pISSN 2073-2872 Инновации и инвестиции
eISSN 2311-875X
ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ КАК ОСНОВА ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
Сергей Александрович ФИЛИНа', Алексей Жанович ЯКУШЕВь
а доктор экономических наук, профессор кафедры организационно-управленческих инноваций,
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Российская Федерация
ORCID: отсутствует
SPIN-код: 9576-6789
ь кандидат экономических наук, доцент кафедры организационно-управленческих инноваций,
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Российская Федерация
ORCID: отсутствует
SPIN-код: 2486-3770
' Ответственный автор
История статьи: Аннотация
Получена 06.03.2018 Тема. Взаимосвязь технико-технологических и организационно-управленческих
Получена в доработанном инноваций при переходе к цифровой экономике, процесс формирования которой виде 30.03.2018 базируется на их эффективном сочетании. Любая деятельность по разработке
Одобрена 18.04.2018 и внедрению технико-технологических, продуктовых и сервисных инноваций не
Доступна онлайн 16.07.2018 сможет достичь требуемых результатов, если не будет обеспечена соответствующей
организационно-управленческой базой. В настоящее время продолжают создаваться УДК 330.322.3:37; организационно-управленческие инновации, которые можно рассматривать
338.462:659.235 в качестве концептуальной платформы цифровой экономики, что и является базовой
JEL: F63, 014, 019, R11 гипотезой статьи.
Цели. Обоснование данной гипотезы и разработка рекомендаций по ускорению и повышению эффективности перехода к цифровой экономике в России посредством модернизации российской промышленности.
Методология. В работе использованы методы логического исследования, экономического анализа и синтеза на основе системно-информационного подхода. Новым является обоснование использования и ускоренной разработки более совершенных организационно-управленческих инноваций как базы цифровой экономики.
Результаты. Сформулированы основные тенденции развития систем управления при их адаптации к цифровой экономике и факторы, порождающие эти тенденции. Выявлены и проанализированы условия, способствующие адаптации системы управления предприятиями к цифровой экономике, и факторы, противодействующие этому процессу. Приведены рекомендации, направленные на ускорение внедрения Ключевые слова: сетевая и организационно управленческих инноваций, которые станут основой цифровой инновационная экономика, экономики.
цифровая, организационно- Выводы и значимость. Для ускорения и повышения эффективности перехода управленческие инновации, России к цифровой экономике необходимо опережающее развитие и внедрение на кластеризация управления российских предприятиях организационно-управленческих инноваций.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2018
Для цитирования: Филин С.А., Якушев А.Ж. Организационно-управленческие инновации как основа цифровой экономики // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2018. - Т. 14, № 7. - С. 1319 - 1332. https://doi.org/10.24891/ni. 14. 7.1319
Введение
Процессы социально-экономического развития в значительной степени обусловлены состоянием телекоммуникаций и цифровых электронных сетей1, являющихся технической основой информационной революции. Одним, а возможно, и важнейшим результатом этой революции является цифровая экономика (ЦЭ). Согласно Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 гг. «цифровая экономика - хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов
производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг» .
По аналогии с классическими определениями экономики можно привести и другие определения, которыми авторы будут руководствоваться в дальнейшем.
Цифровая экономика - это система: 1) производственных отношений (в узком смысле слова) распределения ресурсов в процессе деятельности по производству и передаче информации на технологической базе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); 2) субъектов экономической деятельности, осуществляющих получение добавленной стоимости за счет продажи услуг по производству и передаче информации на технологической базе ИКТ. Вопрос отнесения таких субъектов к ЦЭ может решаться на основе анализа их цепочек создания стоимости - в зависимости от того, входит ли деятельность в сфере ЦЭ в состав ключевых
1 Сетевые международные электронные системы, электронная почта, системы обмена информацией
по электронным сетям, электронные банковские и торговые системы.
2 О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 гг.: Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203-р. Общие положения. Ч. 4.
факторов создания ими прибавочной стоимости.
Как следует из изложенного, понятие «цифровая экономика» пока представляется неопределенным. В связи с этим мы предлагаем вариант, согласно которому цифровая экономика - это система производственных отношений по
распределению инвестиционных ресурсов в процессе деятельности по производству материального продукта, услуг и технологий, связанная с производством, обработкой и/или передачей цифровых данных, информации и/или знаний или достижению нового качества материального продукта, услуг и технологий и/или способов их создания, в том числе за счет производства, обработки и/или передачи цифровых данных, информации и/или знаний на технологической базе ИКТ в едином инновационно-инвестиционном комплексе. Цифровые данные, информация и/или знания при этом могут обрабатываться, в том числе аналитически, в больших объемах по заданным технологиям, а задачи персонала - сводиться к поддержанию этого процесса.
Особое место занимает вопрос о соотнесении понятий «инновационная экономика» и «цифровая экономика». Эти понятия не являются синонимами или разными отражениями одно и того же явления. Инновационная экономика - это система производственных отношений в процессе деятельности по созданию капитала знаний, фундаментальных научных знаний и/или инноваций и субъектов экономической деятельности, осуществляющих получение добавленной стоимости за счет создания и обращения капитала знаний.
