Научная статья на тему 'Система управления как фактор повышения конкурентоспособности инновационного предприятия'

Система управления как фактор повышения конкурентоспособности инновационного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
388
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INNOVATION / ЦЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ / GOALS OF INNOVATION MANAGEMENT / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ / INNOVATION MANAGEMENT SYSTEM / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ / RISK MANAGEMENT SYSTEM / ВОЗМОЖНОСТИ / OPPORTUNITIES / УГРОЗЫ / CHALLENGES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Самаруха Алексей Викторович

Анализируется инновационная деятельность предприятия с позиции целей управления и их взаимосвязи с системами управления инновационной деятельностью. Рассматриваются особенности формирования систем управления на предприятиях, внедряющих инновации для повышения конкурентоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT SYSTEM AS A FACTOR TO IMPROVE INNOVATIVE ENTERPRISE COMPETITIVENESS

The article analyzes the innovation activities of enterprises from the perspective of management goals and their relationship with innovation management systems. Consideration is given to the formation features of management systems at the enterprises introducing innovations in order to increase competitiveness.

Текст научной работы на тему «Система управления как фактор повышения конкурентоспособности инновационного предприятия»

4. Bloch A. The Migration and Settlement of Refugees in Britain. New York, 2002.

5. Dustmann Ch., Theodoropoulos N. Ethnic Minority Immigrants and their Children in Britain [Электронный ресурс]. URL: http://www.cream-migration.org/publ_uploads/CDP_10_06.pdf (17.07.2014).

6. Economic and Social Characteristics of the Resident Population of England and Wales by Nationality and Country of Birth in 2011[Электронный ресурс]. URL: http://www.ons.gov.uk/ons/rel/census/2011 -census/detailed-characteristics-for-regions-in-england-and-for-wales/rpt-detailed-characteristics-for-regions-in-england-and-wales.html (19.06. 2014).

7. Emigration by sex, age group and citizenship [Электронный ресурс]. URL: http://appsso.eurostat.ec.europa.eu/nui/show.do?dataset=migr_ emi1ctz&lang=en (24.03.2014).

8. Immigration by sex, age group and citizenship [Электронный ресурс]. URL: http://appsso.eurostat.ec.europa.eu/nui/show.do?dataset=migr_i mm1ctz&lang=en (24.03.2014).

9. McCollum D., Findley A. Trends in A8 migration to the UK during the recession // Population Trends. No. 145. PP. 77-89.

10. Reid A., Miller C. Regional characteristics of foreign-born people living in the United Kingdom // Regional Trends. 2011. No. 43. PP. 103-133.

УДК 338.001.36

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

© А.В. Самаруха1

Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, Россия, г. Иркутск, ул. Ленина, 11.

Анализируется инновационная деятельность предприятия с позиции целей управления и их взаимосвязи с системами управления инновационной деятельностью. Рассматриваются особенности формирования систем управления на предприятиях, внедряющих инновации для повышения конкурентоспособности. Библиогр. 2 назв.

Ключевые слова: конкурентоспособность; инновационная деятельность; цели управления инновационной деятельностью; система управления инновационной деятельностью; система управления рисками; возможности; угрозы.

MANAGEMENT SYSTEM AS A FACTOR TO IMPROVE INNOVATIVE ENTERPRISE COMPETITIVENESS A.V. Samarukha

Baikal State University of Economics and Law, 11 Lenin St., Irkutsk, 664003, Russia.

The article analyzes the innovation activities of enterprises from the perspective of management goals and their relationship with innovation management systems. Consideration is given to the formation features of management systems at the enterprises introducing innovations in order to increase competitiveness. 2 sources.

Key words: competitiveness; innovation; goals of innovation management; innovation management system; risk management system; opportunities; challenges.

Для повышения конкурентоспособности и эффективности деятельности предприятий, в долгосрочном и краткосрочном периоде, требуется обеспечить системность и беспрерывность инноваций. Понятие «управление предприятием» должно быть идентично понятию «управление инновациями». При постановке целей инновационного управления и разработке соответствующей системы управления необходимо основываться на следующих предпосылках.

Во-первых, следует учитывать, что эффективность определяется не временем, когда предприятие вывело новый продукт на рынок, а временем начала получения прибыли. Можно привести множество примеров в мировой экономике, когда предприятие, выиграв гонку за выход на рынок, обнаруживало, что конкуренты сделали это лучше, хотя и медленнее, и в

результате захватили большую долю рынка. То есть управление инновациями подразумевает ответственность за возврат инвестиций и получение прибыли, а не только за выпуск продукции.

