Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ СОЗДАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СРЕДЫ И ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН'

ПРАВОВЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ СОЗДАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СРЕДЫ И ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
98
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Review of law sciences
Область наук
Ключевые слова
инвестиции / иностранные инвестиции / инновации / инновационные инвестиции / административные процедуры / либерализация инвестиционного законодательства. / investments / foreign investments / innovations / innovative investments / administrative procedures / liberalization of investment legislation.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курбонов Миршод Рустамович

в данной статье раскрываются основные предпосылки по совершенствованию законодательства Республики Узбекистан в сфере инвестиционной деятельности. Также отражены предложения по пересмотру нормативно-правовой базы нашей страны и устранению барьеров, возникающих на практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL PROSPECTS FOR CREATING A FAVORABLE INVESTMENT SPHERE IN THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN

This article reveals the basic prerequisites for improving the legislation of the Republic of Uzbekistan in the field of investment activities. Also, proposals for the revision of the regulatory and legal framework of our country and the removal of barriers arising in practice are reflected as well.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ СОЗДАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СРЕДЫ И ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН»

LEGAL PROSPECTS FOR CREATING A FAVORABLE INVESTMENT SPHERE IN THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN

M.KURBANOVa

Tashkent state University of law, Tashkent, 100047, Uzbekistan

ПРАВОВЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ СОЗДАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СРЕДЫ И ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ

В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН

М.КУРБОНОВа

Ташкентский государственный юридический университет, Ташкент, 100047, Узбекистан

Аннотация: в данной статье раскрываются основные предпосылки по совершенствованию законодательства Республики Узбекистан в сфере инвестиционной деятельности. Также отражены предложения по пересмотру нормативно-правовой базы нашей страны и устранению барьеров, возникающих на практике.

Ключевые слова: инвестиции, иностранные инвестиции, инновации, инновационные инвестиции, административные процедуры, либерализация инвестиционного законодательства.

Аннотация:мазкурма^олада Узбекистан Республикаси инвестиция ^онунчилигини такомиллаштиришнинг асосий йуналишлари ёритилган. Шунингдек, миллий ^онунчиликда инвестиция фаолиятини амалга оширишда мавжуд туси^ларни бартараф этишга доир асосий фикрлар баён ^илинган.

Калит сузлар: инвестициялар, хорижий инвестициялар, инновация, инновацион инвестициялар, маъмурий тамоиллар, инвестиция ^онунчилигини либераллаштириш.

Annotation: This article reveals the basic prerequisites for improving the legislation of the Republic of Uzbekistan in the field of investment activities. Also, proposals for the revision of the regulatory and legal framework of our country and the removal of barriers arising in practice are reflected as well.

Keywords: investments, foreign investments, innovations, innovative investments, administrative procedures, liberalization of investment legislation.

Роль иностранных инвестиций в экономической политике Республики Узбекистан

Иностранные инвестиции являются важнейшим фактором экономического роста и социально-экономического развития страны. В современной тенденции развития государств повышение инвестиционной привлекательности страны и создание благоприятной инвестиционной среды несомненно являются приоритетной задачей.

В процессе либерализации экономики, улучшение инвестиционного климата определено одним из приоритетных направлений Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах [1]. Как подчеркивает Президент Республики Узбекистан Ш.Мирзиеев, «устойчиво развивающаяся экономика, удобное географическое расположение, современные транспортные коммуникации, глубоко продуманная инвестиционная

стратегия Узбекистана повышает интерес зарубежных деловых людей к сотрудничеству с нашей страной» [2].

Исходя из приоритетов создания благоприятной инвестиционной среды для зарубежных инвесторов, с сентября 2017 года в нашей стране полностью устранены барьеры для компаний на валютном рынке и введена свободная конвертация национальной валюты. Кроме того, в Государственном программе «Год поддержки активного предпринимательства, инновационных идей и технологий», создание благоприятных правовых, организационных условий для развития активного предпринимательства, дальнейшее совершенствование правовых гарантий защиты и механизмов предупреждения незаконного вмешательства в деятельность субъектов предпринимательства определен один из приоритетов развития страны [3].

Но необходимо признаться, что в последнее время приток иностранных инвестиций в экономику нашей страны, заметно снизился за счет некоторых внутренних факторов и накопленных барьеров на пути ведения бизнеса.

Правовые факторы, влияющие на инвестиционную привлекательность страны.

