Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНОСТРАННОЙ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТРАНАХ СНГ'

ОСОБЕННОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНОСТРАННОЙ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТРАНАХ СНГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
89
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Review of law sciences
Область наук
Ключевые слова
иностранный банк / банковское законодательство / СНГ / банковская деятельность. / foreign bank / banking legislation / CIS / banking activity.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ш.Хужаев

в статье проанализированы нормы банковского законодательства стран СНГ касательно правового регулирования иностранной банковской деятельности. На основе изучения положений соответствующих законов было предложено внесение соответствующих изменений и дополнений в банковское законодательство Республики Узбекистан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF LEGISLATIVE REGULATION OF FOREIGN BANKING ACTIVITIES IN THE CIS COUNTRIES

the аrticle analyses standards of the bank law of the CIS countries concerning legal regulation of foreign banking activity. On the basis of studying of provisions of the relevant laws, the author suggests entering of corresponding changes and additions into the banking law of the Republic of Uzbekistan.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНОСТРАННОЙ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТРАНАХ СНГ»

Yuridik fanlar axborotnomasi Вестник юридических наук Review of Law Sciences

FEATURES OF LEGISLATIVE REGULATION OF FOREIGN BANKING ACTIVITIES IN THE CIS COUNTRIES

SH. KHUJAYEVa

Tashkent state University of law, Tashkent, 100047, Uzbekistan

ОСОБЕННОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНОСТРАННОЙ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТРАНАХ СНГ

Ш-ХУЖАЕВ"

Ташкентский государственный юридический университет, Ташкент, 100047, Узбекистан

Аннотация: в статье проанализированы нормы банковского законодательства стран СНГ касательно правового регулирования иностранной банковской деятельности. На основе изучения положений соответствующих законов было предложено внесение соответствующих изменений и дополнений в банковское законодательство Республики Узбекистан.

Ключевые слова: иностранный банк, банковское законодательство, СНГ, банковская деятельность.

Аннотация: мацолада хорижий банк фаолиятини ууцуций тартибга солишга оид МДХ, мамлакатлари банк цонунчилиги нормалари таулил цилинган. Тегишли цонунларнинг цоидаларини урганиш асосида Узбекистон Республикаси банк цонунчилигига тегишли узгартириш ва цушимчалар киритиш таклиф цилинган.

Калит сузлар: хорижий банк, банк цонунчилиги, МДХ, банк фаолияти.

Annotation: the аrticle analyses standards of the bank law of the CIS countries concerning legal regulation offoreign banking activity. On the basis of studying of provisions of the relevant laws, the author suggests entering of corresponding changes and additions into the banking law of the Republic of Uzbekistan.

Keywords: foreign bank, banking legislation, CIS, banking activity.

Развитие экономики и привлечение иностранных инвестиций требуют кардинального совершенствования механизма законодательного регулирования банковской деятельности, так как именно банки являются ключевым звеном движения капитала и финансовых средств. С учетом развития международных торговых отношений особую актуальность приобретают иностранные банки, которые обеспечивают привлечение финансовых средств из зарубежных стран.

Процессы экономической интеграции на территории СНГ диктуют необходимость сближения норм и методов правового регулирования, в том числе банковского законодательства. Нормативными актами, регулирующими банковские отношения, являются законы о центральном (национальном) банке, о банках и банковской деятельности, принятые в большинстве стран СНГ. Исключением является Республика Беларусь, в которой банковская деятельность регулируется Банковским кодексом.

