SOME OF THE ISSUES OF LEGAL REGULATION OFPROTECTION AND USE OF TRANSBOUNDRY NATURAL OBJECTS
J.XALMUMINOV a Tashkent State University of Law, Tashkent, 100047, Uzbekistan a Tashkent State University of Law
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРАНСГРАНИЧНЫХ ПРИРОДНЫХ ОБЪЕКТОВ
Ж.ХАЛМУМИНОВ a Ташкентский государственный юридический университет, Ташкент, 100047, Узбекистан
a Ташкентского государственного юридического университета
ТРАНСЧЕГАРАВИЙ ТАБИИЙ ОБЪЕКТЛАРНИ МУ^ОФАЗА ЦИЛИШ ВА УЛАРДАН ФОЙДАЛАНИШНИ ^УЦУЦИЙ ТАРТИБГА СОЛИШНИНГ АЙРИМ
МАСАЛАЛАРИ
Ж.ХАЛМУМИНОВ a Тошкент давлат юридик университети, Тошкент, 100047, Узбекистан aТошкент давлат юридик университети юридик
Аннотация: в статье рассматриваются некоторые вопросы правового регулирования охраны и использования трансграничных природных объектов, в частности, анализируется правовое регулирование отношений развития нормы трансграничных вод и атмосферного воздуха, а также предлагается научно-теоретическое и практическое предложение правового совершенствования регулирования данного института.
Ключевые слова: экологическая безопасность, экологические угрозы, рациональное использование, природные ресурсы, загрязнение окружающей среды, глобальное изменение климата, экологическая ситуация, использование и охрана вод, трансграничное загрязнение, атмосферный воздуха, состояние окружающей среды, международно-правовые акты.
Аннотация: мацолада трансчегаравий табиий объектларни муцофаза цилиш ва улардан фойдаланишни цуцуций тартибга солишнинг айрим масалалари, жумладан, сув, атмосфера цавоси ва озон цатламини муцофаза цилиш билан боглиц муносабатларнинг ривожланишига оид халцаро нормалар тащили, бу соцадаги цуцуций натижалар цамда уларни цуцуций тартибга солишни такомиллаштириш билан боглиц илмий-назарий ва амалий таклиф цамда мулоцазалар ёритилган.
Калит сузлар: экологик хавфсизлик, инцироз, табиий ресурслардан оцилона фойдаланиш, атроф табиий муцитни ифлослантириш, глобал ицлим узгаришлари, экологик цолат, сувдан фойдаланиш ва муцофаза цилиш, атмосфера цавосини трансчегаравий ифлослантириш, атроф-муцит цолати, халцаро цуцуций цужжатлар.
Abstract: in this article, there are reviewed some issues of legal regulation ofprotection and use of transboundary natural objects, particularly analysis of international norms for development of relations on protection of ozone layer, atmosphere, water, as well as the positive results of the works being done in this field, and given scientific, theoretical, practical proposals related to the development of their legal regulation.
Keywords: environmental safety, environmental threats, rational use of natural resources, environmental pollution, global climate change, environmental situation, use and protection of water, transboundary air pollution, state of the environment, international legal acts.
Обеспечение экологической безопасности, загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов и нарушение экологической связи в экосистемах стали глобальными проблемами современности. Необходимо отметить, что быстрые и кардинальные изменения природной среды по всему миру, вызванные как климатическими факторами, так и нарастающим антропогенным стрессом под воздействием хозяйственной деятельности привели к существенным экологическим катастрофам современности.
Президент Республики Узбекистан Ш.Мирзиёев особо указал некоторые направления экологической проблемы в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах, в частности:
- принятие системных мер по смягчению негативного воздействия глобального изменения климата и высыхания Аральского моря на развитие сельского хозяйства и жизнедеятельности населения;
- обеспечение экологической безопасности проживания людей, строительство и модернизация комплексов переработки бытовых отходов, укрепление их материально-технической базы, обеспечение населения современными объектами утилизации отходов;
- предотвращение экологических проблем, наносящих урон состоянию окружающей среды, здоровью и генофонду населения [1].
Также на первом саммите Организации исламского сотрудничества по науке и технологиям Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев особо подчеркнул: «Хотел бы отметить, что мы полностью поддерживаем десятилетнюю программу действий Организации исламского сотрудничества на 2016-2025 годы в этой сфере и ее приоритетные направления, а также считаем важным обратить особое внимание на следующие задачи.
