Научная статья на тему 'Правовой механизм международного кредитования развивающихся стран'

Правовой механизм международного кредитования развивающихся стран Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
240
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In article are marked particularities of the international lending of the developing countries, it is organized analysis of the structure of the external debt. The Author of the article reveals the thesis about presence of the world strategy in the field of external borrowing. Problems of the mastering foreign credit are defined In this article in practical person international cooperation.

Текст научной работы на тему «Правовой механизм международного кредитования развивающихся стран»

Процесс легализации имущества осуществлять следующим образом. Граждане должны подать заявления в установленной форме, а также документы, подтверждающие вещные права на имущество в соответствующий государственный орган. Физические лица должны подавать такие заявления по месту их регистрации, юридические - по месту государственной регистрации. К заявлению прилагается справка об уплате 10-процентного сбора за легализацию. При этом стоимость легализуемого имущества, денег определяется самим гражданином либо юридическим лицом. Кроме того, должны быть представлены документы, удостоверяющие личность, а представителями юридического лица -также нотариально заверенные копии устава, свидетельства о регистрации юридического лица, свидетельства налогоплательщика и документы, подтверждающие их полномочия. Заявление должно быть рассмотрено в течение 15 рабочих дней со дня подачи заявления в местный исполнительный орган. Те, кто желает переписать имущество на себя с ненадлежащих лиц, и легализующие движимое имущество обращаются в налоговый орган. Остальные

граждане с незарегистрированной недвижимостью подают заявления в комиссию, созданную при местном исполнительном органе. В нее должны входить представители маслихатов, налоговых органов, агентства по управлению земельными ресурсами, департамента архитектуры, центра по недвижимости, а также прокуратуры и МВД.

Имущество признается легализованным с момента принятия заявления, но это касается, прежде всего, денег и перерегистрации имущества с третьих лиц (достаточно нотариально оформленного согласия формального собственника на передачу имущества). Недвижимое имущество признается легализованным с момента вынесения комиссией решения о легализации недвижимого имущества. Большинством голосов - в рабочем порядке, при равном количестве проголосовавших голос председателя комиссии является решающим. Между тем, распоряжение легализованным недвижимым имуществом (например, заключение договоров купли-продажи, дарения) возможно только после соответствующей регистрации прав на такое недвижимое имущество в уполномоченных организациях.

Макала Мул1кт1 жария етуге байланысты ракымшылык жасау туралы зацныц максатын талдауга жэне оньщ жекелеген нормаларына тусМктеме беруге, сондай-ак; Зацныц кейб1р аспектшерж ¡ске асыруга арналган

This article is dedicated to analysis of the destination of the Law about amnesty in connection with legalization of property and separate explanation of norms and also some aspects of realization of the Law.

Международное право

Кулжабаева Ж. О.

ведущий научный сотрудник Института законодательства РК, заведующая кафедрой международного и конституционного права юрфака ЕНУш1 Л.Н. Гумилева, к.ю.н., доцент

ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ МЕЖДУНАРОДНОГО КРЕДИТОВАНИЯ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН

Под влиянием новых факторов функционирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений усложнилось и характеризуется частыми изменениями. Поэтому изучение мирового опыта представляет большой интерес для Республики Казахстан. Постепенная интеграция Республики Казахстан в мировое сообщество, вступление в Международный валютный фонд (МВФ) и группу Международного банка реконструкции и развития (МБРР) требуют знания общепринятого цивилизованного кодекса поведения на мировых рынках валют, кредитов, ценных бумаг, золота.

В данной статье определены особенности международного кредитования развивающихся стран.

Во-первых, значительную часть иностранных ресурсов эти страны получают в форме льготных кредитов и безвозвратных субсидий. Отбор стран, которые могут претендовать на льготные кредиты и субсидии, осуществляется преимущественно в зависимости от уровня экономического развития. Наибольшими льготами пользуется категория наименее развитых стран, и, наоборот, кредитование динамично развивающихся новых индустриальных стран по своим условиям в гораздо меньшей степе-

ни отличается от кредитования западных заемщиков. Однако льготные кредиты им также предоставляются исходя из политических и военно-стратегических мотивов.

Во-вторых, нет универсальной системы международного кредитования разнородных развивающихся государств. Для каждой страны формируется механизм международного кредитования в зависимости от уровня ее развития, экономической конъюнктуры (особенно платежеспособности), отношений с ведущими странами-донорами и международными валютно-кредитными и финансовыми институтами, репутации на мировом рынке ссудных капиталов и т.п.

