ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
ОСОБЕННОСТИ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Грибанова Анна Сергеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» Студентка 4 курса бакалавривата по направлению подготовки «юриспруденция»
CHARACTERISTIC OF KALININGRAD REGION'S ANTI-CORRUPTION MEASURES
Аннотация. Коррупция - масштабное явление, представляющее угрозу не только для общественного правопорядка и эффективного функционирования экономики, но и для национальной и финансовой безопасности Российской Федерации. Коррупционные проявления являются острой проблемой не только на федеральном, но и на региональном, а также местном уровнях власти. В связи с этим особый интерес представляет исследование антикоррупционных мер, предпринимаемых в отдельно взятом субъекте федерации, а также оценка их эффективности. При этом Калининградская область, во многом благодаря своему особому геополитическому положению, является регионом, в котором коррупционные проявления, могут не только нанести ущерб экономической безопасности, но и стать причиной дестабилизации обстановки в субъекте. Все это обуславливает необходимость кропотливой работы в сфере проведения антикоррупционного контроля в данном регионе. В связи с этим, исследование проводимых мероприятий по противодействию коррупции в Калининградской области, а также оценка результатов антикоррупционной деятельности в регионе является главной целью данной работы.
Abstract. Corruption is an endemic sociological occurrence which undermines public security, economic performance, and even nation and financial security of Russian Federation. Corrupt practice is a major problem of federal, region and even municipal level of governance. So it's a thing of great importance to investigate and estimate efficiency of anticorruption measures, which are implemented in a particular region. Geographical location of of Kaliningrad region makes facts of corruption more dangerous, as they are able to undermine economical security and become the reason of political unrest. These factors necessitate special anticorruption control in this region. In that regard, analyses and estimation of anticorruption measures applied in Kaliningrad region are the main goals of the research.
Ключевые слова: Коррупция; антикоррупционные меры; национальная безопасность; финансовая безопасность; противодействие коррупции; Калининградская область.
Keywords: Corruption; anti-corruption measures; national security; financial security; corruption countermeasures; Kaliningrad region.
Преступления коррупционной направленности являются одной из угроз устойчивому социальному и экономическому развитию РФ. Вот почему коррупция представляет большую опасность для правильного и эффективного функционирования общества и государства. При этом наибольшую общественную опасность приобретают коррупционные правонарушения, совершаемые государственными и муниципальными служащими, поскольку данные лица обладают специфическими властными полномочиями, использование которых в противоправных целях отличается крайне негативным влиянием на все сферы общественной жизни. Именно поэтому тема противодействия коррупции в сфере государственной и муниципальной службы не теряет своей актуальности.
В Российской Федерации активно развивается антикоррупционное законодательство: приняты Федеральный закон РФ от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Указ Президента РФ от 13.05.2017 N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года", в котором наряду с другими угрозам экономической безопасности названа и коррупция, борьба с которой является одной из задач по реализации развития системы государственного управления. [1]
Нельзя не отметить тот факт, что меры по борьбе с коррупцией предпринимаются не только на федеральном, но и на региональном и местном уровнях. Это повышает эффективность антикоррупционной работы, поскольку на местах меры по противодействию коррупции приобретают точечный характер. В данной работе автору хотелось бы подробнее остановиться на антикоррупционных мерах, предпринимаемых в отдельно взятом субъекте РФ, а именно в Калининградской области.
Нормативно - правовым актом Калининградской области в сфере противодействия коррупции является Закон Калининградской области от 26 мая 2017 года N 73 "О противодействии коррупции в Калининградской области". В Законе указаны специальные органы по противодействию коррупционным проявлениям - Комиссия по координации работы по противодействию коррупции в Калининградской области и комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. Последние образуются правовыми актами органов государственной власти, государственных
органов Калининградской области. Так, например, такая комиссия присутствует в составе Министерства сельского хозяйства Калининградской области.
