The role of regional cooperation in the environmental security issues in Central Asia Tailakova A. (Republic of Kyrgyzstan)
Роль регионального сотрудничества в обеспечении экологической безопасности стран Центральной Азии Тайлакова А.А. (Кыргызская Республика)
Тайлакова Алаида Акылбаевна / Tailakova Alaida - кандидат философских наук,
Международный университет Ататюрк-Алатоо, г. Бишкек, Кыргызская Республика
Аннотация: в данной статье рассматриваются вопросы регионального сотрудничества центральноазиатских стран в сфере обеспечения экологической безопасности. Особое внимание уделяется анализу основных очагов природно-экологических проблем, представляющих угрозу для всех стран Центральной Азии. Обоснована необходимость координации усилий в разработке общей экологической политики в странах Центральной Азии и развития многосторонних соглашений, направленных на устранение экологических угроз трансграничного характера.
Abstract: this article studies the issues of regional cooperation of the Central Asian countries in the field of environmental safety. Special focus is given to the analysis of the main spots where natural problems threaten all the Central Asian countries. The paper discusses the necessity of efforts in the common environmental policy design in the region. The research emphasizes the necessity of the multilateral agreements aimed at solution of environmental threats in the Central Asian context.
Ключевые слова: экологическая безопасность, сотрудничество, экосистема, качество окружающей среды, экологические угрозы и риски, региональные структуры, устойчивое развитие.
Keywords: ecological safety, cooperation, ecosystem, environmental quality, environmental threats, environmental risks, regional structures, sustainable development.
Экологическая безопасность, как составная часть национальной безопасности страны, является обязательным условием устойчивого развития и выступает основой сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды. В особой степени это положение относится к странам Центральной Азии, региональные экологические проблемы которой требуют исследования и оценки рисков и угроз экологической безопасности.
Прежде всего, следует отметить, что для постсоветских стран Центральной Азии характерно преобладание практически во всех отраслях экономики ресурсоемкого производства с высоким уровнем воздействия на окружающую среду. Процессы загрязнения окружающей среды во многих случаях влияют на сопредельное государство и наносят огромный экономический и социальный ущерб. Интенсивному загрязнению подвергаются атмосферный воздух и водные бассейны. Накопленные опасные виды промышленных отходов создают риски здоровью населения и устойчивости экосистем, включая приграничные территории сопредельных стран.
Экосистема Центральной Азии характеризуется высокой уязвимостью, что в сочетании с дефицитом воды и аридным климатом накладывает существенные ограничения на социально-экономическое развитие стран субрегиона.
Загрязнение воздуха в промышленных центрах и городской зоне, имеющее трансграничный характер, является одной из крупных региональных экологических проблем. Основными источниками загрязняющих веществ являются предприятия металлургической, химической и строительной промышленности, энергетики, а также транспорт. Сельскохозяйственные и промышленные стоки заражают воды трансграничных рек. В дренажных водах преобладают пестициды, азот и фосфатные составляющие, что угрожает экологическому состоянию рек и снабжению питьевой водой. Отсутствуют не только эффективно действующие предприятия по переработке отходов, но и адекватная угрозам концепция управления отходами. Сохраняется потенциальная опасность, связанная с местами захоронения радиоактивных и токсичных металлургических отходов. В конечном итоге, значительная часть радиоактивных отходов, находящаяся на водосборной территории, попадает в реки, что является значительным фактором риска для таких стран, как Кыргызстан, Казахстан, Таджикистан, Узбекистан, с прямым риском для более чем 5 млн. человек [1, с. 102].