Исходя из того, что ЦЭ в настоящее время бурно развивается, она требует все большего объема инноваций и, соответственно, фундаментальных научных знаний для их производства. Любой новый тип экономики, формировавшийся в истории человечества, требует большого количества продуктов инновационной экономики, при этом не сливаясь с последней.
Никакие технические инновации не могут стать основой формирования новой экономики как системы производственных отношений, в том числе и ЦЭ, без сочетания с организационно-управленческими инновациями (ОУИ), составляющими концептуальную основу любой экономики. Так, технические и технологические достижения третьей четверти XIX в. не могли эффективно использоваться, пока не были разработаны и внедрены соответствующие ОУИ. Именно острое несоответствие технических и организационно-управленческих возможностей вызвало бум создания и распространения ОУИ в конце XIX - начале XX вв. Именно этот рывок в создании ОУИ квалифицируется многими специалистами как зарождение в общей системе управления сегмента, названного специалистами «научным менеджментом».
Организационно-управленческие инновации (ОУИ) - это инновации, направленные на постепенное улучшение или достижение существенных и быстрых изменений в оргструктуре и управленческой сфере деятельности предприятия посредством внедрения отдельных инновационных систем, технологий, методов, инструментов, способов организации и управления производственно-технологической, финансово-экономической, социально-кадровой, логистической и инфокоммуникационной подсистемами
организации или комплекса новых технологий, методов, инструментов, способов организации. Последний должен быть направлен на повышение эффективности отдельных частей системы управления, управления видами деятельности и всей системы управления предприятия в целом за счет создания условий посредством внедрения ОУИ для обеспечения способности отвечать современным требованиям внутренней и внешней среды, достижения структурно-функциональных преимуществ. Это открывает возможности повышения эффективности инновационной деятельности, экономической и общей безопасности предприятия,
улучшения использования знаний,
эффективности трудовых процессов и организации рабочих мест, а также снижения трансакционных издержек, повышения качества продукции, результатов функционирования, развития и конкурентоспособности предприятия в целом.
В более узком смысле ОУИ связаны с процессами оптимальной организации производства, транспорта, сбыта и снабжения3.
В зависимости от объекта различают следующие виды организационно-управленческих инноваций.
Организационные инновации, включающие в себя три основных сегмента:
1) освоение новых форм и методов организации и регламентации производства и труда;
2) освоение новых методов моделирования, подходов, автоматизации управления; оптимизацию:
- организации производства, логистики сбыта и снабжения;
- форм и методов выработки управленческих решений, контроля за их выполнением;
3) вертикальную и горизонтальную оптимизации количественных и качественных соотношений структурных подразделений, социальных групп или отдельных сотрудников предприятия. Этим занимается система управления, с помощью которой принимаются и приводятся в исполнение управленческие решения, направленные на достижение поставленных корпорацией целей4.
3 Бубнова М.Ю., Крюкова А.А. Организационно-управленческие инновации: особенности, значение, преимущества от внедрения в компании: материалы VII международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум».
URL: http://scienceforum.ru/2015/1005/9729
4 Амосов А. Вопросы перехода к инновационному типу воспроизводства // Экономика. 2012. № 5. C. 23-32.
Такие организационные механизмы, ориентированные на инновации, обеспечивающие более высокую гибкость предприятия, необходимы вследствие того, что функции управления инновационным развитием рассредоточены в аппарате управления по разным подразделениям.
Управленческие инновации - это новые методы, технологии и организация процессов управления, системы управления проектами и качеством, ведение бизнес-процессов, построение эффективной взаимосвязи между стратегией и тактикой ведения бизнеса в целом и реализуются через структурно-функциональный интерес, методы работы аппарата управления, автоматизацию процессов управления и т.д. Инновации в управлении часто связаны с
реструктуризацией бизнес-процессов и бизнеса в целом, то есть с изменением бизнес-модели компании. Последнее обычно связано с преобразованием организационно-управленческой структуры предприятия в целях его инновационного развития, в том числе посредством налаживания
стратегических отношений с партнерами, а также в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП) [1], ГЧП- и банковского инвестирования данного развития
предприятия [2].
Базовая гипотеза
Процесс формирования любой экономики базируется на эффективном сочетании технико-технологических и ОУИ, основной функцией которых является обеспечение непрерывного роста потока инноваций, прежде всего технико-технологических, в производство и их внедрение. Индустриальная экономика также сложилась на основе сочетания передовых технологий своего времени с теорией управления, включающей современный менеджмент как значимую часть управленческой науки. Исходя из сказанного, существуют и продолжают создаваться ОУИ, которые можно рассматривать в качестве концептуальной платформы цифровой
экономики, так как деятельность по разработке и внедрению технико-технологических, продуктовых и сервисных инноваций не сможет достигнуть требуемых результатов, если не будет обеспечена соответствующей организационно-управленческой базой.
Структурные глобальные изменения в XXI в. связаны с повышением роли высокотехнологичных секторов в формировании ВВП, интеграцией и глобализацией промышленного производства, переходом к ЦЭ, что ведет к смене организационно-экономической парадигмы конкурентоспособности. Примером этого процесса может служить постепенный переход к организации инновационного развития в промышленности на базе глобальных сетей научно-исследовательских работ, в частности в виде элементов инновационной инфраструктуры сетевого типа: виртуальных сетевых инновационных альянсов, стратегических технологических платформ, инновационных кластеров и др.
