Научная статья на тему 'Совершенствование бизнес-моделей систем управления в коммерческих организациях'

Совершенствование бизнес-моделей систем управления в коммерческих организациях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
545
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновационная бизнес-модель / система управления / инфокоммуникационные технологии / коммерческая организация / innovative business model / management system / infocommunication technologies / commercial organization
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование бизнес-моделей систем управления в коммерческих организациях»

Филин С.А.

д.э.н., профессор кафедры организационно -управленческих инноваций, Российский экономический

университет

Filin.SA@rea.ru

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БИЗНЕС-МОДЕЛЕЙ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ В КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ1

Ключевые слова: инновационная бизнес-модель, система управления, инфокоммуникационные технологии, коммерческая организация.

Keywords: innovative business model, management system, infocommunication technologies, commercial organization.

Введение. С каждым годом бизнес развивается все стремительнее, охватывая всё новые сферы деятельности, что ведет к изменениям, делающим задачу управления коммерческой организацией более приоритетной. В постоянно меняющемся мире коммерческой организации необходимо ежедневно вести статистику по показателям, оценивать риски как внутри, так и ситуацию в её окружении. Кризис может привести коммерческую организацию к большим потерям, а возможно и к закрытию бизнеса, если она не сумеет быстро перестроить свою бизнес -модель.

Существует много проблем, с которыми может столкнуться коммерческая организация - высокие цены, затрудняющие привлечение потенциальных клиентов, и высокие издержки, ограничивающие темпы её развития. Любые перемены (появление новых продуктов, качество предоставляемых услуг, потребности потенциальных клиентов, изменение мировых тенденций) будут влиять на применяемую в коммерческой организации бизнес-модель. На рынке появляются новые конкуренты, выстраивающие новые бизнес -модели, например, стратегии развития. Как следствие, для устранения выше перечисленных проблем любую бизнес-модель, в том числе и для системы управления, необходимо постоянно совершенствовать. Поэтому сложно построить бизнес-модель системы управления, которая отвечала бы основным требованиям коммерческих организаций, и это усложняет процесс их развития.

Инновационному развитию коммерческой организации препятствует непонимание роли бизнес -модели системы управления, вследствие чего возникает ряд проблем. Прежде всего это трудности, связанные с необходимостью генерировать новые бизнес -идеи категориями бизнес-моделей систем управления и вне шаблонов и рамок доминирующей в данной отрасли логики ведения бизнеса. Владельцы и топ -менеджмент коммерческой организации часто предпочитают реальные категории в виде продуктов (технологий, услуг), которые можно увидеть и опробовать. Большинству из них гораздо труднее оперировать такими абстрактными понятиями как бизнес -модель системы управления.

Также это недостаток системных инструментов, способствующих творческому мышлению, без которого разработка инновационных бизнес-моделей системы управления затруднена.

Бизнес-модели систем управления помогают создавать успешные коммерческие организации, но внедрение инновационных и развитие существующих бизнес -моделей систем управления является проблематичным вследствие риска, связанного с внедрением инноваций, и шаблонного мышления владельцев и топ -менеджмента коммерческой организации.

Успешным примером внедрения инновационной бизнес -модели системы управления является АО «Тинькофф Банк», который создал абсолютно новое банковское обслуживание, что привело к увеличению его клиентской базы и активов. Банк стал работать дистанционно с клиентами и предложил им новый мобильный банк с использованием мобильного приложения, позволяющего использовать все услуги (банковские продукты) банка.

