Научная статья на тему 'Расширение форм привлечения инвестиций международных финансовых институтов в Республику Узбекистан'

Расширение форм привлечения инвестиций международных финансовых институтов в Республику Узбекистан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
132
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
хорижий сармоя / инвестициялар / инвестиция муҳити / банк / консорциум / халқаро молия ташкилотлари. / foreign capital / investment / investment climate / bank / consortium / international financial organizations.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абдурашидова Марина Сагатовна

Халқаро амалиётда хорижий сармояларни жалб қилишнинг асосий шакли хорижий инвест ициялар иштирокидаги корхоналар, жумладан сўнгги пайтларда 100 фоиз хорижий капитал иштирокидаги кор­ хоналар бўлиб қолмоқда. Қолган турлари эса шаклланиш босқичида турибди. Инвестиция муҳитини яхшилаш, хорижий капитални жалб қилиш шаклларини кенгайтириш Ўзбекистон учун долзарб вази­ фалигича қолмоқда. Қисқа ва узоқ муддатли асосда миллий банклардан қарз олишдан ташқари, корхоналар хорижий банклар, банклар консорциумлари ва халқаро молия ташкилотларининг кре­ дитларини жалб қилишдан фойдаланиши мумкин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPANSION OF FORMS OF ATTRACTION OF INVESTMENTS OF INTERNATIONAL FINANCIAL INSTITUTIONS IN THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN

In the international practice, the enterprises with foreign investment remain the main form of foreign capital attraction, including enterprises with 100% foreign capital currently. The rest of forms remains in the stage of formation. Improving the investment climate, expanding the forms of attracting foreign capital remains an urgent task for Uzbekistan. In addition to borrowing from national banks on a short­ term and long­term basis, enterprises can apply to the attraction of loans from foreign banks, consortia of banks, and international financial organizations.

Текст научной работы на тему «Расширение форм привлечения инвестиций международных финансовых институтов в Республику Узбекистан»

Абдурашидова Марина Сагатовна,

старший преподаватель кафедры «Экономика промышленности» Ташкентского государственного технического университета

РАСШИРЕНИЕ ФОРМ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИНАНСОВЫХ ИНСТИТУТОВ В РЕСПУБЛИКУ УЗБЕКИСТАН

УДК: 334

АБДУРАШИДОВА М.С. УЗБЕКИСТОН РЕСПУБЛИКАСИГА ХАЛКАРО МОЛИЯВИЙ ИНСТИТУТЛАР ИНВЕСТИЦИЯЛАРИНИ ЖАЛБ ЭТИШ ШАКЛЛАРИНИ КЕНГАЙТИРИШ

Халк,аро амалиётда хорижий сармояларни жалб килишнинг асосий шакли хорижий инвестициялар иштирокидаги корхоналар, жумладан сунгги пайтларда 100 фоиз хорижий капитал иштирокидаги кор-хоналар булиб колмокда. Колган турлари эса шаклланиш боскичида турибди. Инвестиция мух,итини яхшилаш, хорижий капитални жалб килиш шаклларини кенгайтириш Узбекистан учун долзарб вази-фалигича колмокда. Киска ва узок муддатли асосда миллий банклардан карз олишдан ташкари, корхоналар хорижий банклар, банклар консорциумлари ва халкаро молия ташкилотларининг кре-дитларини жалб килишдан фойдаланиши мумкин.

Таянч иборалар: хорижий сармоя, инвестициялар, инвестиция мух,ити, банк, консорциум, халкаро молия ташкилотлари.