При этом новому этапу четвертой индустриальной революции (Индустрия 4.0), также называемой «цифровой», характерны конвергенция технологий, стирание граней между физическими, цифровыми и биологическими сферами, появление аддитивного производства, новых средств связи, облачного вычисления, кибербезопасности. Корпоративная культура, как часть организационно-управленческих ресурсов предприятия, всегда служила важнейшим стратегическим ресурсом его развития. При переходе на современные цифровые технологии корпоративная культура должна будет преобразоваться, аккумулировав в себе важнейшие ОУИ, которых требует рынок управленческого консультирования [3].
Господствующий в настоящее время V технологический уклад (ТУ) находится в стадии зрелости (при переходе к доминированию) и характеризуется прежде всего преобладанием в производстве и жизни человеческого сообщества ИКТ, что создало
условия для формирования на их основе ЦЭ и информационного общества в целом5. В то же время формируется VI ТУ, предполагающий радикальное изменение доминирующих технологий производства, которыми скорее всего станут нано-, био- и когнитивные технологии и ИКТ нового поколения, а также их конвергенция [4].
В настоящее время при существующем уровне развития ЦЭ можно выделить ряд уже сложившихся предпосылок для создания и внедрения ОУИ, необходимых для повышения ее эффективности и качества:
1) более высокая мобильность и расширение каналов распространения информации и знаний, связанная с новыми цифровыми коммуникационными сетями;
2) переход к цифровому стандарту передачи информации для резкого сокращения удельных издержек на распространение знаний, при этом сами технологии распространения знаний радикально преобразуются, что несколько меняет специфику знаний как особого вида товара и характер рынка ноу-хау, делая его все более сетевым;
3) создание кодифицированных массивов данных, которые могут быть использованы для повышения эффективности анализа, планирования и контроля коммерческой деятельности;
4) доступ частных лиц к каналам связи, рынкам и источникам информации, контролировавшимися прежде только государством или международными корпорациями;
5) качественное изменение каналов распространения продуктов, технологий и доставки услуг в медиасфере;
6) развитие киберпреступности в сфере ЦЭ, что объективно отражает закономерности
5 Орехов С.А. Влияние глобальных тенденций развития информационного общества на формирование экономики знаний // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2008. № 2. С. 37-40.
общественного развития. Так называемые хакеры дестабилизируют ЦЭ в важнейших для инвестиций и инноваций областях производства.
Положение сферы цифровой экономики. Значимость ОУИ в России и российской цифровой экономики в мире
В развитии экономики в России специалисты видят два сценария. Первый - инерционное развитие на базе сложившихся тенденций, второй предполагает скорейшее создание в России цифровой экономики, что потребует значительных усилий и научно-обоснованных стратегических управленческих решений. Президент РФ В.В. Путин на встрече с представителями информационно-коммуникационного кластера Пермского края заявил, что после проникновения «Интернета вещей» в промышленность «у нас будет другая экономика, только в этом случае мы сможем быть независимыми». ..Это не просто «Интернет вещей», это создание вообще новой промышленности. ... Кто будет владеть вот этими кластерами информационными, цифровыми в отдельных отраслях, тот будет хозяином этих отраслей в мире».6. Исходя из приоритетности для граждан России национального суверенитета и сохранения собственных традиций и образа жизни в условиях обостряющейся геополитической конкуренции, продуктивным является именно второй сценарий развития.
Индекс производственной активности PMI в России в I кв. 2017 г. достиг 56,7 - самого высокого значения с IV кв. 2006 г.7. Согласно Отчету по глобальной конкурентоспособности 2017-2018 гг. Всемирного экономического форума (ВЭФ), место России в рейтинге стран по индексу глобальной конкурентоспособности по 12 составляющим
6Дружинин А. «Интернет вещей» может изменить экономику страны, считает Путин // РИА Новости. 08.09.2017. URL: https://ria.ru/economy/20170908/1502109218.html?inj=1
7Дембинская Н. Выходим в рост: российская экономика наберет обороты в ближайшие два года // РИА Новости. 10.05.2017.
URL: https://ria.ru/economy/20170510/1494036806.html?inj=1
конкурентоспособности с 2012 г. повысилось на 29 позиций, а по сравнению с 2016-2017 гг. Россия поднялась на 5 позиций - 38-е место среди 137 стран. В том числе по индексам «Размер рынка» (6-е место), «Высшее образование и профессиональная подготовка» (32-е), «Инфраструктура» (35-е), «Инновационный потенциал» (49-е), «Макроэкономическая среда» (53-е), «Здоровье и начальное образование» (54-е), «Технологический уровень» (57-е), «Эффективность рынка труда» (60-е), «Конкурентоспособность компаний» (71-е), «Эффективность рынка товаров и услуг» (80-е), «Общественные институты» (83-е) и «Развитость финансового рынка» (107-е место).
