THE IMPROVEMENT OF AGRARIAN LEGISLATION IN A CHANGING CLIMATE.
BY THE EXAMPLE OF UZBEKISTAN
N.SKRIPNIKOV, R.KENZHAEVa
Tashkent state University of law, Tashkent, 100047, Uzbekistan
совершенствование аграрного законодательства в условиях изменяющегося климата. на примере
узбекистана
Н.СКРИПНИКОВ, Р.КЕНЖАЕВа
Ташкентский государственный юридический университет, Ташкент, 100047, Узбекистан
узгарувчан и;лим шароитларида ;ишло; хужалиги
конунчилигини такомиллаштириш. узбекистон
мисолида
Н.СКРИПНИКОВ, Р.КЕНЖАЕВа
Тошкент давлат юридик университети, Тошкент, 100047, Узбекистон
Аннотация: в статье,подчеркивая актуальность проблем, связанных с изменением климата, авторами приводятся определения понятиям "погода" и "климат", раскрываются особенности изменения климата для сельскохозяйственного производства, показаны как негативные, так и позитивные возможные последствия в данной сфере отношений, использовав международно-правовые акты и анализ законодательства Республики Узбекистан, предлагается внести соответствующие дополнения в действующее аграрное и природоресурсное законодательство с целью адаптации и смягчения рисков.
Ключевые слова: изменение климата, сельское хозяйство, международные правовые акты, аграрное законодательство, совершенствование, адаптация.
Аннотация: ицлим узгариши билан боглиц муаммоларнинг долзарблигини таъкидлаш, муаллифлар "об-уаво" ва "ицлим" тушунчаларининг таърифларига аницлик киритиш, цишлоц хужалиги ишлаб чицариши учун ицлим узгаришининг хусусиятларини очиб бериш, халцаро ууцуций уужжатларни цуллаш орцали ушбу соуада салбий ва ижобий оцибатларнинг олдини олишда Узбекистон Республикасини цонунчилигини таулил цилиш уамда мавжуд булган аграр ва табиий ресурслар цонунчилигига мослаштириш ва уафларни юмшатиш.
Калит сузлар: ицлим узгариши, цишлоц хужалиги, халцаро ууцуций уужжатлар, аграр цонунчилик, такомиллаштириш, мослашиш.
Annotation: emphasizing the urgency of the problems associated with climate change, the authors provide the definitions of the concepts "weather" and "climate", reveal the features of climate change for agricultural production, show both negative and positive potential consequences in this area of relations using international legal acts and analysis of the legislation of the Republic of Uzbekistan, it is proposed to make appropriate amendments to the existing agrarian and natural resource legislation in order to adapt and risk mitigation.
Keywords: climate change, agriculture, international legal acts, agrarian legislation, improvement, adaptation.
Актуальность темы. К настоящему моменту мировым научным сообществом сделан однозначный вывод о том, что климат на планете Земля изменяется. Участившиеся засухи, стихийные лесные пожары, наводнения меняют привычную среду обитания животных и растений, увеличивают масштабы социально-экономических потерь и затрат на решение связанных с этим проблем. Изменения климата, дестабилизирующие природные экосистемы и экономику, становятся все более очевидными.
Глобальное изменение климата и его влияние на окружающую среду является одной из главных проблем XXI века. Анализ изменений, происходящих в атмосфере, в погоде и в биофизической системе Земли в течение XX века, позволяет признать наблюдаемую климатическую аномалию объективно существующей. Эта аномалия требует обязательного учета при разработке стратегии и мероприятий, способных обеспечить устойчивую хозяйственную деятельность. Особое место занимает проблема бесперебойного функционирования сельского хозяйства - важнейшей отрасли экономики, наиболее климатически зависимой и уязвимой. Проблема изменения климата актуальна как для Узбекистана, так и для большинства стран мира. Ряд современных вызовов устойчивому развитию - дефицит пресной воды, энергии, продовольствия, сокращение биоразнообразия, рост числа и интенсивности стихийных бедствий, деградация почв и другие проблемы - во многом обусловлены изменением климата. Продовольственная безопасность в ближайшие десятилетия будет зависеть от темпов и направленности процесса глобального потепления климата, который усиливается с каждым годом. Глобальное изменение климата оказывает многостороннее разнонаправленное воздействие на сельское хозяйство. По результатам данной научно-исследовательской работы подготовлены выводы и соответствующие рекомендации, которые могут способствовать решению задачи обеспечения продовольственной безопасности и использования собственных ресурсов в условиях климатических изменений.