АБДУРАШИДОВА М.С. РАСШИРЕНИЕ ФОРМ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИНАНСОВЫХ ИНСТИТУТОВ В РЕСПУБЛИКУ УЗБЕКИСТАН

В мировой практике, для привлечения иностранного капитала основной формой пока остаются предприятия с иностранными инвестициями, в том числе в последнее время предприятия со 100-процентным иностранным капиталом. Остальные формы остаются в стадии становления. Улучшение инвестиционного климата, расширение форм привлечение иностранного капитала остаются для Узбекистана актуальнейшей задачей. Помимо заимствований у национальных банков на краткосрочной и долгосрочной основе предприятия могут использовать привлечение кредитов зарубежных банков, консорциумов банков, а также международных финансовых организаций.

Ключевые слова: иностранный капитал, инвестиции, инвестиционный климат, банк, консорциум, международные финансовые организации.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2019, 4(124)

ABDURASHIDOVA M.S. EXPANSION OF FORMS OF ATTRACTION OF INVESTMENTS OF INTERNATIONAL FINANCIAL INSTITUTIONS IN THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN

In the international practice, the enterprises with foreign investment remain the main form of foreign capital attraction, including enterprises with 100% foreign capital currently. The rest of forms remains in the stage of formation. Improving the investment climate, expanding the forms of attracting foreign capital remains an urgent task for Uzbekistan. In addition to borrowing from national banks on a short-term and long-term basis, enterprises can apply to the attraction of loans from foreign banks, consortia of banks, and international financial organizations.

Keywords: foreign capital, investment, investment climate, bank, consortium, international financial organizations.

Введение.

Значительную часть иностранных ресурсов развивающиеся страны получают в форме льготных кредитов и безвозвратных субсидий. Отбор стран, которые могут претендовать на льготные кредиты и субсидии, осуществляется преимущественно в зависимости от уровня экономического развития. Наибольшими льготами пользуется категория наименее развитых стран, и, наоборот, кредитование динамично развивающихся новых индустриальных стран по своим условиям в гораздо меньшей степени отличается от кредитования западных заемщиков. Однако льготные кредиты им также предоставляются исходя из политических и военно-стратегических мотивов.

Актуальность темы исследования.

Формирование благоприятного инвестиционного климата позволит реализовать инвестиционную политику, направленную на поиск наиболее эффективных источников финансирования, на поддержку предприятий и максимальное использование производственного, природного и научного потенциала. Большое значение имеет проблема формирования инвестиционных ресурсов как на региональном, так и на местном уровне. Основными источниками формирования региональных инвестиционных проектов могут быть: собственные средства региональных бюджетов; средства предприятий; прямые частные иностранные инвестиции; долгосрочные кредиты коммерческих банков и др. Улучшение инвестиционного климата, расширение форм привлечение иностранного капитала остаются для Узбекистана актуальнейшей задачей. Помимо заимствований у национальных банков на краткосрочной и долгосрочной основе предприятия могут использовать привлечение кредитов зарубежных банков, консорциумов банков, а также международных финансовых организаций.

Методы исследования.

Эта статья носит диагностический и исследовательский характер. исследования основаны на анализе основных показателей социально-экономического развития Республики Узбекистан. они собраны из различных национальных и международных исследовательских статей, официального сайта государственного комитета Республики Узбекистан по статистике, министерства внешних экономических связей, инвестиций и торговли Республики Узбекистан, министерства иностранных дел Республики Узбекистан и т.д. проанализировано количество инвестиций, источники инвестирования, виды инвестиций и направления инвестиционных потоков.

Постановка проблемы.

Универсальной системы международного кредитования разнородных развивающихся государств не существует. Для каждой страны формируется механизм международного кредитования в зависимости от уровня ее развития, экономической конъюнктуры (особенно платежеспособности), отношений с ведущими странами-донорами и международными валютно-кредитными и финансовыми институтами, репутации на мировом рынке ссудных капиталов и т.п. (таблица 1).

Современная мировая кредитная система адаптирована к специфическим условиям развивающихся стран, интегрированных в мировое хозяйство. Это относится не только к официальному (двухстороннему и многостороннему) кредитованию и субсидированию, но и кредитам частных банков.

