Научная статья на тему 'Правовой режим мелиорируемых и мелиорированных земель'

Правовой режим мелиорируемых и мелиорированных земель Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1979
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Журнал российского права
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО / LAND LAW / ПРАВОВОЙ РЕЖИМ / LEGAL REGIME / МЕЛИОРАЦИЯ ЗЕМЕЛЬ / LAND RECLAMATION / МЕЛИОРИРОВАННЫЕ ЗЕМЛИ / RECLAIMED LAND / ОХРАНА ЗЕМЕЛЬ / LAND PROTECTION / ОХРАННАЯ ЗОНА / PROTECTION ZONE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пышьева Елена Сергеевна

Мелиорируемые и мелиорированные земли занимают особое место в системе земель Российской Федерации, что обусловливает специфику их правового режима. В статье исследуются правовая природа и содержание правового режима таких земель, выявляются имеющиеся между ними различия. Дается авторская дефиниция их правового режима. Отмечается, что правовой режим мелиорируемых (мелиорированных) земель и земельных участков в их составе является сильно дифференцированным. В связи с этим указываются факторы, которые оказывают на него влияние. Наибольшие изменения в правовой режим названных земель вносят проводимые на них гидротехнические и агролесомелиоративные мероприятия. Признание земельных участков, входящих в состав той или иной категории, мелиорированными (мелиорируемыми) влечет за собой ужесточение их правового режима ввиду необходимости соблюдения повышенных, прежде всего экологических, требований к их эксплуатации. Ввиду особой уязвимости мелиорируемых и мелиорированных земель, в особенности тех, что находятся в составе зон сельскохозяйственного использования земель населенных пунктов, представляется правовой механизм их защиты и охраны. Указывается на ухудшение их общего экологического состояния, сокращение их площадей и предлагаются пути решения данных проблем правовыми средствами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal Regime of Reclaimed and Improved Lands

Reclaimed and improved lands hold a special place in the land system of the Russian Federation, which determines the specifics of their legal regime.The article explores the legal nature and content of the legal regime for such lands, identifies their differences. The author gives her own definition of the legal regime of lands. The author notes that the legal regime of the reclaimed land and land plots that form part of those lands is highly differentiated. Therefore the author indicates factors that influence this regime. And it is hydrotechnical and agroforestry activities performed on those lands that produce the greatest changes in their legal regime. If lands plots that form part of any land category, are recognized as reclaimed lands, it leads to tightening of the legal regime, because these lands need to comply with strict environmental requirements. Reclaimed lands are particularly vulnerable, especially those that form part of the agricultural zones of settlement lands; that is why the legal mechanism for their protection and conservation was established. The author points out to general deterioration of their ecological state, reduction of land and proposes solutions to these problems through legal means.

Текст научной работы на тему «Правовой режим мелиорируемых и мелиорированных земель»

Право и собственность в Республике Казахстан / под ред. М. К. Сулейменова. Алматы, 1998.

Совершенствование правовых основ земельной реформы в Республике Казахстан / под ред. А. Е. Еренова. Алматы, 1996.

Хаджиев А. Х. Земельное право Республики Казахстан (Общая часть): учеб. пособие / под ред. Н. Б. Мухитдинова. 2-е изд. Алматы, 2002.

Хаджиев А. Х. Земельный кодекс Республики Казахстан: отстояние и некоторые проблемы правового обеспечения современных земельных отношений // Вестник КазНУ. Cерия юридическая. 2004. № 3.

Шкредов В. П. Cоциалистическая земельная собственность. М., 1967.

Щенникова Л. В. Категория «собственность» в российском гражданском законодательстве и русской цивилистике // Государство и право. 1995. № 3.