В юридической литературе наблюдаются различные подходы к группировке факторов, влияющих на инвестиционную привлекательность страны и его инвестиционный климат.

Так, в монографии А.Н.Асаула, Н.И.Пасяды предлагается классифицировать факторы, влияющие на благоприятность инвестиционного климата страны, по длительности действия (неизменяемые факторы, медленно изменяемые факторы, быстро изменяемые факторы) и по направлению влияния (факторы инвестиционного потенциала, факторы инвестиционного некоммерческого риска, факторы инвестиционной активности) [4]. При этом особое внимание уделено факторам, влияющим на уровень инвестиционного потенциала регионов, а также определяющим уровень некоммерческих инвестиционных рисков и инвестиционной активности.

Аскинадзи В.М. и Максимова В.Т. выделяют группу объективных и субъективных факторов [5]. К.В.Балдин выделяет группы благоприятных и неблагоприятных факторов, влияющих на состояние инвестиционного климата [6].

В нашей республике создана система нормативных правовых документов, обеспечивающая защиту прав иностранных инвесторов. Однако, по нашему мнению, на практике существует ряд факторов, связанных с несовершенством нормативно-правовых документов, ухудшающих условия инвестирования. Существующая в стране система нормативно-правовых документов, в связи с ее определенным несовершенством, в том числе превалирование подзаконных актов над законами является одним из основных факторов, ухудшающих условия инвестирования. При наличии большого массива нормативно-правовых актов, регулирующих инвестиционную деятельность, защита прав и интересов иностранных инвесторов не обеспечивается должным образом.

Например, во многих ситуациях, действовавшие условия инвестирования при заключении первых соглашений, изменяются в негативную сторону. При этом в практике достаточно не работает ключевая для инвесторов статья 3 - Гарантии прав иностранных инвесторов - Закона Республики Узбекистан «О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов», в которой указано, что в случае, если последующее законодательство Республики Узбекистан ухудшает условия инвестирования, то к иностранным инвесторам в течение десяти лет с момента инвестирования применяется законодательство, действовавшее на дату инвестирования [7].

Кроме того, требуется качественно изменить принципы работы судов, повысить их ответственность в разрешении инвестиционных споров. Не секрет, что иностранный инвестор приходит только туда, где действуют понятные и прозрачные правила взаимодействия бизнеса и государства, регламентированные справедливым законодательством, а судебная власть реально независима. В глобальном рейтинге «легкость ведения бизнеса» (DoingBusiness) Всемирного Банка, по усилению защиты прав и законных интересов инвесторов является одним из критериев инвестиционной привлекательности страны. Наша страна в новом рейтинге занимает примерно 67-е место по данному индикатору.

В этой связи на первый план выходят вопросы, решение которых должно быть направлено

на:

обеспечение эффективной административно-правовой и судебной защиты прав и законных интересов иностранных инвесторов;

усиление защиты инвестиций, в том числе частной собственности;

стимулирование развития конкуренции на инвестиционном рынке;

введение новых гарантий от дискриминации, от неблагоприятного изменения законодательства, гарантии правовой защиты, гарантии использования различных форм осуществления инвестиций;

совершенствование правоприменительной практики, что в итоге положительно скажется на инвестиционном климате и общем развитии экономики страны.

Среди причин, негативно повлиявших на общий уровень объемов инвестиций, следует отметить несовершенство национального законодательства, и, в частности, разброс норм инвестиционного законодательства по отраслям, превалирование подзаконных актов над законами. Это усложняет правоприменение, снижает эффективность инвестиционного законодательства и как результат негативно влияет на развитие экономики и инвестиционного имиджа страны.

Основные сдерживающие факторы на пути привлечения иностранного капитала в экономику Республики Узбекистан.

По нашему мнению, основными сдерживающими факторами на пути привлечения иностранного капитала в экономику Республики Узбекистан являются следующие:

• слабое развитие инфраструктурных объектов на региональном уровне для осуществления предпринимательской деятельности;

• неразвитый уровень услуг международных страховых компаний, аудиторских фирм, торговых домов, инвестиционно-консалтинговых пунктов, зарубежных банков, а также крупных управленческих компаний;

• отсутствие Региональных программ по привлечению иностранных инвесторов, низкий уровень раскрытия инвестиционного потенциала региона и недостаток частных инициатив региональных руководителей по привлечению иностранных инвестиций;

• отсутствие отечественного предпринимательского «ноу-хау»,привлекательного для зарубежного инвестора;

• существующий жесткий механизм административного контроля, излишек контролирующих и дублирующих функций органов республиканской и местной власти;

• неразработанность единой государственной инвестиционной концепции Республики Узбекистан.