Основную массу кредитов и субсидий развивающиеся страны получают непосредственно от промышленно развитых стран, международных валютно-кредитных и финансовых институтов, где главными донорами являются развитые государства, а также на мировом рынке ссудных капиталов. Поэтому международное кредитование раз-

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2019, 4(124)

Таблица 1. Формы международного кредита1.

По назначению Коммерческие / Финансовые

По форме предоставления Товарные/Валютные/Смешанные

По технике предоставления Наличные/Акцептные/ Прочие

В валюте кредитора/заемщика

По валюте займа В третьей валюте

В международных валютных единицах (СДР)

По срокам Краткосрочные (до 1 года) Среднесрочные (от 1 до 5 лет) Долгосрочные (свыше 5 лет)

По обеспечению Обеспеченные/Бланковые

Фирменные (частные) Банковские

В зависимости от категории кредитора Брокерские Правительственные Смешанные Международных финансовых институтов

По области кредитования Кредитование экспорта/импорта

Таблица 2. Инструменты и формы кредита в международной торговле2.

Инструменты международного кредита Формы международного кредита

Банковские векселя Международный аккредитив

Банковские чеки Международный факторинг

Платежные поручения Международный форфейтинг

Международный лизинг

вивающихся стран сводится преимущественно к отношениям между центром и периферией мирового хозяйства. (таблица 2).

Лишь небольшая часть международных кредитов и субсидий предоставляется в рамках взаимного сотрудничества развивающихся стран. Некоторое развитие получили также кредитные отношения развивающихся стран с государствами, входившими ранее в Совет Экономической Взаимопомощи.

Формы кредитования развивающихся стран в основном определяются схемой, принятой Комитетом содействия развитию (КСР) стран, входящих в ОЭСР. КСР координирует кредитную политику ведущих стран-доноров и кредиторов в отношении развивающихся стран. Эта организация осуществляет сбор и публикацию статистических

1 Составлено автором по материалам Жук И.Н., Киреева Е.Ф., Кравченко В.В. Финансово-кредитные системы зарубежных стран [Электронный ресурс]: Учеб. пособие. / Под общ. ред. И.Н. Жук. - Мн.: БГЭУ, 2014. -С. 415.

2 Там же.

данных по международному кредитованию развивающихся стран (рисунок 1).

Если условия кредита (срок, льготный период, уровень процента) соответствуют установленным нормам льготного кредитования, то он относится к официальной помощи развитию (ОПР), если нет, то к прочему официальному финансированию развития (ОФР). К ОПР причислены и все безвозвратные субсидии. Обычно на ОПР приходится более 4/5 средств, выделяемых странами-донорами по линии ОФР. Во всех странах - крупных кредиторах - функционируют соответствующие институты, специализирующиеся на политике ОПР. Средства на эти цели выделяются из бюджета и строго контролируются парламентами стран-доноров. Кредиты, как правило, имеют связанный характер, т.е. привязаны к поставкам заранее определенных товаров. Это жестко ограничивает рамки использования кредита, сужает маневренность страны-получателя. Цены на товары, поставляемые в рамках ОПР, нередко завышаются.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2019, 4(124)

ИНВЕСТИЦИЯЛАР ВА ИННОВАЦИЯЛАР / ИНВЕСТИЦИИ И ИННОВАЦИИ ' ___/

Рис. 1. Классификация кредитов и субсидий развивающимся странам1.

Итого приток ресурсов (I + II +

Большая часть ресурсов, выделенных в счет ОПР, привязана к финансированию конкретных объектов. Этот метод предполагает жесткий контроль со стороны донора за использованием средств, что не устраивает реципиентов.

Последние стремятся к увеличению программной помощи, которая дает возможность более гибко применять ресурсы. Однако, экономически это не всегда оправдано, поскольку ослабление контроля со стороны доноров нередко ведет к неэффективному использованию ресурсов развивающимися странами.