Во-первых, это вопросы, связанные с глобальным изменением климата. В большинстве регионов мира в серьезную проблему превратились процессы деградации почвы, сокращения обрабатываемых земель, опустынивания, учащение засух, дефицит воды, необходимой для сельского хозяйства и населения.
Эти вызовы приобретают особую актуальность для нашего региона в связи с экологической катастрофой в Приаралье. Мы предлагаем сотрудничество в разработке концепции «персонализированного сельского хозяйства». Эта концепция подразумевает выбор конкретного генотипа сельхозкультур с учетом его реакции на конкретную среду, почву, удобрения, воду и биостимуляторы».
Первый Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов отмечал: «На рубеже веков человечество, население нашей страны оказалось перед лицом глобальной экологической угрозы. Не замечать этого, бездействовать - значит обречь себя на вымирание». Тем не менее, характерной чертой экологической ситуации в мире в настоящее время является ее межрегиональных характер.
Также Президент Республики Узбекистан Ш.Мирзиёев 19 сентября 2017 года, выступая на 72-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций особо подчеркнул: «Говоря о проблемах обеспечения безопасности и стабильности в Центральной Азии, нельзя обойти такой важный вопрос, как совместное использование общих водных ресурсов региона. Мы полностью разделяем позицию Генерального секретаря ООН, заключающуюся в том, что «проблемы воды, мира и безопасности неразрывно взаимосвязаны». Убеждён, что альтернативы решению водной проблемы, учитывающему в равной степени интересы стран и народов региона, нет. Узбекистан поддерживает проекты конвенций об использовании водных ресурсов бассейнов рек Амударья и Сырдарья, разработанные Региональным центром ООН по превентивной дипломатии. Хотелось бы вновь обратить Ваше внимание на одну из острейших экологических проблем современности - Аральскую катастрофу. В моих руках - карта
трагедии Арала. Думаю, что комментарии здесь излишни. Преодоление последствий высыхания моря требует сегодня активной консолидации международных усилий. Мы выступаем за реализацию в полном объёме принятой в этом году специальной Программы ООН по оказанию действенной помощи населению, пострадавшему от Аральского кризиса» [4].
Исходя из этого, интеграция экологической политики в отношениях между странами предполагает единство, взаимопонимание, взаимопомощь, а также полное взаимное доверие партнеров, органическое сочетание национальных и общенациональных интересов, осознание экологических и политических потребностей, постоянную готовность каждой страны внести свой вклад в развитие и оздоровление экологической ситуации региона.
Данная проблема также нашла свое отражение в Концепции административной реформы в Республике Узбекистан, принятой 8 сентября 2017 года, где отмечается «широкое внедрение природоохранных, ресурсо- и энергосберегающих технологий, в том числе путем развития применения альтернативных и возобновляемых источников энергии, расширения современных форм очистки и опреснения воды, ее рационального использования» [5].
1. Правовые вопросы охраны и использования трансграничных вод
Вода - незаменимое природное богатство, выполняющее особую экологическую функцию, а также являющееся важнейшим компонентом окружающей природной среды, без которого, как и без земли и воздуха, невозможно существование жизни на планете Земля. Ежегодный мировой прирост населения в 80 млн. человек требует ускоренного развития всех отраслей народного хозяйства и, в первую очередь, сельскохозяйственного производства, обеспечивающего население продуктами питания. Сельское хозяйство, как известно, является главным потребителем водных ресурсов.
Термин "воды" условно можно рассматривать в широком и узком смысле.
В широком смысле воды представляют собой составную часть окружающей природной среды - гидросферу планеты, состоящую из естественных и искусственных водоемов, подземных вод, ледников. В узком смысле, государственный водный фонд, являющийся государственной собственностью, выполняет экологическую, экономическую и культурно-оздоровительную функцию. Основой сотрудничества государств в области использования и охраны вод является его международно-правовое регулирование.
По мнению специалистов, трансграничным водотокам угрожают, по сути, три фактора: появление новых независимых государств и, связанная с этим, все большая «интернационализация» водоемов; односторонние водохозяйственные решения государств, касающиеся использования трансграничных водотоков; общая напряженность между странами, связанная с другими «не водными» проблемами.
