ISSN 2311-875X (Online) Экономическая безопасность
ISSN 2073-2872 (Print)
РОЛЬ КООПЕРАТИВНОГО СЕКТОРА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
Сергей Александрович ФИЛИНЯ,% Любовь Александровна ЧАЙКОВСКАЯь
а доктор экономических наук, профессор кафедры организационных и управленческих инноваций, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Российская Федерация safilin@mail.ru
ь доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой бухгалтерского учета и аудита, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Российская Федерация Chaik4@yandex. га
• Ответственный автор
История статьи:
Принята 10.11.2015 Принята в доработанном виде 05.12.2015 Одобрена 11.01.2016
УДК 338.436.2; 338.436.3; 332.146.2
JEL: O17, O19, P13
Ключевые слова: кооперация, импортозамещение, инновационное развитие, санкции, экономическая безопасность
Аннотация
Тема. В статье поднимается тема повышения эффективности кооперативного сектора в части импортозамещения зарубежной продукции в условиях экономических санкций со стороны стран Европейского союза и США.
Задачи. Решаемые в статье задачи заключаются в анализе роли кооперативного сектора в обеспечении инновационного развития и импортозамещения в России, выработке на его основе предложений по повышению эффективности кооперативного сектора. Методология. В работе используются методы логического исторического исследования, анализа и синтеза. Новым является выявление возможностей кооперативного сектора в обеспечении инновационного развития и импортозамещения России при встраивании кооперативов в инновационный кластер.
Результаты. Систематизированы предпосылки и условия для возникновения и интеграции различных форм организаций в отраслевой кластер и взаимосвязь между преимуществами, обеспечиваемыми кооперацией в кластерах малых и средних предприятий в субъектах РФ, и экономической эффективностью таких кластеров. Разработаны предложения по повышению эффективности кооперативного сектора в обеспечении инновационного развития и экономической безопасности России. Проанализированы особенности налогообложения кооперативов и его членов.
Выводы и значимость. Сделан вывод, что в настоящее время инновационная кластеризация должна стать общим трендом развития и генеральной тенденцией формирования рынков субъектов РФ. При этом инновационная макроэкономика нуждается в институте кооперации субъектов макро-, мезо- и микроуровней. Показано, что процесс инновационной кластеризации связан со становлением рынка стратегических программных инвестиций в инновационное развитие в рамках кооперации государства на макро- и мезоуровнях, крупного финансового капитала, крупных, средних и малых инновационных предприятий и кооперативов. При этом основной макроэкономический эффект межхозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции выражается в улучшении финансовых условий воспроизводства сельскохозяйственной продукции на базе существенного увеличения доли сельхозпроизводителей в совокупных доходах от производства и реализации продуктов питания.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015
Введение
Как известно, принцип универсальной кооперации в природе и обществе, взаимопомощь как фактор эволюции отстаивал еще П.А. Кропоткин [1]. Ссылаясь на институт общительности, то есть врожденную потребность в общении, он объяснял происхождение родовых общин, трудовой кооперации, культурного прогресса и будущее коммунистическое общество, где преемственность выступает как один из видов кооперации в общественном познании. Характерными чертами общественного разделения труда является кооперация разделенных видов труда, сводящая в единый технологический процесс воспроизводство
того или иного продукта посредством различных форм экономической взаимосвязи между этими видами труда. Более активной кооперации сопутствует более высокая
конкурентоспособность, что свидетельствует о выгодности сотрудничества, даже если предприятие ее так не оценивает.
Жилищную кооперацию можно рассматривать как своего рода двигатель развития рынка жилья в СССР. При этом в жилищной сфере и в некоторых других секторах экономики происходило сочетание легальных и нелегальных элементов квазирыночных отношений (жилищная
кооперация, продажа частных домов, обмен >игпа1/пайопа1/ 119
квартир посредством маклеров). Кооперативы стали и прообразом малых предприятий в СССР. Число кооперативов непрерывно росло, что подтверждалось объемом производства, продажи товаров и оказания услуг: 330,7 млн руб. в 1987 г., 6,1 млрд руб. в 1988 г., 40,3 млрд руб. в 1989 г. Кооперация к концу 1989 г. дала около 4% всего внутреннего национального продукта СССР, и данный сегмент в значительной степени развивался на основе государственного сектора (только 36% фондов составляла собственность кооперативов)1.
Кооперация в настоящее время
На сегодняшний день принципы, способствующие единению систем, до конца не выявлены. Существуют только отдельные подходы, такие как, например, глобальная кооперация экономического развития.
Одной из основных тенденций развития инновационной сферы в настоящее время становится углубление вертикальной интеграции, заключающееся в усилении процесса все более тесного сращивания интересов производителя (поставщика) и потребителя, закрепления долгосрочной кооперации, взаимодействия и интерактивных контактов между ними. Так как движущей силой современного инновационного развития является потребитель, производители и поставщики инновационной продукции зачастую ориентируются в своей деятельности на спрос и запросы именно потребителей. Однако завышение роли ориентации инновационной деятельности на потребности рынка (излишняя коммерциализация) может привести к снижению в ней роли фундаментальных исследований и прикладных НИОКР [2].
В свою очередь, завышение роли фактора «предложение производителя инновационной продукции» лишает его рыночной ориентации и может привести к завышенным затратам и отсутствию спроса на его интеллектуальные продукты. Таким образом, вертикальная интеграция - это процесс установления тесной кооперации между производителями и потенциальными заказчиками - потребителями результатов НИОКР на разных, включая ранние, этапах инновационного процесса, и является комбинацией двух вышеуказанных стратегий.
При этом горизонтальная интеграция предполагает бизнес-сотрудничество коммерческих организаций
1 Газгиреева Ф.Р. Эволюция российского малого бизнеса // Финансовый бизнес. 2003. № 5. С. 22-32.
и их профессиональную кооперацию. В последние годы наблюдается укрепление тенденции расширения сферы интересов компаний за пределы их юридической структуры, поскольку ресурсы и результаты бизнеса всегда находятся во внешней среде бизнеса [2]. Например, научно-профессиональная кооперация производителей проявляется в организации, активизации и расширении деятельности добровольных союзов, ассоциаций, основная цель которых направлена на объединение усилий и средств для достижения синергетического результата в научно-технической и инновационной сферах деятельности. При этом целью сотрудничества в научно-технической сфере является интеграция субъектов хозяйствования в единое сообщество в целях повышения эффективности использования факторов производства. Сотрудничество в инновационной сфере предполагает взаимовыгодную кооперацию для решения бизнес-ориентированных
исследовательских задач фундаментального и прикладного характера, а также для ускорения коммерциализации научно-технической
продукции.
В целом сотрудничество в инновационной сфере обеспечивает закрепление конкурентных преимуществ субъектов инновационной деятельности и дает дополнительные стимулы и варианты расширения научно-исследовательской и коммерческой кооперации. Происходит переход от модели компании, которой принадлежат все основные функции, к виртуальной компании, занимающейся только стратегическими вопросами: разработкой и развитием продукта (ноу-хау); продажами (прямые взаимоотношения с клиентами) и обслуживанием клиентов [3]. В результате вместо компаний на рынках сотрудничают и конкурируют ноу-хау и бренды [2].
Другой формой является интеграция готовых продуктов, суть которой заключается в организации небольших инновационных фирм, использующих готовые инновационные заделы для создания и быстрого выпуска на рынок инновационной продукции. Объединение разных технологий по своей важности и сложности не уступает организации оригинальных разработок, при этом интеграционный подход позволяет сократить сроки изготовления инновационной продукции.
Благодаря современным информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) стало возможным дальнейшее развитие международной
кооперации, расширение обмена товарами, технологиями, услугами и факторами производства между странами - ИКТ-сектор все в большей степени характеризуется гибкой кооперацией, сегментированностью рынка труда и четкой иерархией. Механизмами практического обеспечения условий взаимодействия между субъектами инновационных систем в
инновационной сфере являются трансфер
~ „2 технологий и создание совместных предприятий
(СП) в условиях широкого обмена информацией
на всех уровнях во всех звеньях кооперации.
Кооперационные связи России с зарубежными странами в сфере торгового обмена технологиями по объектам сделок и видам экономической деятельности представлены в табл. 1.
