Научная статья на тему 'О некоторых особенностях в теории организационно-управленческих инноваций в отечественной науке'

О некоторых особенностях в теории организационно-управленческих инноваций в отечественной науке Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
586
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ИННОВАЦИЯ / РАЗВИТИЕ / ПРЕДПРИЯТИЕ / ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ЭКОНОМИКА / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ И НЕТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ИННОВАЦИЙ / INNOVATION / MANAGEMENT INNOVATION / DEVELOPMENT / ENTERPRISE / NATIONAL ECONOMY / MANAGEMENT SYSTEM / TECHNOLOGICAL AND NON-TECHNOLOGICAL FORMS OF INNOVATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Киселева О. Н.

В настоящее время для российской экономики в качестве приоритетного определено направление развития на основе разработки и внедрения инноваций. При этом основной акцент делается на технологических формах инноваций. Итоги реализации инновационной стратегии в отечественной экономике, характеризуемые низкими показателями инновационного развития отечественных предприятий, свидетельствуют о том, что такой подход является «узким», недостаточным для обеспечения соответствующего уровня развития российских предприятий. По мнению автора, результаты инновационного развития отечественных предприятий непосредственно зависят от трансформации систем управления, соответствующей изменениям как во внешней, так и внутренней среде, основным инструментом которой являются организационно-управленческие инновации. В настоящее время в отечественной инновационной науке наблюдается определенный «пробел» в отношении организационно-управленческих инноваций, определенный в первую очередь особенностями развития учений о данном виде инноваций, который препятствует их диффузии на отечественных предприятиях. В связи с этим целью статьи является выявление основных существующих проблем, а также причин, определивших их. Для достижения поставленной цели автором проведен анализ эволюции теоретических исследований об организационно-управленческих инновациях, выявлены основные подходы отечественных ученых к дефиниции данного вида инноваций, проведен анализ существующих нормативных документов, регламентирующих инновационную деятельность в отечественной экономике. В результате выявлены и сформулированы некоторые из особенностей, определивших существующий на сегодняшний день «разрыв» между теорией и практикой в области организационно-управленческих инноваций. Это позволило идентифицировать основные препятствия, которые, несмотря на объективную потребность в изменениях в сфере управления отечественными предприятиями для обеспечения их развития и внедрения технологических форм инноваций, определяют «узкие места» в инновационной науке. Соответственно, усилия, направленные на их нивелирование, позволят использовать преимущества организационно-управленческих инноваций на практике и создать необходимые условия для развития отечественных предприятий и экономики в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON SOME FEATURES OF MANAGEMENT INNOVATION THEORY IN NATIONAL SCIENCE

At present, economic advancement based on development and implementation of innovation is defined as the priority direction for the Russian economy, the primary focus being on technological forms of innovation. The results of the innovation strategy implementation in the national economy, characterized by low rates of innovative development of Russian enterprises, show that this approach is restricted. According to the author, results of innovative development of domestic enterprises directly depend on the transformation of management systems with changes both in the external and internal environment. Management innovations appear to be the main instrument of such transformation. Nowadays, in national innovation science there is a "gap" in respect to management innovations, resulting from some peculiarities of development of teachings about this kind of innovations and hindering their diffusion into domestic enterprises. Thus, the article is aimed at identifying the key problems and their causes. In order to achieve this goal, evolution of theoretical studies on management innovation is analyzed, the main approaches of national scientists to defining this type of innovation are identified, analysis of normative documents regulating innovative activity in the domestic economy is performed. As a result, some of the features determining the "gap" between theory and practice in the sphere of management innovation were revealed and formulated, which made it possible to identify the main obstacles that determine "bottlenecks" in innovation science. The efforts aimed at leveling these features will make it possible to use the benefits of management innovation in practice and to create the environment favorable for the development of domestic enterprises and economy on the whole.

Текст научной работы на тему «О некоторых особенностях в теории организационно-управленческих инноваций в отечественной науке»

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2016 ЭКОНОМИКА Вып. 3(30)

^ 10.17072/1994-9960-2016-3-143-152 УДК (470+571):330 ББК 65.9(2Рос)+65.011

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ В ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКЕ

О.Н. Киселева, канд. экон. наук, доцент кафедры «Прикладная экономика и управление инновациями»; начальник департамента управленческого консалтинга

Электронный адрес: [email protected]

Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А. 410054, Россия, г. Саратов, ул. Политехническая, 77 ООО «Бизнес Решения Инновации Инвестиции Качество», 410017, Россия, г. Саратов, ул. Шелковичная, 11/15