Одним из актуальных вопросов банковского законодательства стран СНГ является правовое регулирование деятельности иностранных банков. Нормы банковского законодательства стран СНГ позволяет нам выделить следующие аспекты законодательного регулирования деятельности иностранных банков:

1. Определение понятия иностранных банков. Одним из важных моментов банковского законодательства стран СНГ является вопрос определения понятия иностранных банков. В отношении иностранных банков законодательство стран СНГ использует такие термины, как иностранные банки (Узбекистан [1], Российская Федерация [5], Азербайджан [4], Армения [3], Таджикистан [9], Туркменистан [8]), банк с участием иностранного капитала (Украина [10]), банк с иностранным участием (Казахстан [6]), банк, учредителем которого являются иностранные инвесторы (Беларусь [2]), иностранный дочерний банк (Кыргызстан [7]). Несмотря на различие понятий можно указать на следующие общие черты:

практически все страны предусматривают в качестве иностранных банков дочерние банки, учрежденные иностранными инвесторами (лишь Законы Республики Узбекистан и Украины акцентируют внимание на создание дочерних банков со стороны иностранных банков);

законодательство связывает установление и признание иностранного банка в качестве такового по законодательству той страны, в которой этот банк был зарегистрирован, тем самым применимым правом к определению статуса иностранного банка является право страны, где был зарегистрирован иностранный банк;

законодательство стран СНГ отождествляет банковскую деятельность иностранных банков с аналогичной деятельностью отечественных банков (привлечение депозитов физических и юридических лиц или других возвратных средств, выдача кредитов от своего имени и за счет своих средств, а также осуществление переводных и расчетно-кассовых операций по поручению клиентов).

С учетом специфики осуществляемой деятельности со стороны иностранных банков на территории другого государства и общности деятельности банков независимо от их статуса (национальный или иностранный) представляется более удачным использование в законодательстве термина «иностранная банковская деятельность». Такого мнения также придерживается ряд ученых стран СНГ - С.В.Озюменко [13], Е.А.Бережинская [12] и другие. Схожая позиция прослеживается и у западных авторов. В частности, Ж.Л.Абрахам отмечал, что государственное регулирование осуществляется в отношении банковской деятельности, а не иностранных банков в целом [14]. Кроме того, Д.Н.Федерико указывает, что иностранные банки регулируются законодательством той страны, в котором они учреждены и зарегистрированы, а в стране, где они осуществляют свою деятельность, подвергается регулированию лишь сама деятельность [15].

2. Ограничения некоторых форм участия в банковском секторе. Банковское законодательство стран СНГ запрещает коммерческим банкам осуществлять операции по производству и торговле материальными ценностями, а также по страхованию всех видов, за исключением страховых, валютных и кредитных рисков. Одним из важнейших в банковском законодательстве стран СНГ является раздел, содержащий нормы о финансовой устойчивости банков. Так, законы о банках и банковской деятельности устанавливают правила о необходимости коммерческим банкам держать обязательные резервы в центральном (национальном) банке, а также создавать свои страховые и резервные фонды.

Еще одной ключевой проблемой является регулирование деятельности филиалов и представительств иностранных банков. Во всех странах СНГ, за исключением Республики Узбекистан, разрешается создание филиалов иностранных банков. Банковское законодательство Республики Узбекистан не позволяет создавать филиалы иностранных банков. Учитывая, что создание филиалов иностранных банков на территории Республики Узбекистан запрещается [1], в связи с этим иностранные банки могут осуществлять защиту своих интересов на территории Республики Узбекистан лишь посредством открытия аккредитованных представительств.

Сложившаяся практика банковского регулирования и надзора за филиалами иностранных банков внутри стран Европейского Союза, стала образцом для большинства стран СНГ,

рассматривающих проблему проникновения иностранного капитала в форме банковских филиалов. При решении проблемы допуска филиалов иностранных банков главной задачей является рассмотрение не только опыта развитых стран, но и опыта развивающихся стран, открывающих свои рынки по мере развития экономики. Принимая это во внимание, законодатель пока не позволяет иностранным банкам открыть свои филиалы на территории Республики Узбекистан.

