Научная статья на тему 'Практика управления инновационной деятельностью на предприятиях в условиях цифровой экономики'

Практика управления инновационной деятельностью на предприятиях в условиях цифровой экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1459
222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
ЭКОНОМИНФО
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ / INNOVATION ACTIVITY / INNOVATION MANAGEMENT / DIGITAL ECONOMY / PRACTICE OF INNOVATION MANAGEMENT IN MODERN CONDITIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каруна С. Н.

В статье рассматриваются особенности управления инновационной деятельностью на отечественных и зарубежных предприятиях в современных условиях, в условиях цифровой экономики. В статье представлен анализ расходов на исследования и разработки зарубежными и отечественными предприятиями. Дается определение цифровой экономики и перспективы ее развития. В статье рассматриваются основные направления внедрения цифровой экономики и проведение обоснованной политики цифровизации для глобальных изменений в сфере инноваций, таких как создание технопарков, научно-производственных кластеров, умных городов и других инновационных проектов. В статье анализируются особенности и успехи в управлении инновационной деятельностью, которые достигнуты рядом крупных зарубежных компаний. Использование их практического опыта в области разрешения проблем управления инновационной деятельностью может оказаться весьма полезным и для российских предприятий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICE OF MANAGING INNOVATION ACTIVITIES AT ENTERPRISES IN THE CONDITIONS OF THE DIGITAL ECONOMY

The article discusses the features of innovation management in domestic and foreign enterprises in modern conditions, in a digital economy. The article presents an analysis of the costs of research and development by foreign and domestic enterprises. The definition of a digital economy and its development prospects are given. The article discusses the main directions of introducing the digital economy and pursuing a sound digitalization policy for global changes in the field of innovation, such as the creation of technology parks, research and production clusters, smart cities and other innovative projects. The article analyzes the features and successes in the management of innovation activities that have been achieved by a number of large foreign companies. The use of their practical experience in solving problems of innovation management can be very useful for Russian enterprises

Текст научной работы на тему «Практика управления инновационной деятельностью на предприятиях в условиях цифровой экономики»

УДК 330.341.1

ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ С.Н. Каруна, канд. экон. наук, доцент e-mail: [email protected]

Воронежский государственный технический университет

В статье рассматриваются особенности управления инновационной деятельностью на отечественных и зарубежных предприятиях в современных условиях, в условиях цифровой экономики. В статье представлен анализ расходов на исследования и разработки зарубежными и отечественными предприятиями. Дается определение цифровой экономики и перспективы ее развития. В статье рассматриваются основные направления внедрения цифровой экономики и проведение обоснованной политики цифровизации для глобальных изменений в сфере инноваций, таких как создание технопарков, научно-производственных кластеров, умных городов и других инновационных проектов. В статье анализируются особенности и успехи в управлении инновационной деятельностью, которые достигнуты рядом крупных зарубежных компаний. Использование их практического опыта в области разрешения проблем управления инновационной деятельностью может оказаться весьма полезным и для российских предприятий

Ключевые слова: инновационная деятельность, управление инновационной деятельностью, цифровая экономика, практика управления инновационной деятельностью в современных условиях

PRACTICE OF MANAGING INNOVATION ACTIVITIES AT ENTERPRISES IN THE CONDITIONS OF THE DIGITAL ECONOMY S.N. Karuna, Cand. Sci. (Economy), Assistant Professor e-mail: [email protected]

Voronezh State Technical University

The article discusses the features of innovation management in domestic and foreign enterprises in modern conditions, in a digital economy. The article presents an analysis of the costs of research and development by foreign and domestic enterprises. The definition of a digital economy and its development prospects are given. The article discusses the main directions of introducing the digital economy and pursuing a sound digitalization policy for global changes in the field of innovation, such as the creation of technology parks, research and production clusters, smart cities and other innovative projects. The article analyzes the features and successes in the management of innovation activities that have been achieved by a number of large foreign companies. The use of their practical experience in solving problems of innovation management can be very useful for Russian enterprises

Key words: innovation activity, innovation management, digital economy, practice of innovation management in modern conditions

Цифровая экономика представляет собой производство, завязанное на цифровых технологиях. На текущий момент около половины населения планеты использует Интернет в повседневной жизни для обучения и ведения бизнеса. Объемы виртуальной торговли в ближайшем будущем превысят стандартные виды торговых взаимоотношений. Виртуальная жизнь - это отрасль, где производятся новые продукты и реализуются самые безумные идеи. Испытания новых изобретений стали доступней и быстрее - нет необходимости в реальных тестах. Эмуляция позволяет выявить плюсы и минусы новых изделий с минимальными затратами. Электронная экономика, по мнению специалистов, полностью изменит привычные бизнес -процессы и хозяйственные взаимоотношения.