В последнее десятилетие проблемы, связанные с изменением климата, в связи с их актуальностью, становятся объектами исследований как на международном уровне, так и различных государств по самымразличным отраслям наук и сфер производственной деятельности. Существует множество публикаций, раскрывающих особенности изменения климата и ожидаемых последствий. Чтобы продолжить раскрытие обозначенной темы статьи, представляется необходимым ответить в первую очередь на следующие вопросы.Что следует понимать под взаимосвязанными терминами "климат"и "погода"? Полагаем, что наиболее удачным может быть следующий ответ. Если термин "погода" понимать как совокупность значений метеорологических элементов и атмосферных явлений в данный момент времени в той или иной точке пространства, то под климатом следует понимать многолетний режим погоды в той или иной местности, определяемый географическими условиями этой местности.
По оценкам специалистов, на территории Узбекистана к 2030 году возможное увеличение среднегодовой температуры достигнет 2-3 градусов по северной зоне и 1 градуса по южной зоне республики. Изменение климата приведет к увеличению потерь воды на 10-15% за счет испарения с водной поверхности и на 10-20% из-за возрастания транспирации растениями, что вызовет увеличение безвозвратного потребления воды в среднем на 18% с соответствующим ростом водозабора. Следует отметить, что с изменением климата (потепления) в сельском хозяйстве ожидаются не только негативные, но и позитивные последствия. Например:
повышение эффективности растениеводства и животноводства за счет увеличения продолжительности и теплообеспеченности вегетационного периода;
снижение затрат на стойловое содержание скота за счет сокращения на 10-15 дней зимнего периода;
более раннее начало весенних процессов и наступление сроков сева яровых культур;
ускорение созревания зерновых культур и сроков их уборки; и др.
Решение проблем, связанных с изменением климата в целом и в сельском хозяйстве в частности следует рассматривать комплексно, учитывая политические, экономические, правовые, экологические и социальные подходы. При этом нельзя упускать из вида наличие взаимосвязи и взаимозависимостимеждународных, региональных и национальных правовых актов, регулирующих отношения в данной сфере.
Основным или главным международным правовым актом, обеспечивающим регулирование отношений в области изменения климата, является Рамочная Конвенция ООН об изменении климата (РКИК), Нью-Йорк, 9 мая 1992 г., которая вступила в силу и для Узбекистана с 21 марта 1994 года. РКИК является основным международно-правовым документом глобального характера по данной проблеме, инструментом международного сотрудничества по смягчению негативных последствий изменения климата и снижения антропогенной нагрузки на атмосферу Земли. РКИК были определены общие направления деятельности мирового сообщества по противодействию глобальному изменению климата.
В статье 4 пункт 1.е) РКИК, озаглавленной: «Обязательства», сказано. «Все стороны, учитывая свою общую, но дифференцированную ответственность и свои конкретные национальные и региональные приоритеты, цели и условия развития:
e) сотрудничают в принятии подготовительных мер с целью адаптации к последствиям изменения климата; разрабатывают и развивают соответствующие комплексные планы по ведению хозяйства в прибрежной зоне, водным ресурсам и сельскому хозяйству и по охране и восстановлению районов, особенно в Африке, пострадавших от засухи и опустынивания, а также наводнений". 2 октября 2018 года в Узбекистане был принят Закон «О ратификации
Парижского соглашения (Париж, 12 декабря 2015 года). Парижское соглашение, принятое 12 декабря 2015 года на конференции по климату в Париже пришло на смену Киотскому протоколу. Целью Парижского соглашения является снижение с 2020 года по 2030 год темпов глобального потепления путем уменьшения выбросов парниковых газов.
