Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
668
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / КОРРУПЦИОННЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ / КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ПРОФИЛАКТИКА / АНТИКОРРУПЦИОННЫЕ МЕРЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Петрухина И.М., Субботина Т.Н.

Противодействие коррупции является одной из важных задач государства. Но несмотря на то, что государство старается своевременно принимать антикоррупционные меры, коррупция продолжает развиваться. В данной статье рассматривается влияние коррупции на развитие государства и общества, а также анализируются меры, направленные на борьбу с коррупционными правонарушениями. Кроме этого, в статье приводится пример совершенствования антикоррупционной деятельности в организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF ANTI-CORRUPTION ACTIVITIES IN THE STATE AUTHORITIES

Anti-corruption is one of the important tasks of the state. But despite the fact that the state tries to take anti-corruption measures in a timely manner, corruption continues to develop. This article examines the impact of corruption on the development of the state and society, as well as analyzes the measures aimed at combating corruption offenses. In addition, the article provides an example of improving anti-corruption activities in an organization.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

И.М. Петрухина, студент

Т.Н. Субботина, канд. пед. наук, доцент

Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-4-4-101-105

Аннотация. Противодействие коррупции является одной из важных задач государства. Но несмотря на то, что государство старается своевременно принимать антикоррупционные меры, коррупция продолжает развиваться. В данной статье рассматривается влияние коррупции на развитие государства и общества, а также анализируются меры, направленные на борьбу с коррупционными правонарушениями. Кроме этого, в статье приводится пример совершенствования антикоррупционной деятельности в организации.

Ключевые слова: коррупция, коррупционные правонарушения, конфликт интересов, органы государственной власти, ответственность, профилактика, антикоррупционные меры.

Сегодня коррупция играет роль одного из самых опасных социальных явлений. Большое число как отечественных, так и зарубежных авторов, чьи исследования затрагивают данную тему, приходят к выводу, что коррупция имеет системный характер и представляет собой национальную угрозу для любой страны. Системность коррупционных преступлений можно рассматривать как антисоциальное противоправное явление, состоящие из комплекса преступлений, виновником которых является должностное лицо. Такие преступления происходят в результате злоупотребления должностными полномочиями указанного лица либо в личных интересах, либо в интересах третьих лиц.

В связи в возрастающим уровнем этого противоправного явления государство и общество не только принимают активные меры по борьбе с коррупцией, но стараются своевременно эти меры совершенствовать. Однако, не смотря на все принимаемые меры, коррупция продолжает тормозить развитие национальной экономики и проведение различных социальных преобразований, негативно влиять на нормальное функционирование общественных институтов. Кроме этого, у граждан нашей страны формируется недоверие к органам государственной власти и увеличивается

уровень тревоги, что, в свою очередь, обеспечивает негативный имидж России на внешнем уровне. Исследователи проблемы коррупции убеждены, что это явление несет глобальную угрозу для безопасности страны.

Среди эффективных методов противодействия коррупции можно выделить ужесточение законодательства и антикоррупционную профилактику. Следует отметить, что даже учет зарубежного опыта в борьбе с данной проблемой не сможет быть эффективным в условиях современных российских реалий. Наш менталитет и воспитание еще в раннем возрасте закладывают определенный уровень недоверия к органам государственной власти, что граждане «вынуждены» решать свои проблемы путем подкупа государственных служащих и выражения им «благодарности» взамен на оказанные ими услуги. Именно это наталкивает Правительство РФ искать действенные подходы в сфере образования.

Правительство РФ старается своевременно совершенствовать нормативно-правовую базу в сфере противодействия коррупции. Например, были внесены изменения в [1]:

- Федеральный закон от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ «О запрете отдельным категори-

ям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами»;

- Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Согласно первому цифровые финансовые активы и цифровые валюты, которые были выпущены в информационных системах, организованных в соответствии с иностранным правом, теперь относятся к иностранным финансовым инструментам и, следовательно, определенным категориям должностных лиц запрещено владеть или пользоваться ими. В соответствии со вторым в России создается система регулирования оборота криптовалют в контексте противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма.

Такие нормативно-правовые акты, как принятый ранее Федеральный закон и новый Указ обязывают должностных лиц раскрывать сведения об операциях, проводящихся в отношении цифровых активов и валюты, в рамках ежегодного антикоррупционного декларирования.

На данный момент эта обязанность возлагается лишь на отдельные категории лиц, которым необходимо приложить к справке о доходах и расходах дополнительное уведомление. Однако после вступления в силу изменений, касающихся формы справки, это обязательство будет возложено на все группы декларантов.