Основное направление цифровой экономики -это обеспечение быстрого и легкого доступа к услугам посредством сети Интернет. I Преимуществом цифровых технологий являются низкие затраты, что

влияет на снижение себестоимости товара и цены для конечного потребителя.

По подсчетам экономистов всех участников цифрового рынка ждут большие дивиденды: снижение количества безработных; доступ на закрытые рынки; уменьшение издержек. Инструменты виртуальной экономики способны увеличить производительность труда и удовлетворить запросы любого клиента. Электронная торговля может снизить вероятность кризисов за счет ускорения реализации услуг и товаров, эффективность рекламных кампаний и использования платежных сервисов [5].

Правительством РФ была утверждена Программа развития экономики, основной идеей которого является интеграция отечественной виртуальной среды с цифровой экономикой Евразийского союза. Для этого на государственном уровне были выделены значительные финансовые и технические ресурсы. Отдельное внимание уделено разработке и внедрению телекоммуникационного оборудования и антивирусных программ.

© Каруна С.Н., 2018 28

План Министерства связи предполагает внедрение электронных технологий во все отрасли: управление энергетическими, водными и топливными ресурсами; создание умных городов; уменьшение транзак-ционных издержек; изменение системы разделения труда; открытие высокотехнологических медицинских центров и наукоемких предприятий. Высокотехнологичные предприятия получат налоговые льготы. Трудно оценить роль государства в формировании цифрованной экономике. Именно от действий Правительства зависит, в каком направлении будет развиваться виртуальная среда.

В большинстве развитых стран управление и стимулирование инновационной деятельности происходит в основном через национальные исследовательские программы и различные уровни государственного участия. Основополагающим критерием разработки программ является добровольное участие государства, корпораций и фирм, при этом каждый участник руководствуется собственными интересами. Эффективность использования этих программ для концентрации национальных ресурсов на ключевых направлениях научно-технического прогресса особенно показательна на опыте экономики Японии. Поскольку Япония располагает минимумом собственных природных ресурсов, правительство страны рассматривает научно-инновационную политику в качестве важнейшего средства стимуляции общего роста экономики и повышения международной конкурентоспособности страны [1].

Японские руководители автомобильной отрасли "Honda", крупнейшей глобальной инновационной компании, осуществляют развитие и управление инновационной деятельностью, создают на своих предприятиях такие условия, при которых у сотрудников появляются мотивации к результативной работе. На

японских инновационно-активных предприятиях молодым специалистам позволяется экспериментировать и делать ошибки, так как считается, что только в этом случае можно накопить бесценный опыт для последующей работы в компании. И, как показывает практика, японцы делают все возможное, чтобы не допустить повторения своих ошибок в будущем. Японские фирмы ("Honda", "Panasonic", "Toyota") придают большое значение организации и регулированию творческой разработке новых товаров на основе технологии своей компании. Известно, что японские компании завоевывают мировой рынок через разработку новых видов продукции. Служба разработки новой продукции у них обычно охватывает всю сферу деятельности компании. Япония в качестве функций управления инновационной деятельностью преимущественное значение отдает таким функциям как: организация, прогнозирование, планирование, регулирование, контроль, мотивация, учет, анализ.

В американской компании " General Motors", несмотря на мощную научно-исследовательскую базу, руководство научно-исследовательскими подразделениями было ограничено в выборе направлений НИОКР. Это во многом объяснялось тем, что на первое место выдвигались производственные и финансовые проблемы. Научно-исследовательским подразделениям отводилась роль "устранителей неисправностей", а не создателей новой продукции [1]. В "General Motors" большое внимание уделяется прогнозированию, регулированию и экспертизе инновационных проектов, ведению государственной статистики инноваций. Представим в табл. 1 расходы на исследование и разработки зарубежными компаниями [1].

