Научная статья на тему 'Современные этносоциальные процессы среди ненцев Ямала в условиях промышленного освоения'

Современные этносоциальные процессы среди ненцев Ямала в условиях промышленного освоения Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
173
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОЛОГИЯ / НЕНЦЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Волжанина Елена Александровна

Доклад посвящен оценке современной демографической и социо-культурной ситуации в среде ненцев ЯНАО. Анализируя, данные социологических исследований, автор приходит к вывду, что оленеводство является главным стабилизирующим фактором этноса. Многочисленность, ненцев и сохранение кочевой культуры, дополненной техническими достижениями позволяет им противостоять разрушительным социально-экономическим тенденциям и сохранять этническую специфику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN ETHNOSOCIAL PROCESSES AMONG NENETS OF YAMAL IN CONDITIONS OF INDUSTRIAL DEVELOPMENT

The paper is devoted to estimation of a modern demographic and socio-cultural situation the Nenets' environment. Analyzing, the data of sociological researches, the author comes to a conclusion, that reindeer breeding is the main stabilizing factor of ethnos. Large number, the Nenets and preservation of the nomadic culture supplemented with technical achievements allows them to resist destructive social and economic tendencies and to keep their ethnic specificity.

Текст научной работы на тему «Современные этносоциальные процессы среди ненцев Ямала в условиях промышленного освоения»

© 2009

Е.А. Волжанина

СОВРЕМЕННЫЕ ЭТНОСОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ СРЕДИ НЕНЦЕВ ЯМАЛА В УСЛОВИЯХ ПРОМЫШЛЕННОГО

ОСВОЕНИЯ

Доклад посвящен оценке современной демографической и со-цио-культурной ситуации в среде ненцев ЯНАО. Анализируя, данные социологических исследований, автор приходит к вывду, что оленеводство является главным стабилизирующим фактором этноса. Многочисленность, ненцев и сохранение кочевой культуры, дополненной техническими достижениями позволяет им противостоять разрушительным социально-экономическим тенденциям и сохранять этническую специфику.

Ключевые слова: этнология, ненцы.

Ненцы принадлежат к самодийской группе уральской языковой семьи и относятся к коренным малочисленным народам Севера, насчитывая по переписи 2002 г. 41302 чел. Основная их часть расселена на территории четырех автономных округов (Ненецкого/НАО, Ямало-Ненецкого, Таймырского/Долгано-Ненецкого и Ханты-Мансийского), только один их которых (НАО) расположен в Европейской части России. В Сибири представлена самая многочисленная этнографическая группа ненцев. По данным Всероссийской переписи 2002 г., в Ямало-Ненецком автономном округе (ЯНАО) проживают 64% ненцев Российской Федерации (26435 чел.).

На положении ненцев в XX — начале XXI в. отразились государственная политика в отношении северных территорий и коренных малочисленных народов Севера, а также социально-экономическая и политическая обстановка в стране. Этносоциальные процессы в среде народов Севера в это время характеризуются общими тенденциями роста доли городского населения за счет выходцев из сельской местности, повышения образовательного и профессионального уровней, распространения смешанных браков. Тем не менее, мы можем говорить о некоторых этнических особенностях данных процессов среди ненцев Ямала.

Значительное большинство ненцев проживает в сельской местности, что обусловлено, с одной стороны, их хозяйственной ориентацией на традиционные отрасли хозяйства, а с другой, сравнительно недавним строительством рабочих поселков и городов в округе, вызванным разработкой нефтяных и газовых месторождений и увеличением численности пришлого населения. В 1939 г. доля ненцев, проживающих в сельской местности, насчитывала 98,5 %, к 2002 г. она понизилась до 86,3 % (22819 чел.). Складывание группы городских ненцев произошло не столько в результате изменения их социальной и профессиональной структур и смены местожительства, а связано с переменой статуса сельскими поселениями, в которых они были прописаны. Превратившись в городских жителей, они по-прежнему жили и занимались традиционным хозяй-

ством в тундре, являясь работниками сельскохозяйственных предприятий, производственные базы которых располагались в данных населенных пунктах. В первой половине XX в. единственным городом и окружным центром был г. Салехард.