Главной причиной такого роста стало значительное улучшение макроэкономической ситуации (рост позиции с 91-го до 53-го места) - в первую очередь за счет сокращения инфляции и роста сбережений; а также развитие ЦЭ, в частности, за счет увеличения проникновения Интернета и услуг мобильной связи, повышение охвата населения высшим образованием и рост оценки руководителями компаний качества образования, повышение инновационного потенциала и конкурентоспособности компаний, а также улучшение институциональных факторов8. Так, разработка и реализация федеральных программ развития российской экономики в новых ТУ, включающая развитие и внедрение технологий, анализ крупных массивов данных и прогнозирование, внедрение новых приемов управления, становится задачей стратегической важности как для социально-экономического благополучия государств, так и условием сохранения суверенитета в процессе глобализации и реализации программ цифрового развития другими участниками мирового рынка, например, Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 20172030 гг.
8 Россия поднялась на пять строчек в рейтинге конкурентоспособных экономик // РИА Новости. 27.09.2017. URL: https ://ria.m/economy/20170927/1505637115.html
Согласно докладу Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), аудитория российской сети в 2016 г. достигла 86 млн чел. в возрасте от 12 лет, из них 70,8 млн пользователей выходили в сеть ежедневно, мобильным Интернетом ежемесячно пользуются порядка 62 млн россиян. В России выделяются четыре основных сегмента электронной коммерции: онлайн-ритейл, онлайн-трэвел, электронные платежи и прочие рынки. Объем онлайн-экономики Рунета в 2016 г. составил около 1,5 трлн руб. Ожидается, что к 2020 г. суммарный ежегодный рост онлайн-экономики рунета составит 10-15%9.
Согласно мнению участников 47-го Всемирного экономического форума, проходившего в Давосе в 2017 г., средняя скорость соединения по Интернету в России превышает общемировые 3,8 Мб/с в 2 раза, в 2018 г. около 80% домохозяйств будут иметь доступ к высокоскоростной широкополосной связи. По мобильной связи показатели россиян также высоки - 153 активные подписки на 100 жителей.
Организационно-управленческие инновации увеличивают конкурентоспособность организации путем уменьшения затрат ресурсов (финансовых, человеческих, временных) и повышения эффективности управленческих решений, направленных на развитие бизнеса [5]. Согласно результатам исследования Ассоциации менеджеров, в настоящее время предприятиям без внедрения ОУИ в условиях жесткой глобальной конкуренции невозможно достичь коммерческого успеха в своем бизнесе. Респонденты опрошенных организаций в качестве ведущих целей применения ОУИ отметили быструю и эффективную адаптацию организации к новым условиям функционирования (22%), выход на новые рынки (21%), высокую значимость ОУИ в формировании конкурентных преимуществ и достижении стратегических целей
9 Экономика российского интернета достигла 2,4% ВВП России // Газета.Ру. 29.09.2016. URL: https://news.man.ru/soriety/27283612/7ftommaib10
организации (около 80%). По мнению 28% респондентов, внедрение ОУИ обеспечивает повышение конкурентных преимуществ на рынке, увеличение прибыли и повышение производительности труда, в том числе за счет снижения затрат ресурсов (финансовых, человеческих, временных) на разработку и решение организационно-управленческих задач, повышение эффективности принимаемых решений по развитию бизнеса и создание соответствующих конкурентных преимуществ для этого.
Как показывает мировая практика, ОУИ, охватывающие все уровни системы управления, осуществляются крупными зарубежными компаниями не реже одного раза в 3-4 года, а на внутриорганизационном уровне - практически ежегодно. Причиной внедрения ОУИ могут быть также:
- изменения как потребностей клиентов, так и внутренних потребностей предприятия;
- развитие науки, техники и технологий;
- развитие общественных отношений;
- действия конкурентов;
- директивные указания.
Согласно результатам исследований Ассоциации менеджеров, в качестве факторов, способствующих ОУИ, 55% респондентов отмечают необходимость более активной инновационной политики компании, 54% -широкой внутренней кампании по разъяснению сотрудникам сути предлагаемых ОУИ, 39% - предварительное их обсуждение в организации10. Одной из важнейших составляющих современного предпринимательства является обладание знаниями и навыками внедрения новых организационно-управленческих подходов к бизнесу (инновационный стиль менеджмента).
Участники исследования Ассоциации менеджеров выделили следующие наиболее значимые причины, вследствие которых
10 Ляско А.К. Стратегический менеджмент. М.: ИД Дело АНХ, 2013. 488 с.
С.А. Филин и др. / Национальные интересы: приорит
http://fin-izdat.r
внедрение и применение ОУИ в компаниях были неудачными: непонимание сотрудниками изменений и сопротивление их внедрению (38 %); недостаточная продуманность механизмов реализации инноваций (37%); недостаток опыта и профессионализма кадров, осуществляющих внедрение инноваций в системе менеджмента и управления в целом (33%). Внешние консультанты, продвигающие ОУИ, не раскрывают детальной информации о сути решений. Особенностью ОУИ, инициированных консультантами, является то, что они носят характер индивидуальных решений, соответствующих условиям деятельности конкретной компании, и мало применимы для тиражирования. Это, в свою очередь, вызывает сомнения у руководителей в отношении их эффективности и целесообразности, поскольку они хотят «надежных и проверенных решений».