Таблица 1

Расходы на исследования и разработки зарубежными компаниями_

Зарубежные компании Расходы на исследования и разработки, млрд. долл. Регионы, в которых проводились исследования

General Motors 7,9 Канада, Мексика, Франция, Германия

Ford Motors 6,3 Германия, Великобритания, Италия

Hitachi 6,4 США, Германия, Южная Корея

Siemens 5,5 Великобритания, Ирландия

Следует отметить, что стратегии двух крупнейших энергетических корпораций «Exxon Mobil» и «British Petroleum» ставят разработку технологий в центр всей деятельности, считая ее одним из наиболее мощных средств повышения эффективности и конкурентоспособности - Exxon Mobil постоянно находится в списке 100 крупнейших американских компаний, ранжированных по масштабу затрат на НИОКР. США в качестве функций управления инновационной деятельностью преимущественное значение отдает таким функциям как:

прогнозирование, анализ, учет, регулирование, организация, мотивация.

Евросоюз большое внимание уделяет управлению инновационной деятельности. К основным направлениям инновационной политики Евросоюза относятся:

- использование системы ускоренной амортизации оборудования;

- льготное налогообложение НИОКР;

- поощрение малого наукоемкого бизнеса;

- прямое финансирование предприятий для поощрения инноваций в области новейшей технологии;

- стимулирование сотрудничества университетской науки и фирм, производящих наукоемкую продукцию.

Евросоюз в качестве функций управления инновационной деятельностью преимущественное значение отдает таким функциям как: мотивация, организация, контроль, анализ, прогнозирование, планирование.

По данным обзора и рейтинга инновационной деятельности крупных компаний, проведенных газетой «Financial Times», установлена позитивная корреляция между интенсивностью НИОКР и такими показателями эффективности, как темпы роста продаж и рост стоимости акционерного капитала [1].

За рубежом на инновации тратятся около 65 % от общенациональных инвестиций. Между тем в России негосударственные компании финансируют лишь 20 % затрат на НИОКР. В качестве примера приведем рейтинг 1 тыс. крупнейших компаний мира, осуществляющих исследования и разработки, в котором представлены только три российские компании: «Газпром» (108-е место; объем инвестиций в инновации составляет 0,6 % выручки монополии), АвтоВАЗ (758-е; 0,8 %) и «Ситроникс» (868-е; 2,6 %) [1].

В современных условиях управление инновационной деятельностью российских предприятий характеризуется полной экономической самостоятельностью и юридической свободой в принятии хозяйственных решений, т.е. предприятие само решает, какие ресурсы и функции управления использовать.

В 2017 г. разработку, управление и внедрение технологических инноваций осуществляли 2485 предприятий отечественной промышленности или 9,4 % от их общего числа, что значительно ниже, чем в Германии (73 %), Ирландии (61 %), Эстонии (47 %). С такими темпами роста инновационной активности о построении в России инновационной экономики в обозримом будущем говорить не приходится [2]. Кроме отставания российских компаний по уровню инновационной активности есть еще и значительные структурные проблемы в организации управления инновациями на уровне организаций. По показателю «Способность компаний к заимствованию и адаптации технологий», рассчитанному Всемирным экономическим форумом, Россия в 2009 году находилась на 41-м месте из 133 - на уровне таких стран, как Кипр, Коста-Рика и Объединенные Арабские Эмираты [2].

По итогам июня 2018 года Санкт-Петербург занял первое место в развитии инновационной деятельности России. Инновационная пятерка российских регионов представлена в табл. 2 [4].

Таблица 2

Инновационная пятерка российских регионов

Регион Рейтинг (июнь) Предыдущий рейтинг

Санкт-Петербург 1 5

Томская обл. 2 1

Калужская обл. 3 3

Москва 4 4

Московская обл. 5 2

Сегодня Санкт-Петербург является одним из ключевых регионов для развития российской наноиндустрии. Он обладает уникальным научным потенциалом, может опираться на динамично развивающийся разноплановый бизнес [3]. Примером инновационного развития и управления Санкт-Петербурга служит завод "Универсалмаш", специализирующийся на производстве эскалаторов [3]. Заложенные в конструкцию эскалаторов инновационные решения обеспечивают значительные преимущества перед существующими в настоящий момент образцами техники. Благодаря удобству эксплуатации, надежности конструкции и безопасности эскалатор ЭТХ 3/75 строит будущее рынка эскалаторов России. Инновационные решения, заложенные в конструкцию эскалатора, разрабатываются творческими коллективами. Руководители завода стимулируют творческие коллективы.