В настоящее время для российской экономики в качестве приоритетного определено направление развития на основе разработки и внедрения инноваций. При этом основной акцент делается на технологических формах инноваций. Итоги реализации инновационной стратегии в отечественной экономике, характеризуемые низкими показателями инновационного развития отечественных предприятий, свидетельствуют о том, что такой подход является «узким», недостаточным для обеспечения соответствующего уровня развития российских предприятий. По мнению автора, результаты инновационного развития отечественных предприятий непосредственно зависят от трансформации систем управления, соответствующей изменениям как во внешней, так и внутренней среде, основным инструментом которой являются организационно-управленческие инновации. В настоящее время в отечественной инновационной науке наблюдается определенный «пробел» в отношении организационно-управленческих инноваций, определенный в первую очередь особенностями развития учений о данном виде инноваций, который препятствует их диффузии на отечественных предприятиях. В связи с этим целью статьи является выявление основных существующих проблем, а также причин, определивших их. Для достижения поставленной цели автором проведен анализ эволюции теоретических исследований об организационно-управленческих инновациях, выявлены основные подходы отечественных ученых к дефиниции данного вида инноваций, проведен анализ существующих нормативных документов, регламентирующих инновационную деятельность в отечественной экономике. В результате выявлены и сформулированы некоторые из особенностей, определивших существующий на сегодняшний день «разрыв» между теорией и практикой в области организационно-управленческих инноваций. Это позволило идентифицировать основные препятствия, которые, несмотря на объективную потребность в изменениях в сфере управления отечественными предприятиями для обеспечения их развития и внедрения технологических форм инноваций, определяют «узкие места» в инновационной науке. Соответственно, усилия, направленные на их нивелирование, позволят использовать преимущества организационно-управленческих инноваций на практике и создать необходимые условия для развития отечественных предприятий и экономики в целом.

Ключевые слова: инновация, организационно-управленческая инновация, развитие, предприятие, отечественная экономика, система управления, технологические и нетехнологические формы инноваций.

Складывающаяся в отечественной экономике ситуация определяет рост актуальности инновационной активности хозяйствующих субъектов. С одной стороны, «уход» с российского рынка иностранных контрагентов ознаменовался для отечественных производителей возможностью расширения своего при-

© Киселева О.Н., 2016

сутствия на рынке. С другой стороны, «освободившийся» рынок не является легко доступным. Во-первых, отечественные потребители «уже привыкли» к высокому качеству и ассортименту иностранных товаров, поэтому несоблюдение производителями установленных требований, прежде всего к качественным ха-

рактеристикам продукции, значительно усложнит ее реализацию. Во-вторых, российский рынок является привлекательным для других участников мирового рынка, обладающих огромным желанием занять освободившиеся ниши, тем более что технологический и организационный уровень развития у них существенно выше, чем у отечественных предприятий. Конечно же, речь идет о представителях стран Азии.

Таким образом, для российских хозяйствующих субъектов ситуация характеризуется, с одной стороны, появлением возможности расширения своего присутствия на рынке за счет «замещения» иностранных производителей, а с другой стороны - необходимостью активизации инновационной деятельности как основного фактора, определяющего возможность удовлетворения сложившихся требований покупателей. При этом ситуация усугубляется тем, что наряду с «освобождением» от конкурентов российские предприятия лишились «источника» практических знаний по реализации инновационной деятельности. Соответственно, успешность разработок и внедрения инновационных идей будет непосредственно зависеть от потенциала самих хозяйствующих субъектов, прежде всего управленческого, определяемого действующей системой управления. Именно система управления определяет возможность и способность хозяйствующего субъекта осуществлять инновационную деятельность. Именно здесь формируются «управляющие импульсы», идущие по различным функциональным направлениям, и определяющие порядок и характер действий всех участников инновационного процесса.

Таким образом, прежде чем приступить к освоению нового производства или созданию нового продукта, необходимо научиться управлять этим процессом по-новому. В частности, Т.В. Колосова указывает, что «процесс управления инновационным развитием предприятия включает в себя процедуры выбора и принятия управленческих решений, направленных на повышение его инновационного потенциала и конкурентоспособности» [13]. И.Е. Никулина в продолжение темы о необходимости повышения эффективности управления в современных условиях утверждает, что развитие современной экономики, характеризующееся проникновением инноваций во все отрасли хозяйствования, требует соответствующих изменений в теории и практике управления [16].

Необходимость повышения эффективности действующих на отечественных пред-

приятиях систем управления обусловливает особую актуальность вопроса использования инноваций в сфере управления, или организационно-управленческих инноваций, в том числе как одного из обязательных условий внедрения технологических форм инноваций.

Зарубежный практический опыт свидетельствует о высокой эффективности организационно-управленческих инноваций, выражающейся в сокращении затрат в управленческой и производственной сфере предприятия, росте прибыльности за счет повышения качества реализации бизнес-процессов и осуществляемых функций, обеспечении восприимчивости изменений и т.д. Опыт применения инноваций в системах управления Toyota, General Electric, DuPont, Procter & Gamble, Visa и Linux стал уже своеобразным «учебным пособием» для тех, кто стремится соответствовать изменениям и обеспечить результативность действующей системы управления. Однако в отечественной практике организационно-управленческие инновации до сих пор не получили широкого распространения, что, по мнению автора, является одной из причин низкой результативности проводимых и активно поддерживаемых государством мероприятий по разработке и внедрению продуктовых и технологических инноваций. В частности, в отчетах о реализации Стратегии инновационного развития отечественных предприятий отмечается, что «фактически не выросла доля организаций промышленного производства, которые осуществляют инновации ... по ряду причин повсеместного увеличения инновационной активности компаний не произошло» [17].