Как следует из данных табл. 1, российский импорт технологий в 2013 г. превышал экспорт на (46,3%), при этом наибольший удельный вес в российском экспорте технологий по объектам сделок составляли инжиниринговые услуги (77,4%) и научные исследования (12,3), в импорте -инжиниринговые услуги (59,1), прочие услуги (15,5) и товарные знаки (9,5%). Наибольший удельный вес в российском экспорте технологий по видам экономической деятельности составляли оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (56,4%), научные исследования (24,6) и совсем недостаточно для обрабатывающих производств (7,5), в импорте обрабатывающие производства (62,1), что говорит об их стремлении к совершенствованию технологий, добыча полезных ископаемых (19) и транспорт и связь (9,8%).
Конкурентным тенденциям, принимающим иногда конфликтный и даже разрушительный характер, противостоят кооперативные процессы3 [4, 5]. Например, международные СП, связанные с разработкой и коммерциализацией технологий, основаны на отношениях обмена, охватывающих товары, не участвующие в лицензировании или экспортных операциях. При этом в большинстве таких случаев участники кооперационных
2 Совместное предпринимательство - широкий диапазон форм производственно-хозяйственной деятельности партнеров двух или нескольких стран, содержанием которой является кооперация в сферах производства и обращения, в научно-технической, инвестиционной и сервисной областях.
3 Haegeman K., Spiesberger M., Veselitskaya N., Sokolov A., Weiss G. FTA supporting effective priority setting in multi-lateral research programme cooperation: the case of EU-Russia S&T cooperation // Technological Forecasting and Social Change. 2015.
структур являются одновременно конкурентами на одном или нескольких продуктовых рынках.
Кооперация с ведущими зарубежными компаниями придаст импульс развитию экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью, инновационных товаров и производственных технологий, человеческих ресурсов, управления качеством и тайм-менеджменту, ориентации на потребителя и НИОКР. Связанная с прямыми иностранными инвестициями (ПИИ) кооперация, основанная на ноу-хау и технологиях для конкретных промышленных проектов,
существенно более эффективна, чем общие советы экспертов под эгидой международных программ помощи. Проекты, связанные с ПИИ в секторах критических технологий, создание современных видов деятельности развивает человеческий, научный и интеллектуальный потенциалы России. Например, среди наиболее эффективных решений по организации коллективных исследований на доконкурентной стадии, относящихся к сфере полупроводниковой промышленности, можно назвать создание в 1982 г. исследовательской корпорации, специализирующейся в этой области (Semiconductor Research Corp., SRC), и в 1987 г. -консорциума SEMATECH, в состав которых вошли основные национальные производители микросхем, комплектующих материалов и промышленного оборудования и работающие в этой области государственные ведомства и лаборатории. Отличительной чертой развития авиакосмической отрасли является конкуренция и одновременно сотрудничество авиакосмических комплексов разных стран. Характерна международная кооперация и в осуществлении крупных совместных проектов мировыми лидерами - Россией, США и ЕС.
Складывается разветвленная научно-
производственная кооперация растущих производств, поддерживаемая долгосрочными кредитами банков, нашедшими новых надежных заемщиков в реальном секторе экономики, стабилизируется фондовый рынок, формируется адекватный VI технологическому укладу тип потребления с устойчивым и быстро растущим спросом на его товары. Эта фаза синергии (в терминологии К. Перес) характеризуется мощными положительными обратными связями между осваивающими производства нового технологического уклада корпорациями, кредитующими их банками, готовящими для них специалистов университетами, работающими по их заказам научными организациями,
сбывающими кампаниями.
их продукцию торговыми
Стали определяющими мировые тенденции привлечения зарубежных инвестиций в национальные НИОКР и коммерциализацию технологий. Основная цель последних -возможность использования и привлечения зарубежных достижений и открытий в области науки и технологий, ученых и специалистов, кооперации и сотрудничества с зарубежными исследовательскими центрами и лабораториями, а также адаптация результатов НИОКР к потребностям рынка стран, в которых они осуществляются. За счет кооперации и распределения инвестиций субъекты экономики более охотно идут на риск, при этом фундаментальные исследования и НИОКР в долгосрочном плане зачастую становятся коммерчески оправданными. Эффективными стали стратегия долгосрочной кооперации, участие в альянсах с известными высокотехнологичными компаниями.
В свою очередь, осуществление выпуска (производства) новых товаров предполагает:
— проектирование производственных процессов по выпуску нового товара;
— внесение изменений в процедуры, методы и стандарты производства и контроля качества новой продукции;
— приобретение необходимых для выпуска новых товаров технологий, патентов, лицензий, ноу-хау, торговых марок;
— приобретение оборудования для создания необходимых мощностей по производству новых товаров;
— создание новых подразделений и обеспечение их кадрами;
— разработку методов перехода (с остановкой или без остановки производства) производственных подразделений на выпуск новой продукции, а также графиков перехода основных производственных подразделений на выпуск новой продукции и обеспечения;
— выпуск новой продукции вспомогательными подразделениями, формирование системы взаимодействий подразделений в процессах запуска и производства новой продукции;
— установление и поддержание кооперационных связей с производителями деталей, узлов и
комплектующих изделий, необходимых для выпуска нового товара;
— выпуск опытной партии нового товара;
— поэтапное достижение проектных показателей объемов производства нового товара.
Управление интеллектуальной собственностью может осуществляться в двух формах -коммерческой и некоммерческой. В частности, коммерческой формой управления
интеллектуальной собственностью является передача технологий в рамках научно-технической
" 4
и производственной кооперации .
Именно поэтому в условиях современной конкуренции национальных инновационных систем, инновационных процессов и инноваций именно способность к быстрому установлению гибких кооперационных связей является важнейшим фактором успешного инновационного поведения государств и компаний.
Современные условия, в которых реализуется производство, а именно: давление конкуренции, глобализация, повышенное ориентирование на пожелания потребителей, требуют новых технологий, сокращения производственных циклов, новой кооперации с поставщиками, высокой гибкости и снижения затрат на производство. Так, активное вовлечение потребителей в инновационный процесс, возросшая кооперация компаний, в том числе с образовательными и независимыми
исследовательскими учреждениями, с
финансовыми центрами и другими объектами инновационной инфраструктуры привело к возникновению новых импульсов,
стимулирующих инновационную деятельность компаний.
В свою очередь, изменения структуры производства и потребления, ограниченность общего спроса, связанные со структурными изменениями в экономике, а перед Россией - и введенными против нее в 2014 г. санкциями, объективно выдвигают перед торговыми организациями необходимость поиска
эффективных каналов приобретения и реализации товаров, то есть диверсификации коммерческой деятельности. Идут объективные процессы изменения торговой инфраструктуры и стратегии деятельности торгово-посреднических структур.
4 Методические указания Минэкономразвития России по разработке государственных программ Российской Федерации: утв. приказом Минэкономразвития России от 22.12.2010 № 670.
Характерной чертой этих процессов является необходимость объединения в единую технологическую и информационную цепь всех звеньев торгово-посреднических операций. Иными словами, речь идет о различных формах участия (от формального объединения до кооперации) инфраструктурных звеньев оптового оборота любых товаров.
Государственная инновационная политика в России в качестве центральной задачи выдвинула стимулирование кооперации науки с производством - коммерциализацию знаний. Применен весь набор средств и форм организации этого процесса, известный по опыту США: «инкубаторы», поддержка инновационного малого и среднего предпринимательства (МСП), научные парки (технополисы), внедренческие фирмы, центры поддержки инноваций, налоговые и другие льготы. С учетом российского опыта и особенностей эти формы организации науки воплощаются в виде наукоградов, закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО), предприятий оборонно-промышленного комплекса и др. В частности, важнейшим направлением инновационной политики России в сфере ИКТ является содействие развитию кооперационных связей между научными подразделениями высшей школы,
государственными лабораториями и
промышленными предприятиями, сближение их целевой ориентации, законодательное устранение препятствий для коммерческого освоения совместных разработок.
В настоящее время инновационная деятельность поддерживается государством в виде пилотных проектов, распространение которых в условиях рынка затрудняется слабостью информационных связей между крупными компаниями и отраслями. Несмотря на самостоятельность предприятий в выработке своей технологической политики, для производства фундаментальных исследований требуется кооперация нескольких отраслей. Предприятия различных направлений
деятельности вынуждены частично отказываться от самостоятельности и объединяться в крупные холдинги, что дает возможность выработать общую стратегию инновационного развития и сконцентрировать для этой цели финансовые ресурсы.