Завод "Универсалмаш" в своей работе руководствуется непосредственно функциями планирования, мотивации, контроля, организации.

Примером грамотного управления

инновационной деятельностью является технопарк "Система-Саров", недавно созданный в рамках государственно-частного партнерства с госкомпанией РОСАТОМ в Нижегородской области [3]. Технопарк "Система-Саров" осуществляет переподготовку и повышение квалификации персонала, занимающегося инновационной деятельностью; осуществляет мониторинг и измерение результативности инновационных проектов; проводит анализ внешней и внутренней среды в области инноваций.

Россия в качестве функций управления инновационной деятельностью преимущественное значение отдает таким функциям как: планирование, организация, контроль, регулирование, анализ, учет.

Прогнозированию и мотивации Россия, к сожалению, почти не уделяет должного внимания.

Итак, можно сказать, что глобальные успехи в управлении инновационной деятельностью достигнуты рядом крупных зарубежных компаний. Использование их практического опыта в области разрешения проблем управления инновационной деятельностью может оказаться весьма полезным и для российских предприятий.

Так на предприятии ПАО «ВАСО» с помощью внедрения системы управления проектами предприятия на базе программного обеспечения Primavera Systems. удастся перейти на качественно новый уровень управления инновационной деятельностью и обеспечить решение следующих задач: планирование всех инновационных проектов предприятия с учетом их взаимного влияния; контроль хода выполнения работ по различным проектам и направлениям; координацию работ по всем инновационным проектам с учетом их приоритетности; общий анализ распределения ресурсов предприятия между различными проектами; анализ эффективности работы предприятия по различным направлениям инновационной деятельности; многоуровневый анализ информации и отчетность по всем проектам предприятия в требуемых разрезах; моделирование вариантов развития событий и помощь руководителям в принятии управленческих решений.

Для инновационных проектов, включённых в систему, можно оценить степень выполнения работ, определить реальные сроки сдачи работ заказчику, оценить имеющийся резерв времени, выяснить загрузку подразделений на данных проектах и при необходимости перераспределить силы. Кроме того, следует отметить положительное влияние системы управления инновационными проектами на организацию работ на предприятии, проявляющееся, в первую очередь, в улучшении взаимодействия между подразделениями.

Реализация программы разработки и внедрения элементов CALS -технологий на всех основных этапах жизненного цикла позволит создать действенную систему управления инновационной деятельности предприятия. Опыт, накопленный при разработке и внедрении элементов CALS -технологий, позволил сформулировать задачи, решение которых необходимо для комплексной информатизации предприятия ПАО «ВАСО»:

- Совершенствование и развитие программно -технических комплексов (ПТК), применяемых на всех стадиях жизненного цикла изделий (ЖЦИ), с учетом требований CALS-стандартов;

- Формирование единого информационного пространства (ЕИП) предприятия на основе электронного описания изделий;

- Подготовка предприятия к ведению электронного бизнеса.

Решение сформулированных выше задач обеспечит достижение основной цели комплексной информатизации инновационной деятельности предприятия - повышение эффективности производства высокотехнологичной и конкурентоспособной продукции на основе применения современных информационных технологий.

Внедрение элементов CALS-технологий на предприятии ПАО «ВАСО» является одной из основных мер по обеспечению его экономической безопасности. В последние годы необходимым условием устойчивого положения данного предприятия на внутреннем и внешнем рынках является интегрированное применение информационных технологий поддержки всех этапов жизненного цикла продукции, т. е. CALS-технологий. Применение CALS-технологий обеспечивает сокращение продолжительности производственного цикла, сокращение затрат и повышение качества продукции. Минимальный совокупный эффект от применения CALS-технологий оценивается в 30%. Для предприятия ПАО «ВАСО», выпускающего такие сложные и наукоемкие изделия, какими являются авиационные двигатели, отставание в освоении CALS-технологий может привести к ощутимым потерям как на внешнем, так и на внутреннем рынках.

Элементы CALS-технологий, применяемые на ПАО «ВАСО» для поддержки следующих основных этапов жизненного цикла продукции:

- проектно-конструкторские работы;

- технологическая подготовка производства;

- изготовление продукции;

- испытания;

- сервисное обслуживание и ремонт,

- а также в финансово-экономической деятельности, управлении предприятием и маркетинге.