В-третьих, современная мировая кредитная система адаптирована к специфическим условиям развивающихся стран, интегрированных в мировое хозяйство. Это относится не только к официальному (двустороннему и многостороннему) кредитованию и субсидированию, но и кредитам частных банков.

В-четвертых, основную массу кредитов и субсидий развивающиеся страны получают непосредственно от промышленно развитых стран, международных валютно-кредитных и финансовых институтов, где главными донорами являются развитые государства, а также на мировом рынке ссудных капиталов. Поэтому международное кредитование развивающихся стран сводится преимущественно к отношениям между центром и периферией мирового хозяйства.

Лишь небольшая часть международных кредитов и субсидий предоставляется в рамках взаимного сотрудничества развивающихся стран. Некоторое развитие получили также кредитные отношения развивающихся стран с государствами, входившими ранее в СЭВ (Совет Экономической Взаимопомощи.)

Правоотношения по государственному кредиту закреплены законодательно. Законодательством государств установлен предельный размер государственных внешних заимствований и предоставляемых государственных кредитов. В частности, предельный размер государственных внешних заимствований, как правило, не превышает годовой объем платежей по обслуживанию и выплате долга. Предельный размер предоставляемых кредитов определяется соответствующей расходной статьей федерального бюджета на текущий год. Учет и регистрация заимствований и предоставляемых кредитов находится в ведении, как правило, Министерств финансов, а их порядок определяется Правительством государств.

Анализ структуры внешнего долга государств определяет следующие категории.

Первая и самая большая - задолженность перед так называемыми официальными кредиторами, т.е.

перед коммерческими банками западных стран, предоставляющими средства взаймы под гарантии соответствующих правительств или при страховании кредитов в государственных структурах. Регулирование задолженности подобного рода входит в компетенцию Парижского клуба - особого координирующего органа, в который входят официальные представители основных стран - международных кредиторов.

Вторая группа - это кредиты, предоставленные коммерческими банками западных стран уже самостоятельно, без государственных гарантий. Задолженность по таким кредитам регулируется так называемым Лондонским клубом, объединяющим банкиров-кредиторов на неофициальной основе.

Третью группу образует задолженность различным западным коммерческим структурам по фирменным кредитам, связанным с поставкой товаров и оказанием услуг.

Четвертую группу - долги международным ва-лютно-финансовым организациям (МВФ, МБРР, ЕБРР).

Мировая практика стратегии в области внешнего долга государств.

Наибольшее значение для долговой политики любого государства будут играть следующие обстоятельства:

- продолжение налоговой реформы с дальнейшим сокращением налогового бремени и выпадающих доходов бюджетной системы;

- реформирование бюджетных отношений ;

- создание стабилизационного фонда, формирующегося за счет части доходов бюджета;

- проведение широкого ряда структурных реформ, вызывающих дополнительную нагрузку на бюджетные расходы.

Так как экономическая и финансовая политики государства будут ориентированы на ускорение темпов экономического роста, основной целью долговой стратегии должно стать обеспечение благоприятных условий для проведения гибкой политики в финансовой, налоговой, бюджетной сферах, что предполагает увеличение значения государственных заимствований в качестве основного источника рефинансирования государственного долга. Реализация этой цели предполагает проведение активной государственной заемной политики.

Позитивную роль внешнего финансирования нельзя недооценивать. Международный кредит ускоряет развитие производительных сил путем обеспечения непрерывности процесса воспроизводства и его расширения. Он способствует интернационализации производства и стимулирует внешнеэкономическую деятельность страны. Например, зачастую в кредит торгуют товарами, имеющими длительный цикл изготовления, потребления и вы-

сокую стоимость. Кроме того, международный кредит создает благоприятные условия для зарубежных частных инвестиций, так как обычно связывается с требованием о предоставлении льгот инвесторам страны-кредитора; он применяется для создания инфраструктуры. Привлечение финансовых ресурсов очень важно для обеспечения устойчивого развития экономики любой страны, но для Казахстана этот вопрос стоит наиболее остро в силу сложности формирования рыночной экономики в условиях отсутствия собственных финансовых ресурсов. Поэтому необходимо изучение процесса привлечения иностранного капитала и роли государственного регулирования в создании благоприятных условий для его притока, а также того отрицательного воздействия, которое могут оказывать внешние займы и иностранные инвестиции на экономику страны. Часто возникает ряд проблем, связанных как с привлечением внешних источников финансирования, так и с их использованием в различных отраслях экономики, а также с урегулированием внешних долговых обязательств, возникающих при осуществлении внешнего финансирования. В Казахстан иностранный капитал поступает в основном по трем основным потокам, классифицируемых Министерством финансов как официальная помощь развитию (ОПР), негосударственные займы под государственные гарантии и иностранные прямые инвестиции.