Для перехода субъектов РФ на инновационный путь развития посредством создания в них социально ориентированных инновационных систем необходимо формирование
http://fin-izdat.r
высокоэффективной институциональной
инфраструктуры с разветвленными связями и интерактивным характером взаимодействий внутри нее и с внешней средой, обеспечивающей наполнение и реализацию необходимых интеллектуальных и инновационных процессов, адекватных современным и прогнозным требованиям мировой экономики. Такой подход предполагает выстраивание в перспективе новой кооперации институтов - федеральных, окружных, региональных и муниципальных, с одной стороны, и государственных, предпринимательских и общественных - с другой [6].
Целью политики территориального развития в экономической сфере является рациональное использование разных видов ограниченных производственных ресурсов для повышения уровня и качества жизни населения на пути использования эффекта территориальной агломерации и кооперации, объективных преимуществ межрайонного разделения труда. Однако для органов власти субъекта РФ ключевой проблемой их инновационных систем является п о дд е р жа н и е д о л го с р о чн о й
конкурентоспособности компаний субъекта РФ (невозможность (затрудненность) оперативной коррекции вектора технологического развития субъекта РФ): в случае возникновения новых перспективных технологий (видов деятельности) отсутствие должного уровня кооперации местных компаний с ведущими провайдерами знаний (вузами, исследовательскими организациями и т.п.) с высокой степенью вероятности может привести к частичной или даже полной потере ими своих конкурентных рыночных преимуществ.
При этом достаточно часто задачи реформирования промышленной структуры субъектов СССР и России осуществлялись с помощью создания специальных зон5, которые, как
5 Первыми из таких специальных зон, которые можно считать аналогами кластеров, являлись ЗАТО, созданные во время реализации «атомного проекта» в период 1946-1953 гг. Их деятельность позволила совершить прорыв в создании новейших систем и технологий, осуществить первые полет и выход человека в космос, создать системы атомной энергетики, современные системы вооружения и др. Количество ЗАТО в России на 2013 г. составляло 44, в них по переписи 2010 г. (без пос. Сальск-7 и Балашов-13) проживали 1 252 207 чел.; регулируются они Законом РФ от 14.07.1992 № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании».
Несмотря на значительные достижения, полученные в ЗАТО, в таких закрытых городах часто затруднительно бывает организовать научно-техническую, производственную, научно-исследовательскую, коммерческую, научно-профессиональную и другие виды кооперации, особенно с внешними по отношению к ЗАТО партнерами. Для
>игпа1/пайопа1/ 123
показала практика, могут способствовать решению следующих проблем: восстановлению
продуктивности ранее заброшенных земель и производств, созданию рабочих мест для жителей ареалов, развитию кооперации между общественным и частным секторами, развитию инноваций и др. Наиболее эффективно такая кооперация институтов может быть реализована в рамках создания специальных зон в виде кластеров6.
Согласно М. Портеру, «кластер - это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга» [7]. Хотя каждый из участников кластера и решает свои задачи, определяемые его уставными, программными, нормативными документами, в пределах субъекта РФ органы государственной власти, бизнес и общество могут найти круг общих задач. Так, в рамках кластера первые могут резко повысить эффективность инициатив по стимулированию активизации частного сектора экономики, например субсидированием программ подготовки и переподготовки кадров и др. Участие государства в проекте и широкая кооперация различных организаций дадут уверенность потенциальному инвестору в серьезности коммерческого предложения и гарантии возврата вложенных средств.
Отличие кластера от других форм экономических объединений состоит в том, что компании в нем не идут на полное слияние, а создают механизм взаимодействия, позволяющий им сохранить
инновационных кластеров вне ЗАТО организовать такие кооперационные связи значительно легче и эффект от них может быть достигнут гораздо быстрее. Предпосылкой создания наукоградов стал неопределенный, начиная с 1991 г., статус ЗАТО.
Наукоград РФ - это муниципальное образование со статусом городского округа либо район более крупного города, имеющее высокий научно-технический потенциал, с градообразующим научно-производственным комплексом. Первым наукоградом в 2000 г. стал г. Обнинск, лидирующий в сфере разработок в области мирного атома. Статус наукограда, присвоенный согласно Федеральному закону «О статусе наукограда Российской Федерации» от 7.04.1999 г. № 70-Ф, имели на 05.01.2015 13 городских округов. Направления деятельности создаваемого наукограда «Сколково»: кластеры биомедицинских технологий; информационных и компьютерных технологий; космических технологий и телекоммуникаций; энергоэффективных технологий; ядерных технологий. В нем также будет функционировать технопарк [8, 9].
6 Филин С.А. Кластеры - центры деловой активности // Дело. Общество. Деньги. 2005. № 7-8. С. 46-49.
статус юридического лица и при этом сотрудничать с другими предприятиями, образующими кластер, а также за его пределами. Устойчивое развитие инновационных кластеров в решающей степени зависит от возможностей концентрации значительных объемов финансовых ресурсов и доступа к передовым источникам научных знаний и современных технологий.
Сотрудничество с конкурентами также является отличительной особенностью кластера, когда, несмотря на конкуренцию за факторы производства и на рынке конечной продукции, компании находят возможности для взаимовыгодной кооперации, повышающей эффективность всех участников отношений. В то же время, хотя все виды кооперации могут рассматриваться как возможные во всех секторах, включая обмен информацией о технологии производства и совместное использование результатов НИОКР, на практике доминирует фактор конкуренции, а кооперация часто ограничивается только обменом информацией о состоянии спроса и сотрудничеством в целях разработки предложений по совершенствованию экономической политики, совместными
программами повышения квалификации и использованием инфраструктурных объектов на данной территории. То есть в кластерах формируется сложная комбинация конкуренции и кооперации, особенно в инновационных процессах. Взаимодействие внутри
инновационного кластера осуществляется посредством вертикальных (цепь покупок и продаж) и горизонтальных (дополнительные изделия и услуги, использование аналогичных специализированных процессов, технологий, институтов) связей. Именно от взаимодействий внутри кластера и способности его участников эффективно использовать внутренние и мобилизовать внешние ресурсы зависит конкурентоспособность всего инновационного кластера.
Кластеры в российской экономике
Курс на формирование кластеров в современной российской экономике был взят в 2005 г., когда в федеральных и региональных программных документах, например в Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 г., в качестве одной из задач модернизации экономики были названы стимулирование спроса на инновации и результаты научных исследований, создание условий и предпосылок для формирования устойчивых научно-
производственных кооперационных связей, инновационных сетей и кластеров.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. отмечено, что успех реализации инновационного сценария развития страны будет зависеть от способности государственных органов власти обеспечить условия для дальнейшего совершенствования институциональной среды и формирования институциональных структур, присущих постиндустриальному обществу. В число этих условий входит поддержка кластерных инициатив, направленных на достижение результативной кооперации
организаций - поставщиков оборудования и комплектующих, специализированных
производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных
организаций в рамках территориально-производственных кластеров.
Отдача инвестиционных вложений в различные сферы производственно-хозяйственной
деятельности в различных субъектах РФ или в международные проекты существенно
различается, поэтому особенно важно обеспечить эффективность не только отдельного инвестиционного проекта в реальном, прежде всего высокотехнологичном секторе экономики, но и оптимизировать распределение инвестиций в развитие экономики субъектов РФ, видов экономической деятельности, государства в целом с учетом международной кооперации производства и хозяйствования. И именно кластеры образуют основу для притока инвестиций, обучения широкого круга предпринимателей, развития МСП, повышения гибкости и мобильности компаний, создания широкого спектра сетевых структур, позволяют оптимизировать
межфирменные контакты, налаживать
эффективную кооперацию, согласовывать планы бизнес-субъектов - различных организаций, участвующих в том или ином виде деятельности [10].