ОФР и тем более ОПР - особый кредитно-финансовый механизм, применяемый в настоящее время только в отношении развивающихся стран. Традиционно значительная часть льготных кредитов и субсидий направляется на кредитование строительства инфраструктурных объектов (транспорт, связь, энергетика) Обусловлено это тем, что развить эти низкорентабельные отрасли может только государство.

Хотя инфраструктура остается основной сферой финансирования и кредитования в рамках

1 Составлено автором по материалам Красавина Л.Н. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения 4-е изд.,пер. и доп. Учебник для вузов. - М.: «Финансы и статистика», 2017. -С. 543.

ОПР, все же акцент смещается в сторону решения социальных проблем.

Стратегическая линия ОПР, заключается в том, что кредитование промышленности должно осуществляться за счет средств, мобилизованных на мировом рынке капиталов, поскольку использование льготных средств может отрицательно повлиять на эффективность промышленного производства.

Страны-доноры предоставляют льготные кредиты и субсидии за счет бюджетных средств. Обычно на эти цели направляется от 1% до 3% бюджетных расходов. Однако поскольку бюджетные системы стран-доноров значительно различаются, то по этому показателю нельзя сравнить усилия отдельных стран-доноров, направленные на оказание помощи. Для подобных сопоставлений используется показатель соотношения ОПР к ВНП. В ряде международных документов зафиксировано, что страны-доноры выделяют на оказание помощи средства в размере 0,7% ВНП. Однако у большинства ведущих доноров (США, Японии, ФРГ, Великобритании) этот показатель колеблется в среднем в пределах 0,25-0,35%. Только Франция, поддерживающая особые валютные и кредитно-финансовые отношения в зоне франка, выделяет на оказание помощи более 0,7% ВНП. Наибольшие усилия по оказанию помощи

ИК.ТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2019, 4(124)

развивающимся странам демонстрируют, руководствуясь гуманными соображениями, Швеция, Норвегия, Дания. Они направляют на эти цели до 1% ВНП. В целом увеличение ресурсов, выделяемых на ОПР, происходит примерно такими же темпами, как и рост ВНП. Вследствие этого доля ОПР в ВНП стран ОЭСР находится на устойчивом уровне, составляя около 0,35%. Динамика этого показателя обычно мало зависит от экономической конъюнктуры страны-донора.

Как заемщики, развивающиеся страны делятся на три группы. К первой, самой многочисленной, группе относится примерно 60 стран, у которых государственные кредиты и субсидии составляют не менее 2/3 общей суммы полученных внешних ресурсов. Преимущественно это страны с низким уровнем экономического развития. Во вторую группу входит около 30 среднеразвитых стран, которые привлекают не менее 2/3 денежных ресурсов на рыночных условиях. К промежуточной группе принадлежат страны, которые достаточно широко прибегают к кредитам мирового рынка ссудных капиталов, но вместе с тем им удается по тем или иным причинам получать также льготные кредиты.

Ключевую роль в финансировании развивающихся стран играет группа Мирового банка.

Так, МБРР, пользуясь высокой репутацией, размещает свои ценные бумаги на мировом финансовом рынке, выплачивая примерно по 7% годовых, и взимает по своим кредитам 7,5-8,5%, т.е. меньше, чем частные международные банки. Основная задача МБРР - кредитование конкретных объектов (обычно инфраструктуры), которые тщательно отбираются и проходят серьезную экспертизу. При этом МБРР берет на себя только расходы в конвертируемых валютах, а затраты в местной валюте несет кредитуемая страна.

Стратегия Международной ассоциации развития - кредитование только стран с низкими доходами на льготных условиях. Деятельность МАР позволила МБРР расширить круг связанных с ним стран и осуществлять контроль над группой этих стран, а также осуществлять контроль за льготным многосторонним кредитованием.

Международная финансовая корпорация -МФК содействует притоку частных инвестиций преимущественно в наименее развитые страны.

