Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЛЕИ ВОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЛЕИ ВОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
77
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Review of law sciences
Область наук
Ключевые слова
система / системный подход / совершенствование / законодательство / управление / рациональное использование / землепользование / водопользование. / system / system approach / improvement / legislation / management / rational use / land use / water use.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Н Скрипников

в данной статье совершенствование системы управления землеи водопользованием в сельском хозяйстве рассматривается через призму задач, сформулированных в Стратегии развития Узбекистана на 2017–2021 годы, акцентируя внимание на начавшемся процессе реорганизации правового положения органов государственного управления Госкомземгеодезкадастра, Минсельводхоза при особой роли органов государственной власти на местах, субъектов сельскохозяйственного производства. В заключении подчеркивается роль Указа Президента Республики Узбекистан «О мерах по кардинальному совершенствованию платежной дисциплины в сфере оказания услуг водоснабжения и водоотведения», а также приводятся выводы по совершенствованию системы управления землеи водопользованием в сельском хозяйстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF THE MANAGEMENT SYSTEM OF LAND WATER USE IN AGRICULTURE

in this article, the improvement of the land-water management system in agriculture is considered through the prism of the tasks formulated in the Development Strategy of Uzbekistan for 2017–2021, emphasizing the process of reorganization of the legal status of the state administration bodies of the State Committee for Land Resources of Geodesy, Cartography and State Inventory, the Ministry of Agriculture and Water Resources, with a special role of local authorities, which are the subjects of agricultural production; in the conclusion of current article the role of the Decree of the President of the Republic of Uzbekistan "On Measures for Cardinal Improvement of Payment Discipline in the Sphere of Providing water supply and wastewater disposal " is emphasized and conclusions on improving the land-water management system in the agriculture are provided.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЛЕИ ВОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ»

IMPROVEMENT OF THE MANAGEMENT SYSTEM OF LAND - WATER USE IN AGRICULTURE

N.SKRIPNIKOVa Tashkent State University of Law, Tashkent, 100047, Uzbekistan a Tashkent State University of Law

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЛЕ- И ВОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ В СЕЛЬСКОМ

ХОЗЯЙСТВЕ

Н.СКРИПНИКОВа Ташкентский государственный юридический университет, Ташкент, 100047, Узбекистан

аТашкентского государственного юридического университета

КИШЛОЦ ХУЖАЛИГИДА ЕР ВА СУВДАН ФОЙДАЛАНИШ СОХДСИДАГИ БОШЦАРУВ ТИЗИМИНИ ТАКОМИЛЛАШТИРШИ

Н.СКРИПНИКОВ1 Тошкент давлат юридик университети, Тошкент, 100047, Узбекистон 1 Тошкент давлат юридик университети

Аннотация: в данной статье совершенствование системы управления земле- и водопользованием в сельском хозяйстве рассматривается через призму задач, сформулированных в Стратегии развития Узбекистана на 2017-2021 годы, акцентируя внимание на начавшемся процессе реорганизации правового положения органов государственного управления Госкомземгеодезкадастра, Минсельводхоза при особой роли органов государственной власти на местах, субъектов сельскохозяйственного производства. В заключении подчеркивается роль Указа Президента Республики Узбекистан «О мерах по кардинальному совершенствованию платежной дисциплины в сфере оказания услуг водоснабжения и водоотведения», а также приводятся выводы по совершенствованию системы управления земле- и водопользованием в сельском хозяйстве.

Ключевые слова: система, системный подход, совершенствование, законодательство, управление, рациональное использование, землепользование, водопользование.