Узбекистаном, в целях подписания соглашения в Секретариат РКИК ООН был представлен документ, в соответствии с которым в срок до 2030 года Республика Узбекистан предполагает усилить меры и действия по борьбе с изменением климата. В частности, снизить удельные выбросы парниковых газов на единицу ВВП на 10 процентов к 2030 году от уровня 2010 года. Кроме того, предусматривается расширение масштабов внедрения природоохранных мер, усиление законодательства в сфере экологии, внедрение соответствующих мировых стандартов с целью оснащения вновь возводимых предприятий специальным оборудованием, позволяющим максимально снизить уровень парниковых выбросов.
Важную роль в правовом обеспечении регулирования отношений в области изменения климата и управления рисков стихийных бедствий и борьбе с засухой играли и играют: Конвенция ООН«О биологическом разнообразии (Рио-де-Жанейро, 5 июня1992 года. Вступила в силу с 29 декабря 1993 года. Узбекистан присоединился 6 мая 1995 года); Конвенция ООН
«По борьбе с опустыниванием в тех странах, которые испытывают серьезную засуху и/или опустынивание, особенно в Африке» (Париж, 17 июня 1994 года, Узбекистан присоединился 22 декабря 1995 года. Вступила в силу с 29 января 1996 года)и другие. Кроме того,Узбекистан за последние годы подписал и присоединился к целому ряду региональных и межгосударственных соглашений и договоров, имеющих отношение к решению проблем по изменением климата.
Реализация ряда требований, направленных на развитие сельского хозяйства и совершенствование аграрного законодательства, связанных с изменением климата, закрепленных в указанных конвенциях, а также соглашениях и договорах, осуществляется следующими нормативно - правовыми актами Республики Узбекистан:
В последнем абзаце пункта 3.3.Стратегии развития Узбекистана на 2017-2021 годы, озаглавленном «Модернизация и интенсивное развитие сельского хозяйства» сказано о необходимости принятия системных мер по смягчению негативного воздействия глобального изменения климата и высыхания Аральского моря на развитие сельского хозяйства и жизнедеятельности населения.
В статье 26 Закона Республики Узбекистан о фермерском хозяйстве сказано, что фермерское хозяйство на добровольной основе осуществляет страхование риска утраты (гибели), недостачи или повреждения собственных и арендуемых средств производства, посевов и посадок сельскохозяйственных культур, многолетних насаждений, произведенной продукции, сырья, материалов, предпринимательского риска, а также риска своей ответственности за нарушение договоров и получает страховое возмещение (страховую сумму) в порядке и на условиях,
установленных законодательством. В статье 24 Закона о дехканском хозяйстве также подчеркивается, что дехканское хозяйство на добровольной основе осуществляет страхование риска утраты (гибели), недостачи или повреждения собственных или арендуемых средств производства, посевов (посадок) сельскохозяйственных культур, многолетних насаждений, произведенной продукции, сырья, материалов, предпринимательского риска, а также риска своей ответственности за нарушение договоров и получает страховое возмещение в порядке и на условиях, установленных законодательством. По нашему мнению, в представленных текстах статей законов, следовало бы акцентировать внимание на страхование рисков и в связи с изменениями климата.
Аналогично, в статье 12 п. 6) Земельного кодекса, предусматривающего разработку рабочих проектов освоения новых земель, улучшения сельскохозяйственных угодий, сохранения и повышения плодородия почв, рекультивации нарушенных земель, защиты почв от водной и ветровой эрозии, селей, оползней, подтопления, заболачивания, иссушения, уплотнения..." -дополнить словами "учитывая изменения климата".