В связи с этим Президент Республики Узбекистан Ш.Мирзиёев выдвинул правильную концептуальную идею о том, что «нужно рационально использовать и охранять водные ресурсы в общих интересах государства и при строительстве любого гидротехнического сооружения на трансграничных реках. Необходимо согласовывать этот вопрос с соседними странами, в соответствии с нормами международного права, а также при подходе к вопросам использования трансграничных водных ресурсов необходимо соблюдение требований, соответствующих конвенциям ООН по использованию трансграничных водных потоков [8].
Решение трансграничных экологических проблем, представляющих реальную внешнюю угрозу экологической безопасности страны, обеспечивается совместными действиями сопредельных государств в рамках международных договоров. Определенную роль в регулировании трансграничного загрязнения призвано сыграть и национальное законодательство. Однако, как правило, эта роль будет производной от принятия и юридического закрепления соответствующих международных правил.
В настоящее время в мире существуют сотни, если не тысячи международно-правовых актов, направленных на регулирование водных отношений. К основополагающим международно-правовым актам, регулирующим водные отношения по использованию и охране рек, озер, каналов, водохранилищ следует отнести «Правила пользования водами международных рек», подписанные в Хельсинки в 1966 году и «Конвенцию по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер», принятую также в Хельсинки 17 марта 1992 года на уровне Организации Объединенных Наций, Конвенция ООН по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер от 18 сентября 1992 года, Конвенцией об охране и использовании трансграничных водотоков и международных озер (1992) впервые было введено понятие «трансграничные воды».
Трансграничное водопользование является сложным правоотношением, связанным не только с условиями и порядком пользования из межгосударственных водоемов, но и с возникновением и прекращением права трансграничного водопользования объектами и субъектами, установлением прав и обязанностей и другое. Объектом водопользования в республике выступают определенный водный объект и воды источников, а объектом трансграничного водопользования - реки, части которых расположены на территории разных государств. Следовательно, субъектом водопользования трансграничных рек являются государства, по территории которых течет транзитная река.
В Преамбуле Конвенции уделяется особое значение объединению усилий государств, имеющих на своей территории трансграничные водотоки, для достижения взаимовыгодного, справедливого и, главное, экологически безопасного водопользования, проведению совместных мероприятий по предупреждению стихийных бедствий на трансграничных водоемах, а также международным водоохранным программам и акциям.
Основной задачей государств, подписавших данную Конвенцию, является охрана трансграничных вод от трансграничного воздействия. Под таким воздействием Конвенция понимает «любые значительные вредные последствия, возникающие в результате изменения состояния трансграничных вод, вызываемого деятельностью человека, физический источник которой расположен полностью или частично в районе, находящемся под юрисдикцией той или иной стороны, для окружающей среды в районе, находящемся под юрисдикцией другой Стороны».
В числе мер, обеспечивающих охрану вод от трансграничного воздействия, Конвенция называет:
1) предотвращение, ограничение и сокращение загрязнения вод, которое оказывает или может оказывать трансграничное воздействие;
2) обеспечение использования трансграничных вод в целях экологически обоснованного и рационального управления водными ресурсами, их сохранения и охраны окружающей среды;
3) обеспечение использования трансграничных вод «разумным и справедливым образом» (статья 2).
Кроме того фундаментальные принципы и основные процедурные правила водного права установлены и в Конвенции о водотоках ООН (1997 г.). Главным и важным в практическом применении данного международно-правового акта, особенно для государств Центральной Азии является то, что он четко определяет права и обязанности каждого государства, входящего в один водный бассейн. Конвенция была принята Решением Генеральной Ассамблеи ООН от 21 мая 1997 года при поддержке 104 государств, членов ООН.
Конвенция ООН по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер от 18 сентября 1992 года, Конвенция о праве использования международных водотоков, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 21 мая 1997 года, обязывают рассматривать «обеспечение использования трансграничных вод разумным и
справедливым образом с особым учетом их трансграничного характера при осуществлении деятельности, которая оказывает или может оказывать трансграничное воздействие».
Принимая во внимание вышесказанное, каждый цивилизованный человек, ученые и руководители в нашем общем Центрально азиатском регионе должны проявлять максимум сдержанности, вдумчивости в любых водохозяйственных действиях, имеющих отношение к межгосударственным водным взаимоотношениям.