Как видно из изложенного, темпы и качество развития ЦЭ России не согласуются с качеством управления и восприимчивостью систем управления к внедрению ОУИ -развитие ЦЭ опережает развитие управления. Это проявляется в относительной организационно-экономической изолированности ЦЭ от реальной экономики, особенно материального производства. Реальная экономика пока не приступила к широкому внедрению ОУИ, являющихся концептуальной основой интеграции и диверсификации их с ЦЭ, что необходимо для повышения конкурентоспособности российской экономики.
Основные направления развития организационно-управленческих инноваций
В условиях «взрывного» характера развития сферы мировой ЦЭ и начавшегося процесса перехода от доминирования экономики V ТУ к доминированию экономики VI ТУ возникают системные проблемы организации инновационной деятельности на российских предприятиях [6] и необходимость в изменении и дополнении принципов управления инновационной деятельностью на
пы и безопасность, 2018, т. 14, вып. 7, стр. 1319-1332
oumal/natюnal/ 1325
предприятиях и в сфере управления национальной инновационной системой, что невозможно осуществить без комплекса ОУИ [7].
Чтобы своевременно реагировать на происходящие изменения, система управления предприятием должна обеспечить высокую скорость всех процессов внутри него. Рыночные отношения в условиях глобальной жесткой конкуренции, свойственные процессам глобализации мировой экономики, обусловливают необходимость переосмысления сложившихся ранее форм, принципов и методов управления и обращения к передовым, отличающимся от прежних. Другими словами, изменение условий функционирования в ЦЭ определяет соответствующую трансформацию систем управления и сферы управления в целом.
Исходя из этого, следует выделить основные тенденции развития систем управления при их адаптации к ЦЭ и факторы, их порождающие.
1. Как известно, функция управления реализуется через управленческое решение, осознанное принятие которого возможно только на основе информации и ее квинтэссенции - знаний. Именно поэтому одновременно с радикальным изменением концепции знания происходит трансформация сферы управления в ЦЭ, заключающаяся в повышении роли знания и информации в решении управленческих задач на всех уровнях (современный - третий - этап трансформации знания называют революцией в сфере управления), информация становится эффективным средством организации и управления общественного производства, науки, культуры, образования. Качество и своевременность информации является стратегическим фактором успеха в условиях глобальной конкуренции инноваций.
Современную парадигму управления на микроуровне можно назвать системой стратегического управления, базирующейся на знаниях, с усиливающейся ролью горизонтальных связей и корпоративной
динамики (способности организации к гибкой реакции в реальном масштабе времени). Знания, инновации и потенциал стратегического управления являются наиболее ценной и устойчивой формой капитала с точки зрения повышения эффективности деятельности организации [8].
2. Эффективность управления в ЦЭ на всех уровнях, по существу, зависит от квалификации и наличия инновационного мышления у руководителей и управленческих кадров, поддерживающих принятие решений. В цифровой экономике когнитивные факторы, особенно стиль мышления, становятся важнейшим фактором в стратегическом управлении. Речь идет об инновационных управленческих кадрах, способных к одновременным и взаимосвязанным инновациям в научно-технической, технологической, институциональной, финансово-экономической, социокультурной, социально-политической, экологической и организационно-управленческой сферах деятельности и использовании капитала знаний и риска для достижения целей. Организацию системы стратегического управления необходимо начинать с создания позитивных мыслей и образов, ведущих коллектив к достижению поставленных целей, а также созданию новой инновационной управленческой культуры мышления.
На этой основе должна развиваться когнитивная технология стратегического управления как производная от коллективного управленческого мышления, то есть нового качества мышления на всех уровнях экономики, особенно ЦЭ. Только изменением качества управленческого мышления возможно выйти на принципиально новое качество бизнеса, повышение благосостояния субъектов экономики на всех уровнях.
3. В качестве основы оргструктуры управления все шире используется модель кластера. В силу происходящих в мире изменений, заключающихся, главным образом, в появлении новых рынков, типов бизнеса,
развитии цифровых технологий, возникает необходимость, с одной стороны, в расширении направлений развития (специализации) базовых оргструктур и вовлечении новых быстро растущих компаний, ориентированных на новые формирующиеся технологические рынки, в собственную структуру, с другой - в повышении заинтересованности и, как следствие, активности собственных структурных единиц во внедрении инноваций. Наиболее эффективным способом решения этих задач является кластеризация деятельности. Кластеризация управления, в том числе стратегического, предположительно приведет к следующим последствиям. В цифровой экономике существуют следующие отличия управления от рыночной и иерархической форм:
• производитель товара не в состоянии простыми и дешевыми средствами, основанными на блокировании конкуренции, исключить последнюю из своего сегмента. Следовательно, уникальность товара стирается. Он становится стандартизированным. Рынок не получает ценовых сигналов о товаре;
• предельная стоимость тиражирования «цифровой» продукции, как и стоимость коммуникаций11, интенсивно снижается и, как следствие, стираются конкурентные различия между продавцами по их затратам на обслуживание дополнительных заказов12.
4. Значительно ужесточатся требования к управленческой устойчивости, под которой понимается скорость реагирования системы управления предприятием на внешние и внутренние воздействия. Она является необходимым условием для устойчивого развития предприятия.
