Научная статья на тему 'Совершение нотариальных действий в учреждениях и органах, исполняющих наказание в виде лишения свободы'

Совершение нотариальных действий в учреждениях и органах, исполняющих наказание в виде лишения свободы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
544
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НОТАРИАТ / НОТАРИАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / NOTARIAL ACTIONS / УГОЛОВНОЕ НАКАЗАНИЕ / CRIMINAL PENALTY / СДЕЛКА / TRANSACTION / ЗАВЕЩАНИЕ / NOTARIATE / INHERITANCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Упоров Дмитрий Александрович

В статье рассматриваются актуальные вопросы совершения нотариальных действий учреждениями и органами, исполняющими наказание в виде лишения свободы, в отношении лиц, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в исправительных учреждениях. Анализ законодательства Российской Федерации позволяет сделать вывод o наличии пробелов в нормативно-правовых актах, регламентирующих вопросы совершения нотариальных действий в местах лишения свободы в отношении лиц, отбывающих наказание. Имея особый правовой статус, лица, осужденные к лишению свободы, наделены целым рядом запретов и ограничений, несмотря на которые они продолжают оставаться активными участниками гражданских правоотношений, сохраняя право требовать совершения нотариальных действий. Реализация осужденными своих прав на совершение нотариальных действий через обращение к начальникам учреждений или профессиональным нотариусам является достаточно актуальным способом социализации лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, что позволяет не терять осужденным социальных связей с обществом в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Упоров Дмитрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Commission of notarial actions in the institutions executing punishments in the form of imprisonment

In this article the author considers the questions devoted to the notary acts of the institutions executing punishment in the form of imprisonment concerning the persons condemned to imprisonment and serving sentence in correctional facilities are considered. Analysis of the legislation of the Russian Federation allows to draw a conclusion about the gaps in normative legal acts regulating the issues notarial acts in places of deprivation of liberty in respect of persons serving sentences. With a special legal status, persons sentenced to deprivation of liberty, endowed with a list of prohibitions and restrictions, despite which, they remain active participants of civil relations, while retaining the right to demand the notarial acts. Realization by convicts of the rights for commission of notarial actions through the address to chiefs of institutions or professional notaries, is an urgent way of socialization of the persons serving sentence in the form of imprisonment that allows not to lose the convict social public relations.

Текст научной работы на тему «Совершение нотариальных действий в учреждениях и органах, исполняющих наказание в виде лишения свободы»

УДК 347.961

Д. А. Упоров

СОВЕРШЕНИЕ НОТАРИАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ И ОРГАНАХ, ИСПОЛНЯЮЩИХ НАКАЗАНИЕ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ

СВОБОДЫ

В статье рассматриваются актуальные вопросы совершения нотариальных действий учреждениями и органами, исполняющими наказание в виде лишения свободы, в отношении лиц, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в исправительных учреждениях.

Анализ законодательства Российской Федерации позволяет сделать вывод o наличии пробелов в нормативно-правовых актах, регламентирующих вопросы совершения нотариальных действий в местах лишения свободы в отношении лиц, отбывающих наказание.

Имея особый правовой статус, лица, осужденные к лишению свободы, наделены целым рядом запретов и ограничений, несмотря на которые они продолжают оставаться активными участниками гражданских правоотношений, сохраняя право требовать совершения нотариальных действий.

Реализация осужденными своих прав на совершение нотариальных действий через обращение к начальникам учреждений или профессиональным нотариусам является достаточно актуальным способом социализации лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, что позволяет не терять осужденным социальных связей с обществом в целом.

Ключевые слова: нотариат; нотариальные действия; уголовное наказание; сделка; завещание.

D. A. Uporov

COMMISSION OF NOTARIAL ACTIONS IN THE INSTITUTIONS EXECUTING PUNISHMENTS IN THE FORM OF IMPRISONMENT

In this article the author considers the questions devoted to the notary acts of the institutions executing punishment in the form of imprisonment concerning the persons condemned to imprisonment and serving sentence in correctional facilities are considered.

