Научная статья на тему 'Экологические угрозы экономике России'

Экологические угрозы экономике России Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1915
303
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩАЯ ЭКОНОМИКА / RESOURCE-SAVING ECONOMY / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ УГРОЗЫ / ENVIRONMENTAL THREATS / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ / NATURAL RESOURCES

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Василенко Валентина Алексеевна

В статье проводится анализ современных экологических угроз экономике России и причин их возникновения. Особое внимание уделено водохозяйственному комплексу, и в частности внешним и внутренним угрозам в бассейне реки Иртыш. Автор отмечает, что экологические проблемы обостряются как в Российской Федерации, так и в планетарном масштабе. Лишь некоторым экономически развитым странам удалось несколько снизить экологическую напряженность на региональном уровне. В России проблема полной защиты экологии еще далека от решения. В этой связи автор раскрывает ряд наиболее острых проблем в сфере экологии, угрожающих социально-экономическому развитию страны. В их число входят загрязнение воздушного бассейна городов, ухудшение качества водных ресурсов, деградация земельных ресурсов, накопление опасных отходов и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Василенко Валентина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENVIRONMENTAL THREATS TO RUSSIAN ECONOMY

The analysis of current environment threats to the Russian economy and of their causes is given in this article. Special attention is paid to the water management complex and, in particular, external and internal threats in the basin of the Irtysh river. The author notes that environmental problems are aggravated both in the Russian Federation and in the planetary scale. Only a few economically developed countries have managed to reduce environmental tensions at regional level. The problem of full protection of the environment is still far from solution in Russia. In this connection, the author reveals the most urgent problems in the sphere of environment, endangering the social-economic development of the country. Among them are the following: air pollution of cities, the deteriorating quality of water resources, land degradation, the accumulation of hazardous wastes and other.

Текст научной работы на тему «Экологические угрозы экономике России»

УДК 332.1

Экологические угрозы экономике россии*

ВАСИЛЕНКО ВАЛЕНТИНА АЛЕКСЕЕВНА

канд. экон. наук, ведущий научный сотрудник Института экономики и организации промышленного производства СО РАН, Москва E-mail: vasil@ieie.nsc.ru

Аннотация. В статье проводится анализ современных экологических угроз экономике России и причин их возникновения. Особое внимание уделено водохозяйственному комплексу, и в частности внешним и внутренним угрозам в бассейне реки Иртыш. Автор отмечает, что экологические проблемы обостряются как в Российской Федерации, так и в планетарном масштабе. Лишь некоторым экономически развитым странам удалось несколько снизить экологическую напряженность на региональном уровне. В России проблема полной защиты экологии еще далека от решения. В этой связи автор раскрывает ряд наиболее острых проблем в сфере экологии, угрожающих социально-экономическому развитию страны. В их число входят загрязнение воздушного бассейна городов, ухудшение качества водных ресурсов, деградация земельных ресурсов, накопление опасных отходов и др.

ключевые слова: ресурсосберегающая экономика, экологические угрозы, устойчивое развитие, природные ресурсы.

Environmental threats to Russian economy

VASILENKO VALENTINA ALEKSEEVNA

PhD in Economic, leading researcher of the Institute of Economics and industrial engineering SB RAS, Moscow E-mail: vasil@ieie.nsc.ru

Abstract. The analysis of current environment threats to the Russian economy and of their causes is given in this article. Special attention is paid to the water management complex and, in particular, external and internal threats in the basin of the Irtysh river. The author notes that environmental problems are aggravated both in the Russian Federation and in the planetary scale. Only a few economically developed countries have managed to reduce environmental tensions at regional level. The problem of full protection of the environment is still far from solution in Russia. In this connection, the author reveals the most urgent problems in the sphere of environment, endangering the social-economic development of the country. Among them are the following: air pollution of cities, the deteriorating quality of water resources, land degradation, the accumulation of hazardous wastes and other. Keywords: resource-saving economy, environmental threats, sustainable development, natural resources.

Причины усиления экологической напряженности

На протяжении многих лет отношения человека с природой строились исходя из экономических интересов, что вело к непредсказуемым изменениям окружающей среды, которые ярко проявлялись в конце 1960-х гг. во многих регионах мира.

В 1972 г. в Стокгольме состоялась конференция ООН по окружающей среде. На ней впервые был представлен анализ проблем, вставших перед мировым сообществом в связи с нарастающей антропогенной нагрузкой на биосферу. Эта конференция активизировала развитие в Советском Союзе научных исследований эколого-экономической направленности

* Статья подготовлена по плану НИР ИЭОПП СО РАН в рамках приоритетного направления «Разработка стратегии трансформации социально-экономического пространства и территориального развития России» (проект ГХ.87.1.3.).

и формирование нормативно-правовой защиты природы, а также реализацию конкретных мер по охране окружающей среды. Однако прилагаемые усилия не дали желаемых результатов.

С течением времени к нерешенным проблемам «первого поколения» (загрязнение атмосферы и водных источников, эрозия почв, накопление промышленных и бытовых отходов и т.д.) стали подступать проблемы «второго поколения» (климатические изменения, уменьшение разнообразия растительного и животного мира, поддерживающего устойчивость природных систем и т.д.). Чернобыльская трагедия (1986 г.) заставила Правительство усилить внимание к охране окружающей среды. В период перестройки лозунг «экологизация» вписывался в идеологию реформирования России, но вскоре был забыт.

Распад СССР, переход к рыночной экономике и экономические кризисы 1990-х гг. сместили вопросы охраны окружающей среды на второй план. Четко обозначилась установка: «сначала надо обеспечить экономический рост, а затем решение экологических проблем». Произошло сокращение бюджетных средств на природоохранные цели, которые выделялись по «остаточному» принципу. Ухудшились и финансовые возможности предприятий для защиты окружающей среды. Нарушение межреспубликанских связей отрицательно сказалось на выпуске природоохранного оборудования, реагентов по очистке сточных вод и отходящих газов и т.д., привело к несоблюдению технологических режимов и росту аварийности производства.