Функция третьего филиала МБРР - Многостороннего инвестиционно-гарантийного агентства (МИГА) заключается в предоставлении инвесто-

рам гарантий против некоммерческого риска. МИГА оказывает содействие правительствам развивающихся стран в реализации инвестиционной политики, выступает в качестве инициатора диалога по вопросам зарубежных инвестиций.

Определенную роль играют региональные международные финансовые институты. Межамериканский банк развития, Африканский банк развития и Азиатский банк развития - уделяют особое внимание региональному сотрудничеству, осуществляя первоочередное кредитование региональных объектов; они разрабатывают стратегию развития с учетом региональной специфики и дают развивающимся странам соответствующие рекомендации.

В привлечении иностранных ресурсов часто складываются перекосы. Одно время в основном применялись компенсационные сделки. Затем стали модными совместные предприятия. В увеличении числа СП государства видели залог решения всех проблем. Между тем выбирая оптимальное решение надо учитывать, что существуют различные формы привлечения иностранных ресурсов и сотрудничества с иностранными партнерами (рис 2). Все приведенные формы привлечения иностранных инвестиций носят долгосрочный стратегический характер.

Усматривая в этих формах сотрудничества позитивный шанс решения стратегических задач по стабилизации и подъему отечественной экономики, необходимо подчеркнуть, что все они, долгосрочные акции, подвержены воздействию инфляции политической неустойчивости и экономической дезорганизации в большей мере, чем одномоментные торговые, биржевые и иные текущие операции.

Сотрудничество в 1-4-й формах не связано с привлечением иностранного капитала в предпринимательской форме. Международная кооперация может быть вообще не связана с привлечением финансовых средств из-за рубежа, но она часто позволяет привлечь зарубежную технологию, а иногда и поставки некоторых видов оборудования, которые потом будут оплачены поставками произведенной продукции.

Разные формы кредита (просто получение, компенсационные сделки, лизинг) означают ввоз финансовых средств в ссудной форме и предполагают, что они должны быть возвращены с уплатой определенного процента. Однако собственность на производство, освоенное с помощью

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2019, 4(124)

Рис. 2. Формы привлечения иностранных ресурсов1.

1. Международная кооперация производства.

2. Получение зарубежных кредитов

ш о о о. 3. Получение иностранного оборудования на основе лизинга

> о

<и а. X 4. Получение кредитов на компенсационной основе

л X

X то о. 1- о о X X эгттривлечение иностранного капитала в предпринимательской форме путем создания совместных предприятий с различной долей иностранного участия, в том числе путем продажи иностранным инвестором акиий)

X X <и У ш 6. Создание предприятий, полностью принадлежащих иностранному капиталу

с; ш

X о. с Е 7. Сотрудничество с иностранными компаниями в развитии производства на базе договора (контракта) без создания юридического лица

о е

8. Привлечение иностранного капитала на основе концессии или договора о разделе продукции

9. Создание свободных экономических зон, Создание свободных экономических зон, направленных на более активное привлечение иностранных капиталов на определенной территории

кредита, остается в руках владельца предприятия.

Формы, связанные с непосредственным привлечением иностранного капитала позволяют сопрягать трудовые и природные ресурсы, производственный и научно-технический потенциал, а также, и отечественный капитал с капиталом иностранного партнера в весьма эффективной форме. Это связано с тем, что иностранные инвестиции требуют не полной оплаты, а оплаты лишь прибыли на капитал, которая к тому же может быть «отоварена» конкретным продуктом, получаемым зарубежным партнером в покрытие прибыли на осуществленные им инвестиции.

1 Составлено автором по материалам Киреев А. Международная макроэкономика. В 2 ч. - М.: «Международные отношения», 2014. -С. 592.