3. Вопросы применения инвестиционного законодательства в отношении иностранных банков. Оперируя понятиями «иностранный капитал» и «иностранные инвесторы», законодательство стран СНГ определенным образом позволяет применять нормы инвестиционного законодательства в отношении иностранной банковской деятельности. В Туркменистане банки могут создавать валютные фонды из прибыли в иностранной валюте и использовать ее для развития банковского дела, инвестиций в Туркменистане и за рубежом в порядке, установленном действующим инвестиционным законодательством [8]. В Украине владельцев акции банка законодатель называет инвесторами, что также свидетельствует о применении инвестиционного законодательства и гарантий прав иностранных инвесторов. На наш взгляд, самым важным аспектом в отношении иностранных банков должна быть гарантия стабильности законодательства. Банковский кодекс Республики Беларусь справедливо отмечает, что в отношении иностранных банков применяются все гарантии, предусмотренные иностранным инвесторам, в том числе «инвестиционная оговорка» о неприменении законодательства, ухудшающего положение инвестора [2]. Аналогичная гарантия вытекает из сущности банковского законодательства Республики Казахстан [6]. Следовательно, подобная гарантия должна найти свое отражение в законодательстве Республики Узбекистан.

Отметим, что касательно минимальной доли инвестора в некоторых странах существуют различные подходы к размеру - более 10 % (Украина), не менее 15% (Узбекистан), не менее 2/3 (Казахстан, Таджикистан). В Армении лимит участия капитала иностранного банка в банковской системе Азербайджанской Республики определяется Центральным банком [4]. В остальных странах особых оговорок о размере не существует.

Банки в странах СНГ, в основном, создаются в форме акционерных обществ. В Республике Узбекистан банки могут быть учреждены в форме акционерного общества лишь в случае наличия в уставном капитале доли иностранного инвестора в размере не менее 15%, за исключением случаев, предусмотренных решениями Президента и Кабинета Министров Республики Узбекистан [11]. С учетом того, что банковское законодательство стран СНГ активно использует термин «инвесторы», то считаем целесообразным применить нормы инвестиционного законодательства в части, не противоречащих законодательству о создании банков. Это позволит создать дополнительные правовые гарантии привлечения иностранного капитала в банковский сектор, повысить эффективность деятельности иностранных банков.

В целом, схожесть законодательства также наблюдается в деятельности центральных органов банковской системы. Конкретные нормативы устанавливаются именно центральными (национальными) банками. Банковское законодательство стран СНГ не содержит несовместимых и противоречащих положений, которые могли бы усложнить взаиморасчеты хозяйствующих субъектов, расположенных в разных странах СНГ. Однако существуют определенные положения, об имплементации в банковское законодательство Республики Узбекистан. Так, исходя из вышеизложенного, с учетом положительного опыта зарубежных стран считается целесообразным внесение в Закон Республики Узбекистан от 25 апреля 1996 года №216-1 «О банках и банковской деятельности» следующих изменений и дополнений:

1. В статье 1 Закона следует вместо понятия «иностранные банки» использовать понятие «иностранная банковская деятельность», под которым следует понимать «осуществление иностранным банком банковской деятельности посредством учреждения дочернего банка, участия в уставном капитале банков или открытием аккредитованного представительства на территории Республики Узбекистан».

2. В целях инвестиционной привлекательности иностранных банков следует закрепить правило о стабильности банковского законодательства Республики Узбекистан по аналогии с

инвестиционным законодательством Республики Узбекистан. С учетом того, что банки создаются в форме акционерного общества, в отношении которых законодательство требует наличия в уставном капитале доли иностранного инвестора в размере не менее 15%, то считаем целесообразным применить нормы инвестиционного законодательства в части, не противоречащих законодательству о банковской деятельности. Это позволит создать дополнительные правовые гарантии привлечения иностранного капитала в банковский сектор, повысить эффективность деятельности иностранных банков. В этих целях в Закон следует внести статью 21 следующего содержания:

«В случае, если последующее законодательство Республики Узбекистан ухудшает условия осуществления банковской деятельности, то к дочерним банкам иностранных банков и банкам с участием иностранного капитала, полностью выполняющим требования законодательства, в течение пяти лет с момента осуществления деятельности применяется законодательство, действовавшее на дату начала осуществления банковской деятельности. Дочерний банк иностранных банков и банки с участием иностранного капитала имеют право по своему усмотрению применять те положения нового законодательства, которые улучшают условия их деятельности».

