Мы видим, что законодатель расширяет круг лиц, которые могут быть признаны ограниченно дееспособными (для чего этим же Законом внесены изменения в п. 2, 3 ст. 29 ГК РФ) и для действительности совершаемых такими лицами сделок, также требуется аналогичное письменное согласие попечителя. Вышеназванные изменения вступили в силу 2 марта 2015 г.
Заметим, что формой письменного согласия законных представителей, как односторонней сделки, вполне могут выступать «заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица...» (п. 1 ст. 165.1 «Юридически значимые сообщения» ГК РФ).
Литература
1. Смирнов В.И. Односторонние сделки: правовая природа и проблемы реализации в некоторых правоотношениях общей части гражданского права: Монография. СПб., 2006.
2. Шестакова Н.Д. Недействительность сделок / Науч. ред. Н.А. Чечина. СПб., 2001.
3. Гутников О.В. Недействительные сделки в гражданском праве. Теория и практика оспаривания. М., 2003.
4. Дятлов Е.В. Отдельные проблемы регулирования правового положения третьих лиц, чье согласие необходимо на совершение сделки // Международное публичное и частное право. 2014. № 2 (77).
5. Осипова С.В. Сделкоспособность несовершеннолетних в гражданском праве России: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Самара, 2007.
6. Смирнов В.И., Желонкин С.С. Историко-правовое развитие учения о сделках, как одном из юридических фактов // Современная наука. 2010. № 3.
УДК 349.42
I ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЛИОРАЦИИ ЗЕМЕЛЬ В УЗБЕКИСТАНЕ
Д.М. Умаров*, Н.К. Скрипников**, Э.Р. Курбонов***
Аннотация. Рассматриваются особенности правового регулирования мелиорации земель. В результате сравнительного анализа законодательства Узбекистана и ряда других государств дано определение понятию «мелиорация земель». Представлены результаты экономического и правового обеспечения мелиорации земель в Узбекистане. Раскрыты правовые меры дальнейшего улучшения мелиоративного состояния орошаемых земель и рационального использования водных ресурсов. Основываясь на анализе законодательства ряда государств, предлагается принятие Закона Республики Узбекистан «О мелиорации земель».
Ключевые слова: мелиорация земель, виды мелиорации земель, правовое регулирование, мелиорация земель в зарубежных странах.
© Умаров Д.М., Скрипников Н.К., Курбонов Э.Р., 2015 Статья опубликована в открытом доступе на сайте sovnauka.com
* УМАРОВ ДИЛШОДЖОН МАЪРУФОВИЧ,
проректор, кандидат юридических наук, доцент Ташкентский государственный юридический университет Контакты: ул. Сайилгох, д. 35, Ташкент, Узбекистан,100000 E-mail: [email protected]
** СКРИПНИКОВ НИКОЛАЙ КУЗЬМИЧ,
доцент кафедры экологического и аграрного права, кандидат юридических наук
Ташкентский государственный юридический университет
Контакты: ул. Сайилгох, д. 35, Ташкент, Узбекистан,100000
E-mail: [email protected]
*** КУРБОНОВ ЭЛДОР РАШИДОВИЧ,
преподаватель кафедры экологического и аграрного права
Ташкентский государственный юридический университет
Контакты: ул. Сайилгох, д. 35, Ташкент, Узбекистан,100000
E-mail: [email protected]
LEGAL REGULATION OF LAND RECLAMATION IN UZBEKISTAN
D.M. Umarov, N.K. Skripnikov, E.R. Kurbonov
Abstract. The article reveals the peculiarities of the legal regulation of land reclamation; a comparative analysis of the legislation of Uzbekistan and other countries provides a definition of the concept of land reclamation; presented positive results of the economic and legal support of land development in the country; It said the legal measures for further improvement of irrigated lands and water resources management; the appropriateness of the adoption of the Law «On Land Reclamation». Keywords: land reclamation, types of land reclamation, regulation of legal, land reclamation in foreign countries.