Правовой режим мелиорируемых и мелиорированных земель

ПЫШЬЕВА Елена Сергеевна, младший научный сотрудник отдела аграрного, экологического и природоресурсного законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации

Российская Федерация, 117218, г. Москва, ул. Большая Черемушкинская, 34

E-mail: [email protected]

Мелиорируемые и мелиорированные земли занимают особое место в системе земель Российской Федерации, что обусловливает специфику их правового режима. В статье исследуются правовая природа и содержание правового режима таких земель, выявляются имеющиеся между ними различия. Дается авторская дефиниция их правового режима. Отмечается, что правовой режим мелиорируемых (мелиорированных) земель и земельных участков в их составе является сильно дифференцированным. В связи с этим указываются факторы, которые оказывают на него влияние. Наибольшие изменения в правовой режим названных земель вносят проводимые на них гидротехнические и агролесомелиоративные мероприятия. Признание земельных участков, входящих в состав той или иной категории, мелиорированными (мелиорируемыми) влечет за собой ужесточение их правового режима ввиду необходимости соблюдения повышенных, прежде всего экологических, требований к их эксплуатации. Ввиду особой уязвимости мелиорируемых и мелиорированных земель, в особенности тех, что находятся в составе зон сельскохозяйственного использования земель населенных пунктов, представляется правовой механизм их защиты и охраны. Указывается на ухудшение их общего экологического состояния, сокращение их площадей и предлагаются пути решения данных проблем правовыми средствами.

Ключевые слова: земельное право, правовой режим, мелиорация земель, мелиорированные земли, охрана земель, охранная зона.

Legal Regime of Reclaimed and Improved Lands

E. S. Pysh' еva

The Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation

34, Bolshaya Cheremushkinskaya st., Moscow, 117218, Russia

E-mail: [email protected]

Reclaimed and improved lands hold a special place in the land system of the Russian Federation, which determines the specifics of their legal regime.The article explores the legal nature and content of the legal regime for such lands, identifies their differences. The author gives her own definition of the legal regime of lands. The author notes that the legal regime of the reclaimed land and land plots that form part of those lands is highly differentiated. Therefore the author indicates factors that influence this

regime. And it is hydro-technical and agroforestry activities performed on those lands that produce the greatest changes in their legal regime. If lands plots that form part of any land category, are recognized as reclaimed lands, it leads to tightening of the legal regime, because these lands need to comply with strict environmental requirements. Reclaimed lands are particularly vulnerable, especially those that form part of the agricultural zones of settlement lands; that is why the legal mechanism for their protection and conservation was established. The author points out to general deterioration of their ecological state, reduction of land and proposes solutions to these problems through legal means.

Keywords: land law, legal regime, land reclamation, reclaimed land, land protection, protection zone.

DOI: 10.12737/11752

В законодательстве и научной литературе среди категорий и видов земель выделяется такая их разновидность, как мелиорируемые и мелиорированные земли1. Под мелиорируемыми землями согласно ст. 2 Федерального закона от 10 января 1996 г. № 4-ФЗ «О мелиорации земель» понимаются земли, на которых проводятся соответствующие мелиоративные мероприятия с целью их коренного улучшения, т. е. проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, создание защитных лесных насаждений, осуществление работ по улучшению физических и химических свойств почв и др. Земли, на которых указанные мероприятия уже проведены и, следовательно, они уже улучшены на длительный период времени (на десятки и сотни лет)2, именуются мелиорированными.

Следует при этом учитывать, что с юридической точки зрения земли становятся мелиорируемыми (мелиорированными) и приобретают соответствующий правовой режим только при наличии составленного, согласованного и утвержденного в установленном порядке проекта ме-

1 См., например: Сторожев Н. В. Правовой режим мелиорированных земель / под ред. А. А. Головко. Минск, 1986; Илебаев У. И. Теоретические основы правового режима орошаемых земель в СССР. Фрунзе, 1968; Крас-сов О. И. Земельное право: учебник. М., 2012.

2 См.: Голованов А. И., Айдаров И. П., Гри-горов М. С. и др. Мелиорация земель / под ред. А. И. Голованова. М., 2011. С. 3.

лиорации3 (ст. 25 Закона о мелиорации земель).

Правовой режим названных земель регулируется наряду с упомянутым выше Законом также Земельным кодексом РФ, Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», иными федеральными актами, а также нормативными правовыми актами субъектов РФ и органов местного самоуправления.