В данном аспекте необходимо также отметить, что добыча урана, тяжелых металлов и ртути, скопление отходов прошлой горной добычи способствуют загрязнению окружающей среды и представляют потенциальную опасность для здоровья людей за счет загрязнения питьевой воды и пахотного слоя почвы. Эти угрозы усугубляются тем обстоятельством, что Кыргызская Республика расположена в верхней части региона и с ее территории загрязняющие вещества через многочисленные водотоки могут поступать в другие районы Центральной Азии. В частности, город Майлу-Суу (Кыргызстан) входит в десятку самых экологически загрязненных городов мира, в окрестностях которого сосредоточены 13 объектов складирования отходов и 23 склада отходов добычи урановых руд [4]. Данная территория представляет особую опасность из-за близости к населенным пунктам, подземным запасам природного газа и нефти и очень высокой вероятности различных видов природных катаклизмов, таких как землетрясения и оползни.
Одной из важнейших проблем центрально-азиатского региона является опустынивание. Более 66 % всей площади Казахстана составляют опустыненные территории. Около 40 % пастбищ в Кыргызстане подверглись деградации. В Таджикистане расширение площадей обрабатываемых земель на крутых горных склонах и вырубка горных лесов привели к снижению стабильности естественной горной среды. Около 80 % территории Узбекистана составляют пустыни и полупустыни [2]. Если темпы засоления будут и дальше продолжаться, в течение нескольких десятилетий основная часть сельскохозяйственных земель в бассейнах рек станет непригодной для сельского хозяйства, засоление рек сделает их непригодными для питьевого водоснабжения.
Наряду с этими проблемами существуют крупномасштабные очаги природно-экологических кризисов, представляющие угрозу для всех стран Центральной Азии. К ним справедливо относят усыхающее Аральское море и завальное Сарезское озеро [2].
Действующие в странах Центральной Азии системы водоснабжения не отвечают требованиям надежности водоподачи, качества питьевой воды, не имеют необходимого комплекса очистных сооружений, по многим водозаборам не соблюдаются режимы зон санитарной охраны. В сельских населенных пунктах жители вынуждены использовать для питьевых целей воду, не соответствующую по ряду показателей гигиеническим требованиям, значительная часть населения пользуется децентрализованными источниками, которые не всегда удовлетворяют санитарно-гигиеническим требованиям по минерализации, жесткости и химическому составу; поверхностные водные источники не защищены от бактериального и химического загрязнения.
Безопасность питьевого водоснабжения должна стать одной из главных составляющих общей экологической политики в странах Центральной Азии. Необходим комплекс правовых, экономических и организационных неотложных мер по охране от загрязнения водных ресурсов, расширению масштабов использования хорошо защищенных пресных подземных вод, сокращению нагрузки на водоочистные станции, снижению потерь питьевой воды, совершенствованию технологии обработки воды.
В этой связи устранение экологических угроз трансграничного характера (водопользование, загрязнение воды и воздуха, охрана биологического разнообразия, борьба с опустыниванием) стало одним из приоритетных направлений сотрудничества стран Центральной Азии в сфере охраны окружающей среды.
Общие экологические и экономические проблемы единого природного региона, также понимание важности стратегического подхода и координации усилий, направленных на достижение региональной экологической стабильности, обусловили необходимость принятия совместных и согласованных действий от всех стран Центральной Азии. Сотрудничество по обеспечению экологической безопасности в регионе Центральной Азии отражено в ряде совместных региональных программ и инициатив, разработанных на базе многосторонних соглашений.
На данный момент созданы и функционируют региональные структуры: Международный фонд спасения Арала (МФСА) и при нем Межгосударственная Комиссия по устойчивому развитию (МКУР) с Научно -информационным центром (НИЦ МКУР) [3].
На Межгосударственную Комиссию по устойчивому развитию (далее - МКУР) возложена координация и управление региональным сотрудничеством в области охраны окружающей среды и устойчивого развития стран Центральной Азии. Руководство МКУР осуществляется министрами охраны окружающей среды стран Центральной Азии на основе двухлетней ротации. С июня 2007 года полномочия Председательствования МКУР перешли от Туркменистана к Кыргызской Республике. За время председательствования Кыргызской Республики в МКУР проведено 4 заседания МКУР.