Обострились экологические проблемы и на планетарном уровне. В 1992 г. в Рио-де-Жанейро прошла конференция ООН по окружающей среде и развитию. Спустя 20 лет после Всемирного конгресса по окружающей среде правомерно встал вопрос: удалось ли мировому сообществу прекратить деградацию природы и оздоровить среду своего обитания? За истекшие годы реальных сдвигов в улучшении окружающей среды в глобальном масштабе не произошло. Удалось лишь в некоторых экономически развитых странах несколько снизить экологическую напряженность на региональном уровне (решить ряд природоохранных задач на отдельных предприятиях, фирмах, в промышленных городах). В целом ситуация продолжает ухудшаться, особенно в развивающихся государствах, странах Восточной Европы и бывшего Советского Союза.

Конференция в Рио-де-Жанейро признала ведущим к катастрофе тот путь, по которому развитые

государства пришли к своему благополучию, и провозгласила необходимость перехода на траекторию устойчивого развития. Конференция рекомендовала правительствам всех стран организовать разработку и принять национальные стратегии и планы реализации концепции устойчивого развития, которые предполагают взаимозависимое решение экологических, экономических и социальных проблем в интересах нынешних и будущих поколений.

Важно отметить, что катастрофический обвал экономики, наблюдавшийся в России в 1990-е гг., не привел к эквивалентному снижению антропогенной нагрузки на окружающую природную среду. Более того, заметно увеличилась роль природоем-ких, экологически опасных отраслей (топливной промышленности, электроэнергетики, металлургии). Зарубежные инвесторы в то время проявляли интерес в основном к сырьевым отраслям.

Стремление предпринимателей к увеличению разовой прибыли, сокращению срока оборота капитала и игнорирование ими необходимости охраны окружающей среды, а также отсутствие действенного организационно-экономического механизма управления природопользованием и его охраной, неадекватная правовая защита природы способствовали усилению экологической напряженности.

Коренные преобразования в России раскрутили «перестроечный механизм», который, по сути своей, являлся антиэкологическим и ориентировал развитие страны в направлении, противоположном устойчивому развитию. Однако надо было выполнять обязательства по реализации программы всемирного сотрудничества. Но переориентировать курс «реформирования» страны за короткий срок невозможно. Представлялось, что изменить подход к перестроечным процессам удастся через разработку и реализацию серии документов на самом высоком уровне.

На фоне продолжающегося экономического спада 4 февраля 1994 г. издается Указ Президента РФ № 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития». Спустя два года утверждается Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию (Указ Президента РФ от 1 апреля 1996 г. № 440). Указ обязывает Правительство учитывать положения Концепции при разработке прогнозов и программ социально-экономического развития, подготовке нормативных актов, принятии хозяйственных и иных решений, а также разработать и внести на рассмотрение

ш

^^ Мир новой экономики

Президента проект Государственной стратегии устойчивого развития РФ.

В 1997 г. впервые за годы реформирования отмечается стабилизация ряда макроэкономических показателей. Однако 17 августа 1998 г. Правительство РФ объявляет дефолт по внутреннему долгу, и дальнейшее развитие определяется последствиями этого финансового кризиса. С марта 1999 г. возобновляется рост производства в промышленности, главным образом — в добывающих отраслях. Этому росту способствует утроение цен на нефть на мировом рынке.

Намечаются планы, направленные на улучшение экологической ситуации. Готовится усиление Госкомприроды, однако 17 мая 2000 г. Указом № 867 Президента РФ это природоохранное ведомство упраздняется, а его функции передаются Министерству природных ресурсов. Передача природоохранных функций ведомству «ресурсного блока» способствовала созданию конкурентных преимуществ неэффективным и отсталым производствам. Понизилась эффективность государственного экологического контроля и надзора, а также системы внутреннего производственного контроля на предприятиях.

Произошло усиление сырьевого сектора экономики. Все чаще стали ставить вопрос о продаже российских водных ресурсов за рубеж (части стока Обь-Иртышского бассейна и байкальской воды). В Доктрине устойчивого водопользования в Российской Федерации (№ 1225-р, утверждена распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г.) возобновляемая часть водных ресурсов рассматривается как предмет международной торговли. В Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 г. (№ 1235-р, утверждена распоряжением Правительства РФ от 27 августа 2009 г.) поставлена задача определить направления участия страны в формировании мирового водного рынка и при этом максимально использовать имеющиеся конкурентные преимущества. Стремление расширить сырьевой экспорт за счет водных ресурсов создает угрозу окончательного превращения экономики страны в природоэксплуатирующую и экологически опасную.

Промышленный подъем усилил негативное воздействие на окружающую среду. В 2000-е гг. экономический рост являлся приоритетной задачей, и он обеспечивался следующим образом: в 2000 г.— 10%, 2001 г.— 5,1, 2002 г.— 4,7, 2003 г.—7,3, 2004 г. — 7,1, 2005 г. — 6,4, 2006 г. — 6,7%. Но это не

свидетельствовало о том, что Россия находится на пути к экологически устойчивому экономическому развитию. Желаемый результат был достигнут ценой нещадной эксплуатации природных ресурсов и угрожающего загрязнения окружающей среды. В высших эшелонах российской власти начал ставиться вопрос об обеспечении экологической безопасности страны. Мотивировалось это тем, что выросли финансово-экономические возможности, сформированы правовые условия для государственно-частного партнерства в этой сфере, имеются и другие условия для решения поставленной задачи.