Комиссия по координации работы по противодействию коррупции в Калининградской области - это постоянно действующий координационный орган при Губернаторе Калининградской области, выполняющий функции, возложенные на комиссию по соблюдению требований к должностному поведению и урегулированию конфликта интересов в отношении лиц, замещающих отдельные государственные должности Калининградской области и являющихся членами Правительства Калининградской области, представителя Калининградской области в иностранных государствах и международных организациях, Уполномоченного по правам ребенка в Калининградской области. [2] Данный орган был образован Указом Губернатора Калининградской области от 14 октября 2015 года № 139, в рамках совершенствования организации деятельности по противодействия коррупции. Основными направлениями деятельности Комиссии являются подготовка предложений Губернатору Калининградской области о реализации государственной политики в области противодействия коррупции, обеспечение согласованных действий органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, а также их взаимодействия с территориальными органами федеральных государственных органов при реализации мер по противодействию коррупции в Калининградской области и пр. [3] Положение и персональный состав Комиссии утверждаются Губернатором Калининградской области. Обеспечение деятельности Комиссии и контроль за исполнением принятых ею решений осуществляет уполномоченный орган исполнительной власти Калининградской области, осуществляющий функции по профилактике коррупционных и иных правонарушений, - Служба по противодействию коррупции Калининградской области. [2]
Указанный орган был образован Постановлением Правительства Калининградской области от 04 апреля 2019 года № 238, но при этом подведомственен Губернатору Калининградской области. Основные задачи Службы заключаются в формировании у лиц, замещающих государственные должности Калининградской области, государственных гражданских и муниципальных служащих нетерпимости к коррупционному поведению, а также в обеспечении соблюдения такими лицами требований законодательства РФ о контроле за соответствием расходов лица, замещающего должность государственной гражданской службы Калининградской области, расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей доходу данного лица и его супруги (супруга) и др. [4] В рамках реализации поставленных перед ней задач Служба по противодействию коррупции проводит мероприятия по приему сведений о доходах, об имуществе лиц, замещающих муниципальные должности, должности главы местной администрации по контракту, а также анализ этих сведений и проверку их достоверности и полноты; принимает меры по выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению конфликта интересов и пр. [4] Необходимо отметить, что в компетенцию Службы не входит контроль за соблюдением антикоррупционного законодательства мировыми судьями, лицами, замещающими государственные должности в Калининградской областной Думе, Уставном Суде Калининградской области. Также стоит обратить внимание на полномочие Службы проводить мониторинг деятельности по профилактике коррупционных правонарушений в органах местного самоуправления, муниципальных организациях и учреждениях, а также соблюдения в них законодательства РФ о противодействии коррупции. [4]
Указом Губернатора Калининградской области от 29 ноября 2018 года №199 был утвержден План по противодействию коррупции в Калининградской области на 2018-2020 годы, который является комплексом мероприятий правового, экономического, образовательного, организационного характера, направленных на противодействие коррупции в Калининградской области. [5] Результаты реализации Плана отражены в Отчете о выполнении мероприятий Плана по противодействию коррупции в Калининградской области на 2018-2020 годы.
Анализ положений Отчета показывает, что основной упор в антикоррупционной деятельности региона был сделан, прежде всего, на профилактику коррупционных факторов. Так, было налажено активное межведомственное сотрудничество в области противодействия коррупции, в частности при помощи межведомственных совещаний, участие в которых принимали сотрудники Службы по противодействию коррупции, прокуратуры Калининградской области, сотрудники правоохранительных и контрольно-надзорных органов данного субъекта РФ. В деятельности должностных лиц вышеупомянутых органов сделан акцент на координацию и взаимодействие с институтами гражданского общества, а также на проведение контроля эффективности реализации антикоррупционных мер. Так, Службой на постоянной основе анализируются программы противодействия коррупции, производится оценка их эффективности, принимаются меры, направленные на корректировку данной работы.
В ходе систематической работы по сбору, анализу и проверки сведений о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера должностных лиц, служащие, уличенные в совершении коррупционных правонарушений и в предоставлении неполных и недостоверных сведений за 2017 и 2018 годы, были привлечены к дисциплинарной ответственности. Более того, в ходе проведений мероприятий по борьбе с коррупцией было выявлено несколько фактов неисполнения депутатами в установленный срок обязанности по представлению таких сведений. Как результат, 1 депутат сложил полномочия по собственному желанию, 2 депутата, нарушившие требования антикоррупционного законодательства были
досрочно освобождены от должности в связи с утратой доверия. [5]
На постоянной основе Службой осуществляется мониторинг организации работы по предупреждению коррупции в организациях, подведомственных органам местного самоуправления Калининградской области, а также оценка коррупционных рисков, с целью последующего принятия мер по установлению и устранению причин и условий их возникновения. [5] В ходе данной работы установлено, что администрациями муниципальных образований региона осуществляется недостаточный контроль за работой подведомственных им учреждений и предприятий. В связи с этим Службой были разработаны и направлены в органы местного самоуправления методические рекомендации по организации работы по профилактике коррупции в муниципальных организациях.