Analysis of the legislation of the Russian Federation allows to draw a conclusion about the gaps in normative legal acts regulating the issues notarial acts in places of deprivation of liberty in respect of persons serving sentences.

With a special legal status, persons sentenced to deprivation of liberty, endowed with a list of prohibitions and restrictions, despite which, they remain active participants of civil relations, while retaining the right to demand the notarial acts.

Realization by convicts of the rights for commission of notarial actions through the address to chiefs of institutions or professional notaries, is an urgent way of socialization of the persons serving sentence in the form of imprisonment that allows not to lose the convict social public relations.

Keywords: notariate; notarial actions; criminal penalty; transaction; inheritance.

© Упоров Д. А., 2017.

Под нотариатом понимается правовой институт, призванный обеспечивать стабильность гражданского оборота, а также защищать права и законные интересы граждан и юридических лиц посредством совершения нотариальных действий.

В научной литературе встречаются различные варианты подходов к определению понятия «нотариальные действия». При этом общим для всех вариантов является указание на особый внесудебный характер совершаемых действий специально уполномоченным государством лицом, в результате которого частные факты, события и документы приобретают характер официальных и, как следствие, обладают повышенной доказательственной и исполнительской силой.

Под нотариальными действиями в Российской Федерации понимаются юридически значимые действия, которые совершаются нотариусами, должностными лицами местных органов исполнительной власти, а также уполномоченными должностными лицами консульских учреждений. Основной целью совершаемых действий, как и в случае с судебной защитой, является защита прав и свобод субъектов гражданско-правовых отношений.

Полный перечень нотариальных действий содержится в ст. 35 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате. По состоянию на май 2017 г. указанный перечень включал тридцать нотариальных действий, которые может осуществить нотариус по просьбе лица, обратившегося к нему. Среди них: удостоверение сделок, удостоверение факта нахождения гражданина в живых, удостоверение времени предъявления документов, выдача свидетельств о праве на наследство и т. д.

Положения ст. 2 Конституции РФ гласят, что права и свободы человека и гражданина являются высшей социально-политической ценностью. Основные права и свободы являются совокупностью установленных и охраняемых международным правом и конкретной государственной властью норм и правил, регули-

рующих отношения субъектов в обществе. Указанные ценности являются важнейшими и основополагающими, предопределяют содержание иных прав и свобод граждан. Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, что, в свою очередь, предполагает их строгую охрану всей системой норм внутреннего и международного права. Исходя из сказанного, органы, совершающие нотариальные действия, повторяя положения Конституции РФ, ставят перед собой цель защиты основных прав и свобод человека. При этом неважно, чьи права будут подлежать защите, лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, или законопослушных граждан. Основные отличия при совершении нотариальных действий в подобных случаях сводятся, как правило, к более сложной процедуре совершения подобных действий и иному составу лиц, обладающих правом совершать указанные действия.

Любое ограничение прав и свобод человека возможно только на основании приговора или решения суда. Уголовное наказание является одной из крайних форм государственного реагирования на общественно опасное деяние и согласно ч. 1 ст. 43 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ) заключается в лишении или ограничении прав и свобод человека. Права и свободы граждан могут быть ограничены лишь по приговору суда и только в той мере, в какой это предусмотрено уголовным и уголовно-исполнительным законодательством.

Анализируя законодательство РФ, в частности, Уголовно-исполнительный кодекс (УИК РФ), иные нормативные акты, можно сделать вывод, что правовое положение лиц, находящихся в местах лишения свободы, имеет достаточное широкое законодательное регулирование, но, несмотря на это, пробелы в законодательстве все же имеют место, в том числе при регулировании вопросов совершения нотариальных действий в местах лишения свободы в отношении лиц, отбывающих наказание.

