ИЗ ИСТОРИИ ПРАВА
История развития законодательства в области мелиорации земель в России
ПЫШЬЕВА Елена Сергеевна, младший научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации
Российская Федерация, 117218, г. Москва, ул. Большая Черемушкинская, д. 34
В статье освещены основные вехи становления российского законодательства в области мелиорации земель. Дана авторская периодизация этапов развития мелиоративного законодательства постреволюционной России. Краткая характеристика каждого из этапов проиллюстрирована наиболее значимыми законодательными актами в данной области общественных отношений.
Ключевые слова: развитие законодательства, мелиорация земель, мелиоративные мероприятия, коренное улучшение земель, охрана земель.
History of Development of Legislation on Reclamation of Lands
in Russia
E. S. Pysh^va
The Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation
34, Bolshaya Cheremushkinskaya st., Moscow, 117218, Russia
E-mail: [email protected]
The article highlights the milestones of formation of the Russian legislation in the field of land reclamation. It gives the author's periodization of the development of reclamation legislation of post-revolutionary Russia, with allocation of her stages. Brief characteristics of each stage is illustrated with the most important legislative acts in the field of public relations. The author uses historical, abstract-logical, formal-legal and comparative-legal methods of scientific knowledge. The article notes that the main achievement of the post-revolutionary legislation is that land reclamation came to be seen not only in the regulation of land use (mainly agricultural land), but also within the legal institution of their protection. Special attention in the article is paid to the adoption of the Federal Law "On Land Reclamation" and its effect. This law laid the legal foundation for the development of the modern reclamation legislation. An analysis of legal acts and scientific literature was allowed to make a conclusion, that reclamation law in Russia for a long period of time was mostly fragmented. However, with the publication of a special Federal Law "On Land Reclamation" this fragmentation of the rules was overcome, but not completely. In addition, since 70s of XX century legal regulation of land reclamation was provided gradually by several branches of legislation (land and water).
Keywords: development of legislation, land reclamation, reclamation activities, land reclamation, land protection.
DOI: 10.12737/3469
Под мелиорацией земель согласно ст. 1 Федерального закона от 10 января 1996 г. № 4-ФЗ «О мелиорации земель» понимается их коренное улучшение, достигаемое за счет проведения гидротехнических, куль-туртехнических, химических, проти-воэрозионных, агролесомелиоративных, агротехнических и других мелиоративных мероприятий. При этом
следует учитывать, что мелиорация в отличие от временных мероприятий приводит к достаточно устойчивому эффекту, заключающемуся «в фундаментальном, длительном изменении природных условий, сохраняющемся десятки и сотни лет»1.
1 Мелиорация земель / под ред. А. И. Голованова. М., 2011. С. 3.
Мелиорация земель осуществляется посредством проведения различных мелиоративных мероприятий, составляющих ее содержание, а потому с ней тесно связанными оказываются и упоминаемые в законодательстве и специальной литературе мелиоративные системы (каналы, водохранилища, коллекторы и др.), проектирование, строительство, эксплуатация и реконструкция которых являются видами мелиоративных мероприятий (гидротехнические мероприятия).
Использование тех или иных видов мелиорации земель имело место на протяжении всей истории российской государственности. Природно-климатические факторы, а также географическое расположение Древней Руси обусловили применение при строительстве первых поселений древних славян, возникающих, как правило, в лесах, на берегах рек, культуртехнических мероприятий. Основным приемом последних выступала расчистка земель от леса и кустарников. В XVIII в. при Петре I широкое использование получил такой вид мелиорации земель, как осушение, задействованное при строительстве Санкт-Петербурга, располагавшегося на болотистой местности (сооружение осушительных каналов); наряду с этим шло крупное гидротехническое строительство.