По удельному весу в потоке иностранного капитала, привлекаемого в республику, на настоящий момент лидируют прямые иностранные инвестиции, на которые приходится половина всех средств. Официальная помощь развитию, рассчитываемая по сумме освоенных займов и предоставленной технической помощи, составляет 27% общего финансирования (на техническую помощь приходится около 5%). На экспортные кредиты, предоставленные республике по двусторонним соглашениям, приходится около 23% всего иностранного капитала. Частные кредиты иностранных банков, предоставляемые хозяйствующим субъектам республики составляют около 4% инностранного капитала. Основной приток капитала в Казахстан происходит на многосторонней основе, в основном по линии таких международных организаций, как группа Международного банка реконструкции и развития (МБРР), Азиатский банк развития (АБР), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), а также Международный валютный фонд (МВФ). Из стран-доноров выделяется Япония. В настоящее время из всей суммы, предполагаемой к финансированию, освоено $1034,5 млн., что составляет около 60%. Наибольший удельный вес приходится на займы, направленные на преобразования и поддержку реформ. Они составляют 30,5% от суммы всех займов.

Также из суммы освоения на эти займы приходится половина всех средств. Следом идут займы, предоставленные на поддержание платежного баланса. В наименьшем объеме средства выделены на промышленность, образование и здравоохранение, общая сумма освоения по которым не превышает 1%. Однако, в силу стремления Казахстана улучшить инвестиционный климат, большинство средств разрабатываемых проектов будут направляться в такую сферу, как инфраструктура и транспорт. Прослеживая ситуацию с получением экспортных кредитов Республикой Казахстан, необходимо заметить, что они явились одним из важнейших способов привлечения иностранного капитала в республику. Перед лицом хронического дефицита, разрыва хозяйственных связей стала задача наполнения внутреннего потребительского рынка. Отсутствие достаточного объема свободно конвертируемой валюты привело к тому, что правительство взяло курс на привлечение иностранных товарных и инвестиционных кредитов сроком на три-пять лет.

В процессе освоения иностранных кредитов выявились существенные проблемы:

Во-первых, недостаточность законодательной и нормативной базы на начальной стадии привлечения кредитов и как следствие неупорядоченность отношений между участниками кредитных отношений внутри республики, отсутствие должной ответственности со стороны заемщиков, а также невыполнение установленных процедур по обслуживанию иностранных кредитов республиканскими банками-агентами. Тем не менее, нужно сказать, что проблема неплатежеспособности предприятий-заемщиков имела под собой ряд объективных причин. Она явилась следствием отсутствия опыта осуществления самостоятельной внешнеэкономической деятельности, что осложнялось неустойчивостью экономики переходного периода. Надо сказать, что в прежние годы в СССР имелись специальные программы подготовки кадров для работы во внешнеторговой сфере, которые осуществляли закупки товаров и оборудования с чрезвычайной тщательностью. Это касалось как составления контрактов, так и осуществления отбора товаров на предмет качества и цены. Казахстанскому бизнесу, находившемуся на стадии становления, приходилось учиться на собственном горьком опыте. Так, например, предприятия-экспортеры страны-кредитора, пользуясь положением и неосведомленностью лиц, осуществлявших закупки, завышали цены на свою продукцию. Кроме того, из-за неопытности казахстанских бизнесменов в области юридического оформления контрактов некоторые условия заключенных договоров иностранные фирмы нарушали, уходя от ответственности в силу нечеткости формулировок, обозначенных в