В начале 2007 г. Общественная палата рассмотрела вопрос об экологически устойчивом развитии России и признала, что принцип «подъем экономики любой ценой» уже устарел. Лозунгом нынешнего времени должен стать «подъем ценности природных ресурсов», бережное к ним отношение. Проблемы охраны окружающей среды начали предметно обсуждаться и в Госсовете России, и в Правительстве, и в Совете безопасности. В январе 2008 г. на заседании Совета безопасности было признано, что качество среды обитания прямо влияет на развитие демографического потенциала и здоровье нации, и поставлена задача: создать действенную систему экологической безопасности в стране.

Однако разразившийся осенью 2008 г. кризис усложнил решение этой задачи. Правительственные меры, осуществляемые в 2010 г. по спасению финансовой системы, не принесли заметного оживления в реальном секторе. Проблемы рационального природопользования и охраны окружающей среды снова были отодвинуты на периферию. Кроме того, сохранение экспортно-сырьевой модели развития затрудняет формирование в стране новой экономики [1, 2].

Неустойчивой остается и мировая модель развития, о чем свидетельствуют системные кризисы последних лет. На Конференции ООН по устойчивому развитию, состоявшейся в Рио-де-Жанейро в 2012 г., было признано, что существующие негативные тенденции сохранились и усилились. Мировому сообществу за прошедшие 20 лет не удалось изменить сложившийся тип развития. В итоговом документе конференции «Будущее, которое мы хотим», констатируется: «экономическое развитие должно повышать благосостояние людей и обеспечивать социальную справедливость, при этом существенно снижая угрозы для окружающей среды и сберегая природные ресурсы и живые системы для будущих поколений».

В России курс на последовательный переход к устойчивому развитию расходится с реалиями. Прогрессивные идеи находят отражение в стратегических документах, федеральных целевых программах, проектах регионального развития, но приоритет по-прежнему отдается достижению экономических целей. Решение поставленных задач иногда надолго затягивается. Например, Стратегия устойчивого развития России до сих пор не принята, хотя проект этого документа был подготовлен и установлен срок его внесения в Правительство — 1 октября 1997 г. Экологическая доктрина Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. № 1225-р), содержащая основные принципы устойчивого развития, так и осталась декларативным документом. Большинство поручений и Президента, и Правительства РФ, данных по итогам состоявшихся в 2010-2012 гг. заседаний президиума Государственного совета, посвященных реформированию системы государственного управления в сфере охраны окружающей среды, не были выполнены в полной мере или практически не выполнены.

В 2015 г. состоится Генеральная Ассамблея ООН, где планируется принятие новых международных целей развития, реализация которых позволит создать основу для глобальных преобразований, ориентированных на развитие ресурсосберегающей экономики.

Сегодня экологические проблемы — «болевые точки», создающие угрозу социально-экономическому развитию страны. Россия подрывает свое будущее, нарушая главный принцип концепции устойчивого развития — учета в природопользовании интересов как нынешнего, так и будущих поколений.

Коротко рассмотрим основные проблемы.

современные экологические угрозы

загрязнение воздушного бассейна городов и промышленных центров

В 206 городах России предельно допустимые концентрации загрязнения атмосферы превышены в 10 раз. Основными источниками вредных выбросов являются предприятия и другие стационарные источники, а также автотранспорт. Промышленность ежегодно распыляет 20 млн т опасных химических веществ, 17 млн т добавляют выхлопные газы. Более 60% городского населения проживают

в условиях высокого уровня загрязнения атмосферы. Самое высокое загрязнение атмосферного воздуха от промышленных предприятий зарегистрировано в Норильске, Нижнем Тагиле, Магнитогорске, Новокузнецке, а от автотранспорта — в главных мегаполисах: Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре. Усугубляет ситуацию «точечная» застройка: зеленых насаждений становится все меньше. Только от загрязнения воздуха в России преждевременно умирают более 40 тыс. человек ежегодно, и это число растет.

Выбросы большого количества серы (более 9 млн т в год) вызывают закисление атмосферных осадков. Оксиды серы образуют с капельками воды в атмосфере серную кислоту, в результате возникают кислотные дожди, наносящие ущерб природе и экономике (рыболовству, сельскому и лесному хозяйству и др.). Не исключается вероятность того, что в результате подкисления на громадных участках почвам уже нанесен практически непоправимый ущерб. Сложная комбинация загрязняющих веществ, включая кислотные осадки, делает леса уязвимыми перед стихийными бедствиями, такими как засухи и резкие перепады температур, которые в сочетании приводят к их гибели. Области повышенной кислотности зафиксированы на европейской территории России, а также в ряде промышленных районов с развитой цветной металлургией.

ухудшение качества водных ресурсов

Водные ресурсы являются одним из наиболее важных и вместе с тем уязвимых компонентов окружающей среды. Рост населения и экономики ведет к быстрому их изменению. Не отвечают санитарным нормам и правилам примерно 40% поверхностных и 17% подземных источников питьевого водоснабжения. Объем сточных вод за последние годы уменьшился, однако его величина остается весьма значительной. Так, например, жилищно-коммунальное хозяйство сбрасывает около трети стоков вообще без очистки.

На территории страны практически все водные объекты подвержены антропогенному воздействию, качество большинства из них не отвечает нормативным требованиям. Исчезают малые реки (длиной до 100 км) и озера.

Все внутренние и окраинные моря Российской Федерации испытывают интенсивную антропогенную нагрузку. Для морских берегов характерно развитие абразионных процессов, более 60% береговой линии испытывает разрушение, размыв

и подтопление, что наносит значительный ущерб хозяйству и является дополнительным источником загрязнения морской среды. Особую опасность вызывает захоронение радиоактивных отходов в северных морях. В связи с трансграничным загрязнением обострилась экологическая ситуация в регионах Балтийского, Охотского, Черного, Каспийского морей, в речных бассейнах Иртыша и Амура.