Несмотря на участие в осуществлении мелиоративных работ широкого круга субъектов права — государства, частных лиц, земств, сельских обществ, правовое регулирование общественных отношений в данной области долгое время почти полностью отсутствовало. Принимались лишь отдельные акты, например «Правила о ссудах на сельскохозяйственные улучшения» от 6 мая 1896 г. В связи с этим существовала объективная необходимость, о чем неоднократно высказывались общественные и политические деятели, в принятии специального закона, регулирующего вопросы мелиорации земель и создания мелиоративных
товариществ как особых объединений землепользователей.
Первый общеимперский закон в сфере мелиорации земель был принят лишь в начале XX в. Это были утвержденные 20 мая 1902 г. «Правила об устройстве канав и других водопроводных сооружений на чужих землях для осушительных, оросительных и обводнительных целей», вошедшие в Устав сельского хозяйства2. Однако в Правилах было обнаружено множество недостатков, что затрудняло их применение на практике. К тому же Правила усложняли мелиоративную деятельность3 и не касались создания объединений землевладельцев по совместному проведению таких работ (мелиоративных товариществ).
Ввиду слабости правового регулирования общественных отношений в области мелиорации до Октябрьской революции будет целесообразным рассмотреть основные вехи развития мелиоративного законодательства начиная именно с 1917 г.
Исходя из задач, возникающих перед государством в данной области, и интенсивности развития нормативно-правовой базы, регулирующей мелиоративные отношения, можно предложить следующую периодизацию развития законодательства о мелиорации земель в постреволюционной России, которая включает пять этапов4.
Первый этап (с 1917 по 1945 г.) — период формирования нового со-
2 См. разд. I гл. X «Об устройстве канав и других водопроводных сооружений на чужих землях для осушительных, оросительных и обводнительных целей» Устава сельского хозяйства.
3 См.: Маслов Б. С., Колганов А. В., Гу-люк Г. Г., Гусёнков Е. П. История мелиорации в России: в 3 т. Т. 1. М., 2002. С. 415.
4 В литературе предлагается и иная пе-
риодизация развития мелиоративного законодательства (см., например: Новицкая Н. Н. Этапы развития правового регулирования мелиорации в России // Аграрное и земельное право. 2007. № 5. С. 89—94).
ветского земельного законодательства. Происходят отмена частной собственности на землю и ее национализация, восстановление разрушенного за годы гражданской войны народного хозяйства, спад в проведении мелиорации земель во время Великой Отечественной войны.
С принятием Декрета о земле от 26 октября (8 ноября) 1917 г. были заложены правовые основы в области проведения мероприятий по коренному улучшению земель. Наряду с отменой помещичьей собственности на землю в Декрете содержалось указание о последствиях осуществления мелиорации (коренного улучшения) земель при очередных переделах земли: «Вложенная в землю стоимость удобрения и мелиорации (коренные улучшения), поскольку они не использованы при сдаче надела обратно в земельный фонд, должны быть оплачены». Отчуждение наделов, в отношении которых не проводились улучшительные работы, осуществлялось безвозмездно, поскольку весь земельный фонд объявлялся «исключительной социалистической государственной соб-ственностью»5.
В развитие Декрета о земле был принят Декрет ВЦИК от 19 февраля 1918 г. «О социализации земли», в котором правовое закрепление получил лишь один из видов мелиоративных мероприятий — орошение. В отличие от него Положение о социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию от 14 февраля 1919 г. впервые в советском законодательстве не только закрепило развернутый перечень задействованных в сельском хозяйстве мелиоративных мероприятий (создание оросительных, осушительных и обводнительных сооружений, защитных лесонасаждений, укрепление песков), но и обозначило их главную цель (на-
5 Общая теория советского земельного права / отв. ред. Г. А. Аксененок, И. А. Ико-ницкая, Н. И. Краснов. М., 1983. С. 40.
правленность) — увеличение производительности земли.