контракте. Все издержки несли казахстанские фирмы. В основном это касалось качества поставленной продукции, которое было ниже имевшегося в виду казахстанскими бизнесменами, которые оплачивали поставки. Имели место случаи некомплектности партий и ряд других нарушений контрактов. Выход на международный уровень начался параллельно с проведением реформ в области экономики. Причем сложность их проведения состояла в том, что реформы должны были затронуть коренные устои экономической системы, что в свою очередь потребовало перестройки всех сфер общества, в том числе и политической. Проблема состояла в том, что сами реформаторы не совсем ясно представляли смысл и направление проводимых ими реформ, но при этом неожиданно и быстро сменявшие друг друга события требовали адекватного быстрого реагирования, что усугубляло ситуацию. Поэтому предприятиям и органам государственного аппарата, поставленным в новые условия, не обладавшим ни опытом работы в рыночной экономике, ни опытом осуществления самостоятельной внешнеэкономической деятельности, приходилось осваивать и то и другое в сжатые сроки и учась на собственных ошибках.

Во-вторых, предоставленные кредиты оказались довольно дорогим ресурсом. Например, кредиты Республики Австрия и Федеративной Республики Германии предоставлялись по рыночной ставке процента, т.е. по плавающей, которая на момент подписания составляла 10 и 11% годовых соответственно. Кроме того, Казахстан столкнулся с проблемой своевременного погашения кредитов, в результате чего пришлось выплачивать штрафные проценты (обычно это оговоренная ставка по кредиту плюс два процента). Вследствие неблагоприятной для Казахстана конъюнктуры мирового рынка капиталов удельный вес начисленных процентных платежей в общей сумме долга достиг по предоставленным кредитным линиям: Германии - 35%, Австрии - 30%, Турции - 8%, Израилю - 20%, Европейскому Экономическому Сообществу - 20%. Несвоевременный возврат кредитов привел к дополнительным экономическим издержкам в виде уплаты повышенных процентных ставок за кредит банкам и к штрафным санкциям с их стороны за несвоевременный возврат кредитов и уплату процентов.

В-третьих, взаимосвязь большинства предоставляемых кредитных линий стала одной из причин невалютоокупаемости большинства проектов, так как приходилось закупать товары, не соответствующие конъюнктуре казахстанского рынка.

В-четвертых, вследствие сохранения на ряд товаров фиксированных цен (прошел только первый этап либерализации), а также из-за несоответствия

уровня внутренних цен мировым, фирмы имели весьма ограниченные возможности для реализации закупленных по ценам мирового рынка товаров, оборудования и сырья, и в результате оказались в сложном финансовом положении, практически неплатежеспособными.

В-пятых, предприятия приобретали продукцию за конвертируемую валюту, а торговать приходилось на рубли, а затем и на тенге; погашение же должно было производиться только в валюте. В соответствии с индикативными показателями социально-экономического развития Республики Казахстан, темпы инфляции в процентах в декабре 1994 г. по отношению к декабрю 1993 г. составили 1158,3% (по другим данным 1258%).

В-шестых, введение национальной валюты оказалось для многих предприятий крахом, вследствие установленного курса обмена тенге и последующей «заморозкой» счетов предприятий. Нерешение вопросов по возмещению курсовой разницы при конвертации валюты еще более усугубило положение предприятий-заемщиков, увеличило их убытки и привело в конечном итоге к образованию задолженности по привлеченным кредитам. В результате возникла острейшая проблема неплатежей предприятий и организаций заемщиков по обязательствам перед иностранными кредиторами. На фоне подобных проблем выгодность прямых иностранных инвестиций становится более очевидной. При их эффективном использовании можно получить значительные финансовые ресурсы для развития ключевых производств, причем эти ресурсы не лягут долговым бременем на республиканский бюджет. Необходимость внешнего финансирования, как отмечалось выше, очевидна, однако при этом оно имеет ряд существенных недостатков:

а) развиваются диспропорции в экономике;

б) появляется отрицательное воздействие на источники формирования прибыли;

в) наконец, главный - образуется внешний долг государства.

Поэтому в связи с активизацией позиции Казахстана на рынке ссудного капитала стала необходимой разработка политики по урегулированию внешнего долга. Так, одним из первых шагов стало объявление моратория на товарные займы. Кроме того, теперь ежегодно допускается использование не более $1,5 млрд. иностранных кредитов, при крайнем лимите заимствования в $2,5 млрд. Однако, как показывает мировой опыт, абсолютный размер долга и платежей по его погашению не является показателем платежеспособности страны. Так в списке крупнейших должников числятся как страны, многократно пересматривавшие график своих долговых платежей (Бразилия, Мекси-

