Научная статья на тему 'Социопсихолингвистическое сопровождение образовательной деятельности'

Социопсихолингвистическое сопровождение образовательной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
микросоциология / образовательная деятельность / социолингвистика / психолингвистика / анкетирование / коммуникативная компетенция / microsociology / educational activity / sociolinguistics / psycholinguistics / questionnaire / communicative competence

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сперанская Алевтина Николаевна, Кочетков Максим Владимирович

Актуальность: оптимальность достижения образовательных целей в значительной степени обусловлена такой стороной коммуникативной компетентности, как осведомленность педагога о коммуникативных приоритетах учебного коллектива. Выяснение коммуникативных предпочтений, которыми (сознательно или интуитивно) руководствуются учащиеся, составляет актуальную задачу поддержки образовательной деятельности в учебном заведении. Цель исследования: на материалах эмпирического исследования раскрыть возможность экспликации коммуникативных предпочтений обучающихся. Методы исследования: изучение и анализ результатов анкетирования. Результаты и ключевые выводы: на примере проведенного авторами анкетирования курсантов (Сибирский юридический институт МВД России) показана продуктивность социопсихолингвистического сопровождения учебного процесса. Анкетирование проводилось в начале учебного года, и полученные результаты были использованы педагогами в своей работе. Достоверность обработки обеспечивается микросоциологическим методом количественного описания, а статистическая достоверность – критерием Стьюдента. Суть социопсихолингвистического анкетирования заключается в том, что через числовые индексы определяются три параметра коммуникативной системы малой группы учащихся: тематические, содержательные и жанровые предпочтения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сперанская Алевтина Николаевна, Кочетков Максим Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sociopsycholinguistic Support of Educational Activities

Relevance: the optimality of achieving educational goals is largely due to such a side of communicative competence as the teacher’s awareness of the communicative priorities of the educational team. Finding out the communicative preferences that (consciously or intuitively) students are guided by is an urgent task of supporting educational activities in an educational institution. The purpose of the study: based on the materials of an empirical study, to reveal the possibility of explication of students’ communicative preferences. Research methods: study and analysis of the survey results. Results and key conclusions: using the example of the survey of cadets conducted by the authors (Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia), the productivity of sociopsycholinguistic support of the educational process is shown. The survey was conducted at the beginning of the academic year, and the results obtained were used by teachers in their work. The reliability of processing is provided by the microsociological method of quantitative description, and statistical reliability is provided by the Student’s criterion. The essence of the sociopsycholinguistic questionnaire is that three parameters of the communicative system of a small group of students are determined through numerical indices: thematic, content and genre preferences.

Текст научной работы на тему «Социопсихолингвистическое сопровождение образовательной деятельности»

I_

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

сперанская Алевтина Николаевна,

кандидат филологических наук, доцент, доцент факультета русского языка, Столичный педагогический университет, КНР, 100048, г. Пекин, р-н Хайдянь, Сисаньхуань бэйлу, д. 105 E-mail: alsperanskaya@yandex.ru

Ночетков Максим Владимирович,

кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры электроэнергетики и автоматики, Заполярный государственный университет имени Н. М. Федоровского, Российская Федерация, 663310, Красноярский край, г. Норильск, ул. 50 лет Октября, д. 7; доцент кафедры информационных технологий обучения и непрерывного образования, Сибирский федеральный университет, Российская Федерация, 660041, г. Красноярск,

пр. Свободный, 79 E-mail: m-kochetkov@yandex.ru

Научная специальность: 5.3.5. Социальная психология, политическая и экономическая психология

Alevtina Nikolaevna Speranskaya,

Candidate of Philology, Associate Professor,

Associate Professor at the Faculty of Russian Language,

Capital Pedagogical University,

China, 100048, Beijing, Haidian district,

Sisanhuanbailu, 105

E-mail: alsperanskaya@yandex.ru

Maksim Vladimirovich Kochetkov,

Candidate of Technology, Associate Professor,

Associate Professor at the Department of Electric

Power Engineering and Automation,

Fedorovsky Polar State University,

Russian Federation, 663310, Krasnoyarsk Territory,

Norilsk, 50 Let Oktyabrya St., 7;

Associate Professor at the Department of Information

Technology Training and Continuing Education,

Siberian Federal University,

Russian Federation, 660041, Krasnoyarsk,

Svobodny Ave., 79

E-mail: m-kochetkov@yandex.ru

Scientific specialty:

5.3.5. Social psychology, political

and economic psychology

УДК 316.776.34:371.321

Дата поступления: 22 января 2024 г.

