Научная статья на тему 'Экологическая безопасность в контексте интеграционных процессов на постсоветском пространстве'

Экологическая безопасность в контексте интеграционных процессов на постсоветском пространстве Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
122
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ / ТРАНСГРАНИЧНЫЕ РЕКИ / ДОГОВОРНО-ПРАВОВАЯ БАЗА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ахметов Кенжалы Кенжетаевич

В данной статье рассматриваются вопросы международно-правового урегулирования экологических проблем в центральноазиатском регионе. Кроме того, представлена международная практика решения экологических конфликтов, связанных с трансграничными реками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экологическая безопасность в контексте интеграционных процессов на постсоветском пространстве»

62

№ 4 (32) 2013 г. Вестник Института законодательства Республики Казахстан

М

Ахметов Кенжалы Кенжетаевич,

старший научный сотрудник отдела международного законодательства и сравнительного правоведения Института законодательства РК, магистр политологии

экологическая безопасность в контексте интеграционных процессов на постсоветском пространстве

Интеграционные объединения на бывшем постсоветском пространстве на сегодняшний день преимущественно сосредоточены в рамках Единого экономического пространства, а также Евразийского экономического сообщества. Данные торгово-экономические проекты уже на сегодняший день продемонстрировали серьезный потенциал для последующего развития. Поскольку амбиции данных организации масштабны в экономическом и торговом аспектах участники интеграционных структур претендует стать одним из конкурентоспособных экономических блоков на постсоветском пространстве.

Между тем имеются потенциальные угрозы, которые могут подорвать прочность формирующегося торгово-экономического блока. В этом плане важнейшим скрытым источником межгосударственных конфликтных областей являются вопросы экологической безопасности. Данные вопросы также нашли соответствующее отражение Послании народу страны «Стратегия «Казахстан - 2050: новый политический курс состоявшегося государства», где было отмечено - «Проблема водообеспечения остро стоит и в нашей стране. Нам не хватает качественной питьевой воды. Целый ряд регионов испытывает в ней острую потребность. Есть и геополитический аспект этой проблемы. Уже в настоящее время мы столкнулись с серьезным вопросом использования водных ресурсов трансграничных рек. При всей сложности данного вопроса мы не должны допускать его политизации.».

На сегодняшний день экологическая проблематика на межгосударственном уровне прослеживается в контексте споров по трансграничным водам. Так, стоит отметить, что ежегодный объем речных водных ресурсов

обеспечивается двумя крупнейшими реками региона - Амударьей и Сырдарьей. Распад Советского Союза остро поставил вопрос о собственности на воду, так как она, наряду с другими ресурсами, оказалась по разные стороны государственных границ. Главная проблема заключается в том, что более 80% всех запасов пресной воды в регионе контролируется Киргизией и Таджикистаном. Эти страны, благодаря построенным в советское время в верховьях рек водохранилищам, могут регулировать сток, влияя на уровень воды в низовьях рек. Имея столь мощный рычаг влияния, Киргизия и Таджикистан получают возможность давить на сопредельные страны: Казахстан, Узбекистан и Туркменистан [1].

Основными водными артериями между Казахстаном и Кыргызстаном являются реки Талас и Шу. Самыми важными экологическими проблемами этих рек на сегодняшний день является загрязнение поверхностных вод и низкий уровень воды в дельтах рек. Основными источниками загрязнения реки Шу являются сбросы сточных вод промышленными предприятиями Кыргызской Республики, наиболее существенным, из которых является сброс сточных вод горводоканалом города Бишкек. Интенсивное загрязнение реки Талас происходит за счет промышленных предприятий Жамбылской области. Сброс сточных дренажных вод Жамбылской ГРЭС и Жамбылского спиртоводочного комбината в реку Талас значительно вырос за счет увеличения объемов производства.

Уменьшение уровня рек Талас и Шу, в первую очередь, связано с изъятием вод из основных русел местным населением для сельскохозяйственной деятельности и, во-вторых, с климатическими условиями данного

региона. Процесс обмеления реки Талас привел к серьезной экологической проблеме как увеличение концентрации соли в питьевой воде в населенных пунктах, расположенных вдоль реки.