истощение рыбных ресурсов

Гидростроительство, забор большого количества пресной воды на орошение и другие хозяйственные нужды, эксплуатация водозаборов без рыбоза-щитных устройств, загрязнение вод, превышение квоты добычи и другие факторы резко ухудшили состояние и условия воспроизводства рыбных запасов. Происходит исчезновение ценных пород рыбы, угнетение и гибель многих видов ихтиофауны; увеличивается заболеваемость ценных пород рыбы и накопление в ней вредных загрязняющих веществ и т.д.

Деградация земельных ресурсов

Сельскохозяйственные угодья занимают только 13% земельного фонда страны и имеют тенденцию к сокращению. Площадь сельхозугодий за последние 25 лет сократилась на 33 млн га. В расчете на одного жителя это уменьшение составило 24%. Увеличивается площадь эродированных земель, годовой прирост которых составляет 0,4-1,5 млн га, оврагов — 80-100 тыс. га. 70% пашни подвержено водной и ветровой эрозии. Это наносит большой ущерб продуктивности сельского хозяйства, снижает плодородие увлажненных земель, сокращает сроки службы дамб и ирригационных сооружений, загрязняет обводнительные каналы. Снижение урожаев на эродированных почвах составляет от 30 до 50%.

Значительные площади сельскохозяйственных угодий (около 50 млн га) имеют повышенную кислотность; увеличение кислотности почв происходит вследствие применения минеральных удобрений и выпадения кислотных дождей. Сильно закислен-ные почвы занимают площадь около 5 млн га и нуждаются в известковании. На ранее не требовавших известкования черноземах этот прием становится необходимым почти на 50% площади.

Продолжается снижение плодородия почв. Причиной снижения биопродуктивности почв сельхозугодий является практически повсеместное уменьшение запасов гумуса. Ежегодные его потери

составляют в среднем 0,62 т на гектар. За последние 15-20 лет содержание гумуса в пахотных почвах снизилось в среднем на 20%. Усиливаются процессы засоления земель (по оценкам, от 8 до 12% всех сельхозугодий в различной степени засолены). Ухудшается состояние аридных территорий. Опустыниванием затронуты 12 областей России: Астраханская, Волгоградская, Оренбургская, Ростовская и т.д.

Значительная часть ранее мелиорированных (улучшенных) земель нуждается в комплексной реконструкции. Низкое качество проектов и строительства мелиоративных объектов, серьезные недостатки в их техническом обслуживании вызывают вторичное заболачивание и засоление земель, подтопление и иссушение. Сегодня 32% орошаемых земель требуют комплексной реконструкции и переустройства коллекторно-дренажной сети, 18% осушенных земель — реконструкции.

Велика площадь нарушенных земель — 1,6 млн га. Из них около 40% площади нарушено при торфоразработках, остальные — при добыче и переработке руд цветных металлов, добыче угля и строительного сырья.

Происходит загрязнение почв пестицидами и ядохимикатами, хотя их применение сократилось в 3,5 раза по сравнению с периодом 1980-1990-х гг. Нерациональное применение средств химизации в сельском хозяйстве приводит к накоплению их в почве и пищевых продуктах. Выборочные обследования показали, что в 20 пробах почв содержатся остаточные количества пестицидов.

По имеющимся оценкам, около 30% продуктов питания, потребляемых россиянами, отравлено нитратами, фосфатами, пестицидами, ртутью, радиоактивными веществами, и они представляют постоянную угрозу населению.

Вокруг крупных индустриальных центров сформировались ареалы загрязнения почв промышленными выбросами. Выявлено 730 тыс. га земель с чрезвычайно опасным загрязнением почв. Это Мончегорск, Ревда, Рудная Пристань и т.д.

нерациональное хозяйственное использование невозобновляемых ресурсов ведет к значительным потерям

Потери природных ресурсов начинаются уже при добыче и составляют: угля — 14,1%, железной руды — 3,4, хромовой руды — 28,6, калийной соли — 61,3, фосфоритов — 4,8, гипса — 15,6, поваренной

соли — 46,3%. Потери полезных компонентов происходят и при обогащении минерального сырья и превращении его в концентраты. По таким веществам, как железо, марганец, медь, свинец, олово, оксид калия, пятиоксид фосфора, они составляют от 20 до 30%.

Около 2/3 разведанных запасов нефти остается в недрах. Потери добытой нефти в резервуарных парках и других местах подготовки ее к транспортировке во время промысловой перекачки иногда превышают 2%. При переработке теряется еще 1,52% нефти.

увеличение опасных отходов

В результате быстрого экономического роста под воздействием научно-технического прогресса человек за последние 40 лет качественно изменил химическую обстановку на поверхности планеты. Сегодня в больших масштабах производится 50 тыс., а в особо крупных масштабах — 5 тыс. веществ. Около 80% веществ человек использует, ничего не зная об их токсичности. В круговорот включены совершенно новые, не известные природе вещества; увеличена масса использования широко распространенных, а также особо токсичных веществ. Опасные отходы стали угрозой века. Отходов производится значительно больше, чем основной продукции, и часто они обладают более токсичными свойствами.

В стране зарегистрировано более 100 опасных и плохо контролируемых радиоактивных объектов, более 3 тыс. химически опасных. На территории России в отвалах, полигонах, хранилищах и несанкционированных свалках накоплено порядка 80 млрд т твердых отходов производства и потребления. В хранилищах, могильниках, на складах, свалках и других объектах содержится более 1,1 млрд т токсичных и экологически опасных промышленных отходов. В сельском хозяйстве существует проблема по двум группам отходов: запрещенным и пришедшим в негодность пестицидам (подлежат обезвреживанию 13,5 тыс. т пестицидов) и отходам животноводства, которых ежегодно накапливается 140-150 млн т.