Исходя из вышеуказанного, можно сделать вывод о том, что для совершенствования рационального использования и охраны, а также управления водными ресурсами и решения трансграничных водных проблем в регионе необходимо:
- Соглашения Узбекистана с соседними государствами оговаривают ответственность сторон при сверхлимитном заборе воды или сбросе сточных вод, значительно ухудшающем состояние водного объекта. Следовало бы предусмотреть в соглашениях Узбекистана, меры ответственности (например, имущественной) за бездействие одной из сторон, приведшее к ущербу на территории другой стороны;
- возможно, что в настоящее время Узбекистану следует дальше развивать практику двусторонних соглашений, переведя ее в плоскость многосторонних переговоров, с привлечением всех заинтересованных государств;
- надо признать, что водная зависимость друг от друга государств, расположенных в бассейнах рек Сырдарьи и Амударьи, настолько сильна, что это просто обрекает эти государства на необходимость совместного управления всеми формирующимися здесь водами, которые поистине являются общими для всех проживающих в данном регионе народов;
- целесообразно улучшить организационную структуру управления водными ресурсами путем создания новых, работоспособных органов управления и их организаций, которые могли бы обеспечить реальные потребности государств региона в водных ресурсах;
- в решении сложных проблем по межгосударственному вододелению, рациональному использованию и охране вод и, в первую очередь, трансграничных, главную роль играет водное право. Мировой опыт показывает, что возникающие конфликтные ситуации в межгосударственном использовании трансграничных вод следует решать на правовой основе, заложенной в международном праве и международном водном праве. В настоящее время между государствами Центральной Азии по проблемам использования и охраны трансграничных вод подписано более 30 межгосударственных деклараций, соглашений и других видов международных актов.
- полезно улучшить существующие и разработать новые соглашения между государствами региона по вопросам планирования, управления и использования водных ресурсов в современных условиях, а также обеспечения экономической устойчивости в Центрально азиатском регионе.
- развить эколого-правовую основу обеспечения прав граждан на информацию и состояние рационального использования и охраны природных ресурсов, в частности, водных ресурсов и мерах, принимаемых по ее эколого-санитарной охране.
Выполнение этих и других требований должно быть обязательным при реализации различных проектов по созданию гидроэнергетических сооружений в Центральной Азии с участием как национальных, так и транснациональных компаний для того, чтобы не допустить катастрофического ухудшения экологической ситуации в регионе.
Нужно помнить, что многовековая и новая история Центральной Азии убедительно доказывает, что совместное использование воды должно служить объединяющим людей фактором, и при умелом, согласованном использовании межгосударственных водных источников, водных ресурсов хватит для удовлетворения нужд всех проживающих здесь народов.
Мы надеемся, что международное сообщество, окажет позитивное и конструктивное содействие в формировании глубокого осознания и ответственности за неукоснительное
соблюдение норм международного права при проектировании новых гидротехнических сооружений на трансграничных реках Центральной Азии, а также сможет уберечь десятки миллионов граждан, проживающих в бассейнах Амударьи и Сырдарьи, от новых авантюр, последствия которых мы с горечью наблюдаем на примере экологической катастрофы Аральского моря и данного региона.
Таким образом, уже сегодня существует система международных норм, регулирующих различные виды трансграничного загрязнения. Однако в целом совокупность действующих норм не полностью удовлетворяет современные экологические требования, современный уровень науки, международного сотрудничества. На наш взгляд, дальнейшее развитие международно-правового регулирования трансграничного загрязнения должно идти по пути детализации и конкретизации норм, закрепленных в международных договорах, Конвенциях. Для успешного решения задачи борьбы с трансграничным загрязнением необходимо сочетание ряда факторов как объективного, так и субъективного характеров (ограничение вооружений, взаимное доверие и сотрудничество в отношениях государств). Следует отметить, что особую роль в этом должны сыграть ученые-юристы посредством глубокого теоретического исследования проблемы трансграничного загрязнения, разработки комплекса правовых средств и механизмов его ограничения, выработки практических рекомендаций.