В настоящее время системы управления в коммерческих организациях в России находятся в активной стадии развития. Однако имеют место внешние и внутренние факторы, препятствующие внедрению международных стандартов в сфере бизнес-моделирования управления [1]: структурированная экономическая политика не ориентирована на долгосрочную перспективу и во многом зависит от внутренних политических интересов; высокая степень концентрация собственности у одного или группы владельцев; неразвитый фондовый рынок. Негативным фактором является также несовершенное законодательство

Одна из немаловажным проблем, с которыми сталкиваются коммерческие организации, - это качество их инновационной и корпоративной культуры. Большая часть коммерческих организаций в России предполагает строгую дисциплину для сотрудников, что чаще всего является неэффективным. В коммерческих организациях ЕС топ -

1 Статья написана в рамках НИР по грантам РФФИ по проектам № 17-26-03003 «Влияние социокультурной и экологической среды на этику и мировоззрение современного педагога как субъекта формирования личности, образа жизни и инновационного мышления обучающихся в России и Монголии» и № Монг_а 20-510-44005 «Разработка теории и методологии интеграции инновационных секторов экономики России и Монголии».

менеджмент предпочитает индивидуальный подход к сотрудникам, а именно: плавающий график, четкую формулировку сроков и задач. Необходимо строить инновационную и корпоративную культуру таким образом, чтобы максимально повысить эффективность, прежде всего, творческую сотрудников.

В настоящее время появляется всё больше молодых специалистов в разных сферах коммерческой деятельности, вследствие чего еще одной проблемой развития бизнес-модели системы управления является текучесть кадров. Если команда постоянно меняется, коммерческой организации каждый раз необходимо выстраивать новые бизнес -процессы и менять бизнес -модель системы управления в целом.

Реклама, предоставляемая контрагентами часто не соответствует реальности и многие функции приходится дорабатывать в ходе внедрения соответствующего бизнес -процесса. Причем данная процедура является, как правило, затратной, так как даже после перехода на новую бизнес-модель системы управления необходимо провести обучение сотрудников работе с новым бизнес-процессом.

Сложностью в построении эффективной бизнес -модели системы управления коммерческой организации может стать неправильный подбор целевой аудитории, поэтому необходимо понимать, какой продукт будет создаваться и для каких клиентов.

В настоящее время при построении бизнес -модели системы управления важным фактором является развитие инфокоммуникационных технологий (ИКТ), это в общем случае обеспечивает экономическое развитие коммерческих организаций в современном мире, позволяет им экономить ресурсы и сокращать затраты. В бизнесе появилась возможность, опираясь на статистические данные, оценить перспективы развития на ближайшее будущее и дать оценку предполагаемым запросам клиентов. Учитывая это, ведущие производители бизнес -моделей систем управления приступили к интеграции бизнес-интеллекта в специфические корпоративные приложения и процессы, направленные на обслуживание потребителей. Современные методы построения бизнес-модели системы управления предполагают использование ИКТ, что позволяет вести бизнес на новом уровне, а также разрабатывать прогнозы.

Однако разработка и внедрение систем управления на основе современных ИКТ может стать как преимуществом, так и недостатком коммерческой организации. Для внедрения таких систем управления необходимо иметь в штате высококвалифицированных специалистов, способных построить и поддерживать необходимые бизнес -процессы и новую бизнес-модель системы управления в рабочем состоянии. Большинство таких специалистов работает в коммерческих организация, где предлагают высокую заработную плату и благоприятные условия труда. Небольшие коммерческие организации часто имеют лишь одного такого специалиста и при его потере найти замену довольно проблематично, особенно если это предполагает работу с масштабными базами данных, построением консолидированной и т.д.

В постоянно меняющемся мире успех развития коммерческих организаций зависит от постоянной корректировки их управленческих и инвестиционных решений в сегменте рынка, где им удалось закрепить свой основной бизнес, поиске новых направлений деятельности и производственных и маркетинговых бизнес-идей. То же самое можно сказать о «молодых» коммерческих организациях: чтобы занять свое место на рынке, им необходимо достичь определенных целей, реализовать уникальную цель, обеспечивающую их конкурентоспособность. При этом управление адаптацией бизнес-модели требует постоянной корректировки, поэтому данная модель должна учитывать вмешательство топ-менеджмента в зависимости от условий, складывающихся в коммерческой организации и во внешней среде.