Одним из главных достижений в сфере противодействия коррупции в Калининградской области за период с 2018 по 2020 год автор считает организацию работы «телефона доверия», целью которой стало получение дополнительной информации для совершенствования деятельности по борьбе коррупции, а также расширение возможностей по оперативному реагированию на возможные коррупционные проявления. Прием и рассмотрение поступающих сообщений находится в компетенции Службы по противодействию коррупции. Как показала практика, основной массив вопросов, поступающих на «телефон доверия», относится к вопросам социальной направленности. [5]
Кроме того, в Калининградской области можно отметить тенденцию привлечения к антикоррупционной деятельности субъектов гражданского общества и попытка формирования института общественного контроля. Как отмечается в Отчете, «институт общественного контроля может стать эффективным инструментом в сфере противодействия коррупции при условии системного подхода к совершенствованию механизмов общественного контроля, повышению уровня взаимодействия государства с институтами гражданского общества, информированности общественности о деятельности органов власти и заинтересованности обеих сторон во взаимодействии». [5]
Нельзя не отметить предпринимаемые в Калининградской области меры, направленные на антикоррупционное просвещение граждан и повышение квалификации служащих в сфере борьбы с коррупцией: проводятся социологические исследования, круглые столы, результаты которых анализируются и учитываются при разработке антикоррупционных мероприятий. Так, 22 ноября 2019 года на базе БФУ им. И. Канта прошел круглый стол «Противодействие коррупционной преступности: проблемы и пути решения», в рамках которого следственное управление СК РФ по Калининградской области представило статистические данные о борьбе с преступлениями коррупционной направленности. За 9 месяцев 2019 года в производстве следователей находилось 145 уголовных дел о преступлениях данной категории, из которых в суд было направлено 42 уголовных дела. В аналогичном периоде 2018 года в производстве находилось 117 уголовных дел, 35 из которых было направлено в суд. В рассматриваемом периоде 2019 года сумма причиненного коррупционными преступлениями ущерба составила 22,5 млн рублей, было возмещено 56% от суммы ущерба. В 2018 году ущерб от совершения преступлений коррупционной направленности составил 1,4 млн руб., 59% от суммы ущерба было возмещено. К наиболее распространенным преступлениям коррупционной направленности сотрудники СУ СК РФ по Калининградской области отнесли дачу и получение взятки (ст. 290, 291 УК РФ), коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ), мошенничество, присвоение или растрата, совершенные лицом с использованием своего служебного положения (ч. 3 ст. 159, ч. 3 ст. 160 УК РФ), превышение и злоупотребление должностными полномочиями, совершенные с корыстным мотивом (ст.285, 286 УК РФ). [6]
По данным, представленным Генеральной прокуратурой РФ, в 2017 году Калининградская область занимала 42 место в рейтинге субъектов РФ по количеству зарегистрированных преступлений по ст. 290 УК РФ. В 2018 году по этому же показателю регион занял уже 65 место в рейтинге, что стало лучшим показателем Калининградской области за период с 2010 по ноябрь 2020 г. (рис. 1) [7]
Рис. 1
Несмотря на это, в период с 2018 по 2019 гг. наблюдался резкий прирост количества зарегистрированных преступлений по ст. 290 УК РФ. (рис. 2) Однако нельзя забывать, что преступления коррупционной направленности отличаются высоким уровнем латентности. Именно поэтому автор полагает, что выявление большего числа преступлений данной категории связано не с реальным увеличением их распространенности, а с улучшением методики их выявления, а значит, является показателем эффективности борьбы с коррупцией в Калининградской области. [7]
Рис. 2
Итоги проведенной в Калининградской области работы по противодействию коррупции в Отчете оцениваются положительно, указывается, что предпринятые в 2018-2020 г. меры в целом дали ожидаемый
благоприятный результат. Особенно отмечается вовлечение в данную работу всех органов государственной власти и местного самоуправления.