В 1964 г. статус рабочего поселка получило с. Тазовское. Во второй половине 1970-х гг. среди горожан появляются надымские и тарскосалинские ненцы. В 2002 г. в 7 городах окружного значения ЯНАО и 9 рабочих поселках проживали 3616 ненцев или 13,7 % от их общей численности.

С 1939 по 2002 гг. доля ненцев в составе населения ЯНАО уменьшилась с 29,3 до 5,2 % за счет пришлого населения, при этом она сократилась как среди горожан с 1,64 до 0,85 %, так и сельских жителей — с 40,05 до 27,1 %. Интенсивность и направление миграционных потоков определяли изменения доли ненцев в округе на протяжении XX в. Так, она оказалась наименьшей в 1989 г., составив 4,2 %. Их малая численность в структуре населения свидетельствует, что демографические процессы, происходящие в их среде оказывают незначительное влияние на общую демографическую ситуацию в округе. Исключение представляет сельская местность, где они по-прежнему занимают второе место по численности, уступая русским.

Невысокая доля ненцев, проживающих за пределами округов, по данным последней переписи 2002 г. (1,2 %), указывает на низкую миграционную активность. Для них характерна внутренняя миграция, представляющая движение внутри районов, реже между районами. Работа с похозяйственными книгами показывает, что точками притяжения населения служат, в первую очередь, районные центры и центры сельской округи, где размещаются производственные базы оленеводческих совхозов и сосредоточены административные, медицинские, культурные учреждения и развитая инфраструктура. В Ямальском районе к ним относятся с. Яр-Сале, п. Сёяха и п. Панаевск, в Надымском — с. Ныда, в Тазовском пп. Гыда, Антипаюта, р.п. Тазовский. Часто кочевое население меняет только место прописки, сохраняя прежнюю территорию проживания, кочуя в тундре. Подобная ситуация наблюдается для Байдарацкого с/с Приуральского района.

В начале XXI в. ненцы Ямала остаются оленеводческим народом, что дает повод исследователям говорить о них, как о феномене на общем фоне кризиса традиционных форм хозяйствования народов Крайнего Севера. Согласно данным сельскохозяйственной переписи 2006 г., на территории ЯНАО выпасаются 44 % поголовья оленей Российской Федерации (730811 из 1663,2 тыс.), большинство которых находится в хозяйствах населения. По количеству выпасаемых оленей, в том числе в частном секторе, и занятых в оленеводстве людей лидирующие позиции занимают Тазовский, Ямальский и Приуральский районы. Здесь сосредоточены крупные оленеводческие хозяйственные организации. В зависимости от формы собственности представлены открытые или закрытые акционерные общества, сельскохозяйственные производственные кооперативы, муниципальные и государственные предприятия.

У пуровских лесных и надымских ненцев, проживающих на побережье Обской губы и в бассейне р. Надым, оленеводство практически утрачено. В результате интенсивного нефтегазового освоения в районах проживания лесных

ненцев разрушены значительные площади ягельных пастбищ, что привело к сокращению поголовья оленей, увеличению количества безоленных и мало-оленных семей. В настоящее время основными источниками их существования и доходов служат рыболовный промысел и собирательство. Крупностадное оленеводство в Надымском и Пуровском районах существует в рамках сельскохозяйственных предприятий, являющихся преемниками совхозов. Значительные пастбищные территории ЗАО «Ныдинское» (единственного сельскохозяйственного предприятия, обеспечивающего ненцев и коми работой в традиционном хозяйственном секторе), расположенные на Тазовском полуострове, были частично изъяты из традиционного природопользования в ходе промышленных разработок, что привело к изменению маршрутов каслания и сокращению количества оленеводческих бригад за счет перевода людей в рыбаков. В Пуровском районе оленеводческие бригады существуют в рамках СПК «Верхнепуров-ский» (производственная база в г. Тарко-Сале). Кроме того, в южной части этого района в Вынгапуровской тундре выпасаются небольшие частные стада оленей общей численностью около 2000 голов.

Кочевание по-прежнему сохраняет среди ненцев культурное и хозяйственное значение. Кочевой образ жизни обусловлен преимущественной занятостью ненцев в оленеводстве, рыболовстве и охотничьем промысле. При этом квалифицированные работники сельского, лесного, охотничьего хозяйства, рыбоводства и рыболовства среди ненцев занимают 38,6 % в структуре занятого трудоспособного населения. Статистические данные за 1967—2004 гг. свидетельствуют о некотором сокращении кочующего населения только в Надымском и Пуровском, а в Ямальском и Тазовском районах оно даже увеличилось.