На первом этапе развития мелиоративного законодательства правовая регламентация в данной сфере осуществлялась лишь в самых общих чертах. Вопросы использования мелиорированных земель, их правового режима, осуществления иных видов мелиоративных работ, кроме орошения, осушения, куль-туртехнических мероприятий, в законодательстве этого периода либо вообще не затрагивались, либо затрагивались частично. Преимущественно законодательство было направлено на стимулирование проведения мелиоративных работ (этот вектор развития будет характерен для всего советского законодательства в данной сфере) и привлечение к ним непосредственных землепользователей посредством искусственно созданного института мелиоративных товариществ, предусмотренного постановлением Совета труда и обороны РСФСР от 3 августа 1921 г. «О мелиоративных товариществах» и принятыми в его развитие нормативными правовыми актами.
Мелиоративные товарищества как особая форма сельскохозяйственной кооперации создавались в целях коллективного выполнения работ по коренному улучшению земель и являлись правовым средством, позволяющим государству бесплатно привлекать труд непосредственных землепользователей, которые на добровольных началах вступали в них неохотно6. Данные товарищества выступили прообразом для предусмотренных современным законодательством сельскохозяйственных потребительских кооперативов, одной из функ-
6 На положительное значение данных
объединений (например, воспитание крестьян в духе общественной обработки земель) указывает Ю. Г. Жариков (см.: Жариков Ю. Г.
Правовая охрана почв в СССР: дис. ... канд. юрид. наук. М., 1963. С. 33).
ций которых является проведение мелиоративных работ7.
Принцип добровольности создания мелиоративных товариществ, несмотря на свое нормативное закрепление, носил декларативный характер и на самом деле не соблюдался, поскольку допускалось применение принудительного порядка включения в товарищества несогласных землепользователей.
На первом этапе стимулирование землепользователей к самостоятельному проведению мелиоративных мероприятий на используемых ими земельных участках вне объединений осуществлялось посредством установления налоговых льгот8. В действующем Налоговом кодексе РФ также закрепляется правовой механизм предоставления налоговых льгот в связи с осуществлением мелиоративных мероприятий. Такая мера экономического стимулирования установлена в его гл. 25 «Налог на прибыль организаций» и гл. 252 «Водный налог», в которых при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде стоимости полученных мелиоративных и иных объектов сельскохозяйственного назначения либо не признается объектом налогообложения использование акватории водных объектов для размещения и строительства гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохо-зяйственного, воднотранспортного, водопроводного назначения и для целей водоотведения.
Второй этап (с 1945 по 1966 г.) — период оживления в развитии мелиоративного законодательства. Од-
7 См. Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЭ «О сельскохозяйственной кооперации».
8 Налоговые льготы были предусмотрены постановлением ЦИК СССР, СНК СССР от 2 апреля 1927 г. «Положение о едином сель-ско-хозяйственном налоге», а вслед за ним и постановлением ЦИК СССР, СНК СССР от 29 марта 1931 г. «Положение о едином сель-ско-хозяйственном налоге на 1931 год».
нако начиная с 1950-х гг. деятельность землепользователей направлялась прежде всего на освоение целинных и залежных земель, в связи с чем мелиоративные работы по сравнению с первым этапом стали проводиться в меньших объемах.
Этот период начался с восстановления разрушенного войной народного хозяйства, но мелиоративные мероприятия продолжали проводиться. Шла масштабная борьба с неблагоприятными природными явлениями (засухами, суховеями), причиняющими значительный ущерб сельскому хозяйству, путем развития орошения, посадки крупных государственных полезащитных лесонасаждений, лесонасаждений в колхозах, совхозах. Указанные меры предусматривались постановлением Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) от 20 октября 1948 г. № 3960 «О плане полезащитных лесонасаждений, внедрения травопольных севооборотов, строительства прудов и водоемов для обеспечения высоких и устойчивых урожаев в степных и лесостепных районах европейской части СССР», которое вошло в историю под названием «сталинский план преобразования природы». Таких масштабных примеров реализации проектов лесоразведения, по мнению М. Б. Войцеховского, мировая история не знала9.