Во-вторых, деятельность предприятия во многом определяется условиями внешней среды, их изменениями во времени. В связи с этим каждый инновационный проект, независимо от результатов внедрения, может расцениваться с точки зрения пополнения корпоративных знаний и опыта.

В-третьих, управление инновациями подразумевает и активное управление рисками, но не избегание рисков. Предприятия, занимающиеся инновационной деятельностью, принимают на себя высокий уровень риска. Они будут являться эффективными в том случае, если научатся активно управлять рисками. Угрозы

1Самаруха Алексей Викторович, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики предприятий и предпринимательской деятельности, тел.: 89501404874, e-mail: samarukha alex@mail.ru

Samarukha Aleksei, Doctor of Economics, Professor of the Department of Business Economics and Entrepreneurship, tel.: 89501404874, e-mail: samarukha alex@mail.ru

и возможности должны тщательно анализироваться и, по возможности, планироваться. Система управления рисками должна одновременно быть направлена на уменьшение потерь от возникновения рисковых ситуаций и на предотвращение рисков и соответствовать принципу, что затраты на содержание системы не могут превышать эффективности от деятельности системы.

С позиции инновационного менеджмента следует постоянно анализировать возможности и угрозы внешней среды. Анализ возможностей подразумевает ответы на вопросы:

- что должно произойти, чтобы ускорить начало получения прибыли?

- что можно сделать для увеличения вероятности этих событий?

- как нужно действовать, если эти события произойдут, и перед тем, как они произойдут?

Анализ угроз:

- какие события могут произойти, чтобы начало получения прибыли было отложено?

- можем ли мы сделать что-нибудь, чтобы уменьшить вероятность этих событий?

- что нужно делать, если угрозы произойдут, и до того, как они произойдут, чтобы избежать потерь?

Большинство происходящих во внешней среде событий могут повлечь за собой как возможности, так и угрозы для предприятия. Предположим, что предприятие-конкурент выведет свой продукт на рынок раньше. Первоначально можно расценивать это как угрозу. В то же время у предприятия появляется возможность изучить предложение конкурента, определить его сильные и слабые стороны и, в соответствии с этим, модифицировать свой продукт.

Цели управления и разработки системы управления инновациями будут зависеть от уровня его инновационной активности, то есть от того, к какому типу инновационного предприятия оно относится: виолен-ту, патиенту, эксплеренту или коммутанту. Эти типы предприятий различаются между собой по многим характеристикам. В то время, как виоленты могут осуществлять инновации глобального масштаба, для коммутантов это будут инновации в рамках одного предприятия и ограниченной территории.

Однако цели управления инновациями схожи для всех типов предприятий и могут быть направлены, например:

- на сокращения времени от возникновения идеи до получения прибыли от инноваций;

- на снижение рисков;

- на эффективное распределение ресурсов (персонал, оборудование, знания, финансирование и т.д.);

- на создание и использование своих конкурентных преимуществ.

Разработка гибкой и комплексной системы управления инновациями стимулирует создание и внедрение новшеств и обеспечивает процесс управления инновациями от идеи до получения прибыли от ее реализации. Фактически такой механизм предусматривает, что структурные подразделения предприятия рассредоточены по разным уровням управленческой

системы и между ними налажена система взаимодействия. Системы управления, независимо от целей их существования, имеют следующие свойства:

1. В результате управления организация должна иметь способность переходить в различные состояния.

2. Для успешного функционирования системы управления предприятием требуется постоянный и свободный обмен информацией между элементами системы.

3. Из нескольких допустимых путей деятельности системы выбирается наиболее предпочтительный. Если нет возможности выбора линий поведения, то управление практически отсутствует.

4. Системы управления должны быть открытыми, т.е. иметь возможность воздействовать на внешнюю среду и воспринимать воздействия с ее стороны.

5. Процесс функционирования систем управления характеризуется целенаправленностью. Если цель не определена, то управление становится бессмысленным.

6. Система управления предприятием - это применение технических и организационных методов и мер, предназначенных для управления различными аспектами деятельности и ресурсами предприятия для достижения поставленных целей.

7. С целью повышения гибкости системы управления предприятиями подразделяются на подсистемы. Эффективность управления зависит от степени взаимодействия ее подсистем для оптимального достижения общеорганизационных целей.

8. Понятие «система управления предприятием» не тождественно понятию «структура управления». Структура отражает только конструкцию субъекта управления, и в течение какого-то периода времени она остается неизменной (статичной). Тогда как процесс управления постоянно изменяется (динамичен), и система управления предприятием является комплексной категорией. Между структурой управления и системой управления предприятием существуют непрерывные организационные связи.