Кластерный подход предполагает косвенное воздействие на промышленное развитие через создание условий для развития бизнеса. Кластер, как устойчивое партнерство взаимосвязанных организаций и отдельных лиц, базируется на учете положительных синергетических эффектов региональной агломерации и может иметь потенциал, превышающий простую сумму потенциалов отдельных составляющих. Это приращение возникает как результат
сотрудничества и эффективного использования длительное время возможностей партнеров, сочетания кооперации и конкуренции, близости потребителя и производителя, сетевых эффектов и диффузии знаний и умений за счет миграции персонала и выделения бизнеса. В кластере отсутствуют: во-первых, границы между секторами и видами деятельности (они рассматриваются во взаимосвязи); во-вторых, распределенные между производителями секторы потребления (что требует формирования системы взаимовыгодных договоренностей в рамках установленных государством приоритетов и правил).
Современные кластеры, как правило, являются сетями, охватывающими несколько отраслей и включающими разнообразные фирмы,
специализирующиеся на конкретном звене в цепочке создания конечного продукта. Сетевые структуры не сосредоточивают в «материнской» компании все активы, необходимые для создания стоимости товарного продукта, а используют складочные активы нескольких «дочерних» хозяйствующих единиц, расположенных на разных участках стоимостной цепочки. При сетевом принципе организации управления потоками ресурсов широко используются рыночные механизмы, а административно-командные методы сведены к минимуму. В сетевых компаниях главенствуют взаимозависимость и обмен информацией, кооперация и кастомизация товарных продуктов. Развитие кластеров может осуществляться спонтанно или организованно. Как правило, фирмы субъектов РФ заключают большинство контрактов с одними и теми же поставщиками и потребителями, что формирует определенный круг взаимосвязанных
предприятий-партнеров, работающих в местных цепочках и потому склонных к постепенному созданию устойчивых производственных сетей и кластеров. Ключевым элементом создания сети, перерастающей в кластер, является наличие достаточного уровня доверия между участниками. К достоинствам стабильной сети, приносящим дополнительную прибыль, относятся надежность поставок и дистрибуции, а также тесная кооперация в производственных графиках (способствующая повышению загрузки
оборудования) и контроле качества; к недостаткам - сильная взаимозависимость
компаний и возможная утрата гибкости.
Другим признаком кластера в общей модели производственно-кооперационных и иных взаимодействий субъектов экономики является
четко выраженный фактор лидирующего (интегрирующего) продукта или услуги. Часто этот принцип практически интерпретируется как необходимая роль лидирующего инвестора, «выстраивающего» кластер на базе вновь создаваемых, действующих и реструктурируемых предприятий, в том числе и из числа субъектов МСП.
Главными предпосылками и условиями для возникновения (формирования, инкубации) и интеграции различных форм организаций в
" 7
отраслевой кластер являются : 1) со стороны бизнеса:
а) наличие ключевых собственников, уровень притязаний которых достаточно высок, и о р ганизаций, по те нциаль но заинтересованных в сотрудничестве в рамках кластера;
б) наличие кооперационных и иных связей между организациями, определенных традиций, отработанных механизмов взаимодействия и высокого уровня взаимного доверия;
в) высокий инновационный уровень значительного числа организаций потенциального кластера и их стремление к дальнейшему инновационному развитию;
г) обеспечение со стороны экспортной составляющей в продукции и услугах потенциальных организаций в кластере его конкурентоспособности на межрегиональном и международном уровнях;
д) готовность топ-менеджмента организаций к деятельности в условиях растущего сотрудничества и конкуренции в интересах активного развития бизнеса и территории;
е) максимально эффективный характер коллективных инноваций в наукоемких отраслях, включая совместный дизайн при вертикальной интеграции и горизонтальную кооперацию при аутсорсинге8;
7Хасаев Г.Р., Михеев Ю.В., Уманский М.И. Кластер как современный инструмент повышения конкурентоспособности в регионе. Через партнерство - к будущему // Компас промышленной реструктуризации. 2003. № 5. С. 18-21; 2004. № 1. С. 8-10.
8 Кушниров В. Оценка целесообразности аутсорсинга и производственной кооперации // Компас промышленной реструктуризации. 2004. № 5. С. 44-45.
2) со стороны администрации субъекта РФ и бизнес-окружения:
а) наличие кризиса экономики (сектора экономики) субъекта РФ, объективно подталкивающего органы государственной власти и бизнес к необходимости и срочности преобразований, осознание кризиса общественностью (партии, научные организации, вузы) в виде формулирования необходимости, желания и готовности для выхода из кризиса. Одним из проявлений кризиса могут быть достаточно высокие требования потребителей, которые производители не могут удовлетворить в полной мере;
б) з а и н т е р е с о в а н н о с т ь о р г а н о в государственной власти в кластерном варианте развития экономики субъекта РФ, развитии кооперации и сотрудничества;
3) психологическая готовность к кооперации;
4) наличие технологической и научных инфраструктур и формальной институцио наль но й с тр уктур ы , координирующей развитие кластера, созданной с участием входящих в кластер компаний ;
5) доверие участников кластера друг к другу и более длительный горизонт планирования.
Кластер является эффективной формой кооперации различных секторов экономики субъекта РФ в единый комплекс, к которому можно применить инструментарий
стратегического управления. Модель,
описывающая процесс его функционирования, включает создание условий формирования (спрос на конечную продукцию, конкурентные преимущества территории, правовые и общественные институты, информационная инфраструктура); организацию производственных процессов от поступления ресурсов до получения готовой продукции на основе представленного комплекса стратегических воздействий
(стабилизация достигнутых позитивных результатов, поддержка благоприятных тенденций, сокращение воздействия негативных факторов); мониторинг деятельности взаимодействующих, взаимозависимых и взаимодополняющих организаций (производственная инфраструктура; обслуживающие и вспомогательные
(дополняющие и обеспечивающие комплексность
9 Примером такой структуры является ассоциация «Тверской лен» в Тверской области.
функционирования) организации; предприятия основного производства), заключенных в единый контур управления; получение результатов (основные и сопутствующие товары и услуги) и их конечное потребление в социальной сфере субъекта РФ и за его пределами.
При формировании кластеров следует учитывать существующие внутри них вертикальные (поставщик - потребитель) и горизонтальные кооперационные и иные хозяйственные связи (общая база потребления производственных и иных ресурсов, единые или как минимум полностью совместимые технологии и пр.) на уровне субъекта РФ. На первом этапе необходимо привлекать способные к эффективной интеграции различных предпринимательств новейшие стратегические, в том числе зарубежные, технологии и ноу-хау. Необходимо сформировать конкурентоспособные виды экономической деятельности (поставщики) прежде всего вокруг таких секторов экономики, как агробизнес, автомобиле-, судо-, авиа-, ракето- и машиностроение, здравоохранение, ИКТ, туризм, образование и др.
Экономическая эффективность от создания кластеров малых и средних предприятий в субъектах РФ обусловливается следующими преимуществами кооперации:
• обеспечением бесперебойного снабжения производства сырьем, материалами, комплектующими и оборудованием на основе установления долгосрочных партнерских связей;
• повышением эффективности выполнения отдельных управленческих функций за счет разделения труда, специализации и привлечения специализированных организаций;
• снижением издержек, в том числе на инновационную деятельность за счет совместного использования аналогичных услуг и поставщиков, кооперации всех видов ресурсов, эффекта масштаба, проявляющегося при кооперации производителей и потребителей. Этот эффект используется и вне кластерных образований, однако глубина координации, тесные партнерские связи участников кластера позволят извлечь значительно больше выгоды в аналогичные временные периоды;
• значительным повышением производительности труда и внедрением инноваций;
• повышением эффективности работ в области сбыта и сервисного обслуживания, приобретения необходимых ресурсов;
• возможностью делиться положительным опытом и реальным обеспечением конкурентоспособности бизнеса в будущем (улучшаются инфраструктуры кадровая и для НИОКР, возможностями для более успешного выхода на международные рынки);
• освоением производства продукции с высокой добавленной стоимостью и активизацией инновационных процессов в условиях недостатка природных и других ресурсов.
Все перечисленное стимулирует углубление процессов комплексной переработки сырья и применение инновационных ресурсосберегающих технологий в сочетании с высоким уровнем специализации и кооперации различных производств. Это способствует объединению усилий смежных предприятий в целях более эффективного взаимодействия, обеспечивающего высокую конкурентоспособность совместно производимых продуктов и услуг на национальных и международных рынках [11].