С 1945 г. вводится учет орошаемых земель, а с 1952 г. — учет земель с осушительной сетью. Однако такой дифференцированный подход к землям, как отмечает Е. Н. Колотин-ская, привел к запущенности общего учета земель, предусмотренного Инструкцией по учету земель от 17 октября 1933 г.10 В 1950 г. был осуществлен переход на новую систему
9 См.: Войцеховский М. Б. Государственная лесополоса // Независимая газета. 2008. 26 нояб.
10 См.: Колотинская Е. Н. Правовые основы советского земельного кадастра. М.,
1980. С. 46.
орошения с применением временных оросительных каналов.
Нормы, регулирующие проведение мелиорации земель, носили в основном фрагментарный характер, были не систематизированы. В специальной литературе это справедливо связывалось с тем, что законодательство о мелиорированных землях до середины 1960-х гг. находилось в стадии формирования, поскольку сохранение и повышение качества сельскохозяйственных земель не входило в число первостепенных задач государства11.
С принятием постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 1 апреля 1965 г. № 256 «Об отнесении затрат по коренному улучшению земель в колхозах на счет государственного бюджета», распространявшегося на колхозы, находившиеся в районах избыточного увлажнения, по нашему мнению, произошел подрыв системы мелиоративных работ в результате отнесения всех затрат по их проведению на государство. Позже такой политический шаг негативно отразился на общем состоянии мелиорированных земель, поскольку у землепользователей была потеряна заинтересованность в улучшении земель и проведении мер по их охране. Особенно явно это проявилось в 1990-х гг. после того, как было практически прекращено государственное финансирование в указанной сфере, а мелиоративные мероприятия за счет средств землепользователей практически не осуществлялись. К тому же мелиоративные системы общего и индивидуального пользования в результате приватизации перешли в собственность сельхозпроизводителей, которые, не имея соответствующей материальной базы, не могли осуществлять их надлежащее содержание и ремонт. Следствием этого в настоящее
11 См.: Кулинич П. Ф. Рациональное использование мелиорированных земель. Киев. 1987. С. 17.
время являются сокращение с каждым годом площадей мелиорированных земель, сильный износ мелиоративных систем, достигающий по отдельным регионам страны 70% и более. Все это требует серьезного пересмотра проводимой государством политики в области мелиорации земель12.
На третьем этапе (с 1966 по 1984 г.) происходит наиболее интенсивное формирование нормативно-правовой базы в рассматриваемой области общественных отношений. Взят курс на интенсификацию сельскохозяйственного производства посредством развития мелиорации земель в целях повышения плодородия почв и связанной с ним урожайности, провозглашено проведение коренного улучшения земель общегосударственным делом.
Начало новому периоду13 положил майский Пленум ЦК КПСС 1966 г., ставший поворотным пунктом в развитии правовых отношений в сфере коренного улучшения земель. По его итогам было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 16 июня 1966 г. № 465 «О широком развитии мелиорации земель для получения высоких и устойчивых урожаев зерновых и других сельскохозяйственных культур», провозгласившее мелиорацию земель в качестве важнейшей общегосударственной задачи. Особо следует отметить, что мелиорированные земли
12 На это направлена утвержденная распоряжением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 37-р Концепция федеральной целевой программы «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014—2020 годы».
13 Этот этап развития мелиорации земель из-за интенсивного ее проведения получил название «золотой век мелиорации» (по
Б. С. Маслову), хотя отдельные ученые выступают против такого утверждения. См. подробнее: Маслов Б. С., Колганов А. В., Гулюк Г. Г., Гу-сёнков Е. П. Указ. соч. Т. 2. С. 261; Айдаров И. П. Очерки по истории развития орошения в СССР и России. М., 2006. С. 154.