Научная специальность 12.00.06 — Земельное право; природоресурсное право; экологическое право
Одним из наиболее важных вопросов в правовом регулировании мелиорации земель является наличие наиболее точного определения понятия «мелиорация земель». На сегодня существует ряд определений этого понятия, изложенных в различных источниках, в том числе законах о мелиорации земель Белоруссии, России, Украины, в специальной литературе и научных исследованиях. На наш взгляд, относительно содержательным является определение, приведенное в ст. 2 ФЗ РФ от 10 января 1996 г. (с изм. и доп.) «О мелиорации земель» [1]. В изложенном определении сказано, что мелиорация земель — это коренное улучшение земель путем проведения гидротехнических, куль-туртехнических, химических, противоэрозионных, агролесомелиоративных, агротехнических и других мелиоративных мероприятий [2]. Сравнительный анализ определений понятия «мелиорация земель» наглядно показывает, что во всех определениях ключевое слово — улучшение земель. В связи с этим возникает вопрос, в чем же тогда отличие мелиорации от обычных и повседневных агротехнических работ? Наиболее полный ответ на данный вопрос мы можем получить из двух источников: приведенной ст. 2 ФЗ РФ «О мелиорации земель», в которой подчеркивается, что мелиорация земель — это не просто их улучшение, а коренное улучшение, при наличии указанных и других мероприятий. И из Википедии, где сказано, что мелиорация отличается от обычных агротехнических работ их длительностью и интенсивностью воздействия на объекты мелиорации [3]. Однако, анализ определения понятия «мелиорация земель», по нашему мнению, нуждается еще в некоторых уточнениях. Например, в приведенном выше определении, изложенном в ст. 2 ФЗ РФ «О мелиорации земель», перечислены шесть мероприятий, которые должны привести к коренному улучшению земель. Здесь же допускается оговорка о возможности «и других мелиоративных мероприятий». Но, на наш взгляд, наличие перечисленных и других мероприятий, могут привести к ко-
ренному улучшению земель только при учете места проведения этих мероприятий, т.е. географических, а так же природно-климатических условий. Ведь разновидность мелиоративных мероприятий, связанных с коренным улучшением земель в Архангельской области, будет коренным образом отличаться от разновидности мероприятий в Астраханской области, или Дагестане. Но если это определение использовать в Узбекистане, то разновидность мелиоративных мероприятий для коренного улучшения земель, например, в Сырдарьинской области, будет существенно отличаться от разновидности мероприятий в Сурхандарьинской области или Каракал-пакстане. Конечно, значительную роль при этом играют качество выполнения этих мероприятий и финансирование (затратность). Кроме того, если мелиорация земель отличается от обычных и повседневных агротехнических работ их длительностью и интенсивностью, то и в определении понятия «мелиорация земель» следует добавить эти слова; т.е. и наиболее удачное на наш взгляд определение, изложенное в ст. 2 ФЗ РФ «О мелиорации земель» также нуждается в уточнении и дополнении. Учитывая вышеизложенные обоснования, можно дать следующее определение этому понятию: «Мелиорация земель — это коренное улучшение земель путем длительного и интенсивного проведения гидротехнических, культуртехнических, химических, противоэрозионных, агролесомелиоративных, агротехнических и других мелиоративных мероприятий, с учетом географических и природно-климатических условий».
Мировой опыт в области мелиорации земель наглядно показывает, что в каждой стране это направление требует постоянного внимания со стороны государства, значительных объемов бюджетных и иных средств и правового урегулирования. Для примера, территория Республики Узбекистан занимает площадь, равную 44 896,9 тыс., га. Из них около 76% территории относятся к пустынной зоне [4, с. 82—84]. По данным Государственного комитета Республики Узбекистан по земельным
ресурсам, геодезии, картографии и государственного кадастра по состоянию на 1 января 2012 г., площадь используемых земель составляла 44 410,3 тыс. га. Из них 4315,7 тыс. га, орошаемых земель, что составляет 9,7% от общей площади земельного фонда. В целях реализации Государственной программы по мелиоративному улучшению и рациональному использованию водных ресурсов в 2013—2017 гг., в течение первого полугодия 2015 г., за счет средств Фонда мелиоративного улучшения орошаемых земель, освоено капитальных вложений на сумму порядка 85 млрд сум (около 32 млн долл.), в том числе на строительно-монтажные работы — 74 млрд сум (около 28 млн долл.). С начала 2015 г. завершены работы по строительству и реконструкции 564 км коллекторов, двух мелиоративных насосных станций, 34 скважин вертикального дренажа, 423 наблюдательных скважин, семи гидротехнических сооружений и 119,7 км закрытой коллекторно-дренажной сети [5, с. 47]. В Республике Узбекистан, за последние семь лет, при затратах в 1 трлн 627 млрд сум (около 610 млн долл.), улучшено мелиоративное состояние 2 млн 45 тыс. га земли, что способствовало получению в 2015 г. 7 млн 300 тыс. т зерна и более 3 млн 350 тыс. т хлопка [6].