Дата принятия статьи в печать: 13 марта 2024 г.

Социопсихолингвистическое сопровождение образовательной деятельности

Sociopsycholinguistic Support of Educational Activities

Аннотация

Актуальность: оптимальность достижения образовательных целей в значительной степени обусловлена такой стороной коммуникативной компетентности, как осведомленность педагога о коммуникативных приоритетах учебного коллектива. Выяснение коммуникативных предпочтений, которыми (сознательно или интуитивно) руководствуются учащиеся, составляет актуальную задачу поддержки образовательной деятельности в учебном заведении.

Abstract

Relevance: the optimality of achieving educational goals is largely due to such a side of communicative competence as the teacher's awareness of the communicative priorities of the educational team. Finding out the communicative preferences that (consciously or intuitively) students are guided by is an urgent task of supporting educational activities in an educational institution.

The purpose of the study: based on the materials of an empirical study, to reveal the pos-

Цель исследования: на материалах эмпирического исследования раскрыть возможность экспликации коммуникативных предпочтений обучающихся.

Методы исследования: изучение и анализ результатов анкетирования.

Результаты и ключевые выводы: на примере проведенного авторами анкетирования курсантов (Сибирский юридический институт МВД России) показана продуктивность социоп-сихолингвистического сопровождения учебного процесса. Анкетирование проводилось в начале учебного года, и полученные результаты были использованы педагогами в своей работе. Достоверность обработки обеспечивается микросоциологическим методом количественного описания, а статистическая достоверность -критерием Стьюдента. Суть социопсихолингви-стического анкетирования заключается в том, что через числовые индексы определяются три параметра коммуникативной системы малой группы учащихся: тематические, содержательные и жанровые предпочтения.

sibility of explication of students' communicative preferences.

Research methods: study and analysis of the survey results.

Results and key conclusions: using the example of the survey of cadets conducted by the authors (Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia), the productivity of sociopsy-cholinguistic support of the educational process is shown. The survey was conducted at the beginning of the academic year, and the results obtained were used by teachers in their work. The reliability of processing is provided by the microso-ciological method of quantitative description, and statistical reliability is provided by the Student's criterion. The essence of the sociopsycholinguistic questionnaire is that three parameters of the communicative system of a small group of students are determined through numerical indices: thematic, content and genre preferences.

Ключевые слова: микросоциология; образовательная деятельность; социолингвистика; психолингвистика; анкетирование; коммуникативная компетенция.

Keywords: microsociology; educational activity; sociolinguistics; psycholinguistics; questionnaire; communicative competence.

Коммуникативная компетентность — одна из основообразующих детерминант профессионально-творческих качеств педагога, а также специалиста в любой сфере современной профессиональной деятельности [1; 4; 5; 11; 12]. Ценность живого педагогического общения неизменно возрастает [2; 9; 11; 12] в условиях усиливающегося вектора цифровизации всех сфер жизни общества, включая образование [3; 10; 14; 15]. Оптимальность достижения образовательных целей в значительной степени обусловлена такой стороной коммуникативной компетентности, как осведомленность педагога о коммуникативных приоритетах учебного коллектива. Предлагаемая методика [5; 6; 7] диагностики (анкетирование) благоприятствует предоставлению педагогу информации о коммуникативных установках коллектива обучающихся, содействует рефлексии и аксиологическому согласованию коммуникативного процесса. Результаты анкетирования коллектива обучающихся с учетом их микросоциологической и психологической интерпретации позволяют «увидеть» преподавателю коммуникативные особенности каждой учебной группы. С помощью разработанной методики [6; 7; 8] диагностики коммуникативных норм поведения можно оценить ряд социодинамических и психологических характеристик респондентов.

Чем обусловлены возможности и эффективность методики? В анкете предусматриваются задания, позволяющие определить разные стороны коммуникативного процесса и рефлексию тестируемого. Сложившаяся на сегодняшний день научно-познавательная ситуация в социолингвистике и психолингвистике позволяет па-раметрировать лингвистическую и социальную стороны коммуникативной деятельности, отсюда и возможность использовать эти параметры в тестировании [11]. Достоверность обработки обеспечивается микросоциологическим методом количественного описания, а статистическая достоверность — применением критерия Стьюдента.