В научной литературе анализу подвергается преимущественно правовой режим различных категорий земель и в значительно меньшей степени их отдельных видов (подви-дов)4, отличающийся как от правового режима категории земель, в которую они включаются, так и от правового режима иных видов земель5. Исключением не является и правовой режим мелиорируемых (мелиорированных) земель.

Категория «правовой режим» неоднократно становилась предметом исследования в трудах ученых как

3 См. определение Тверского областного суда от 5 июня 2012 г. по делу № 33-1802; Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29 июля 2013 г. по делу № А21-3406/2012; Апелляционное определение Ярославского областного суда от 14 апреля 2014 г. по делу № 33-2166/2014.

4 См., например: Болтанова Е. С. Правовой режим сельскохозяйственных угодий // Аграрное и земельное право. 2008. № 1. С. 41— 43; Чмыхало Е. Ю. Правовая охрана сельскохозяйственных угодий: дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2000.

5 См.: Болтанова Е. С. Правовой режим сельскохозяйственных угодий. С. 29.

по общей теории права, так и по отдельным отраслевым юридическим наукам, в том числе по земельному праву. Несмотря на это обстоятельство, в научной литературе до сих пор так и не сложилось единого подхода к сущности и правовой природе данной категории.

Правовой режим земель6 выступает одной из разновидностей правового режима в целом. Как справедливо указывал Г. А. Аксененок, «не земля сама по себе является объектом земельных правоотношений, а земля, в отношении которой установлен определенный правовой режим»7.

Одним из первых, кто исследовал понятие «правовой режим земель», был И. И. Евтихиев, который, анализируя его с точки зрения деятельности органов государственного управления, наделенных соответствующими полномочиями, и не беря во внимание деятельность других субъектов земельных правоотношений в данной сфере, определял его как «статус прав и обязанностей органов земельного управления в отношении данного разряда земель...»8.

Б. В. Ерофеев, расширив данное понятие, подразумевал под ним «совокупность установленных нормами права образцов (моделей) правовых отношений по поводу земли, выступающей в качестве объекта права исключительной государственной соб-ственности»9.

С. А. Боголюбов исходит из того, что под правовым режимом земель следует понимать «совокупность всех

6 Подробнее об этом см., например: Аксененок Г. А. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения // Сельское хозяйство и право в СССР и Италии. М., 1977; Краснов Н. И. Теоретические основы правового режима земель специального назначения: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1966.

7 Аксененок Г. А. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения. С. 138.

8 Евтихиев И. И. Регулирование земельных отношений в городах. Горки, 1929. С. 1.

9 Ерофеев Б. В. Основы земельного пра-

ва (теоретические вопросы). М., 1971. С. 83.

позитивно установленных правовых предписаний, объединяющих всю совокупность прав, обязанностей, дозволений и запретов безотносительно к личности субъектов, которым они принадлежат или адресованы»10.

В земельном праве имеются и иные определения понятия «правовой режим земель»11.

Исходя из приведенных выше точек зрения, можно сделать вывод, что под правовым режимом земель следует понимать набор специальных правовых средств и инструментов, направленных на упорядочение складывающихся отношений по поводу использования и охраны земли посредством закрепления в нормативных правовых актах правил о праве собственности и иных вещных правах на землю, управлении в сфере их использования и охраны, оснований и порядка возникновения и прекращения прав.

Изложенные выше взгляды ученых на сущность и природу правового режима земель вполне применимы и к правовому режиму мелиорируемых (мелиорированных) земель. Вместе с тем последний имеет ряд существенных особенностей, обусловленных сущностными чертами таких земель, их назначением и характером использования.

У. Илебаев, исследуя правовой режим орошаемых земель как одной из разновидности мелиорируемых земель, понимал под ним «устанавливаемый нормами права порядок, определяющий положение поливных земель как объектов правового регулирования, порядок, устанавливающий правовое положение землепользователей орошаемых земель, определяющий правовую охрану по-

10 Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации / под ред. С. А. Боголюбова, Е. Л. Мининой. М., 2002. С. 104.