Имея особый правовой статус, лица, осужденные к лишению свободы, наделены рядом запретов и ограничений, несмотря на которые, они продолжают оставаться активными участниками гражданских правоотношений, сохраняя право требовать совершения нотариальных действий при нахождении в учреждениях и органах, исполняющих наказание в виде лишения свободы, не теряя тем самым социальные связи с обществом в целом.

При реализации осужденными своих гражданских прав важным является наличие соответствующей системы и механизма их обеспечения. Под обеспечением указанных прав понимается совокупность мер и условий, гарантий, создающих возможность лицу пользоваться своими правами [4].

Нотариальные действия, как было сказано ранее, могут осуществляться нотариусами, а также рядом должностных лиц административных органов, в том числе начальниками исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы России.

Данная деятельность регламентируется не только федеральным законодательством, в частности, Основами законодательства РФ о нотариате, Гражданским кодексом РФ, но и специальными ведомственными нормативными актами, например, приказом Минюста России от 27.12.2016 № 313 «Об утверждении форм реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств, удо-стоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах и порядка их оформления», положениями и инструкциями, другими локальными нормативными актами.

Действия, совершаемые руководителями (начальниками) учреждений, приравниваются к нотариальным. Приравненные к нотариальным действия отличаются от нотариальных действий тем, что совершаются специально уполномоченными на то руководителями государственных учреждений в отношении ограниченного круга субъектов, определенных законом. Существенным достоин-152

ством подобного рода действий для лиц, находящихся в местах лишения свободы, является отсутствие нотариального тарифа (пошлины), взыскиваемой по общим правилам при совершении нотариальных действий. Среди действий, совершаемых начальниками учреждений — мест лишения свободы, согласно положениям ст. 185 и 1127 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), можно выделить удостоверение доверенностей (ст. 185-185.1 ГК РФ) и удостоверение завещаний (ст. 1127 ГК РФ). Анализ нормативно-правовых актов РФ, регулирующих порядок и процедуру совершения нотариальных действий, позволяет отнести к ведению начальников учреждений дополнительно такие действия, как: свидетельствование верности копий документов и выписок из них, сви-детельствование подлинности подписи на документах, удостоверение нахождения гражданина в определенном месте [3].

Современная судебная практика показывает, что факт совершения подобных действий начальниками учреждений возможен только в отношении лиц, находящихся в местах лишения свободы, при обязательном вступлении в силу приговора суда. В отношении лиц, находящихся под следствием, подобного рода действия начальниками не совершаются

По состоянию на 1 сентября 2016 г. в учреждениях уголовно-исполнительной системы содержалось 645 350 человек [6]. Информация о практике совершения лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы в учреждениях и органах, исполняющих наказание, различных нотариальных действий, например, составление завещания, выдача доверенности, практически отсутствует. С учетом данного обстоятельства рассматриваемый вопрос представляет как теоретический, так и практический интерес, ведь правоотношения, в которых участвуют лица, отбывающие наказание, регулируются нормами различных отраслей права.

Действующее законодательство не предусматривает ограничений нотариальной правоспособности осужденных, однако на них лежат косвенные ограничения, которые связаны с фактом

изоляции от общества, что усложняет процедуру совершения нотариальных действий этими лицами. Сегодня они могут прибегнуть к помощи либо профессиональных нотариусов, либо начальников учреждений отбывания наказания.

При производстве нотариальных действий руководителями учреждений применению подлежат общие требования, как и при совершении нотариальных действий нотариусами. В свою очередь это предполагает обязательную проверку дееспособности лица, отбывающего наказание в виде лишения свободы, соблюдение тайны совершенных нотариальных действий, совершение действия при наличии документов удостоверяющих личность (паспорта) и др. При отбывании наказания в местах лишения свободы у осужденного паспорт временно изымается на срок отбывания наказания для приобщения к личному делу, и возвращается документ только при освобождении из учреждения, исполняющего наказание. В случае отсутствия паспорта в личном деле администрация исправительного учреждения обязана совершить необходимые действия для оформления нового паспорта. В ином случае совершение нотариальных действий будет невозможным.