Полная анкета состоит из семи заданий, из которых мы рассмотрим три, чтобы на их примере показать, как содержание заданий связано с разносторонним диагностированием коммуникативных приоритетов тестируемых. В качестве единиц накопления обучающимися коммуникативного опыта использованы параметры «тема беседы», «содержание» и «речевые жанры» (табл. 1, 2, 3). В устоявшемся учебном коллективе результаты анкетирования предоставляют возможность «увидеть» общие коммуникативные установки коллектива обучающихся.

Таблица 1

Тематическая составляющая коммуникации

Какую тему беседы Вы охотно поддерживаете? Обведите номер (не более 4 номеров в обеих колонках)

Тема беседы От случая к случаю Постоянно

а) Политическая 001 002

Ь) Учебная 003 004

с) Бытовая 005 006

d) Духовная (религиозная) 007 008

е) По содержанию научной деятельности 009 010

Об искусстве 011 012

g) Об отношениях в семье 013 014

^ Об отношениях в коллективе 015 016

Содержательная составляющая коммуникации

Таблица 2

На что Вы прежде всего обращаете внимание в речи собеседника? Оцените предложенное, расставив по местам цифры от 1 до 9, где 9 — самая максимальная оценка. Убедительная просьба не повторять оценку второй раз

а) ответственность собеседника

Ь) содержательность высказывания

с) логичность речи собеседника

d) умение собеседника промолчать

е) правдивость высказываний

1) корректное использование чужой информации

g) степень важности информации

^ навязчивость собеседника

0 связь слов с делом

Таблица 3

Жанровая составляющая коммуникации

Насколько продуктивны по отношению к Вам следующие речевые жанры? Оцените их, расставив в колонках цифры от 1 до 6, где 6 — самая максимальная оценка

а) Речевой жанр В вузе Вне вуза

Ь) Просьба

с) Приказ (приказывающая сторона имеет на это право)

d) Совет (рекомендация)

е) Угроза (угроза не противоречит этическим нормам)

1) Объяснение

g) Уведомление (информирование)

^ Напишите, какие жанры, кроме названных, Вы считаете важными:

Тематическая составляющая коммуникации (табл. 1). Наиболее популярной темой обсуждения в среде обучающихся является учебная. Также по актуальности очень высоко оценивается бытовая тема и политическая в отдельных учебных группах. В среднем у обучающихся тема, отражающая отношения в семье, не имеет высокого уровня, но очень велик модуль среднеквадратичного отклонения, который указывает на наличие отдельных курсантов, заинтересованных в данной теме. Наименее актуальными являют-

ся темы об искусстве, духовная и о научной деятельности, т. е. темы, способствующие развитию внутреннего мира обучающихся.

Содержательная составляющая коммуникации (табл. 2). Целью этого задания является выявление особенностей аксиологических ориентиров тестируемых при оценке содержания коммуникации. Параметры, которые вошли в анкету и являются элементами содержания коммуникации, определены нами на основании аксиолинг-вистического анализа русских паремий [13; 14].

Четкие, явно выраженные закономерности, характерные для всех учебных групп, по результатам проведенного анкетирования не прослеживаются. Принципиальные схемы построения речевого поведения субъективны. Исключение составляют данные, относящиеся к лидирующим типам мнений в некоторых группах: приоритет г и g — правдивость и важность. Гендерная выборка позволила сделать вывод, что девушки, в отличие от юношей, предпочитают выстраивать принципы речевого поведения, опираясь на все составляющие речевой ситуации: в выборе схем речевого поведения они имеют в виду весь спектр оценок.

Жанровая составляющая коммуникации (табл. 3) показывает, что ни просьба, ни приказ не являются доминантой в стенах института, тогда как вне учебного заведения просьба вырастает в абсолютную доминанту, а приказ переходит в статус игнорируемого. Весьма противоречивое отношение в среде курсантов вызывают такие речевые действия, как совет (с тенденцией роста); объяснение (с тенденцией игнорирования); уведомление (с тенденцией игнорирования). Социальное место совета в учебном учреждении неустойчиво и не нормировано. Зато в семье совет начинает набирать очки, переходя в статус слабо доминирующего. Уведомление как речевое действие вызывает у обучающихся также противоречивое отношение, которое повышает свою балльность в ситуации вне института, но не меняет иерархического статуса, оставаясь в зоне противоречивости. Объяснение как речевое действие вызывает у тестируемых противоречивое отношение. Социальный опыт респондентов не обеспечил формирование соответствующей оценки этого жанра. Если учесть, что у курсантов при повы-

шении рейтинга этого жанра все-таки не меняется его статус, то можно утверждать, что обучающиеся с объяснениями «не знакомы» и в общении вне института. Угроза как жанр в среде курсантов полностью игнорируется и уровень игнорирования повышается с переходом ситуации за стены института. Это единственный жанр, который не имеет статистически достоверную разность при переходе из стен института во внешнюю к нему среду, занимая постоянно низкий иерархический статус.