11 См., например: Болтанова Е. С. Основы правового регулирования застройки земель: монография. М., 2013. С. 26; Бедова Е. С. Правовой режим земель населенных пунктов: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012. С. 18.

ливных земель, порядок, регулирующий права и обязанности государственных органов, занимающихся вопросами использования орошаемых земель и т. п.»12. Исходя из данной дефиниции, можно вычленить элементы, которые ученый включал в правовой режим анализируемых им земель: правовое положение поливных земель; правовое положение землепользователей; правовая охрана поливных земель; права и обязанности государственных органов.

Вслед за ним Н. В. Сторожев, не давая общей дефиниции, попытался раскрыть правовой режим мелиорированных земель в целом через перечисление входящих в него элементов. К последним он относил: рациональное, хозяйственное использование и охрану земель от количественного уменьшения и качественного ухудшения, осуществление права государственных органов по распоряжению и управлению земельным фондом, выполнение землепользователями обязанностей, охрану прав и законных интересов землепользователей13.

Однако имеющиеся немногочисленные определения правового режима мелиорированных земель, даваемые в условиях существовавшего в советское время монопольного права государства на землю, не учитывают и не могут учесть всех современных реалий и факторов, которые оказывают или могут оказать влияние на него и придают ему специфичность. Это обусловливает необходимость пересмотра с учетом сохранения преемственности сложившихся научных взглядов на сущность данного правового явления и формирования в связи с этим новых подходов.

Что касается наличия различий в правовых режимах мелиорированных и мелиорируемых земель, то они не являются существенными.

12 Илебаев У. Теоретическое основы правового режима орошаемых земель в СССР. Фрунзе, 1968. С. 43.

13 См.: Сторожев Н. В. Указ. соч. С. 27.

Но это не делает их тождественными. К тому же в юридической литературе, несмотря на наличие законодательно закрепленных дефиниций этих понятий, нередко отмечается смешение таких видов земель, путаница в употреблении обозначаемых ими понятий.

Различия между ними проявляются преимущественно в том, что объектами правового регулирования они становятся на разных стадиях мелиорации земель14. Так, использование мелиорируемых земель подвергается правовому регламентированию при обследовании земель с целью выявления тех, которые нуждаются в восстановлении и улучшении, мониторинге, принятии решения о проведении мелиоративных мероприятий. Причем, как правило, именно они включаются в составляемые органами исполнительной власти субъектов Федерации перечни особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий. Мелиорированные земли становятся объектами земельных правоотношений при мониторинге, использовании и контроле. Однако в целом во многих случаях для указанных земель в законодательстве устанавливаются схожие правовые режимы.

Находясь в составе различных категорий земель, эти земли подчиняются общему правовому режиму соответствующей категории. Вместе с тем признание земельных участков, входящих в состав той или иной категории, мелиорированными (мелиорируемыми) влечет ужесточение их правового режима ввиду необходимости соблюдения повышенных, прежде всего экологических, требований к их эксплуатации.

Вследствие того, что значительная часть мелиорируемых (мелиорированных) земель включена в состав

14 См.: Комментарий к Федеральному закону от 10 января 1996 г. № 4-ФЗ «О мелиорации земель» / отв. ред. О. Л. Дубовик. Доступ из СПС «Гарант». 2012.

земель сельскохозяйственного назначения, а именно в состав сельскохозяйственных угодий, на них распространяются, помимо требований, содержащихся в Законе о мелиорации земель, правовые требования, связанные со спецификой использования сельскохозяйственных угодий и необходимостью их особой охраны.

Вхождение названных земель в состав иных категорий (кроме земель сельскохозяйственного назначения) делает их более уязвимыми. Это обусловлено тем, что предназначением этих категорий земель является их эксплуатация не только как пространственного базиса для размещения тех или иных объектов, но и как средства производства, а специальных правовых механизмов по защите таких улучшенных земель не предусмотрено.