Вопрос о трансграничном переносе загрязняющих веществ (и связанный с ним вопрос о мониторинге загрязнений) был одним из основных на Общеевропейском совещании по сотрудничеству в области охраны окружающей среды (Женева, ноябрь 1979 г.) На Общеевропейском совещании, на высоком уровне, единодушно была принята Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния. Реализация указанного документа направлена на выработку странами - участницами политики в области регулирования качества атмосферного воздуха, а также мер по борьбе с его загрязнением посредством применения экологически приемлемых, малоотходных и безотходных технологий. Все это позволит установить контроль за выбросами диоксида серы, оксида азота, аммиака, летучих органических соединений. Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (Женева, Швейцария, 1979). Имеется пять протоколов к настоящей Конвенции: Протокол, касающийся долгосрочного финансирования совместной программы наблюдения и оценки распространения загрязнителей воздуха на большие расстояния в Европе (ЕМЕП, 1984); Протокол о сокращении выбросов серы или их трансграничных потоков, по меньшей мере, на 30% (1985); Протокол об ограничении выбросов окислов азота или их трансграничных потоков (1988); Протокол об ограничении выбросов летучих органических соединений или их трансграничных потоков (1991); Протокол об ограничении выбросов серы
или их трансграничных потоков (1994).
Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния Европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН, принятая в 1979 году, позволила заложить основу для совместных действий в области борьбы с загрязнением воздуха. Конвенция является одним из основополагающих международных соглашений, обеспечивающих координацию усилий в области исследований и мониторинга загрязнения воздуха и его последствий на региональном уровне, а также разработки стратегий сокращения выбросов.
Данный документ стал основой для разработки протоколов по ограничению выбросов конкретных загрязнителей. За период с 1984 года принято восемь протоколов, направленных на сокращение выбросов и трансграничных потоков серы (диоксида серы), окислов азота, летучих органических соединений (ЛОС), тяжелых металлов и стойких органических загрязнителей (СОЗ).
В настоящее время Республика Узбекистан не является участником Конвенции ЕЭК ООН о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния, и не представляет ЕЭК
ООН официальные статистические данные о загрязнении воздуха. Присоединение к Конвенции позволило бы стране активно участвовать в сотрудничестве в борьбе с трансграничным загрязнением воздуха в регионе. Сегодня ведется подготовительная работа к процессу присоединения к указанному международному соглашению.
В данное время особо актуальным является вопрос о влиянии загрязняющих веществ, особенно, фтористого водорода, выбрасываемых Государственным унитарным предприятием «Таджикская алюминиевая компания» (ГУП "Талко"), (бывший Таджикский алюминиевый завод), на население и окружающую среду отдельных районов Сурхандарьинской области Республики Узбекистан.
По оценкам Экологического движения Узбекистана, общий экономический ущерб, нанесенный ГУП «Талко» только за последние 5 лет, составляет 447,3 млн. долл. США. При этом невозможно определить реальный ущерб, нанесенный экономике, здоровью людей и окружающей среде региона за весь почти 40-летний период деятельности алюминиевого предприятия.
Следует отметить, что, несмотря на постоянные обращения узбекской стороны, Таджикистаном не выполняются требования международных правовых документов, в том числе положения Декларации по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 14 июня 1992 г.), а также международные обязательства, принятые в рамках двусторонних соглашений.
Так, негативное мнение по поводу экологической ситуации, сложившейся в связи с губительным воздействием трансграничных выбросов ГУП «Талко» на окружающую среду и здоровье населения северных районов Сурхандарьинской области, высказали члены парламента Бельгии, рассмотревшие этот вопрос на своем заседании, депутаты парламента Латвии, эксперты Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП), ряд общественных экологических организаций Европы и Азии.
Материалы аудиторских проверок, проведенных в 2012 году под эгидой Всемирного банка, свидетельствуют, что ресурсы основной производственной техники ГУП «Талко» исчерпаны, так как произошел естественный физический износ оборудования, не завершена модернизация основного производства, тем самым не обеспечена его безопасность и экологичность.
Исследования показали, что в период массового цветения хлопчатника наблюдается большое опадение плодовых элементов, и в результате отмечается снижение урожайности на 10-15%. Исследования чувствительности белков пыльцы хлопчатника к повреждающему эффекту вредных выбросов показали, что последние тормозят синтез высокомолекулярных белков пыльцы.
