профилактики. Что приносит свой эффект в виде повышения качества и увеличения количества оленеводческой продукции.
Сегодняшние успехи в оленеводстве ЯНАО можно расценивать как прорыв ямальского оленеводства на новый экономический, технологический и социальный уровень. Сельское хозяйство ЯНАО претендует в последние годы на роль племенного репродуктора в российском оленеводстве. В ряде передовых ямальских оленеводческих хозяйствах начата работа по совершенствованию породных качеств оленей, подготовлен пакет необходимых документов по племенной работе, проведена соответствующая экспертиза. В настоящее время предприятия округа вошли в перечень племенных репродукторов Российской Федерации по оленеводству.
В 2008 г. из бюджета округа в сферу АПК выделено 1 млн руб., из них более 1/3 в отрасль оленеводства. Привлечение дополнительных средств за два года реализации приоритетного национального проекта и включение их в состав Комплексной программы развития сельского хозяйства на период 2008-2012 гг. позволили увеличить производство мяса оленей в округе на треть, а поголовье оленей на 17%. Если эти тенденции сохранятся, то ЯНАО способен обеспечить Россию еще одним видом экс-
портной продукции, и к своим 90% российского природного газа добавить 100% оленины.
Источники
1. Байчибаев К. Ямал - это 90 процентов газа и 100 процентов оленины/ Ямальский мередиан, 2008. - № 7. -С. 22-26.
2. Канев Е.Г., Пахомчик С.А. Аграрный протекционизм об-
щественного сектора производства в Ямало-Ненецком автономном округе / Аграрный вестник Урала, 2008. -№ 5 (47). - С. 84-86.
3. Основные итоги Всероссийской переписи 2006 г. / Эконо-
мика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 2008. - № 10. - С. 76-80.
4. Пахомчик С.А., Бабин Н.А., Сараев А.Я. К вопросу конку-
рентноспособности оленеводческой продукции Ямала на мировом рынке. - В кН.: Агропродовольственная политика и вступление России в ВТО. - М.: Энциклопедия Российских деревень, ВИАПИ, 2003. - С. 154-255.
5. Пахомчик С.А., Бабин Н.А. Состояние, проблемы и перспективы оленеводства в Ямало-Ненецком автономном округе - В кн. : Аграрная наука - сельскохозяйственному производству Сибири, Монголии, Казахстана и Кыргызстана. - Труды 8-й Межд. науч.-практ. конф. (Барнаул, 26-28 июля 2005 г.) / РАСХН, Сибирское отделение -Новосибирск, 2005. - Т. 2. -С. 170-174.
6. Южаков А.А., Мухачев А.Д. Этническое оленеводство Западной Сибири: ненецкий тип. - Новосибирск, РАСХН, Сибирское отделение, Ямальская СХОС, НИИ сельского хозяйства Крайнего Севера, 2001. - 112 с.
АГРАРНЫЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА В РЕГИОНЕ
А.В. Белокопытов, д.э.н., проректор Смоленской государственной сельскохозяйственной академии
Необходимым условием для эффективной хозяйственной деятельности предприятий является ведение расширенного воспроизводства ресурсного потенциала, при этом предприятие не только восстанавливает в полном объеме израсходованные ресурсы, но и инвестирует средства на увеличение своего потенциала. В современных условиях одним из основных направлений адаптации сельскохозяйственных предприятий к изменяющимся условиям ведения производства становится реструктуризация производственных систем. При этом выход на оптимальные параметры функционирования невозможен без инвестиций, обеспечивающих необходимые структурные изменения.
В последние годы в Российской Федерации наблюдается устойчивый рост инвестиций в основной капитал. На протяжении 2000-2007 гг. ежегодный прирост инвестиций в отрасли экономики в сопоставимых ценах составил от 2,8 до 21,1%. В Смоленской области инвестиционная активность носит неустойчивый характер, размер инвестиций колеблется по годам. Основным источником финансирования инвестиций в настоящее время являются привлеченные средства. Если в 1995 г. предприятия Смоленской области имели возможность обновлять и расширять свой ресурсный потенциал за счет собственных средств (прибыли и амортизационных отчислений) при незначительном привлечении заемного капитала, на долю которого приходилось лишь 31% общего объема инвестиций, то к 2007 г. удельный вес привлеченных средств составил 60,6%. В тоже время удельный вес бюджетных средств в финансировании капиталовложений увеличился 5,3 до 25,7%.
Низкая инвестиционная активность в сельском хозяйстве вызвана, прежде всего, сложившейся неэквивалентностью в товарообмене сельского
хозяйства с ресурсообеспечивающими отраслями, и как следствие, неплатежеспособностью сельскохозяйственных товаропроизводителей. Нерегулируемый диспаритет цен отрицательно влияет на рынок ресурсов, приводит к спаду сельскохозяйственного производства и лишает сельскохозяйственные предприятия возможностей дальнейшего развития.
Сложное финансовое положение сельскохозяйственных предприятий сделало их непривлекательными с точки зрения сторонних инвесторов, а собственные средства для долгосрочных вложений из-за отсутствия прибыли ограничивались лишь амортизацией, сумма которой неуклонно снижалась в связи с превышением выбытия основных средств по сравнению с их вводом в эксплуатацию. Вследствие чего резко снизились инвестиционные возможности, так как теперь собственные средства предприятий являются основным источником финансирования инвестиции в основной капитал.
Сложившуюся ситуацию можно определить именно как кризис, потому что возникло противоречие между необходимостью структурной перестройки АПК, для которой нужны инвестиции, и низким уровнем инвестиций (и крайне высокой ценой на инвестиционные ресурсы), которые делают практически любое финансовое вложение средств невыгодным, исходя из текущих оценок.
