Научная статья на тему 'Инвестирование малого бизнеса и частного предпринимательства — приоритетная составляющая государственной политики Узбекистана'

Инвестирование малого бизнеса и частного предпринимательства — приоритетная составляющая государственной политики Узбекистана Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
229
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инвестиции / прямые иностранные инвестиции / малый бизнес / предпринимательство / инвестициялар / тўғридан-тўғри хорижий инвестициялар / кичик бизнес / тадбир- корлик

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абдурашидова Марина Сагатовна, Загребельская Милена Владимировна

В статье рассмотрены основные факторы, влияющие на привлечение прямых иностранных инвестиций в экономику Республики Узбекистан. Сделан обзор основных мер, предпринятых правительством страны для улучшения делового инвестиционного климата, расширения возможностей для субъектов малого бизнеса и предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

КИЧИК БИЗНЕС ВА ХУСУСИЙ ТАДБИРКОРЛИКНИ ИНВЕСТИЦИЯЛАШ – ЎЗБЕКИСТОН ДАВЛАТ СИЁСАТИНИНГ УСТУВОР ТАРКИБИЙ ҚИСМИ

Мақолада Ўзбекистон Республикасининг иқтисодиётига бевосита хорижий инвестицияларни жалб этишга таъсир қилувчи асосий омиллар кўриб чиқилди. Ҳукумат томонидан бизнес-инвестицион муҳитни яхшилаш ва кичик бизнес ва хусусий тадбиркорлик имкониятларини кенгайтириш бўйича амалга оширилаётган асосий чора-тадбирлар кўриб чиқилди.

Текст научной работы на тему «Инвестирование малого бизнеса и частного предпринимательства — приоритетная составляющая государственной политики Узбекистана»

АБДУРАШИДОВА Марина Сагатовна,

старший преподаватель кафедры «Экономика промышленности» Ташкентского государственного технического университета;

ЗАГРЕБЕЛЬСКАЯ Милена Владимировна,

ассистент кафедры «Экономика промышленности» Ташкентского государственного технического университета, докторант

ИНВЕСТИРОВАНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА И ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА — ПРИОРИТЕТНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ УЗБЕКИСТАНА

УДК 334.021.1

АБДУРАШИДОВА М.С., ЗАГРЕБЕЛЬСКАЯ М.В. КИЧИК БИЗНЕС ВА ХУСУСИЙ ТАДБИРКОРЛИКНИ ИНВЕСТИЦИЯЛАШ - УЗБЕКИСТОН ДАВЛАТ СИЁСАТИНИНГ УСТУВОР ТАРКИБИЙ К,ИСМИ

Маколада Узбекистан Республикасининг иктисодиётига бевосита хорижий инвестицияларни жалб этишга таъсир килувчи асосий омиллар куриб чикилди. Хукумат томонидан бизнес-инвестицион мух,итни яхшилаш ва кичик бизнес ва хусусий тадбиркорлик имкониятларини кенгайтириш буйича амалга оширилаётган асосий чора-тадбирлар куриб чикилди.

Таянч иборалар: инвестициялар, туFридан-туFри хорижий инвестициялар, кичик бизнес, тадбиркорлик.

АБДУРАШИДОВА М.С., ЗАГРЕБЕЛЬСКАЯ М.В. ИНВЕСТИРОВАНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА И ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА - ПРИОРИТЕТНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ УЗБЕКИСТАНА

В статье рассмотрены основные факторы, влияющие на привлечение прямых иностранных инвестиций в экономику Республики Узбекистан. Сделан обзор основных мер, предпринятых правительством страны для улучшения делового инвестиционного климата, расширения возможностей для субъектов малого бизнеса и предпринимательства.

Ключевые слова: инвестиции, прямые иностранные инвестиции, малый бизнес, предпринимательство.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2018, 6(114)

ABDURASHIDOVA M.S. ZAGREBALSKAYA M.B. INVESTMENTS OF SMALL BUSINESS AND PRIVATE ENTREPRENEURSHIP AS PRIORITY CONSISTENCE OF UZBEKISTAN'S STATE POLITICS

There is considered in the article main factors influencing to attraction of direct foreign investments into the economy of the Republic of Uzbekistan. Made a review of the main measures undertaken by the government to improve the business investment climate and expand opportunities for small businesses and entrepreneurship.

Keywords: investments, foreign direct investment, small business, entrepreneurship.

Иностранные инвестиции играют важную роль в развитии различных сфер экономики любой страны. Для Узбекистана на данном этапе развития они имеют существенное значение как фактор стабилизации и подъема отечественной экономики.

Актуальность привлечения иностранных инвестиций обусловлена рядом обстоятельств. Прежде всего, медленное становление внутреннего рынка инвестиционных ресурсов, сложность привлечения средств кредитных линий по межправительственным соглашениям, АБР, МБРР, российских коммерческих банков и инвестиционных структур.