Аннотация: ушбу мацолада цишлоц хужалигида ер ва сувдан фойдаланиш соуасидаги бошцарув тизимини такомиллаштириш масалалари Узбекистонни 2017-2021 йилларда ривожлантириш Стратегиясида белгиланган вазифалардан келиб чиццан уолда урганилган булиб, унда Ергеодезкадастр давлат цумитаси ва Цишлоц ва сув хужалиги вазирлиги ууцуций мацомида юз берганузгаришлар уамда мауаллийдавлатуокимиятиорганларифаолияти, цишлоц хужалиги ишлаб чицариши субъектлари фаолиятига алоуида эътибор царатилади. Мацоланинг хулоса цисмида Узбекистон Республикаси Президентининг "Сув таъминоти ва сув чицариш хизмати курсатиш соуасида тулов интизомини тубдан такомиллаштириш чора-тадбирлари тугрисида"ги Фармонининг ауамияти алоуида цайд этилиб, цишлоц хужалигида ер ва сувдан фойдаланиш соуасидаги бошцарув тизимини такомиллаштириш юзасидан хулосавий фикрлар берилган.

Калит сузлар: тизим, тизимли ёндашув, такомиллаштириш, цонунчилик, бошцарув, оцилона фойдаланиш, ердан фойдаланиш, сувдан фойдаланиш.

Abstract: in this article, the improvement of the land-water management system in agriculture is considered through the prism of the tasks formulated in the Development Strategy of Uzbekistan for 2017-2021, emphasizing the process of reorganization of the legal status of the state administration bodies of the State Committee for Land Resources of Geodesy, Cartography and State Inventory, the Ministry of Agriculture and Water Resources, with a special role of local authorities, which are the subjects of agricultural production; in the conclusion of current article the role of the Decree of the President of the Republic of Uzbekistan "On Measures for Cardinal Improvement of Payment Discipline in the Sphere of Providing water supply and wastewater disposal " is emphasized and conclusions on improving the land-water management system in the agriculture are provided.

Key words: system, system approach, improvement, legislation, management, rational use, land use, water use.

Необходимость совершенствования системы управления земле- и водопользованием в сельском хозяйстве Узбекистана исходит из задач, обозначенных в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах [1]. В пункте 3.3 Стратегии «Модернизация и интенсивное развитие сельского хозяйства» поставлены задачи углубления структурных реформ и динамичное развитие сельскохозяйственного производства;дальнейшей оптимизации посевных площадей, направленной на сокращение посевных площадей под хлопчатник и зерновые колосовые культуры, с размещением на высвобождаемых землях картофеля, овощей, кормовых и масличных культур, а также новых интенсивных садов и виноградников;дальнейшее улучшение мелиоративного состояния орошаемых земель, развитие сети мелиоративных и ирригационных объектов, широкое внедрение в сельскохозяйственное производство интенсивных методов, прежде всего современных водо- и ресурсосберегающих агротехнологий; принятие системных мер по смягчению негативного воздействия глобального изменения климата и высыхания Аральского моря на развитие сельского хозяйства и жизнедеятельности населения [2].

В целях реализации поставленных в этом документе задач, в республике начат процесс реорганизации органов управления. В 2017 году 31 мая Президентом Республики Узбекистан был принят Указ «О мерах по усилению контроля за охраной и рациональным использованием земель, совершенствованию геодезической и картографической деятельности, упорядочению ведения государственных кадастров» [3]. В пункте 2 данного Указа определены основные направления деятельности Государственного комитета Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру, к которым отнесены:

разработка и обеспечение реализации единой государственной политики по рациональному использованию земельных ресурсов, в сфере геодезической и картографической деятельности;

осуществление системного государственного контроля за рациональным использованием и охраной земель, государственного геодезического надзора за неукоснительным соблюдением требований законодательства с привлечением виновных лиц к установленной законодательством административной ответственности;

разработка и реализация государственных программ по рациональному использованию земельных ресурсов, обеспечению сохранности и охраны земель, повышению плодородия почв, усилению эффективности геодезической и картографической деятельности;

ведение государственного земельного кадастра, государственного картографо-геодезического кадастра, государственного кадастра зданий и сооружений, государственного кадастра территорий, а также Единой системы государственных кадастров;

координация деятельности органов государственного управления и органов исполнительной власти на местах в сфере ведения ими государственных кадастров и другие [4].

Этой же датой, т.е. 31 мая 2017 года Президентом Республики Узбекистан было принято Постановление «О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности Государственного комитета Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру» [5].

