальной стадии развития.

сельских территорий, отдельных субъектов Российской Федерации, где в структуре исполнительных органов власти созданы аналогичные подразделения, на наш взгляд, целесообразно создание специального ведомства по развитию северных сел, которое будет обеспечивать полноту и комплексность предпринимаемых мер, координацию реализуемых в сельской местности федеральных и региональных программ, консолидацию ресурсов и контроль за эффективностью их использования.

Создание в сельских территориях «точек роста» в виде высокотехнологичных комплексов по переработке продукции оленеводства и рыболовства обеспечит мультипликативный эффект для развития всего социально-производственного комплекса. Пример такого опыта в округе есть. На территории отдельного муниципального образования строительство современного убойно-перерабатывающего комплекса, сертифицированного по европейским стандартам, стало толчком для развития всей инфраструктуры поселка, повышения качества жизни сельского населения, в том числе и кочующего. (йг4)

1. Об утверждении Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации до 2020 года: Постановление Правительства РФ № 2136-р от 30.11.2010 г.

2. Развитие сельского хозяйства Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011-2013 годы: Постановление Правительства ЯНАО от 27.12.2010. № 562-П // Справочная правовая система Консультант-Плюс.

3. Схема градостроительного планирования развития территории Ямало-Ненецкого автономного округа: Госстрой РФ, ФГУП «Научно-исследовательский и проектный институт по разработке генеральных планов и проектов застройки городов» ФГУП «НИИП Градостроительства». СПб., 2007.

4. Экономические и социальные показатели районов проживания коренных народов малочисленных народов Севера. — М.: Федеральная служба государственной статистики. Главный межрегиональный центр распространения статистической информации, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.