Государственная кластерная политика ставит основной целью обеспечение высоких темпов экономического роста и диверсификацию, что должно способствовать росту
конкурентоспособности бизнеса за счет реализации потенциала эффективного
взаимодействия участников кластера, связанного с их географически близким расположением, включая расширение доступа к инновациям, технологиям, ноу-хау, специализированным услугам и высококвалифицированным кадрам, а также снижению транзакционных издержек, обеспечивающих формирование предпосылок для реализации совместных кооперационных проектов и эффективной конкуренции.
Промышленный кластер как объект государственной поддержки - это решение задач, связанных с организацией кооперационного взаимодействия прежде всего инновационных малых, средних и крупных предприятий (в формах передачи или аренды помещений; льготного кредитования для приобретения дополнительного оборудования или модернизации производства; поставки оборудования по лизингу (франчайзингу); поддержки инновационной деятельности и технологического трансферта; обучения, консультационного сопровождения и т.п.) с получающими специальную поддержку
Национальные интересы: National Interests:
приоритеты и безопасность 3 (2016) 119-136 Priorities and Security
приоритетами, обозначенными в рамках национальной или региональной промышленной политики. Последняя может вестись в направлениях: а) территориальной локализации (отличительный признак промышленного кластера в общей модели производственно-кооперационных и иных взаимодействий субъектов хозяйствования [12]); б) нацеленности на решение узких производственно-технологических задач,
ориентированных на выпуск конечной продукции на уровне, обеспечивающем ее высокую конкурентоспособность на внутренних и внешних рынках.
Агропромышленные кластеры
Основной макроэкономический эффект межхозяйственной кооперации и
агропромышленной интеграции10 [13] выражается в улучшении финансовых условий воспроизводства сельскохозяйственной продукции на базе существенного увеличения доли сельхозпроизводителей в совокупных доходах от производства и реализации продуктов питания (устранения накопленных деформаций в структуре розничной цены на продовольствие)11.
Далее изложим ряд предложений по повышению эффективности кооперативного сектора в обеспечении инновационного развития и экономической безопасности России.
1. Повышение конкурентоспособности участников инновационного кластера посредством содействия в разработке программ долгосрочных партнерских исследований, кооперации предприятий при финансировании и реализации НИОКР.
2. Включение кооперативов в состав участников инновационных кластеров как их полноправных членов.
3. Создание сети специальных кредитных институтов - инвестиционных, взаимных финансовых, венчурных компаний и фондов, системы сельскохозяйственного кредита,
10 Володин В.М., Дубова Л.Н., Баклаженко ГА., Бахтеев Ю.Д., Рассказов А.Н. Кооперация и интеграция в АПК: учебник для вузов / под общ. ред. В.М. Володина. Пенза: Изд-во ФАО, 2005. 244 с.
11 Никифоров П.В., Никифорова Е.П. Агропромышленная интеграция - фактор устойчивого развития сельскохозяйственного производства // Вестник Новгородского государственного университета. 2006. № 37. С. 39-41; Геращенкова Т.М., Филин С.А. Сельскохозяйственное производство: перспективы инновационного Российско-Монгольского развития и направления сотрудничества // World Affairs. School of foreign service national university of Mongolia. 2014. № 2/29. С. 69-76.
128
кредитной кооперации в городах и сельской местности [14].
4. Создание условий для развития экспортного потенциала субъектов РФ, использования межрегионального и международного сотрудничества в сфере трансферта технологий, межрегиональной кооперации и стратегического партнерства органов государственной власти, бизнеса и общественных институтов.
5. Специфика развития муниципальных образований заключается в том, что каждый из них, как правило, обладает каким-либо одним полноценно развитым кластером (промышленным потенциалом). Для полноценного функционирования инновационного цикла необходимо наличие как минимум двух из трех кластеров (промышленного потенциала - научного потенциала - бизнес-среды) и развитого кластера управления. Для этого необходима кооперация муниципальных образований с неоднородными кластерами и объединение на межмуниципальном уровне в ассоциации с единым органом управления.
6. Реструктуризация сектора высшего образования должна быть ориентирована на развитие сектора НИОКР в университетах, углубление кооперации вузов с передовыми компаниями реального сектора экономики и научными организациями, кардинальное расширение их международной интеграции как в сфере образовательных программ, так и в сфере НИОКР, усиление академической мобильности и развитие сетевой организации образовательных и исследовательских программ. При этом необходима финансовая поддержка ведущих вузов, научных коллективов и отдельных ученых, проводящих исследования на мировом уровне12.
7. Чтобы создание бизнес-инкубаторами инновационной хозяйственной среды обеспечило значительно больший социально-экономический эффект, чем при создании отдельных производств, более пристальное внимание должно быть уделено следующим факторам: а) рациональному распределению ресурсов по создаваемым бизнес-единицам, их организации, кооперации в технологические цепочки производства с уже функционирующими на рынке предприятиями; б) кооперации бизнес-инкубаторов с
12 О мерах государственной поддержки развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства: постановление Правительства РФ от 09.04.2010 № 218.
заинтересованными структурами и организации последующей их эффективной эксплуатации, поскольку при организации структур бизнес-инкубаторов могут привлекаться внешние ресурсы заинтересованных участников, в том числе в интересах решения отраслевых, межотраслевых и межрегиональных проблем.
8. Формирование высокоэффективной институциональной и инновационно-инвестиционной инфраструктуры с разветвленными связями и интерактивным характером взаимодействий внутри нее и с глобальной внешней средой, обеспечивающей возможность субъекту РФ запустить инновационно-инвестиционный процесс, непрерывно генерирующий инновации, для последующего перехода на инновационный тип развития и реализацию необходимых инновационных программ и процессов капитализации знаний, адекватных требованиям неоэкономики. Такой подход предполагает выстраивание в перспективе новой иерархическо-сетевой кооперации государственных институтов на всех уровнях, с одной стороны, и государственных, предпринимательских и общественных - с другой, и организации между ними взаимосвязи. Организационно-управленческие формы, создаваемые для обеспечения процесса реализации стратегических инновационных приоритетов, должны обеспечивать эффективное разграничение (перераспределение) полномочий в отношении использования механизмов и инструментов инвестиционных и инновационных стратегий и политики субъектов РФ, то есть подкреплять конкретные управленческие функции необходимыми законодательными и нормативно-правовыми актами и инвестиционными ресурсами.
9. Создание агропромышленных мультикластеров, предполагающих наличие сложной комбинации конкуренции и кооперации, и традиционных внутрикластерных систем взаимодействия, включающих кооперационную интеграцию (длительные гарантированные поставки сырья и продукции). На территории субъекта РФ мультикластер - это единые сети кооперации и конкуренции субъектов рынка, позволяющие субъектам мультикластера выступать на равных и противостоять негативным тенденциям глобальной конкуренции, особенно усилившейся вследствие присоединения России к ВТО за счет снижения барьеров ввоза (импорта) сельскохозяйственной продукции.
Основой развития мультикластеров должны стать крупные и средние сельскохозяйственные предприятия, работающие по инновационным технологиям, в том числе в кооперации с крупными промышленными фирмами.
Необходимо усилить государственную поддержку сельскохозяйственных предприятий разных форм собственности (с доведением ее до уровня экономически развитых стран со сходными природно-климатическими условиями),
обеспечить развитие механизмов государственной поддержки. Важным направлением является развитие на новой основе инфраструктуры, обслуживающей сельскохозяйственные
предприятия, и перспективных отраслей, направленных на импортозамещение продукции,
" 13
входящей прежде всего в санкционные списки (рыбоводство, тепличное овощеводство, производство цветов, птицеводство (перепела, индейка, утка), мясное скотоводство и др.). Необходимы также поддержка кооперации в фермерском секторе сельского хозяйства, развитие центров технического и иного обслуживания фермерских хозяйств в рамках
агропромышленных мультикластеров, внедрение инновационных технологий в результате интеграции и кооперации производства продукции и реализации ее на товарных рынках как интеграционных факторов экономических интересов создания агропромышленного мультикластера14.