Особенность бизнеса в коммерческой организации состоит в том, что быстрые изменения в ней увеличивают информационный разрыв между тем, что имеется в коммерческой организации, и тем, что требуется её подразделениям. Устранить возникающее при этом несоответствие позволяет управление адаптацией бизнес -модели. В настоящее время всеобъемлющая оценка корпоративных ценностей становится объективнее в контексте полной бизнес-модели системы управления. Четкое управление бизнес -моделью позволяет топ-менеджменту объективнее анализировать и понимать соотношение доходов и затрат. А изменения, вносимые в такую модель, открывают новые возможности повышения до хо дности бизнеса.

Важнейшей задачей любой коммерческой организации является построение бизнес-модели системы управления, способной увеличить её основные показатели: прибыль, количество клиентов, минимизировать затраты и риски. Кроме того, данная бизнес-модель должна допускать возможности доработать ее или внести изменения.

Существующие бизнес-модели систем управления хотя и позволяют совершенствовать управление в коммерческой организации, но и они требуют доработок, в зависимости от её уникальных особенностей и структуры. Все это ведет коммерческую организацию к разработке стратегии, а именно: к адаптации к специфике коммерческой организации и к изменяющимся внешним условиям при реализации стратегии. Стратегия коммерческой организации - это комплексный план управления, который должен укрепить её положение на рынке и обеспечить координацию усилий, привлечение и удовлетворение потребителей, успешную конкуренцию и достижение глобальных целей. Процесс выработки стратегии основывается на тщательном изучении всех возможных направлений развития и деятельности и заключается в выборе общего направления, привлекаемых ресурсов и моделей ведения бизнеса, методов конкуренции, обслуживаемых потребностей, осваиваемых рынков [2].

При разработке бизнес-модели большинство опирается на основные методы ее построения, а, следовательно, и стратегии коммерческой организации. На рис. 1 показана схгма итераций при разработке стратегии коммерческой организации.

Многие владельцы и топ-менеджмент в последнее время стремятся вводить новшества в свои бизнес-модели, понимая, что успешное будущее зависит от их инновационного развития. Инновационная бизнес -модель позволяет не только увеличивать показатели коммерческой организации, но и создавать новые, уникальные на рынке продукты (технологии, услуги). При этом растущий уровень конкуренции и усложнение условий ведения бизнеса требуют внедрять новые, более совершенные бизнес -модели, которые должна функционировать одновременно в следующих на-

правлениях: 1) располагать новыми механизмами выхода на рынки - распространения товара или услуги; 2) иметь новую оргструктуру; 3) включать новые системы производства, методы предложения услуг клиентам; 4) понимать новые ценности (источники дифференциации); 5) работать с новыми товарами и услугами; 6) учитывать сегменты и предпочтения клиентов и новые источники прибыли.

Стратегический анализ внешнего окружения Стратегический анализ компании

Анализ факторов дальнего окружения (PEST) Анализ факторов ближнего окружения (модель"5 сил" М.Портера) Анализ сильных и слабых сторон компании (анализ цепочки создания ценности) Требования собственников

SWOT-анализ

Разработка и оценка стратегических альтернатив

Выбор стратегии

Рисунок 1.

Схема процесса определения стратегии коммерческой организации [3]

Успешность инновационной бизнес -модели - в том, что она должна быть пионерной не только для конкретной коммерческой организации, но и для сегмента рынка в целом. Это не обязательно должен быть полученный с её помощью продукт (технология, услуга), которых раньше не было. Упор следует делать на принципиально новые способы их предложения и работы с целевой аудиторией. Именно разработка и внедрение инновационных бизнес -моделей помогают эффективно бороться с конкурентами, позволяя оперативно реагировать на изменение расстановки сил в соответствующем рыночном сегменте. Инновации, внедряемые в привычные сферы, способны серьезно снизить э ф-фективность деятельности конкурентов и заставить их уступить лидерские позиции.