Обучающиеся не видят разницы в стилях общения ни в учебном заведении, ни вне его. При смене ситуаций общения, т. е. при переходе из учебной сферы в бытовую и семейную не отмечается резкого изменения в иерархическом статусе ни одного жанра.

Таким образом, в результате проведенного исследования можно утверждать следующее. При всей кажущейся однородности среды обучающихся фиксируется выраженная дифференциация коммуникативных норм поведения по учебным группам. Задание 2 позволяет анализировать ценностные предпочтения исследуемых групп. Совокупность рейтингов определяет степень актуальности для респондентов содержания коммуникации: отношение к слову, связи слова с делом, правдивость, логичность и т. д. Анализ результатов выполнения заданий 1 и 3 позволяет определить перспективы развития коммуникативных компетенций в ближайшем и среднем будущем. По результатам этих заданий можно утверждать, что из имеющихся тем и жанров общения в учебной и обыденной сферах нет значительных расхождений в группах курсантов, хотя система коммуникативных предпочтений имеет в них различную структуру.

Список литературы:

References:

1. Ахметзянова Г. М. Влияние социального ка- 1. питала педагогов на развитие ученического коллектива школы // Инновации в образовании. 2021. № 1. С. 129-138.

2. Кочетков М. В. Коммуникативно-ориенти- 2. рованные технологии профессионального обучения : учеб. пособие. Красноярск : Сибирский гос. тех. ун-т, 2014. 161 с.

3. Кочетков М. В. Развитие творчески-иннова- 3. ционной образовательной среды и грядущая парадигма образования // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2014. № 12. С. 23-31.

4. Кочетков М. В. Развитие творческой личности 4. преподавателя: Педагогический аспект. Москва : Ун-т Рос. акад. образования, 2004. 224 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Кочетков М. В. Творчество и образователь- 5. ные технологии в вузе правоохранительной системы : учеб. пособие. Красноярск : Сибирский юридический ин-т МВД России, 2003. 133 с.

Ahmetzyanova G. M. Influence of social capital of teachers on the development of the school's student body // Innovation in Education. 2021. № 1. S. 129-138.

Kochetkov M. V. Kommunikativno-orienti-rovannye tekhnologii professional'nogo obu-cheniya : ucheb. posobie. Krasnoyarsk : Sibirskij gos. tekh. un-t, 2014. 161 s. Kochetkov M. V. Development of creative and innovative educational environment and future paradigm of education // Alma Mater (Vestnik Vysshey Shkoly) (Higher School Herald). 2014. № 12. P. 23-31. Kochetkov M. V. Razvitie tvorcheskoj lichnosti prepodavatelya: Pedagogicheskij aspekt. Moskva : Un-t Ros. akad. obrazovaniya, 2004. 224 s. Kochetkov M. V. Tvorchestvo i obrazovatel'nye tekhnologii v vuze pravoohranitel'noj sistemy : ucheb. posobie. Krasnoyarsk : Sibirskij yuridi-cheskij in-t MVD Rossii, 2003. 133 s.

6. Кочетков М. В., Сперанская А. Н, Сперанский А. В. Диагностика коммуникативных норм поведения и ее использование в учебно-воспитательной работе : учеб. пособие. Красноярск : Краснояр. гос. ун-т, 2005. 185 с.

7. Кочетков М. В., Сперанская А. Н, Сперанский А. В. Диагностика коммуникативных норм субъектов учебно-воспитательного процесса : учеб. пособие. Красноярск: Ин-т проблем непрерывного образования РАО, 2010. 160 с.

8. Кочетков М. В., Сперанская А. Н, Сперанский А.В. Социопаремиологический подход к диагностическому сопровождению образовательной деятельности // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2018. № 1. С. 120-124.

9. Красильникова Е. В. О цифровизации гуманитарной модели образования // Цифровизация в АПК: технологические ресурсы, новые возможности и вызовы времени : сб. науч. трудов по материалам Междунар. науч.-практ. конф. Тверь, 11-13 февраля 2020 г. Тверь : Тверская гос. с.-х. акад., 2020. С. 383-387.