Исходя из требований, выше приведенных статей РКИК, решение проблем в области изменения климата и борьбы с засухой важную роль играют нормы Закона «Об охране природы»:
Так в статье 30 Законе «Об охране природы» сказано, что «Государственная служба наблюдения за состоянием окружающей природной среды организуется с целью наблюдения за происходящими в ней физическими, химическими, биологическими процессами, за уровнем загрязнения атмосферного воздуха, почв, поверхностных и подземных вод, последствиями влияния загрязнения на растительный и животный мир, обеспечения заинтересованных организаций и населения текущей и экстренной информацией об изменениях в окружающей природной среде и прогнозами ее состояния». При этом, по нашему мнению, было бы не лишним данный текст дополнить словами «в результате изменения климата». Ряд статей закона «О воде и водопользовании», также могут применяться при регулировании отношений, связанных с изменением климата и борьбой с засухой. В число таких статей можно включить:Статью 30, установливающую лимиты водозабора;Статью 48, предусматривающую планирование водопользования и водопотребления для нужд сельского хозяйства; Статью 104, озаглавленную «Осуществление неотложных мер по предупреждению и ликвидации стихийных бедствий, вызванных вредным воздействием вод»;Статью 108, закрепляющая требование, что «Планирование использования вод должно обеспечивать научно обоснованное распределение вод между водопользователями с учетом первоочередного удовлетворения питьевых и бытовых нужд населения, охрану и предупреждение их вредного воздействия. При планировании использования вод учитываются данные государственного водного кадастра, водохозяйственные балансы, схемы комплексного использования и охраны вод. Однако и в данном случае будет уместным в текстах этих статей акцентировать внимание на изменении климата.
Ожидаемые изменения климата неизбежно отразятся на жизни людей, в том числе и на подрастающем поколении, что может стать ощутимой угрозой, как для сельского хозяйства, так и для благополучия населения и устойчивого развития. Указанные факторы предопределяют необходимость учёта изменений климата в качестве одного из ключевых долговременных факторов безопасности Республики Узбекистан. Глобальное изменение климата создаёт для Республики Узбекистан, с учётом размеров её территории, географического положения, исключительного разнообразия климатических условий, структуры экономики, демографических проблем и геополитических интересов ситуацию, которая предполагает необходимость заблаговременного формирования всеобъемлющего и взвешенного подхода государства к проблемам правового регулирования данной сферы отношений.
Раскрывая особенности совершенствования аграрного законодательства Узбекистана в условиях изменяющегося климата и отмечая влияние изменяющегося климата в сельском хозяйстве, на нашвзгляд следует обращать особое внимание не только на экономические, экологические и социальные посладствия, но и на весь механизм возможных изменений структуры сельскохозяйственного производства. Необходимо предвидеть и прогнозировать в правовом регулировании ситуации, когда на территориях где многие десятилетия занимались хлопководством и зерноводством, придется заниматься богарным (без искусственного орошения) растениеводством. А там, где многолетия развивали животноводство, в том числе птицеводство, пчеловодство, придется уделять особое внимание разведению шелкопрядных плантаций. При этом, прогнозируя изменение мест размещения перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию предприятий и т.д.
В заключении следует подчеркнуть, что анализ международных, а также и региональных правовых документов, ратифицированных Республикой Узбекистан, дает основание сделать вывод, что наличие международных правовых актов (конвенций, договоров, соглашений и др.), а также правовых актов, принятых на уровне СНГ и Центральноазиатского региона, может способствовать и способствует развитию национального законодательства в области изменяющегося климата, управления климатическими рисками, управления рисками стихийных бедствий и борьбе с засухой, как в целом, так и в сельском хозяйстве, в частности.
References:
1. Vedomosti Verxovnogo Soveta Respubliki Uzbekistan. - 1993. - № 1. - S. 38; - 1994. - № 1. - S. 5.
2. Vedomosti OliyMajlisa Respubliki Uzbekistan. - 1995. - № 6. - S. 118; - 1997. - № 4-5. - S. 126; -1998. - № 5-6. - S. 82; - 1999. - № 1.
3. Vedomosti palat OliyMajlisa Respubliki Uzbekistan. - 2011. - № 12/1. - S. 343.
4. Gazeta «Narodnoye slovo».1992. 15.12..; 2017. 22 04.
5. Sobraniye zakonodatelstva Respubliki Uzbekistan. - 2004. - № 25. - S. 287; - № 51. - St. 514; - 2006. -№ 41. - St. 405; - 2007. - № 15.