Неподготовленность российских систем управления к изменениям, их неспособность «поддержать» инновационные процессы в технических и технологических сферах делает невозможным достижение поставленных целей инновационного развития российской экономики в целом. Следовательно, чтобы инновационный вектор развития «перешел» из декларируемого в «реальный» и получил практическое выражение, особенно важно обратить внимание на разработку проблемы организационно-управленческих инноваций в отечественной инновационной науке, являющейся базой для реализации и развития практических навыков в данной сфере. С этой целью необходимо выявить существующие особенности в теории как отличительные черты, имеющие место в первую очередь в отечественной науке и определившие возникновение «узких мест», которые препятствуют полноценному развитию практики. Проработка и развитие выяв-

ленных «недостатков» теоретического базиса позволит «дополнить» теоретическую базу знаниями, необходимыми для эффективной разработки и внедрения организационно-управленческих инноваций в действующие системы управления российских предприятий.

В отечественной науке вопросы организационно-управленческих инноваций рассматриваются в работах таких исследователей, как Р.Н. Ботавина [2], П.И. Ваганов [3; 4], Г.А. Гомилевская [7], Е.С. Горевая [6], И.Б. Гурков [8], А.В. Панфилов [18], М.Н. Че-чурина [23] и др. При этом, как показывает анализ, в настоящее время не существует единого подхода и единого мнения в отношении содержания термина «организационно-управленческая инновация». Можно отметить, что такое положение характерно как для зарубежной, так и для отечественной науки. Взгляды исследователей различны по вопросам того, что является организационно-управленческой инновацией, каковы цели их разработки и реализации, каковы основные характеристики данных инноваций и т.д. Например, на основе работ ученых и специалистов можно выделить несколько различных подходов к определению термина «организационно-управленческая инновация». Во-первых, это подход, основанный на разделении понятий «организационная» и «управленческая» инновация. Во-вторых, подход, при котором специалистами отождествляются понятия «организационная» и «управленческая» инновация. Наконец, подход, при котором понятия «организационная» и «управленческая» инновация рассматриваются в комплексе. Кроме того, различны взгляды исследователей и в отношении того, что является организационно-управленческой инновацией - процесс, решение или результат, а также следует ли «увязывать» инновации в системе управления с технологическими формами инноваций.

Соответственно, как не существует единого подхода к пониманию сущности организационно-управленческих инноваций, так и не существует единого определения данного термина. При этом важно отметить, что по многим аспектам отечественные исследователи склонны быть «последователями» зарубежных ученых. В работах зарубежных специалистов организационно-управленческие инновации представляют собой внедрение новых практик, процессов и структур, представляющих собой значительный отрыв от «привычных» норм или отступление от сложившихся принципов, процессов и методик управления [27; 22; 28]. Определения, близкие по смыслу

термину «организационно-управленческие инновации», даны и в отечественной теории и практике. Для П.И. Ваганова инновации в системах управления представляют собой изменения функционала, организационных структур, технологий и процессов управления, методов работы системы управления, ориентированные на замену элементов системы управления или системы управления в целом с целью ускорения или улучшения решения поставленных перед предприятием задач на основе выявления закономерностей и факторов развития инновационных процессов на всех стадиях жизненного цикла продуктов, технологий и предприятия в целом» [3]. М.Н. Чечурина указывает, что организационно-управленческие инновации представляют собой успешные нововведения в сфере управленческой деятельности [24]. Конечно же, имеют место и другие определения рассматриваемой категории, отличающиеся по своему содержанию.

Если обратиться к нормативно-правовым документам, регулирующим инновационную деятельность отечественных предприятий, можно также отметить разделение «организационных» и «управленческих» инноваций. Так, в Инструкции по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения № 4-инновация «Сведения об инновационной деятельности организации» под организационными инновациями понимают «инновации, не имеющие отношения к технологическим инновациям» [9]. А в Руководстве Осло организационные и управленческие инновации относятся к нетехнологическим инновациям, включающим все виды инновационной деятельности фирмы, которые не относятся к продуктовым и технологическим инновациям [19].

При этом отличаются и основные аспекты, на которые обращают внимание исследователи при рассмотрении вопросов организационно-управленческих инноваций. Так, Е.С. Горевая указывает на роль организационно-управленческих инноваций как фактора повышения конкурентоспособности промышленных предприятий [6]. Особую роль инноваций в системе управления отмечает и И.Е. Никулина, увязывая ее с необходимостью изменений в мировой экономике [16]. А.И. Лебедев делает акцент на роли организационно-управленческих инноваций в области стратегического развития предприятий [14].

Таким образом, можно отметить отсутствие единого подхода к понятию организационно-управленческих инноваций, что не позволяет отразить всю их комплексность.

Зачастую организационно-управленческие инновации рассматривают как дополнение к технологическим формам инноваций, опять же существенно ограничивая их потенциал. При этом создается ситуация, когда внедрение новых технологий и разработка новых продуктов происходит в условиях устаревших, не соответствующих новому укладу, управленческих структур и методов, сложившихся при предыдущих производственных технологиях. Естественно, это негативно влияет на эффективность инновационной деятельности и на эффективность деятельности предприятия в целом.