Тем не менее, очевидно, что большая часть проведенных в регионе антикоррупционных мероприятий носит политический и культурно-нравственный характер. Однако «коррупции как системному явлению должны соответствовать системные меры», поэтому необходимо обратить особое внимание на обеспечение достойного уровня оплаты труда государственным и муниципальным служащим и повышение общего уровня благосостояния населения для создания экономических основ противодействия коррупции. [8]
Кроме того, представляется рациональным сделать Комиссию по координации работы по противодействию коррупции и Службу по противодействию коррупции более функционально и организационно независимыми. Это необходимо для обеспечения объективной оценки коррупционной ситуации в регионе: тот факт, что Губернатор области является председателем Комиссии, а также имеет полномочие назначать и отстранять от должности начальника Службы ставит под сомнение реализацию фундаментальных принципов антикоррупционного контроля, снижает продуктивность работы по противодействию коррупции. Именно поэтому автор полагает, что в Калининградской области назрела объективная необходимость в реформировании системы органов по противодействию коррупции.
В целом, в Калининградской области созданы благоприятные условия для минимизации коррупционных проявлений, однако коррупционные правонарушения среди государственных и муниципальных служащих все еще распространены. Коррупция - это сложное, многоаспектное явление, для эффективного противодействия которому требуется консолидация усилий не только органов законодательной, исполнительной власти, правоохранительных органов, но и коммерческих, некоммерческих организаций, общественных объединений, отдельных граждан. Представляется целесообразным уделять особое внимание профилактическим мерам по борьбе с коррупцией: помимо усовершенствования правового механизма противодействия коррупционным преступлениям, важно устранить социально-психологические и экономические факторы распространения коррупции. Этого можно добиться путем выработки в обществе нетерпимости к коррупционным проявлениям, повышения уровня правового образования населения, а также с помощью эффективного регулирования экономики и поддержания высокого уровня благосостояния населения. Хочется верить, что методика противодействия коррупции в Калининградской области будет постоянно совершенствоваться, а процент совершения преступлений с коррупционной составляющей будет неуклонно снижаться.
Рисунок 1. Калининградская область в рейтинге субъектов РФ по количеству зарегистрированных преступлений по ст. 290 УК РФ (получение взятки)
Рисунок 2. Динамика количества зарегистрированных в Калининградской области преступлений по ст. 290 УК РФ (получение взятки)
Список литературы
1 - Указ Президента Российской Федерации "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года" от 13.05.2017 № N 208 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2017 г. № №20. Ст. ст. 2902
2 - Закон Калининградской области "О противодействии коррупции в Калининградской области" от 26.05.2017 N 73 с изм. и допол. в ред. Закона Калининградской области от 22.02.2019 N 269 // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации URL: http://docs.cntd.ru/document/450229111
3 - Указ Губернатора Калининградской области ""О мерах по реализации пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 15 июля 2015 года N 364 "О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции"" от 14.10.2015 № N 139. с изм. и допол. в ред. Указов Губернатора Калининградской области от 02.11.2015 N 147, от 05.04.2016 N 42, от 02.11.2016 N 129, от 10.05.2017 N 49, от 13.06.2017 N 64, от 15.09.2017 N 95, от 31.01.2018 N 10, от 06.03.2018 N 32, от 13.06.2018 N 65, от 02.07.2018 N 85, от 09.10.2018 N 162, от 27.02.2019 N 20, от 04.04.2019 N 32 // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/document/430664323
4 - Постановление Правительства Калининградской области "Об утверждении положения о Службе по противодействию коррупции Калининградской области" от 04.04.2019 № N 238 с изм. и допол. в ред. Постановления Правительства Калининградской области от 20.02.2020 N 82 // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации URL: http://docs.cntd.rn/document/553254701
5 - Отчет о выполнении мероприятий Плана по противодействию коррупции в Калининградской области на 2018-2020 годы // Служба по противодействию коррупции Калининградской области URL: https://antikor.gov39.ru/corruption/docs/ (дата обращения: 29.01.2021)
6 - Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Калининградской области URL: https://kld.sledcom.ru/news/item/1413114 (дата обращения: 29.01.2021)
7 - Информационно-аналитический портал правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации URL: http://crimestat.ru/regions_chart_total (дата обращения: 29.01.2021)
8 - Глазкова Л.В. Проблемы противодействия преступности и коррупции : конспект лекций. - Москва: Проспект, 2020. - с. 41