К методам, которые наиболее часто применяются, например, в банках, относятся: 1) анализ и минимизация операционных рисков бизнес-процесса [4]; 2) анализ матрицы распределения ответственности и бизнес-логики бизнес-процесса; 3) расчёт и изменение фрагментарности процесса; 4) анализ и оптимизация бизнес -процессов на основе показателей (KPI); 5) расчёт и анализ трудоемкости и длительности бизнес -процесса; 6) метод функционально -стоимостного анализа (ФСА) и имитационного моделирования; 7) краудсорсинг; 8) бенчмаркинг; 9) метод причин -следствий (Cause and Effect Diagram); 10) SWOT -анализ [5]. Представим общую схему развития и оптимизации на примере деятельности коммерческого банка (рис. 2).

пгтт 1 ill1

гтттт

ГГГТГ

W-

Ч^Г- п

* - /

-1!1 -

Разработка и реализация плава перехода от состояния «как есть» к состоянию «как надо»

Мягкие и жесткие подходы к внедрению изменений

65й

0 и и

и О и

11 и о

Организация «как надо»

Bank 3.0

Рисунок 2.

Схема развития и оптимизации деятельности банк [6]

Данная схема показывает, что недостаточно проанализировать и усовершенствовать бизнес -модели и деятельность банка. Важно правильно перейти в новое, желаемое состояние, к бизнес-моделям «как надо». Любые изменения и перемены особенно в такой устоявшейся структуре, как коммерческий банк, происходят довольно трудно и встречают большое сопротивление среди сотрудников, привыкших к традиционным правилам работы.

Рекомендации

Для успешного внедрения изменений необходимо разработать детальный план перехода к желаемому состоянию «как надо», включая специальные мероприятия по повышению лояльности сотрудников к изменениям. Для управления изменениями в крупных банках работают специальные отделы организации и контроля изменений. При этом изменения не обязательно могут проводиться при периодическом анализе и совершенствовании бизнес -моделей. Они могут проводиться по заявкам подразделений банка, при изменении внешней среды (указаний регулирующих органов, требований клиентов и рынка и т.д.).

При разработке бизнес-модели необходимо научно обоснованно ставить цели и задачи, постоянно анализировать рынок и конкурентов, учитывать большое число количество факторов (от внутренней структуры коммерческой организации до ситуации на рынке и анализа конкурентов и потенциальных клиентов), от которых зависят показатели эффективности деятельности коммерческой организации [7]. Нельзя рассчитывать на то, что построенная бизнес -модель системы управления будет работать всегда, наоборот, этот процесс будет непрерывно совершенствоваться и развиваться. Способность топ-менеджмента управлять такими процессами и отличает хороших руководителей, которые могут подстраивать данную бизнес-модель в своей коммерческой организации и работать максимально эффективно.

Специалисты по разработке и внедрению бизнес-моделей являются ценными «человеческим» капиталом для любой коммерческой организации [8], так как имеют опыт работы в данной сфере: их необходимо уметь удержать.

Появление новых продуктов также оказывает большое влияние на бизнес -модель организации, поэтому необходимо отслеживать: 1) конкурентов и мировые тенденции, позволяющие развивать бизнес; 2) качество предоставляемых услуг, подстраиваясь под потенциальных клиентов. Любые перемены будут влиять на существующую бизнес -модель, что потребует её доработки.

Выводы

1. В современном мире достаточно сложно создать идеальную бизнес -модель для управления бизнесом коммерческой организации, вследствие чего в условиях постоянно меняющейся экономической среды топ-менеджменту необходимо принимать управленческие решения по её корректировке с целью повышения эффективности развития коммерческой организации при изменении условий ведения бизнеса. Современные технологии позволяют находить слабые стороны управления бизнесом коммерческой организации и менять направление развития.

2. Наличие бизнес-модели системы управления позволяет коммерческой организации быстро адаптироваться к современным условиям на рынке, отслеживать внутреннее функционирование своего бизнеса. Наличие комплексной бизнес-модели, включающей бизнес-модель системы управления, оптимизирует приоритетные бизнес -процессы и области деятельности коммерческой организации без привлечения внешних консультантов. Но при её внедрении необходимо учитывать особенности коммерческой организации.