В пункте 3 этого Постановления сказано об:

образовании Комиссии по обеспечению реализации задач по дальнейшему совершенствованию деятельности Государственного комитета Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру и его структурных подразделений;

утверждении Программы мер по дальнейшему развитию Государственного комитета Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру;

внедрении в отрасль передовых научно-технических достижений, обновлению материально-технической базы, привлечению в отрасль международных грантов на 20172021 годы.

Здесь же сказано о возложении на руководителей Государственного комитета Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру, министерств и ведомств - ответственных исполнителей, Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и города Ташкента персональную ответственность за организацию своевременного и качественного выполнения мероприятий. Кроме того, исключительно важным является то, что Государственный комитет Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру и его территориальные подразделения освобождаются от уплаты государственной пошлины по искам и заявлениям, подаваемым в суды в соответствии с их полномочиями [6].

Задачи и функции. Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 19 июля 2017 года №529, утверждено новое Положение о Государственном комитете Республики Узбекистан о земельных ресурсах, геодезии, картографии и государственному кадастру [7]. В Положение внесены существенные дополнения и изменения. Например, если в ранее действовавшем Положении было сказано о праве Госкомземгеодезкадастраорганизовывать и осуществлять государственный контроль за использованием и охраной земель, то в Главе 2, озаглавленной «Основные задачи и функции Госкомземгеодезкадастра» (п.10) нового Положения, говорится об осуществлении системного государственного контроля за рациональным использованием и охраной земель, государственного геодезического надзора за неукоснительным соблюдением требований законодательства с привлечением виновных лиц к установленной законодательством административной ответственности. Кроме того, на Госкомземгеодезкадастр возложены следующие расширенные и углубленные задачи и установлены конкретные функции:

разработка и обеспечение реализации единой государственной политики по рациональному использованию земельных ресурсов, в сфере геодезической и картографической деятельности;

разработка и реализация государственных программ по рациональному использованию земельных ресурсов, обеспечению сохранности и охраны земель, повышению плодородия почв, усилению эффективности геодезической и картографической деятельности;

ведение государственного земельного кадастра, государственного картографо-геодезического кадастра, государственного кадастра зданий и сооружений, государственного кадастра территорий, а также Единой системы государственных кадастров;

координация деятельности органов государственного управления и органов исполнительной власти на местах в сфере ведения ими государственных кадастров;

расширение международного сотрудничества в области землепользования, геодезии, картографии и государственного кадастра, привлечение международных грантов;

обеспечение на системной основе переподготовки и повышения квалификации кадров по землеустройству, геодезии, картографии и государственным кадастрам и другие [8].

О Госкомземгеодезкадастре как специально уполномоченном органе, субъекте государственного экологического контроля за использование и охране земель, сказано и в статье 11 Закона Республики Узбекистан «Об экологическом контроле» от 27 декабря 2013 года [9].Государственный комитет Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру осуществляет экологический контроль за рациональным использованием и охраной земель, за исключением загрязнения земель производственными и иными отходами, радиоактивными, химическими, биологическими веществами и сточными водами. А в статье 2661 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности сказано, что органам Государственного комитета Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру подведомственны дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 65 (за исключением загрязнения земель производственными и иными отходами, химическими и радиоактивными веществами и сточными водами), статьей 68 (за исключением земель городов и поселков, земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного назначения, земель водного фонда), статьей 69 настоящего Кодекса[10] .

Процесс совершенствования системы управления землепользованием и охраной земель в целом и в сельском хозяйстве, в частности, хорошо виден во вносимых изменениях и дополнениях Земельного кодекса Республики Узбекистан, других нормативно - правовых актов, а также, множестве принимаемых в последние месяцы Президентом Республики Узбекистан указах и постановлениях.

Государственное управление в области использования вод осуществляется Кабинетом Министров Республики Узбекистан, органами государственной власти на местах, а также специально уполномоченными органами государственного управления по регулированию использования вод непосредственно или через бассейновые (территориальные) управления и иными государственными органами, сказано в статье 8 Закона о воде и водопользовании[11].