10. Наращивание в рамках развития АПК ресурсного потенциала агропромышленных мультикластеров на основе Земельного кодекса РФ
13 Как отмечал Президент РФ В.В. Путин в ежегодном послании к Федеральному Собранию РФ, «.. .в ближайшей перспективе Россия должна стать крупнейшим мировым поставщиком экологически чистых продуктов питания. Мы не только можем сами себя накормить, но и с учетом своих земельных, водных - что особенно важно - ресурсов Россия способна стать крупнейшим мировым поставщиком здоровых, экологически чистых, качественных продуктов питания, которые давно уже пропали у некоторых западных производителей. России нужны компании, которые не только способны обеспечить страну современной качественной продукцией, но и завоевывать мировые рынки. Исходить нужно из того, что продукция, которая будет производиться, должна быть самого высокого международного уровня. Подчеркну, будем поддерживать именно конкурентные отечественные производства. Ни у кого не должно быть иллюзий, что, прикрываясь импортозамещением, нужно подсовывать государству и гражданам суррогаты и лежалые, да еще втридорога, товары». См.: Российская газета. 03.12.2015, № 6845 (274).
14 Геращенкова Т.М., Филин С.А. Сельскохозяйственное производство: перспективы инновационного российско-монгольского развития и направления сотрудничества
// World Affairs. School of foreign service national university of Mongolia. 2014. № 2/29. С. 69-76.
и Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» посредством совершенствования сектора потребительской кооперации. Создание в России
перерабатывающей сельскохозяйственное сырье промышленности, интегрированных структур взаимодействия производителей сельхозпродукции и перерабатывающих предприятий, торговых организаций, баз хранения и транспорта, кооперации и интеграции, позволяющих исключить излишние звенья в едином процессе воспроизводства и реализации
сельскохозяйственной продукции. Уменьшение затрат при переходе от одной технологической стадии к другой, возможность более эффективного и ресурсосберегающего использования мощностей, создание организационных, экономических, финансовых и правовых условий и обеспечения устойчивого развития и повышения эффективности фермерских и личных подсобных хозяйств. Социальная защита сельского населения в условиях рыночных отношений, развитие системы кредитной кооперации [14], предоставление информационно-
консультационных услуг, повышение
профессионального мастерства и квалификации фермеров15.
Особенности налогообложения кооперативов и его членов
В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 19.06.1992 № 3085-116 потребительский кооператив - это «добровольное объединение граждан и юридических лиц с целью удовлетворения потребностей участников путем объединения паевых взносов». Учредителями потребительского общества могут быть физические (не менее пяти) и юридические (не менее трех) лица (п. 1 ст. 7 Закона РФ № 3085-1). Учредительное собрание кооператива утверждает его устав, список пайщиков и избирает органы управления.
Специфика налогообложения доходов пайщиков заключается в следующем. Например, потребительский кооператив, если его деятельность служит достижению целей создания, имеет право заниматься предпринимательской деятельностью и распределять прибыль между участниками (п. 5 ст. 166 Гражданского кодекса РФ17). Это следует из того, что несмотря на то, что потребительский кооператив согласно ГК РФ
15 Там же.
16 О потребительской кооперации, потребительских обществах и их союзах: Закон РФ от 19.06.1992 № 3085-1.
17 Ч. 1 ГК РФ от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 13.07.2015).
отнесен к некоммерческим организациям, положения Федерального закона (п. 3 ст. 1) от 12.01.1996 № 7-ФЗ18 на него не распространяются.
Кредитный потребительский кооператив (КПК) получает от участников членские и паевые взносы пайщиков, производит от них прием личных сбережений и выдает им займы. Пайщики получают займы на платной основе (возвратной, срочной и компенсационной). Источником займа пайщику являются главным образом личные сбережения и средства других пайщиков. Членский или вступительный взносы идут на покрытие расходов кооператива. Паевой взнос, а также переданные в кооператив личные сбережения формируют фонд финансовой взаимопомощи - средства, которые кооператив использует для предоставления займов пайщикам, то есть дает их в долг гражданам или предприятиям. Полученные по таким займам процентные выплаты формируют доход кооператива. Разница между доходами кооператива и расходами на его содержание по утвержденной смете распределяется между пайщиками как доход члена кооператива.
Согласно российскому законодательству КПК, являясь налоговым агентом, как юридическое лицо начисляет налог по правилам исчисления НДФЛ с учетом особенностей, предусмотренных ст. 226 Налогового кодекса РФ19. Он удерживает и перечисляет в бюджет соответствующие суммы в виде налога на процентные выплаты по вкладам, признаваясь налоговым агентом, если в соответствии со ст. 212 НК РФ по полученным заемным средствам у его членов возникает доход в виде материальной выгоды от экономии на процентных выплатах.
Согласно ст. 226 НК РФ российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2 ст. 226 НК РФ, обязаны удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 224 НК РФ с учетом особенностей, предусмотренных НК РФ. При каждой выплате дохода налогоплательщику по полученным заемным средствам налоговым агентом исчисляется налоговая база, определение которой возможно на конец налогового периода, если это предусмотрено условиями договора займа. Процентные выплаты производятся исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ и срока
18 О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 13.07.2015).
19 Ч. 1 НК РФ от 31.07.1998 № 146-ФЗ.
пользования заемными средствами. Налоговым агентом в сроки, указанные выше, исчисляется сумма налога (пп. 2 п. 3 ст. 226 НК РФ). Удержание начисленной суммы налога производится из доходов налогоплательщика при их фактической выплате (ст. 226 НК РФ).
Налогоплательщиками НДФЛ являются пайщики, получающие доход (компенсацию) за использование их личных сбережений в соответствии со ст. 207 НК РФ; они признаются физическими лицами «...получающими доходы от источников в Российской Федерации...». Кооператив как налоговый агент обязан в соответствии с п. 1 ст. 226 НК РФ «исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога». С суммы начисленной компенсации удерживается НДФЛ, а сами средства для выплаты компенсации могут формироваться в составе сметных резервов (фондов), в том числе и в составе фонда административных расходов. Пайщик, в случае если кооператив не рассчитает, не удержит и не перечислит в бюджет соответствующие суммы в виде НДФЛ на начисленные суммы процентов по вкладам, обязан самостоятельно уплатить налог, получив в бухгалтерии справку по форме 2-НДФЛ, заполненную по данным за соответствующий прошедший год. Оформленная согласно этой справке налоговая декларация предоставляется в территориальный налоговый орган не позднее 30 апреля следующего за отчетным года. При получении уведомления из налоговой инспекции в срок до 15 июля следующего за отчетным года производится уплата налога.
В соответствии со ст. 214.2.1 НК РФ в отношении доходов в виде платы за использование денежных средств пайщиков налоговая база определяется как превышение суммы указанной платы, процентных выплат, начисленных в соответствии с условиями договора, над суммой платы, процентных выплат, рассчитанной исходя из ставки рефинансирования Центрального банка РФ, увеличенной на 5 п.п., действующей в течение периода, за который начислены указанные процентные выплаты. Если за период, в течение которого начислялись процентные выплаты, доход не превысил ставку рефинансирования ЦБ РФ плюс 5 п.п., налог не взимается. Таким образом, система налогообложения кооперативов является льготной.
Система налогообложения пайщиков кредитных кооперативов более сложна, чем пайщиков жилищных накопительных кооперативов.
http://fin-izdat.
Для кредитных кооперативов устанавливается особый порядок банкротства. В этом случае запрещается возврат паев с даты принятия арбитражным судом заявления о признании кооператива банкротом. В отношении своих членов инициировать процедуру банкротства могут и саморегулируемые организации. Кроме этого, вводятся дополнительные основания для принятия мер по предупреждению банкротства рассматриваемых организаций, в частности при неоднократном нарушении ими в течение года финансовых нормативов, а также запрет контрольного органа на привлечение денежных средств, прием новых членов и выдачу займов. В этих случаях контрольным органом назначается временная администрация20. Так как кредитные кооперативы выступают заемщиками личных средств граждан, для удовлетворения требований таких граждан при осуществлении процедур банкротства предусмотрена особая очередность. Так, на сумму до 700 тыс. руб. погашают в первую очередь личные сбережения пайщиков, а оставшаяся часть погашается после выплаты заработной платы.
Члены кооператива имеют право выйти из его членов, подав соответствующее заявление, либо их членство прекращается по истечении срока, установленного уставом кооператива.
Прекращается членство по случаю смерти гражданина, являющегося членом кооператива, при этом в члены кооператива могут быть приняты наследники.