Выявленные «узкие места» в теории инновационной науки требуют дополнения и развития некоторых теоретических аспектов. Как указывалось выше, в качестве организационно-управленческой инновации рассматривается создание новых или усовершенствование прежних управленческих технологий, бизнес-процессов сферы управления, организационных структур, изменение процессов взаимодействия с контрагентами, управления персоналом и т.д. Для менеджмента отечественных предприятий перечисленные изменения ассоциируются с глобальными мероприятиями, требующими существенных затрат времени и финансовых ресурсов. Редко делается акцент на сути организационно-управленческих инноваций, заключающейся в любых изменениях, целью которых является создание благоприятных условий для развития и продолжения деятельности хозяйствующего субъекта. Поэтому автору кажется целесообразным дать следующее определение термина «организационно-управленческая инновация»: это результат использования нового знания в различных сферах управления и организации деятельности предприятия, обеспечивающий необходимые условия для повышения эффективности функционирования и развития предприятия. Другими словами, основное назначение организационно-управленческих инноваций - создать необходимые условия для сохранения деятельности и обеспечения развития, в том числе на основе разработки и внедрения других видов инноваций.

По мнению автора, выявленные в ходе анализа термина «организационно-управленческая инновация» особенности явились следствием специфики исследования инноваций данного вида в отечественной науке.

Большинство ученых и специалистов склонны понимать под инновацией некий синоним термина «изобретение», априори вкладывая в смысл «технический оттенок».

Например, по мнению С.В. Валдайцева, это «в наибольшей мере соответствует сути современной государственной инновационной политики в России, нацеленной на преодоление именно технологического отставания страны, на диверсификацию ее экономики» [5]. Так, еще в период экономического роста учеными в качестве возможных тенденций изменения технологического уровня экономики России в целом, воспроизводственных секторов и основных отраслей на перспективу до 2050 г. рассматривался как приоритетный сценарий инновационного прорыва [26]. Естественно, что такая ориентация теоретических исследователей формирует соответствующее восприятие инноваций «на практике». В частности, в Стратегии инновационного развития отечественных предприятий в качестве приоритетного направления рассматривается создание новых технологий и продуктов [21].

В результате, несмотря на явную актуальность, доля интереса к вопросам разработки и внедрения организационно-управленческих инноваций значительно меньше по отношению к продуктовым и процессным инновациям. Отмечается, что «если управлению инновациями посвящено достаточно большое количество работ как научного, так и учебного характера, то собственно системному изучению инноваций в управлении, насколько нам известно, не уделено эквивалентного или даже должного внимания» [11].

На сложившееся положение оказала влияние и эволюция научных воззрений на организационно-управленческие инновации. Так, исследователи отмечают «исторически малый интерес» к вопросу инноваций в системе управления, а также тот аспект, что «из всех видов инноваций до нынешнего века меньше всего привлекали внимание учёных управленческие инновации» [1].

В отечественной науке начало исследований организационно-управленческих инноваций пришлось на период главенствования административно-командного режима, что в определенной степени «подавляло» развитие основных «рыночных» направлений в контексте организационно-управленческих инноваций и ориентировало в основном на изучение таких параметров, как контролируемость, управляемость, стимулирование труда. При этом нельзя сказать, что исследования проводились без учета прогрессивного зарубежного опыта. Конечно, опыт изучался, но применение его на практике было ограничено. Во-первых, советские предприятия были «закрытыми» для внешних агентов. Во-вторых, при-

менение управленческих методик и технологий, разработанных, главным образом, с целью повышения конкурентоспособности, мягко говоря, было нецелесообразным. Соответственно, к «завершению» данного периода советская наука подошла с разработанными управленческими технологиями в области организации, контроля и стимулирования труда. Однако в полученных результатах, в силу главенствующего режима, отсутствовала рыночная ориентация, что и определило отставание отечественной науки от зарубежной и последующее «копирование» иностранного опыта с некоторой корректировкой на отечественные реалии. Кроме того, как указывают специалисты, сам процесс «продвижения» инноваций в тот период был «затяжным», характеризуемым жесткими процедурами согласования, утверждения идей в органах государственного управления [15].

После распада СССР и перехода к рыночной экономике организационно-управленческие инновации перешли из категории директивных инструментов в категорию рыночных инструментов с соответствующей ориентацией на потребности рынка.

Таким образом, изучение организационно-управленческих инноваций можно разделить условно на два основных этапа:

- «до распада» административно-командного уклада, когда организационно-управленческие инновации рассматривались

т

через призму направлений повышения контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов и представляли собой, в основном, инструменты обеспечения эффективного контроля и управляемости подведомственных предприятий;

- «после распада» административно-командного уклада, когда появилась некоторая свобода в отношении воззрений на роль и сущность организационно-управленческих инноваций, что характеризовалось интенсификацией процессов исследования данного вида инноваций с позиций их роли в повышении конкурентоспособности хозяйствующих субъектов.

При этом, как указывается специалистами, во втором из указанных периодов, наряду с интенсификацией исследований и проникновением зарубежного опыта на отечественные предприятия происходило уничтожение инновационных управленческих достижений, наработанных в «советский» период. Данный этап характеризовался ростом сырьевой ориентации отечественной экономики, а организационно-управленческие инновации находили применение на предприятиях, которые были включены в международные концерны [10].

Графически эволюция подходов к определению организационно-управленческих инноваций в отечественной инновационной науке представлена на рисунке.