Система управления предприятием, осуществляющим инновационную деятельность, должна обеспечить получение, сохранение и формализацию новых знаний с целью дальнейшего их применения, проведение экспертизы и оценки этих знаний, преобразование знаний в инновации, то есть их системное распространение. Системная ориентация предусматривает рассмотрение инновационного предприятия как сложной системы, состоящей из взаимосвязанных элементов и активно взаимодействующих с внешней средой. Процесс управления - это процесс выработки и осуществления управляющего воздействия субъекта управления на объект управления. Субъектом управления инновационной деятельностью может быть один работник или группа работников, которые по средствам различных приемов и способов управленческого воздействия обеспечивают целенаправленное функционирование объекта управления. Группа работников может формировать структуру управления инновациями. При ее формировании выбирается тип

структуры, определяется состав и функции органов управления, процедуры и методы обоснования управленческих решений, организация их исполнения, информационное обеспечение.

Внешнее окружение фирмы составляют вход, выход и внешняя среда. Входные параметры системы -это материальные, энергетические, информационные и когнитивные потоки. Выходные параметры - новые процессы, продукты, услуги, прибыль, новые знания работников, рост производства, освоение новых сегментов и новых рынков, социальная ответственность, удовлетворенность работников. Внутренняя микросреда - это организационная, технологическая, социально-психологическая и технико-экономическая среда предприятия. Недостатком такого представления системы является невозможность ее применения в практической деятельности. Она дает поверхностное представление о составе внутренней и внешней среды, субъекте и объекте управления, но не объясняет, как это можно использовать в управлении инновационной деятельностью. Наглядное представление системы должно являться одним из инструментов управления, поэтому систему необходимо разрабатывать на каждом конкретном предприятии. Для этого потребуется общая схема системы управления, которая способна обеспечивать беспрерывный и системный инновационный процесс и может быть адаптирована под каждое конкретное предприятие.

Функции субъекта и объекта в процессе управления инновациями различны. Они последовательно складываются из сбора, систематизации, передачи, хранения информации, выработки и принятия решения, преобразования его в команду. Определим следующие функции субъекта управления инновациями. Планирование - охватывает весь комплекс мероприятий как по выработке плановых заданий в инновационном процессе, так и по воплощению их на практике. Организация - объединение людей, совместно реализующих инновационный проект на базе каких-либо правил и процедур: то есть создание органов управления, разработку методических указаний, инструкций, установление взаимосвязи между управленческими подразделениями, построение структуры аппарата управления. Мотивация - побуждение работников к заинтересованности в результатах своей деятельности, связанной с инновациями. Контроль -проверка организации инновационного процесса, плана создания и реализации инноваций. Посредством контроля собирается информация об использовании инноваций, о ходе их жизненного цикла, вносятся изменения в инвестиционные программы, в организацию инновационного менеджмента. Контроль также предполагает анализ технико-экономических результатов, воздействие на объект управления инновациями для достижения состояния устойчивости экономической системы в случае, когда эта система отклоняется от установленных параметров.

Функции объекта управления инновациями - рисковое вложение капитала, организация инновационного процесса и организация продвижения на рынке инноваций. Функция рискового вложения капитала про-

является в организации венчурного финансирования инвестиций на рынке инноваций. Вложение капитала в новый продукт всегда связано с неопределенностью. Поэтому оно обычно осуществляется через создание инновационных венчурных фондов. Содержанием функции организации инновационного процесса является рациональная организация деятельности по созданию, реализации и диффузии инноваций. Действие этой функции затрагивает весь инновационный процесс. Функция продвижения и диффузии инновации проявляет себя на рынке и состоит в создании эффективной системы мер по продвижению и распространению новых продуктов (операций): рекламные мероприятия, захват новых рынков сбыта.