ка, Аргентина, Нигерия, Филиппины, Венесуэла, Марокко, Перу), так и государства, соблюдающие взятые обязательства. В их числе страны с высокой репутацией на мировом рынке ссудных капиталов (Республика Корея, Таиланд, Малайзия). Наиболее точным индикатором для иностранных кредиторов является показатель платежеспособности, который зависит прежде всего от следующих ресурсов, имеющихся в распоряжении страны-должника: объем ее валового национального продукта, экспортная база и платежи по обслуживанию долга. Прослеживая динамику относительных показателей внешнего долга по годам, нужно отметить благоприятную тенденцию их сокращения. Осторожный оптимизм вселяет и то, что это сокращение происходит не вследствие уменьшения величины внешнего долга, а из-за роста ВВП и экспорта. Это служит определенным доказательством эффективности проводимой политики Казахстана в области внешнего заимствования, а также об эффективности иностранного капитала. Но для более конкретных выводов нужно будет произвести более подробное исследование, для которого необходима существенная по длительности история заимствования: годы суверенного существования Казахстана - слишком небольшой период для анализа такого глубокого процесса, как оказание влияния внешнего финансирования на экономику страны, ее структуру и эффективность. Но уже сейчас ясно напрашивается необходимость увязки стратегии внешнего заимствования с общей экономической политикой, проводящейся внутри республики. В связи с этим необходима разработка государственной концепции внешнего заимствования, которая бы выражала общие направления политики внешнего заимствования, а именно:

- определяла бы структуру привлекаемых иностранных средств по видам и по источникам финансирования, исходя из целей экономической безопасности и в соответствии с общей стратегией внешней политики Республики Казахстан;

- позволяла бы соотносить показатели внешней задолженности с расчетно допустимыми и этим прогнозировать желательную величину внешнего долга, а также возможные последствия при изменениях внутренней экономической среды. Экономисты считают, что следует уделять внимание таким показателям, как норма обслуживания долга, Долг/ Экспорт и Долг/ВВП, при этом установив для них жесткие максимальные уровни. Кроме того, в связи с увеличением абсолютного объема привлекаемых средств на долгосрочной основе необходимо установить наблюдение и контроль за структурой внешней задолженности, которые должны включать: устранение скученности платежей; диверси-

фикацию долга по валютному составу; улучшение кредитного рейтинга и снижение ставки заимствования.

Инструментом при этом должно стать составление графиков выплат обязательств и осуществление предварительных выплат по займам и кредитам. Такую практику используют многие страны. Как известно, у каждого проекта имеются такие пиковые годы, на которые приходится максимальный объем обязательств. Если отдельный заемщик это может выдержать, то для государства это чревато социальными и экономическими потрясениями, связанными с искусственным ухудшением экономической среды в эти годы. Поэтому системой предварительных выплат необходимо распределять бремя процентов равномерно по годам. Кроме того, займы МФЭО ратифицируются парламентом республики как международные договора и гарантируются средствами республиканского бюджета. При этом МФЭО и страны-доноры при предоставлении ресурсов требуют софинансирования проектов из бюджета в качестве одного из способов страхования риска. Это может стать преградой в процессе освоения средств Казахстаном, особенно в свете хронического дефицита республиканского бюджета. В этой связи можно предложить бразильский опыт частного софинансирования проектов, путем размещения на отечественном рынке государственных ценных бумаг, выпускаемых под разрабатываемый инвестиционный проект. При этом спрос на эти ценные бумаги стимулируется налоговыми методами. Применив такой метод, можно достичь нескольких целей одновременно, а именно: кроме изыскания средств для софинансирования проектов из бюджета, стимулировать развитие рынка ценных бумаг и увеличение объема отечественных инвестиций в стране.

Создание в .мировой валюмно-кредимной системе механизмов выхода из «кредитных ловушек». Дефицит платежного баланса и отсутствие адекватного регулирования в валютно-кредитной сфере могут вовлечь страну в безвыходную кредитную ловушку, когда выплаты процентов по основному долгу могут быть осуществлены только путем привлечения новых заимствований. Существующая ва-лютно-кредитная система не может предотвратить подобное явление. Единоразовые списания долгов не являются адекватным механизмом решения проблемы, так как имеют скорее субъективный характер, то есть зависят от интересов кредиторов и стимулируют дальнейшие заимствования, не освобождая страну из кредитной ловушки. Коммерческие банки активно участвовали в 70-х годах в кредитовании беднейших развивающихся стран, а также

стран с переходной экономикой в 80-х. Отсутствие регулирования в сфере международного кредита позволило банкам развитых стран свободно кредитовать банковский сектор развивающихся стран, тем более, что правительства часто предоставляли официальные гарантии.