60-е гг. 20 веха

Начало 20 в ека

Организационнр-упрввпетеоае иннрбэции как ДИ РЕ КГ№ нь: Й И НСГ^'У &НТ

Орга низ ацис н нр-упр ЭБлен'-ескиЕ иннр&эцш -ЭК рЫНЭДНЬГЙ ИНСТруМ ЕНТ

Рзззит ие Л1 &срии з сф^ре

оршни&а^итно-ут^азленчеснч* 1/нксезции

рз-ээ Ш1 ие т еории з оф ере г сеых 1УЛ1 ехнслозичесних

ЬЧЧ'ОЗБИЬЬ

АДМИНИСТРА ТНВНО-КОШЯЦЦНЛЯ ЭКОНОМИКА

ие сы^вгоу ори^т в*фи энонокпАги

РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМКА

Эволюция подходов к определению организационно-управленческих инноваций в отечественной

инновационной науке

Складывающиеся на сегодняшний день условия хозяйствования характеризуются, с одной стороны, наличием необходимого потенциала развития, а с другой - отсутствием умения и навыков управлять имеющимся потенциалом для получения максимально возможного положительного эффекта. Период «расслабленности» отечественного производства, спровоцированный ориентацией на сырьевую составляющую отечественной экономики, привел к полной деградации систем управления, неумению принимать эффективные управленческие решения, создавать благоприятные условия для внедрения продуктовых и технологических инноваций.

Специфика исследований организационно-управленческих инноваций в российской науке явилась причиной того, что к настоящему времени существуют отдельные фрагментарные исследования, большая часть из которых носит общий характер, не учитывая специфику отечественных реалий.

В частности, С.Г. Шевченко и В.В. Егоров указывают, что одной из проблем, препятствующих успешному освоению организационно-управленческих инноваций на отечественных предприятиях, выступает отсутствие понимания руководителями их сути и роли [25]. Проблема усугубляется недостатком или полным отсутствием знаний и практических наработок процесса разработки и внедрения организационно-управленческих инноваций, а также отсутствием взаимосвязи теории организационно-управленческих инноваций с существующей системой образования, вследствие чего на рынке трудовых ресурсов не представлены квалифицированные специалисты в сфере организационно-управленческих инноваций. Отсутствуют разработанные методики по оценке эффективности организационно-управленческих инноваций, способные отразить их влияние на повышение положительного эффекта функционирования и развития предприятия. А если отсутствует понимание конечной цели, выраженной прежде всего в количественных показателях, желание в процессе разработки и практической реализации не получает соответствующего подтверждения и «исчезает».

Конечно же, это не все из существующих проблем в сфере исследований организационно-управленческих инноваций, а выявленный перечень можно дополнить. Отсутствие необходимых знаний, понимания природы организационно-управленческих инноваций и, самое главное, ожидаемых результа-

тов серьезно «тормозит» процесс разработки и внедрения организационно-управленческих инноваций, делает невозможным их эффективное внедрение. Так, в национальном докладе Ассоциации менеджеров России «Организационно-управленческие инновации: развитие экономики, основанной на знаниях» указывается, что применение инноваций в системе управления отечественными предприятиями позволит увеличить более чем наполовину валовый продукт нашей страны. Однако отечественные менеджеры не обладают знаниями для их реализации [20].

Малая теоретическая проработанность темы организационно-управленческих инноваций определяет «неспособность» или «боязнь» применения их на практике. Отечественными специалистами констатируется, что «российские компании значительно отстают от зарубежных компаний не только по уровню внедрения продуктовых и процессных инноваций, но и по уровню внедрения передовых практик менеджмента, которые отражаются в организационных и маркетинговых инновациях. Используемые организационно-управленческие инновации являются в основном догоняющими, они преимущественно базируются на зарубежном опыте» [12].

Таким образом, в настоящее время не представляется возможным говорить о наличии необходимого теоретического базиса для осуществления эффективной разработки и внедрения инноваций в системы управления отечественными предприятиями. Так, проведенное в работе исследование показало, что в результате влияния ряда специфических факторов имеют место такие особенности отечественной инновационной теории, как:

- отсутствие единого подхода к понятию и содержанию термина «организационно-управленческая инновация»;

- отсутствие единого подхода к определению термина «организационно-управленческая инновация»;

- отсутствие единого мнения исследователей относительно аспектов организационно-управленческих инноваций;

- отсутствие единого мнения о роли организационно-управленческих инноваций относительно продуктовых и технологических инноваций;

- фрагментарность исследований в области организационно-управленческих инноваций;

- отсутствие теоретического базиса знаний в отношении процесса разработки и

реализации организационно-управленческих инноваций;

- отсутствие методических основ оценки организационно-управленческих инноваций.

Наличие «узких мест» в теории организационно-управленческих инноваций препятствует полноценной реализации имеющегося потенциала, использованию его для достижения широкого спектра конкурентных преимуществ, а также обеспечению развития. Поэтому в настоящее время особенно важно обратить внимание на указанные проблемы, определяющие слабый интерес к организационно-управленческим инновациям. Это позволит расширить диапазон применения эффективных инструментов в области управления и их диффузию среди российских предприятий, и, как следствие, обеспечить развитие не только отдельных хозяйствующих субъектов, но и страны в целом.

Список литературы

1. Бережной В.И., Таранова И.В., Цвиринько И.А. Управленческие ресурсы XXI века. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/uprav lencheskie-resursy-xxi-veka (дата обращения: 04.12.2015).