При проведении проектно-конструкторских работ современные компьютерные технологии применяются для решения таких задач, как тепловые и прочностные расчеты (ANSYS), расчеты газодинамики и процессов горения (STAR-CD), трехмерное моделирование (UNIGRAPHICS) и подготовка чертежной документации (Autocad). Все работы выполняются в соответствии с требованиями стандартов ИСО 9000, управление проектированием и подготовкой документации компьютеризованы.

Применяемые решения позволят выполнять компьютерное макетирование двигателя и его узлов (эта процедура ранее проводилась на материальной части и была сопряжена с затратами на изготовление и переделку множества деталей, а также примерками двигателя на объекте). Работа организована в соответствии с сетевой архитектурой с четко выраженной иерархией задач и автоматизированных рабочих мест.

Опытный проектант проводит контроль деталей и узлов, создаваемых на других рабочих местах, соединяя их в сборочные единицы, иногда насчитывающие сотни наименований. Центральные конструкторские места оснащены мощными рабочими станциями, позволяющими работать с графическими файлами больших размеров. Вокруг таких мощных станций группируются разработчики узлов с более простыми графическими системами операционных карт с эскизами (пакеты СИТЕП, TEXHOOTO,TECHCARD).

На этапе испытаний авиадвигателей рекомендуется применять такие специализированные программно-технические комплексы, как: Автоматизированная система управления испытаниями изделий; Автоматизированная система управления технологическим процессом испытаний камер сгорания; Автоматизированный комплекс вибродиагностика ГТД (пакет "Динамика"); Пакет "Расчет параметров изделий". На этапе эксплуатации и ремонта с использованием информационных технологий будут выполняться такие работы, как учет состояния парка и дефектов изделий, учет выполнения доработок, а также учет поступлений изделий на завод, их движение, отгрузка и исследование.

Внедрение CALS на предприятии предполагает, в частности, реорганизацию его информационной инфраструктуры. Такая реорганизация не должна быть революционной - наоборот следует максимально использовать уже имеющиеся на предприятии автоматизированные системы.

Что касается конкретно плана развития цифровой экономики в России, это определено как совершенно новый уровень хозяйственной деятельности, в основе которой обработка и использование большого объема баз данных. При этом повсеместное использование систем глубокого мониторинга и анализа необходимых процессов во всех сферах деятельности общества. Это на несколько порядков повышает качество продукции и высокий уровень ее конкуренции.

Цифровая экономика - это жизненно важный сектор, дающий довольно существенный рост. Кроме того, воздействие цифровой экономики выходит за рамки информационных товаров и услуг на другие сферы экономики, а также образ жизни в целом. Следовательно, вопросы конкуренции, возникающие в цифровой экономике, становятся все более значимыми в современных условиях.

Конкуренция на цифровых рынках имеет определенные отличительные особенности. Конкуренция на основных цифровых рынках часто принимает довольно характерную форму:

Во-первых, конкуренция между бизнес-моделями или платформами, как правило, более важна, чем конкуренция в бизнес-модели. Другими словами, доминирование или даже монополия интернет-платформ практически всегда несет бизнесу успех.

Во-вторых, цифровые рынки часто характеризуются сильным сетевым эффектом и эффектом масштаба, которые усиливают эту особенность конкуренции за счет доминирующего положения.

В-третьих, многие цифровые рынки двусторонние, поэтому минимум две группы пользователей получают выгоду от использования цифровой платформы. Например, поисковые системы используются как частными лицами для доступа к информации в интернете, так и рекламодателями для доступа к зрителям.

В-четвертых, цифровые рынки характеризуются высокими темпами инвестиций и инноваций, которые

приводят к быстрому технологическому прогрессу в отрасли.

Конкуренция на цифровых рынках исторически часто носит циклический характер. Успешная фирма может приобрести значительную рыночную власть, но это доминирование может оказаться уязвимым для следующего цикла инноваций [5].

Простыми словами, цифровая экономика касается всех сфер деятельности современного человека. Развитие цифровых технологий - это сервисы в он-лайн-пространстве: виды различных онлайн услуг; системы электронных платежей; торговые операции в интернете; обучение и консультации специалистов; технологическая и управленческая кооперация предприятий и пр.; интернет-Банкинг; социальные программы для сообществ с недостаточной адаптацией в социальной среде и многое другое.