Стоит отметить, что внесение изменений в законодательную базу оказывается недостаточным для хорошей основы жизнедеятельности граждан. В целях формирования нетерпимого отношения к нарушениям и преступления коррупционной направленности важно обеспечить духовный и нравственный фундамент, зависящий от уровня культуры и образования.

Негативное отношение к правовому регулированию государственной службы наряду с другими факторами может служить поводом к таким противоправным социальным явлениям, как коррупция. В связи с этим уровень правовой грамотности граждан должен повышаться. Просветительская работа, ведущаяся для поднятия уровня правового сознания гражданского общества, преследует такие цели, как:

- укрепление доверия к действующей власти;

- воспитание чувства гражданской ответственности.

Согласно данным Следственного комитета Российской Федерации и прокуратуры в России за 2020 год было выявлено свыше 16 тысяч преступлений коррупционной направленности в отношении 7,4 тысяч обвиняемых в преступлениях. Ущерб от таких преступлений по уголовным делам составил более 45 миллиардов рублей [2].

Следует напомнить, что граждане РФ, иностранные граждане, а также лица без гражданства, обвиняемые в коррупционных правонарушениях, несут четыре виды ответственности в соответствии со степенью нарушения.

Таблица. Ответственность за коррупционные правонарушения

Вид ответственности Квалифицирующие статьи

Уголовная Статьи 201, 204, 204.1, 204.2, 285, 290-291.2 Уголовного кодекса РФ

Административная Статьи 19.28, 19.29 Кодекса об административных правонарушениях РФ

Гражданско-правовая Статьи 16, ст. 1069, ст. 1070 Гражданского кодекса РФ

Дисциплинарная Статьи 22 и 192 Трудового кодекса РФ

За несоблюдение антикоррупционного законодательства федеральными органами государственной власти, органами власти субъектов РФ и местного самоуправления,

а также предприятиями, связанными с госсобственностью, предусмотрена ответственность. Данная сфера регулируется Федеральным законом № 273-Ф3 от

25.12.2008 «О противодействии коррупции».

В качестве примера подобных правонарушений можно привести деяния, совершенные сотрудницами Управления Рос-реестра по Амурской области, привлеченными к уголовной ответственности в начале 2020 года. По собранным данным, они получали взятки с 2015 по 2019 год за принятие незаконных решений о государственной регистрации прав и внесение соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимого имущества, соответствующих корыстным целям заинтересованных третьих лиц. Действия двух специалистов были квалифицированы соответственно по ч. 2 ст. 290 УК РФ и п. «в» ч. 5 ст. 290 УК РФ. Данные статьи предусматривают крупный штраф, лишение специального права (права занимать соответствующую должность), а также лишение свободы.

Примером назначения реального срока за преступление коррупционной направленности можно считать отбывание наказания в колонии строгого режима бывшим начальником военного госпиталя Благовещенского гарнизона. Суд усмотрел в противоправных действиях экс-начальника преступление, предусмотренное ч. 6 ст. 290 УК РФ и назначил подсудимому не только 6 лет лишения свободы с отбыванием реального срока наказания, но также лишил его права занимать должности, связанные с осуществлением с организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций на 12 лет. 9.8 миллиона рублей, полученные осужденным в результате совершения незаконных действий, были конфискованы.

Данные показательные примеры из судебной практики являются ничтожно малой долей от количества всех совершаемых незаконных действий коррупционной направленности. Во избежание возможного привлечения к ответственности своих сотрудников государственные органы должны заблаговременно прибегнуть к мерам, представленным в антикоррупционном законодательстве.

Также, статья 13.3 Ф3-273 «О противодействии коррупции» устанавливает обя-

занность разрабатывать и принимать конкретные меры по предупреждению коррупции в организациях. Данная обязанность охватывает абсолютно все организации вне зависимости от организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности, форм собственности [3]. Стоит учитывать, что несоблюдение данной обязанности грозит внушительными убытками как материальными, так и репутационны-ми.

С 1 января по 30 июня 2021 года лица, поступающие на государственную службу, а также служащие, переходящие на должности, включенные в перечень, обязаны подавать уведомление об имеющихся у них цифровых финансовых активах, цифровой валюте, цифровых правах и утилитарных цифровых правах.

Что касается профилактики коррупции, то Министерством труда и социальной защиты были разработаны Методические рекомендации «Меры по предупреждению коррупции» (от 18 сентября 2019 года) [4].