В идеале привлечение иностранных инвестиций в национальную экономику должно способствовать решению следующих проблем социально-экономического развития:

- освоению невостребованного научно-технического потенциала страны,особенно на конверсионных предприятиях стратегического назначения;

- продвижению национальных товаров и технологий на внешний рынок;

- содействию расширения и диверсификации экспортного потенциала и развитию импортозамещающих производств в отдельных отраслях;

- содействию притока капитала в трудоизбыточные регионы и районы с богатыми природными ресурсами для ускорения их освоения;

- созданию новых рабочих мест и освоению передовых форм организации производства;

- освоению опыта прогрессивных отношений в сфере предпринимательства;

- содействию развития производственной инфраструктуры1.

Однако, следует отметить, что иностранный капитал в национальной экономике - это весьма существенный, но противоречивый фактор ее

1 Ивасенко А.Г. Иностранные инвестиции: учебное пособие. / А.Г.Ивасенко, Я.И.Никонова. 2-е изд., стер. — М.: «КноРус», 2011. -С. 272.

развития. И на практике достижения вышеперечисленных задач посредством привлечения иностранного капитала не всегда бывает возможным, т.к. иностранный капитал может быть одновременно средством производственной деградации, превращения страны в сырьевой доминион при низком уровне переработки добываемого сырья.

Как свидетельствует современная действительность, в условиях повышенного уровня рискованности инвестирования зарубежные инвесторы рассчитывают не менее чем на 4-6 кратное превышение получения прибыли - против возможной прибыли у себя дома. Иными словами, они требуют ускоренной окупаемости проекта и/или дополнительных выгод за счет доступа к экспорту сырья и полуфабрикатов. Для Узбекистана это чревато тем, что его экспортная ориентация в длительной перспективе будет в значительной степени исходить из сырьевой направленности. То есть иностранные инвесторы более заинтересованы в реализации быстроокупаемых проектов, не связанных с совершенствованием инвестиционной инфраструктуры. Более всего для этого подходят финансовая сфера, сфера услуг и торговля, а также экспортно-ориентированные отрасли, которые обеспечивают иностранный капитал недостающими топливно-сырьевыми ресурсами и продукцией первичной переработки. Налаживать производство конечной продукции высокой степени с последующим вывозом ее за рубеж - не в интересах зарубежного инвестора. Ему не нужны дополнительные конкуренты. Это уже задача национального инвестора, который

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2018, 6(114)

в дополнение к своим средствам привлечет иностранный капитал1.

Кроме того, осмотрительно надо подходить и к вопросу участия иностранных партнеров в соглашениях о разделе продукции. Такие соглашения предполагают оплату услуг невосполнимыми национальными природными ресурсами сырьем. Они заключаются, как правило, на долгосрочной основе по ценам и на условиях, диктуемых иностранным участником. Аргументация ряда руководителей регионов, что такие соглашения обеспечивают занятость в регионе, способствуют повышению уровня жизни, справедлива, но лишь отчасти. Если для примера рассмотреть опыт Казахстана, то видно, что переданные зарубежным инвесторам промышленные предприятия сырьевого сектора в длительную аренду, лишь в течение 2-3 лет сохраняли уровень занятых и социальную сферу в первоначальном виде. Затем начались массовые увольнения персонала без квалификации, сокращение социально-бытовой сети услуг с целью повышения рентабельности производства и его конкурентоспособности. Кроме того, любые инвестиции из-за границы носят, как правило, связанный характер. Они ориентированы на поставку продукции из стран-доноров для обустройства, технологического перевооружения и последующего технического обслуживания, но используют ресурсный потенциал исключительно стран-реципиентов инвестиций. Иностранные инвестиции также могут содействовать ускорению и росту транснациональных корпораций (ТНК) - это вполне нормальное явление, которое укладывается в тенденцию к интеграции национальных экономик и интернационализации хозяйственных связей.

В Узбекистане создаются широкие возможности для развития малого бизнеса и частного предпринимательства в отраслях промышленности и организации современных высокотехнологичных производств, стимулирования внедрения в производство субъектами малого бизнеса и частного предпринимательства инновационных технологий. Из года в год возрастают объемы кредитных ресурсов, выделяемых коммерческими банками на развитие этой сферы. Последовательно проводится работа по кредитованию субъектов малого бизнеса и частного предпри-

1 Иностранные инвестиции:учебное пособие./ И.А.Заякина и др.. 2-е изд., перераб. и доп. — Старый Оскол: ТНТ, 2011. -С. 288.

нимательства, совершенствованию механизмов выделения долгосрочных кредитов на инвестиционные цели, формированию начального капитала, расширению объемов предоставления микрокредитов.