В связи с представленным выводом, вытекающим из мирового опыта, вторым наиболее важным вопросом в правовом регулировании отношений, связанных с мелиорацией земель является законодательное обеспечение. Как уже было отмечено, на сегодня в ряде государств были приняты законы о мелиорации земель: в Республике Азербайджан Закон от 5 июня 1996 г. № 116-1Г «О мелиорации и ирригации»; ФЗ РФ от 10 января 1996 г. № 4-ФЗ «О мелиорации земель»; Закон Украины от 14 января 2000 г. № 1389-ХГУ «О мелиорации земель»; в Латвийской Республике от 11 декабря 2003 г. «Закон о мелиорации»; Закон Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. № 423-З «О мелиорации земель». В данном контексте необходимо сказать и о Модельном Законе Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ от 31октября 2007 г. «Об охране почв», в котором раскрываются особенности почв [7].
В Узбекистане на сегодня закон, регулирующий отношения о мелиорации земель, отсутствует. Данная сфера отношений регулируется рядом законодательных и подзаконных актов. Например, в ст. 2 Земельного кодекса, сказано о необходимости оказания государственной и иной поддержки в осуществлении мероприятий по повышению плодородия сельскохозяйственных угодий, улучшению мелиоративного состояния и охране земель [8; 9]. Кроме того, в Узбекистане, наряду с государственной поддержкой, обязанность производить комплексную реконструкцию мелиоративно неблагополуч-
ных орошаемых земель, обводнение и улучшение сенокосов и пастбищ, возложена на землевладельцев, землепользователей, арендаторов. Об этом сказано в п. 4 ст. 48 Земельного кодекса «Обязанности землевладельцев, землепользователей, арендаторов по использованию земель сельскохозяйственного назначения» [8; 9; 10].
Аналогичные требования в отношении водопотре-бителей, пользующихся водными ресурсами для нужд сельского хозяйства, установлены в ст. 501 Закона Республики Узбекистан «О воде и водопользовании», где записано, что водопотребители, пользующиеся водными ресурсами для нужд сельского хозяйства, обязаны осуществлять мелиоративные мероприятия, способствующие поддержанию плодородия почв [11; 12; 13].
Наряду с приведенными требованиями, в ст. 14 Закона «О воде и водопользовании» обращено внимание и на то, что Проекты по ремонту и восстановлению мелиоративных объектов должны проходить государственную экспертизу.
В ст. 25 Закона Республики Узбекистан «О дехканском хозяйстве» сказано, что республиканские и местные органы исполнительной власти, органы самоуправления граждан, при создании дехканских хозяйств на территории, где отсутствуют объекты производственного и социально-бытового назначения, осуществляют ее первичное обустройство в виде строительства дорог, линий электропередач и связи, водоснабжение, газификацию, телефонизацию, радиофикацию, а так же землеустройство, и мелиорацию земель. Аналогичная государственная поддержка фермерских хозяйств установлена в ст. 29 Закона Республики Узбекистан «О фермерском хозяйстве» [14]. В тоже время, в ст. 17 Закона Республики Узбекистан «О фермерском хозяйстве», устанавливающей перечень обязанностей фермерских хозяйств, названа обязанность осуществлять мероприятия по улучшению мелиоративного состояния земельного участка, сохранению и повышению его плодородия, предусматривать в бизнес-плане выделение средств на эти цели.