Конечно, самые ключевые задачи отводятся предпринимателям России, которые в конечном счете и отвечают за инновационную деятельность. На них возложена миссия главного двигателя цифрового проекта:

Создание технопарков, научно-

производственных кластеров, умных городов и других инновационных проектов. Повсеместное и доступное обучение российских граждан финансовой, правовой и цифровой грамотности. Внедрение цифры в самые технологические процессы здравоохранения, как в основу безопасности и суверенитету государства. Вся территория России будет обеспечена покрытием сети интернет от 5G и выше. Все взаимоотношения управленческого аппарата и населения должны быть обеспечены простотой, доступностью и абсолютной прозрачностью.

Будет создан полноценный рынок удаленных специалистов для самых различных направлений работы. Электронный документооборот, максимальная упрощение и замена бумажных носителей.

Безусловно, все это потребует колоссальных финансовых, производственных, интеллектуальных и человеческих усилий. Это непросто крупный локальный проект, это важный судьбоносный выбор и вызов для России. Задача не просто достичь высокого уровня благосостояния. Это для России важная задача

войти в пятерку самых развитых государств мира, обеспечить свою независимость и суверенность на многие тысячелетия.

Российское законодательство в сфере защиты прав потребителей и защите конкуренции не рассматривает сектор цифровой экономики как особый, для которого существуют отдельные требования или исключения. В целом состояние нормативного правового регулирования цифровой экономики в России оценивается научным сообществом критически. Наблюдается очевидное отставание правового регулирования от потребностей практики, причем разрыв во времени все увеличивается.

Россия сегодня занимает отнюдь не лидирующее место по развитию информационно-телекоммуникационных технологий. В России доля цифровой экономики в ВВП составляет 2,8%, или 75 млрд. долларов США (по данным BCG). Большая часть - 63 млрд долларов США - приходится на сферу потребления (интернет-торговля, услуги, поиск онлайн и покупки офлайн). Если в 2010 году доля интернет-торговли во всех продажах составляла 1,7% (12 млрд долларов США), то в 2016 году она выросла до 3,2% (43 млрд долларов США). Экспорт ИТ-технологий составил 7 млрд. долларов США. Межотраслевой эффект цифровизации с 2010 года увеличился в 5,5 раз: с 5 до 27,7 трлн рублей. Такой эффект получен от внедрения платформ электронных торгов, роста транзакций по банковским картам, увеличения сегментов ROPO и онлайн-рекламы.

При этом Россия отстает от стран-лидеров циф-ровизации на 5-8 лет [5]. Если текущие темпы роста цифровой экономики России сохранятся на прежнем уровне, то к 2020 году, в силу высокой скорости глобальных изменений и инноваций, этот разрыв будет составлять уже 15-20 лет.

России важно проводить продуманную и обоснованную политику по развитию цифровой экономи-

ки, определять перспективные направления ее внедрения и поддержки. Направлениями внедрения цифровой экономики для России является развитие искусственного интеллекта и робототехника.

Учитывая, что в последнее время правительство уделяет особое внимание цифровой трансформации как национальному приоритету, страна имеет все возможности для того, чтобы совершить скачок от группы стран, осуществляющих переход, к группе трансформирующихся стран и присоединиться к мировым лидерам цифровой экономики, пожиная при этом все экономические и социальные выгоды, которые это подразумевает.

Литература

1. Анисимов Ю. П. Реструктуризация производственной программы предприятий на основе иннова-ций/Ю.П. Анисимов, И.И. Емцова.—Воронеж :Воронеж, гос. технол. акад., 2014. — 120 с.

2. Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями: Учебное пособие для вузов / Под ред. Б. Твисса. - М.: Экономика, 2014 - 316 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Фонотов А.Т. Россия от мобилизационного общества к инновационному: Учебное ре пособие для вузов / Под ред. А.Т. ре Фотонова. - М.,ИНФРА-М. 2016 - 348 с.

4. Друкер П. Эффективное управление = ManagingforResults.: Экономические задачи и оптимальные решения / П. ре Друкер; пер. с англ. М. Ко-тельниковой. - М.: Фаир-пресс, 2018. - 288 с.

5. Василенко Н.В. Цифровая экономика: концепции и реальность: Инновационные кластеры в цифровой экономике: теория и практика: труды научно -практической конференции с международным участием 17-22 мая 2017 года / под ред. д-ра экон. наук, проф. А. В. Бабкина. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2017. - С. 147-151.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.