2. Ботавина Р.Н. Совершенствование системы инновационного развития предпринимательских структур: автореф. дисс. ... д-ра экон. наук: 08.00.05. М., 2013. 50 с.

3. Ваганов П.И. Теория и методология инновационного управления и управленческих инноваций: дисс. . д-ра экон. наук: 08.00.05. СПб., 2003. 355 с.

4. Ваганов П.И. Методологические проблемы управленческих инноваций. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2002. 178 с.

5. Валдайцев С.В. Инновации: асимметрия интересов владельцев и менеджмента фирмы // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2012. №1. C. 20-30.

6. Горевая Е.С. Организационно-управленческие аспекты инновационной деятельности промышленных предприятий // Вестник НГУ. 2006. №1. С. 116-127.

7. Гомилевская Г.А. Организационно-управленческие инновации в повышении эффективности гостиничного бизнеса (на примере Приморского края): дисс. ... канд. экон. наук: 08.00.05. Владивосток, 2010. 196 с.

8. Гурков И.Б. Инновационное развитие и конкурентоспособность. Очерки развития российских предприятий. М.: ТЕИС, 2003. 236 с.

9. Инструкция по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения № 4-инновация «Сведения об инновационной деятельности организации», утвержденная постановлением Госкомстата России от 22.07.2002 № 156.

10. Карлинская Е.В. Внедрение управленческих и социальных инноваций на российских предприятиях как путь преодоления кризиса. URL: http://www.gosbook.ru /node/ 32378 (дата обращения: 05.08.2015).

11. Князев С.Н., Ганчеренок И.И. Управление инновациями и инновации в управлении. URL: http://www.pac.by http://e-journal.spa.msu.ru/uploads/ vestnik/2007/vipusk_ 11._ijun_2007_g./knyazev_gancherenok.pdf (дата обращения: 05.08.2015).

12. Кравченко Н. Управлять компаниями следует инновационно. URL: http://sovet directorov.info/5 613027/6271926/6271930/63109 95/ (дата обращения: 07.07.2015).

13. Колосова Т.В. Управление инновационным развитием предприятия и проблемы конкурентоспособности //Проблемы современной экономики. 2009. №2 (34). С. 46-50.

14. Лебедев А.И. Проблемы внедрения управленческих инноваций в организациях телекоммуникационного сектора экономики. URL: http:// technomag.edu.ru/doc/466289.html (дата обращения: 20.06.2015).

15. Морева Е.Л., Конотопов М.Н. Проблема внедрения новшеств на социалистическом производстве и в переходный период // Модель менеджмента для экономики, основанной на знаниях: сб. ст. V Междунар. науч.-практ. конф. М.: МЭСИ, 2013. С. 101-110.

16. Никулина И.Е. Инновации в современном менеджменте //Вестник Томского государственного университета. 2011. № 342. C. 159-162.

17. О ходе реализации инновационного развития России на период до 2020 года. URL: http://government.ru /news/16196/ (дата обращения: 05.08.2015).

18. Панфилов А.В. Управленческие инновации на малых инновационных предприятиях в России: источники, специфика, внедрение: автореф. дисс. ... канд. соц. наук: 22.00.08. Ростов н/Д, 2012. 24 с.

19. Руководство Осло. Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям. Издание третье / Совместная публикация ОЭСР и Евростата. М., 2006. 192 с.

20. Усик Н.И. Проблема модернизации управления российскими предприятиями // Проблемы системной модернизации экономики России: социально-политический, финансо-

во-экономический и экологический аспекты: сб. науч. ст. Вып. 9 / под общ. ред. проф. ВВ. Тумалева. СПб.: НОУ ВПО «Институт бизнеса и права», 2010. С. 217-221.

21. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р). URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/700 06124/ #ixzz3 fmdBy5nO (дата обращения: 13.07.2015).

22. Хеймел Г. Что есть что в управленческих инновациях //Harvard Business Review, 2006. №3. URL: http://hbr-russia.ru/upravlenie/ upravlenie-izmeneniyami/a10003/ (дата обращения: 10.07.2015).

23. Чечурина М.Н. Развитие экономических систем на основе управленческих инноваций: дисс. ... д-ра экон. наук: 08.00.05. М., 2015. 319 с.

24. Чечурина М.Н. Управление инновационным процессом в многоуровневой экономической системе: монография. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургской академии управления и экономики, 2010. 214 с.

25. Шевченко С.Г., Егоров В.В. Организационно-управленческие инновации: практика российских компаний. СПб.: Изд-во Политехнического ун-та, 2010. 368 с.

26. Яковец Ю.В., Кузык Б.Н., Кушлин В.И. Прогноз инновационного развития России на период до 2050 года с учетом мировых тенденций // Инновации. №2(79).

2005.С. 19-29.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27. Birkinshaw Julian, Mol Michael. How Management Innovation Happens // MIT Sloan.

2006. URL: http://sloanreview.mit.edu/article/ho w-management-innovation happens/ (дата обращения: 04.12.2015).

28. Jordan J. Leaving It All on the Field // Harvard Business Review. May 2014. URL: https://hbr.org/2014/05/leaving-it-all-on-the-field /ar/1 (дата обращения: 04.12.2015).

Получено: 15.01.2016.