20-21 июня 2007 года в городе Бишкек состоялось первое заседание МКУР, на котором полномочия председательствования МКУР переданы Кыргызской Республике, 27 ноября 2008 года проведено заключительное в Кыргызской Республики заседание МКУР. В 2009 году председательствование в МКУР перешло согласно ротации от Кыргызской Республики Республике Узбекистан.
В рамках МКУР создан Региональный Горный Центр Центральной Азии с месторасположением офиса в Бишкеке. Также, в 2000 году образован Центрально-Азиатский Региональный Экологический Центр (РЭЦ ЦА), целью которого является укрепление и координация действий в области экологии между центральноазиатскими республиками, а также привлечение внимания общественности к проблемам окружающей среды. С 2001 года в г. Бишкек функционирует филиал РЭЦ ЦА [5].
На сегодняшний день существуют несколько совместных политических деклараций, принятых руководствами стран Центральной Азии и России, определяющих фундаментальные принципы регионального сотрудничества в области обеспечения экологической безопасности и устойчивого развития. Среди них можно выделить следующие: Алматинская Декларация Президентов Центральной Азии, 1997; Ташкентская Декларация специальной программы ООН для Центральной Азии, 1998; Душанбинская Декларация, 2002 [5].
Учитывая взаимозависимость экосистем Центральной Азии и риск чрезвычайных ситуаций, последствия которых не могут быть ликвидированы одной страной, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Таджикистан, Республика Туркменистан заключили в 1997 г. Соглашение о сотрудничестве в области предупреждения и уменьшения воздействия чрезвычайных ситуаций.
Сотрудничество Кыргызской Республики со странами Центрально-Азиатского региона осуществляется также в рамках Соглашений между Правительствами Республики Казахстан, Кыргызской Республикой и
Республикой Узбекистан о сотрудничестве в области охраны окружающей среды и рационального природопользования, а также в области сохранения биологического разнообразия (1998 г.) [3].
В рамках деятельности МКУР, при поддержке ЮНЕП разработан и одобрен Региональный план действий по охране окружающей среды Центрально-Азиатских республик (РПДООС ЦАР). В целях реализации РПДООС разработана и подписана в 2006 году Рамочная Конвенция «Об охране окружающей среды для устойчивого развития в Центральной Азии», подписанная тремя государствами Центральной Азии: Кыргызской Республикой, Республикой Таджикистан и Туркменистаном. В 2006 году при активной поддержке ЮНЕП проведено оценочное исследование по приоритету РПДООС - управление отходами и исследования по Атмосферному Коричневому Облаку.
В заключение отметим, что особенностью существующих экологических проблем постсоветских стран Центральной Азии следует считать то, что все они имеют непосредственно прямое отношение к устойчивости речных экосистем. Негативные тенденции, связанные с истощением и загрязнением водных ресурсов, могут иметь необратимые последствия для социально-экономического развития и охраны окружающей среды, региональной безопасности Центральной Азии, если не будут предприняты совместные меры по их устранению.
Литература
1. Национальный доклад о состоянии окружающей среды Кыргызской Республики за 2006-2011 годы. -Бишкек, 2012. - 128 с.
2. Окружающая среда, вода и безопасность в Центральной Азии. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://carececo.org/upload/47.pdf (дата обращения: 29.09.2015).
3. Региональное сотрудничество // Официальный сайт Государственного агентства охраны окружающей среды и лесного хозяйства при Правительстве Кыргызской Республики [Электронный ресурс]: Режим доступа: URL: http://nature.gov.kg / index.php/cooperation/regional.html (дата обращения: 29.09.2015).
4. Урановые хвостохранилища в Центральной Азии: местные проблемы, региональные последствия, глобальное решение / [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.uranium.kg_(дата обращения:
30.09.2015) .
5. Экологический портал «Окружающая среда и устойчивое развитие в Центральной Азии и России (CARNet)». [Электронный ресурс]: Режим доступа: URL: http://www.caresd.net (дата обращения:
30.09.2015) .