(осушенные и орошаемые) впервые в отечественном земельном законодательстве были отнесены не просто к сельскохозяйственным угодьям, а к угодьям, имеющим особую ценность и, следовательно, подлежащим вследствие этого особой охране. Постепенно складывался особый правовой режим мелиорированных земель.
Данный период характеризуется самым бурным развитием нормативно-правовой базы в области мелиорации земель. Были приняты постановления Совета Министров РСФСР от 5 июля 1967 г. № 503 «О неотложных мерах по защите почв от ветровой и водной эрозии в РСФСР», ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 16 июля 1970 г. № 550 «Об улучшении эксплуатации мелиоративных систем и использования орошаемых и осушенных земель», ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 16 апреля 1971 г. № 227 «О мерах по дальнейшему развитию мелиорации земель и сельскохозяйственному освоению в 1971—1975 годах».
Внимание в законодательстве по-прежнему уделялось проведению лишь отдельных видов мелиорации земель, а именно орошению и осушению (гидротехническим ме-лиорациям), хотя в практической деятельности при улучшении качественных характеристик земли используется более 40 видов мелиоративных работ. Отсутствовал и развернутый перечень мероприятий, составляющих содержание мелиорации земель, до сих пор не было дано правовой классификации видов мелиорации земель.
Правовое регулирование мелиорации стало осуществляться по двум направлениям: земельным и водным14 законодательством. Осущест-
14 Некоторые специалисты из южных союзных республик с развитым орошением высказывались за регулирование водным законодательством только лишь вопросов мелиорации (см. об этом подробнее: Сива-ков Д. О. Водное право России и зарубежных государств. М., 2010. С. 16).
влялось оно преимущественно с помощью множественных подзаконных актов — постановлений, а не законов, что было весьма характерно для регулирования природопользования и охраны окружающей среды в то время.
Нормативно-правовая база в земельной сфере в отличие от ранее действовавшей стала развиваться в направлении обеспечения повышения качественных характеристик земель15. Этому способствовал переход от экстенсивного пути развития сельского хозяйства с его ориентацией на вовлечение в хозяйственный оборот новых неиспользованных земель к интенсивному пути, рассчитанному на увеличение урожайности путем повышения качественных характеристик уже используемых земель. Главным средством интенсификации сельскохозяйственного производства выступила мелиорация земель.
Весьма прогрессивным стало правовое закрепление возможности задействования мелиоративных мероприятий не только в целях эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения, но и в целях повышения плодородия почв на землях иной категории — землях городов (ст. 85 Земельного кодекса РСФСР). Следовательно, мелиорированные земли (осушенные и орошаемые) могли входить не только в состав земель сельскохозяйственного назначения, но и в состав других категорий земель.
В 1970 г. республики Средней Азии ввиду необходимости обеспечения их водой для орошения добились принятия постановления Правительства СССР «О перспективах развития мелиорации земель на 1971— 1985 гг., регулировании и перераспределении стока». Но реализовать проект поворота полноводных север-
15 См., например: Пантин Е. В. Актуальные проблемы правового обеспечения целевого использования земель сельскохозяйственного назначения. М., 2012. С. 30.
ных и сибирских рек на юг не уда-лось16, и в 1986 г. соответствующие работы были прекращены17. Осознание недопустимости причинения ущерба окружающей среде, забота о качественном состоянии ее компонентов связаны с появлением и становлением в середине 1970-х гг. природоохранного права (В. В. Петров называет его природоохранитель-ным18) как самостоятельной отрасли, что явилось ответом на особенно возросшую в то время нагрузку на природные ресурсы.
Особое значение имела одобренная в 1982 г. Пленумом ЦК КПСС Продовольственная программа, носившая комплексный характер и нацеленная на подъем сельскохозяйственного производства. В ней было намечено довести площади орошаемых земель в 1985 г. до 20,8 млн га и в 1990 г. до 23—25 млн га и осушенных земель соответственно до 15,5 млн га и 18— 19 млн га19. Однако данные показатели так и не были достигнуты20.