Основным экологическим вопросом Республики Казахстан и Республики Узбекистан является перманентное увеличение водозабора реки Сырдарья со стороны Узбекистана. Сокращение водозабора со стороны Узбекистана позволит решить ряд социально-экономических и экологических проблем, таких как: % увеличение животного и растительного мира; % сокращение числа заболеваемости населения, связанной с органами дыхания; % увеличение притока воды в Аральское море [2].

Что касается договорных механизмов, стоит отметить, что в 1998 году между тремя государствами региона было заключено сразу два соглашения: Соглашение между Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики и Правительством Республики Узбекистан об использовании водно-энергетических ресурсов бассейна реки Сырдарья и Соглашение между Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики и Правительством Республики Узбекистан о совместном и комплексном использовании водно-энергетических ресурсов Нарын-Сырдарьинского каскада водохранилищ.

Кроме того, имеются следующие договоренности: Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Кыргызской Республики об использовании водохозяйственных сооружений межгосударственного пользования на реках Чу и Талас, Соглашение Глав государств Центральной Азии «О совместных действиях по решению проблемы Аральского моря и Приаралья, экологическому оздоровлению и обеспечению социально-экономического развития Аральского моря», подписанное в г. Кзыл-Орде 26 марта 1993 г., «Нукусская Декларация», подписанная в г. Нукусе 20 сентября 1995 г., Соглашение между Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Республики Таджикистан, Правительством Туркменистана и Правительством Республики Узбекистан о Статусе Международного Фонда спасения Арала (МФСА) и его организаций (принято решением глав государств Центральной Азии 29 мая 1997 г. в городе Ташкент), Соглашение

между Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Республики Таджикистан и Правительством Республики Узбекистан о сотрудничестве в области гидрометеорологии (Бишкек, 17 июня 1999 г).

Что касается международной практики решения конфликтов, связанных с трансграничными войнами, то в мире насчитывается более 260 международных речных и более 270 международных подземных водных бассейнов. Имеется только малая доля примеров эталонного международного водного сотрудничества. Так, Объединенная Совместная Комиссия - США-Канада - имеет 100-летний опыт справедливого использования трансграничных водных ресурсов (далее - ТВР); Рейнская Комиссия, которая определила порядок и добилась восстановления качества воды и экологического благополучия в реке Рейн; в некоторой части

- опыт использования вод Инда Индией и Пакистаном; Южно-Африканский договор об использовании вод рек Инкомати и Мобуту между Мозамбиком, Южной Африкой и Свазилендом. Некоторые называют как положительный пример многолетнюю деятельность ООН по Комиссии Меконга, но она практически является Комиссией 4 стран нижнего течения реки, ибо страны зоны формирования стока - Китай и Мьянма - в Комиссии не только не участвуют, но своими действиями вносят неопределенность в ее работу.

Если посмотреть даже положительные примеры, то из них только опыт Международной Объединенной Комиссии США - Канада (ПС) касается вододеления и установления режимов водыпопограничнымрекам.Приэтомхарактерно, что энергетическая отрасль здесь не имеет права на установление режима попусков (выпуск в реку воды из водохранилища в засушливый период)

- энергетические попуски являются предметом решений Комиссии с приоритетом экологических требований на равноправной основе с другими водопотребляющими отраслями соседних стран. Особенностью Комиссии являются высокие полномочия представителей сторон от каждой страны, действия которых неподвластны национальным и местным правительственным органам. Опыт бассейна Инда состоит в том, что вододеление строго регламентировано по периодам, распределению и притокам рек, но временные колебания внутри отдельных притоков могут быть решены в пределах общих лимитов стран их перераспределением по

№ 4 (32) 2013 г. Вестник Института законодательства Республики Казахстан

общему согласию. Режимы энергопроизводства зависят от первоочередного удовлетворения ирригационных требований. Интересен опыт и Рейна, где при отсутствии проблем вододеления, соблюдение определенных режимов стока увязано с требованиями прибрежных стран, судоходства, борьбы с паводками и экологии.

Большая часть ГЭС на Рейне - низконапорные и каскадные, не имеющие больших водохранилищ, тем не менее, интересен вопрос регулирования режима попусков. Так, на пограничных ГЭС Германия-Франция, Германия-Швейцария он регулируются решением двух директоров - по одному от каждой страны по методу «двух ключей», т.е. решения об изменении режимов речного стока принимается консенсусом [3, с. 11, 12, 14].