К специально уполномоченным органам государственного управления в области регулирования использования вод относятся Министерство сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан (поверхностные воды), Государственный комитет Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам (подземные воды) и Государственная инспекция по надзору за геологическим изучением недр, безопасным ведением работ в промышленности, горном деле и коммунально-бытовом секторе при Кабинете Министров Республики Узбекистан (термальные и минеральные воды) в пределах их компетенций [12].

В Разделе II Положения о Минсельводхозе, утвержденного Кабинетом Министров Республики Узбекистан от 28 июня 2003 года №290, с внесенными изменениями и дополнениями и озаглавленного «Задачи и функции Министерства», предписано осуществление государственного управления поверхностными водными ресурсами на основе бассейнового принципа управления ирригационными системами и внедрение на всех уровнях рыночных принципов водопользования и водопотребления;осуществление управления поверхностными водными ресурсами на основе бассейнового принципа;разработку программы по мелиоративному улучшению и освоению земель;разработку и внедрение принципов рыночных взаимоотношений и экономических механизмов в использовании водных ресурсов [13];выдачу разрешений на специальное водопользование или водопотребление бассейновым управлениям ирригационных систем, управлениям магистральных каналов (систем), управлениям эксплуатации водохранилищ,

организациям, эксплуатирующим трансграничные водные объекты, водные объекты межобластного значения, крупные и особо важные водохозяйственные объекты, управлениям насосных станций, энергетики и связи, мелиоративным экспедициям, а также другим водопользователям и водопотребителям - из искусственных водных объектов республиканского или межобластного значения; внесение предложений в органы по охране природы о выдаче разрешений на специальное водопользование и водопотребление из естественных поверхностных водных объектов[14].

Исходя из того, что фермерству в Узбекистане, как и в наиболее развитых странах мира, придается особое значение в сельскохозяйственном производстве, в Главе 3 Закона «О фермерском хозяйстве», определяющей основные права и обязанности фермерского хозяйства, подчеркивается, что фермерское хозяйство имеет равные права с предприятиями других форм хозяйствования. Фермерское хозяйство обязано использовать земельный участок строго в соответствии с его целевым назначением; не наносить ущерб земле как природному объекту; нести расходы по содержанию земельного участка, по поддержанию и повышению его плодородия [15].

Согласно статье 14 этого Закона лимиты водопотребления для фермерских хозяйств определяются уполномоченными органами, а порядок учета расхода воды, подаваемой фермерскому хозяйству, и уплаты налога за пользование водными ресурсами, а также льготы по данному налогу определяются законодательством [16].

Ставки налога за землепользование и водопользование, ежегодно устанавливаются Постановлением Президента Республики Узбекистан «О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах государственного бюджета Республики Узбекистан на 2017 год» от 27 декабря 2016 года [17].

Аналогичные условия землепользования и водопользования, устанавливаются Законом «О дехканском хозяйстве» [18].

Акцентируя внимание на совершенствовании системы управления водопользованием и охраной вод в сельском хозяйстве, следует обратиться и к Указу Президента Республики Узбекистан «О мерах по кардинальному совершенствованию платежной дисциплины в сфере оказания услуг водоснабжения и водоотведения» от 16 ноября 2017 года [19]. В данном Указе особое внимание уделяется проблемам водоснабжения и водоотведения питьевых вод, вместе с тем, поручение Госкомземгеодезкадастру, Бюро принудительного исполнения при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан, Совету министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и г.Ташкента о проведении инвентаризации объектов и сооружений водопроводно-канализационных хозяйств с оформлением кадастровых документов, можно считать, направленным и на рациональное водопользование и водопотребление всех вод на территории Республики Узбекистан. Кроме того, в пункте 8 Указа поручается Государственной инспекции по контролю за использованием питьевой воды при Кабинете Министров совместно Министерством сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан обеспечить контроль за своевременным осуществлением попусков поверхностных вод для обеспечения хозяйственно - питьевого водоснабжения. То есть и в данном случае акцент сделан на кардинальное совершенствование контроля рационального использования всех поверхностных вод страны. И, исключительно важным является пункт 12 этого Указа, в котором Министерству народного образования, Министерству высшего и среднего образования Республики Узбекистан принять комплекс мер, направленных на формирование у подрастающего поколения культуры бережного отношения и рационального использования вод [20].