Как мы подчеркнули, в нашей стране на протяжении многих лет не вырабатывалась единая государственная инвестиционная концепция по привлечению иностранных инвестиций. Опыт Корейской Республики, Сингапура, Малайзии и ряда других стран Юго-Восточной Азии показывает, что единая государственная программа по поддержке иностранных инвестиций и созданию благоприятной инвестиционной среды стимулирует приток иностранных капиталовложений и способствует ведению систематичной государственной инвестиционной политики. По данной причине, имея огромный потенциал страны для привлечения зарубежных капиталовложений по оказанию сервисных услуг в сфере информационных технологий, туризма, фармацевтики, образования, медицины, государственные стимулы и льготы по развитию данных отраслей не были достаточно задействованы.

Практика зарубежных государств в направлении инвестиций в сфере образования показывает, что поощрение деятельности отечественных вузов по оказанию платных образовательных услуг для иностранных граждан, привлечение филиалов зарубежных образовательных учреждений в страну для осуществления платной образовательной деятельности, предоставление образовательным учреждениям независимости по созданию конкурентоспособного имиджа дает весьма положительные результаты.

Образовательные организации, получившие большую финансово-хозяйственную свободу, вынуждены конкурировать и предлагать потребителю новые услуги, в том числе и инновационные. Но проекты подобного рода не могут функционировать и развиваться только за счет поступлений из государственного бюджета, ведь образовательная услуга, как и любая другая, должна приносить прибыль.

Опыт зарубежных государств по созданию благоприятного инвестиционного климата.

Практика Объединенных Арабских Эмиратов и Корейской Республики по привлечению иностранных и частных инвестиций в сфере образования показывает, что создание центров

образования с участием зарубежных вузов активно привлекает зарубежные капиталовложения. Созданный в 2006 году DubaiInternationalAcademicCity, на сегодняшний день, является комплексом из более 50 зарубежных вузов и оказывает образовательные услуги 24 тысячам студентам со всего мира. Центр по содействию администрации Дубая предоставляет различные услуги, льготы и преференции по осуществлению образовательной деятельности иностранных вузов, предлагает готовые помещения и инфраструктурные объекты, а также гостиничные сервисы, торговые центры. Равно с вышеподчеркнутымDubaiIntematюnalAcademicCity всегда призывает иностранных инвесторов вложить свои финансовые ресурсы на территории центра.

Всесторонний анализ опыта зарубежных стран по улучшению инвестиционного климата и привлечению иностранного капитала показывает, что создание правовых основ ведения активной рекламной деятельности для раскрытия инвестиционного потенциала страны зарубежным инвесторам дает весьма положительные результаты.

Но, к сожалению, на сегодняшний день инвестиционный потенциал регионов и Республики Узбекистан, в целом, не полностью раскрыт для зарубежной аудитории. В сети Интернет отсутствуют реклама, инвестиционные путеводители, информационно-аналитические справки и другие материалы, оказывающие влияние на применение решений иностранного инвестора по вложению капитала на территории Республики Узбекистан. По нашему мнению, государственные органы и органы местной власти должны содействовать по созданию инвестиционных Интернет-порталов InvestUzbekistan, Uzbekistancalls и региональных порталов подобного рода.

На примере Индии и Малайзии, необходимо подчеркнуть, что данные государства активно финансируют деятельность Интернет-порталов, призывающих к вложению инвестиционных ресурсов в экономику страны. В этом контексте Интернет-сайты InvestIndia и InvestMalaysia привлекают особое внимание. Эти порталы отражают все условия инвестирования в данной стране, инвестиционный потенциал секторов экономики, статистические показатели по отраслям, инвестиционную политику государства и законы, регулирующие инвестиционные отношения, государственные льготы и преференции по отраслям. Примечателен опыт Интернет-порталов для инвесторов отдельных стран на примере InvestUAE (UшtedArabEmirates). Этот портал был создан для раскрытия инвестиционных возможностей Объединённых Арабских Эмиратов инвесторам из США.