11 Брюханов Ю.М. Методологические подходы к оценке стоимости комплекса коммуникаций: материалы IX международного научного конгресса «Роль бизнеса
в трансформации общества - 2014». М.: Синергия, 2014. С. 168-169.
12 Bredford De Long, Michael Froomkin. The Next Economy. April 1997.
URL: http://law.miami.edu/~froomkin/articles/newecon.html
По результатам экспертного опроса ведущих специалистов инвестиционно-строительного комплекса эффективность управления компании является одним из основных факторов, влияющих на устойчивость компании (45% в общем объеме ответов), а на эффективность управления компанией, в свою очередь, влияет степень и качество использования ИКТ. На способность эффективного осуществления разработок и внедрения новых идей в производство влияет уровень инновационного развития
организации. Необходимым условием сохранения устойчивого развития системы управления предприятием является их интеграция с ЦЭ, в том числе оптимизация системы управления на основе ОУИ [9], создание новых управленческих технологий, административных процессов и
организационных структур.
Результатами внедрения ОУИ, направленных на адаптацию системы управления предприятием к ЦЭ, в краткосрочном периоде могут стать:
- существенное снижение издержек без ущерба для качества и скорости выполнения бизнес-процессов или повышение качества и скорости выполнения бизнес-процессов при прежних издержках, вывод бизнеса на качественно новый уровень, оптимизация организационно-функциональной и организационно-управленческой структур предприятия, повышение его готовности к изменению и развитию;
- обеспечение индивидуального и группового самоуважения персонала предприятия, сплочение командных усилий лидеров предприятия, достижение общей удовлетворенности от работы. Это создает предпосылки для сокращения административных расходов или оперативных затрат за счет совершенствования порядка выполнения работ. Особое место займут требования к обеспечению облегчения циркуляции знаний внутри компании, их накоплению и распределению;
- повышение инновационной и бизнес-активности и удовлетворенности сотрудников за счет оптимизации распределения ответственности и права принятия управленческих решений в организации и согласовании рабочих процессов внутри ее подразделений и во взаимодействии этих подразделений, а также иного структурирования работ13;
- использование внешних результатов исследований и разработок, аутсорсинга на основе новых способов организации взаимоотношений с другими компаниями и госорганизациями. Повышение качества продукции14, рентабельности производства, укрепление положения предприятия на рынке, снижение текучести кадров, увеличение доходности и другие положительные, в том числе синергетические, эффекты.
Условия внедрения ОУИ, составляющих концептуальную основу цифровой экономики
В качестве факторов, способствующих внедрению ОУИ, необходимо отметить:
1) гибкость оргструктуры, демократичный стиль управления, преобладание горизонтальных потоков информации, перераспределение полномочий, самостоятельность и самопланирование, допущение корректировок, децентрализацию, автономию, формирование целевых рабочих групп15;
2) поддержку со стороны государства, совершенствование нормативной базы,
13 Карлик А.Е., Кречко С.А., Платонов В.В. Организационно-управленческие инновации по модернизации трудовых отношений в информационно-сетевой экономике // Экономика труда. 2017. Т. 4. № 4. С. 295-308.
14 Левшина В.В., Савчик Е.Н., Манакова И.А. Организационно-управленческие инновации как инструмент обеспечения качества на предприятиях высокотехнологичных отраслей // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика
М.Ф. Решетнева. 2016. Т. 17. № 4. С. 1124-1128.
15 Инновационный менеджмент / под ред. П.Н. Завлина, А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. СПб.: Наука, 2005. С. 187.
регулирующей инновационную деятельность;
3) участие сотрудников в специальных тренингах, обучающих семинарах;
4) предварительное обсуждение ОУИ, вовлечение во внедрение ОУИ всего коллектива;
5) внедрение и применение ОУИ конкурентами.
Основным фактором, препятствующим внедрению ОУИ, является «закостеневшая» структура управления предприятиями, проявляющаяся в излишней централизации, авторитарности управления, преобладании вертикальных потоков информации, трудностях межотраслевых и межорганизационных взаимодействий,
ориентации на сложившиеся рынки и краткосрочные горизонты инвестиционного проектирования. Следствием этого являются:
1) сложность согласования интересов участников инновационных процессов;
2) отсутствие или недостаток:
- необходимых методологии, методик и навыков их разработки, внедрения и эффективной реализации;
- системы показателей для определения степени их эффективности;
- теоретической и практической базы знаний у российской науки, необходимой для развития и реализации ОУИ на предприятиях.
В качестве факторов, обеспечивающих высокое качество и эффективность ОУИ, можно привести:
• обеспечение лица, принимающего управленческое решение, и коллектива предприятия качественной и своевременной информацией, характеризующей параметры «выхода», «входа», «внешней среды» и «процесса» системы разработки инновации, демонстрацию показателей и критериев, на
основании которых отбираются, анализируются и оцениваются ОУИ, в том числе обеспечение сопоставимости (сравнимости) вариантов и многовариантности ОУИ;
• применение при разработке ОУИ научных подходов, анализ влияния экономических законов на их эффективность;
• мотивацию персонала на повышение эффективности инновации и механизма ее реализации.