Четвертый этап (с 1984 по 1991 г.) характеризуется уменьшением количества принимаемых нормативных
16 Тем не менее идея переброски сибирских рек жива. В частности, подобные предложения высказывал бывший мэр г. Москвы Ю. М. Лужков. URL: http://www. newsru.com/russia/30oct2008/luzh_voda. html (дата обращения: 25.06.2013).
17 См. постановление ЦК КПСС и Совмина СССР 1986 г. «О прекращении работ по переброске части стока северных и сибирских рек».
18 См. подробнее: Петров В. В. Концепция экологического права как правовой общности, науки и учебной дисциплины // Вестник Московского университета. Сер. 11. Право. 1987. № 5. С. 35.
19 См.: Продовольственная программа: нормативные акты / сост. В. Е. Головин, Л. Д. Пушков; отв. ред. А. А. Денисов. М., 1984. С. 26.
20 Максимальные показатели площадей
таких земель были отмечены в 1990 г. — более 11 млн га. См.: Казьмин М. А. Земельные реформы в России (19—20 вв.): Уроки пройденного пути. М., 2012. С. 150.
правовых актов, затрагивающих вопросы коренного улучшения земель, регулированием данных вопросов также в рамках института охраны земель, провозглашением комплексного подхода к охране угодий.
Отправной точкой развития законодательства о мелиорации земель в данный период явилось издание совместного постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 23 октября 1984 г. № 1082 «О долговременной программе мелиорации, повышении эффективности использования мелиорированных земель в целях устойчивого наращивания продовольственного фонда страны», в котором содержался развернутый план мероприятий по мелиорации земель на период до 2000 г. В нем наряду с положительными результатами проведения мелиорации (введение в эксплуатацию больших площадей орошаемых и осушенных земель, значительное возрастание доли продукции земледелия, получаемой с мелиорированных угодий и др.) одновременно прозвучала критика в отношении результатов проведенных работ (отсутствие необходимой сельскохозяйственной и мелиоративной техники, крайне низкая урожайность на мелиорированных землях в ряде хозяйств и проч.), а также были намечены пути выхода из создавшейся неблагоприятной ситуации.
В этот период мелиорация земель стала рассматриваться в нормативных правовых актах не только при регулировании использования земель (как правило, сельскохозяйственного назначения), но и в рамках развивающегося института охраны земель. Впервые получила «юридическое закрепление концепция охраны природных ресурсов... непосредственно в процессе их использования, а не в отрыве от него»21. Уста-
21 Зацепина Т. Н. Мелиорация сельскохозяйственных земель: теория и практика правового регулирования / под ред. Г. А. Ак-сененка, П. Ф. Кулинича. Минск, 1991. С. 5.
новлен императивный запрет на изъятие особо ценных продуктивных земель, что имело важную практическую направленность, а именно недопущение уменьшения площадей особо ценных земель. В рамках института охраны земель был впервые закреплен подробный перечень мер экономического стимулирования рационального использования и охраны земель; провозглашен комплексный подход к охране угодий.
Пятый этап (с 1991 г. по настоящее время) — период упадка сельского хозяйства, развала мелиоративного дела; постепенный приход государственных мелиоративных систем в непригодное состояние в результате бесхозяйственного к ним отношения; принятие первого закона о мелиорации земель, выступившего правовой базой современного мелиоративного законодательства; постепенное сокращение площадей мелиорированных земель.
Данный этап характеризуется проведением аграрно-земельной реформы, имевшей крайне неблагоприятные последствия для дальнейшего развития сельского хозяйства22. Мелиоративные работы были практически прекращены в связи с недостаточным государственным финансированием, осуществлявшимся по «остаточному» принципу. От 5 до 17% площадей земель, улучшенных за счет проведения гидромелиоративных работ, ежегодно не засевались23. Отдельные мелиоративные системы фактически попали в разряд бесхозяйных: осуществлять их содержание и ремонт оказалось некому.