Наблюдая большую заинтересованность во вложении инвестиционных ресурсов в экономику нашей страны из Китайской Народной Республики, Корейской Республики и других стран, по нашему мнению, примечательно ведение Интернет-портала для инвесторов данных стран на английском языке.

Необходимо отметить, что заключение двухсторонних и многосторонних торговых соглашений (торговые интеграции) с зарубежными государствами, расширение инвестиционного сотрудничества с ведущими иностранными компаниями и финансовыми структурами, а также развитие экспорта считается залогом успеха по привлечению иностранных инвестиций.

Экономика Узбекистана сегодня стала неотъемлемой частью мировой экономической системы. Республика из года в год наращивает свой экспортный потенциал, при этом последовательно меняя структуру поставок на внешние рынки с сырьевой направленностью на высокотехнологичную готовую продукцию с высокой добавленной стоимостью. Президент нашей страны в своих государственных визитах в зарубежные страны особое внимание уделяет налаживанию торговых и инвестиционных связей. В истекшем году осуществлен 21 визит на высшем уровне, проведены встречи с руководителями 60 государств и международных организаций, достигнуто более 400 договоренностей, подписаны соглашения на сумму свыше 60 миллиардов долларов США [8]. Кроме того, наше государство выбрало путь заключения многосторонних торговых соглашений. В ходе государственного визита в Республику Корея и при выступлении с посланием в ОлийМажлисе Республики Узбекистан, глава государства отметил о возобновлении переговоров по вступлению во Всемирную Торговую Организации.

Изучение пути развития Ямайки и Эстонии по привлечению в страну иностранного капитала и создания благоприятного инвестиционного климата показывает, что устойчивости рынка можно достигнуть только через экспорт. Опыт данных стран ценен тем, что они входят в состав малых стран (с населением менее 3 миллионов человек) с небольшим внутренним рынком и ограниченной покупательной способностью. Следовательно, ограничение в виде малого объема рынка, необходимо преодолеть, если страна заинтересована в притоке иностранных инвестиций.

Ямайка признала это официально, заявив, что устойчивости рынка можно достигнуть только через расширение торговых отношений. Первым шагом на пути к этому послужили заключение торговых региональных соглашений со странами соседями и членство в ВТО.

Эти страны выстроили приоритеты по заключению торговых соглашений и привлечению прямых инвестиций из-за границы, ориентированных на экспорт. Результатом этого стало то, что за период с 1995 по 2015 год, на рынок стран Евросоюза поступила продукция, составляющая в совокупности 18% эстонского экспорта. А за тот же период две трети ямайского экспорта пришлись на рынки США и Евросоюза.

Основные выводы по созданию благоприятного инвестиционного климата и инновационной экономики в нашей стране.

В заключении, хотелось отметить, что создание прозрачных и понятных правил регулирования инвестиционной деятельности является приоритетом инвестиционной политики Республики Узбекистан. Данная тенденция обуславливает необходимость пересмотра нормативно-правовой базы: сокращение контроля и надзора за бизнесом, стимулирования экспорта, упразднения монополизма по определенным секторам индустрии, оптимизации административных процедур, либерализации банковско-финансового и налогового законодательства.

References:

1. Sobraniye zakonodatelstva Respubliki Uzbekistan. № 6 ot 13.02.2017 <https://www.norma.uz/sobraniya_zakonodatelstva/sobranie_zakonodatelstva_n_6_ot_13_02_2017>

2. Vistupleniye Prezidenta Respubliki Uzbekistan Sh.Mirziyoyeva na Mejdunarodnom forume «Odin poyas, odin put» //Gazeta «Narodnoye slovo». - 2017. - 15 maya.

3. Gazeta «Narodnoyeslovo». - 2018. - 23 yanvarya.

4. Asaul A.N., Pasjada N.I. Investment appeal of region. SPb: Izd-voSPbGASU, 2008. http:// asaul.com/index.php/spisokpechatnihtrudov/118 -monograph/301 -investicionnaj a-privlekatelnost-regiona

5. Askinadzi V.M., Maksimova V.T. Investitsionnoye delo. - M.: Universitetskaya kniga, 2012.

6. Investments: the system analysis and management / Under the editorship of K.V. Baldin. - M.: PTC «Dashkov and K», 2012.

7. Vedomosti OliyMajlisa Respubliki Uzbekistan, - 1998. - №5-6, - st.93.

8. Gazeta «Narodnoyeslovo». - 2018. - 23 yanvarya.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.