10. О формах организации самостоятельной работы студентов / Е. В. Красильникова [и др.] // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 3. С. 206.

11. Проблемы воспитания учащейся молодежи в системе современного вуза / Е. В. Красильникова [и др.]. Тверь : Тверская гос. с.-х. акад., 2023. 133 с.

12. Сердюк Н. В., Земзерева В. И. Деловая риторика. Москва : Академия управления МВД России, 2020. 100 с.

13. Сперанская А.Н. Далевский паремикон о речи: научное издание // Язык и социальная действительность. 2011. Вып. 2. С. 31-42.

14. Сперанская А. Н. Паремиологический Кодекс речевого поведения // Бог, род и речь в народной культуре: анализ русских паремий : монография / А. К. Лесинская, Н. И. Мазай, А. Н. Сперанская. Красноярск: Изд-во СФУ, 2023. С. 17-95. URL: https://elib.sfu-kras.ru/ha ndle/2311/152777?show=full&ysclid=lw4rgu0 hy9544614502 (дата обращения: 20.03.2023).

15. Kochetkov M. V., Avdeeva E.A. Humanitarian reversing higher education in the Russian Federation in light of the transhumanist challenges // The Philosophical Forum. 2021. Vol. 52, No. 2. P. 103-114.

6. Kochetkov M. V., Speranskaya A. N, Speran-skij A. V. Diagnostika kommunikativnyh norm povedeniya i ee ispol'zovanie v uchebno-vospitatel'noj rabote : ucheb. posobie. Krasnoyarsk : Krasnoyar. gos. un-t, 2005. 185 s.

7. Kochetkov M. V., Speranskaya A. N, Speran-skij A. V. Diagnostika kommunikativnyh norm sub"ektov uchebno-vospitatel'nogo processa : ucheb. posobie. Krasnoyarsk: In-t problem ne-preryvnogo obrazovaniya RAO, 2010. 160 s.

8. Kochetkov M. V., Speranskaya A. N, Speran-skij A. V. Socio-paremiological approach to diagnostic support of educational activity // Review of Omsk State Pedagogical University. Humanitarian research. 2018. № 1. P. 120-124.

9. Krasil'nikova E. V. O cifrovizacii gumanitarnoj modeli obrazovaniya // Cifrovizaciya v APK: tekhnologicheskie resursy, novye vozmozhnos-ti i vyzovy vremeni : sb. nauch. trudov po ma-terialam Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Tver', 11-13 fevralya 2020 g. Tver' : Tverskaya gos. s.-h. akad., 2020. S. 383-387.

10. About forms of organisation of students' independent work / E. V. Krasil'nikova [i dr.] // Modern Problems of Science and Education. Surgery. 2016. № 3. P. 206.

11. Problemy vospitaniya uchashchejsya molo-dezhi v sisteme sovremennogo vuza / E. V. Krasil'nikova [i dr.]. Tver' : Tverskaya gos. s.-h. akad., 2023. 133 s.

12. Serdyuk N. V., Zemzereva V. I. Delovaya ri-torika. Moskva : Akademiya upravleniya MVD Rossii, 2020. 100 s.

13. Speranskaya A.N. Dalevskij paremikon o re-chi: nauchnoe izdanie // Yazyk i social'naya dejstvitel'nost'. 2011. Vyp. 2. S. 31-42.

14. Speranskaya A. N. Paremiologicheskij Kodeks re-chevogo povedeniya // Bog, rod i rech' v narod-noj kul'ture: analiz russkih paremij : monogra-fiya / A. K. Lesinskaya, N. I. Mazaj, A. N. Speranskaya. Krasnoyarsk: Izd-vo SFU, 2023. S. 1795. URL: https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/1 52777?show=full&ysclid=lw4rgu0hy9544614502 (data obrashcheniya: 20.03.2023).

15. Kochetkov M. V., Avdeeva E. A. Humanitarian reversing higher education in the Russian Federation in light of the transhumanist challenges // The Philosophical Forum. 2021. Vol. 52, No. 2. P. 103-114.

Для цитирования:

For citation:

Сперанская Алевтина Николаевна, Кочетков Максим Владимирович. Социопсихолингвисти-ческое сопровождение образовательной деятельности // Педагогика и психология: академический журнал. 2024. № 2 (5). С. — .

Speranskaya Alevtina Nikolaevna, Kochetkov Maksim Vladimirovich. Sociopsycholinguistic Support of Educational Activities // Pedagogy and Psychology Academic Journal. 2024. № 2 (5). P. — .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.