Порядок оказания нотариальных услуг и приравненных к ним действий в местах лишения свободы регламентируется разделом XII Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов, утвержденных приказом Минюста России от 14.10.2005 № 189 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы», а также п. 110, 111, 112 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 16.12.2016 № 295.

Законодательство РФ не содержит категорических требований, на основании которых начальник места лишения свободы был бы обязан удостоверять документы либо совершать иные нотариальные действия. Гражданский кодекс РФ предусматривает несколько вариантов, которыми может воспользоваться

осужденный при необходимости совершения нотариальных действий. Осужденный вправе выбрать, кем будут совершаться нотариальные действия: начальником исправительного учреждения либо нотариусом по месту нахождения такого учреждения.

Использование осужденным своего права на привлечение нотариуса для совершения нотариальных действий влечет за собой возникновение ряда сложностей для исправительных учреждений, создавая дополнительную нагрузку на сотрудников исправительного учреждения. Осужденные вправе пользоваться нотариальными услугами за счет собственных средств, в соответствии с действующим уголовно-исполнительным законодательством данные услуги предоставляются по письменному заявлению, которое подается на имя начальника исправительного учреждения. Если у заключенного на лицевом счете есть деньги для оплаты услуг нотариуса, он может написать соответствующее заявление, попросив списать средства за оплату услуг нотариуса с его лицевого счета.

Для предоставления осужденному подобного рода услуг администрация исправительного учреждения должна пригласить в колонию нотариуса, сотрудники должны проконтролировать процесс оплаты работы нотариуса. Контроль за оплатой производится посредством принятия участия сотрудников исправительного учреждения в осуществлении почтового или телеграфного перевода денег со счета осужденного в адрес нотариуса, оказавшего свои услуги, а также проконтролировать соответствие переводимой суммы той сумме, которая указана в заявлении осужденного.

Отдельно бы хотелось рассмотреть вопрос реализации осужденным своего права на составление завещания. Согласно ст. 1127 ГК РФ завещания граждан, находящихся в местах лишения свободы, удостоверенные начальником места лишения свободы, приравниваются к нотариально удостоверенным. При обращении осужденного к администрации исправительного учреждения по вопросу

составления завещания ему должны быть разъяснены нормы наследственного права, регулирующие нормы составления завещания и права завещателя [1]. Начальник учреждения может заверить завещание как составленное самостоятельно заключенным, так и разработанное сотрудниками учреждения, исходя из пожеланий лица, отбывающего наказание. По мнению О. Е. Блинкова, при наличии второго из озвученных вариантов завещания лицу, отбывающему наказание в виде лишения свободы, надлежит переписать его от руки перед заверением. При удостоверении завещания начальником уголовно-исправительного учреждения должна соблюдаться тайна удостоверяемого завещания. Он не вправе сообщать никому содержание завещания, даже лицам, указанным в завещании. Начальник обязан проверить, соответствует ли содержание написанного осужденным текста его действительным намерениям и не противоречит ли завещание требованиям закона. Порядок удостоверения таких завещаний на сегодняшний день продолжает регламентироваться в части, не противоречащей действующему законодательству РФ, Инструкцией о порядке удостоверения завещаний и доверенностей начальниками мест лишения свободы, которая утверждена приказом Минюста СССР от 14.03.1974 К-15/184 [2]. Данная инструкция, несомненно, является устаревшей, не учитывает норм действующего ГК РФ, так как делает отсылку на нормы ГК РСФСР 1964 г., в результате чего имеет место множество расхождений с ныне действующим законодательством. Так, по нормам действующего ГК РФ завещание, приравненное к нотариально удостоверенному, должно быть подписано завещателем в присутствии свидетеля, который также подписывает завещание, но применительно к положениям ГК РСФСР 1964 г. свидетель не требуется, в результате отсутствие свидетеля в соответствии с п. 3 ст. 1124 ГК РФ влечет ничтожность такого завещания.