На основе проведенного анализа для ускорения и повышения эффективности перехода к ЦЭ в России посредством модернизации российской промышленности, прежде всего опережающего развития современных наукоемких и высоких технологий на российских предприятиях, предлагаются следующие рекомендации.
1. Необходимо разработать программу интеграции России в мировую ЦЭ на условиях сбалансированного использования преимуществ глобализации при соблюдении принципа интегрированности инновационных проектов и бизнес-процессов в мировую экономику и условий национальной безопасности и экономической эффективности. Требуется внедрение организационно-экономических и коммерческих инноваций для обеспечения эффективного технологического обмена и реализации технологических преимуществ бизнес-моделей российских организаций в глобальной ЦЭ.
2. Следует ввести в систему управления государственной системой поддержки конвергенции цифровых технологий систему планирования, выполненную по принципу «встречного планирования», и элементы, построенные на организационно-экономических принципах ГЧП.
3. Нужно максимально учитывать при организации и управлении инновационными проектами и бизнес-процессами инновационную стратегию и политику
развития территории базирования (муниципалитета, субъекта РФ) предприятия и России в целом.
4. Необходимо развивать как жесткие, так и сетевые, кластерного типа, структуры для решения задач инновационного развития для стратегической конвергенции технологий цифровой и традиционной экономик на предприятиях.
5. Требуется создать эффективную законодательную16 и нормативно-регулирующую базу, стимулирующую ЦЭ, включая совершенствование системы регулирования и государственной политики закупок.
6. Необходимо разработать ОУИ, направленные на научно-методическое обеспечение стратегической конвергенции предприятий с ЦЭ.
Заключение
В результате проведенного анализа приходим к следующим выводам.
Во-первых, для ускорения и повышения эффективности перехода России к ЦЭ на основе сформулированной и обоснованной нами гипотезы необходимо форсировать усилия по опережающему развитию и внедрению на российских предприятиях организационно-управленческих инноваций.
Во-вторых, научно-обоснованная и эффективная разработка потенциала ОУИ позволят ускорить темпы и повысить эффективность перехода России к ЦЭ. При этом у нашей страны появятся реальные возможности возглавить начавшийся очередной цикл научно-технологического развития [4] - технологическую революцию VI ТУ и ускоренными темпами перейти в него как доминирующий актор.
В-третьих, лучшими руководителями, способными решать задачи по инициации и
16 В настоящее время в Госдуме РФ готовится законопроект о цифровой экономике // REGNUM. 16.05.2017. URL: https://regnum.ru/news/polit/2275573.html
реализации ОУИ, являются креативные, открытые изменениям и инновационно восприимчивые сотрудники организации. Вследствие этого становится актуальным поиск специалистов и руководителей, способных создавать и внедрять ОУИ.
В-четвертых, весьма актуальным является стимулирование внедрения ОУИ путем разработки и применения российских стандартов корпоративного управления, созданных с учетом особенностей сложившейся системы управления в Российской Федерации, в частности национальной модели управления.
Список литературы
1. Земляков Д.Н., Балаханова Д.К., Котова Л.Р. Инновационное развитие российской экономики на основе ГЧП-механизмов инвестирования // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2017. № 1. С. 110-117.
2. Брюханов Ю.М., Садыкова А.К., Чудрова В.У. Совершенствование планирования
и мониторинга высокотехнологичных банковских продуктовых бизнес-линий // Маркетинг в России и за рубежом. 2015. № 5. С. 17-23.
3. Баринов В.А., Елиферов В.Г., Пиримова В.Р. Управление процессами развития корпоративной культуры // Экономика и управление: проблемы, решения. 2017. Т. 2. № 8. С.86-95.
4. Филин С.А. Концепция технико-научно-технологических циклов // Региональная экономика: теория и практика. 2014. № 45. С. 29-45. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/kontseptsiya-tehniko-nauchno-tehnologicheskih-tsiklov
5. Парфирова А.А., Крюкова А.А. Организационно-управленческие инновации в современном бизнесе // Проблемы современной науки и образования. 2016. № 26. С. 49-52.
6. Якушев А.Ж. Моделирование системных противоречий развития инновационного и постиндустриального секторов экономики. В кн.: Модернизация национальной экономики: проблемы и решения / под ред. Н.А. Адамова. М.: Экспертно-консалтинговый центр «Профессор», 2014. С. 27-64.
7. Орехов С.А., Максимова Т.П., Морева Е.Л. и др. Проблемы трансформации современной российской экономики: теория и практика организации и обеспечения управления: колл. монография. М.: Институт научной информации по общественным наукам РАН, 2011. 420 с.
8. Филин С.А. Теоретические основы и методология стратегического управления инновационным развитием: монография. Тула: Изд-во ТулГУ, 2010. 433 с.
9. Киселёва О.Н. Направления оптимизации системы управления отечественными предприятиями на основе организационно-управленческих инноваций // Экономика и менеджмент систем управления. 2015. Т. 18. № 4-1. С. 160-165.
Информация о конфликте интересов
Мы, авторы данной статьи, со всей ответственностью заявляем о частичном и полном
отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было
третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи.