По экспертным оценкам, темпы роста образования токсичных отходов достигают 15-16% в год, значительно опережая темпы роста ВВП.

обострение проблемы охраны лесных ресурсов

В России территории, занятые лесом, составляют более 20% мировой площади лесов, запасы древе-

сины — 25% мировых запасов. Однако расчетная лесосека используется нерационально. Систематически допускаются перерубы хвойных пород, и лишь наполовину используется расчетная лесосека по лиственным породам деревьев. Велики отходы при заготовке и использовании леса. При переработке теряется около 20% древесины. Лесозаготовительные работы отстают от рубки леса ежегодно на 1,1 млн га. Значительный ущерб наносят пожары. Активная охрана лесов от пожаров осуществляется на 64% всей площади лесного фонда. Леса истощаются и от загрязнения атмосферы вредными выбросами. Заметную роль в снижении устойчивости лесных насаждений играют вредители и болезни леса. При этом число очагов вредителей растет.

изменение видового состава кормовых угодий

Продолжаются деградация и обеднение растительного покрова, особенно естественных кормовых угодий, в связи с высокими пастбищными нагрузками и неудовлетворительным уходом за сенокосами. За последние годы размеры территорий оленьих пастбищ сократились на 15-20%, а запасы ценных лишайниковых кормов уменьшились в 2-3 раза. Значительно нарушен растительный покров сухо-степной и полупустынной зон юга России. Происходит сокращение лекарственных, плодово-ягодных и других растений.

уменьшение видового разнообразия флоры и фауны

На планете под угрозой исчезновения находятся каждый десятый вид птиц, каждый пятый вид растений и млекопитающих и каждый четвертый вид земноводных и пресмыкающихся, а также 553 вида высших растений и 463 вида животных.

В условиях повышенной экологической опасности проживают 30% россиян. Известно, что в зонах экологического кризиса продолжительность жизни на 10-15 лет меньше, чем по стране в целом. «Вклад» экологического фактора в ухудшение здоровья людей оценивается на уровне 17-20% [3]. Ежегодно страна теряет 350 тыс. человек по причине постоянно ухудшающейся экологической обстановки.

Проблемы водохозяйственного комплекса

Россия по объему речного стока — 4,3 тыс. км3 в год — занимает второе место в мире после Бразилии, располагающей 10 тыс. км3. Однако в стра-

Таблица 1

объем сбрасываемых в поверхностные водные объекты загрязненных сточных вод

субъектами рФ в 2011 г.

Субъект РФ Млн м3 Субъект РФ Млн м3

Санкт-Петербург 1239 Свердловская область 770

Московская область 1220 Кемеровская область 661

Краснодарский край 920 Иркутская область 583

Москва 908 Республика Татарстан 498

Челябинская область 836 Нижегородская область 461

не сложилась напряженная водохозяйственная обстановка (несмотря на то что на ее территории сосредоточено около 1/4 мировых запасов пресных поверхностных и подземных вод), которая характеризуется наличием следующих основных проблем.

расточительное водопользование

Водоемкость валового внутреннего продукта остается высокой — 2,4 м3/тыс. руб., что значительно превышает данный показатель в экономически развитых странах. На нужды социально-экономического развития из природных водных объектов забирается (изымается и транспортируется к местам использования) относительно небольшая часть — около 2% речного стока в год, это 80 км3. Однако в экономике используется не более 62,5 км3 воды в год. Непроизводительные потери составляют значительную величину — 17,5 км3 воды в год (21,9%), из них 8 км3 теряется при транспортировке, свыше 4,8 км3 — в орошаемом земледелии и около 3 км3 воды в год — в системах централизованного водоснабжения.

Структура водопотребления характеризуется следующими показателями: производственные нужды — 60,2%, хозяйственно-питьевые нужды — 15,8, орошение — 13,2, сельскохозяйственное водоснабжение — 0,5, прочие нужды — 10,3%.

Антропогенное загрязнение водных объектов

В водные объекты сбрасывается до 52 км3 в год сточных вод, которые содержат около 11 млн т загрязняющих веществ. На долю предприятий жилищно-коммунального хозяйства приходится 60% общего объема загрязненных стоков, 25% приходится на долю промышленности и 5% — это стоки агропромышленного комплекса. Увеличивают

загрязнение водных объектов стоки с селитебных территорий, с площадей, занятых отвалами и отходами производства, а также трансграничные загрязнения.

На некоторых участках рек содержание фенолов превышает допустимые концентрации (ПДК) в 7-8 раз, а содержание хлорорганических пестицидов, аммонийного и нитратного азота — в 10-16 раз. Содержание ионов цинка, меди, свинца достигает десятков, а нефтепродуктов — сотен и тысяч ПДК. Все это приводит к деградации водных объектов. Напряженная экологическая ситуация сложилась в бассейнах Волги, Оби, Енисея, Амура, Северной Двины, Печоры, Дона, Кубани, Терека и рек бассейна Балтийского моря.

В 2011 г. общий объем сбросов в поверхностные водоемы составил 48 096 млн м3. Доля нормативно очищенных вод составила 1840 млн м3, загрязненных сточных вод — 15 966 млн м3.

На десять субъектов Российской Федерации приходится 50,7% (8096 млн м3) общего сброса загрязненных сточных вод в России (табл. 1).