Таким образом, начальникам мест лишения свободы при заверении завеща-154

ний лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, целесообразнее использовать законодательные акты РФ и в первую очередь положения ГК РФ и ведомственных актов, разработанных на его основе [5].

Принимая во внимание специфичную правосубъектность осужденных, связанную с изоляцией от общества в условиях исправительного учреждения, данные субъекты могут сталкиваются с такими проблемами, как:

- фактическое отсутствие реализации нормы о возможности заверения документов начальником исправительного учреждения;

- сложная процедура получения нотариусом допуска к осужденным;

- проблема обеспечения тайны завещания и других документов.

Для устранения выявленных сложностей необходимо привести все нормативные акты в полное соответствие с действующим законодательством РФ, в частности, Инструкцию Минюста СССР о порядке удостоверения завещаний и доверенностей начальниками мест лишения свободы. Анализ приказов, издаваемых Министерством юстиции РФ, позволяет сказать, что подобная работа ведется. Так, 10 марта 2016 г. был утвержден План мероприятий по инкорпорации правовых актов СССР и РСФСР или их отдельных положений в законодательство Российской Федерации и (или) по признанию указанных актов не действующими на территории Российской Федерации на 2016 год и перечня правовых актов СССР и РСФСР или их отдельных положений, подлежащих инкорпорации в законодательство Российской Федерации в 2016 году, в который вошла и ранее упомянутая инструкция, подлежащая инкорпорированию в национальное законодательство. Однако итогов данной работы, которая бы выразилась в создании новой, соответствующей всем требованиям, инструкции о порядке удостоверения завещаний и доверенностей начальниками мест лишения свободы или внедрении отдельных положений ранее действовав-

шей инструкции в нормативно-правовые акты РФ, до настоящего момента нет.

Подобная работа по инкорпорированию законодательства, несомненно, нужна, однако она не позволяет до конца устранить имеющиеся пробелы. Сегодня назрела необходимость создания Инструкции о порядке совершения нотариальных действий начальниками мест ли-

шения свободы, которая позволит устранить озвученные в статье проблемы.

Благодаря совершенствованию законодательства и устранению пробелов станет возможным повышение эффективности реализации осужденными своих гражданских прав через совершение нотариальных действий.

Литература

1. Блинков, О. Е. Методические рекомендации по удостоверению завещаний лиц, находящихся в местах лишения свободы // Нотариус. — 2015. — № 5. — С. 37-43.

2. Инструкция о порядке удостоверения завещаний и доверенностей начальниками мест лишения свободы: утв. Минюстом СССР 14.03.1974 № К-15/184) // СПС «КонсультантПлюс».

3. Инструкции о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений и муниципальных районов // СПС «КонсультантПлюс».

4. Коробкин, А. В. Наследственные правоотношения с участием осужденных к лишению свободы // Ведомости уголовно-исполнительной системы. — 2013. — № 9. — С. 9-14.

5. Сторожук, М. И. Охрана гражданских прав осужденных: теория вопроса // Уголовно-исполнительное право. — 2014. — № 1. — С. 55-58.

6. Статистические данные ФСИН России за 2016 г. // http://fsin.su /structure/inspector/iao/stati stika/Kratkaya%20har-ka%20UIS.

Сведения об авторе

Упоров Дмитрий Александрович: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк), доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин, кандидат исторических наук. E-mail: Uporov81@mail.ru

Information about the author

Uporov Dmitry Aleksandrovich: Kuzbass Institute of the Federal penitentiary service of Russia (Novokuznetsk), associate Professor of civil and legal disciplines. E-mail: Uporov81@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.