Настоящее заявление относится к проведению научной работы, сбору и обработке данных,
написанию и подготовке статьи, принятию решения о публикации рукописи.
pISSN 2073-2872 Innovation and Investment
eISSN 2311-875X
ORGANIZATIONAL AND MANAGEMENT INNOVATIONS AS THE CORNERSTONE OF THE DIGITAL ECONOMY
Sergei A. FILING Aleksei Zh. YAKUSHEVb
a Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russian Federation
ORCID: not available
b Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russian Federation
ORCID: not available
• Corresponding author
Article history: Abstract
Received 6 March 2018 Importance Currently, organizational and management innovations continue to emerge.
Received in revised form They can be regarded as the conceptual framework for the digital economy, being the basic 30 March 2018 hypothesis of this article.
Accepted 18 April 2018 Objectives The research attempts to validate the hypothesis and outline recommendations
Available online for accelerating and enhancing the transition to the digital economy in Russia by
16 July 2018 modernizing the Russian manufacturing sector.
Methods The research is based on methods of logic research, economic analysis and JEL classification: F63, O14, synthesis on the basis of a systems and information approach. As the novelty of O19, R11 the research, we provide the rationale for the use and streamlined design of more refined
organizational and management innovations as the basis of the digital economy. Results We formulated the principal trends in the development of corporate governance systems as they will be adapting to the digital economy, and trend-setting factors. We identify and analyze conditions, which help enterprises adapt their governance systems to Keywords: digital economy, the digital economy, and respective impediments. The article sets out recommendations for network economy, innovative streamlining the implementation of organizational and management innovations, which economy, organizational will underlie the digital economy.
innovation, management Conclusions and Relevance To help Russia shift to the digital economy faster and more innovation, management effectively, the Russian enterprises should ensure the priority development and clustering implementation of organizational and management innovations.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2018
Please cite this article as: Filin S.A., Yakushev A.Zh. Organizational and Management Innovations as the Cornerstone of the Digital Economy. National Interests: Priorities and Security, 2018, vol. 14, iss. 7, pp. 1319-1332. https://doi.org/10.24891/ni. 14. 7.1319
References
1. Zemlyakov D.N., Balakhanova D.K., Kotova L.R. [Innovative development of the Russian economy on the basis of PPP-mechanisms of investment]. Menedzhment i biznes-administrirovanie = Management and Business Administration, 2017, no. 1, pp. 110-117. (In Russ.)
2. Bryuhanov Yu.M., Sadykova A.K., Chudrova V.U. [Improved planning and monitoring of high-tech banking product business lines]. Marketing v Rossii i za rubezhom = Journal of Marketing in Russia and Abroad, 2015, no. 5, pp. 17-23. (In Russ.)
3. Barinov V.A., Eliferov V.G., Pirimova V.R. [Process management development of corporate culture]. Ekonomika i upravlenie: problemy, resheniya = Economics and Management: Problems, Solutions, 2017, vol. 2, no. 8, pp. 86-95. (In Russ.)
4. Filin S.A. [The concept of technical, scientific and technological cycles]. Regionalnaya eko-nomika: teoriya i praktika = Regional Economics: Theory and Practice, 2014, no. 45, pp. 29-45. URL: https://cyberleninka.rU/article/v/kontseptsiya-tehniko-nauchno-tehnologicheskih-tsiklov (In Russ.)
5. Parfirova A.A., Kryukova A.A. [Organizational and management innovations in modern business]. Problemy sovremennoi nauki i obrazovaniya = Problems of Modern Science and Education, 2016, no. 26, pp. 49-52. (In Russ.)
6. Yakushev A.Zh. Modelirovanie sistemnykh protivorechii razvitiya innovatsionnogo i postindustrial nogo sektorov ekonomiki. Vkn.: Modernizatsiya natsionalnoi ekonomiki: problemy i resheniya: kollektivnaya monografiya [Modeling systemic contradictions in the development of innovative and post-industrial sectors of the economy. In: Modernization of national economy: Problems and solutions: a collective monograph]. Moscow, Professor Publ., 2014, pp. 27-64.
7. Orekhov S.A., Maksimova T.P., Moreva E.L. et al. Problemy transformatsii sovremennoi rossiiskoi ekonomiki: teoriya i praktika organizatsii i obespecheniya upravleniya: kollektivnaya monografiya [Transformation issues of the Russian economy today: a collective monograph]. Moscow, Institute of Scientific Information for Social Sciences RAS Publ., 2011, 420 p.
8. Filin S.A. Teoreticheskie osnovy i metodologiya strategicheskogo upravleniya innovatsionnym razvitiem: monografiya [Theoretical principles and methodology of strategic management of innovation development: a monograph]. Tula, Tula State University Publ., 2010, 433 p.
9. Kiseleva O.N. [Areas for optimizing the national system of corporate governance through organizational and management innovation]. Ekonomika i menedzhment sistem upravleniya = Economics and Management of Management Systems, 2015, vol. 18, no. 4-1, pp. 160-165. (In Russ.)
Conflict-of-interest notification
We, the authors of this article, bindingly and explicitly declare of the partial and total lack of actual or
potential conflict of interest with any other third party whatsoever, which may arise as a result of the
publication of this article. This statement relates to the study, data collection and interpretation,
writing and preparation of the article, and the decision to submit the manuscript for publication.