снижение качества питьевой воды

Основные источники питьевого водоснабжения — речной сток и подземные воды. Качество поверхностных вод неудовлетворительное. Только 1% поверхностных источников соответствует первому классу, и вода в них не требует специальной обработки, 17% водоемов для питьевого водоснабжения вообще непригодны. В связи с загрязненностью требует специальной подготовки вода, забираемая для водоснабжения из Волги, Днепра, Дона, Северной Двины, Печоры, Оби, Иртыша, Енисея, Лены, Камы, Амура и многих озер.

Некачественную по санитарно-химическим и микробиологическим показателям питьевую воду потребляет население в Республиках Ингушетия,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 2

Доля проб, не соответствующих нормативам, в субъектах рФ с некачественной водой из водопроводов в 2011 г.

Субъект РФ % Субъект РФ %

Ханты-Мансийский АО (Югра) 84,2 Смоленская область 31,4

Томская область 81,9 Хабаровский край 31,3

Республика Коми 38,5 Чукотский АО 30,6

Тверская область 37,7 Вологодская область 30,2

Республика Татарстан 3 оэ Сахалинская область 30,1

Источник: [4].

Калмыкия, Карелия, Карачаево-Черкесия и Мордовия, в Архангельской, Курганской, Саратовской, Томской и Ярославской областях, в Ханты-Мансийском (Югре) и Чукотском автономных округах, а также в Приморском крае.

Каждый второй россиянин вынужден использовать для питьевых целей воду, не соответствующую по ряду показателей гигиеническим требованиям, что создает серьезную угрозу для здоровья. Отставание России по средней продолжительности жизни от экономически развитых стран в значительной степени связано с потреблением недоброкачественной воды.

В целом по Российской Федерации из 709 551 пробы питьевой воды из водопроводов, отобранной в 2011 г., 10,8% не отвечало санитарно-гигиеническим нормативам (табл. 2).

Весь комплекс вопросов, связанных с обеспечением населения безопасной питьевой водой, должна охватить федеральная целевая программа «Чистая вода», составленная на 2011-2017 гг. Среди задач программы: развитие системы государственного регулирования в секторе водоснабжения, во-доотведения и очистки вод; создание условий для привлечения долгосрочных частных инвестиций в данные секторы; модернизация систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод; совершенствование законодательства о тарифном регулировании в сфере ЖКХ и др. На реализацию программы потребуется 331,8 млрд руб. Основное финансирование будет идти из внебюджетных источников. Из федерального и региональных бюджетов планировалось выделить по 9 млрд руб. на период 2011-2013 гг., однако финансирование было значительно урезано. Это поставило под сомнение возможность выполнения программы в полном объеме.

ухудшение здоровья населения в связи с негативным воздействием водного фактора

По оценкам Всемирной организации здравоохранения, треть инфекционных, неинфекционных и паразитарных заболеваний населения связана с водным фактором. В Российской Федерации свыше 65% жителей пьют воду с дефицитом йода. Это в ряде случаев приводит к развитию врожденных аномалий, снижению умственных способностей у детей и взрослых, глухонемоте. Для компенсации негативного влияния на здоровье людей питьевой воды, не соответствующей гигиеническим требованиям по содержанию основных биогенных элементов, требуются значительные денежные средства. Так, только в Пермской области экономический ущерб от заболеваний эндокринной системы, связанных с дефицитом йода, составляет более 7,3 млн руб.

В России практически повсеместно имеется недостаток фтора в питьевой воде, что обусловливает заболеваемость более 60% детей кариесом зубов, а в Республике Коми и Оренбургской области — до 90-98%. Около 1/3 имеющихся в стране водопроводов подают воду с повышенным содержанием железа, что способствует развитию аллергических реакций, болезней крови. В ряде населенных мест, где используют подземные водоисточники, в том числе в Калмыкии, отмечаются повышенные уровни содержания натрия, хлоридов и сульфатов, что увеличивает число пациентов с заболеваниями желудочно-кишечного тракта и гипертензией [5].

низкий уровень защиты людей от вредного воздействия вод

К вредному воздействию вод относятся наводнения, высокая аварийность на гидротехнических со-

ш

^^ Мир новой экономики

оружениях, абразия (разрушение волнами берегов водохранилищ и озер) и т.д. Площадь паводковых территорий составляет 400 тыс. км2, из которых 50 тыс. км2 ежегодно подвергается затоплению. Па-водкоопасными регионами являются: Приморский край, Амурская и Сахалинская области, Забайкалье, Средний и Южный Урал, Нижняя Волга, Северный Кавказ, Восточная Сибирь.

Наводнения — одно из наиболее часто повторяющихся стихийных бедствий. Наводнениям с катастрофическими последствиями подвержены территории в 150 тыс. км2, на которых расположены 300 городов, десятки тысяч населенных пунктов, большое количество хозяйственных объектов и свыше 7 млн га земель сельскохозяйственного назначения.

Обострение проблем наводнений связано не только с сокращением аккумулирующей способности водозаборов в результате антропогенной деятельности, но и с действием других факторов, таких как:

• старение основных фондов водного хозяйства (более 40% всех гидротехнических сооружений, построенных 30 лет назад и более и являющихся объектами повышенной опасности, требуют капитального ремонта и реконструкции);

• выделение бюджетных средств на ремонт-но-восстановительные работы осуществляется несвоевременно (часто после наступления паводков) и в недостаточных объемах, а аварийность на гидротехнических сооружениях в России в 2,5 раза превышает среднемировой показатель;

• интенсивное хозяйственное использование и бесконтрольная застройка паводковых территорий без проведения защитных мероприятий;

• низкая достоверность прогнозов в результате сокращения гидрологической сети (с начала 1990-х гг.— на 30-40%).