Создание субконтрактинговой сети
Субконтрактация21 как разновидность делового партнерства предполагает такую кооперацию
20 О внесении изменений в Федеральный закон
«О несостоятельности (банкротстве)» и ст. 3 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и признании утратившими силу частей 18, 19 и 21 ст. 4 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»: Федеральный закон от 03.12.2011 № 390-Ф3.
21 Субконтрактация (субконтрактинг) - 1) вид производственной кооперации, способ организации производства, использующий разделение труда между контрактором - организацией, специализирующейся по сборке отдельных компонентов, с минимально необходимыми собственными производственными мощностями (наиболее прибыльные производственные процессы, критически влияющие на качество продукции), и субконтракторами -специализированными предприятиями, производящими комплектующие, выполняющими отдельные виды работ, услуг, НИОКР и др.; 2) форма взаимодействия, при которой организация приобретает у контрагента услуги по выполнению технологических операций.
>игпа1/пайопа1/ 131
малых [15] (в том числе мини-фирм, семейного подряда, надомников и т.д.), при которой крупное предприятие на основе договора (контракта) размещает заказ, определяет спецификацию изделий, предоставляет сырье или полуфабрикат для дальнейшей переработки и т.д., а исполнители (малые фирмы) осуществляют частичную или завершающую обработку предоставленного
изделия22.
При этом крупное предприятие может заключить контракт либо на производство готового изделия без собственного участия в его производстве (коммерческий вариант), либо на участие малых фирм в отдельных стадиях технологического процесса (производственный вариант).
На местном уровне такая сеть развивается в пределах города или области, содержит информацию обо всех предприятиях на единой с центром территории субъекта РФ, отражает их технические и технологические возможности, состояние парка оборудования, наличие рабочих кадров, финансовое состояние и форму собственности предприятий и т.д. Данный уровень необходим для полного представления о потенциале предприятий, их перспективности, а также для создания эффективной, действующей сети межзаводской кооперации [16]. Крупные предприятия этого субъекта РФ, становясь участниками сети, смогут более эффективно управлять собственным производством.
На региональном уровне сеть объединяет всю информацию субконтрактинговых
информационных центров, входящих в данный субъект РФ. Имеется общая информация о тех или иных технических и технологических возможностях субъектов, выпускаемой на территории продукции, предлагаемых
инвестиционных проектах и т.д. Отсутствие информации местного уровня объясняется тем, что развитие внутренней кооперации возможно только в смежных областях.
На межрегиональном уровне сеть располагает информацией о субъектах РФ. Основным материалом является информация об уникальных технологиях и товарах. Межрегиональные связи менее эффективны, чем связи на местном уровне, вследствие высоких транспортных расходов. С другой стороны, ограниченность набора технологий выпуска местных предприятий и, как
22 Методические указания Минэкономразвития России по разработке государственных программ Российской Федерации: утв. приказом Минэкономразвития России от 22.12.2010 № 670.
следствие, недостаточность предлагаемых услуг и малый оборот средств на местном уровне вызывает ограничения в возможностях технологического развития и перевооружения малых и средних предприятий. Из этого следует, что в такой структуре сети максимальная эффективность достигается только на внутрирегиональном уровне и основным действующим звеном сети являются региональные центры, обладающие достаточными ресурсами и большим объемом информации.
Информационная база создается
непосредственными участниками сети.
Носителями базы являются субконтрактинговые информационные центры, создаваемые
участниками сети, функционирующие за счет их членских взносов и являющиеся их коллективной собственностью. Членство в информационной сети обеспечивает более оперативное владение информацией о рынке спроса на те или иные услуги, самих услугах, существующих на данный момент пакетах заказов. Это, в свою очередь, позволяет организации более оперативно решать вопросы по собственной кооперации, дозагрузке производственных мощностей, участию в тендерных субконтрактинговых торгах, определять политику развития и т.д. Уровень доступа в информационную сеть (местный, региональный, межрегиональный) определяется величиной членского взноса; при отсутствии свободного доступа центр предоставляет информацию за плату.
Заключение
В настоящее время инновационная кластеризация должна стать общим трендом развития и генеральной тенденцией формирования рынков субъектов Российской Федерации. При этом нет необходимости ориентироваться на некий идеальный или универсальный тип кластера, не обязательно административные границы субъекта РФ должны совпадать с границами кластеров: инновационная макроэкономика нуждается в институте кооперации субъектов на макро-, мезо-и микроуровнях (в виде кооперативов и малых и средних инновационных предприятий). Сам процесс инновационной кластеризации связан именно со становлением рынка стратегических программных инвестиций в инновационное развитие в рамках кооперации государства на макро- и мезоуровнях, с участием серьезного финансового капитала, крупных, средних, малых инновационных предприятий и кооперативов.
Таблица 1
Торговый обмен технологиями России с зарубежными странами в 2013 г.
Экспорт Импорт
Стоимость Поступление средств за год, млн долл. США Стоимость Выплаты
Показатель Число соглашений предмета соглашения, млн долл. США Число соглашений предмета соглашения, млн долл. США средств за год, млн долл. США
Всего сделок 1 914 4 701,2 770,6 2 637 6 877 2 463,6
По объектам сделок
Патент на изобретение 4 0,1 0,1 10 99,7 22,6
Патентная лицензия 101 87,3 25,4 104 379,4 86
на изобретение
Полезная модель 1 0,1 0,1 15 5,6 2
Ноу-хау 26 134,2 11,8 72 190,1 133,7
Товарный знак 19 1,4 0,4 141 652,0 587,9
Промышленный образец 3 53,5 2,5 6 1,2 0,7
Инжиниринговые услуги 725 3 640,3 364 1 385 4 061,6 959,7
Научные исследования 582 579,7 235,7 316 420,8 171,3
Прочие 453 204,7 130,7 588 1 066,6 499,7
По видам экономической деятельности
Сельское хозяйство, - - - 6 11,1 0,2
охота и лесное хозяйство
Добыча полезных ископаемых 9 10,3 1,4 162 1 303,4 134,8
Обрабатывающие производства 307 350,8 57,4 1 812 4 271,7 1 967,9
Производство и распределение 22 7,8 2,1 28 8,9 1,8
электроэнергии, газа и воды
Строительство 2 0,6 0,6 16 15,2 9,7
Оптовая и розничная торговля, 57 2 651,3 127,9 93 301,4 35,2
ремонт автотранспортных
средств, мотоциклов, бытовых
изделий и предметов личного
пользования
Гостиницы и рестораны - - - 10 100,2 100,1
Транспорт и связь 76 27,3 38,5 61 614,5 114,2
В том числе деятельность 2 0,1 0,1 8 0,8 0,8
в области электросвязи
Операции с недвижимым 1 307 1 648,4 538,9 424 237,3 94,2
имуществом, аренда и предоставление услуг 878 241 1 156,5 348,9 197,1 196,5 174 162 138,0 90,2 35,4 49,7
В том числе:
- научные исследования и
разработки
- предоставление прочих видов
услуг
Образование 128 4,7 3,6 17 0,4 0,4
Предоставление прочих 2 0,1 0,1 4 12,6 4,8
коммунальных, социальных - - - 4 12,6 4,8
и персональных услуг
В том числе деятельность
по организации отдыха
и развлечений, культуры и спорта
Прочие виды экономической 6 0,2 0,2 4 0,3 0,3
деятельности
Источник: Российский статистический ежегодник. 2014: стат. сборник. М.: Росстат, 2014, 693 с.
Список литературы
1. Кропоткин П.А. Взаимная помощь среди животных и людей как двигатель прогресса. Т. VIII. М.: Голос труда, 1922. 342 с.
2. Товстых Л.Е. Новая инновационная сфера в экономике третьего тысячелетия и новые задачи // Инновации. 2003. № 6. C. 39-45.
3. Трофимов В.В., Горбунов И.Г. Методологические основы управления проектами виртуальных предприятий. СПб: Изд-во СЗТУ, 2007. 174 с.
4. Nitoiu C. EU-Russia relations: between conflict and coopération // International Politics. 2014. Vol. 51. № 2. P. 234-253.
5. Espíritu A.A. Moving forward: strengthening cooperation in today's Barents region // Barents Studies: Peoples, Economies and Politics. 2015. Vol. 1. № 3. P. 7-11.