Если трактовать инновации за пределами технических понятий, то есть как инновации на основе знаний: информационные, социальные, организационно-управленческие, то в качестве объекта управления организации необходимо выделение инновационной восприимчивости к тем новшествам, которые являются результатом интеллектуального капитала самого предприятия, или инновациям, существующим во внешней его среде. Тогда инновационной организацией следует называть организацию, восприимчивую к инновациям. Это позволяет рассматривать менеджмент в инновационной сфере не как функциональную область менеджмента, а как общий менеджмент, предметная область которого входит в круг интересов всех предприятий. Менеджмент в инновационной сфере приобретает общесистемную значимость. С одной стороны, устойчивая экономическая система сохраняет существующие в ней способы функционирования, пока они остаются рентабельными в условиях, в которых функционирует система. Система не восприимчива к новшествам, которые не так рентабельны, как уже отработанные способы, и поэтому они не выдерживают конкуренции. С другой стороны, предприятие, осуществляющее инновационную деятельность, должно обладать особыми свойствами, отличающими такое предприятие, и в первую очередь это так называемая «структурная неустойчивость системы». Структурная неустойчивость выражается в реакции системы на изменения. То есть система является инновационно восприимчивой и готова внедрять новшества. Возникает некоторое противоречие в целях системы управления: с одной стороны, к ней предъявляется требование обеспечения бесперебойного функционирования; с другой стороны, система должна обладать структурной неустойчивостью, выражающейся в неспособности препятствовать изменениям. Соответственно, инновационную восприимчивость можно определить как способность предприятия обнаружить инновации в информационном поле, различить и идентифицировать их отдельные признаки, выделить в них информативное содержание, адекватное цели действие, сформировать образ развития предприятия и принять инновацию к использованию в целях повышения своей конкурентоспособности. В основе создания механизма управления развитием инновационной восприимчивости предприятий необходимо использовать требования законов и законо-

мерностей внешней среды, которая является источником изменяющихся воздействий на организацию, которые, в свою очередь, вызывают необходимость инновационных преобразований в элементах системы предприятия. Для развития инновационной восприимчивости каждое предприятие должно формировать потенциал для этого. Таким образом, любое предприятие представляет собой взаимодействие объекта управления и субъекта управления, который осуществляет воздействие на объект для достижения их общих целей. Изменения и преобразования одного элемента системы приводят к изменениям других

элементов. Состав функциональных подсистем зависит от конкретных функций инновационного управления.

В условиях неустойчивой экономической среды успех и конкурентоспособность предприятия определяются с учетом внутренних и внешних факторов, посредством построения гибкой системы управления, которая должна способствовать увеличению прибыльности предприятия путем привлечения новых решений и технологий.

Статья поступила 21.09.2014 г.

Библиографический список

1. Друкер П.Ф. Бизнес и инновации. М.: Вильямс, 2009. зонтальные связи и управление: монография. М.: ИНФРА-М, 423 с. 2013. 286 с.

2. Мильнер Б.З. Организация создания инноваций: гори-

УДК 33-336.719

ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ БИЗНЕСА ЧЕРЕЗ ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ

© А.П. Стерхов1

Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

На основе комплексного системного подхода к обеспечению безопасности бизнеса, а также на основе минимизации рисков, связанных с дебиторской задолженностью, рассматриваются методы повышения эффективности управления дебиторской задолженностью. Рассмотрены аналитические методы оценки кредитоспособности для публичных и непубличных компаний. Разработаны схемы управления дебиторской задолженностью и основных способов возврата долгов. Актуальность работы связана с тем, что кредиторская задолженность является неизбежным следствием существующей в настоящее время системы денежных расчетов между организациями, а риск неплатежа является одним из основных видов экономических рисков. Ил. 3. Библиогр. 14 назв.

Ключевые слова: безопасность бизнеса; дебиторская задолженность; возврат долгов; системный подход; повышение безопасности бизнеса.

IMPROVING BUSINESS SECURITY THROUGH EFFICIENT MANAGEMENT OF ACCOUNTS RECEIVABLE A.P. Sterkhov

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

The article deals with the methods to improve the efficiency of receivables management on the basis of an integrated system approach to ensuring business security and minimization of the risks associated with the accounts receivable. It considers analytical methods of credit rating for public and non-public companies, develops the schemes of receivables management and the main methods of repayment of debts. The relevance of the work stems from the fact that the accounts payable is an inevitable corollary of the current system of payments between organizations, while the risk of nonpayment is one of the main economic risks. 3 figures. 14 sources.

Key words: business security; accounts receivable; repayment of debts; system approach; improving business safety.

В стремлении увеличить клиентскую базу и расширить рынки сбыта товаров и услуг многие предприятия часто вынуждены сознательно идти на сделки, результатом которых может явиться дебиторская задолженность. Дебиторская задолженность (ДЗ) представляет собой совокупность долгов, которые причи-

таются организации от контрагентов-дебиторов в результате финансово-хозяйственных отношений с ними. Источником покрытия ДЗ являются отвлеченные из оборота собственные средства организации. При этом на практике предприниматели сталкиваются с рядом проблем:

1 Стерхов Анатолий Петрович, кандидат технических наук, доцент, профессор кафедры экономической теории и финансов, тел.: 89641026955, e-mail: rabota@istu.edu

Sterkhov Anatoly, Candidate of technical sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Economic Theory and Finance, tel.: 89641026955, e-mail: rabota@istu.edu

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.