References

1. Berezhnoi V.I., Taranova I.V., Tsvirin'ko I.A. Upravlencheskie resursy XXI veka [Management resources of the XXI century]. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/uprav lencheskie-resursy-xxi-veka (accessed 04.12.2015).

2. Botavina R.N. Sovershenstvovanie sistemy innovatsionnogo razvitiia predprinimatel'skikh struktur. Avtoref. diss. dokt.

ekon. nauk [Improvement of system of innovative development of business structures. Dr. econ. sci. author. diss.]. Moscow, 2013. 50 p.

3. Vaganov P.I. Teoriia i metodologiia innovatsionnogo upravleniia i upravlencheskikh innovatsii. Diss.dokt.ekon.nauk [Theory and methodology of innovation management and innovation management. Dr.econ.sci.diss.]. St. Petersburg, 2003. 355 p.

4. Vaganov P.I. Metodologicheskie problemy upravlencheskikh innovacii [Methodological problems of innovation management]. St. Petersburg, StPGUEF Publ., 2002.178 p.

5. Valdaitsev S.V. Innovatsii: asimmetriia interesov vladel'tsev i menedzhmenta firmy [Innovation: the asymmetry of interests of owners and company management]. Vestnik St. Petersburg University [Vestnik of Saint Petersburg University], 2012, no.1, pp. 20-30.

6. Gorevaia E.S. Organizatsionno-upravlencheskie aspekty innovatsionnoi deiatel'nosti promyshlennykh predpriiatii [Organizational and managerial aspects of innovation activity of industrial enterprises]. Vestnik NSU [Vestnik Novosibisk University], 2006, no.1, pp. 116-127.

7. Gomilevskaia G.A. Organizatsionno-upravlencheskie innovatsii v povyshenii effektivnosti gostinichnogo biznesa (na primere Primorskogo kraia). Diss.cand.ekon.nauk [Organizational and managerial innovations in improving the efficiency of the hotel business (on the example of Primorye territory)], Vladivostok, 2010.196 p.

8. Gurkov I.B. Innovatsionnoe razvitie i konkurentosposobnost'. Ocherki razvitiia rossiiskikh predpriiatii [Innovative development and competitiveness. Essays on development of Russian enterprises]. Moscow, TEIS Publ., 2003. 236 p.

9. Instructions for completing the forms of Federal statistical observation No. 4-innovation "Data on innovative activities of the organization" approved by the decree of Goskomstat of Russia of 22.07.2002. no. 156. (In Russian).

10. Karlinskaia E.V. Vnedrenie upravlencheskikh i social'nykh innovatsii na rossiiskikh predpriiatiiah, kak put' preodoleniia krizisa [Implementation of management and social innovations at Russian enterprises, as a way of overcoming the crisis]. Available at: http://ww w.gosbook.ru/node/32378 (accessed 05.08.2015).

11. Kniazev S.N., Gancherenok I.I. Upravlenie innovatsiiami i innovatsii v upravlenii [Management of innovations and innovative management]. Available at: http://www.pac.by

http ://e -j ournal .spa.msu.ru/uploads/ve stnik/2007/ vipusk_11._ijun_2007_g./knyazev_gancherenok.p df (accessed 05.08.2015).

12. Kravchenko N. Upravliat' kompaniiami sleduet innovatsionno [To manage the companies should be innovative]. Available at: http://sovetdirectorov.info /5613027/6271926 /6271930/6310995/ (accessed 07.07.2015).

13. Kolosova T.V. Upravlenie innovatsionnym razvitiem predpriiatiia i problemy konkurentosposobnosti [Management of innovative development of enterprises and competitiveness concerns]. Problemy sovremennoi ekonomiki. [Problems of modern economy], 2009, no. 2 (34), pp. 46-50.

14. Lebedev A.I. Problemy vnedreniia upravlencheskikh innovatsii v organizatsiiakh telekommunikatsionnogo sektora ekonomiki [Problems of introduction of managerial innovations in organizations in the telecommunications sector of the economy]. Available at: http:// technomag.edu.ru/doc/46628 9.html (accessed 20.06.2015).

15. Moreva E.L., Konotopov M.N. Problema vnedreniia novshestv na socialisticheskom proizvodstve i v perehodnyi period [The problem of introduction of innovations in socialist production and in the transition period]. Model' menedzhmenta dlia ekonomiki, osnovannoi na znaniiah: sb.st. V Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [The Model of management for economy based on knowledge, collected articles of V International scientific-practical conference]. Moscow, 2013, pp. 101-110. (In Russian).

16. Nikulina I.E. Innovatsii v sovremennom menedzhmente [Innovation in modern management]. Vestnik Tomskogo Gosudarstvennogo universiteta [The Bulletin of Tomsk state University], 2011, no. 342, pp.159-162.

17. O hode realizatsii innovatsionnogo razvitiia Rossii na period do 2020 goda [The implementation of the innovative development of Russia for the period up to 2020]. Available at: http://government.ru /news/16196/ (accessed 05.08.2015).

18. Panfilov A.V. Upravlencheskie innovatsii na malykh innovatsionnykh predpriiatiiakh v Rossii: istochniki, spetsifika, vnedrenie. Avtoref.diss.cand.ekon.nauk [Management innovation for small innovative enterprises in Russia: sources, specificity, implementation]. Rostov-on-Don, 2012. 24 p.