Выводы.

Обобщая изложенное, можно сделать вывод, что совершенствование системы управления земле- и водопользованием в сельском хозяйстве будет наиболее эффективным, если:

1. обозначенные Президентом Республики Узбекистан задачи по развитию сельского хозяйства в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах будут выполняться четко и последовательно;

2. Государственный комитет Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру и Министерство сельского и водного хозяйства смогут построить свою управленческую деятельность на принципах рыночных отношений с учетом национального менталитета;

3. все субъекты сельскохозяйственного производства и, в первую очередь, фермерские и дехканские хозяйства, выполняя требования законодательства, будут рационально и эффективно использовать земельные и водные ресурсы;

4. будет уделяться особое внимание и соответствующее финансирование подготовке высококвалифицированных специалистов, как в сфере управления, так и в сфере производства;

5. в процессе совершенствования системы управления земле- и водопользованием в сельском хозяйстве будет использоваться опыт и технологии ведущих государств Мира.

Spisok ispolzovannoy literaturi:

1. Mirziyoyev Sh.M. Noviy etap sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya Andijanskoy oblasti. «Narodnoye slovo», 6 iyunya 2017 g.

2.Karimov I.A. Uzbekistan na poroge dostijeniya nezavisimosti. - T.: Uzbekistan, 2011. - 383 s.

3. Skripnikov N.K. Sovershenstvovaniye upravleniya v sfere prirodopolzovaniya i oxrani okrujayushey sredi (na primere Uzbekistana). Statya v Jurnale zarubejnogo zakonodatelstva i sravnitelnogo pravovedeniya. №5 (oktyabr) 2017, Moskva. S.129 -136

4. Camatov G. Akromov B. "Istiklol yillarida agrar tarmoqda amalga oshirilgan iqtisodiy isloxatlar natijalari va istiqbollari". Akademik Yax'yo G'ulomov nomidagi Respublika ilmiy seminarining 37-yigilishi materiallari. - T., 2006 .PaulinoD. Ungos, Jr. &Paulino Q. Ungos III -Agrarian Law and Social Legislation, 2011.

5. Barte - Law on Agrarian Reform, 2012.

6. Konstitutsiya Respubliki Uzbekistan - T.: Uzbekistan, 2014. - 76 s.

7. Zakon Respubliki Uzbekistan «O dexkanskom xozyaystve» (Vedomosti OliyMajlisa Respubliki Uzbekistan, 1998 g., 2004 g., № 1-2, st.18; Sobraniye zakonodatelstva Respubliki Uzbekistan, 2004 g., 2016 g., № 52, st. 597)

8. Zakon Respubliki Uzbekistan «O fermerskom xozyaystve» (novaya redaksiya) (Sobraniye zakonodatelstva Respubliki Uzbekistan, 2004 g., № 40-41, st. 433; 2017 g., № 1, st. 1)

9. Ukaz Prezidenta Respubliki Uzbekistan Ukazom «O Strategii deystviy po dalneyshemu razvitiyu Respubliki Uzbekistan», na period 2017-2021 godi, ot 7 fevralya 2017 goda, (Sobraniye zakonodatelstva Respubliki Uzbekistan, 13 fevralya 2017 g., N6, st.70).

10. Ukaz Prezidenta Respubliki Uzbekistan «O merax po korennomu sovershenstvovaniyu sistemi zashiti prav i zakonnix interesov fermerskix, dexkanskix xozyaystv i vladeltsev priusadebnix zemel, effektivnogo ispolzovaniya posevnix ploshadey selskogo xozyaystva». «Narodnoye slovo» ot 10 oktyabrya 2017 goda.

11. http://www.lex.uz

12. http://www.senat.uz

13. http://www.parliament.gov.uz

14. <https://www.gov.uz>

15. https://www.sardorbek-abduvaliev.uz

16. <http://www.press-service.uz/ru/>

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.