В этих условиях необходимо усиление государственной поддержки функционирования аграрного сектора экономики. В последние годы только благодаря дотациям на производство продукции и прочим компенсациям сельскохозяйственные предприятия Смоленской области сокращали убытки от реализации продукции и, начиная с 2005 г., стали наращивать рентабельность своей финансовохозяйственной деятельности (табл. 1).
Таблица 1 - Финансовые результаты деятельности сельскохозяйственных предприятий Смоленской области
Показатели 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.
Финансовый результат от реализации сельскохозяйственной продукции, тыс. руб. - всего -68861 -6889 39572 88988 47416 201775
В том числе: прибыль (убыток) от реализации продукции -170422 -146625 -119970 -56216 -1149 3941
дотации на производство продукции и другие компенсации 101561 139736 159542 145204 46267 197814
Уровень рентабельности (убыточности) по всей финансово-хозяйственной деятельности, % -9,0 -9,3 -4,4 0,3 2,0 4,9
Уровень рентабельности (убыточности) продукции сельского хозяйства, % -12,6 -9,9 -7,2 -3,2 -0,1 0,2
В настоящее время государство предпринимает меры, направленные на финансовое оздоровление сельскохозяйственных предприятий. По состоянию на 01.01.2008 г. межведомственная территориальная комиссия Смоленской области приняла решение о включении 155 сельскохозяйственных предприятий (72% их общего числа) в программу финансового оздоровления. Были подписаны соглашения на реструктуризацию основных долгов на сумму 196,1 млн руб. и соглашения о списании сумм пеней и штрафов на сумму 248,9 млн руб.
В данных условиях в целях стимулирования инвестиционной деятельности в сельском хозяйстве государству необходимо придать действенность амортизационной политике: периодически проводить индексацию восстановительной стоимости основных фондов и амортизационных отчислений, активно применять ускоренную амортизацию, ввести режим специального хранения и расходования средств амортизационного фонда.
Государственная поддержка сельскохозяйственных предприятий в настоящее время осуществляется через реализацию целого ряда программ и приоритетных проектов развития. В 2007 г. была разработана программа развития сельского хозяйства Смоленской области на период 2008-2012 гг.
Анализ государственной региональной программы показал наличие ряда проблем:
1. Отсутствие представительства ОАО «Росаг-ролизинг» на территории отдельных районов Смоленской области. В связи с этим не реализуется мероприятие национального проекта «Развитие лизинга техники, оборудования и племенного скота».
2. Земельный фонд, находящийся в пользовании предприятий АПК, не зарегистрирован в установленном порядке. В связи с этим на территории области не реализуется направление национального проекта «Создание системы земельно-ипотечного кредитования».
3. Увеличение расходов заемщиков по обслуживанию кредитного договора до 5-7%. Это связано с изменением ставки рефинансирования, с обязательным страхованием приобретаемого имущества (от 1,3% - по технике и до 3,5% - по скоту от их стоимости).
4. Ряд банковских условий кредитования мало приемлем для сельхозтоваропроизводителей: коэффициент залогового обеспечения кредита устанавливается от 1,3 до 2 к сумме кредита (целесообразно установить коэффициент залогового обеспечения кредита в пропорции 1:1); обязательное внесение первоочередного взноса (авансового платежа) хозяйством в размере 10-40% от стоимости инвестиционного проекта.
5. Несовершенство законодательной базы, что дает возможность по-разному трактовать тот или иной законодательный акт.
Для устранения выявленных недостатков в реализации национального проекта необходимо дальнейшее развитие агрострахования, законодательное оформление земельных отношений в сельском хозяйстве, создание условий для активного развития лизинга техники, оборудования и племенных животных. Необходимо рассмотреть вопрос о субсидировании процентной ставки сельскохозяйственным предприятиям в размере 100% ставки рефинансирования по привлекаемым ими инвестиционным и краткосрочным кредитам.
В условиях кризиса в аграрном секторе наряду с более активным государственным регулированием путем применения стимулирующих мер, необходима и активизация прямого вложения капитала. Государственные средства должны направляться, прежде всего, на финансирование направлений деятельности, где активность индивидуальных инвесторов будет наименьшей. К их числу относится ликвидация последствий от аварий, стихийных бедствий, экологических катастроф, создание объектов и систем, обеспечивающих экологическую безопасность производства, а также развитие социальной инфраструктуры села.
Государство должно проводить инвестиционную политику, направленную на улучшение инвестиционного климата, повышение привлекательности аграрного сектора экономики для потенциальных инвесторов. Аккумулированные финансовые ресурсы должны направляться на воспроизводство элементов ресурсного потенциала сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Очевидно, что в нашей стране необходимо совершенствовать экономический механизм рынка материально-технических ресурсов для села на принципах маркетинга. Эти принципы предполагают последовательный переход от существующего рынка производителя, при котором он диктует цены и условия реализации средств производства потребителям, к рынку потребителя, определяющему объемы, цены и условия поставок. В сложившейся экономической ситуации достичь этого можно только при активной поддержке государства. В первую очередь необходимо создать единый государственный орган по контролю и регулированию цен на важнейшие виды продукции, который должен влиять на негативные тенденции в ценообразовании, сложившиеся в результате необдуманного введения «свободных цен» для монопольных структур в первые годы реформ.
Таким образом, важным фактором восстановления экономики аграрного сектора и стимулирования экономического роста является государственная протекционистская политика в аграрном секторе, которая станет основой формирования стратегии, способствующей усилению продовольственной безопасности страны.