Научная статья на тему 'Анализ действующей системы управления инновационной деятельностью в Российской Федерации'

Анализ действующей системы управления инновационной деятельностью в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
967
259
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ / INNOVATION / INNOVATION POLICY / INNOVATION ACTIVITY MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тихомирова Ирина Игоревна, Горенко Любовь Григорьевна, Андреева Александра Андреевна

Рассматриваются понятие и основные направления реализации государственной инновационной политики. Анализируется структура государственного управления инновационной деятельностью и нормативно-правовая база, обобщается зарубежный опыт управления инновационными процессами на уровне государства (основные направления государственной политики в области инновационной деятельности США, КНР, а также стран Европейского союза). В заключение приводятся рекомендации по совершенствованию механизма управления инновационной деятельностью в РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тихомирова Ирина Игоревна, Горенко Любовь Григорьевна, Андреева Александра Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of Acting Innovation Governance System in Russia

The concept and the main directions of the state innovation policy realization are discussed. The structure of innovation governance and the regulatory framework are analyzed, and international experience in managing innovation processes at the state level is observed. The authors considered the main directions of the state policy in the field of innovation the US, China and the European Union. In conclusion, recommendations to improve the mechanism of management of innovative activity in the Russian Federation are given.

Текст научной работы на тему «Анализ действующей системы управления инновационной деятельностью в Российской Федерации»

УДК 332.025.12

Анализ действующей системы управления инновационной деятельностью

в Российской Федерации

И. И. Тихомирова1, Л. Г. Горенко1, А. А. Андреева1,2

1 Национальный исследовательский университет «МИЭТ»

2 Российская международная академия туризма (г. Химки)

Рассматриваются понятие и основные направления реализации государственной инновационной политики. Анализируется структура государственного управления инновационной деятельностью и нормативно-правовая база, обобщается зарубежный опыт управления инновационными процессами на уровне государства (основные направления государственной политики в области инновационной деятельности США, КНР, а также стран Европейского союза). В заключение приводятся рекомендации по совершенствованию механизма управления инновационной деятельностью в РФ.

Ключевые слова: инновации; инновационная политика; управление инновационной деятельностью.

Управление инновационной деятельностью на уровне государства. Инновационная политика государства представляет собой «совокупность форм, методов и направлений воздействия на бизнес с целью интенсификации разработки и выпуска новых видов изделий и технологий» [1, с. 34].

Государственная инновационная политика служит важнейшим инструментом для формирования благоприятного инновационного климата, а также связующим звеном между научно-исследовательской деятельностью и процессом производства. Первостепенная задача государственного аппарата — создание и постоянная модернизация правовой базы для всех сфер хозяйствования.

В сфере инновационной деятельности активная позиция государства необходима для распределения высоких рисков, присущих инновационному предпринимательству, и стимулирования инновационной активности малых и средних предприятий.

Российская действительность такова, что компании, особенно малые и средние, часто сталкиваются с экономическими, бюрократическими и другими барьерами. Инновационная деятельность — это дополнительный риск и неопределенность, поэтому государство должно стремиться сформировать такую инновационную среду, где предприятия, осознав необходимость инновационной деятельности, берут на себя организацию и финансирование научных исследований, разработок и т. д. Безусловно, понимание данной необходимости должно культивироваться государством довольно долго. Российская Федерация находится на начальном этапе формирования инновационной культуры, поэтому ее правительству следует максимально поддерживать бизнес-среду через нормативное регулирование инновационной деятельности, определение приоритетных перспективных направлений развития, совершенствование системы подготовки кадров, создание инновационной инфраструктуры и др.

© Тихомирова И. И., Горенко Л. Г., Андреева А. А.

Структура государственного управления инновационной деятельностью в РФ.

В структуру управления инновационной деятельностью на государственном уровне в Российской Федерации входят Президент РФ, Совет Федерации и Государственная Дума, Правительство РФ, федеральные министерства, службы и агентства.

Задачи Президента РФ — координация взаимодействия органов государственной власти и определение приоритетных направлений государственной научно-технической и инновационной политики (при содействии Совета по науке, технологиям и образованию, а также Совета по модернизации экономики и инновационному развитию России).