Особую роль в мелиорации земель в Узбекистане играют органы государственного управления: Государственный комитет по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру (Госкомземгео-дезкадастр) и Министерство сельского и водного хозяйства (Минсельводхоз). Как сказано в п. 7 разд. 2 Положения о Госкомземгеодезкадастре, в число его основных задач отнесена и задача о разработке и реализации государственных программ по повышению плодородия почв, рациональному использованию и охране земель и др. [15; 16].
В п. 6 разд. 2 Положения о Министерстве сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан, среди ос-
новных задач данного министерства также предусмотрена задача по разработке программ, направленных на мелиоративное улучшение и освоение земель [16].
Важное значение в правовом регулировании отношений, связанных с мелиорацией земель, играют нормативно-правовые акты, принимаемые Президентом Республики Узбекистан. Например, Указ Президента Республики Узбекистан от 29 октября 2007 г. № УП-3932 «О мерах по коренному совершенствованию системы мелиоративного улучшения земель», сыграл коренное значение в переломе ситуации по улучшению состояния мелиоративных земель. В данном Указе, в первую очередь, обращено внимание на главные недостатки в мелиорации земель. В частности, на отсутствие комплексного, системного подхода при формировании проектов мелиоративных мероприятий, а также конкретных источников их финансирования, слабой работы водохозяйственных структур и ассоциаций водопользователей, что привело к снижению в последние годы объемов мелиоративных работ, повышенной минерализации и высокому уровню грунтовых вод [17]. Далее в Указе, в целях совершенствования работ в этом направлении, в восьми пунктах, излагаются основные приоритеты, задачи и механизм их реализации. Например, в п. 1 сказано о необходимости коренного изменения подходов к формированию и реализации программ мелиоративного улучшения орошаемых земель на основе строгого разделения функций и повышения ответственности заказчиков и исполнителей этих работ. Обеспечение надежного механизма финансирования работ по улучшению мелиоративного состояния орошаемых земель, а также предоставления определенных льгот при выполнении этих работ. Кроме того, в п. 2 Указа говорится о поддержании предложения Министерства сельского и водного хозяйства, Министерства финансов Республики Узбекистан, Ассоциации фермерских хозяйств Узбекистана о создании при Министерстве финансов Республики Узбекистан Фонда мелиоративного улучшения орошаемых земель [17].
В целях реализации этого предложения 31 октября 2007 г. Президентом Республики Узбекистан было принято постановление № ПП-718 «Об организации деятельности фонда мелиоративного улучшения орошаемых земель при Министерстве финансов Республики Узбекистан» [18], а 19 марта 2008 г. — постановление № ПП-817 «О государственной программе мелиоративного улучшения орошаемых земель на период 2008— 2012 гг.» [19]. В связи с истечением срока действия этой Программы, 19 апреля 2013 г. Президентом Республики Узбекистан принимается постановление «О мерах по дальнейшему улучшению мелиоративного состояния орошаемых земель и рациональному использованию
водных ресурсов на период 2013—2017 гг.» [20]. Как видно из названия этого документа в нем, наряду с дальнейшим улучшением мелиоративного состояния орошаемых земель, особое внимание уделяется и рациональному использованию водных ресурсов. В п. 1 этого постановления одобряется Государственная программа по улучшению мелиоративного состояния орошаемых земель и рациональному использованию водных ресурсов на период 2013—2017 гг., разработанная Министерством сельского и водного хозяйства, Министерством экономики, Министерством финансов, Госком-земгеодезкадастром Республики Узбекистан совместно с Советом Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятами (органами государственной власти на местах) областей. Государственная Программа является содержательной, включающей пять приложений, и направленной на решение конкретных задач.