Эти меры стимулируют создание новых мини-заводов и предприятий, оснащенных современными технологиями и оборудованием, и производящим конкурентоспособную продукцию, быстро приспосабливающимся к изменениям на внутреннем и внешнем рынках. Ширятся ряды предпринимателей, производящих востребованную на мировом рынке продукцию, фермеров, наладивших переработку собственной продукции, добивающихся весомых результатов в животноводстве и других высокорентабельных отраслях. Усиливается стремление предпринимателей, фермеров и ремесленников к внедрению в свою деятельность современных передовых методов2.

Для расширения их деятельности и поддержки, в марте 2011 года принято Постановление Президента РУз «О дополнительных мерах по увеличению кредитования субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства». Документом предусмотрено, что с 1 апреля 2011 года до 1 января 2016 года коммерческие банки Узбекистана при предоставлении кредитов за счет собственных специальных фондов льготного кредитования малого бизнеса освобождаются от уплаты налога на прибыль в части предоставления льготных кредитов. По состоянию на 01.11.2014 года объём выданных кредитов на поддержку малого бизнеса и частного предпринимательства составил 1,2 триллионов сум.

В 2014-2017 гг. Национальный банк активно реализовал мероприятия по кредитованию малых, частных предприятий и развитию предпринимательской инициативы. Большую часть хозяйствующих субъектов, являющихся клиентами Национального банка, составили малые и частные предприятия, имеющие приоритетный статус в кредитном портфеле Банка. Национальный банк выступил основным каналом привлечения зарубежных инвестиций для развития малого бизнеса и частного предпринимательства. За период своей деятельности, в рамках кредитных линий АБР, КФВ, МФК, Фонда ОПЕК, ИБР, Эксимбанка Кореи и ГБРК Национальным банком были профинансированы много проектов, которые послужили

2 Каримов И.А. Узбекистан по пути углубления экономических реформ. - Т.: «Узбекистан», 2005. -С. 10.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2018, 6(114)

уменьшению импортируемых в республику товаров и увеличению экспорта, увеличению доли малого бизнеса в ВВП, способствуя достижению положительного сальдо внешнеторгового баланса страны. Вливание иностранного капитала в экономику способствует увеличению численности совместных предприятий. Все средства иностранных кредитных линий направляются на приобретение новейшего оборудования и технологий, позволяющих производить конкурентоспособную продукцию1.

Помимо финансирования проектов малого бизнеса и частного предпринимательства за счет средств иностранных кредитных линий, Национальный банк осуществляет кредитную деятельность в национальной валюте, за счет средств специальных фондов при Министерстве Финансов Республики и собственных средств. Большое значение Национальным банком отводится микрокредитованию, которое рассматривается как один из видов социальной помощи, направленной на стимулирование развития предпринимательской инициативы у широких слоев населения, в первую очередь в сельской местности.

Благодаря активным мерам, предпринимаемым правительством, макроэкономическая и деловая среда, в которой функционирует малый бизнес и частное предпринимательство, сегодня значительно улучшилась. Это признают как оте-

чественные предприниматели, так и зарубежные эксперты. Соответственно кардинально меняется отношение к представителям малого бизнеса и частного предпринимательства. Сегодня они начинают выступать равноценными партнерами государства. В рамках принятой программы решаются вопросы по расширению участия субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства во внешнеэкономической деятельности, а также по оказанию содействия в повышении их экспортного потенциала и продвижении экспортной продукции на региональные и мировые рынки. Малые предприятия пользуются поддержкой во всех развитых странах. Этот факт подтверждает, что малое предпринимательство как новая форма организации общественно необходимого труда отвечает социально-экономическим интересам Узбекистана. Эта деятельность в равной степени полезна как для экономики страны в целом, так и для каждого гражданина в отдельности, и поэтому заслуженно получила государственное признание и поддержку. Малые предприятия включают в процесс общественного производства дополнительный труд, который создает новые ценности, приумножает национальный доход и национальное богатство. Малое предпринимательство является таким источником развития, от которого Узбекистан не может отказаться ни сейчас, ни в будущем.

Список литературы

1. Каримов И.А. Узбекистан по пути углубления экономических реформ. - Т.: «Узбекистан», 2005. -С. 10.

2. Официальный сайт ЦБ Республики Узбекистан. http://www.cbu.uz/ru/ (время обращения февраль 2018 года).

3. Ивасенко А.Г. Иностранные инвестиции: учебное пособие. / А.Г.Ивасенко, Я.И.Никонова. 2-е изд., стер. — М.: «КноРус», 2011. -С. 272.

4. Иностранные инвестиции: учебное пособие. / И.А.Заякина и др. 2-е изд., перераб. и доп. — Старый Оскол: ТНТ, 2011. -С. 288.

1 Официальный сайт ЦБ Республики Узбекистан. http://www.cbu.uz/ru/ (время обращения февраль 2018 года).

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2018, 6(114)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.