В составе Совета Федерации РФ функционирует Комитет по науке, образованию, культуре и информационной политике, к основным направлениям его деятельности относятся выработка государственной политики в сфере научной и инновационной деятельности, образования и культуры и СМИ, а также регулирование деятельности государственных академий наук, федеральных исследовательских и научных центров и государственных и некоммерческих фондов, занимающихся поддержкой научно-исследовательской и инновационной деятельности.

Инновационная политика в Государственной Думе Федерального Собрания РФ обсуждается в следующих комитетах:

— по науке и наукоемким технологиям (законодательство в сфере науки, научно-технической и инновационной деятельности, наукоемких технологий, а также об охране интеллектуальной собственности);

— по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству (приоритетные законы, направленные на реализацию нового экономического курса Президента РФ, в том числе в области государственного стратегического планирования, государственно-частного партнерства, развития малого и среднего бизнеса и т. д.);

— по информационной политике, информационным технологиям и связи (организация деятельности СМИ, защита прав пользователей услугами связи, государственное регулирование деятельности в области связи, международное сотрудничество РФ в этой области и др.);

— по промышленности (национальная промышленная политика, кадровое, научное, сырьевое и энергетическое обеспечение промышленной деятельности и др.);

— по энергетике (одна из функций — законодательное регулирование и стимулирование инновационной и инвестиционной деятельности в отраслях ТЭК).

Обеспечением деятельности Правительства РФ и контролем за выполнением принятых решений органами исполнительной власти занимается Аппарат Правительства РФ, в состав которого входят профильные департаменты, участвующие в управлении инновационной деятельностью: Департамент науки, высоких технологий и образования и Департамент промышленности и инфраструктуры.

В целях налаживания взаимодействия федеральных и региональных органов исполнительной власти и иных организаций при Правительстве РФ функционируют совещательные и координационные органы. Из них к системе управления инновационной деятельностью в РФ относятся следующие:

— Совет Правительства по грантам для государственной поддержки научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых в российских образовательных учреждениях высшего профессионального образования,

научных учреждениях государственных академий наук и государственных научных центрах Российской Федерации;

— Правительственная комиссия по инвестиционным проектам, имеющим общегосударственное, региональное и межрегиональное значение;

— Правительственная комиссия по экономическому развитию и интеграции.

Центральным звеном в системе управления инновационной деятельностью

в РФ является Министерство образования и науки. Его функции: выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, нанотехно-логий и интеллектуальной собственности. Обеспечивает их реализацию входящий в состав Минобрнауки РФ Департамент науки и технологий.

Инновационная деятельность затрагивает практически все сферы хозяйствования, поэтому в регулировании инновационной деятельности так или иначе участвуют все министерства: например, Министерство обороны контролирует процесс исследования и применения разработок в своей сфере; Федеральное агентство по туризму, находящееся в подчинении Министерства культуры РФ, является профильным ведомством, координирующим в том числе и инновационную деятельность в индустрии туризма.

Нормативно-правовая база регулирования инновационной деятельности в РФ.

Ключевым законодательным актом, регулирующим инновационную деятельность в Российской Федерации, является Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». Он определяет основные принципы научно-технической политики государства и поддержки инновационной деятельности, среди которых можно выделить следующие [2]:

— признание науки социально значимой отраслью, определяющей уровень развития производительных сил государства;

— первоочередность развития фундаментальных научных исследований и результатов инновационной деятельности;

— приоритетное использование механизма государственно-частного партнерства и иных рыночных инструментов для поддержки и стимулирования инновационной деятельности;

— доступность информации о мерах государственной поддержки научно-технической и инновационной деятельности, а также использование различных форм общественного обсуждения программ и проектов, реализуемых на конкурсной основе;

— опережающее развитие научной, научно-технической и инновационной инфраструктуры;

— поддержка конкуренции и предпринимательства в области научно-технической и инновационной деятельности;

— развитие и стимулирование научной, научно-технической и инновационной деятельности через систему льгот, а также посредством создания государственных научных и инновационных центров и иных структур.