Главным событием данного периода стало принятие Федерального закона от 10 января 1996 г. № 4-ФЗ «О мелиорации земель», призванного комплексно регулировать отношения в области мелиорации земель, а
22 См.: Аграрное право: учебник / под ред. С. А. Боголюбова, Е. Л. Мининой. М., 2008. С. 295—298.
23 См.: Маслов Б. С., Колганов А. В., Гу-люк Г. Г., Гусёнков Е. П. Указ. соч. Т. 3. С. 66.
также впервые на законодательном уровне закрепившего типы и виды мелиорации земель. На данный Закон возлагались особые надежды по разрешению назревших трудностей, однако он не смог в полной мере разрешить их все, поскольку во многом его положения носят декларативный характер и содержат ряд противоречий и неясностей.
Анализ становления и развития мелиоративного законодательства в России показывает, что оно на протяжении длительного периода времени носило в основном фрагментарный характер. С изданием Федерального закона «О мелиорации земель» фрагментарность норм была, хотя и не полностью, преодолена. Кроме того, с 1970-х гг. правовое регламентирование мелиорации земель постепенно стало осуществляться несколькими отраслями законодательства (земельным и водным).
Преимущественное внимание в мелиоративном законодательстве уделялось гидротехническим ме-лиорациям (орошению, осушению). Что касается иных видов мелиорации (культуртехнических, агролесомелиоративных, химических и др.), то они в нормативных правовых актах либо вообще не рассматривались, либо затрагивались косвенно. Существующие сегодня проблемы в области мелиорации во многом имеют исторические корни, и важно помнить, что наряду с перегибами в проводимой советским правительством политике прежнее законодательство имело много положительных моментов (например, рассмотрение мелиорированных земель как особо ценных сельскохозяйственных угодий, запрет на изъятие таких земель), которые необходимо учитывать при решении современных задач.
Библиографический список
Аграрное право: учебник / под ред. С. А. Боголюбова, Е. Л. Мининой. М., 2008.
Айдаров И. П. Очерки по истории развития орошения в СССР и России. М., 2006.
Войцеховский М. Б. Государственная лесополоса // Независимая газета. 2008. 26 нояб.
Жариков Ю. Г. Правовая охрана почв в СССР: дис. ... канд. юрид. наук. М., 1963.
Зацепина Т. Н. Мелиорация сельскохозяйственных земель: теория и практика правового регулирования / под ред. Г. А. Ак-сененка, П. Ф. Кулинича. Минск, 1991.
Казьмин М. А. Земельные реформы в России (19—20 вв.): Уроки пройденного пути. М., 2012.
Колотинская Е. Н. Правовые основы советского земельного кадастра. М., 1980.
Кулинич П. Ф. Рациональное использование мелиорированных земель. Киев. 1987.
Маслов Б. С., Колганов А. В., Гулюк Г. Г., Гусёнков Е. П. История мелиорации в России: в 3 т. М., 2002.
Мелиорация земель / под ред. А. И. Голованова. М., 2011.
Новицкая Н. Н. Этапы развития правового регулирования мелиорации в России // Аграрное и земельное право. 2007. № 5.
Общая теория советского земельного права / отв. ред. Г. А. Аксененок, И. А. Икониц-кая, Н. И. Краснов. М., 1983.
Пантин Е. В. Актуальные проблемы правового обеспечения целевого использования земель сельскохозяйственного назначения. М., 2012.
Петров В. В. Концепция экологического права как правовой общности, науки и учебной дисциплины // Вестник Московского университета. Сер. 11. Право. 1987. № 5.
Продовольственная программа: нормативные акты / сост. В. Е. Головин, Л. Д. Пуш-ков; отв. ред. А. А. Денисов. М., 1984.
Сиваков Д. О. Водное право России и зарубежных государств. М., 2010.