Все это надо учитывать при принятии решения о выборе той или иной формы привлечения иностранного капитала и проведении соответствующей государственной политики. Вместе с тем следует учитывать, что цели привлечения иностранных инвестиций в различных формах и возможности их использования не одинаковы на отдельных уровнях хозяйствования. Поэтому при сопоставлении различных вариантов привлечения иностранных средств необходимо, прежде всего, учитывать цели и интересы субъектов хозяйствования.

Есть общие цели, которые с помощью привлечения иностранного капитала решаются и на уровне отдельного предприятия, и на уровне региона или страны в целом.

Это - совершенствование технического уровня и расширение масштабов производства, повы-

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2019, 4(124)

шение конкурентоспособности с целью выхода на внешний рынок. Однако на уровне отдельного предприятия, региона или страны пути решения этих задач различны.

В то же время, когда речь идет о необходимости привлечения иностранного капитала в крупных масштабах на уровне региона или страны в целом, только международная кооперация не поможет. Поэтому на каждом уровне хозяйствования можно сопоставлять те варианты привлечения иностранного капитала, которые приемлемы для данного уровня.

Основные результаты.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В законе РУз «О свободных экономических зонах» СЭЗ рассматривается как специально выделенная территория с четко определенными административными границами и особым правовым режимом, создаваемая в целях привлечения отечественного и иностранного капитала, прогрессивной технологии и управленческого опыта для ускоренного социально-экономического развития зоны1.

Для такого рода зон намечено установление льготного режима (по сравнению с общим) хозяйствования, в том числе и внешнеэкономической деятельности (включая специальный таможенный режим). Конкретные виды и размеры льгот, предоставляемых в установленном порядке иностранным инвесторам, будут устанавливаться в положениях по конкретным зонам. Указом Президента от 12 января 2017 года, в Ургутском районе Самаркандской области создана СЭЗ «Ургут», в Гиждуванском районе Бухарской области «Гиж-дуван», в городе Коканде Ферганской области «Коканд» и Хазараспском районе Хорезмской области - «Хазарасп»2.

Таким образом, для привлечения иностранного капитала могут быть использованы различные формы. Однако основной формой этого процесса пока остаются предприятия с иностранными инвестициями, в том числе в последнее время предприятия со 100-процентным иностранным капиталом. Остальные формы остаются в стадии становления. Улучшение инвестиционного климата, расширение форм привлечение иностранного капитала остаются для Узбекистана актуальнейшей задачей.

1 http://lex.uz/pages/getpage.aspx7lact_id = 14656

2 https://nuz.uz/ekonomika-i-finansy

Помимо заимствований у национальных банков на краткосрочной и долгосрочной основе предприятия могут использовать привлечение кредитов зарубежных банков, консорциумов банков, а также международных финансовых организаций.

Для стран с реформируемой экономикой, кредиты Международного и Европейского банков реконструкции и развития (МБРР и ЕБРР) - наиболее дешевые инвестиционные ресурсы. Узбекистан попадает в группу стран (в соответствии с годовым доходом на душу населения), которым займы МБРР предоставляются на 20 лет с пятилетним льготным периодом.

ЕБРР призван способствовать развитию частных коммерческих и промышленных предприятий и не менее 60% своих ресурсов должен направлять в негосударственный сектор экономики. В целом, в течение реализации последней Стратегии (с 2005 г. до настоящего времени) Банк подписал 21 проект на общую сумму 105 млн. евро, предоставил техническое содействие по 17 проектам на сумму 2,6 млн. евро.

В марте 2017г. между Узбекистаном и ЕБРР подписан Меморандум о взаимопонимании, который служит промежуточным рамочным документом для реализации проектов в стране за счет привлечения средств Банка.

В дальнейшем ожидается принятие новой Стратегии ЕБРР для Узбекистана на среднесрочный период3.