Установлено, что в зоне действия даже при минимальных затратах степень повреждения растений вредными выбросами можно снизить, обрабатывая семена растений биостимуляторами (в частности, растворами хлористого кальция), участвующими в регуляции минерального и белкового обмена. При изучении состояния других растений в зоне воздействия ГУП «Талко» показали, что у абрикоса, винограда, чинары, тутовника, хурмы, яблони, иногда граната изменяются морфологические признаки, повреждается листовая пластинка, особенно, у винограда, листья приобретают неестественный красный цвет, а затем засыхают.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, необходимо принять специальные целенаправленные меры по смягчению последствий воздействия выбросов алюминиевого завода на территории Денауского, Узунского и Сариасийского районов Сурхандарьинской области:
- обеспечить рациональное и комплексное использование природных ресурсов на основе внедрения экологически чистых и ресурсосберегающих технологий; снизить уровень загрязнения окружающей природной среды по рассматриваемой территории до санитарно-гигиенических и экологических норм; совершенствовать и внедрять экономический механизм регулирования взаимодействия государственных органов различных уровней и природопользователей, включить экологические требования в процедуру оценки социально-экономической эффективности принимаемых управленческих решений;
- в целях реализации комплексного системного подхода к прогнозированию и оценке состояния окружающей среды создать единую систему экологического мониторинга, прогноза и информации;
- создать двустороннюю межправительственную рабочую группу, которой следует организовать международный форум с целью содействия в привлечении финансовых средств международных организаций;
- разработать специальную межгосударственную программу по углубленному изучению процессов воздействия вредных выбросов алюминиевого завода на окружающую среду и здоровье населения на территории Таджикистана и Узбекистана с целью выработки мер коррекции эколого-гигиенической обстановки в регионе;
- осуществить в пределах территории Узбекистана все зависящие от нас меры по нейтрализации и снижению негативного воздействия выбросов ГУП «Талко» на здоровье людей и природную среду, оздоровлению экологической ситуации в регионе, мобилизовать для этого необходимые организационно-правовые нормы, ресурсы и возможности. В целях повышения экологической культуры общества и профессиональной подготовки кадров развивать и совершенствовать систему экологического образования;
- проблемы трансграничного загрязнения могут и должны быть решены с учетом общепринятых принципов и норм международного права, положений международно-правовых актов, соответствующих решений ООН, направленных на защиту здоровья человека, его прав на чистую окружающую среду.
References:
1. Strategiya deystviy po pyati prioritetnim napravleniyam razvitiya Respubliki Uzbekistan v 2017
- 2021 godax. //Sobraniye zakonodatelstva Respubliki Uzbekistan, 2017 g., № 6, st. 70, № 20, st. 354, № 23, st. 448, № 29, st. 683, st. 685, № 34, st. 874.
2. Vistupleniye Prezidenta Respubliki Uzbekistan Sh.Mirziyoyeva na pervom Sammite Organizatsii islamskogo sotrudnichestva po nauke i texnologiyam. //Narodnoye slovo, 2017. - 11 sentyabrya.
3. Karimov I.A. Uzbekistan na poroge XXI veka: ugrozi bezopasnosti, usloviya i garantii progressa.
- Tashkent: Uzbekistan, 1997. - S.108.
4. Vistupleniye Prezidenta Respubliki Uzbekistan Sh.Mirziyoyeva 19 sentyabrya 2017 goda na 72-y sessii Generalnoy Assamblei Organizatsii Ob'yedinennix Natsiy. // Narodnoye slovo. 2017. - 20 sentyabrya.
5. Konsepsiya administrativnoy reformi v Respublike Uzbekistan, kotoraya prinyata 8 sentyabrya 2017 goda. // Narodnoye slovo, 2017 g. 9 sentyabrya.
6. Rezyume Natsionalnogo obzora po otsenke progressa, dostignutogo Respublikoy Uzbekistan po vipolneniyu Povestki Dnya na XX1 vek. - Tashkent, 2002.
7. Yeldishev Yu. Udastsya li izbejat «vodnix voyn». // Ekologiya i jizn. - №3, - 2003.
8. Uzbekistan i Kirgizstan na puti ukrepleniya vzaimovigodnogo sotrudnichestva. //Narodnoye slovo, 2017 god 5 sentyabrya.
9. Konvensiya po oxrane i ispolzovaniyu transgranichnbix vodotokov i mejdunarodnix ozer ot 1966g.
10. Konvensiya OON po oxrane i ispolzovaniyu transgranichnbix vodotokov i mejdunarodnbix ozer, ot 18 sentyabrya 1992 goda.
11. Konvensiya OON po oxrane i ispolzovaniyu transgranichnыx vodotokov i mejdunarodnыx ozer, ot 18 sentyabrya 1992 goda.
12. Konvensiya Generalnoy Assamblei OON o prave ispolzovaniya mejdunarodnbix vodotokov, ot 21 maya 1997 goda.
13. Narodnoye slovo. - 2G13. - 23 avgusta.