19. The Oslo Manual. Recommendations for the collection and analysis of data on

innovation. Third edition. A joint publication of OECD and Eurostat, Moscow, 2006. 192 p.

20. Usik N. I. Problema modernizatsii upravleniia rossiiskimi predpriiatiiami [The problem of modernization of management of Russian enterprises]. Problemy sistemnoi modernizatsii ekonomiki Rossii: social'no-politicheskii, finansovo-ekonomicheskii i ekologicheskii aspekty. Sbornik nauchnykh statei [Problems of system modernization of economy of Russia: social-political, financial, economic and environmental aspects. Collection of scientific articles], Saint-Petersburg, vol. 9, Institute of business and law, 2010, pp. 217-221.

21. Strategy of innovative development of the Russian Federation for the period until 2020 (approved. the decree of the RF Government of December 8, 2011 no. 2227-R). Available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/700 06124/ #ixzz3 fmdBy5nO (accessed 13.07.2015).

22. Heimel G. Chto est' chto v upravlencheskikh innovatsiiakh [What is what in management innovation]. Harvard Business Review, 2006, no. 3. Available at: http://hbr-russia.ru/upravlenie/upravlenie-izmeneniyami/a1 0003/ (accessed 10.07.2015).

23. Chechurina M.N. Razvitie ekonomicheskikh sistem na osnove upravlencheskikh innovatsii. Diss.dokt.ekon.nauk [The development of economic systems based on management of innovation. Dr.econ.sci.diss.]. Moscow, 2015. 319 p.

24. Chechurina M.N. Upravlenie innovatsionnym protsessom v mnogourovnevoi ekonomicheskoi sisteme [Management of innovation process in multi-level economic system], St. Petersburg, Publishing house of St. Petersburg Academy of management and Economics, 2010. 214 p.

25. Shevchenko S.G., Egorov V.V. Organizatsionno-upravlencheskie innovatsii: praktika rossiiskikh kompanii [Organizational and managerial innovations: the practice of Russian companies]. Saint-Petersburg, Publishing house of Polytechnic University, 2010. 368 p.

26. Iakovets Ju.V., Kuzyk B.N., Kushlin V. I. Prognoz innovatsionnogo razvitiia Rossii na period do 2050 goda s uchetom mirovykh tendentsii [Forecast of innovation development of Russia for the period up to 2050, taking into account global trends]. Innovatsii [Innovations], 2005, no. 2(79), pp. 19-29.

27. Birkinshaw Julian, Mol Michael. How Management Innovation Happens. Available at: http://sloanreview.mit.edu/article/how-manag ement-innovationhappens/ (accessed 04.12.2015).

28. Jordan J. Leaving It All on the Field. The date of the manuscript receipt:

Available at: https://hbr.org/2014/05/leaving-it- 15.01.2016.

all-on-the-field/ar/1 (accessed 04.12.2015).

ON SOME FEATURES OF MANAGEMENT INNOVATION THEORY IN NATIONAL SCIENCE Oksana N. Kiseleva, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Head of the Department

of Management Consulting E-mail: [email protected] Yuri Gagarin State Technical University of Saratov; 77, Politekhnicheskaya st., Saratov, 410054, Russian Federation Limited Liability Company «Business Solutions Innovation Investment Quality»; 11/15, Shelkovichnaya st., Saratov, 410017, Russian Federation

At present, economic advancement based on development and implementation of innovation is defined as the priority direction for the Russian economy, the primary focus being on technological forms of innovation. The results of the innovation strategy implementation in the national economy, characterized by low rates of innovative development of Russian enterprises, show that this approach is restricted. According to the author, results of innovative development of domestic enterprises directly depend on the transformation of management systems with changes both in the external and internal environment. Management innovations appear to be the main instrument of such transformation. Nowadays, in national innovation science there is a "gap" in respect to management innovations, resulting from some peculiarities of development of teachings about this kind of innovations and hindering their diffusion into domestic enterprises. Thus, the article is aimed at identifying the key problems and their causes. In order to achieve this goal, evolution of theoretical studies on management innovation is analyzed, the main approaches of national scientists to defining this type of innovation are identified, analysis of normative documents regulating innovative activity in the domestic economy is performed. As a result, some of the features determining the "gap" between theory and practice in the sphere of management innovation were revealed and formulated, which made it possible to identify the main obstacles that determine "bottlenecks" in innovation science. The efforts aimed at leveling these features will make it possible to use the benefits of management innovation in practice and to create the environment favorable for the development of domestic enterprises and economy on the whole.

Keywords: innovation, management innovation, development, enterprise, national economy, management system, technological and non-technological forms of innovation.

Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:

Киселева О.Н. О некоторых особенностях в теории организационно-управленческих инноваций в отечественной науке // Вестник Пермского университета. Сер. «Экономика» = Perm University Herald. Economy. 2016. № 3(30). С. 143-152. doi: 10.17072/1994-9960-2016-3-143-152

Please cite this article in English as:

Kiseleva O.N. On some features of management innovation theory in national science // Vestnik Permskogo universiteta. Seria Ekonomika = Perm University Herald. Economy. 2016. № 3(30). P. 143-152. doi: 10.17072/1994-9960-2016-3-143-152

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.