В соответствии с данными принципами определяются цели и основные направления поддержки инновационной деятельности в рамках «Стратегии инновационного развития Российской Федерации до 2020 года», принятой Правительством РФ 08.12.2011.

В Стратегии приводится комплексный анализ состояния инновационной сферы, выявивший ряд трудностей формирования инновационной системы в РФ [3]:

— невысокий спрос на инновации в российской экономике (ключевая проблема);

— низкие уровень инновационной активности российских предприятий и восприимчивость к инновациям технологического характера;

— недостаточно развитая система государственно-частного партнерства в реализации инновационных проектов;

— неприспособленность системы государственной статистики к требованиям системы управления инновационным развитием и недостаточность показателей, характеризующих инновационную сферу РФ;

— слабая конкурентоспособность государственного регулирования инновационной деятельности;

— неудовлетворительное развитие и низкоэффективное использование инновационной инфраструктуры.

В области регулирования стимулирующих мер для развития инновационной деятельности в РФ приняты два постановления Правительства РФ: от 24.10.2013 № 954 «О премиях Правительства Российской Федерации в области науки и техники» и от 15.12.2004 № 793 «О премиях Правительства Российской Федерации в области науки и техники для молодых ученых».

Главный недостаток системы нормативного регулирования инновационной деятельности в РФ — отсутствие на федеральном уровне закона об инновационной деятельности, который охватывал бы все составляющие инновационного процесса. Основным предметом регулирования закона № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» [2] является научная и научно-техническая деятельность, тогда как инновационной отводится второстепенная роль. Принятие федерального закона, регламентирующего ее, стало бы важным шагом на пути формирования комплексной законодательной базы регулирования инновационной сферы. Однако инновационная деятельность затрагивает практически все сферы хозяйствования, а это затрудняет установление предмета регулирования закона и критериев определения инновационной продукции [4].

Зарубежный опыт управления инновационной деятельностью. На сегодняшний день можно выделить три типа моделей инновационного развития стран [5]:

— лидерство в научно-инновационной сфере, реализация крупных целевых проектов со значительным научно-инновационным потенциалом в оборонном секторе (США, Франция, Великобритания);

— распространение инноваций, нацеленность на создание благоприятной инновационной среды (Германия, Швейцария, Швеция);

— ориентация на применение достижений мирового научно-технического прогресса, на развитие инновационной инфраструктуры и скоординированной инновационной системы (Япония, КНР и Южная Корея).

Обратимся к опыту стран с наиболее развитой национальной инновационной системой: США, государств Евросоюза и КНР.

США как мировой экономический лидер первыми начали переводить свою экономику на новый технологический уклад, под которым понимается прежде всего переход на новый вид энергии. Это вызвало потребность изменить концепцию

Тихомирова И. И., Горенко Л. Г., Андреева А. А. государственной инновационной политики Соединенных Штатов, и сегодня она характеризуется следующими чертами [6]:

— возрастание роли государства в национальной инновационной системе и в поддержке инновационных проектов, особенно радикальных;

— курс на повышение наукоемкости экономики путем качественного улучшения ресурсного обеспечения научно-технологического сектора;

— масштабная государственная поддержка наиболее перспективных научно-технических направлений (альтернативной энергетики и производства автомобилей с гибридными силовыми установками);

— большая роль университетского сектора в фундаментальных и прикладных исследованиях (на него приходится треть всех государственных расходов на науку);

— акцент на опережающее развитие наукоемких услуг и нематериальных активов.

Быстро меняющаяся глобальная конкурентная среда заставляет США адаптироваться к новым реалиям, усиливать свои преимущества. Страна несомненно продолжает поиск новых форм, направлений и приоритетов инновационного развития, что позволяет говорить о сохранении ею лидерских позиций.

Можно выделить несколько направлений современной инновационной политики Евросоюза [6]:

— увеличение государственного финансирования приоритетных инновационных проектов в сфере энергетики, здравоохранения, компьютерных технологий и др.;

— унификация методов, инструментов и форм инновационной политики стран ЕС (предпочтение отдается инфраструктурным проектам, мерам поддержки спроса на инновационную продукцию, налоговому стимулированию и проектам государственно-частного партнерства);

— координация направлений инновационной политики отдельных стран и ЕС в целом.