В настоящее время в Тазовском районе кочуют более 70 %, в Ямальском — более 50 % коренных народов Севера, в Пуровском районе — около 40 % и менее всего в Надымском и Приуральском районах — около 30 %. Сохранению доли кочевого населения на одном уровне способствует постановление губернатора ЯНАО «О компенсационных выплатах лицам из числа коренных малочисленных народов Севера и иным лицам, занимающимся традиционной хозяйственной деятельностью, а также лицам, ведущим кочевой и полукочевой образ жизни на территории ЯНАО», принятое в декабре 2004 г. Хотя рост оседлого, в том числе городского, населения является неизбежным и обусловлен повышением образовательного и культурного уровня, сокращением территорий традиционного природопользования в результате промышленного освоения на территориях их проживания в последней трети XX в., а в некоторых районах из-за превышения олененемкости пастбищ, и сопровождается утратой традиционных навыков. Участившиеся в последние годы природные аномалии (оттепели среди зимы, гололед и т.д.) приводят к существенным потерям оленей отдельными семьями и вынужденному переселению в поселок.

Наряду с сохранением кочевого быта современные оленеводы, охотники и рыбаки стремятся получить стационарное жилье для проживания во время эпизодического пребывания семьи в поселке (в период снабжения продуктами, посещения медицинских, административных учреждений, детей в школе-интернате). В последнее десятилетие на Ямале широко развернулось строительство современных многоквартирных домов, коттеджей, школ-интернатов, культур-

ных учреждений для коренных народов Севера, ликвидация аварийного и ветхого жилья, возрождение старых поселков и факторий. Безоленные семьи, занимающиеся рыболовством, используют в качестве промыслового или постоянного жилища балки, оставленные геологическими партиями и экспедициями. Длительное проживание и ведение промыслов на одном месте приводит к появлению различных видов стационарных построек, к замене чума срубной избой или палаткой. Неотъемлемой частью традиционного образа жизни ненцев стали современные технические достижения: снегоходы, лодочные моторы, электро- и бензопилы и т.д. Для освещения в чуме наряду с керосиновой лампой используется электрическая. Широкие возможности применения компьютерной и бытовой техники в условиях кочевого или полуоседлого образа жизни в тундре представила дизельная электростанция и наличие доступного топлива. Все чаще на стойбищах можно встретить телевизоры, ноутбуки, DVD проигрыватели, стиральные машины, спутниковые тарелки.

В последние годы помимо традиционных хозяйственных занятий и приравненных к ним (оленеводство, рыболовство, охота, звероводство, пошив меховых изделий) появились новые, связанные с переработкой сельскохозяйственной продукции. Для этого устраиваются цеха для копчения, пресервирования, засола рыбы, производства колбас и пельменей, закупается современное холодильное оборудование. В с. Самбург Пуровского района приступили к строительству тепличного комплекса. Вместе с тем на некоторых территориях, где в последние годы наблюдается сокращение объемов продукции оленеводства и рыболовства, обозначилась тенденция закрывать нерентабельные отрасли, такие как звероводческая, молочная фермы, меховые мастерские, предоставлявшие рабочие места преимущественно коренным народам Севера.

В целом, оленеводство и кочевой образ жизни ненцев могут рассматриваться ведущими этностабилизирующими факторами для них в современных условиях. Многочисленность, проживание в сельской местности и сохранение на высоком уровне бытового кочевания и связанного с ним культурного комплекса, дополненного техническими достижениями последних десятилетий, позволяет им противостоять разрушительным социально-экономическим тенденциям и сохранять этническую специфику.

MODERN ETHNOSOCIAL PROCESSES AMONG NENETS OF YAMAL IN CONDITIONS OF INDUSTRIAL DEVELOPMENT

E.A. Volzhanina

The paper is devoted to estimation of a modern demographic and socio-cultural situation the Nenets' environment. Analyzing, the data of sociological researches, the author comes to a conclusion, that reindeer breeding is the main stabilizing factor of ethnos. Large number, the Nenets and preservation of the nomadic culture supplemented with technical achievements allows them to resist destructive social and economic tendencies and to keep their ethnic specificity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.