Например, в приложение № 1 включены комплексы мер по улучшению мелиоративного состояния орошаемых земель и обеспечению рационального использования водных ресурсов на период 2013—2017 гг. В приложении № 2 предусмотрены прогнозные параметры работ по мелиоративному улучшению орошаемых земель на период 2013—2017 гг., финансируемых за счет средств Фонда мелиоративного улучшения орошаемых земель при Министерстве финансов Республики Узбекистан. В приложении № 3 прогнозируются параметры строительства и реконструкции ирригационных объектов на период 2013—2017 гг., финансируемых за счет централизованных инвестиций из Государственного бюджета Республики Узбекистан. Приложение № 4 включает прогнозные параметры ремонта и восстановления оросительной сети на период 2013—2017 гг., осуществляемых за счет средств ассоциаций водопотре-бителей и фермерских хозяйств. Приложение № 5 включает прогнозные параметры внедрения системы капельного орошения на период 2013—2017 гг. за счет кредитных и собственных средств сельскохозяйственных товаропроизводителей [20].
В заключение можно сказать, что, несмотря на наличие в Узбекистане ряда нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области мелиорации земель, наглядно демонстрирующих в этой сфере позитивные процессы, было бы целесообразным принятие Закона Республики Узбекистан «О мелиорации земель». Главными основаниями для этого являются объединение всех разрозненных норм в единый законодательный акт, включение в него всех недостающих норм для создания эффективного механизма в регулировании данной сферы отношений и придание ему статуса закона.
Литература
1. URL://http://www.ohranatruda.ru
2. URL://http://www.faolex.fao.org
3. URL://http://ru.wikipedia.org/wiki
4. Национальный доклад о состоянии окружающей среды и использовании природных ресурсов в Республике Узбекистан. Государственный комитет Республики Узбекистан по охране природы. Ташкент, 2013.
5. URL://http://www.cer.uz
6. Народное слово. 2015, 22 окт.
7. URL://http://www.base.spinform.ru
8. Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан. 1998. № 5—6. Ст. 82.
9. Собрание законодательства Республики Узбекистан. 2004. № 25. Ст. 287.
10. Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан. 2003. № 9—10. Ст. 149.
11. Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан. 1993. № 5. Ст. 221.
12. Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан. 1997. № 4—5. Ст. 126.
13. Собрание законодательства Республики Узбекистан. 2007. № 50—51. Ст. 512.
14. Собрание законодательства Республики Узбекистан. 2004. № 40—41. Ст. 433.
15. Приложение № 5 к постановлению Кабинета Министров от 19 октября 2004 г. № 483 // Собрание законодательства Республики Узбекистан. 2004. № 42. Ст. 446; 2010. № 23. Ст. 183; 2012. № 41—42. Ст. 483; 2014. № 23. Ст. 269.
16. Приложение № 5 к постановлению Кабинета Министров от 28 июня 2003 г. № 290 // Собрание законодательства Республики Узбекистан. 2003. № 12. Ст. 98.
17. URL://http://www.uza.uz/ru/documents/o-merakh-po-korennomu sovershenstvovaniyu-sistemy-meliorativ-nogo-uluchsheniya-zemel
18. URL://http://www.lex.uz
19. Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан. 2008. № 3. Ст. 164.
20. Собрание законодательства Республики Узбекистан. 2013. № 17. Ст. 223.
УДК 343.2/7
| СТАТУС В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
В.Ю. Шевченко*
Аннотация. При исследовании объекта преступления делается вывод о том, что статус в системе общественных отношений охватывает позиции сторонников критики теории общественных отношений как объекта преступления; более полно и точнее соответствует роли объекта преступления, чем господствующие общественные отношения.
Ключевые слова: объект, преступление, общественные отношения, правовой статус, интерес, правовое благо, динамика развития, вред, вес, состояние.
STATUS IN SOCIAL RELATIONS
V.Yu. Shevchenko
Abstract. The author, exploring the object of the crime, comes to the conclusion that the status of the system of social relations, covers the position of supporters of criticism of the theory of social relations as the object of the offense and a more complete and more representative of a crime as an object than the prevailing social relations.
Keywords: object, crime, public relations, legal status, interest, legal benefit, dynamics of development, prejudice, condition.
© Шевченко В.Ю., 2015 Статья опубликована в открытом доступе на сайте sovnauka.com
* ШЕВЧЕНКО ВАСИЛИЙ ЮРЬЕВИЧ,
аспирант кафедры уголовного права и процесса Московский институт экономики, политики и права Контакты: Климентовский пер., д. 1, стр. 1, Москва, Россия, 115184 E-mail: [email protected]