наличие маловодных регионов

Для России характерна высокая обеспеченность водными ресурсами, но распределены они по территории страны крайне неравномерно. Свыше 70% объема речного стока приходится на регионы Сибири и Дальнего Востока и не более 10% — на освоенную европейскую часть государства, где сосредоточено до 70% населения и производственного потенциала. Отмечается напряженная водохозяйственная обстановка, связанная с дефицитом водных ресурсов на отдельных участках бассейнов Дона, Кубани, Терека, Оби, Иртыша, Тобола, Урала, Ишима.

Суммарный дефицит водных ресурсов в маловодные годы в целом по стране, исходя из водохозяйственных балансов, оценивается в объеме 14,3 км3 (23%). В ряде регионов, по оценкам Росвод-ресурсов, невозможно решить эту проблему только за счет строительства новых водохранилищ, сезонного и многолетнего регулирования стока. В Республике Калмыкия, Ставропольском и Краснодарском краях, в Кемеровской области, на Южном Урале для удовлетворения потребности в воде необходима ее подача из более водообеспеченных регионов.

К регионам с низкой водообеспеченностью относятся: Ставропольский край, Заволжье, Нижнее Поволжье, юг Западной Сибири, Забайкалье, Центральная Якутия [6]. Воссоединение Крыма с Россией в 2014 г. увеличило число таких регионов и вместе с тем показало, что трансграничные водные ресурсы могут быть использованы как оружие при возникновении политических конфликтов. Украина перекрыла поступление воды по каналу из Днепра на полуостров, что привело к экономическому ущербу: погибли посевы риса и другие сельскохозяйственные культуры. Проблемы совместного использования водных ресурсов существуют (с той или иной степенью остроты) во всех международных речных бассейнах, в том числе и в Обь-Иртышском.

Бнешние угрозы в бассейне реки Мртыш

Крупная река Западной Сибири — Иртыш (приток Оби) берет начало в Китае, протекает по территории Казахстана, а затем — России. Воду верхней части Иртыша (Черного Иртыша) интенсивно использует Китай. Дефицит воды становится фактором, сдерживающим социально-экономическое развитие Синцзян-Уйгурского автономного района. В 1994 г. здесь началось строительство канала из Черного Иртыша в озеро Улюнгур. Планировалось транспортировать воду из озера по трубопроводам в город Карамай, а также использовать ее для нужд нефтепромыслов и орошаемого земледелия. В 2005 г. строительство канала Черный Иртыш-Ка-рамай (протяженностью 300 км и шириной 22 м) было завершено. По имеющимся оценкам, Китай в последние годы забирает 1,8 км3 стока реки. В настоящее время строится второй канал вглубь Западного Китая. Прогнозируется, что в ближайшее время водозабор из реки на китайской территории существенно возрастет и составит около 50% речного стока. Как следствие, к 2020 г. русло Иртыша на всей

территории Казахстана, вплоть до Омска, может превратиться в цепь болот и стоячих озер. Это будет иметь катастрофические последствия для экологии и экономики не только Казахстана, но и России.

У России нет возможности повлиять на сложившуюся ситуацию, поскольку Китай не присоединился к Конвенциям об охране и использовании трансграничных водотоков и международных озер (1992 г.) и о праве несудоходных видов использовать международные водотоки (1997 г.), определяющим международные правила пользования трансграничными водными ресурсами. Китай готов обсуждать эту проблему только в рамках двусторонних отношений, поскольку Иртыш течет из Китая в Казахстан.

Напряженность существует и в связи с загрязненностью Иртыша. Аналогичное положение складывается и на других реках трансграничного значения — Тоболе, Ишиме, Урале. У России с Казахстаном происходит обмен речными водами: поступление речного стока из России в Казахстан составляет 10,3 км3 в год, из Казахстана в Россию — 31,9 км3 в год. Причем с притоком в Россию поступает 140 млн м3 загрязненных сточных вод, а из России в Казахстан — почти в 3 раза больше. Казахстан же нередко нарушает правила использования иртышской воды при эксплуатации гидроэлектростанций и водохранилищ, что негативно отражается на водно-экологическом балансе всей Западной Сибири. Российские регионы вдоль Иртыша уже столкнулись с проблемой дефицита воды из-за каскада ГЭС и канала Иртыш-Караганда, построенных в 1960-1970-х гг. в Казахстане. Это ухудшило условия водоснабжения и навигации, негативно отразилось на сельском хозяйстве.

В 2002 г. с целью улучшения водоснабжения столицы Казахстана Астаны от канала Иртыш-Караганда был построен водовод в Ишим, что позволило увеличить объем Вячеславского водохранилища. Кроме того, для создания единой системы гарантированного водоснабжения Центрального Казахстана иртышской водой начато строительство второй очереди канала Караганда-Джезказган.

Более пяти лет назад из-за сильного обмеления Иртыша прекратилось грузовое сообщение по воде между Казахстаном и Омской областью. Низкий уровень воды сокращает сроки навигации и затрудняет вывоз топлива в необходимых объемах с Омского нефтеперерабатывающего завода и других предприятий в северные нефтедобывающие регионы Западной Сибири. Следует отметить, что сегодня 30% продукции Омского НПЗ доставляется на

север водным транспортом. Если не будут приняты срочные меры, направленные на повышение уровня воды в Иртыше, то снабжение севера горючесмазочными материалами в полной мере будет затруднено. Альтернативные виды транспортировки грузов ведут к удорожанию стоимости продукции и снижению конкурентоспособности предприятий. Использование речного транспорта значительно удешевляет перевозки грузов и обеспечивает минимальное воздействие на окружающую среду. По имеющимся оценкам, обустройство одного километра водного пути требует в 6-7 раз меньше капитальных вложений по сравнению со строительством железных или автомобильных дорог равной пропускной способности.