Практика привлечения иностранных заимствований для финансирования бюджетных дефицитов нарушило работу традиционных рыночных механизмов регулирования валютных курсов и выравнивания платежного баланса. По мере увеличения общей суммы задолженности банки и государства-кредиторы повышают реальные ставки по продолжающемуся кредитованию в виду увеличения риска неплатежа, чем только его увеличивают. Неизбежное изменение валютного курса страны-должника увеличивает ее обязательства в большей степени, чем это было бы необходимо для выравнивания платежного баланса. Таким образом, многие развивающиеся, развитые, а также страны с переходной экономикой и частные заемщики оказались заперты в постоянно увеличивающейся долговой ловушке, созданной частным международным кредитованием. Если темпы увеличения задолженности превышают экономический рост (например, ежегодный рост валового продукта - 3%, а внешней задолженности - 5%, что характерно для многих стран), то страна практически не имеет возможности самостоятельно погасить долг. К тому же, если долги деноминированы в валюте кредитора, то растущие валютные риски будут способствовать увеличению разрыва. Все это сильно вредит развитию экономик стран должников.

Если с 1975 по 1982 год чистое долгосрочное кредитование развивающихся стран составляло в среднем 28 млрд. долларов ежегодно, то с 1983 по 1990 год только чистые платежи по обслуживанию долгов из развивающихся стран составили в среднем сумму в 25 млрд. долларов ежегодно, выплачиваемых западным странам и МВФ, и без того имеющих избыточные кредитные ресурсы. С 1990 года значи-

тельная часть кредитов стала направляться в наиболее богатые из развивающихся в стран, а также страны с переходной экономикой в форме прямых и портфельных инвестиций. Если в 1980 году долг развивающихся стран составлял 106 млрд. долларов (16% от их ВНП), то в 1995 году их суммарная задолженность составила 535 млрд. долларов (38% от ВНП). Это развенчивает миф о безвозмездной помощи развитых стран развивающимся.

Последующие кризисы внешней задолженности относительно более развитых стран: Мексики, стран Юго-Восточной Азии, стран Восточной Европы, России, Бразилии наглядно продемонстрировали механизм кредитной ловушки. Если не будут внесены изменения в действующую валютно-кре-дитную систему, то вскоре последует очередь таких стран, как Австралия, Новая Зеландия, отдельных стран Латинской Америки и, возможно, Европы. Не исключен и возможный кризис в США. Необходимо принять ряд радикальных мер по регулированию международной торговли, кредитной и валютной сфер. Помимо уже предложенных механизмов нужно ввести на международном уровне ограничения для каждой страны на максимально возможный внешний долг и расходы по его обслуживанию. Все долги свыше устанавливаемого размера придется списать. Также необходимо уменьшить ставки процентов по кредитам до минимально возможного уровня, в частности за счет надбавок по рискам и надбавок по ожидаемой инфляции.

1. Аникин A.B. Золото: международный экономический аспект, М, 1988.

2. Анулоеа Г.Н. Международные валютно-финансовые организации и развивающиеся страны., М, 1988.

3. Бреши Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов. М. 1997.

4. Валютный рынок и валютное регулирование под ред H.H. Платоновой, М. 1996.

5. Глобализация экономики - закономерный продукт индустриализации и информации социума. М., 2001.

6. Резолюция ЮН KT АД о проблемах задолженности и развития развивающихся стран. Документ ООН.А/33/15 (1978).

* * * * *

Макалада дамушы елдердеп хальщаралык; несиелеудщ ерекшелктер1 айтылган, сырткы борыштардыц К¥рылымдарына талдау ж¥рпзшген. Автор сыртцы карыз алу саласында элемдж стратегияныц болуы ту-ралы тезист1 ашады. Макалада хальщаралык; ынтымактастык; тэж1рибесшде шетел несиелерш алу про-блемалары ащындалады.

In article are marked particularities of the international lending of the developing countries, it is organized analysis of the structure of the external debt. The Author of the article reveals the thesis about presence of the world strategy in the field of external borrowing. Problems of the mastering foreign credit are defined In this article in practical person international cooperation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.