В данном документе прописаны положения по внедрению антикоррупционных мер для организаций всех форм собственности для того, чтобы обеспечить:

- устранение рисков привлечения к какому-либо виду ответственности;

- внедрение стандартов этичного и добросовестного поведения;

- способность действовать в рамках антикоррупционного порядка (комплаенса).

Кроме этого, следует заметить, что выполнение работ по обеспечению профилактики коррупции, а также предупреждению конфликта интересов можно отнести к обязанностям специального подразделения. Но в случае, если организация является небольшой, то отдельному сотруднику (из отдела юридической службы, внутреннего контроля и безопасности, внутреннего аудита или кадрового управления).

Обязанности организаций изложены в пункте 1 части 2 статьи 13.3 ФЗ-273 «О противодействии коррупции».

К основным функциям такого подразделения (сотрудника) можно отнести следующие:

- сбор и анализ уведомлений и деклараций, предоставляемые работниками орга-

низации в целях обеспечения мер противодействия коррупции;

- разработка локальных нормативных актов, а также методических материалов по вопросам профилактики коррупционных правонарушений;

- участие в проведении оценки коррупционных рисков;

- выявление ситуаций конфликта интересов и т.д.

Если организация формирует в своем составе подразделение по профилактике коррупционных деяний, то параллельно с этим необходимо разработать соответствующей положение. Функции такого подразделения указываются в таких документах, как:

- трудовые договоры с ответственными работниками, а также инструкции по их деятельности;

- локальные нормативные акты, включающие в себя антикоррупционную политику и применяемые антикоррупционные меры;

- положение о подразделении по профилактике коррупционных деяний в том случае, если оно выделено в отдельную внутриорганизационную структуру.

Кадровая служба готовит распоряжение во всех остальных случаях. Форма произвольная, однако в соответствии с ГОСТ Р7.0.97-2016 в приказ о назначении сотрудника, ответственного за противодействие коррупции в организации рекомендуется включить следующую информацию:

- наименование организации, дата и место создания, а также номер регистрации;

Библиографический список

1. Финконт. Учебный центр // Антикоррупционная политика в органах госвласти: что изменилось в законодательстве. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.fcaudit.ru/blog/antikorruptsionnaya-politika-v-organakh-gosvlasti-chto-izmenilos-v-zakonodatelstve/ (дата обращения: 25.04.2021).

2. Риа Новости // СК расследовал почти 16 тысяч дел о коррупции в 2020 году. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ria.ru/20201208/korruptsiya-1588146708.html (дата обращения: 25.04.2021).

3. Федеральный закон "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 N 273-ФЗ (последняя редакция). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82959/ (дата обращения: 25.04.2021).

4. Информация Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 сентября 2019 г. "Меры по предупреждению коррупции в организациях". - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://base.garant.ru/72755766/ (дата обращения: 25.04.2021).

- ссылка на Федеральный закон № 273-ФЗ от 25.12.2008 «О борьбе с коррупцией»;

- ФИО сотрудника, на которого возлагаются соответствующие полномочия

- срок полномочий при временном назначении на должность, дата начала исполнения полномочий - при постоянном назначении;

- перечень прав и обязанностей либо ссылка на должностную инструкцию.

Такой документ заверяется подписью руководителя. С ним должны быть ознакомлены как сам назначаемый на должность, так и иные указанные лица.

Положение о невозможности прямого доступа к руководству включается в распоряжение о назначении ответственного за противодействие коррупционным преступлениям в отдельном порядке. Обязательным условием является полная независимость ответственного за профилактику правонарушений от должностных лиц и подразделений основных направлений деятельности предприятия в функциональном плане.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что, несмотря на все принимаемые государством меры, коррупция продолжает развиваться и угрожать национальной безопасности страны. Очевидно, что избавиться от коррупции невозможно, однако соблюдение имеющихся антикоррупционных мер, а также их совершенствование позволят снизить уровень коррупции.

IMPROVEMENT OF ANTI-CORRUPTION ACTIVITIES IN THE STATE AUTHORITIES

I.M. Petrukhina, Student

T.N. Subbotina, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovski (Russia, Kaluga)

Abstract. Anti-corruption is one of the important tasks of the state. But despite the fact that the state tries to take anti-corruption measures in a timely manner, corruption continues to develop. This article examines the impact of corruption on the development of the state and society, as well as analyzes the measures aimed at combating corruption offenses. In addition, the article provides an example of improving anti-corruption activities in an organization.

Keywords: corruption, corruption offenses, conflict of interests, public authorities, responsibility, prevention, anti-corruption measures.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.