6. Meissner D. Public-private partnership models for science, technology and innovation cooperation // Journal of the Knowledge Economy. 2015. № 9. P. 1-21.
7. ПортерМ. Международная конкуренция. М.: Международные отношения, 1993. 896 с.
8. Зангеева С.Б., Филин С.А. Технопарки и техноэкополисы как основа национальной инновационной системы // Инновации. 2004. № 6. С. 14-24.
9. Олейников Е.А., Филин С.А., Пыркин В.А. Наукограды. В кн.: «Инвестиции, инновации и экономическая безопасность». Вып. 8 / Под ред. Е.А. Олейникова, И.Г. Шилина, Л.П. Гончаренко. М.: Изд-во РЭА, 2004. С. 10-20.
10. Мандах Б. Инновационное развитие малых и средних предприятий Монголии и проблемы их кластеризации по регионам: материалы Международной научно-практической конференции «Проблемы коммерциализации научных исследований как основы модернизации экономики региона. Инновационные направления развития малого и среднего предпринимательства». Ч. 1. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2010. С. 54-59.
11. Архипова М.Ю., Голиченко О.Г. Кооперация в инновационных процессах обрабатывающей промышленности России // Экономическая наука современной России. 2007. № 1. С. 44-56.
12. Кузьмин Д. Кооперация мелких товаропроизводителей как инструмент хозяйственного управления // Проблемы теории и практики управления. 1999. № 3. С. 114-118.
13. МинаковИ.А. Кооперация и агропромышленная интеграция в АПК. М.: КолосС, 2007. 264 с.
14. Калмыкова Е. Место кредитной кооперации в региональной системе привлечения инвестиций в малый бизнес // Проблемы теории и практики управления. 2007. № 1. С. 100-108.
15. Егорова Н.Е., Маренный М.А. Малые предприятия: предпринимательские стратегии и кооперация. М.: Кооперация Спутник плюс, 2004. 199 с.
16. Воронин А. Вместе дешевле, чем порознь. Органы местного самоуправления и кооперация // Муниципальная власть. 2000. № 5. С. 4-6.
ISSN 2311-875X (Online) Economic Security
ISSN 2073-2872 (Print)
THE ROLE OF THE COOPERATIVE SECTOR IN ENSURING THE INNOVATIVE DEVELOPMENT AND ECONOMIC SECURITY OF RUSSIA
Sergei A. FILING Lyubov' A. CHAIKOVSKAYAb
a Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russian Federation safilin@mail.ru
b Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russian Federation Chaik4@yandex. ru
• Corresponding author
Article history: Abstract
Received 10 November 2015 Importance The article discusses the improvement of the cooperative sector's performance in terms Received in revised form of import substitution during the EU and U.S. economic sanctions.
5 December 2015 Objectives The research analyzes the role of the cooperative sector in ensuring the innovative
Accepted 11 January 2016 development and import substitution in Russia and elaborates respective proposals for enhancing the
cooperative sector's security.
JEL classification: O17, O19, P13 Methods The research draws upon the methods of logic and historical research, analysis and
synthesis; identifies opportunities of the cooperative sector for ensuring the innovative development and import substitution in Russia when they accede the innovative cluster.
Results We systematized prerequisites and conditions for origination and integration of various corporate forms into the cluster and relationships between advantages cooperatives may provide in small and middle-sized entities in the Russian entities, and cost effectiveness of such clusters. We outlined proposals to increase the efficiency of the cooperative sector in ensuring innovative development and economic security of Russia. The article also reviews the specifics of taxation of cooperatives and its members.
Conclusions and Relevance Currently, innovation clustering should become a common development trend and a general characteristics in the process of forming markets in the constituent Keywords: cooperation, import entities of the Russian Federation. The article shows that the innovation clustering process relates to substitution, innovative the originating market of program-based investment in innovative development as part of the
development, sanctions, economic cooperation between the State at the macro- and mesolevels, large financial capital, large, middle-security sized and small innovative entities and cooperatives.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015
References
1. Kropotkin P.A. Vzaimnaya pomoshch' sredi zhivotnykh i lyudei kak dvigatel'progressa. T. VIII [Mutual aid among animals and people as the progress driver. Vol. 8]. Moscow, Golos truda Publ., 1922, 342 p.
2. Tovstykh L.E. Novaya innovatsionnaya sfera v ekonomike tret'ego tysyacheletiya i novye zadachi [A new innovative sector in the economy of the third millennium and new tasks]. Innovatsii = Innovations, 2003, no. 6, pp. 39-45.
3. Trofimov V.V., Gorbunov I.G. Metodicheskie osnovy upravleniya proektami virtual'nykh predpriyatii [The methodological framework for managing projects of virtual entities]. St. Petersburg, North-West State Technical University Publ., 2007, 174 p.
4. Nitoiu C. EU-Russia Relations: Between Conflict and Cooperation. International Politics, 2014, vol. 51, no.2, pp.234-253.
5. Espíritu A.A. Moving Forward: Strengthening Cooperation in Today's Barents Region. Barents Studies: Peoples, Economies and Politics, 2015, vol. 1, no. 3, pp. 7-11.
6. Meissner D. Public-Private Partnership Models for Science, Technology and Innovation Cooperation.
Journal of the Knowledge Economy, 2015, pp. 1-21.
7. Porter M.E. Mezhdunarodnaya konkurentsiya [The Competitive Advantage of Nations]. Moscow, Mezhdunarodnye otnosheniya Publ., 1993, 896 p.
8. Zangeeva S.B., Filin S.A. Tekhnoparki i tekhnoekopolisy kak osnova natsional'noi innovatsionnoi sistemy [Technology parks and eco-towns as the basis for the national innovative system]. Innovatsii = Innovations, 2004, no. 6, pp. 14-24.
9. Oleinikov E.A., Filin S.A., Pyrkin V.A. Naukogrady. V kn.: Investitsii, innovatsii i ekonomicheskaya bezopasnost. Vyp. 8 [Science parks. In: Investment, innovation and economic security. Iss. 8]. Moscow, Russian Economic Academy Publ., 2004, pp. 10-20.
10. Mandakh B. [Innovative development of small and medium-sized enterprises of Mongolia and issues of their clustering per region]. Problemy kommertsializatsii nauchnykh issledovanii kak osnovy modernizatsii ekonomiki regiona. Innovatsionnye napravleniya razvitiya malogo i srednego predprinimatel'stva: materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Proc. Int. Sci. Conf. Issues of Commercializing Scientific Researches as the Basis for Modernizing Regional Economy. Innovative Avenues for Developing Small and Medium-Sized Businesses]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2010, pp. 54-59.
11. Arkhipova M.Yu., Golichenko O.G. Kooperatsiya v innovatsionnykh protsessakh obrabatyvayushchei promyshlennosti Rossii [Cooperation in innovation processes of Russia's manufacturing sector].
Ekonomicheskaya nauka sovremennoi Rossii = Economics of Contemporary Russia, 2007, no. 1, pp. 44-56.
12. Kuz'min D. Kooperatsiya melkikh tovaroproizvoditelei kak instrument khozyaistvennogo upravleniya [Cooperation of small manufacturers of goods as a business management tool]. Problemy teorii i praktiki upravleniya = Theoretical and Practical Aspects of Management, 1999, no. 3, pp. 114-118.
13. Minakov I.A. Kooperatsiya i agropromyshlennaya integratsiya v APK [Cooperation and agro-industrial integration in the AIC]. Moscow, KolosS Publ., 2007, 264 p.
14. Kalmykova E. Mesto kreditnoi kooperatsii v regional'noi sisteme privlecheniya investitsii v malyi biznes [The role of credit cooperation in the regional system of attracting investment in small businesses].
Problemy teorii i praktiki upravleniya = Theoretical and Practical Aspects of Management, 2007, no. 1, pp.100-108.
15. Egorova N.E., Marennyi M.A. Malye predpriyatiya: predprinimatel'skie strategii i kooperatsiya [Small businesses: business strategies and cooperation]. Moscow, Sputnik Publ., 2004, 199 p.
16. Voronin A. Vmeste deshevle, chem porozn'. Organy mestnogo samoupravleniya i kooperatsiya [Being together is cheaper that being apart. Local authorities and cooperation]. Munitsipal'naya vlast' = Municipal Power, 2000, no. 5, pp. 4-6.