Однако процедура отбора проектов для долгосрочного финансирования достаточна сложна. Обычно проекты инициируют государственные и региональные органы исполнительной власти. В Узбекистане согласно указу Президента Республики Узбекистан от 31 марта 2017 года № УП-4996 «Об образовании Государственного комитета Республики Узбекистан по инвестициям» и, постановления Президента Республики Узбекистан от 4 апреля 2017 года № ПП-2868 «О мерах по организации деятельности Государственного комитета Республики Узбекистан по инвестициям» создан Государственный комитет Республики Узбекистан по инвестициям (Комитет), в чьи обязанности входит координация формирования и реализация единой государственной инвестиционной политики и привлечения иностранных инвестиций. С

3 https://mfa.uz/ru/cooperation/international/10716/ ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2019, 4(124)

28 января 2019 года Указом Президента Республики Узбекистан № УП-5643 «О мерах по совершенствованию системы управления в сферах инвестиций и внешней торговли» Комитет объединен с МВЭС.

Отечественные предприятия могут осуществлять заимствования у зарубежных банков, а также их консорциумов. Так, ряд предприятий, чья платежеспособность не вызывает сомнений, уже получили подобные займы. Основная часть освоенных иностранных инвестиций пришлась на обрабатывающую промышленность (22,0% от общего объёма инвестиций) и электроснабжение (14,2%). Доля горнодобывающей промышленности составила 11,4%, ИКТ - 0,9%, инвестиции в

жилищное строительство - 16,5%, перевозка и хранение - 7,4%, образование - 2,6%, водоснабжения - 4%, легкой промышленности - 4,4%1.

Вывод.

В экономику республики поступали инвестиции из более 20 стран мира, в том числе КНР, России, Германии, Сингапура, Нидерландов, Великобритании и других. Также были освоены льготные кредиты Азиатского банка развития, Всемирного банка, Исламского банка развития, КНР, Японии и других международных финансовых институтов и государств-доноров2. В 2018 году в республике наблюдался высокий уровень инвестиционной активности с ростом 18,1% по сравнению с 2017 годом3.

Использованная литература:

1. Закон Республики Узбекистан от 30.04.1998 г. № 611-1 «О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов».

2. Закон Республики Узбекистан от 02.07.1992 г. № 621 -XII «О членстве Республики Узбекистан в Международном валютном фонде, Международном банке реконструкции и развития, Международной ассоциации развития, Международной финансовой корпорации, Многостороннем агентстве гарантии инвестиций».

3. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 24.04.2001 г. № 185 «О приоритетных направлениях сотрудничества с Международной ассоциацией развития при группе Всемирного банка».

4. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 25.03.2003 г. № 154 «О дополнительных мерах по подготовке и проведению Ежегодного заседания Совета управляющих Европейского банка реконструкции и развития».

5. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 19.11.2007 г. № 238 «Об открытии Представительства Экспортно-импортного банка Кореи в Республике Узбекистан».

6. Распоряжение Кабинета Министров Республики Узбекистан от 22.04.1998 г. № 167-ф. «Об утверждении мероприятий по подготовке проектов, намеченных к совместной реализации с Международным банком реконструкции и развития (МБРР) и Международной финансовой корпорацией (МФК)».

7. Жук И.Н., Киреева Е.Ф., Кравченко В.В. Финансово-кредитные системы зарубежных стран [Электронный ресурс]: Учеб. пособие. / Под общ. ред. И.Н. Жук. - Мн.: БГЭУ, 2014. -С. 415.

8. Красавина Л.Н. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. 4-е изд.,пер. и доп. Учебник для вузов. - М.: «Финансы и статистика», 2017. -С. 543.

9. Хасбулатов Р.И. Мировая экономика. Учебник - М.: «Юрайт», 2013. -С. 189.

1 https://stat.uz/uploads/doklad/2018/yanvar-dekabr/ru/5.pdf

2 https://ru.sputniknews-uz.com/economy/20170120

3 https://stat.uz/uploads/doklad/2018/yanvar-dekabr/ru/5.pdf

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2019, 4(124)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.