В целом можно прийти к следующим ВЫВОДАМ:

1. Договорная база двусторонних и многосторонних отношений демонстрируют практическую неэффективность.

2. Международное право на трансграничных водотоках может быть разработано и успешно функционировать только при наличии политической воли, согласии правительств и других государственных органов и честных, открытых намерений по добросовестному выполнению договоров, правил и процедур, согласованных сторонами (принцип «Pacta sunt servanda» - договор должен выполняться - отраженный в ст. 26 Венской Конвенции «О праве международных договоров» 1969 г.).

В соответствии с принципами международного права, а также Венской конвенцией о праве международных договоров от 23 мая 1969 года (далее - Венская конвенция), международные договоры принимаются по принципу свободного

согласия и добросовестности, равноправия и самоопределения народов, суверенного равенства и независимости всех государств, невмешательства во внутренние дела государств, запрещения угрозы силой или ее применения и всеобщего уважения и соблюдения прав человека и основных свобод для всех.

В соответствии со ст. 51 Венской конвенции, «согласие государства на обязательность для него договора, которое было выражено в результате принуждения его представителя действиями или угрозами, направленными против него, не имеет никакого юридического значения». В статье 52 также уточняется, что «договор является ничтожным, если его заключение явилось результатом угрозы силой ее применения в нарушение принципов международного права, воплощенных в Уставе Организации Объединенных Наций».

3. Наличие межгосударственного органа (органов) - регионального, бассейнового или другого уровня - очень важно для осуществления, мониторинга и претворения в жизнь договоров, но справедливо, что «никакая «наднациональная» власть не может принудительно осуществлять международное право, которые было бы подобно внутригосударственной правовой системе». Надо иметь в виду, что появление неправомочных действий одной стороны, которые нарушают согласованные права других стран на справедливое и обоснованное использование ТВР, позволяет другому государству принимать меры защиты своих прав в виде принуждения к прекращению несправедливого поведения, исполнения определенных обязательств (штрафные санкции, возмещение ущерба, компенсация). При этом данное положение относится как к действию, так и к бездействию.

Список литературы

1. www.stoletie.ru/rossiya_i_mir/bitva_za_vodu_2012-04-04.htmf

2. http://ru.scribd.com/doc/53787897/Анализ состояния международного рынка небутилированной воды. Бояркина О.А. Институт водных проблем РАН (ИВП РАН)

3. Трансграничное сотрудничество на международных реках. Ю.Х. Рысбеков. Ташкент, 2009. -204 с.

Аталган мацалада Орталъщ Азия аймагында экологиялъщ мэселелердг реттеудщ халыцаралыц цуцыц сурацтары царастырылады. Сондай-ац трансшекаралыц взендерге цатысты экологиялыц шиелешстердг шешудгц халыцаралыц тэж1рибеС усынылды.

ТYйiн свздер: экологиялыц шиелетстер, трансшекаралыц взендер, шарттыц-цуцыцтыц базасы.

В данной статье рассматриваются вопросы международно-правового урегулирования экологических проблем в центральноазиатскомрегионе. Кроме того, представлена международная практика решения экологических конфликтов, связанных с трансграничными реками.

Ключевые слова: экологические конфликты, трансграничные реки, договорно-правовая база.

This article discusses international legal regulation of environmental issues in the Central Asian region. It is presented international practice of solving environmental conflicts over transboundary rivers.

Keywords: еnvironmental conflicts, transboundary rivers, the legal framework.

Кенжалы Кенжетай^лы Ахметов,

КР Зац шыгару институты хальщаральщ зацнама жэне салыстырмалы ^^ыщтану бетмшщ ага гылыми ^ызметкер^ саясаттану магис^

Посткецестж кещстжтеп интеграциялык процестер контекстшдеп экологиялык каушаздж

Ахметов Кенжалы Кенжетаевич,

старший научный сотрудник отдела международного законодательства и сравнительного правоведения Института законодательства РК, магистр политологии

Экологическая безопасность в контексте интеграционных процессов на постсоветском пространстве

Ahmetov Kenzhala Kenzhetayevich,

Senior Research Fellow of Department of the international legislation and comparative law of the Institute of legislation of the Republic of Kazakhstan, Master of Political Science

Environmental security within the context of integration processes in the Post-Soviet space

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.