Особое значение данное положение приобретает для мелиорируемых (мелиорированных) земельных участков в границах зоны сельскохозяйственного использования земель населенных пунктов, где они, обладая повышенными ценностью и кадастровой стоимостью в сравнении с другими видами земель, эксплуатируются в качестве средства производства и юридически не защищены.

В связи с этим, как представляется, для того чтобы обеспечить охрану и рациональное использование мелиорированных земель, расположенных в границах зоны сельскохозяйственного использования и признанных особо ценными сельскохозяйственными угодьями, а также предотвратить ухудшение их качества в результате возможного размещения на них предприятий и иных объектов, способных оказать вредное воздействие, необходимо распространить на них действие общего правового режима сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения15.

15 В научной литературе высказываются мнения о необходимости распространить общий правовой режим земель сельскохо-

Кроме того, целесообразно закрепить в Земельном кодексе РФ норму о недопустимости использования таких земель для целей, не связанных с ведением сельскохозяйственного производства, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством.

Проведенный анализ нормативных правовых актов показал, что мелиорируемые (мелиорированные) земли и образующие их земельные участки обладают сильно дифференцированным правовым режимом, поскольку на него оказывает влияние множество факторов: при-родно-естественные свойства земель; плодородие почв; целевое назначение земельных участков; разрешенное использование земельных участков; наличие прочно связанных с земельным участком объектов недвижимости, нацеленных на улучшение как непосредственно этих земельных участков, так и иных тесно связанных с ними природных объектов; установленные на них права; ограничения и др.

Наибольшие изменения в правовой режим мелиорируемых и мелиорированных земель вносят проводимые на них гидротехнические и агролесомелиоративные мероприятия, следствием которых выступает размещение на них прочно связанных с ними объектов, ведущее к качественному, существенному преобразованию земельного участка16. В связи с этим следует

зяйственного назначения на зоны сельскохозяйственного использования земель населенных пунктов в целом независимо от того, какие земли входят в их состав, что является справедливым и по отношению к мелиорированным землям в их составе (см., например: Аксененок Г. А. Земельные правоотношения в СССР. М., 1958. С. 201; Право землепользования в СССР и его виды / отв. ред. Г. А. Ак-сененок, Н. И. Краснов. М., 1964. С. 140; Бедова Е. С. Указ. соч. С. 139—140).

16 См.: Степанов С. А. Недвижимое иму-

щество в гражданском праве. М., 2004. С. 35; Болтанова Е. С. Основы правового регулирования застройки земель. С. 96.

согласиться с мнением С. А. Боголюбова о том, что «при подготовке и принятии актов о размещении на земельных участках объектов надо учитывать не только ближайшие, но и отдаленные последствия деятельности объектов — экологические, экономические, демографические, нравственные; должен соблюдаться приоритет охраны здоровья человека и благосостояния населения»17.

Исходя из сказанного, следует, что существенными различиями в правовом режиме будут обладать земельные участки, на которых размещены мелиоративные системы, отдельно расположенные гидротехнические сооружения и защитные лесные насаждения. Это влечет за собой переплетение земельно-правового и гражданско-правового режимов, образуя, таким образом, смешанный правовой режим земель.

Правовые режимы мелиорируемых (мелиорированных) земель и земельных участков в их составе и расположенных на них объектов недвижимости оказывают взаимное влияние как друг на друга, так и на соседние с ними земельные участки, например через установление серви-тутов. Причем определяющим здесь остается именно земельный участок. Более того, такое их взаимодействие ведет к существенному преобразованию земельного участка и изменению его правового режима.

Несмотря на распространение на мелиорируемые (мелиорированные) земли особого режима хозяйственной деятельности в мелиоративной сфе-ре18, в России с каждым годом проис-

17 Боголюбов С. А. Правотворчество в сфере экологии: монография. М., 2010. С. 354.