Кризис 2008—2009 гг. послужил катализатором роста инновационной активности стран Евросоюза и выявил необходимость интеграции в сфере науки, инноваций и образования в целях повышения конкурентоспособности.

Быстро растущая экономика КНР в недавнем прошлом ориентировалась главным образом на адаптацию западных инновационных разработок, в большинстве случаев из-за низкой квалификации инженерных кадров (в том числе по причине несоответствия между теоретической и практической подготовкой студентов). Сегодня правительство КНР взяло курс на модернизацию системы образования с целью получить высококвалифицированных, конкурентоспособных и инновационно активных инженерно-технических работников.

Еще одной отличительной чертой китайской инновационной политики является широкое применение планирования как метода управления инновационным развитием страны. Оно идет в соответствии с комплексной государственной стратегией, что позволяет не только ставить цели, но и отслеживать полученные результаты на всех уровнях экономической системы. Одна из стратегических целей инновационного развития КНР — выход китайских научно-исследовательских центров на мировой уровень.

Основные меры государственной поддержки инновационной сферы в КНР: выделение инвестиций на создание зон развития новых и высоких технологий, а также предоставление налоговых льгот организациям, ведущим инновационную деятельность, что способствует привлечению инвестиций в данный сектор.

В целом анализ зарубежного опыта управления инновационным развитием свидетельствует об усилении процессов глобализации, что заставляет ведущие страны мира искать новые направления и инструменты инновационной политики.

Общемировым трендом является возрастание роли государства в научной и инновационной сферах деятельности, что выражается в увеличении государственного финансирования приоритетных инновационных проектов и в обширном использовании системы государственно-частного партнерства как ключевого фактора модернизации экономики.

Итак, в целях формирования эффективной системы управления инновационной деятельностью в РФ необходимо принять федеральный закон об инновационной деятельности; создать единое профильное ведомство для обеспечения единоначалия, а также четкую, прозрачную структуру управления; усилить государственную поддержку приоритетных направлений инновационного развития экономики и шире использовать механизм государственно-частного партнерства в сфере инновационной деятельности.

Литература

1. Управление инновационными проектами: Учебное пособие / Под ред. проф. В. Л. Попова. М.: ИНФРА-М, 2009. 336 с.

2. Федеральный закон РФ от 23.08.1996 № 127-ФЗ (ред. от 02.11.2013) «О науке и государственной научно-технической политике» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2014) // СПС «Консуль-тантПлюс» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_149218/ (дата обращения: 17.10.2014).

3. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: утв. распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р // СПС «КонсультантПлюс»: интернет-версия [Электронный ресурс ограниченной доступности]. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=LAW;n=123444 (дата обращения: 17.10.2014).

4. Чабанюк О. В. Концептуальные основы инновационного развития экономики России // Экономика и социум: е-Журнал. 2014. № 1 (10). С. 250—269. URL: http://www.iupr.ru/domains_data/files/ zurnal_10/Chabanyuk_.pdf (дата обращения: 17.10.2014).

5. Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 6-е изд. СПб.: Питер, 2012. 448 с.

6. Инновационная политика: Россия и мир, 2002—2010 / Российская академия наук; под общ. ред. Н. И. Ивановой, В. В. Иванова. М.: Наука, 2011. 451 с.

7. Герасимов В. В., Минина Л. С., Васильев А. В. Управление инновационным потенциалом производственных систем: Учебное пособие. Новосибирск: НГАСУ, 2003. 64 с.

Тихомирова Ирина Игоревна — кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и финансов (ЭТиФ) МИЭТ. E-mail: ABSi@yandex.ru

Горенко Любовь Григорьевна — старший преподаватель кафедры ЭТиФ МИЭТ. E-mail: gorenko-lg@mail.ru

Андреева Александра Андреевна — специалист по учебно-методической работе, МИЭТ; аспирантка кафедры экономики и финансов Российской международной академии туризма (г. Химки). E-mail: Andreeva.alexandra@ymail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.