3. В настоящее время существенное преимущество в виде улучшения показателей бизнеса дает использование всё более современных и эффективных ИКТ в бизнес-моделях. Также, появляется все больше специалистов в данной отрасли, разрабатывающих и внедряющих новые инновационные бизнес -модели, обеспечивающие конкурентные преимущества на рынке. При этом существует необходимость в подготовке ИТ -специалистов для коммерческих организаций в данной сфере [9]. Такие сотрудники позволят повысить эффективность бизнес -процессов функционирования коммерческой организации на основе применения современных инновационных бизнес -моделей. И здесь важны правильная кадровая политика и обеспечение условий труда, способных удерживать сотрудников и повышать эффективность их деятельности.

4. Бизнес-модель системы управления в российских коммерческих организациях сочетает в себе особенности и преимущества нескольких бизнес-моделей, используемых за рубежом. Поэтому речь идёт о развитии российской уникальной бизнес-модели коммерческой организацией [10] и, возможно, национальной системы управления в целом [11].

5. Способность топ -менеджмента использовать бизнес-модель системы управления коммерческой организацией позволяет оптимизировать бизнес -процессы.

Список литературы

1. Олейников Е.А., Филин С.А., Муравьев А.С. Использование многофакторных моделей при принятии инвестиционных управленческих решений // Экономический анализ: теория и практика. 2003. - № 8 (11). - С. 18-25.

2. Великороссов В.В., Филин С.А., Копылова Н.А. Модели стратегического управления коммерческими организациями в России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - М., 2019. - Т. 15, № 11 (380). - С. 2001-2014.

3. Исаев Р.А. Инструменты бизнес-моделирования и особенности его применения // Управление в кредитной организации. 2012. -№ 4.

4. Филин С.А. Государственное регулирование банковских рисков при инвестировании реального сектора экономики // Банковское дело. 2000. - № 3. - С. 2-7.

5. Трубникова А.О., Юричук Е.П., Филин С.А. Особенности корпоративного управления малого бизнеса // Инструменты и методы коммерциализации инноваций в современной концепции менеджмента. Т. 2. - М.: КноРус. 2019. - С. 70-72.

6. Исаев Р.А. Банк 3.0: стратегии, бизнес-процессы, инновации. - М.: Инфра-М, 2016. - 162 с.

7. Олейников Е.А., Филин С.А., Муравьев А.С. Многофакторные модели по оценке экономического потенциала компании // Экономический анализ: теория и практика. 2003. - № 9 (12). - С. 20-23.

8. Якушев А.Ж., Филин С.А. Человеческий капитал, малое и среднее предпринимательство, социальное партнерство в государстве инновационного типа // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - М., 2008. - Т. 4, № 12 (33). - С. 58-69.

9. Филин С.А. Подготовка специалистов для инновационной экономики - основа национальной безопасности России в будущем // Обеспечение национальной безопасности: национальные интересы Российской Федерации и стратегические национальные приоритеты: Сборник трудов международной конференции / Под ред. Л.П. Гончаренко, С.А. Филина, С.А. Сыбачина, Д.К. Ба-лахановой; Сост. А.Р. Багирзаде. - М.: Спутник +, 2017. - 239 с.

10. Великороссов В.В., Филин С.А., Копылова Н.А. Стратегическое управление коммерческой организацией в современной экономике и ее российская модель // Классический и стратегический менеджмент коммерческой деятельности в современных условиях Сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции «Организационно-экономические инновации для цифровой экономики». Посвященной 113-летию образования РЭУ им. Г.В.Плеханова, 75-летию факультета менеджмента. -М.: КноРус, 2019. - С. 9-16.

11. Филин С.А., Якушев А.Ж., Ланчаков А.Б. Периодизация технологического развития человеческой цивилизации как инструмент прогнозирования развития национальной модели управления // Экономические и гуманитарные науки. 2019. - № 8 (331). -С. 95-111.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.