В 2011 г. начато строительство Омского гидроузла, который должен частично решить проблему обмеления реки и поднять ее уровень на 1,5-2 м. Гидроузел будет располагаться в районе села Красная горка, на 1813-м километре от устья реки Иртыш. Общая стоимость объекта — 9,3 млрд руб. Строительство планируется осуществить в течение 4 лет. Гидроузел должен улучшить санитарное и экологическое состояние реки. Накапливающиеся в водохранилище паводковые воды будут использоваться для нужд населения и промышленности.

Губернаторами Омской, Тюменской областей и Ямало-Ненецкого автономного округа в ноябре 2012 г. достигнуто соглашение о создании совместной рабочей группы для решения проблем обмеления Иртыша. Главной задачей этой группы является выработка концепции повышения уровня воды в реке. Предполагаются разработка проектов строительства дамб на реке и проведение работ по углублению русла.

Международная команда ученых из России, Казахстана и Франции исследовала влияние климатического фактора на состояние водных ресурсов Иртыша. В рамках проекта «Трансграничное управление водными ресурсами реки Иртыш» была разработана гидрологическая модель этой реки от границ Китая до с. Красноярка Омской области на период до 2030 г. Расчеты, проведенные с использованием этой модели, показали, что уже к 2015 г. неблагоприятные природно-климатические процессы приведут к уменьшению стока рек на юге Сибири на10-20%.

Казахстанские ученые из Института географии разработали специализированную научно-техническую программу «Оценка ресурсов и прогноз использования природных вод Казахстана в условиях

антропогенно и климатически обусловленных изменений». В этом документе прогнозируется дальнейшее повышение температуры приземного воздуха на территории страны, уменьшение сред-немноголетнего количества осадков и сокращение располагаемых ресурсов речного стока, что может привести к существенным изменениям величины и структуры водопотребления, усилению конфликтных ситуаций между отдельными потребителями воды в Казахстане, обострить межгосударственные отношения по вопросам распределения водных ресурсов в трансграничных бассейнах [7].

В последние годы Президент Казахстана Н.А. Назарбаев предлагал снизить дефицит водных ресурсов в стране за счет территориального перераспределения части стока сибирских рек. Речь шла о возможности реализации отвергнутого в 1986 г. по экологическим и экономическим соображениям проекта переброски части стока Обь-Иртышского бассейна в республики Средней Азии и Казахстан. В этой связи по распоряжению премьер-министра Казахстана была создана комиссия с целью оценки перспектив столь крупного преобразования природы. В работе комиссии активное участие приняли сотрудники НИИ гидрологии и геоэкологии. В августе 2011 г. основной итог работы комиссии стал достоянием гласности. Проект, предполагающий водозабор (от 27 до 37 км3 в год) на реке Обь близ города Ханты-Мансийска и транспортировку на юг открытым каналом с земляным руслом (длина 2550 км, ширина 16 м и глубина 15 м), был признан нецелесообразным [8].

Однако в июне 2013 г. Министерство регионального развития Казахстана представило разработанную совместно с Казахским научно-исследовательским и проектным институтом строительства и архитектуры генеральную схему развития страны. В этом документе было предложено часть стока Иртыша, протекающего по территории Восточного Казахстана, направить в Центральный Казахстан. Осуществить проект предполагается в течение 30 лет [9]. Для предотвращения конфликтных ситуаций Казахстан готов обсуждать этот проект с соседями. Удастся ли согласовать интересы сопредельных стран и избежать экологических угроз, покажет время.

Президент России В.В. Путин на заседании Совета безопасности в ноябре 2013 г., посвященном обеспечению национальной безопасности в сфере охраны окружающей среды и природопользования, признал, что долгое время вопросы экологической

безопасности оставались на периферии государственного внимания. Глава страны поставил задачу «в ближайшее время разработать и принять Стратегию экологической безопасности России. Она должна содержать оценки внешних и внутренних угроз в этой сфере, а также пороговые показатели безопасности» [10].

Острота экологической напряженности нарастает. По имеющимся оценкам, угрозы населению, связанные с загрязнением воздуха и воды, составляют в среднем не менее 4-6% ВВП. Хватит ли у государства экономической мощи для ликвидации уже причиненного экологического ущерба?

Литература

1. Казанцев С.В. Современные угрозы экономике России (часть 1) // Мир новой экономики. 2013. № 1. С. 6-15.

2. Казанцев С.В. Современные угрозы экономике России (часть 2) // Мир новой экономики. 2013. № 3-4, с. 11-21).

3. Гильмундинов В.М., Казанцева Л.К., Тагае-ва Т.О. Оценка влияния экологического фактора на общественное здоровье // Экологический вестник России. 2013. № 11. С. 44-49.

4. Т0П-10 регионов России с некачественной водой. Электронный ресурс: http:// water-russia.ru/?p=1809 (дата обращения: 17. 07. 2013).

5. Онищенко Г. Жизнь без опасности // Экономические стратегии (экономический бизнес-журнал). 2011. № 7-8. С. 82-87.

6. Распоряжение Правительства РФ от 27. 08. 2009 № 1235-р «Об утверждении Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 г.» // Собрание законодательства РФ. 2009. № 36. Ст. 4362.

7. Куртов А.А. Проекты новых каналов: потенциал для сотрудничества или скрытая угроза интересам России? // Проблемы национальной стратегии. 2012. № 4. С. 71-90.

8. Назарбаев передумал поворачивать сибирские реки. Электронный ресурс: http:// Fantazin.ru/yekologiya/news_2011-08-03-22-20-30-326.html (дата обращения 19.12.2011).

9. В Казахстане готовы повернуть Иртыш. Электронный ресурс: http://zvercorner. com/?p=12403 (дата обращения - 10. 10. 2013).

10. На заседании Совета Безопасности были подняты вопросы экологии // STRF. ru, 20. 11. 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.