18 К примеру, сооружение и эксплуатация линий связи, электропередачи, трубопроводов, дорог и других объектов на мелиорируемых (мелиорированных) землях должны осуществляться по согласованию со специально уполномоченными организациями, а также соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ; строительство на этих землях объектов и проведение

ходит нарастание тенденций, связанных с ухудшением общего экологического состояния этих земель19, оказывающих вследствие этого порой отрицательное влияние и на близлежащие земельные массивы. В настоящее время на них наблюдаются вторичное заболачивание, засоление, осолонцевание почв, поднятие уровня грунтовых вод на них и на прилегающих территориях и иные негативные последствия20. По этим причинам не все имеющиеся площади орошаемых и осушаемых (осушенных) земель используются в сельскохозяйственном производстве.

В связи с этим мелиорируемые (мелиорированные) земли (земельные участки), которые признаются нормативными правовыми актами субъектов РФ в качестве особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, требуют обеспечения их охраны не только в пределах составляющих их земельных участков, но и вовне. Обеспечению такой охраны и защиты может служить установление вокруг особо ценных угодий охранных зон, в границах которых будут действовать ограничения для правообладателей прилегающих земельных участков21.

других работ, не предназначенных для мелиорации земель, не должны ухудшать водный, воздушный и питательный режимы почв на мелиорируемых (мелиорированных) землях, а также препятствовать эксплуатации мелиоративных систем, отдельно расположенных гидротехнических сооружений и защитных лесных насаждений.

19 Так, по данным Доклада о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения, 29% мелиорированных земель находится в неудовлетворительном состоянии.

20 См: Дьяконов К. П., Дончева Л. В. Экологическое проектирование и экспертиза: учебник. М., 2005. С. 265—267.

21 В научной литературе имеется точка зрения о целесообразности создания, исходя из интересов охраны окружающей среды, здоровья человека и интересов сельского хозяйства, вокруг всех особо ценных про-

Как справедливо отмечает Е. А. Га-линовская, «режим санитарно-за-щитных, а также любых охранных зон не может быть сведен только к ограничению прав на земельные участки и недвижимость. По сути, это совершенно особый способ взаимодействия владельцев соседних земельных участков, населения, органов государственной власти и органов местного самоуправления для достижения одной или нескольких связанных целей»22.

Идея установления зон вокруг таких земель прослеживается в проекте федерального закона № 465407-6 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части перехода от деления земель на категории к территориальному зонированию», который концептуально не поддер-живается23 экспертами и учеными. В нем предлагается закрепить вокруг в том числе рассматриваемых

дуктивных сельскохозяйственных угодий охранных зон, что, на наш взгляд, заслуживает одобрения и является вполне разумным (см.: Голышев Н. А. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения (на примере Республики Мордовия): дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010. С. 49).

22 Галиновская Е. А. Теоретические и методологические проблемы земельных правоотношений: монография. М., 2009. С. 172.

23 См.: Галиновская Е. А. О направлениях совершенствования установления категорий и разрешенного использования земель // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2012. № 10. С. 78—81; Липски С. А. Зонирование территорий как механизм обеспечения целевого использования земель // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2013. № 6. С. 59—65; Буров В. А. Реализация принципа деления земель и земельных участков на категории по целевому назначению: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011. С. 148—172; Анисимов А. П., Землякова Г. Л., Мельников М. М. Зонирование как функция управления земельным фондом: вопросы теории // Современное право. 2012. № 8. С. 87—93.

нами земель (земельных участков) охранные зоны, именуемые «зоной охраны особо ценных сельскохозяйственных земель», режим которых является более строгим, чем в отношении территориальных зон.

Как представляется, предусмотрев на законодательном уровне правовой механизм установления охранных зон вокруг мелиорируемых (мелиорированных) земельных участков, признаваемых особо ценными продуктивными сельскохозяйственными угодьями, его реализация позволит:

во-первых, создать для мелиорированных (мелиорируемых) земель защитный барьер от негативного воздействия хозяйственной деятельности на граничащих с ними земельных участках;

во-вторых, обеспечить охрану уникальных экологических систем, сложившихся на землях, предотвратить их уменьшение;

в-третьих, уменьшить влияние самой мелиоративной деятельности, обеспечить защиту близлежащих территорий от вредного воздействия, которое могут оказать сами мелиорируемые (мелиорированные) земли при несоблюдении правил их эксплуатации (данное положение касается преимущественно земельных участков, в границах которых имеются оросительные и осушительные системы, которые при несоблюдении научно обоснованных подходов к их строительству и эксплуатации могут причинить значительный вред окружающей среде).

Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что в качестве элементов, составляющих правовой режим мелиорируемых (мелиорированных) земель, по нашему мнению, выступают:

1) использование и охрана земель;

2) управление землями;

3) ограничения использования земель и обременения прав собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов;

4) права и обязанности участников док использования и охраны земель, земельных правоотношений; в границах которых проводятся или

5) ответственность участников зе- проведены на основании утвержден-мельных правоотношений. ных проектов мелиоративные меро-

Таким образом, под правовым ре- приятия, посредством закрепления

жимом мелиорируемых (мелиори- стимулов и ограничений, дозволений

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

рованных) земель следует понимать и запретов, направленных на обес-

установленный нормами земельно- печение благоприятной окружаю-

го, экологического, градостроитель- щей среды и устойчивого развития

ного и иного законодательства поря- территорий.

Библиографический список

Аксененок Г. А. Земельные правоотношения в СССР. М., 1958.

Аксененок Г. А. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения // Сельское хозяйство и право в СССР и Италии. М., 1977.

Анисимов А. П., Землякова Г. Л., Мельников М. М. Зонирование как функция управления земельным фондом: вопросы теории // Современное право. 2012. № 8.

Бедова Е. С. Правовой режим земель населенных пунктов: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012.

Боголюбов С. А. Правотворчество в сфере экологии: монография. М., 2010.

Болтанова Е. С. Основы правового регулирования застройки земель: монография. М., 2013.

Болтанова Е. С. Правовой режим сельскохозяйственных угодий // Аграрное и земельное право. 2008. № 1.

Буров В. А. Реализация принципа деления земель и земельных участков на категории по целевому назначению: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011.

Галиновская Е. А. О направлениях совершенствования установления категорий и разрешенного использования земель // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2012. № 10.

Галиновская Е. А. Теоретические и методологические проблемы земельных правоотношений: монография. М., 2009.

Голованов А. И., Айдаров И. П., Григоров М. С. и др. Мелиорация земель / под ред. А. И. Голованова. М., 2011.

Голышев Н. А. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения (на примере Республики Мордовия): дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010.

Дьяконов К. П., Дончева Л. В. Экологическое проектирование и экспертиза: учебник. М., 2005.

Евтихиев И. И. Регулирование земельных отношений в городах. Горки, 1929.

Ерофеев Б. В. Основы земельного права (теоретические вопросы). М., 1971.

Илебаев У И. Теоретические основы правового режима орошаемых земель в СССР. Фрунзе, 1968.

Илебаев У Теоретическое основы правового режима орошаемых земель в СССР. Фрунзе, 1968.

Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации / под ред. С. А. Боголюбова, Е. Л. Мининой. М., 2002.

Комментарий к Федеральному закону от 10 января 1996 г. № 4-ФЗ «О мелиорации земель» / отв. ред. О. Л. Дубовик. Доступ из СПС «Гарант». 2012.

Краснов Н. И. Теоретические основы правового режима земель специального назначения: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1966.

Крассов О. И. Земельное право: учебник. М., 2012.

Липски С. А. Зонирование территорий как механизм обеспечения целевого использования земель // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2013. № 6.

Право землепользования в СССР и его виды / отв. ред. Г. А. Аксененок, Н. И. Краснов. М., 1964.

Степанов С. А. Недвижимое имущество в гражданском праве. М., 2004.

Сторожев Н. В. Правовой режим мелиорированных земель / под ред. А. А. Головко. Минск, 1986.

Чмыхало Е. Ю. Правовая охрана сельскохозяйственных угодий: дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.