3. В целях совершенствования деятельности аккредитованных представительств иностранных банков следует увеличить срок аккредитации с трех до пяти лет, а также предоставить преимущества при создании банка с иностранным капиталом. В этой связи, в статье 15 Закона следует предусмотреть часть третью, согласно которой «дополнительные требования к учреждению и деятельности банков с участием иностранного капитала не применяются в отношении иностранных банков, которые имеют аккредитованные представительства на территории Республики Узбекистан».

Таким образом, внесение указанных изменений в банковское законодательство Республики Узбекистан позволит обеспечить осуществление в Республике Узбекистан деятельности престижных иностранных банков, деятельность которых окажет положительное влияние на экономическое развитие страны и привлечение иностранных инвестиций в республику.

References:

1. Zakon Respubliki Uzbekistan ot 25 aprelya 1996 goda № 216-I «O bankax i bankovskoy deyatelnosti» (Vedomosti OliyMajlisa Respubliki Uzbekistan, 1996 g., № 5-6, st. 54; Natsionalnaya baza dannix zakonodatelstva, 19.04.2018 g., №03/18/476/1087).

2. Bankovskiy kodeks Respubliki Belarus, prinyatiy Zakonom ot 25 oktyabrya 2000 goda № 441-Z.

3. Zakon Respubliki Armeniya ot 30 iyunya 1996 goda № ZR-68 «O bankax i bankovskoy deyatelnosti».

4. Zakon Respubliki Azerbaydjan ot 16 yanvarya 2004 goda № 590-IIG «O bankax».

5. Federalniy zakon Rossiyskoy Federatsii ot 2 dekabrya 1990 goda № 395-1 «O bankax i bankovskoy deyatelnosti».

6. Zakon Respubliki Kazaxstan ot 31 avgusta 1995 goda № 2444 «O bankax i bankovskoy deyatelnosti v Respublike Kazaxstan».

7. Zakon Respubliki Kirgizstan ot 29 iyulya 1997 goda № 60 «O bankax i bankovskoy deyatelnosti v Kirgizskoy Respublike».

8. Zakon Respubliki Turkmenistan ot 8 oktyabrya 1993 goda № 890-XII «O kommercheskix bankax i bankovskoy deyatelnosti».

9. Zakon Respubliki Tadjikistan ot 19 maya 2009 goda № 524 «O bankovskoy deyatelnosti».

10. Zakon Respubliki Ukraini ot 7 dekabrya 2000 goda № 2121 -III «O bankax i bankovskoy deyatelnosti».

11. Postanovleniye Pravleniya Sentralnogo Banka Respubliki Uzbekistan «Ob utverjdenii polojeniya o poryadke registratsii i litsenzirovaniya deyatelnosti bankov» ot 15 avgusta 2009 goda № 23/3 (reg. № 2014 ot 08.10.2009 g.).

12. Berejinskaya Ye.A. Pravoviye osnovbi deyatelnosti inostrannix kreditnix organizatsiy na territorii Rossii. // Sovremennoye pravo. - 2007. - № 4. - S.29-34.

13. Ozyumenko S.V. Pravoviye problemi uchastiya inostrannix bankov v bankovskoy sisteme Rossii. // Vestnik Rossiyskogo universiteta drujbi narodov. Seriya Yuridicheskiye nauki. - 2007. - № 3. - S.30-34.

14. Joseph L. Abraham, State Regulation of Foreign Banks, 29 Fordham L. Rev. 343, 2010. -22 r.

Della Negra, Federico, EUI affiliated Private law and private enforcement in the post-crisis EU retail financial regulation. EuropeanUniversityInstitute, 2017. - R.58.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.